Раз явился ему искуситель в виде брата обители, с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приводилось ему читать молитву Господню – Отче наш , мнимый брат выходил из кельи; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа: а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его. Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола и узнавший о пр. Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после тёплой мольбы старца, в 1629 году родился царевич Алексей. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царём. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу 181 . Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал всё, что мог для покоя преп. Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика 182 ; в 1655 г. патр. Никон выпросил у царя отпускать в анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братиям в скиту и послал от себя серебряные оклады на икону и дары скитникам деньгами и рыбой. Св. старец скончался, после 40 летних подвигов, янв. 13 д. 1656 г. Память его чтится местно 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келлейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приводилось ему читать молитву Господню – Отче наш , мнимый брат выходил из келлии; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа: а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его. Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола и узнавший о пр. Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после теплой мольбы старца, в 1629 году родился царевич Алексей. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царем. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, не взирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу. 92 Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал все, что мог для покоя преп. Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика 93 ; в 1655 г. патр. Никон выпросил у царя отпускать в анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братиям в скиту и послал от себя серебряные оклады на икону и дары скитникам деньгами и рыбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником Екатерина Андреева Источник: ТАСС Воскресенская церковь на острове Анзерском Соловецкого архипелага. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра беспокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток. На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними. Мыс Кеньга на острове Анзерском. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Уединенная молитва и затворничество Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги. Свято-Троицкий скит и Знаменская часовня. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит. Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение. Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. " Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны " , — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

http://pravoslavie.ru/105737.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил острова Соловецкого архипелага 20 августа 2010 г. 18:13 20 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , посетил остров Анзер. Его Святейшество сопровождали заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Святейший Владыка побывал в храме Воскресения Христова у подножия горы Голгофа. В 1923 году, после упразднения Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения , где с заключенными обращались с особой жестокостью. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Святейший Владыка, обращаясь к присутствующим в храме. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников, на месте самых страшных страданий. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, после чего прошел к могилам соловецких узников. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. От лица братии скитоначальник иеромонах Георгий преподнес Его Святейшеству икону основателя скита преподобного Елеазара Анзерского, от которого принял монашеский постриг Никита Минин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон . Предстоятель Русской Православной Церкви побывал также в часовне, построенной на месте келлии преподобного Елеазара. Далее Святейший Патриарх Кирилл поднялся на гору Голгофа. Предстоятель осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита и передал в дар храму икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . После посещения острова Анзер Святейший Владыка направился на остров Большая Муксалма. В скиту в честь преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Православной Церкви обсудил с А.Д. Бегловым перспективы восстановления скита, а также побеседовал с паломниками, прибывшими на Соловки из Санкт-Петербурга. Краткая история Соловецкой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка) Свято-Троицкий Анзерский скит (справка) Голгофо-Распятский скит (справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1253863.ht...

Слава его достигает Москвы, и царь Михаил Феодорович вызывает его туда и требует молитв о даровании ему наследника и не выпускает до рождения Алексея Михайловича. Обрадованный царь предлагает святому власть и почести, но последний стремится только в пустыню и увозит лишь дары для храма. Его вызывает вторично в Москву уже Алексей Михайлович. Царь выдает ему грамоту, украшенную золотом, об отпуске из казны всего потребного для церковных нужд, а также издает указ о создании в скиту каменной церкви. Постройка ее была начата еще при покойном царе, но была временно приостановлена, так как Елеазар хотел выстроить храм гораздо больших размеров, чем позволяли тогда ему средства. В этом преп. Елеазар отличается от преп. Нила Сорского – такого же исихаста, устроителя скитской жизни и писателя: Нил Сорский выбирает мрачную местность для своего поселения, и храм должен быть у него только деревянный, чтобы ничем внешним не отвлекаться от внутренней сосредоточенности и созерцания, тогда как Елеазар, эстет по природе, любит все прекрасное, и храм у него должен быть величественным. Он не дожил до конца постройки. Незадолго до смерти преподобному пришлось еще претерпеть тюремное заключение от Соловецкого начальства за отстаивание независимости своего скита. Тут мы видим тот же антагонизм, что и в житии преп. Диодора между двумя родами монашества. По кротости Елеазар не жаловался царю и был спасен вмешательством Двинского воеводы. Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить «Преподобный Елеазар был из наших краев, поведал нам о. Нектарий: «из мещан он происходил Козельских. Богоугодными подвигами своими он достиг непрестанного умиления и дара слез. Вот, и вышел он как-то раз ночью на крыльцо своей кельи, глянул на красоту и безмолвие окружающей Анзерский скит природы, озаренной дивным светом северного сияния, умилился до слез, и вырвался у него из растворенного Божественной любовью сердца молитвенный вздох: «О, Господи, что за красота создания Твоего. И чем мне и как, червю презренному, благодарить Тебя за все Твои великие и богатые ко мне милости?» И от силы молитвенного вздоха преподобного разверзлись небеса и духовному его взору явились сонмы светоносных сил бесплотных и пели они великое славословие ангельское: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

В память этого явления в 1565 г. св. Филипп и поставил здесь часовню, устроив из дерева рельефное резное изображение Иисуса Христа, а там, где брызнула из земли вода, велел ископать колодезь. Над колодцем в 1858 г. устроена вышеупомянутая церковь во имя Живоносного Источника Богоматери; изображение же Иисуса Христа находится на правой стороне иконостаса, под особым балдахином. Филиппова пустынь с любовью и благоговением посещается богомольцами, по просьбе их служатся здесь, пред изображением Спасителя, молебны и освящаются кроплением святою водою. Здесь же, при выходе из храма, на особом постаменте лежит небольшой дикий камень, служивший возглавием св. Филиппу, заповедавшему хранить его. Морским проливом, около пяти верст в ширину, Соловецкий остров отделяется от Анзерского острова, одного из группы Соловецких островов. На Анзерском острове находится 4) Свято-Троицкий Анзерский скит, основанный в 1616 г. преподобным Елеазаром, пришедшим сюда из Соловецкого монастыря. Слава о строгой жизни инока привлекла к нему многих из Соловецких монахов и мирян. В числе первых ближайших учеников его был знаменитый патриарх Никон . Вызванный в Москву, Елеазар, как повествуется в житии его, предсказал Михаилу Феодоровичу рождение сына Алексея Михайловича. Эти три лица – царь Михаил Феодорович, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, постоянно благодетельствовавшие преподобному Елеазару, своими жалованными грамотами и разными ценными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного Елеазаром скита. Анзерский скит наряду с Соловецким монастырем сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в тоже время книжного просвещения. 102 Сам преподобный Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем книжного учения и «от многаго божественнаго просвещения», как замечено о нем в кладной книге Анзерского скита, «различныя повести собра, и три книги цветника своею рукою написа уставом, такожде и чин монашескаго келейнаго правила, в писании своем благоразумно яснейше от искусу чернеческаго жития добре истолкова». 103 Свято-Троицкий скит на Анзерском острове Первая каменная церковь во имя св. Троицы была построена в ските царем Алексеем Михайловичем в 1654 году. 5) Голгофо-Распятский скит. На вершине горы Голгофы в 1828 году построена вместо деревянной каменная церковь во имя Распятия Господня (высота от подошвы горы до креста достигает 86 сажен). Братии в Голгофо-Распятском ските живет до 15 человек, которыми совершается неусыпное чтение псалтиря с поминовением усопших братий и благотворителей. Особенность жизни в этом скиту представляет то, что иноки не употребляют молока и коровьего масла, ограничиваясь исключительно растительною пищею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для обители годы, «яко кокош, собирая семена, птенцов своих окормляше все целые осмь лет». На своих плечах он однажды принес из Колы жернова ручные для обители. После продолжительной, трудовой жизни преподобный впал в болезнь и сильно изнемог; ум. на 89 году 15 декабря 1583 года, прожив около 60 лет на Печенге. Память празднуется 15 декабря. Мощи преп. Трифона погребены в основанном им монастыре Кольско-Печенгском, который находился при впадении р. Печенги в Северный Океан близ Св. Носа. В последствии эта обитель перенесена в самый г. Колу, а в 1764 году упразднена и приписана к Кольскому собору. На первоначальном месте монастыря, над могилою преп. Трифона, стоит деревянная церковь Сретения Господня (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 380–384. – Яхонтов, Жития северно-русских подвижников, стр. 133). Позднейший биограф преп. Трифона говорит, что первое житие, писанное «самовидцами», пропало во время разорения монастыря Шведами в 1589 году, но чтители святого сохранили сведения о нем в малых книжицах и кратких записках, из которых и составилось уцелевшее житие, которое написано не раньше Никонова патриаршества. (Ключевский, стр. 337). В Иконописном Подлиннике: «подобием сед, брада аки Александра Свирского , в схиме, ризы монашеския; нецыи пишут браду долгу, доле Власиевой, с схимою на плечах». (Филимонов, стр. 41). 323. Преподобный Филипп пустынник иже бысть на мори Окияне у Заицкаго острова, преставися в лето 7000 месяца ноября в 14 день Об нем никаких сведений не найдено. 324. Преподобный Елеазар строитель Анзерскаго острова и скита иже бысть на Окияне море, преставися в лето 7100 Почитается благоустроителем пустынной жизни на СОловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита, собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался рассадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Преп. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческого звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, показание монаха Митрофана, бежавшего из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря, во время его осады, доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иосафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел всё отобранное возвратить и продолжать ружное жалованье на скит. В 1658 г., в бытность свою в Москве, Роман награждён многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независимым от Соловецкого монастыря, и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение соловецкого архимандрита, и ему велено иметь строжайшее наблюдение за пустынниками и распоряжаться во всём по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Пётр I повелел, с 1700 года, вместо ружного и денежного жалования на 17 монашествующих и церковные потребности, выдавать по окончании каждого года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития Преподобного Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателя скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восставил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Голгофе. Это был Иов во схиме Иисус, в мире московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Март, 6 Иов Анзерский, преподобный Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал священником в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!» Любовь к людям была у него удивительная: он всегда искал случая сделать ближнему добро. С полным участием отец Иоанн помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно слабых подкреплял, заблудших ласково и мудро вразумлял, утешал и наставлял. Дом его всегда был открыт для бедных – накормив, отечески побеседовав, он отпускал утешенных, наделяя их в дорогу, чем мог. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до самого царя Петра I – преподобный был призван для священнослужения в придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться. С годами отец Иоанн, посвятив себя богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц. В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, «он, яко духовник, не открыл начальству»), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем. Помня слова Господни: Ему же дано будет много, много и взыщется от него ( Лк. 12, 48 ), на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Но за то море и благочестие служили для них самою крепкою оградою. Каждый из иноков трудился и молился один отдельно в своей келье. В продолжение всей недели они не видели друг друга. Но вот наступал вечер субботы, или навечерие какого-нибудь праздника; отшельники собирались в общий храм и проводили в нем целую ночь в богослужении, молитве и чтении священных книг. Кроме того что у них вычитывалось в это время и было пето всё, что положено церковным уставом для вечернего и всенощного богослужения, они читали ещё все двадцать кафизм псалтири и толкование рядового воскресного или праздничного евангелия. Потом с наступлением утра слушали они божественную литургию, причащались св. Христовых тайн и, подав друг другу взаимное прощение, расходились в безмолвные свои жилища до следующей субботы, или навечерия какого-нибудь праздника. Здесь каждый вычитывал в сутки весь круг церковного нощеденственного богослужения и, кроме того, акафисты Божией Матери и Спасителю, каноны Иисусу Христу, Богородице и Ангелу Хранителю и молитвы утренние и вечерние 14 . Устраивая Анзерский скит 17 , преподобный Елеазар желал видеть в нем каменную обширную церковь вместо прежней небольшой деревянной. Но, так как собственных средств Анзера недостаточно было на сооружение предполагаемой церкви, то Елеазар решился отправиться в Москву, чтобы здесь испросить пособие от благочестивых московских граждан и от самого царского двора, при котором он пользовался известностью и уважением. Он взял с собой и Никона. В Москве приняли их почтительно, как славных подвигами благочестия. Вся собранная ими милостыня простиралась до 500 рублей. По возвращении в скит, Елеазар положил эти деньги в церковное казнохранилище и как будто забыл о них. Протекло три года; церковное здание не было даже начато 18 . Деятельный и решительный Никон осмелился напомнить своему настоятелю о необходимости приступить к сооружению храма. Елеазар не внимал его совету. Никон предлагал отдать, по крайней мере, деньги на хранение в Соловецкий монастырь, чтобы не узнали о них, говорил Никон, разбойники и не убили нас самих 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010