По свидетельству очевидцев, вместо оказания медицинской помощи больных выгоняли обнаженными на мороз или оставляли на ледяном ветру на колокольнях, чтобы ускорить смерть. Среди узников на озере Анзер были сотни священнослужителей, в том числе архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). В 1929 году в алтаре храма Распятия Господня скончался священномученик Петр (Зверев). Молитвенно помянув погибших на Соловках людей у поклонного креста, установленного возле братских могил, Патриарх Кирилл пешком поднялся к вершине горы Голгофы. В Голгофо-Распятском храме на вершине горы Предстоятель поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким. Обращаясь к насельникам скита, он сказал, что это место отмечено «сугубыми страданиями людей и сугубыми духовными подвигами». «Сам Господь избрал этот пустынный остров, чтобы здесь творилось особое воспоминание о Его смерти и Воскресении; и Сам Господь избрал это место, чтобы здесь люди приняли на себя мало с чем сравнимые страдания и муки. Верим, что эти страдания и муки только укрепили силу Церкви, потому что Церковь прирастает не человеческой силой, а силой Божественной», — сказал Патриарх. По материалам Интерфакс-Религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 октября, 2023 15 апреля, 2023 29 мая, 2022 19 марта, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-solovki-dolzh...

С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

В 1923 году после закрытия Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч людей, в том числе священников и архиереев. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника. В 1994 году иноки Соловецкого монастыря впервые за 70 лет совершили в храме Распятия Господня богослужение. В 1999 году Святейший Патриарх Алексий благословил возобновление монашеской жизни в анзерском скиту. В 2001 году при поддержке Владимира Путина, посетившего Соловецкий монастырь и Анзер, все памятники острова были переданы в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. В 2002 году территория острова, являющаяся частью государственного лесного фонда, была передана в безвозмездное пользование Голгофо-Распятскому скиту на 49 лет. Храм Голгофо-Распятского скита был восстановлен за несколько лет усилиями монастыря, с помощью благотворителей. Объем финансирования реставрационных работ на Анзере в 2002-2007 годах составил около 120 миллионов рублей, при этом из федерального бюджета было выделено 11 миллионов, а 109 миллионов дали благотворители. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/451533.htm...

В 1983 году в знаменитой Темплтоновской лекции Солженицын отметил: «Люди забыли Бога, оттого и все. Эта " забывчивость " привела не только к Соловкам и Освенциму, но и к вытравливанию христианской морали из душ людей, а также из науки, культуры, искусства. Это забвение делает людей безоружными и перед своими страстями, и перед вечным метафизическим злом». А в 1994 году на средства фонда Солженицына был приобретен один из первых катеров для возрождавшейся Соловецкой обители. Иноки-отшельники селились у подножья высокой горы на Анзере веками. Известно, что несколько лет на острове подвизался будущий Патриарх Никон. Голгофо-Распятский скит на Анзере был основан преподобным Иовом с благословения архиепископа Варнавы в haчaлe XVIII века. По преданию, святой удостоился особого откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит... Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Жизнь в анзерском скиту отличалась особым аскетизмом. Иноки не употребляли в пищу не только мясо и молоко, но и рыбу, даже в праздничные дни. В 1715 году на вершине горы была построена деревянная церковь Распятия Господня. К 1830 году на ее месте вырос новый каменный храм. В 1923 году, после закрытия Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч безвинно пострадавших людей, в том числе священников и архиереев. Так, здесь скончался от тифа и был похоронен священномученик Петр (Зверев) — архиепископ Воронежский и Задонский. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника.

http://patriarchia.ru/db/text/450494.htm...

«Господь не нуждается в опоре на человеческую силу, ибо сила Божия в немощи совершается. И поэтому никогда ни одно гонение не завершалось гибелью Церкви. Даже самые страшные гонения умножали веру и расширяли Церковь»,   — подчеркнул Святейший Владыка. «Верим, что самые страшные гонения 1920-30-х годов, которые сопровождались кровопролитием и страданием, были некой искупительной жертвой нашего народа, последствием каковой несомненно должно стать возрождение веры. Слова Тертуллиана о том, что кровь мучеников есть семя Церкви , находят свое подтверждение во всей истории христианства, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Страдания тех, кто мученически завершил здесь свою жизнь, являются драгоценными семенами христианства для нашего народа. Поэтому так важно возрождение как самого Соловецкого монастыря, так и Анзерского скита. Само прикосновение к этой святыне не может оставить безразличным человеческую душу. Совершенно очевидно, что через соприкосновение с подвигом наших отцов и дедов, душу свою положивших за веру в этих местах, будет мало-помалу преобразовываться жизнь всего нашего народа». В память о посещении Голгофо-Распятского скита Патриарх подарил братии Казанскую икону Божией Матери. Голгофо-Распятский скит охранники Соловецкого лагеря особого назначения называли «кровавой харчевней». Здесь располагался больничный стационар СЛОН, куда свозили больных тифом и нетрудоспособных заключенных. По свидетельству очевидцев, вместо оказания медицинской помощи больных выгоняли обнаженными на мороз или оставляли на ледяном ветру на колокольнях, чтобы ускорить смерть. Среди узников на озере Анзер были сотни священнослужителей, в том числе архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). В 1929 году в алтаре храма в честь Распятия Господня скончался от тифа священномученик Петр (Зверев). Соловецкий лагерь особого назначения (историческая справка) Голгофо-Распятский скит (историческая  справка)   Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/724306.htm...

Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672). С ними соседствуют материалы о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море). Обширен комплекс материалов о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг). Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Далее 25-й том представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной. В 25-м томе содержится комплекс статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх. Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravenc.ru/shop/657836/

20 июня паломники посетили святыни Переславля-Залесского, Ростова Великого, а также Толгский монастырь. Паломники из Джорданвилля с наместником Сретенского монастыря о. Тихоном (Шевкуновым). 2005 г. 21 июня , в день празднования Ярославской иконы Божией Матери, паломники молились в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля за Божественной Литургией, которую совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Находясь в Ярославле, гости посетили также теологический факультет Ярославского педагогического университета. Вечером того же дня паломники прибыли в Москву и остановились в Сретенском монастыре, где были тепло приняты наместником архимандритом Тихоном. 22 и 23 июня были посвящены знакомству со святынями и достопримечательностями столицей. С 24 по 27 июня паломническая группа находилась на Соловках. Почитание новомучеников и исповедников Российских, многие из которых претерпели мученическую кончину в Соловецком лагере, в Зарубежье всегда было особенно сильным. Многие преподаватели Свято-Троицкой семинарии учились у профессора И. М. Андриевского – бывшего узника Соловецкого лагеря, который был живым свидетелем подвигов мучеников за веру. Поэтому паломничество на Соловки было одним из ключевых пунктов программы. Паломники из Джорданвилля на Соловках. 2005 г. 25 июня было совершена поездка на остров Анзер, где в Воскресенском храме Голгофо-Распятского скита преподаватель Московской Духовной Академии иеромонах Евфимий, сопровождавший группу в паломничестве, совершил молебен перед мощами преподобного Иова Анзерского при участии зарубежных паломников. 26 июня гости присутствовали за Божественной Литургией, которую возглавил наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф. По окончании Литургии гости с иконами в руках приняли участие в крестном ходе. 28 июня по возвращении в Москву паломники посетили Ново-Иерусалимский монастырь. 29 и 30 июня группа находились в Санкт-Петербурге и Павловске. 1 июля по возвращении в Москву состоялась встреча с ректором и преподавателями Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиереем Владимиром Воробьевым. В этот же день паломники встретились с членами редакции журнала «Мы», издаваемого студентами МГИМО.

http://pravoslavie.ru/1894.html

После закрытия Соловецкого мон-ря и организации в 1923-1939 гг. на Соловецких о-вах СЛОН в зданиях А. Г.-Р. с. располагалось отд-ние лагеря. Общее число заключенных на горе Голгофе составляло ок. 300 чел. Здесь содержалась часть заключенного в СЛОН правосл. и католич. духовенства, а также женщины-уголовницы, больные венерическими заболеваниями, наркоманки, проститутки, воровки. С окт. 1928 г. на Анзерском о-ве находился в заключении вместе с еп. Григорием (Козловым) сщмч. Петр (Зверев) , скончавшийся на острове от тифа в 1929 г. и похороненный у подножия скита. Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в. Ц. в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. Фотография. Кон. ХХ в. В 60-х гг. XX в. с открытием Соловецкого гос. историко-архитектурного музея-заповедника комплекс сооружений бывш. А. Г.-Р. с. получил статус памятника архитектуры, подлежащего охране гос-ва. К 2001 г. сохранился в полуразрушенном состоянии каменный Распятский храм и отреставрированный Воскресенский храм у подножия горы Голгофы. Близ Воскресенского храма в 1998 г. был выстроен небольшой келейный корпус, в к-ром каждое лето живут неск. иноков Соловецкого мон-ря. 3 июля 1994 г. братией Соловецкого мон-ря был освящен и воздвигнут у подножия горы Голгофы поклонный крест в память правосл. иерархов, содержавшихся в заключении на Анзерском о-ве. В 2000 г. состоялось обретение мощей прп. Иисуса. 24 авг. 2008 г. архиеп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин великого освящения храма Распятия Господня, к этому дню полностью отреставрированного. Арх.: РГАДА. Ф. 1201. Соловецкий мон-рь. Оп. 1-5. Ист.: Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. М., 1892. СПб., 19122; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества/Сост. С. Морозов. М., 2000. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836; Порфирий, архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове. СПб., 1864; Соловецкий Патерик. М., 1906, 1991р. С. 109-136; Православные русские обители. С. 32-35; Розанов М. М. Соловецкий концлагерь в монастыре: 1922-1939 гг.: В 3 кн. Б. м. [Франкфурт н/М.], 1979-1987; Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 193-203; Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. С. 181-187; Чухин И. И. Каналоармейцы. Петрозаводск, 1990. С. 40-42; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Ист. сборники; Вып. 2); Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 1997. С. 115; Севастьянов С. К. Житие Иисуса Голгофского - малоизвестный памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в.//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. 4. С. 22-28.

http://pravenc.ru/text/115450.html

Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. 1897 г. Мастерская Веферс в С.-Петербурге (ГИМ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. 1897 г. Мастерская Веферс в С.-Петербурге (ГИМ) Грамоты, которыми пользовались составители Житий И., хранились в ризнице Соловецкого мон-ря. Документы Голгофо-Распятского скита имели свои описи: 1801 г. (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 88-88 об.) и 1826 г. (ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1412). Архим. Досифей (Немчинов) копировал грамоты, относящиеся к Голгофо-Распятскому скиту (РНБ. Солов. 1055/1164; ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1240), и опубликовал их в составе ризничной коллекции документов Соловецкого монастыря ( Досифей (Немчинов) . 1836). О деятельности И. как строителя Анзерского Свято-Троицкого скита и основателя Голгофского скита сообщается во вкладной книге Свято-Троицкого скита, написанной по благословению И. его учеником мон. Макарием в 1710 г. Об основании И. Голгофо-Распятского скита рассказывается в посвященной этому событию повести, составленной в 1713-1715 гг. кем-то из учеников святого, возможно мон. Макарием. Примечательно, что, за исключением заглавия произведения, имя И. в тексте не упоминается, вероятно, потому, что И. запретил жителям Соловков о себе рассказывать (об этом сообщается во вкладной книге Анзерского скита 1710 г.; см.: Севастьянова. 1998. С. 22-28). И. посвящена статья Соловецкого патерика, сложившегося в основном к кон. XVIII в. и до кон. XIX в. пополнявшегося новыми статьями. Биография Судя по синодику Голгофо-Распятского скита, отец И. принадлежал к духовенству. Мн. годы Иоанн служил приходским священником в Москве. Живя в миру, святой имел иноческий настрой, исполнял монашеское молитвенное правило, был сострадателен к бедным, раздавал много милостыни, кормил у себя дома нищих. Свящ. Иоанн был опытным духовником: в беседах и поучениях он учитывал положение и состояние исповедующегося; свои наставления основывал на Свящ. Писании и подтверждал примерами из церковной истории и жизни святых. Святой часто заступался за несправедливо обиженных. Весть о праведной жизни о. Иоанна дошла до царя Петра I Алексеевича , к-рый призвал его для служения в придворной ц. в честь Воздвижения Креста Господня (эту церковь называли Распятской). Вскоре о. Иоанн был назначен духовником царя и членов царского дома.

http://pravenc.ru/text/578146.html

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер. 15 марта Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита. В мае 2001 года распоряжением Министерства культуры и Министерства госимущества РФ постройки скитов острова Анзер переданы монастырю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет. В течение лета 2002 года в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие. Летом 2005 года на острове Анзер были завершены основные реставрационные работы в южном братском корпусе на вершине горы Голгофы, после чего он начал заселяться братией Голгофо-Распятского скита, а в пустыни преподобного Елеазара воссоздана в прежнем облике (по старинным рисункам и фотографиям) деревянная часовня. В этом же году в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, к северо-востоку от церкви Воскресения Христова, на скитском кладбище был установлен поклонный крест. В октябре 2007 года были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня. Колокола были отлиты на средства благотворителей. В воскресенье, 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет - Великое освящение храма Распятия Господня. К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский. Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.

http://sobory.ru/article/?object=03598

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010