Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря — скит Соловецкого монастыря, основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Содержание История [ править править код ] Анзер - второй по величине остров архипелага - отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря преподобный Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь и в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит. В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы; так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

А о вышепомянутом монахе Никифоре от старых монахов, во искусе бывших, что той монах Никифор родом бе новгородец, от богатых родителей. 300 Елеазар Анзерский (кон. XVI – 13 января 1656 г.) – один из наиболее почитаемых на Русском Севере местных святых, основатель Анзерского скита, иконописец, резчик по дереву, основатель и собиратель скитской библиотеки. Биографические сведения о нём содержатся в Житии подвижника, написанном в 17041707 гг., авторство которого приписывается анзерскому монаху Макарию (см. о нем: Севастьянова С. К. Макарий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII век), Вкладной книге Анзерского скита 1710 г. (РНБ, Соловецкое Анзер. собр., 2/1370), документах соловецкого архива (ГИКМЗ «МК», ф. Соловецкого монастыря) и автобиографическом повествовании Елеазара – «Своеручной хартии». Сведения разных источников во многом дополняют друг друга. Елеазар родился в г. Козельске, в купеческой семье Севрюковых. Он имел двух братьев, с которыми принял постриг в Соловецком монастыре не ранее 1609 г. При игумене Иринархе Елеазар ушёл на Анзерский остров, осенью 1616 г. принял схиму от соловецкого иеромонаха Фирса. В «Своеручной хартии» Елеазар описывает первое время своего пребывания на острове, рассказывает о сражениях с бесами. Из Жития Елеазара узнаем, что во время пустынножительства подвижник вырезал деревянные чашки, которые обменивал у мореплавателей на продукты. После четырёх лет отшельничества Елеазар основал на Анзере скит, собрал 11 учеников, из которых особо выделял троих – Никодима, Никифора и Никона – будущего всероссийского патриарха. Для учеников Елеазар ввёл строгий порядок пустынной жизни по образу «древних отец скитских»: каждый монах имел собственную келью, которая располагалась на расстоянии одной версты от соседней; пустынники проводили время в постоянной молитве, посте, занимались рукоделием, никого не принимали к себе. Дважды в неделю все собирались на общее богослужение. Заботясь о духовном воспитании своих учеников, Елеазар собрал небольшую библиотеку, которая по описи 1676 г., составленной спустя 20 лет после кончины её основателя, насчитывала 212 рукописных и печатных книг (РНБ, собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 60 саженях от церкви и скитских строений, по голгофской дороге, находится деревянная часовня; в ней находятся в иконостасе старинные иконы и кладезь в средине оной. Преподобный Елеазар, основатель Троицко-Анзерского скита Происхождение – Монашество – Отшельничество на Анзерском острове – Искушения – Схима – Начало скита – Подвижничество – Замечательные случаи – Построение деревянного храма – Строительство Елеазара – Дружество с Препод. Иринархом – Известность Царю – Царская грамота 1633 года – Ученики Елеазар – Забота об устройстве каменного храма – Попечение патриарха Никона о ските – Опыты духовной жизни Елеазара – Кончина – явления и чудеса – Наставление инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребения – Поучение в св. Четыредесятницу – Состояние скита по смерти Елеазара – Строители Никодим и Роман – Причисление к Соловецкому монастырю – Строитель Спиридон – Обретение мощей Препод. Елеазара – Игумена Мельхиседек – Настоящее состояние скита. Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединённую на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружились в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему своё благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства Препод. игуменом Иринархом и усердием и ревностью занимался резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе, послушник приобрёл уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению Преп. Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделённый от Соловецкого на севере проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины её в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкого и Муксальмского, берега твёрдой земли, остров Жигжин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густыми сосновым и берёзовым лесом, с его озёрами разной величины, находится как бы под ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своими речами подвижник утешал опечаленного царя. Он говорил ему о всемогу­ществе Божием, о том, что Бог может нам дать все по вере нашей, и в заключение сказал: «Как вот сей день, так и я уповаю на Господа, что зач­нет­ся и родится у вас сын и будет наследником вашего царства». Обрадованный царь упросил преподобного Елеазара остаться в Чудове монас­тыре до исполнения сего события, а через несколько времени, именно в 1629 г., дейст­вительно сбылись слова преподобного — родился у царя сын царевич Алексий Михайлович. В порыве благодарности царь предлагал преподоб­ному и почести, и власть, но он ради смирения и пустыннолюбия отказался от все­го этого. Мысли подвижника были там, в созданном им скиту. Он получил от го­су­даря церковную утварь для скитского храма и грамоту, в которой рас­пи­сано было жалованье Анзерскому скиту и давалось право получать из казны воск, ладан и прочее. После того святой старец с миром возвратился в свой скит. Преподобному Елеазару под конец его жизни пришлось еще раз побывать в Мос­кве. По вступлении своем на престол царь Алексий Михайлович, слыша о подвигах преподобного и глубоко почитая его, как бы другого богодаро­ван­ного отца, пожелал видеть его лично, а посему святой Елеазар, преодолевая обычную в его летах слабость, вторично должен был ехать в столицу. Он с ра­достью был принят и обласкан царем, исполненным веры и любви к преподобному. Но и теперь он не искал при дворе царевом своих выгод, по-прежнему заботился лишь о ските своем. Вот почему во время пребывания пре­подобного в Москве ему дана была украшен­ная золотом грамота о выдаче от казны всего потребного для церковных нужд и содержания братии, а также был издан указ о непременном создании в Анзерском скиту каменной церкви, постройка которой, начатая еще при царе Михаиле Феодоровиче, была при­остановлена по той лишь причине, что Елеазар хотел выстроить ее в гораздо больших размерах, чем предполагалось. Одарив преподобного, царь с честью отпустил его в скит. Теперь, казалось бы, легко могли исполниться заветные желания Анзерского пус­тынника о новой каменной церкви, и потому первой его заботой по возвра­щении в скит было приступить к ее построению. Но так как без помощи Соловецкого монастыря нельзя было построить каменного храма, то, возвра­тившись от царя, Елеазар отправился в Соловки и рассказал монастырским властям о милости царя к скиту, показал и грамоты, в которых повелевалось соловецким настоятелям заботиться об Анзерском ските, особенно о постройке в нем церкви, не считая его, однако, подчиненным монастырем. Смиренно просил преподобный Елеазар вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Но соловецким старцам прискорбно было, что Анзерский скит совершенно устраняется от их зависимости, и они не только отказали преподобному

http://pravicon.com/info-2290

В другое время, в церкви св. Троицы, Царица Небесная явилась мне в том виде, как Она изображена на Смоленской иконе, держа на левой руке Предвечнаго Младенца, и сказала: " Елеазар, храните заповеди Христовы и устройте во имя мое храм. " С этими словами видение кончилось. "   В той же церкви однажды явился мне апостол Павел, с образом Знамения Божией Матери в десной руке, и сказал: " Елеазар, когда приходите в храм, покланяйтесь образу Христа Спасителя со страхом и трепетом; скажи о сем братии. "   " Некогда пришел мне помысл: что я творю угодное Богу моему и что значат мои труды и моления? Потом я, встав, помолился с особенным усердием: " Владыко, Боже Отче Вседержителю, вразуми меня, как прославлять Пресвятое Имя Твое! " После этой молитвы я услышал небесный голос: " всякий день молись, говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благословение... Господи, прибежище был еси нам в род и род... Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам " . Повесть свою о чудесных явлениях Преподобный утвердил своею подписью так: " грешнаго старца Елеазара. "   13-го Января 1656 года Анзерский скит лишился своего основателя и строителя Елеазара. Кончине его предшествовала краткая и легкая болезнь старости и изнурения. На смертном одре старец еще беседовал с своими учениками, увещавая их жить добродетельно, не изменять устава и благочестивых обычаев скита, и обещая им благодатную помощь Божию. Наконец, подвижник наименовал своим преемником в попечении о братии своего ученика и сподвижника-Никодима и, причастившись св. Христовых Таин, мирно предал дух свой Богу. Преподобный Елеазар Анзерский Явления и чудесная помощь страждущим показывали, что преподобный Елеазар обрел благодать у Господа. Один инок Онуфрий некогда впал в такое уныние, что ослабел телом и лишился разсудка. В минуту самых тяжких страданий явился ему Преподобный, сотворил за него молитву и мгновенно исцелил немощнаго.   Анзерский иеромонах Измаил впал однажды в тяжкую болезнь, не мог выходить из келии и слег. В сильном изнеможении он как то заснул и ему представилось, что Преподобный Елеазар выходит из своей часовни и приближается к келье больного. Страдалец проснулся и, забыв о своей болезни, встал с одра и спешно подошел к окну, чтобы удостовериться в явлении, но никого не увидел. С этих пор он почувствовал себя совершенно здоровым.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко–Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Прп. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему свое благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства прп. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностью занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким внимание к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению преподобного Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделенный от Соловецкого на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем, только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшееся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины ее в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкого и Муксальмского, берега твердой земли, остров Жижгин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густым сосновым и березовым лесом, с его озерами разной величины, находится как бы под ногами. Елеазар, плененный местоположением, поселился около озера, называемого «Круглым». Первым делом его было водрузить деревянный, сделанный им самим, крест, близ которого он устроил убогую хижину. Жизнь, в соседстве одних только зверей и морских птиц, сначала была для пустынника весьма тяжела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Неподалеку от залива, рядом с ц. свт. Николая Чудотворца (в 1583 была перенесена из Соловецкого мон-ря на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков), преподобный поставил себе келью. В это время с Е. подвизались неск. соловецких иноков: духовный отец Е. иером. Фирс, иером. Варлаам (в 1621 ставший 1-м настоятелем (строителем) Анзерского скита), Кирилл, Феофил. Со временем число отшельников увеличилось. Находясь по монастырским делам в Москве ок. 1619/20 г., соловецкий игум. Иринарх ходатайствовал перед царицей-инокиней Марфой о строительстве на Анзерском о-ве для живших там пустынников храма, в ответ на эту просьбу, поддержанную троицким старцем Александром (Булатниковым) , царица-инокиня пожаловала 100 р. 18 марта 1620 г. патриарх Московский и всея Руси Филарет послал грамоту Новгородскому митр. Макарию об устройстве на Анзерском о-ве ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича ), такого же содержания грамота была дана 12 июля соловецкому игум. Иринарху; из Москвы были отправлены для храма церковная утварь, иконы и книги. 20 янв. 1621 г. царь Михаил Феодорович пожаловал анзерским пустынникам грамоту, в которой разрешал строительство на острове Троицкой ц. с приделом во имя прп. Михаила Малеина и устройство при церкви «скитского монастыря» с 11 насельниками и с настоятелем-иеромонахом. Скит, согласно царской грамоте, должен был подчиняться Соловецкому мон-рю, не мог иметь угодий (земель, варниц, рыбных ловель и др.), на содержание скитян царь выделил часть от «двинских доходов». Деревянная Троицкая ц. с приделом прп. Михаила Малеина была освящена в скиту в 1621 г. В 1635 г., после неудачного нападения разбойников на Анзерский о-в, царь повелел двинскому воеводе Г. А. Плещееву охранять остров и пустынножителей. Преподобные Зосима Соловецкий и Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Преподобные Зосима Соловецкий и Елеазар Анзерский.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Преподобный Иов Анзерский (+ 1720) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 марта в день преставления Прп. Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1653 г. Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезней бедствующим. Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги. С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворении через доверенных лиц. В 1701 г., по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келье. Узнав, что преподобный был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем. В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит. Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Гос подь открыл ему время его кончины Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день — в Неделю Православия — утром, до восхода солнца, 6 марта 1720 г. В предсмертные минуты келья его озарилась необыкновенным светом и разлилось благоухание, и слышна была псаломная песнь. • Об Анзерском ските см. коммент. к житию прп. Елеазара (память его 13 янв.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436994/

Родился в конце XVI века в городе Козельске, Калужской епархии, в семье купцов Севрюковых. С детских лет он отличался любовью к книжному учению и молитве. По благословению родителей юноша поступил в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена – преподобного Иринарха (†1628; память 17 июля). В монастыре преподобный Елеазар занимался резьбой по дереву, украшая Преображенский собор обители. Здесь обнаружилось его удивительное художественное дарование. В 1612 году, взяв благословение преподобного Иринарха, преподобный Елеазар удалился отшельником на безлюдный Анзерский остров, где пребывал в постоянной молитве и богомыслии. Преподобный Елеазар добывал себе на пропитание, вырезая из дерева различные сосуды и чашки, которые оставлял на берегу. Проплывавшие мимо острова забирали эти изделия, а взамен оставляли съестные припасы. Узнав о строгом пустынножителе, на Анзерском острове стали селиться другие иноки. Они образовали скит со строгим монастырским уставом по древнему образцу. Келлии располагались в отдалении одна от другой, так что отшельники собирались лишь для воскресных и праздничных богослужений. В числе учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон . В 1616 году преподобный Елеазар принял схиму. Слух о его духовных подвигах достиг Москвы. Царь Михаил Феодорович (1613 – 1645) вызвал его к себе и просил молитв о рождении сына. Преподобный Елеазар предрек рождение наследника – царевича Алексия. В благодарность за это царь содействовал преподобному Елеазару в устроении на Анзерском острове каменного храма во Имя Пресвятой Троицы. Вернувшись в скит, преподобный Елеазар продолжал свои подвижнические труды. Он занимался книгописанием, составил и переписал три книги «Цветника», в которые включил старинные душеполезные повести. Преподобному принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался он в глубокой старости 13 января 1656 года. В 1757 году, при устроении храма над могилою преподобного, мощи его были обретены нетленными. Вероятно, тогда же преподобному Елеазару была составлена служба. Память его совершается 13 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Анзерский Свято-Троицкий скит при Соловецком монастыре. Свято-Троицкий Анзерский заштатный, общежительный скит расположен на Анзерском острове, который находится на Белом море, в пяти верстах от Соловецкого острова и в 22 верстах от самой Соловецкой обители. Анзерский остров в окружности имеет 30 верст. Природа здесь дикая и весьма живописная. Вся середина острова и частью берега его покрыты дремучим хвойным лесом. По всему острову разбросано множество озер; их насчитывают около 60. Одно из них, лежащее близ скита с юго-восточной стороны, именуется Святым. С севера к самому скиту подходит довольно длинная (2,5 версты) Троицкая морская губа, на которой расположена Троицкая же спасательная станция. Постоянное жительство на Анзерском острове началось по почину иноков соседнего Соловецкого монастыря, которые устроили здесь соляные варницы. В 1583 году, ради беспрестанно находившихся на Анзерском острове солеваров и иных промышленников, имевших настоятельную нужду в богослужении и в исполнении необходимых христианских обязанностей, по прошению соловецкого игумена Иакова и по благословенной грамоте архиепископа новгородского Александра, здесь поставлена была деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, которую перенесли сюда из Соловок. Ревностный соловецкий игумен Иаков намеревался было построить на Анзерском острове, кроме того, еще и особенный монастырь, но, неизвестно по каким причинам, грамотою царя Феодора Иоанновича в 1596 году это предприятие было приостановлено. Лишь спустя 20 слишком лет после этого, в 1620 году, на Анзерском острове воздвигнут был скит во имя Живоначальной Троицы. Основателем его явился соловецкий схимник св. Елеазар (скончался 13 января 1656 года). Св. Елеазар, по благословению игумена Иринарха, переселился на Анзерский остров, где довольно продолжительное время в уединенной келии проводил подвижническую жизнь отшельника в посте и молитве. Затем он поселился близ церкви Николая Чудотворца, где срубил себе новую келию. Молва о подвигах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010