После недельного затвора, труда и молитв по келлиям иноки собирались на общую службу в храме. В субботу вечером, в положенное время, пономарь брал благословение у строителя и священника и благовестил в повседневный большой колокол четверть часа, а потом звонил во все колокола к вечерне. Строитель и братия собирались в церкви, и священник начинал вечерню. В конце вечерни совершался чин прощения: священник «поклонится братии и творит прощение. И братия такоже поклоняются ему и прощаются у него. Ходят по чину, по два, глаголят прощение единогласно и отшед поклоняются до земли вкупе, поклонившись друг другу, и расходятся с молчанием по келлиям». На вечерне братия исповедовали свои грехи и помыслы духовнику. Остальные службы (повечерие и полунощницу) монахи правили в своих келлиях. Если предстояло всенощное бдение, в ночи вновь раздавался благовест, и пустынники возвращались в церковь. Воскресным утром, после уставных молитв, совершалась литургия. По окончании литургии на аналой посреди церкви возлагалась икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Соловецкими чудотворцами. Братия подходили по двое и с поясными поклонами прикладывались к образу, а затем получали антидор. Совершив чин прощения, иноки в молчании расходились по келлиям. В храм монахи собирались «на пять великих бдений на Великий пост и на всю Светлую седмицу, и всех служб церковных в год сто семьдесят». Строитель Елеазар собственноручно записал все эти правила в «Устав скитский обители Святыя и Живоначальныя Троицы и преподобного отца нашего Михаила Малеина пустыни сущей во отоце окияна-моря Ванзерскаго острова», который с 1626 года хранился в ризнице Свято-Троицкого скита и служил руководством для иноков. Устав скита содержал и чин пострижения в монахи, и чин погребения усопшего инока, и другие правила пустынножительства. Летом 1633 года по указу царя скит был отписан от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность. Ружное и денежное жалованье приказано было отправлять прямо на Анзер. В начале 1630-х годов в скит поступил священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Он вложил собственноручную лепту в украшение пустынного храма: под руководством преподобного Елеазара написал на холсте красками Нерукотворный образ Спасителя. К 1636 году число насельников Троицкого скита увеличилось до двадцати, в старой деревянной церкви стало тесно, и преподобный Елеазар начал собирать средства для строительства нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=03581

1762 Года посетил Анзерский скит Иоасаф, Епископ Архангельский. Он в бытность свою здесь открывал и свидетельствовал мощи Преп. Елеазара, которые были на вскрытии шесть недель, а потом паки положены на прежнее место. Им же Преосвященным установлено в ските ежедневное чтение акафиста Божией Матери, пред чудотворною Ея иконою Знамения и отправление молебного пения в праздничные дни пред чудотворною иконою Св. Троицы, а Строитель Мельхиседек произведен в ските во Игумена. Он, по принятии схимы, именовался Адамом , и за старостию и слепотою от настоятельства отказался в 1777 году; скончался в сем же ските. 1764 Года, от учрежденной Комиссии о церковных имениях, с Высочайшего утверждения Анзерский скит, как безвотчинный и на своем содержании состоящий, не включен в штат, а приписан навсегда к Соловецкому монастырю с положением в нем Строителя и монашествующих 12 человек. Почему сей скит и доныне находится в управлении Соловецких Архимандритов, от коих назначается туда для соблюдения порядков и управления старший Иеромонах в должность Строителя. На место Игумена Адама Строителем определен 19) Порфирий Иеромонах, который был с 1777 по 1787 год. Он за строжайшее смотрение за прибывшею на короткое время для богомоления девицею, своею родственницею, был в лесу застрелен из ружья от некоторого нечестивца который был за то наказан на том же месте по законам. По нем 20) Арсений Афонский Иеромонах, определен по Указу Святейшего Синода 1793, и находился по 1797 год. 21) Геронтий Иеромонах был в ските Строителем с 1797 по 1804 год. При нем 1802 Года по благословению и соизволению Архимандрита Ионы, а усердием и тщаянием Иеромонаха Аввакума, на собранную им от Соловецкой усердствующей братии денежную сумму заготовлен достаточный материал для строения братских келий, кирпич, известь и под фундамент дикий камень. 1803 Года совершенно окончены строением двуэтажные каменныя келии в связи с Троицкою церковию с западной ея стороны в длину на 17, а в ширину на 6 саженей; в нижнем этаже расположены братские келии и при них трапеза и поварня со сводами, также сделаны два погреба летний и зимний, а в верхнем этаже устроены настоятельские и братская келии с накатными потолками, надь коими сделаны приличные фронтоны. Все келии внутри оштукатурены, выбелены и покрыты тесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место его заступил ученик его 3) Никодим, монах и постриженник скитский, который был Строителем с 7164 (1656) по 7185 (1677) год; пожив в монашестве всего 43 лета, скончался и погребен близ Преп. Елеазара. Тогож года от Царя Алексея Михайловича сему Строителю пожалована грамота в таковой силе: 1) чтобы Соловецкому Архимандриту Илие, Анзерских скитян ни в чем не наведывать, но в случае; нужды защищать их от обид. 2) Чтобы не возбранять желающим переходить из Соловецкого монастыря в Анзерскую пустыню. 3) Чтобы годовые запасы с Холмогор доставлять в Анзерский скит на монастырских ладьях. 4) Заготовлять и перевозить в скит дрова монастырскими работниками с заплатою денег, и наконец 5) чтобы во всем свободно заведывать      Строителю Никодиму скитом. 4) Исаия монах, Строитель скитский, управлял кратковременно; а по нем 5) Флавиан монах, также кратковременно. 6) Роман отшельник, определён Строителем по Именному Указу Царя Феодора Алексеевича 7188 (1680) года и был по 7193 (1685) год; а потом переведен к должности в дом Афанасия, Архиепископа Холмогорского и Важеского, и наконец определен Строителем в Кольскопеченский монастырь. При нем 7193 (1685) Года Государи Цари и Великие Князи Иоанн и Петр Алексеевичи пожаловали в Анзерский скит церковные облачения, ризы и стихарь красной обьяри, орарь, два покрова служебных, три напрестольных, поручи, подризник, епитрахиль с сребропозлащенными пуговицами и пояс тканный в кружки. Тогож года боярин Милославский и боярыня Анна Лодыгина дали вкладом ризы камчатные, стихарь камки Китайской; боярыня Княгиня Лобанова поручи с серебряными пуговицами и с финифтью. После Романа был Строителем в ските 7) Товия монах; при нем по открытии Холмогорской и Важеской Епархии Афанасием Архиепископом, предписано Анзерских скитян заведывать во всем Соловецким Архимандритам. 1700 Года, Великий Государь Петр Алексеевич указал вместо ружной дачи и на церковные потребности отпускать из казны для продовольствия Анзерских скитян деньгами. 8) Амфилохий, Иеромонах скитский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церкви и братские кельи в оном Анзерском Ските строены по грамотам их же Царского Величества Государевою казной и христолюбческим подаянием в разных годах; а по обветшанию, на место прежних, церковь каменная с приделом преподобного Михаила Малеина построена в 1744 году, на строение которой пожаловано вклада между прочим от Государыни Императрицы Анны Иоанновны восемьдесят рублей, да от Государыни Царевны Марии Алексеевны сто червонцев. На том Анзерском острове, в расстоянии от Троицкого Скита в трёх вёрстах с половиной, на горе, именуемой Голгофой, церковь деревянная Распятия Господня построена в 1715 году иждивением Царевича Алексея Петровича, и Царицы Параскевы Феодоровны, и Царевны Марии Алексиевны, и Царевны Натальи Алексиевны, и иных разных вкладчиков, при строителе того Скита Исусе Распятском. На оной горе прежде пребывание имел помянутый строитель Исус не во многом числе братии, и Скит именовался Распятским, ныне же жительствующих в том Ските никого не находится, и бывшие на той горе Голгофе монашеские самые малые келейки сгнили и развалились. Приезжают туда, однако же, временно монахи с Соловецкого острова, и отправляют служение в оставшейся церкви. Когда в Анзерском Ските начальство Строительское зачалось, точного сведения не имеется, кроме того, что преподобный Елеазар Строителем наименован в вышеописанной Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича жалованной в 7136 году/1628, Февраля 7, грамоте. Антониева на Чёрных или при Чёрных Озерках пустынь Мужская, упразднённая. Находится Новгородской Епархии в Череповском уезде, на берегу небольшого озера, именуемого Чёрного, от Шексны реки в 2, от Череповца в 40, а от Новгорода в 540 вёрстах. Пустынь сия основана преподобным Антонием, по имени которого и название своё имеет; но кто был и оный Преподобный, из какого звания, когда и по чьему дозволению построил оную пустыню, сведений не имеется. Строения в оной были все деревянные, от которых остались ещё и доныне: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Божьей Матери;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Е. был погребен в 1656 г. в Троицкой ц. скита. Позднее над его могилой и устроенными по сторонам погребениями его учеников преподобных Никодима и Никифора возвели небольшую деревянную часовню, заново выстроенную в нач. 40-х гг. XVIII в. Обретение мощей Е. совершилось летом 1757 г., при возведении каменной часовни над гробницами святых. По указу архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия 16 авг. 1758 г. мощи Е. и его учеников были перенесены в новопостроенную часовню и погребены в могиле, над к-рой в следующем году была поставлена гробница. В 1838 г. рака была заменена бронзовой, над ней была установлена сень в виде шатра, вокруг стояло 9 резных позолоченных крестов, над ракой располагалась икона Е. в рост. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была перестроена, новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни Е., над его могилой. К нач. XX в. рака с мощами святого покоилась в Троицкой ц. под спудом. Анзерский Свято-Троицкий скит был закрыт в 1920 г., в 1925 г. мощи святого были вскрыты и увезены с Анзерского о-ва, их совр. местонахождение неизвестно. В 2003 г. в разоренном в 1925 г. погребении Е. были обнаружены частицы мощей святого, с 2005 г. частицы мощей хранятся в ц. Воскресения Христова Анзерского Голгофо-Распятского скита . Почитание Местное почитание Е. началось в XVII в. Во 2-й пол. XVII в. среди соловецких монахов и поморов бытовало немало рассказов о посмертных чудесах Е. Во вкладной книге Анзерского скита сообщается о том, что паломники, приезжавшие на Анзерский о-в, рассказывали строителю Свято-Троицкого скита прп. Иову (Иисусу), как Е. «много у них купцев, по морю плавоющих, от всяких бед избавляет, и очевидно на кораблех их обрегает, и от смертнаго потопления по дарованней ему от Бога благодати преславно свобождает» (Там же. С. 266-267). В пространной редакции Жития Е. сообщается об 11 чудесах по молитвам к святому: об исцелении от телесных и душевных недугов, о спасении от потопления и др. В соч. «Список о чудеси в Анзерской пустыни», созданном во время Соловецкого восстания 1667-1676 гг. , рассказывается об исцелении в 1674 г. анзерского инока Исаии: по повелению Пресв. Богородицы соловецкие святые Зосима , Савватий , Герман , Иринарх, свт. Филипп и Е. победили 3-главого змея - виновника слабоумия Исаии и соловецкого «возмущения». После подавления восстания в 1676 г. на допросах выяснилось, что мн. поморы ездили на Анзерский о-в для панихиды по «прежнему строителю» Е.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Теперь, казалось бы, легко могли исполниться заветные желания Анзерского пустынника о новой каменной церкви, и потому первой его заботой по возвращении в скит было приступить к ее построению. Но так как без помощи Соловецкого монастыря нельзя было построить каменного храма, то, возвратившись от царя, Елеазар отправился в Соловки и рассказал монастырским властям о милости царя к скиту, показал и грамоты, в которых повелевалось соловецким настоятелям заботиться об Анзерском ските, особенно о постройке в нем церкви, не считая его, однако, подчиненным монастырем. Смиренно просил преподобный Елеазар вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Но соловецким старцам прискорбно было, что Анзерский скит совершенно устраняется от их зависимости, и они не только отказали преподобному в помощи, но и подвергли строгому взысканию за нарушение устава о монастырской подчиненности — посадили в тюрьму. Незлобивый и блаженный старец не разгневался на них и по смирению своему не хотел навести гнев царя на соловян. Кротость и терпение подвижника победили все. Наконец, и постройка церкви началась, когда побудил к этому соловецкого настоятеля Илию двинский воевода. Чудесные знамения сопровождали постройку каменного храма в ските. На Анзерском острове не было своих кирпичных заводов. Поэтому кирпич и другие строительные материалы брали из Соловецкого монастыря. Но вот наступила весна. Путь в обитель был прерван, так как за множеством плывущего льда невозможно было проехать ни на санях, ни в лодках. Строители скорбели о том, что опять приходится откладывать постройку на неопределенное время. Скорбел об этом и преподобный Елеазар, бывший уже в то время в преклонном возрасте. И вот, несмотря на свою слабость, он сам с несколькими строителями отправился в опасный путь. Путники благополучно достигли обители и насколько возможно нагрузили свои лодки кирпичом и другими материалами для постройки. Но на возвратном пути они встретили множество льда. Страшный испуг овладел спутниками преподобного старца, особенно когда громадные льдины, громоздясь одна на другую, с треском и шумом приближались к маленьким лодкам, грозя стереть и потопить их. Не устрашился только преподобный. Увещевая и своих спутников не поддаваться испугу, он повелел кормчим, к их изумлению, обратить ладьи прямо против шедшего на них льда. Ужаснулись кормчие и не знали, что делать, но все-таки послушали преподобного. И тотчас совершилось великое чудо. Море оказалось послушным повелениям святого старца. Оно разбивало лед и, относя его от лодок, очищало им путь. Увидев это, спутники преподобного были страшно поражены и возблагодарили за свое спасение Господа, прославляющего святых Своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  Препод. Елеазар отправился. В первой же беседе с ним Царь открыл цель приглашения его. Подвижник, утешая Царя, сказал: " по вере Вашей Господь Бог не оставит Вас без Наследника Престола " . Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре в ожидании. Скоро Господь утешил Царя, даровав Ему сына Алексия (1629 г.). Рождение Царевича принесло Царскому дому радость и торжество. Не был забыт при этом и Анзерский пустынник, пребывавший в Чудовом монастыре. Царь, призвав к Себе Елеазара, предлагал ему почести и чины духовные, но смиренный подвижник отказался от лестных предложений, намереваясь окончить жизнь свою в пустынном уединении.   Уважая Анзерскаго строителя, царь хотел упрочить существованье скита его, и грамотою 31-го июля 1633 года объявил Анзерский скит независимым от монастыря и разрешил пустынникам избирать строителей из своей среды, иметь братии 12 человек и 2 мирян для рубки дров, провинившихся не посылать в Соловецкий монастырь для исправления, но смирять их по своему усмотрению. Соловецкому игумену предписывалось не вступаться в управление скитом, не посылать туда строителей, не делать пустынникам никакого притеснения и не препятствовать желающим из Соловецкой братии переходить в скит. А Двинскому воеводе особою царскою грамотою, того же 31-го июля 1633 года, было повелено, под опасением опалы, высылать в Анзерский скит, своевременно и сполна, назначенное содержание на казенных подводах и судах, помимо Соловецкаго монастыря. Впрочем, зависть и недоброжелательство злых людей причиняли скитянам не мало скорбей и безпокойств. 13-го июля 1634 года приезжали к острову злоумышленники с явною целью грабежа, но в то время приплыли к устью губы поморския ладьи, и воры, устрашившись, бежали. По жалобе, Препод. Елеазара, Царь грамотою 31-го января 1638 года, повелевал Сумскому воеводе охранять скит от разбойников и недоброжелателей.   В это время скитское братство увеличилось несколькими замечательными лицами. В 1634 году вступил в скит Никодим, который сделался любимым учеником препод. Елеазара и, по смерти его, занял место строителя. Сюда пришел, по стремлению к строгому подвижничеству, московский священник Никита. Скоро он принял монашеское пострижение с именем Никона.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Преподобный Иринарх был сыном крестьянина и занимался торговлей. Будучи 30-ти лет, он постригся в иноки в Ростовском Борисо-Глебском монастыре. Начал ходить босиком и в рубище. Чтобы заставить ходить, как ходят все монахи, настоятель приказывал запирать его в холодной келье на несколько дней и посылать звонить на колокольне в большие морозы. Иринарх переносил все с терпением и благодарил Бога. 3 года подвизался он в уединении. Отсюда возвратился в обитель с веригами на плечах и оковами на ногах, приковал себя к стулу железной цепью, к веригам приделал более 100 крестов и в таком положении начал подвизаться. Спал только два часа в сутки, а остальное время проводил в молитве и рукоделии; деньги, вырученные за работу, раздавал бедным. Бог удостоил святого дара прозорливости. Он предсказал нашествие поляков в 1609 г. «Кого ты признаешь царем?» – спросил св. Иринарха предводитель поляков Микульский. «Я русский, и признаю только русского царя, а других я не знаю», – отвечал он, так что поляки удивились его смелости и оставили в покое. Св. Иринарх благословил князя Пожарского на борьбу с поляками и дал ему свой крест. Он подвизался 38 лет и скончался, имея 68 лет, в 1616 г. Погребен в монастыре, в выкопанной им самим могиле, где многие больные получали исцеление. Преподобный Елеазар Анзерский был сын козельского купца. Молодым он постригся в монахи в Соловецком монастыре. Для уединенной жизни удалился на Анзерский остров, в 20 верстах от Соловецкой обители, и проводил время в строгом посте и постоянной молитве. Питался от рукоделия. В 1616 г. он поселился в келье у церкви свят. Николая, на соловарнях. Сюда стали собираться к нему ревнители уединенной жизни, и он устроил для них кельи, и таким образом основался скит, Диавол всячески искушал св. Елеазара. Царь Михаил Феодорович, вызвав преподобного подвижника, просил его помолиться о даровании ему сына-наследника престола, и царевич Алексий родился. Св. Елеазар скончался в 1656 г. 14-е число В этот день воспоминаются преподобные, избиенные в Синае и Раифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Остров Анзерский принадлежит к числу островов Соловецких и находится от Соловков, или главного Соловецкого острова, в 5 верстах чрез морской пролив на северо-восточной стороне, Он находился во владении Соловецкого монастыря, от которого первоначально заведены на нем постоянные жилища для соловаров и рыбных промышленников и перенесена из сей обители деревянная церковь Св. Николая Чудотворца при Соловецком Игумене Иакове. Сей Настоятель старался соорудить там особенный монастырь; но неизвестно, по каким причинам Царь Феодор Иоаннович Именным Указом строить оного не повелел. В настоятельство же Соловецкого Игумена Иринарха, живший и постригшийся на Соловках благоговейный инок Елеазар (уроженец города Козельска из купеческого звания) испросил Игуменское благословение удалиться на Анзерский остров для безмолвного жительства и там принял великий Ангельский образ. Подвижническая его жизнь привлекла к нему и других ревностных подражателей как из Соловецкого монастыря, так и из других мест. Первые из учеников его были монахи: Никодим, Никифор и священноинок Никон, соделавшийся потом знаменитым на престоле Патриаршеском. – Преподобный Елеазар братству своему предал устав по образцу древних Греческих скитян; но по смиренномудрию своему не присваивал себе чести настоятельской. Он в собственноручном своем свитке, о бывших ему от Бога откровениях, между прочим говорит: что он, начав пустынное жительство на Анзерском острове с малочисленным братством, ни малого не имел попечения о сооружении храмов; но самому Богу угодно было прославить сие святое место. Новообразованный скит, вскоре, сделался известным самому Государю Михаилу Феодоровичу и Святейшему Патриарху Филарету Никитичу и сими ревностейшими о благочестии попечителями в 1620 году повелело Соловецкому Игумену Иринарху для пустынных обитателей соорудить на Анзерском острове; деревянный храм во имя Св. Троицы, с приделом Преп. Михаила Малеина (Царского Ангела), которая вскоре и была построена; иконы же, ризы и всякая утварь церковная присланы в том же году от Святейшего Патриарха. В 1621 году Именною грамотою Царя Михаила Феодоровича определено быть в Анзерском ските одиннадцати старцам, а начальствующим черному Священнику, в зависимости от Игуменов Соловецких, из коих был определен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В столице Никита продолжал свое священническое служение. Но неожиданно у Никиты скончались все его дети, ставшие жертвой эпидемии. Убитый горем отец увидел в смерти сыновей знамение свыше, которое он расценил как призыв к монашеской жизни. Никита уговорил свою жену принять пострижение в московском Алексеевском монастыре (находился на месте нынешнего Храма Христа Спасителя). Сам Никита ушел в Анзерский скит Соловецкого монастыря. Здесь 31-летний священник принял монашество с именем Никон. Его духовным наставником стал знаменитый старец – преподобный Елеазар Анзерский. Свой богатырский организм Никон, мужчина высокий и сильный, укрощал с большим трудом. Жизнь на далеком северном острове сама по себе была немалым подвигом, который усугублял принятый в Анзерском скиту очень строгий устав, согласно которому братии запрещалось вкушать даже рыбу. Тем не менее, Никон еще пуще изнурял свою плоть: помимо предписанного келейного скитского правила он ежедневно прочитывал Псалтирь и клал по тысяче поклонов. Богатырский размах в аскезе Никон сохранит и, став Патриархом, хотя позднее его борьба с плотью примет формы, достойные Первосвятительского величия: он будет носить расшитый золотом и каменьями саккос весом около 4 пудов и омофор весом в полутора пуда. Но несмотря на свои аскетические подвиги Никон, по свидетельству его келейника и биографа Шушерина, в то время терпел сильные искушения. Похоже, что с одним из них будущий Первосвятитель так и не сумел совладать. По молитвам преп. Елеазара Анзерского у царя Михаила Феодоровича родился долгожданный сын и наследник – будущий царь Алексей Михайлович. В благодарность государь пожертвовал Анзерскому скиту большую сумму денег. Деятельный, кипевший энергией Никон предлагал немедля пустить царский вклад на строительство каменного собора. Но нестяжательный простец Елеазар счел каменный храм непозволительной роскошью для бедного скита. Святой старец полагал, что сначала необходимо обустроить духовную жизнь в обители, воспитать в братии дух подлинного подвижничества. Никон, всегда склонный по своей натуре к каким-то ярким внешним формам, не мог понять своего смиренного учителя. Между ними произошла ссора. Будущий Патриарх, далекий от подлинно монашеского бесстрастия, выступил против своего духовного отца. Увы, сугубо материальное в основе своей дело стало причиной полного разрыва Никона со своим учителем, от которого он, впрочем, сумел взять очень немногое.

http://sedmitza.ru/lib/text/436329/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010