игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816–1867) — память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: — праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молит­венный подвиг преподобного Иова Анзерского (†1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); — свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году 71 ) единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768–1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788–1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782–1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795–1865), иеросхимонаха Илариона (Пономаре­ва; 1805–1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824–1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810–1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837–1911), схиархимандрита Варсонофия (Плихан­ко­ва; 1845–1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855–1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853–1928); иеромонаха Никона (Бе­ляева; 1888–1931) — как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865–1938) — как преподобномученика.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Известия о кончине блаженного ученики не разглашали, однако же иноки Соловецкого монастыря и Анзерского скита о ней узнали. В короткое время Голгофский скит наполнился посетителями, которые принесли с собой ладана, восковых свечей, деревянного масла и прочих, приличных такому случаю, приношений. Все желали, чтобы принесенное ими было употреблено при самом погребении. Пришедшие иноки и миряне, окружив келью святого, ожидали погребения, однако быть при этом сподобились немногие. Сильный дождь вынудил мирян разойтись, а между тем ученики, воспользовавшись случаем, исполнили заповедь старца и совершили погребение без мирских людей. Отпевание происходило в храме через три дня по преставлении, то есть в среду второй сдьмицы Великого Поста, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров. Совершали чин иеромонахи с иеродиаконами в присутствии всей скитской братии и пустынножителей, которые поспешили проводить своего отца. Когда оставалось отдать последнее целование почившему старцу, было прочитано найденное в его кельи в запечатанном конверте духовное завещание старца. В нем преподобный прежде всего воздавал хвалу Господу Богу за все Его благодеяния к себе в продолжение своей долголетней жизни; затем, выразив всю свою надежду на воскресение и жизнь вечную, утешал учеников, прощался с ними, благодарил всех еще живых благодетелей и, наконец, объявлял, что имения у него никакого не осталось. Скитские иноки на своих руках вынесли из храма тело старца и положили в каменном склепе, приготовленном на самой горе, глубиной не более метра. Поверх склепа они поставили деревянную гробницу, на которой сделали надлежащую надпись. С самого дня погребения почитателями преподобного на его могиле стали во множестве совершаться панихиды, так что через некоторое время старанием учеников блаженного старца над гробницей была поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобного. В 2000 году преподобный Иов был прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Его честные мощи покоятся ныне в храме в честь Воскресения Христова Голгофо–Распятского скита Спасо– Преображенской Соловецкой обители. Память ему совершается:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших «ради молитв преподобных» безденежно, и несколько сот наемных рабочих. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Подвижники благочестия Святую обитель прославили подвижники благочестия, в разное время подвизавшиеся в монастыре, его скитах и пустынях. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.) — первоначальники обители; преподобный Елисей Сумский (XV — XVI ), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель СвятоТроицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов( в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII в.). Разрушение Соловецкого монастыря XX век принес святой обители страшные и жестокие перемены. После октябрьского переворота 1917 года новая богоборческая власть открыто объявила войну Церкви, верующему народу и всему православному укладу русской жизни. Монастырь был закрыт по решению советской власти, а в 1923 году превращен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, преобразованный с 1937 года в Соловецкую тюрьму особого назначения СТОН (расформирована в 1939 году). На Соловки ссылали в первую очередь иерархов Русской Православной Церкви, монахов и священников, участников Белого движения — офицеров и солдат. Новая власть отправляла сюда своих политических противников, неугодных ей представителей творческой интеллигенции. С начала 30-х годов на острова начинают доставлять раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины. Добровольное заточение

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635-1720), основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита, прп. Анзерский, Соловецкий (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) ИОСИФ (не ранее XIII в.), прп. (пам. 4 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, Многоболезненный ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим.

http://pravenc.ru/rubrics/123220_4.html

Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672). С ними соседствуют материалы о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море). Обширен комплекс материалов о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг). Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Далее 25-й том представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной. В 25-м томе содержится комплекс статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх. Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravenc.ru/shop/657836/

Теперь ко второй части вопроса, касающейся церковного пения: чтобы судить об уровне, надо знать, как с этим обстоят дела в городских храмах. Я этого не знаю. Если же рассуждать о традиции церковного пения в целом, вот пример. На Соловках, на Анзере, в Голгофо-Распятском скиту в тихом молчании уже больше 10 лет опять живут монахи. Численность насельников скита сейчас около 15-17 человек, и это больше, чем до революции. Когда там начинали возрождать жизнь, попробовали служить по уставу, который оставили отцы 300 лет назад, и не смогли. Современный человек не в силах вынести этого. Один из возрождавших монашескую жизнь на Анзере, иеродиакон Кириак, пришел из старообрядцев и принес с собой крюковое пение. И вот там давно поют по крюкам. До определённого времени церковные песнопения записывались именно так. А это ведь культура совершенна иная. Для человека, привыкшего к четырехголосному пению в наших церквях, первое время служба даже кажется немного другой, поскольку это иная звуковая среда. Этот музыкальный язык надо осваивать, что на самом деле не так трудно, просто этим надо заниматься. Человек, который умеет управлять голосом и знает нотную грамоту, говорят, освоит такое быстро. Мне импонирует вот какая точка зрения: когда мы приходим в храм, мы должны попасть в другую атмосферу. То, что нас окружает в мире, это одно, привычное. А там - и звук, и полумрак, и всё, что тебя окружает - совершенно другое. Это правда. В такой обстановке ты можешь на время «выйти» из суетного мира, сменить знакомый окружающий ландшафт, что вокруг тебя, на пространство без техники, информации и суеты, с другим ощущением времени. Мне очень запомнился рассказ анзерской братии о том, что в Греции некоторое время назад возникло движение (причем оно шло не сверху, а снизу) за возрождение одноголосного пения византийской традиции, и люди преуспели в этом, церковь запела «по-старому». Однако, думаю, у нас это пока невозможно. В основной массе церковного народа такое пение не приживётся. Хотя, думаю, этим очень даже стоит заниматься. Некоторые скажут: получается, традиция для избранных. Конечно! А разве это не так? Раз ты переступил порог церкви и хочешь понимать, что там происходит, тебе придётся потрудиться, как, например, приходится трудиться в освоении иностранного языка. Если приехать в Англию и говорить не на английском, никто же не поймет. Так же и здесь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

По свидетельству очевидцев, вместо оказания медицинской помощи больных выгоняли обнаженными на мороз или оставляли на ледяном ветру на колокольнях, чтобы ускорить смерть. Среди узников на озере Анзер были сотни священнослужителей, в том числе архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). В 1929 году в алтаре храма Распятия Господня скончался священномученик Петр (Зверев). Молитвенно помянув погибших на Соловках людей у поклонного креста, установленного возле братских могил, Патриарх Кирилл пешком поднялся к вершине горы Голгофы. В Голгофо-Распятском храме на вершине горы Предстоятель поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким. Обращаясь к насельникам скита, он сказал, что это место отмечено «сугубыми страданиями людей и сугубыми духовными подвигами». «Сам Господь избрал этот пустынный остров, чтобы здесь творилось особое воспоминание о Его смерти и Воскресении; и Сам Господь избрал это место, чтобы здесь люди приняли на себя мало с чем сравнимые страдания и муки. Верим, что эти страдания и муки только укрепили силу Церкви, потому что Церковь прирастает не человеческой силой, а силой Божественной», — сказал Патриарх. По материалам Интерфакс-Религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 октября, 2023 15 апреля, 2023 29 мая, 2022 19 марта, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-solovki-dolzh...

1290 . Никодим, архим. Старец Наум Соловецкий, подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск 1910. 1291 . Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII века//ХЧ 1907. 224. 157–171. 1292 . Никон (Воробьев) , игумен. Нам оставлено покаяние. Письма. М. 1997. 431. 1293 . Никон (Воробьев) , игумен. Письма духовным детям. М. 1997. 159. 1294 . Новоселов М. А. Письма к друзьям/Подгот. текста, предисл., комм. Полищука Е. С. М. 1994. LIV, 354. 1295 . Объятия Отча: очерки по истории Почаевской Лавры/Сост. свящ. Владимир Зелинский. Почаев 2000. 192. 1296 . Описание Алатырского Свято-Троицкого монастыря и его подвижника схимонаха Вассиана. М. 1906. 1297 . Описание Дымского монастыря, с изложением подвижнического жития начальника оного, преподобного Антония. Новгород 1885. 1298 . Описание Переславского Никитского монастыря и его подвижника, преподобного Никиты Столпника. Владимир 1897. 1299 . Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Ивановича Шапошникова, в схиме отца Амфилохия. СПб. 1891. 1300 . Повесть о преподобных отцех Феодоре и Павле, первоначальницех и строителех обители Борисо-Глебской, что на реке Устье. Ярославль 1884. 1301 . Порфирий, иером. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)//Странник. 1863. 4. 109–111. [Иноки Голгофского скита давали, в частности, обет молчания]. 1302 . Поселянин Е. [Погожев Ε. Н.] Русские подвижники 19-го века. СПб. 1910. М. 1996. 570. 1303 . Последние дни жизни преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца, записанные учеником его Иннокентием. М. 1908. 1304 . Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. М. 1994. 175. 1305 . Преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского чудотворца, житие, чудеса и служба. М. 1856. 126. 1306 . Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Подгот. текстов Прохорова Г. М. и др. СПб. 1993. 324, ил. 2 СПб. 1994. 323, ил. [Текст парал. на рус. и древнерус. яз.]. Ранчин А.//Новое лит. обозрение. М. 1996. 19. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

С ними соседствуют материалы, рассказывающие о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф, епископ Угровский (ок. 1242 г.), совершивший неудачную попытку занять Киевскую митрополию после Батыева нашествия; Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 – 1718 гг.); Иоасаф, епископ Кадьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший при крушении судна в Охотском море; Иоасаф (Заболотский), архиепископ Тверской и Кашинский (1744 (1750) – 1788 гг.); Иоасаф (Миткевич), епископ Белгородский и Обоянский (1724-1763 гг.); Иоасаф (Каллистов), архиепископ Крутицкий (1849 (1851-1852) – 1920 гг.). Среди статей о русских православных архиереях новейшего времени заслуживают внимания публикации об Иоасафе (Лелюхине), митрополите Киевском и Галицком (1903-1966 гг.): Иоасафе (Журманове), архиепископе Тамбовском и Мичуринском (1877-1962 гг.); Иоасафе (Овсянникове,1904-1982 гг.), архиепископе Ростовском и Новочеркасском, и Иоасафе (Губене, р. 1961 г.), нынешнем епископе Новокаховском и Геническом Украинской Православной Церкви. Новый том также содержит статью, из которой можно узнать о жизни и деятельности иеромонаха Иоасафа (Медведева, 1680-1765 гг.), строителя Площанского Казанского монастыря, основателе брянского пустынножительства. С указанными статьями соседствуют публикации, в которых говорится о Патриархах Константинопольских Иоасафе I Коккасе (Патриарх в 1462-1463 гг.) и Иоасафе II Великолепном (Патриарх в 1556-1565 гг.). Обширен представленный в новом томе комплекс материалов, в которых рассказывается о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607 г.), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651 гг.), Иове (в схиме Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг), Иове (Княгиницком, 1550-1621 гг.) Манявском, основателе знаменитого Манявского скита в Карпатах, и Иове (Мозовский) Ущельском (1628 г.), основателе Ущельской пустыни на р. Мезени (Архангельская область).

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Архангельские поисковики обнаружили место затопления части соловецких колоколов Архангельск, 18 октября 2006 г . Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря, сообщает " Интерфакс-Религия " . Как сообщили " Интерфаксу " в штабе экспедиции, " с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые " материальные объекты " из предметов монашеского быта, а также один из колоколов " . " Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить " , – сказал собеседник агентства. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово " Архангельский " . На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму. В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять - в Троицком скиту, восемь – на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы – каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола – 50 штук – исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов.

http://pravoslavie.ru/18905.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010