Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин. По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара . Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. 22 августа 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

Едущие по одному направлению посещают: а) скиты Спасо-Вознесенский на Секирной горе, за 10 верст от монастыря, и б) Савватиевский, в 3-х верстах от первого; подъем на Секирную гору богомольцы совершают пешком. В Савватиевском ските совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и об упокоении. Следующие по другому направлению посещают скиты, находящиеся на Анзерском острове: а) Свято-Троицкий Анзерский, в 22 верстах от монастыря, где под спудом почивают мощи прп. Елеазара, Анзерского чудотворца, и б) Голгофо-Распятский, в 4,5 верстах от первого. На монастырских лошадях богомольцы доезжают до урочища «Реболда», в 14 верстах от монастыря, где находится дом для проживающих здесь перевозчиков, которые на карбасах перевозят прибывших на Анзерский остров к урочищу «Кеньга» через пролив шириною 4,25 версты; оттуда уже идут пешком 2½ версты до Свято-Троицкого Анзерского скита; здесь служатся молебны или панихиды, а от этого скита желающие идут пешком или нанимают лошадей для проезда в Голгофо-Распятский скит; но на гору Голгофу поднимаются пешком; плата за проезд от Свято-Троицкого Анзерского скита до горы Голгофы и обратно, к урочищу «Кеньга», полагается по 50 коп. с человека. В Голгофо-Распятском ските служатся панихиды, на которых поминается и имя основателя скита иеромонаха Иова, в схиме Иисуса, здесь почивающего. В этом ските совершается неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и об упокоении. Все ворота монастырской стены открываются в 3 часа утра, а закрываются в будни в 10 часов вечера; в навечериях же воскресных и праздничных дней, когда совершаются всенощные бдения, – с окончанием оных, но для исповедников остается на всю ночь открытою калитка в Святых воротах, у которой в это время находится привратник. В день обратного отбытия парохода тотчас же после трапезы служится безвозмездно общий напутственный молебен. Андреевская пустынь при Соловецком монастыре. Эта заштатная, общежительная пустынь находится на острове, который известен под названием Большого Заячьего или Заяцкого. Этот остров расположен на Белом море, в шести верстах от Соловецкого монастыря. Андреевская пустынь по количеству братии принадлежит к числу самых незначительных обителей на севере. В пустыни имеется только один храм, деревянный, во имя св. апостола Андрея Первозванного, по имени которого и называется пустынь. Этот храм построен в 1702 году, по повелению императора Петра Великого, который в это время посетил Соловки и стоял здесь со своим флотом из 13 кораблей и с 4000 человек войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Здесь в келии Паисия праведному Иову во сне было дивное видение: ему явилась Божия Матерь в сопровождении преподобного Елеазара Анзерского и предсказали ему, что эта гора наречется отныне второю Голгофою и на ней имеет быть построена церковь во имя Распятия Господа и устроен скит, который получит прозвище Распятского; при этом Иов получил свыше повеление освятить гору Голгофу и водрузить на ней крест. Это было 18 июня 1712 года. Исполняя возвещенную ему волю Божию, прав. Иов через несколько дней после этого видения, взявши из Анзерского скита двух своих учеников, отправился на Голгофу, освятил ее и окропил св. водой. Затем он водрузил на ней деревянный крест, сделанный его собственными руками, с надписью на нем о происшедшем дивном событии явления Богоматери. Надпись эту собственноручно вырезал иеродиакон Паисий. После этого прав. Иов начал заботиться о построении здесь храма и устройстве скита. После многих стараний и неусыпных трудов, преодолевши все препятствия, прав. Иов положил твердое начало существованию скита устройством деревянной церкви во имя страстей Христовых которая и была освящена в 1715 году. Сильную поддержку в своем деле прав. Иов получил как от самого царя Петра I, так и от царской семьи. Особенно близкое участие в устройстве скита приняла царевна великая княжна Мария Алексеевна, которая снабдила новоустроенную церковь драгоценною утварью, книгами и одеждами. (Все эти вещи доселе хранятся в соловецкой ризнице). Значительные пожертвования сделала также царица Параскева Феодоровна, вдовствующая супруга царя  Иоанна Алексеевич а. Так получил начало Голгофо-Распятский скит. Но вскоре же юную обитель постигло большое несчастье: слух о богатых царских вкладах и о пожертвованиях других знатных лиц привлек сюда разбойников (в 1718), которые разграбили и увезли почти всё церковное имущество, избивши и разогнавши братию. Вскоре после смерти прав. Иова Голгофо-Распятский скит пришел в запустение и был приписан к Троицкому Анзерскому, а затем, вместе с этим последним, к Соловецкому монастырю навсегда. Возрождение и благоустройство Голгофо-Распятского скита началось во второй четверти прошлого столетия стараниями соловецкого настоятеля архимандрита Досифея II. Построенная еще прав. Иовом деревянная церковь теперь пришла в совершенную ветхость и на месте ее была сооружена новая каменная в честь Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с трапезой и теплым приделом. Утварь церковная, священные облачения и книги выданы в достаточном количестве из Соловецкого монастыря, а равно и всё необходимое для священнослужения и содержания братии. С 1826 года, когда скит начал благоустраиваться, туда постоянно стал назначаться из состава соловецкой братии опытный в иноческой жизни иеромонах, в качестве строителя и руководителя, под ведением которого и состоит немногочисленная братия скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Голгофо-Распятский скит на острове Анзер 22 августа 2009 г. 12:50 22 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь , прибыл вертолетом на остров Анзер. Предстоятеля Русской Православной Церкви в поездке сопровождают и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   протоиерей Владимир Воробьев , а также губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. У храма Воскресения Господня Голгофо-Распятского скита Его Святейшество встречал скитоначальник игумен Евлогий (Стручалин) с насельниками обители. Святейший Патриарх посетил Воскресенский храм, а затем часовню на месте обретения (в 1999 году) мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. У поклонного креста, установленного у братских могил соловецких узников, Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по пострадавшим в годы гонений. Затем Предстоятель Русской Церкви пешком поднялся к вершине горы Голгофа, осматривая по пути расположенные на ее склонах могилы заключенных. Его Святейшеству показали березу в виде креста, выросшую на склоне Голгофы. В Голгофо-Распятском храме, стоящем на вершине горы, Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким. Приветствуя отца Евлогия и братию скита, Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «Вы несете свое служение в особом месте — месте, отмеченном сугубыми страданиями людей и сугубыми духовными подвигами. Сам Господь избрал это пустынный остров, чтобы здесь творилось особое воспоминание о Его смерти и Воскресении; и Сам Господь избрал это место, чтобы здесь люди приняли на себя мало с чем сравнимые страдания и муки. Верим, что эти страдания и муки только укрепили силу Церкви, потому что Церковь прирастает не человеческой силой, а силой Божественной».

http://patriarchia.ru/db/text/724306.htm...

Но место святое, Распятский скит с священною горою Голгофою, не оставалось пусто: в нем благоговейные иноки, любители безмолвия, непрестанно один за другим, а иногда двое и трое вместе, жили пустыннически. Из описи 1764 года видно, что в то время, кроме других строений, были там три кельи ветхие и три новые. В том же 1764 году, по утверждении духовных штатов, Анзерский Троицкий скит и с ним Распятский приписаны навсегда к ставропигиальному первоклассному Соловецкому монастырю. В 1755 году указом Преосвященного Варсонофия из архангелогородской духовной консистории анзерскому строителю иеромонаху Мелхиседеку было предписано, чтобы взятые в 1721 году из Распятского скита, значащиеся по описи церковные вещи присланы, были в дом Преосвященного для хранения, кои и были отосланы, но не все; а в 1758 году вторично указом консистории и остальные были вытребованы как то: евангелие лучшее, сребро-позлащенные потиры с прибором; кадило: серебряное, бархатное и однозолотные ризы, епитрахили и воздухи и прочее. А когда в 1764–1765 годах, по возведении Соловецкого монастыря на степень первоклассного и ставропигиального, приписаны были к нему оба вышеупомянутые скиты Анзеро–Троицкий и Голгофо-распятский, тогда соловецкий архимандрит Досифей I, в 1768 году, просил Святейший Синод о возвращении из архиерейского дома взятых туда упомянутых вещей, как собственности Распятского скита, жалованной от царствующих особ, на что и последовал из Синода в Соловецкий монастырь и к архангельскому Преосвященному указ, повелевающий все те вещи возвратить, и они возвращены. В 1826 году Соловецкого монастыря настоятель архимандрит Досифей I, соревнуя общему усердию монашествующей соловецкой братии, испрашивал благословения Святейшего Синода на возобновление Распятского скита, как места священного и удобного к безмолвной: иноческой жизни. В 1827 году последовало «указное дозволение, чтобы вместо деревянной церкви, построенной Иисусом и пришедшей по истечение 114 лет в совершенную ветхость, соорудить новую каменную в честь распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Церковь эта с прочими при ней постройками окончена и освящена в 1830 году сентября 13 дня, архимандритом Досифеем с братиею. В том же году с разрешения Св. Синода устроен в трапезе с правой стороны теплый храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы и 24 октября освящен. Утварь церковная, священные облачения и книги выданы в достаточном количестве из Соловецкого монастыря, а равно и все потребное для священнослужения и содержания братии. О строении в настоящее время

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1923 году после закрытия Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту расположился стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью. На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч людей, в том числе священников и архиереев. После упразднения Соловецкого лагеря Голгофо-Распятский скит долгое время пребывал в запустении. В 1967 году все постройки скита поступили в ведение Соловецкого музея-заповедника. В 1994 году иноки Соловецкого монастыря впервые за 70 лет совершили в храме Распятия Господня богослужение. В 1999 году Святейший Патриарх Алексий благословил возобновление монашеской жизни в анзерском скиту. В 2001 году при поддержке Владимира Путина, посетившего Соловецкий монастырь и Анзер, все памятники острова были переданы в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. В 2002 году территория острова, являющаяся частью государственного лесного фонда, была передана в безвозмездное пользование Голгофо-Распятскому скиту на 49 лет. Храм Голгофо-Распятского скита был восстановлен за несколько лет усилиями монастыря, с помощью благотворителей. Объем финансирования реставрационных работ на Анзере в 2002-2007 годах составил около 120 миллионов рублей, при этом из федерального бюджета было выделено 11 миллионов, а 109 миллионов дали благотворители. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/451533.htm...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Голгофо-Распятский скит на острове Анзер Москва, 22 августа 2009 г. 22 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, прибыл вертолетом на остров Анзер. Предстоятеля Русской Православной Церкви в поездке сопровождают и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, а также губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук. У храма Воскресения Господня Голгофо-Распятского скита Его Святейшество встречал скитоначальник игумен Евлогий (Стручалин) с насельниками обители, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Святейший Патриарх посетил Воскресенский храм, а затем часовню на месте обретения (в 1999 году) мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. У поклонного креста, установленного у братских могил соловецких узников, Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по пострадавшим в годы гонений. Затем Предстоятель Русской Церкви пешком поднялся к вершине горы Голгофы, осматривая по пути расположенные на ее склонах могилы заключенных. Его Святейшеству показали березу в виде креста, выросшую на склоне Голгофы. В Голгофо-Распятском храме, стоящем на вершине горы, Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Иова Анзерского и совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://pravoslavie.ru/31654.html

По получении последней грамоты, старец сдал навсегда строительство Анзерского скита и с некоторыми учениками перешел для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре ученики Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь , которая, к общему утешению, освящена была архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного, от 15-го мая 1715 года. Петр I, узнав о явлении блаженному старцу Пресвятой Богородицы и новоустраиваемом Распятском ските на Голгофе, по особенному расположению к бывшему духовнику, много помог ему своими щедротами. Так, в скором времени последовало повеление об отпуске каждогодно из архангельских государственных хлебных магазинов хлеба на продовольствие братии Голгофского скита. А в 1714 году, при самом начале устройства скита, для церкви Голгофской от царевны, великой княжны Марии Алексеевны, поступило пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг, с клеймами, именно в Голгофский скит. Особенно же дорогою жертвою была местная святая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченными полями, и в ней вкладной ящик со многими св. мощами. Царица Параскева Феодоровна (вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевич а), кроме других пожертвований, пожаловала на строение церковное на горе Голгофе сто рублей, а князь Меньшиков дал сто червонцев. Много было и других благотворителей. Но особенно попечение о строении Голгофо-Распятского скита имела уже известная благодеянием скиту царевна Мария Алексеевна. Вот письмо ея по этому предмету к архимандриту Фирсу. «Пречестныя обители Соловецких Чудотворцев отцу архимандриту с братиею усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любовь, при всегдашнем благоденствии, да умножаются. Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах, как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято-Распятский Анзерский скит, к хотящей быть Распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно. Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась за переменою вице-губернатора Алексея Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его святаго волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и пошлет ктиторов к оной св. церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пречестного отца Иисуса на оный и прочие припасы берите. Повторяя, просим и повелеваем, дабы прилежное попечение и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздаст вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя предаем. Ц. Мария с царствующаго града Москвы, 1715 года марта 15-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Кирилл посетил острова Соловецкого архипелага 20 августа 2010 г. 18:13 20 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , посетил остров Анзер. Его Святейшество сопровождали заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Святейший Владыка побывал в храме Воскресения Христова у подножия горы Голгофа. В 1923 году, после упразднения Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения , где с заключенными обращались с особой жестокостью. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Святейший Владыка, обращаясь к присутствующим в храме. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников, на месте самых страшных страданий. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, после чего прошел к могилам соловецких узников. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. От лица братии скитоначальник иеромонах Георгий преподнес Его Святейшеству икону основателя скита преподобного Елеазара Анзерского, от которого принял монашеский постриг Никита Минин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон . Предстоятель Русской Православной Церкви побывал также в часовне, построенной на месте келлии преподобного Елеазара. Далее Святейший Патриарх Кирилл поднялся на гору Голгофа. Предстоятель осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита и передал в дар храму икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . После посещения острова Анзер Святейший Владыка направился на остров Большая Муксалма. В скиту в честь преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Православной Церкви обсудил с А.Д. Бегловым перспективы восстановления скита, а также побеседовал с паломниками, прибывшими на Соловки из Санкт-Петербурга. Краткая история Соловецкой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка) Свято-Троицкий Анзерский скит (справка) Голгофо-Распятский скит (справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1253863.ht...

Е. был погребен в 1656 г. в Троицкой ц. скита. Позднее над его могилой и устроенными по сторонам погребениями его учеников преподобных Никодима и Никифора возвели небольшую деревянную часовню, заново выстроенную в нач. 40-х гг. XVIII в. Обретение мощей Е. совершилось летом 1757 г., при возведении каменной часовни над гробницами святых. По указу архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия 16 авг. 1758 г. мощи Е. и его учеников были перенесены в новопостроенную часовню и погребены в могиле, над к-рой в следующем году была поставлена гробница. В 1838 г. рака была заменена бронзовой, над ней была установлена сень в виде шатра, вокруг стояло 9 резных позолоченных крестов, над ракой располагалась икона Е. в рост. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была перестроена, новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни Е., над его могилой. К нач. XX в. рака с мощами святого покоилась в Троицкой ц. под спудом. Анзерский Свято-Троицкий скит был закрыт в 1920 г., в 1925 г. мощи святого были вскрыты и увезены с Анзерского о-ва, их совр. местонахождение неизвестно. В 2003 г. в разоренном в 1925 г. погребении Е. были обнаружены частицы мощей святого, с 2005 г. частицы мощей хранятся в ц. Воскресения Христова Анзерского Голгофо-Распятского скита . Почитание Местное почитание Е. началось в XVII в. Во 2-й пол. XVII в. среди соловецких монахов и поморов бытовало немало рассказов о посмертных чудесах Е. Во вкладной книге Анзерского скита сообщается о том, что паломники, приезжавшие на Анзерский о-в, рассказывали строителю Свято-Троицкого скита прп. Иову (Иисусу), как Е. «много у них купцев, по морю плавоющих, от всяких бед избавляет, и очевидно на кораблех их обрегает, и от смертнаго потопления по дарованней ему от Бога благодати преславно свобождает» (Там же. С. 266-267). В пространной редакции Жития Е. сообщается об 11 чудесах по молитвам к святому: об исцелении от телесных и душевных недугов, о спасении от потопления и др. В соч. «Список о чудеси в Анзерской пустыни», созданном во время Соловецкого восстания 1667-1676 гг. , рассказывается об исцелении в 1674 г. анзерского инока Исаии: по повелению Пресв. Богородицы соловецкие святые Зосима , Савватий , Герман , Иринарх, свт. Филипп и Е. победили 3-главого змея - виновника слабоумия Исаии и соловецкого «возмущения». После подавления восстания в 1676 г. на допросах выяснилось, что мн. поморы ездили на Анзерский о-в для панихиды по «прежнему строителю» Е.

http://pravenc.ru/text/189679.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010