Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Скит. Действует.   Год основания:1714. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий административный район, Анзерский остров Координаты: 65.146949, 36.040221 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Голгофо-Распятский скит был основан преподобным Иовом (в схиме Иисусом) Анзерским в 1713г. после видения ему Пресвятой Богородицы, которая велела подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее. На склоне горы Голгофа можно найти березу, выросшую в форме креста, на месте страданий и смерти многих узников, пострадавших за веру в годы гонений. На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Церковь Распятия Христова на горе Голгофа. Церковь. Действует.   Престолы: Распятия Христова Год постройки:1828. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.14668, 36.039486 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь. Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Троицкий скит. Скит. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1620. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.158417, 35.974 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С высокого холма неожиданно открывается живописный вид на северо-восток, где напоминающая чашу долина уступами спускается к морю. Скит расположен на невысокой гряде между Троицкой губой Белого моря и Святым озером. Море и озеро соединяются каналом, вырытым монахами в XVII веке. Такое расположение Свято-Троицкого скита в точности повторяет расположение Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове. До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для судов беломорских купцов и промысловиков. После основания обители здесь временами проживали монастырские трудники и иноки, занимавшиеся рыбным и звериным промыслами. В Соловецком патерике упоминается, что в XV–XVI веках на Анзер удалялись из монастыря иноки, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни с двумя црвенами – громадными сковородами для выпарки соли. Работало здесь в то время более семидесяти человек. В 1583 году для солеваров переносят из монастыря деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Однако в конце XVI века солеварни были закрыты, остров снова опустел. Предложение соловецкого игумена Иакова основать на Анзере отдельный монастырь было отклонено грамотой царя Феодора Иоанновича в 1596 году. Осенью 1615 года на острове поселился соловецкий инок Елеазар. Слава о подвигах отшельника привлекала к нему монахов из Соловецкого монастыря и мирских людей, селившихся поблизости от его келии.

http://sobory.ru/article/?object=03581

архим. Мелетий (Шергин) Историческое описание Среди самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится конусообразная необыкновенной высоты крутая гора, на которую для въезда сделана винтообразная дорога. С вершины горы при ясной летней погоде представляется взору прекрасный вид: необъятное для глаз пространство морских вод, по которым часто несутся с распущенными парусами суда, а на самом острове возвышенные холмы с зеленеющим лесом и озера различной величины с пресною водою. С неё можно обозреть часть островов Соловецкого и Муксальмского и виден остров Жигжин, а на материке видны летние берега и так называемый Орлов мыс. Гора эта – конечное возвышение цепи холмов, простирающихся по острову от северо-запада к востоку, называется Голгофою. Здесь первоначально жил в уединении преп. Елеазар, основатель Троицкого Анзерского скита. Эту гору никогда не оставляли пустынножители, но как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. В 1712 году жил при ней доблестный подвижник, благоговейный иеродиакон Паисий. Из уважения к нему в том году приходил Анзерского Троицкого скита строитель иеромонах Иов, в схимонасех Иисус, который, окропив святою водою гору, водрузил на ней крест. Местная надпись свидетельствует, что это сделано не просто, а по бывшему, летом 1712 года июня в 18 день, в тонком сне явлению Пресв. Богородицы с Пр. Елеазаром Иисусу распятскому. Достопамятная эта надпись, открывающая начально причину основания Распятского скита, вырезана на деревянном позолоченном кресте, который сохранился доныне и находится на стене в теплой церкви, против гробницы вышеупомянутого Иисуса. На кресте следующая надпись: «Лета 1712 июня в 8 день в среду, у иеродиакона Паисия в келии, в тонце сне явися Пресвятыя Богородица с преподобным Елеазаром Богоблаженному отцу Иисусу распятскому и глагола ему: сия гора нарицается Голгофа; на ней же имат быти церковь распятия Господня и, устроится вселение твое, со двумя ученики твоими, на верху горы сея и скит Распятский построится; слыши глас Божий, освяти гору сию Голгофу и постави на ней крест Господень. Иисус взем с собою два ученика своя, ихже в явлении виде, и шед с ними в неделю по литургии, в память святых Апостол Петра и Павла, и освяти воду по показанному ему образу, и пояше тропари, и каждяше и кропяше гору, и постави сей крест по изволению Пресвятыя Богородицы во уверение и в поклонение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Краткие сведения о существующих в каждой епархии православных мужских и женских монастырях, пустынях, скитах, кинавиях и женских общинах (В алфавитном порядке епархий) Алеутская епархия Мужской: Свято-Тихоновский , общ., в Сев.-Америке, в штате Пенсильвании, близ г. Майфильда, учрежденный в 1906 г.; при нем приют для сирот. Архангельская епархия Мужские: Анзерский Троицкий скит, зашт., общ., на Анзерском острове, в Белом море, в 20 в. от Соловецкого мон. Основан в 1620 г. пр. Елеазаром (см. 13 янв.); приписан к Соловец. мон. В Троицкой церкви покоятся под спудом мощи пр. Елеазара. В. Веркольский Артемиев , 1 кл., общ., Пинежского y., в 180 в. от г. Пинеги, на реке того же имени. Основан в 1645 г. на месте обретения мощей св. Артемия (см. 23 июн.). В 1897 г. освящен новоустроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви св. Артемия почивают мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершается крестный ход с обнесением св. мощей вокруг мон. При мон. школа для мальчиков и девочек. К нему приписан Святоезерский Николаевский скит, в 60 в. от Белого моря, на бер. «Святого» озера, устроенный в 1885 г.; здесь находится явленная икона св. Николая чудотворца. Голгофо-Распятский скит, зашт., общ., на Анзерском острове. Основан в 1714 г.; приписан к Соловецкому мон. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имеет два придела: холодный – во имя Распятия Господня и теплый – во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивает в гробнице тело основателя скита, иеромонаха Иова (в схиме Иисуса, † 6 мар. 1720 г.). В ските совершается неусыпное чтение Псалтири, сопровождаемое молитвами за живых и умерших. Кожеозерский Богоявленский , зашт., общ., в Онежском y., в 110 в. на юго-вост. от г. Онеги, на Лопском полуострове, омываемом водами оз. «Коже». Начало монашеской общины положено здесь во 2 пол. XVI в. священноиноком Нифонтом и сподвижником его Серапионом (см. 27 июн.). В 1764 г. мон. был упразднен; в 1853 г. возобновлен. В 1885 г. из часовни над гробницей пр. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. В мон находятся: мощи пр. Никодима под спудом (см. 3 июля), серебряный крест с мощами разных святых и частями животворящего древа и ризы Господней (пожертвованный княгиней, старицей Еленою Куракиной, в 1642 г.) и икона Богоматери – Неопалимая Купина (данная Пафнутием, митрополитом Сарским и Подонским, в 1605 г. пр. Никодиму).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Период 3. Со времени исправления книг и обрядов при патриархе Никоне до раскола, называющегося старообрядством: 1655–1667 Отдел 1. Патриарх Никон до исправления книг Когда доверенными при Патриархе Иосифе справщиками книг производилось издание Кормчей; кормило правления Церкви перешло в руки Патриарха Никона , который мог все слышать сам, все увидеть собственными глазами. Из его времени мнимое Старообрядство сделало эпоху свою, а искажением лица его – страшилище. Старообрядство представляет появление его на высоте Духовного сана каким-то наглым вторжением. Почему мы и объяснимся о Патриархе сем с некоторою подробностью. Происходя родом из поселян в области Нижегородской, Никон, по святому Крещению Никита, по отцу сын Минин, при быстроте природных своих дарований, с детства скоро изучился грамоте, сперва при доме отца, потом и в обители пр. Макария Желтоводского 226 . Здесь он начал вместе и особенные подвиги благочестия 227 . Впрочем, по требованию родителя, возвратясь в дом, он, по смерти родителя, вследствие убеждений родственников, вступил в брак, определился при Церкви причетником, и вскоре, по желанию прихожан, произведен во Священника. В звании сем перешел он наконец в Москву, по приглашению купцов, знавших его в Макарьевском Монастыре. А там, поживши несколько лет, пожелал вовсе оставить житье в мире: жену свою убедил идти в Монастырь, сам, после десятилетнего своего супружества, отправился вглубь Севера, в Соловецкую Обитель. Там в Анзерском ските пострижен Священник Никита в монашество Преподобным Елеазаром, Анзерским Чудотворцем. Образ жизни в Анзерах был самый строгий, пустыннический и суровый, по уставу и суровости места: Никон еще умножал труды свои, сверх обычного правила. Преподобный строитель полюбил его, и, когда привелось ехать в Москву, для испрошения у Царя Михаила Феодоровича милостыни на строение церкви, взял туда с собою. Но, по возвращении оттуда, Старец Елеазар возымел неудовольствие на Никона за то, что он иногда настоял, чтобы собранные в Москве деньги (500 р.) для безопасности отдать на сохранение в Соловецкий Монастырь, к коему скит был приписан, или начать употреблять на строение церкви; а Елеазар почему-то не хотел ни того, ни другого 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ († 22.01.1673, Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, Анзерский, ученик прп. Елеазара Анзерского. Основными источниками сведений о нем служат Житие прп. Елеазара (написанное ок. 1704) и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», составленное ок. 1710 г. для так называемого «Соловецкого патерика» (РНБ. Соф. 452). Согласно Житию прп. Елеазара, Н. был «первым учеником» святого и «ревнителем» его иноческих подвигов; ему Елеазар передал управление Анзерской пуст. перед своей кончиной. В скиту Н. прожил «богоугодно» 43 года. Время его пострига относится к 1630 г. Во Вкладной книге Анзерского скита отмечен один из первых вкладов Н., сделанный в 1635 г.: «Евангелие напрестольное, печать большая, на олексанринской бумаге». В конце жизни Н. передал в церковь Анзерского скита еще одну старинную книгу, завещанную ему прп. Елеазаром: «...старца своего, преподобнаго Елеазара, книгу Торжественник в десть, писана уставом». Рукопись сохранилась в Соловецком собрании РНБ (Анз. 62/1428): на 1-м листе ее читается запись о том, что она куплена анзерским строителем Елеазаром в 1632 г. в Соловецком мон-ре. Книга написана по заказу соловецкого игум. Досифея; в ней сохранились рисованный от руки экслибрис и запись о ее создании в 1493 г. Имя Н. указано, напр., вслед за именем Елеазара во вкладной грамоте бывш. троицкого келаря Александра (Булатникова) о пожаловании им 2 келий в Анзерский скит в 1652 г. После кончины прп. Елеазара Н. стал строителем Анзерской пуст., которой управлял в течение 17 лет (1656-1673). В память о прп. Елеазаре он построил часовню, для к-рой своими руками изготовил резные фигурки серафимов и херувимов. Согласно тексту Вкладной книги Анзерского скита, в 1656 г. Н. совершил путешествие в Москву, где удостоился аудиенции царя Алексея Михайловича , вручившего ему «во своих царских чертозех» ружную грамоту об управлении Анзерским скитом (грамота опубл.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропиг. Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 356-362).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

Соловецкий игумен Иаков предпринимал на Анзерском острове построить особенный монастырь, но неизвестно, почему грамотою царя Феодора Иоанновича в 1596 году это предприятие остановлено; однако, спустя 20 лет после сего, воздвигнут был скит Свято-Троицкий. Основателем его был схимник Елеазар, который, по благословению игумена Иринарха, переселился для уединённой жизни на остров Анзерский, где препроводил довольно время в уединённой келье в посте и молитвах, а после поселился близ деревянной церкви Николая Чудотворца и устроил себе келью. Пропитание снискивал себе трудами, делая деревянные сосудцы, которые поставлял у морской пристани. Мореплаватели, приходя, брали оное себе, а вместо их клали хлеб и другие съестные припасы. Слава о подвигах его привлекла к нему, как из Соловецкого монастыря, так и из других мест, некоторых иноков и мирских людей для безмолвного сожительства, а это побудило его установить, сообразно пустынной жизни, правило и порядок по примеру древних скитских отцов. Кельи сих безмолвников расположены были одна от другой расстоянием на одну версту. Когда таким образом совершенно устроился скитский порядок, установленный Елеазаром для безмолвных отшельников на острове Анзерском, в 1620 году святейший патриарх Филарет Никитич, известясь о том чрез соловецкого игумена Иринарха и знаменитого старца Александра Булатникова, повелел соорудить для них деревянную церковь о двух престолах: во имя живоначальной Троицы и прем. Михаила Малеина (царского Ангела). В том же году от щедрот великого Государя Михаила Феодоровича прислана в скит церковная утварь, и указом подтверждено немедленно оную церковь выстроить, а между тем предписано в Анзерском ските быть начальствующим одному чёрному свещенноиноку, в зависимости от настоятеля Соловецкого монастыря и 11 человекам пустынным старцам, коим определено ружное жалование на год по три четверти ржаной муки, по осьмине солоду ячменного и по осьмине овса, да на платье по 1 р. 50 коп. каждому, и жить быт им пустынным обычаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Никон, патриарх Московский и всея Руси Родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородского уезда в семье мордовского крестьянина Мины. Наречен в святом крещении Никитою, по имени преподобного Никиты Переяславского, чудотворца. Рано лишившись матери, он много терпел в детстве от злой мачехи. Первоначально обучался у своего приходского священника. Двенадцати лет ушел в Макариев Желтоводский монастырь. В 1624 или 1625 году, по совету родственников, вернулся, женился и нашел себе причетническое место в каком-то селе, где вскоре принял сан священника. Около 1626 года московские купцы, узнавшие о достоинствах молодого священника, уговорили его перейти на священническое место в Москву. Десять лет прожил Никита в супружестве, имел трех детей, но, лишившись их одного за другим, уговорил жену свою поселиться в Московском Алексеевском монастыре. В 1635 году жена приняла постриг в Московском Алексеевском монастыре, а сам он удалился на Белоозеро в Анзерский скит (на осторове Анзерском, в двадцати верстах от Соловецкого монастыря) и был пострижен с именем Никон от самого основателя скита преподобного Елеазара († 1656; память 13/26 января). В 1642 или 1643 году перешел в Кожеозерскую пустынь, где вскоре был избран настоятелем. В 1646 году игумен Никон отправился в Москву для сбора подаяний. Представлялся высшему духовенству и царю Алексею Михайловичу, на которого произвел сильное впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Царь пожелал иметь кожеозерского игумена настоятелем своей царской обители, и патриарх Иосиф († 1652) тогда же, в 1646 году, произвел Никона в архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 11 марта 1649 года архимандрит Никон возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 году участвовал в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси († 1569; память 9/22 января, 3/16 июля), из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по желанию царя, митрополит Никон дал согласие на принятие патриаршества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010