В 1858 году монастырь посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство. В связи с увеличением количества паломников в 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор (убранство интерьеров завершено в 1862 году). Именно здесь покоились в раках святые мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII b., построена в 1860 году и освящена в его честь церковь. В начале ХХ в. монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Некоторое время работала здесь биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель могла принять множество паломников, число которых достигало 15 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись монастырскими пароходами. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Паломников приводило в умиление молитвенное усердие иноков и весь уклад повседневной жизни обители. Соловецкий патерик повествует: «С той минуты, как утром, среди ночной тишины, раздается в обители звук колокола, призывающий на утреннее молитвословие, вседневная жизнь соловецкого инока представляет постоянную смену молитвы и труда». Святую обитель прославили подвижники благочестия. Особенно почитаются на Руси преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV b.), преподобный Елисей Сумский (XV–XVI b.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI b.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI b.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI b.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII b.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII b.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII b.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII b.). Соловецким постриженником и учеником преподобного Елеазара Анзерского был Святейший Патриарх Московский и всея России Никон (XVII b.).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (1785 (по др. сведениям, 1792) - 23.06.1855, Соловецкий монастырь), схим., подвижник Соловецкий. Основной источник сведений о З.- Соловецкий патерик 1873 г. Род. в крестьянской семье, «из чудского племени». В 1808 г. поступил в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , в 1824 г. принял монашеский постриг. Подвизался на о-ве Анзер, летом участвовал в звериной и рыбной ловле на тонях Троицкой и Кирилловской губы, зимой вязал сети. Ночи проводил в слезной молитве. Зная о бодрствовании З., братия просила его будить их в определенное время, и он регулярно исполнял эти просьбы. Согласно патерику, З. отличался нестяжанием, «не держал никогда в руках денег и не принимал кружечного награждения, которое в небольшом количестве дается инокам для необходимых келейных нужд». В келье З. имелись лишь мантия, клобук, зимний полушубок и летний кафтан. Однажды строитель Анзерского Голгофо-Распятского скита решил испытать нестяжательность монаха - положил горсть медных и серебряных монет на тропинку, по к-рой З. шел в скит на богослужение, а сам укрылся неподалеку и наблюдал за его поведением. Увидев деньги, З. отбежал от тропинки настолько, что увяз в болоте. После того как настоятель объяснился с З., простосердечный старец воскликнул: «Не знал я этого, иначе побросал бы ваши деньги в болото!» Почитался братией Соловецкого мон-ря как опытный старец. В июле 1854 г., за год до кончины З., корабли англ. флота обстреливали обитель. Насельники опасались вторичного нападения. Умиравший З. убеждал братию не предаваться малодушию, уверяя, что по молитвам преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Господь не попустит разорить мон-рь. Перед кончиной принял схиму. Современники отмечали, что имущество умершего старца состояло лишь из монашеского пояса. Местонахождение могилы неизвестно. Лит.: Никодим [Кононов], иером. Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX вв. СПб., 1900; он же. Соловецкий схим. Зосима: (Из чудского племени)//Олонецкие ЕВ. 1910. 14 (отд. отт.: Петрозаводск, 1910); Соловецкий Патерик. М., 1991р. С. 182-183; Схим. Зосима//Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 118-119.

http://pravenc.ru/text/200029.html

20 июня паломники посетили святыни Переславля-Залесского, Ростова Великого, а также Толгский монастырь. Паломники из Джорданвилля с наместником Сретенского монастыря о. Тихоном (Шевкуновым). 2005 г. 21 июня , в день празднования Ярославской иконы Божией Матери, паломники молились в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля за Божественной Литургией, которую совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Находясь в Ярославле, гости посетили также теологический факультет Ярославского педагогического университета. Вечером того же дня паломники прибыли в Москву и остановились в Сретенском монастыре, где были тепло приняты наместником архимандритом Тихоном. 22 и 23 июня были посвящены знакомству со святынями и достопримечательностями столицей. С 24 по 27 июня паломническая группа находилась на Соловках. Почитание новомучеников и исповедников Российских, многие из которых претерпели мученическую кончину в Соловецком лагере, в Зарубежье всегда было особенно сильным. Многие преподаватели Свято-Троицкой семинарии учились у профессора И. М. Андриевского – бывшего узника Соловецкого лагеря, который был живым свидетелем подвигов мучеников за веру. Поэтому паломничество на Соловки было одним из ключевых пунктов программы. Паломники из Джорданвилля на Соловках. 2005 г. 25 июня было совершена поездка на остров Анзер, где в Воскресенском храме Голгофо-Распятского скита преподаватель Московской Духовной Академии иеромонах Евфимий, сопровождавший группу в паломничестве, совершил молебен перед мощами преподобного Иова Анзерского при участии зарубежных паломников. 26 июня гости присутствовали за Божественной Литургией, которую возглавил наместник Соловецкого монастыря архимандрит Иосиф. По окончании Литургии гости с иконами в руках приняли участие в крестном ходе. 28 июня по возвращении в Москву паломники посетили Ново-Иерусалимский монастырь. 29 и 30 июня группа находились в Санкт-Петербурге и Павловске. 1 июля по возвращении в Москву состоялась встреча с ректором и преподавателями Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиереем Владимиром Воробьевым. В этот же день паломники встретились с членами редакции журнала «Мы», издаваемого студентами МГИМО.

http://pravoslavie.ru/1894.html

С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

подвижников XIX века: епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819) — праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). Ревностно исполняя повеление Воскресшего Господа идти, учить все народы (Мф. 28:19), архимандрит Макарий со смирением и самоотверженностью потрудился «во благовестии Христовом» народам алтайского края. Новое поколение христианских миссионеров видит в нем образец апостольского горения; народ церковный благоговейно хранит память о нем, его трудах и чудесах по его молитвенному предстательству, на протяжении всего времени со дня его смерти не угасает особое почитание подвижника в Алтайской и Орловской епархиях; священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), – подвижника и аскета Нижегородской епархии, за праведность удостоенного Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившегося многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом, и великое множество людей с теплой верой и любовью и до ныне ходит молиться на его могилу; игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступили материалы: – о праведной жизни, исполненной смирения и благодатных даров Святого Духа, чудесах и молитвенном подвиге преподобного Иова (+1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита. Память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году; – о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев, причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году. Со дня их прославления в Оптину пустынь обратилось около 300 приходов и монастырей Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей с просьбой выделить частицы святых мощей преподобных Оптинских старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Патриарх Кирилл: Уединение, пост и молитва являются особенно сильным средством очищения души 18 августа, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение. 18 августа. ПРАВМИР. 17 августа 2014 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Голгофо-Распятского Анзерского скита Соловецкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с проповедью, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и веся Руси . «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий, наместник и игумен сей святой обители! Досточтимый отец Евлогий, скитоначальник! Матушки игумении, отцы, братья и сестры! Сегодня действительно важное событие в жизни Соловецкой обители, а в каком-то смысле и в жизни нашей Церкви, потому что по милости Божией Господь сподобил совершить Божественную литургию — в сослужении архипастырей, в присутствии целого сонма архиереев — на этом святом месте, где никогда ранее такой собор архиереев не совершал Божественной службы. Место, действительно, крайне удаленное, как справедливо сказал скитоначальник отец Евлогий. Особенно в старые времена это место было как бы на краю света, потому что даже от Соловецкого острова до Анзера добраться было очень трудно, не говоря уж о том, что зимой — и во времена ледостава, и тогда, когда лед сходил, — всякая связь была невозможна. Но и летом, из-за бурных вод Белого моря, связь с этим островом была очень затруднена. Да и в наше время, поелику монашествующие не пользуются самыми современными и дорогостоящими видами транспорта, эта связь непростая. Может быть, поэтому сюда и устремляются люди, которые желают проводить жизнь в уединении, в посте и в молитве? Для современного человека, живущего в круговерти крупных городов, в повседневных заботах, этот выбор может показаться очень странным. А почему нельзя поститься и молиться в другом месте? А почему нельзя это делать в своей собственной квартире? Некоторые, даже православные, так рассуждая, вообще в храм не приходят, даже по праздникам: я, мол, дома молюсь, а до храма добраться трудно или, может быть, здоровье не всегда позволяет. Так вот, подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-uedine...

Иоасаф Скрипицын, митрополит Московский и всея России, по трехлетнем правлении низведенный с престола 3-го Января 1542-го года, скончавшийся 27-го Июля 1555-го года (как принимается) в Троицком Сергиевом монастыре, в котором мощи его покоятся под спудом в примыкающей к Троицкому собору Серапионовской палатке. Иоасаф, схимонах и затворник Нижегородского Печерского монастыря, скончавшийся около 1560-го года. Мощи его были открыты в 1597-м году, когда монастырь был разрушен обвалом находившейся над ним горы. По перенесении монастыря на новое место над гробницей его была в 1598-м году построена церковь Преображения Господня с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. В первом приделе и находятся под спудом его мощи, над которыми в настоящее время ежедневно совершается панихида (Преосв. ДимитрияМесяцеслов, 2-го изд. вып. III, стр. 86). Иоасафе, игумен Псковского Сня(е)тогорского монастыря, 4-го Мая 1299-го года при нападении Ливонцев на Псков убитый вместе с 17-ю монахами монастыря (Собр. лет. IV, 182 fin.; История княжества Псковского III, 75). Иов, в схиме Иисус, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове, который находится в 4-х верстах от Соловецкого острова, скончавшийся 6-го Марта 1720-го года (Соловецкий Патерик, стр. 109; преосв. Димитрия Месяцеслов, 6 Марта. 1-го изд. вып. III, стр. 22). Иов Ущельский, основатель упраздненного Ущельского монастыря, который находился в Мезенском уезде Архангельской губернии, на реке Мезени, скончавшийся насильственною смертью от руки разбойников 5-го Августа 1628-го года (Гр. Толстой в Книге глаголемой, 509). Иона Климецкий, основатель Елимецкого Николаевского монастыря, который находится в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, на острове Онежского озера Климецком, скончавшийся 6-го Июня 1534-го года (Филарета Русские святые, ß Июня; Ист. Иер. [V, 530; Географическо-статистический словарь Семенова сл. Климецкий монастырь; в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1870 г., кн. IV, статья Е . В. Барсова: Олонецкий монастырь Клименцы, стр. 2 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов (Иисус) Анзерский, прп. - житие " Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев ...праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского (+ 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году) ... единомысленно определяет ... причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса... память преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому праздновать 6/19 марта и 29 мая/11 июня... писать прославляемым святым иконы для поклонения... напечатать жития их для назидания и наставления в благочестии чад церковных... " (Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года) КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанна. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители – неизвестно, но предпологают, что они имели духовное звание. Сам Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве. О. Иоанн отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям. Почти все свои доходы употреблял на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное - утешал попавших в беду людей. Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он " старался применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого " , говоря о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры о.Иоанн обосновывал Священным Писанием, историями житий святых и церкви. Нередко о.Иоанн заступался за несправедливо обиженных и его заступничество было успешным, ибо пользовался он огромным уважением среди людей. Отец посещал тюрьмы, раздавая заключенныхм на пасхальные и рождественские подарки. Не было человека, нуждавшегося в его помощи, которому он бы в ней отказал.

http://pravicon.com/info-2520

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010