Сердце Соловков - Анзер. Именно туда мы собираемся поехать после службы. Немного волнуемся - погода, баловавшая нас в предыдущие дни солнечным теплом и спокойным морем, теперь портится на глазах. А в плохую погоду капитаны могут не согласиться везти нас на Анзер - опасно. Но все складывается благополучно, и, несмотря на дождь, мы уже на борту и идем на Анзер. Церковь Воскресения Христова Голгофо-Распятского скита на Анзере Высаживаемся на остров под уже проливным дождем. Нам предстоит еще неблизкий путь через лес до Голгофо-Распятского скита. Минут через двадцать промокаем так, что становится уже все равно, и мы перестаем останавливаться, чтобы вылить воду из кроссовок. Вот перед нам разрушенный, ныне не действующий Троицкий скит. Под его сводами сидели укрывшиеся от дождя туристы на своих пожитках и поглощали красные ароматные помидоры. Немного посидев с ними, идем дальше. Начинаем петь песни. Еще мечтаем найти гриб, но почему-то ни одного не попадается. Пройдя лесом километров пять, выходим к действующему скиту с небольшой деревянной церковью Воскресения Христова. Очень боимся, что в скиту никого не окажется или нас не услышат. Но паче чаяния высокий темноволосый иеродиакон открывает нам, и мы оказываемся в светлом, удивительно аккуратно для мужских рук убранном помещении храма. Отец Елеазар, носящий имя основателя скита - преподобного Елеазара Анзерского , рассказал нам о скитской жизни, вынес из алтаря частицы мощей и икону, к которым мы приложились. Пока мы немного обсыхали, составляя огромные записки с поминаниями о здравии и об упокоении, батюшка предложил продрогшим паломникам горячего чая с кукурузными хлопьями. После второй кружки согревающего напитка в нас вернулась жизнь, что позволило нам встать на клирос и пропеть тропари и величания всем Соловецким святым. В скитском храме находится большая икона новопрославленного священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Отец Елеазар пояснил, что его могила находится здесь, на горе, чуть повыше скита. Снова выходим под дождь и прикладываемся ко кресту на могиле священномученика. Береза в виде креста на г.Голгофа, выросшая после уничтожения большевиками всех крестов на острове.

http://pravoslavie.ru/put/solovki.htm

В этом описании нашло отражение явное стремление Елеазара и его сподвижников действовать не по своей воле, но опираясь на традиции палестинского, греческого и русского монашества. Пример подвижничества Нила Сорского , безусловно, был им известен и поддерживал их в их стремлениях, о чем свидетельствует наличие в Анзерской и Соловецкой библиотеках его сочинений. Отметим, что в Соловецком монастыре принято было упоминать о том, что преп. Нил – выходец из Кириллова монастыря: «Преподобнаго отца нашего Нила, начальника Сорския пустыни, иже есть на Белее езере своего ему скита прежде бывша Кирилова монастыря» 930 . Видимо, учитывались традиции и в определении числа богослужений, на которые собирались анзерские пустынники, жившие в отдельных кельях, расположенных довольно далеко друг от друга. На общие богослужения они собирались во все субботы и воскресенья, в 12 Господских и Богородичных праздников, 12 памятей великих святых бденных, 22 литийных святых, 13 полиелеосных, 5 бдений в Великий пост и светлую седьмицу, а всех собраний на общее богослужение было 170 931 . При этом Устав Анзерского скита делает особое указание, что так установлено по «преданию святых отец скитских». Анзерский скит зависел от Соловецкого монастыря. Царской грамотой от 7 февраля 1628 г. число братии в скиту определялось в 12 человек и им через монастырь отпускалось из доходов Двинской области на одежду 2 руб. на человека, а также по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, по полуосьмине круп и толокна, кроме того на церковные расходы – пуд воска, три ведра красного вина, 10 фунтов ладана, четверть пшеничной муки на просфоры, выдавалось также 5 руб. на дрова. Соловецкий игумен сохранил власть над «скицким монастырем» и после объявления его царской грамотой 1683 г. независимым – каменный храм в Анзерском скиту был построен только тогда, когда на это согласился соловецкий игумен, и это при том, что храм должен был строиться по указу царя. Преп. Елеазар пользовался особым расположением царской семьи, поскольку считалось, что по его молитве Господь даровал Михаилу Федоровичу наследника, но царская милость не оградила Еле- азара от наказания игумена. Игумен Илия за то, что Елеазар отправился в Москву (видимо, на возведение на царский престол Алексея Михайловича) без его благословения, на некоторое время заточил Елеазара в монастырскую темницу. С 1682 г. указом холмогорского архиепископа Афанасия скит отдан в управление соловецкого архимандрита и оставался таковым и в последующие времена. Среди насельников Анзерского скита были патриарх Никон , который не порвал связи с обителью, и основатель другого скита на Анзерском острове – Голгофо-Распятского – иеросхимонах Иов (бывп! ий духовник Петра I, о. Иоанн). Постригшийся по указу царя и принявший схиму под именем Иисуса, подвижник дожил до 85 лет и перед смертью передал анзерскому строителю Спиридону более 236 руб. на строительство каменного храма в Голгофо-Распятском скиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Голгофо-Распятском скиту Соловецкого монастыря 17 августа 2014 г. 23:58 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Голгофо-Распятского Анзерского скита Соловецкого монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий, наместник и игумен сей святой обители! Досточтимый отец Евлогий, скитоначальник! Матушки игумении, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно важное событие в жизни Соловецкой обители, а в каком-то смысле и в жизни нашей Церкви, потому что по милости Божией Господь сподобил совершить Божественную литургию — в сослужении архипастырей, в присутствии целого сонма архиереев — на этом святом месте, где никогда ранее такой собор архиереев не совершал Божественной службы. Место, действительно, крайне удаленное, как справедливо сказал скитоначальник отец Евлогий. Особенно в старые времена это место было как бы на краю света, потому что даже от Соловецкого острова до Анзера добраться было очень трудно, не говоря уж о том, что зимой — и во времена ледостава, и тогда, когда лед сходил, — всякая связь была невозможна. Но и летом, из-за бурных вод Белого моря, связь с этим островом была очень затруднена. Да и в наше время, поелику монашествующие не пользуются самым современными и дорогостоящими видами транспорта, эта связь непростая. Может быть, поэтому сюда и устремляются люди, которые желают проводить жизнь в уединении, в посте и в молитве? Для современного человека, живущего в круговерти крупных городов, в повседневных заботах, этот выбор может показаться очень странным. А почему нельзя поститься и молиться в другом месте? А почему нельзя это делать в своей собственной квартире? Некоторые, даже православные, так рассуждая, вообще в храм не приходят, даже по праздникам: я, мол, дома молюсь, а до храма добраться трудно или, может быть, здоровье не всегда позволяет. Так вот, подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение.

http://patriarchia.ru/db/text/3705306.ht...

В 1983 году в знаменитой Темплтоновской лекции Солженицын отметил: «Люди забыли Бога, оттого и все. Эта " забывчивость " привела не только к Соловкам и Освенциму, но и к вытравливанию христианской морали из душ людей, а также из науки, культуры, искусства. Это забвение делает людей безоружными и перед своими страстями, и перед вечным метафизическим злом». А в 1994 году на средства фонда Солженицына был приобретен один из первых катеров для возрождавшейся Соловецкой обители. Иноки-отшельники селились у подножья высокой горы на Анзере веками. Известно, что несколько лет на острове подвизался будущий Патриарх Никон. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом с благословения архиепископа Варнавы в haчaлe XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни. В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч безвинно пострадавших людей, в том числе священников и архиереев. Так, здесь скончался от тифа и был похоронен священномученик Петр (Зверев) — архиепископ Воронежский и Задонский. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника.

http://patriarchia.ru/db/text/450494.htm...

На Анзер в 1702 году был переведен иеромонах Иов , прежний духовник царской семьи (в миру - священник Иоанн Иоаннов, по указу царя сосланный на север и постриженный в монашество в Соловецком монастыре). Через два года по благословению соловецкого архимандрита Фирса он стал строителем Свято-Троицкого скита. Скитоначальник возобновил строгий скитский устав , пополнил хозяйственные припасы, начал ремонт ветхих строений, восстановление библиотеки. Преподобный Иов с 1712 года начал заботиться об устроении на Анзере Голгофо-Распятского скита. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. В начале 1740-х годов при строителе Глебе в скиту был обновлен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, поставлена высокая колокольня. Над местом погребения преподобного Елеазара построена новая деревянная часовня. В 1757 году обретены святые мощи преподобного Елеазара и сооружена каменная часовня. Свято-Троицкий Анзерский скит до революции В 1801 - 1803 годах к Свято-Троицкому храму пристроен каменный двухэтажный братский корпус. В 1829 году поставлен деревянный двухэтажный корпус для трудников и паломников , в 1837 году - валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По проекту архангельского архитектора Введенского в 1880 - 1884 годах заново отстроен Свято-Троицкий храм, перестроена колокольня. В это время в скиту были обновлены жилые и хозяйственные постройки, деревянные сооружения. Архитектурный облик скита значительно изменился, поскольку храм сооружен в неорусском стиле в отличие от церкви XVIII века, которая была построена в стиле барокко. В XIX веке в числе иноков скита были подвижники: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин) , пустынник Филипп, которые своей благочестивой жизнью заслужили уважение братии, и память о них сохраняется в истории Анзерского скита и Соловецкой обители. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии , внимая своему спасению , беседовать с единым Богом».

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

«Господь не нуждается в опоре на человеческую силу, ибо сила Божия в немощи совершается. И поэтому никогда ни одно гонение не завершалось гибелью Церкви. Даже самые страшные гонения умножали веру и расширяли Церковь»,   — подчеркнул Святейший Владыка. «Верим, что самые страшные гонения 1920-30-х годов, которые сопровождались кровопролитием и страданием, были некой искупительной жертвой нашего народа, последствием каковой несомненно должно стать возрождение веры. Слова Тертуллиана о том, что кровь мучеников есть семя Церкви , находят свое подтверждение во всей истории христианства, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Страдания тех, кто мученически завершил здесь свою жизнь, являются драгоценными семенами христианства для нашего народа. Поэтому так важно возрождение как самого Соловецкого монастыря, так и Анзерского скита. Само прикосновение к этой святыне не может оставить безразличным человеческую душу. Совершенно очевидно, что через соприкосновение с подвигом наших отцов и дедов, душу свою положивших за веру в этих местах, будет мало-помалу преобразовываться жизнь всего нашего народа». В память о посещении Голгофо-Распятского скита Патриарх подарил братии Казанскую икону Божией Матери. Голгофо-Распятский скит охранники Соловецкого лагеря особого назначения называли «кровавой харчевней». Здесь располагался больничный стационар СЛОН, куда свозили больных тифом и нетрудоспособных заключенных. По свидетельству очевидцев, вместо оказания медицинской помощи больных выгоняли обнаженными на мороз или оставляли на ледяном ветру на колокольнях, чтобы ускорить смерть. Среди узников на озере Анзер были сотни священнослужителей, в том числе архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). В 1929 году в алтаре храма в честь Распятия Господня скончался от тифа священномученик Петр (Зверев). Соловецкий лагерь особого назначения (историческая справка) Голгофо-Распятский скит (историческая  справка)   Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/724306.htm...

В память этого явления в 1565 г. св. Филипп и поставил здесь часовню, устроив из дерева рельефное резное изображение Иисуса Христа, а там, где брызнула из земли вода, велел ископать колодезь. Над колодцем в 1858 г. устроена вышеупомянутая церковь во имя Живоносного Источника Богоматери; изображение же Иисуса Христа находится на правой стороне иконостаса, под особым балдахином. Филиппова пустынь с любовью и благоговением посещается богомольцами, по просьбе их служатся здесь, пред изображением Спасителя, молебны и освящаются кроплением святою водою. Здесь же, при выходе из храма, на особом постаменте лежит небольшой дикий камень, служивший возглавием св. Филиппу, заповедавшему хранить его. Морским проливом, около пяти верст в ширину, Соловецкий остров отделяется от Анзерского острова, одного из группы Соловецких островов. На Анзерском острове находится 4) Свято-Троицкий Анзерский скит, основанный в 1616 г. преподобным Елеазаром, пришедшим сюда из Соловецкого монастыря. Слава о строгой жизни инока привлекла к нему многих из Соловецких монахов и мирян. В числе первых ближайших учеников его был знаменитый патриарх Никон . Вызванный в Москву, Елеазар, как повествуется в житии его, предсказал Михаилу Феодоровичу рождение сына Алексея Михайловича. Эти три лица – царь Михаил Феодорович, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, постоянно благодетельствовавшие преподобному Елеазару, своими жалованными грамотами и разными ценными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного Елеазаром скита. Анзерский скит наряду с Соловецким монастырем сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в тоже время книжного просвещения. 102 Сам преподобный Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем книжного учения и «от многаго божественнаго просвещения», как замечено о нем в кладной книге Анзерского скита, «различныя повести собра, и три книги цветника своею рукою написа уставом, такожде и чин монашескаго келейнаго правила, в писании своем благоразумно яснейше от искусу чернеческаго жития добре истолкова». 103 Свято-Троицкий скит на Анзерском острове Первая каменная церковь во имя св. Троицы была построена в ските царем Алексеем Михайловичем в 1654 году. 5) Голгофо-Распятский скит. На вершине горы Голгофы в 1828 году построена вместо деревянной каменная церковь во имя Распятия Господня (высота от подошвы горы до креста достигает 86 сажен). Братии в Голгофо-Распятском ските живет до 15 человек, которыми совершается неусыпное чтение псалтиря с поминовением усопших братий и благотворителей. Особенность жизни в этом скиту представляет то, что иноки не употребляют молока и коровьего масла, ограничиваясь исключительно растительною пищею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летнее время тысячи прохожих богомольцев стремятся, на Голгофу из Соловецкой обители, презирая опасности, неизбежные при переправе на Анзерский остров через бурный морской проток. Умилительно видеть, как эти странники повергаются пред гробницею блаженного старца, с каким усердием служат панихиды о упокоении души этого великого труженика, с присоединением и имен усопших своих родных и близких. Все молящиеся с удивлением выражают, что после молитвы над гробом блаженного старца отца Иова, о нем и о своих родных, им особенно как-то становится сладостно, легко и отрадно на душе! Современные отцу Иову иноки внешний вид его изображают так: старец Иов роста был среднего, телосложения благоустроенного, лицо имел широкое, гладкое; на ланитах приметен быль румянец. Глаза имел светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове, украшенные снего-светлою сединой, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос у него были умеренные; борода густая, длинная, одного цвета с волосами на голове. 2 Св. икона величиной равна чудотворной иконой, что в Киево-Печерской лавре, ныне она находится в Успенском соборе Соловецкого монастыря, над царскими вратами. 3 Водою из этого источника изобильно пользовались жители скита иноки со времени открытия его даже до 1872 года, в котором, при постройке новой каменной церкви на горе Голгофе, необходимо было завалить оный, чтобы удобнее расположить церковное строение. 4 Подлинного завещания, в числе прочих древних бумаг Голгофского скита, не находится. Оно, вероятно, каким-либо образом утрачено во время различных перемен, случившихся со скитом в разные времена. Читать далее Источник: Мелетий (Шергин Михаил Алексеевич; архимандрит Соловецкого монастыря; 1814-1893). Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове с приложением жизнеописания священноинока Иова, в схииеромонасех Иисуса, основателя Голгофораспятского скита/Сост. архим. Мелетием. - Санкт-Петербург : Соловецкий монастырь, 1912. - 71 с., 2 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее ранние гравюры с видами Соловецкого мон-ря и образами его основателей относятся к нач. XVIII в., но без Е. Значительный ряд эстампов был изготовлен в кон. XVIII - нач. XIX в., при архим. Ионе, монастырским гравером Лукой Зубковым (вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 - оттиски, напр., в собрании ЦАК МДА; см.: Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884). Рядом с обителью или над ней в молении на облаках помещены его основатели и подвизавшиеся на Соловках святые - преподобные Зосима, Савватий, Герман, Е., Иринарх, св. Филипп, митр. Московский. К этому же изводу принадлежат гравюры 1827 г. работы А. М. Шелковникова (при архим. Досифее; СГИАПМЗ), 1850 г.- А. Г. Афанасьева по рис. мон. Александра Заливского (при архим. Димитрии; оттиск 1884 - СГИАПМЗ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 27). Иконография Е. как основателя Анзерского скита тоже была разработана в гравюре. На листе «Изображение Анзерского острова» 1802 г. Зубкова (оттиск в РНБ; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 246) помещен не только план (с ориентировкой по сторонам света), но и вид монастырских скитов на Анзерском о-ве. Е., в одеждах преподобного, с четками, обращен к иконе Св. Троицы, к-рую поддерживают ангелы на облаках, вместе с ним - прп. Михаил Малеин (небесный покровитель царя Михаила Феодоровича). Вместе с прп. Иисусом Анзерским Е. изображен предстоящим иконе Распятия Христова на гравюре с видом Анзерского Голгофо-Распятского скита 30-х гг. XIX в. (ЦАК МДА). В нач. XX в. на Русском Севере бытовали графические листы с образом Е. ( Срезневский В. И. Сведения о рукописях, печ. изданиях и др. предметах, поступивших в Рукописное отд-ние БАН в 1902 г. СПб., 1905. Прил. С. 207. 7). Гравюры нач. XIX в. с изображением Е. сохранились на вклейках в рукописных книгах, напр. в Житии Е. нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). Q. 378. Л. 127 об.; ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 131. Л. 107). Одна из них награвирована Зубковым в 1801 г., другая - Артемом Касаткиным в 1806 г. (РНБ. Q.I.1209. Л. 89 об.; Ровинский. Словарь граверов. Стб. 321), но в целом повторяет первую: фигура Е. справа, с непокрытой головой, руки с четками на груди, слева - план острова, в центре - церковь, вверху - образ Св. Троицы, несомый ангелами (надпись: «Триипостаснаго содействием»), внизу - текст с кратким рассказом о святом. На листах Зубкова впервые появился тот тип Троицкой ц. с 2 шпилями, с трапезной и колокольней, к-рый затем в XIX в. воспроизводился в иконописи и тиражной графике. Образ Е. с видом обители встречается и в книжной миниатюре, напр. в рукописи Жития святого кон. XIX в. (ГААО. 82 р.ц. (607)).

http://pravenc.ru/text/189679.html

18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице. Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе - в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица,- в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору - Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича , пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

http://pravenc.ru/text/578146.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010