T. 1. N 55. P. 308-311). Лицевой синодик, вкладные и кормовые книги Анастасова в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря близ Одоева. 1673 - 1675 гг. (РГБ ОР. Ф. 178. N 8299. Л. 75 об.) Лицевой синодик, вкладные и кормовые книги Анастасова в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря близ Одоева. 1673 - 1675 гг. (РГБ ОР. Ф. 178. N 8299. Л. 75 об.) Наиболее ярким примером, иллюстрирующим эволюцию В. к. в XVII в., являются рукописи из Троице-Сергиева мон-ря 1639 и 1673 гг. Имена вкладчиков в них разделены по социальному и родовому признакам, книги имеют алфавитный указатель. Е. Н. Клитина высказала предположение, что в основе данных В. к. лежит протограф, созданный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в., источником к-рого являлись по преимуществу копийные («вотчинные») книги, а также кормовая книга и описи ризницы мон-ря; во В. к. 1639 г. ссылки на копийные книги очень часты, во В. к. 1673 г. они уже являются редкостью. Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. в нек-рых В. к. начали записываться сведения по истории мон-рей, жизнеописания их основателей, местных подвижников, сообщения о хранящихся в обителях святынях - мощах святых, особо почитаемых иконах. Так, в конце В. к. нижегородского Печерского мон-ря помещено сказание о Печерской иконе Божией Матери , принесенной в мон-рь основателем обители свт. Дионисием ( Титов. 1898. С. 72-74). Большую часть составленной в 1710 г. В. к. Анзерского Голгофо-Распятского муж. скита составляет изложение монастырского предания об основателе скита прп. Елеазаре Анзерском († 1656) и истории скита (Вкладная книга Анзерского скита. 2001. С. 213-275). В начале В. к. и синодика Водожской во имя Покрова Пресв. Богородицы муж. пуст. (1711) помещено «Описание» обители (РГБ. Ф. 178. 8539. Л. 3-8 об.). Во В. к. читается рассказ не только об основании пустыни, но и об ее предыстории, связанной с белозерскими подвижниками благочестия и ктиторами обители - свящ. Григорием, 1-м игум. Герасимом и др. лицами, их отношения с И. Нероновым ; за период ок. 1652-1711 гг.

http://pravenc.ru/text/158928.html

С. К. Севастьянова Иконография И. сложилась в Соловецком мон-ре. Современные преподобному иноки изображали «внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразнаго; имел лицо широкое, гладкое; на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина ее доходила до трех дланей и в конце раздвоялась» (Соловецкий патерик. СПб., 1892. С. 136). Согласно летописи Анзерского Голгофо-Распятского скита 1774 г., на горе Голгофе была «на западной стороне, противу церкви часовня деревянная, старая, покрыта тесом… Гробница поставлена над иеромонахом Иисусом, столярной работы, выкрашена краской голубой, наверху крест осмиконечной с подножием, слова и трость и копие желтой краски» (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 115 об.). В Соловецком патерике упомянуто, что «усердием учеников блаженнаго старца над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобнаго» (Соловецкий патерик. М., 1892. С. 108-111). Изображение И. на раке появилось после переноса ее в XIX в. в ц. в честь Распятия Господня, когда «мощи внутри церковной трапезы оказались по левую сторону» (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 72 об.). По сведениям патерика, рака святого была в Успенском приделе этого храма. В описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. сообщается: «Рака деревянная, вышиною 181/2, длиною 42, шириною 141/2 вершков, обтянута со всех сторон парчевою материею. На верху ее образ основателя Голгофскаго скита иеросхимонаха Иисуса, написанный на доске длиною 43, шириною 151/2. Решетка с трех сторон медная, литая, а с четвертой - железная» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 458 об.). Очевидно, иконография И. сложилась только в XIX в., более ранние изображения неизвестны. Послушник Анзерского скита Александр (возможно, мон. Александр (Заливский)) создал в 50-х гг. XIX в. гравюру с изображением Соловецких чудотворцев ( Ровинский. 1884. С. 10). Он, вероятно, является и автором иллюстрации с изображением И. в рукописном Житии святого 2-й трети XIX в. (РНБ. Солов. 1014/1123. Л. 65 об.; Розов Н. Соловецкая библиотека//Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: Сб. ст. М., 1980. С. 326). На И. схима, мантия с каймой по краям с текстом молитвы «Трисвятое», на голове куколь. Преподобный с окладистой светлой бородой изображен сидящим на широком пне, рядом - череп человека, в руках - крест и раскрытая книга. На фоне - гора с небогатой северной растительностью, действительно напоминающая Голгофу на Анзере, на ее вершине - 5-главая церковь.

http://pravenc.ru/text/578146.html

1577 – 1584 – строится каменная Никольская церковь . 1583 – прежняя деревянная церковь перевезена на Анзер и поставлена на берегу Троицкой губы. 1584 – возводится каменная крепость с башнями по проекту монаха Трифона (окончена в 1596 году). 1596 – 1601 – строительство Благовещенской надвратной церкви. 1614 – 1626 – игуменом обители был преподобный Иринарх. 1620 – основание Свято-Троицкого Анзерского скита преподобным Елеазаром. 1621 – построена деревянная церковь Троицкого скита. 1654 – освящена каменная церковь Троицкого скита. 1656 – преставление преподобного Елеазара. 1666 – на монастырском кладбище поставлена церковь во имя преподобного Онуфрия Великого. 1687 – начало строительства церкви святителя Филиппа; освящена в 1690 году. 1701 – в монастырь пребывает будущий основатель Голгофо–Распятского скита – преподобный Иов, тогда еще священник Иоанн Иоаннов, бывший духовник Петра I. 1702 – на Заяцком острове по указу Петра I поставлена церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. 1715 – на горе Голгофе освящена архимандритом Фирсом церковь в честь Распятия Господня. 1720 – преставление преподобного Иова. 1798 – построена новая каменная церковь в честь святителя Филиппа. 1828 – 1830 – построен каменный храм Распятия Господня на Голгофе; деревянная церковь перенесена на склон горы. Ныне это храм Воскресения Христова. 1831 – 1834 – в обители построена (на прежнем месте) каменная Никольская церковь . 1854 – нападение английской эскадры на монастырь. 1856 – 1859 – в обители построен Свято– Троицкий собор с приделом в честь преподобных Зосимы и Савватия. 1860 – построена церковь над святыми мощами преподобного Германа. 1862 – построен и освящен каменный храм Вознесения Господня на Секирной горе. 1880 – 1884 – построен и освящен новый каменный храм Свято-Троицкого скита. 1913 – Соловецкий монастырь посещает великая княгиня Елизавета Феодоровна. 1920 – закрытие монастыря советскими властями. 1923 – пожар в монастыре. 1923 – прибытие на остров первого этапа заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе, Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе, преп. Елеазара в одноименной пустыни. Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пустыни, на Братском кладбище, в посёлках на Летнем берегу – «Золотице» и «Пушлохте». 1712 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713 г. По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715 г. На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827 г. Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831 гг. На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме вмч. Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Порфирия (Шутова) во епископа Одинцовского 8 сентября 2019 г. 16:26 8 сентября 2019 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Порфирия (Шутова) , наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря , во епископа Одинцовского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий ; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Воскресенский Дионисий , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора и храма великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря ; игумен Кронид (Карев), настоятель Преображенского подворья Данилова монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; скитоначальники Соловецкой обители — игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита, иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита, иеромонах Нестор (Волобуев), скитоначальник Исааковской пустыни; священник Александр Волков , настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; столичное духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5497167.ht...

Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове Иеросхимонах Иов, основатель Голгофо-Распятского скита 6) Скит с деревянною церковью во имя апостола Андрея Первозванного. На пустынном Заяцком острове церковь построена в 1702 г. во время второго посещения Петром Великим Соловецкого монастыря. Первый постройки на этом острове относятся ко времени настоятельства Филиппа, устроившего здесь кельи со службами. Кроме церквей в скитах на Соловецких островах находится много часовен; 104 во многих местах по острову часто видны вырезанные и окрашенные в тёмно-красный цвет кресты – все эти места известны или чудом или каким-либо событием в жизни обители. По обилию памятников древности, и славной исторической жизни Соловецкого монастыря, – заслуживает особого внимания ризница монастыря, представляющая много предметов для благоговения, любознательности и любопытства; святыня, древность, драгоценность, достоинство вкладов делают их разнообразно занимательными. Здесь собрана богатая коллекция древней и новой церковной утвари: чаш, дискосов, напрестольных драгоценных крестов, златокованых евангелий (вес некоторых из них до 2 пудов и более), ценных митр, икон, священных облачений, сосудов и т. д. Здесь же хранится много царских грамот с изящными разрисованными виньетками, громадными восковыми золочеными печатями, заключенными в металлические футляры. Не перечисляя подробно предметов ризницы, укажем только самые замечательные по древности. Из отдаленных времен жизни основателей обители – пр. Савватия и Зосимы в ризнице сохраняются: а) келейный крест преп. Савватия, каменный четвероконечный, длина его ¾ арш., а ширина 10 вершков. На одной стороне его имеется надпись: «лета ≠ S Д (1556) взысканием и потружением игумена Филиппа»; б) Евангелие, писанное на пергаменте, употреблявшееся в церковном служении еще во время пр. Зосимы; в) священные сосуды, в которых пр. Зосима совершал Таинство бескровной жертвы, – деревянные, покрытые краской с изображением на чаше Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи, а на дискосе – Агнца Божия и ангелов; и г) священные ризы пр. Зосимы из самого простого полотна, оплечье шелковой материи, крест нашитый из ленты – дар святителя Новгородского Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил скиты Соловецкого монастыря на острове Анзер 21 августа 2017 г. 23:28 21 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Троицкий скиты Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря на острова Анзер. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) . В Голгофо-Распятском скиту Святейшего Владыку встречал скитоначальник игумен Евлогий (Стручалин). В храме Распятия Господня Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Иова Анзерского, после чего побывал в храме Воскресения Христова. Затем Святейший Владыка посетил Троицкий скит, где осмотрел один из немногих старинных поклонных крестов на архипелаге. Большая часть из них была уничтожена в советское время. Как свидетельствует надпись на кресте, он был установлен в октябре 1917 года. Святейший Патриарх и сопровождающие пропели величание кресту. В скиту Предстоятеля Русской Церкви приветствовал скитоначальник иеромонах Георгий (Курдогло). Святейший Патриарх осмотрел Троицкую церковь и постройки скита. После посещения Анзера Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4990277.ht...

Его Святейшеству сослужили:  митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий ;  архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ;  архиепископ Каширский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Воскресенский Дионисий , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ;  епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры ;  епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Солнечногорский Алексий , наместник  Данилова ставропигиального монастыря ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Александр Агейкин , настоятель  Богоявленского кафедрального собора  и храма великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник  Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря ; игумен Кронид (Карев), настоятель Преображенского подворья Данилова монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; скитоначальники Соловецкой обители — игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита, иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита, иеромонах Нестор (Волобуев), скитоначальник Исааковской пустыни;  священник Александр Волков , настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы, руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; столичное духовенство.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Почувствовав облегчение от болезни, Иеросхимонах Иисус поспешил в последний раз совершить Божественную литургию и причастил своих учеников св. Христовых Таин. После литурии он опять почувствовал изнеможение и возлег на болезненный одр, с котораго уже не вставал. В эти предсмертныя минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала его готовность к переходу в вечность. Забота об устроении в ските каменной церкви не оставляла блаженного старца на смертном одре. В 1719 году он упросил Анзерского строителя Германа, за достаточное количество денег, заготовить кирпич и другие материалы, которых уже не мало было приготовлено. Но эти приготовления остановились по причине перевода Германа в другой монастырь. На одре смертном Иисус просил Анзерского строителя Спиридона о продолжении этого дела и вручил ему 236 рублей, 1 алтын и 2 деньги. Этого достаточно было для совершения дела. Будучи уже при смерти, сверх этих денег, он отдал иеромонаху Филарету, монаху Проклу и послушнику Онисиму 100 червонных и 38 руб. на ту же постройку. Иисус дожил до воскресного дня, в который тогда пришлась неделя православия. Рано утром призвав к себе всех учеников, он последний раз облобызал и благословил каждаго, а ученики свидетельствовали преданность свою старцу горькими слезами. Простившись со всеми, иеросхимонах Иисус сказал: «отхожу ко Владыке моему Господу Иисусу Христу, а вам оставляю путеводителем к царствию небесному о. Макария; от него не отставайте на пути добродетелей. Еще заповедаю вам: тела моего по смерти не омывайте, одежду на нем не переменяйте, а в которой теперь нахожусь, в ней положите во гробе; погребете сотворите сами, без мирских людей.» Когда плачущие иноки спросили: «отче святый, как мы останемся в сиротстве без тебя: желали бы и мы умереть с тобою, ибо ты нас вел ко Христу за собою, а ныне далеко оставляешь» – старец сказал: «утешьтесь, мои возлюбленные, ибо я хотя телом разлучаюсь, но духом пребуду навсегда с вами», и с этими словами отпустил их в кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На основной учебной площадке Соловецкого монастыря члены комиссии проверили учебно-методическую документацию курсов, библиотечный фонд и материально-техническое обеспечение курсов. Ознакомились с платформой Webinar для проведения лекций в дистанционном формате для насельников скита и подворья монастыря. Обучение слушателей на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря начнется с 14 октября 2023 года. Занятия будут проводиться по единым программам, утвержденным Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Обучение насельников монастыря будет проходить в очном формате, а насельников Голгофо-Распятского Анзерского скита и подворья Соловецкого монастыря в Кеми — с применением дистанционных технологий. В завершение работы члены выездной экспертной комиссии отметили готовность открытия курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих на базе обители, поблагодарили епископа Порфирия за теплый прием и достойно организованную работу по созданию курсов, а также выразили надежду на успешное повышение уровня богословского образования насельников монастыря и плодотворное сотрудничество обители с Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих. Во время пребывания в Соловецкой обители для членов комиссии была организована экскурсионная программа. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru   Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/6054973.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010