На Анзер в 1702 году был переведен иеромонах Иов , прежний духовник царской семьи (в миру - священник Иоанн Иоаннов, по указу царя сосланный на север и постриженный в монашество в Соловецком монастыре). Через два года по благословению соловецкого архимандрита Фирса он стал строителем Свято-Троицкого скита. Скитоначальник возобновил строгий скитский устав , пополнил хозяйственные припасы, начал ремонт ветхих строений, восстановление библиотеки. Преподобный Иов с 1712 года начал заботиться об устроении на Анзере Голгофо-Распятского скита. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. В начале 1740-х годов при строителе Глебе в скиту был обновлен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, поставлена высокая колокольня. Над местом погребения преподобного Елеазара построена новая деревянная часовня. В 1757 году обретены святые мощи преподобного Елеазара и сооружена каменная часовня. Свято-Троицкий Анзерский скит до революции В 1801 - 1803 годах к Свято-Троицкому храму пристроен каменный двухэтажный братский корпус. В 1829 году поставлен деревянный двухэтажный корпус для трудников и паломников , в 1837 году - валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По проекту архангельского архитектора Введенского в 1880 - 1884 годах заново отстроен Свято-Троицкий храм, перестроена колокольня. В это время в скиту были обновлены жилые и хозяйственные постройки, деревянные сооружения. Архитектурный облик скита значительно изменился, поскольку храм сооружен в неорусском стиле в отличие от церкви XVIII века, которая была построена в стиле барокко. В XIX веке в числе иноков скита были подвижники: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин) , пустынник Филипп, которые своей благочестивой жизнью заслужили уважение братии, и память о них сохраняется в истории Анзерского скита и Соловецкой обители. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, говорилось, что в Анзерский скит уходят по благословению настоятеля Соловецкого монастыря «испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии , внимая своему спасению , беседовать с единым Богом».

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

В 1710 году старец Иов был вызван соловецким настоятелем, архимандритом Фир– сом, в обитель и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великую схиму с именем Иисус, в честь и память об израильском вожде Иисусе Навине. Получив такое священное имя духоносный старец с еще бблыыим вниманием и усердием стал проводить свою ангелоподобную жизнь. Он, теперь уже иеросхимонах Иисус, нередко удалялся на безмолвие в пустынные места, а также ходил к отшельникам для духовной беседы. Однажды, в 1712 году, старец захотел посетить уважаемого им пустынника, иеродиакона Паисия, жившего в четырех верстах от Анзерского скита, при высокой горе, называемой ныне Голгофой. После беседы скитоначальник пожелал некоторое время пробыть с пустынножителем, и отец Паисий выделил ему особую келью. Спустя некоторое время старец Иисус, по своему обычаю, стал на вечернюю молитву, которую продолжал до самой полуночи. Утомившись, он присел и в тонком сне вдруг увидел в кельи необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу, а с Ней преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Небесной Царицы: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфием и монахом Макарием, скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки» (1, с. 121). С этими словами Пречистой видение окончилось. Но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!» (1, с. 121). Старец удивился виденному и слышанному и всё рассказал иеродиакону Паисию. Тот же всё слышанное вырезал на кресте, сделанном руками самого иеросхи– монаха Иисуса. 29 июня, в праздник святых апостолов Петра и Павла, преподобный Иисус, исполняя волю Божию, с учениками Матфием и Макарием отправился из Анзерского скита на гору Голгофу, там освятил воду, и, окропив ею гору, водрузил приготовленный крест с надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибавление из VI тома Андреевский Киевский-Выдобужский монастырь Или Выдубицкий . Так был назван Всеволож по имени Князя Всеволода, возобновителя оного (см. Выдубицкий; Татищев, Российская История, ч. II, стр. 124 и 215). Андреевский Княжий монастырь См. Князь-Андреевский. Андреевский Московский монастырь См. о нём ещё часть V, стр. 643. 9 АНДРЕЕВСКИЙ МОСКОВСКИЙ мужской, упразднённый, монастырь, ныне приходская Воскресения Христова, что в Пленицах, церковь , находился в столичном городе Москве, за Калужскими воротами, в Замоскворецкой части неподалёку от Воробьёвых гор, на берегу Москвы-реки, расстоянием от Кремля в пяти вёрстах, построен при Царе Алексие Михайловиче Боярином Феодором Ртищевым на собственное его иждивение для училища 10 . Он был в 1682 году приписан к Заиконоспасской Московской Академии, после того к Донскому монастырю. В приправочных и строительных книгах при Государе ПЕТРЕ I писан селом, в котором содержаны и обучаемы были несчастно рождённые дети; по состоявшемуся же в 1764 году Штату, упразднён и со всем имением и зданиями отдан Московскому, городскому Обществу на устроение там богадельни, которая и устроена, и содержит 150 обоего пола престарелых мещан. В 1807 году Московский городской Глава Кириаков положил в Московский Опекунский совет 30.000 рублей с тем, чтобы в том же месте на проценты с сего капитала содержать 30 человек изувеченных на войне солдат. Строения в сем бывшем монастыре находятся ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова, построенная в 1689 году по благословению Иоакима, Патриарха Всероссийского. 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. мученика Андрея Стратилата, построенная в 1675 году по благословению того же Патриарха. 3) ПРИДЕЛ во имя св. мученика Феодора Страталата. 4) ЦЕРКОВЬ под колокольней, во имя св. Архистратига Михаила, построенная в 1748 году иждивением Графа Сергея Борисовича Шереметьева. 5) ДОМ для госпиталя. Анзерский Скит Приписанный к Соловецкому монастырю, находится в открытом море, почти посредине разверстия Онежской губы, на острове Анзерском, по которому и звание своё имеет. От Соловецкого монастыря в 30, от Кемского городка в 80, от Сумского острога в 100 от города Архангельска в 200 вёрстах. Основатель оного Скита преподобный Елеазар, Анзерский Чудотворец, жил на острове сем уединённо, потом когда собралось к нему довольное число и других Пустынных монахов, то по прошению преподобного Елеазара, а по жалованной Государя Царя Михаила Феодоровича в оный Анзерский Скит в 7136 году/1628, Февраля 7, грамоте, велено в том Ските быть братии двадцати; а по грамоте же Государя Царя Алексея Михайловича, жалованной в 7164/1656 году, в Марте месяце, положено быть братии семнадцати человекам, и по обеим тем жалованным грамотам повелено на церковные потребы и на содержание братии Ружное жалованье получать от города Архангельского из Государевой казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Другое обстоятельство еще больше помогло анзерским пустынникам исполнить свое благочестивое желание. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитого келаря Троице–Сергиевой лавры Авраамия Палицына, уважаемый царем и всей его фамилией, лично знал преподобного Елеазара. Он, вместе с игуменом Иринархом, известил патриарха Филарета об устроении Анзерского скита и о том, что у пустынников нет храма. Грамотой от 18 марта 1620 года патриарх предписал игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм во имя Святой Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина. Святейший обещал прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и все необходимое для богослужения. Со своей стороны царь Михаил Феодорович грамотой 1621 года повелел: анзерским пустынникам получать содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями; быть в послушании у соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и бесчиния не делать; мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь от молвы и смятения. С построением храма иноки, хоть и не оставили своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал богослужения и был строителем, то есть начальником, скита. Сам преподобный Елеазар избегал начальствования и оставался духовным руководителем братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерей покровителя и друга – игумена Иринарха. Какой духовной высоты достигли оба подвижника открыло следующее обстоятельство. Когда наступил для игумена Иринарха смертный час, старец Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: «Друг мой и собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает. Мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых» (1, с. 92). Игумен же на смертном одре перед соловецкой братией произнес: «Брат мой духовный Елеазар сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божией, уже не увидит меня в живых» (1, с. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как ни убегал подвижник славы человеческой, но он сделался известен даже царствующему дому. Игумен Иринарх в царствование Михаила Феодоровича находясь в Москве по делам монастыря, был принят родительницею царя, великою старицею Марфою Ивановною. В беседе с ним старица спросила: «Правда ли, что на Анзерском острове проживают отшельники?» Когда игумен ответил утвердительно, старица подала ему мысль об устройстве для них храма и пожертвовала для этой цели 100 рублей. Сами Анзерские пустынники давно желали устроить себе храм Божий, но, не имея достаточных средств, не знали, как приступить к делу. Теперь они видели, что Промысл Божий печется о них, внушив такую мысль родительнице царя. Другое обстоятельство еще более помогло Анзерским пустынникам исполнить свое желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитого келаря Троицко-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, уважаемый царем и всею его фамилиею, знал лично преподобного Елеазара. Он вместе с игуменом Иринархом извещал Патриарха Филарета об устроении Анзерского скита и о неимении у пустынников храма. Грамотою 18-го марта 1620 г. Патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку во имя Святой Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги – все, что необходимо для богослужения. Со своей стороны, царь грамотою 20-го января 1621 г. повелевал Анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании Соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и бесчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения. С построением храма Анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и в качестве «строителя» скита пользовался некоторою властью над скитянами. Сам Елеазар избежал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 г., вероятно, по воле царя или патриарха он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга – Соловецкого игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве. Когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своем скиту, сказал братии: «Друг мой, собеседник о Господе игумен Иринарх сегодня умирает, – мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых». Иринарх же на одре смертном пред Соловецкою братиею произнес: «Брат мой духовный Елеазар сегодня отправляется из своего скита в нашу обитель и желает прибыть прежде моей кончины, но, по воле Божьей, уже не увидит меня в живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За правым клиросом, у южной стены храма, стояла посеребренная с золочеными украшениями бронзовая рака над мощами преподобного Елеазара Анзерского. Она была установлена в 1838 году на средства иеромонаха Арсения из Новгородского Юрьева монастыря. Над ракой была устроена сень в виде шатра на четырех деревянных резных колоннах. Вокруг стояло девять резных позолоченных крестов. Над ракой располагалась икона преподобного Елеазара высотой в человеческий рост – сто семьдесят сантиметров. Нимб и одежду преподобного покрывало золотое и серебряное шитье с блестками и стразами, по углам иконы помещались резные золоченые изображения херувимов. На южной стене храма сохранились остатки росписи с изображением преподобного Елеазара. Есть основания предполагать, что его святые мощи и ныне почивают в церкви под спудом. Западнее раки преподобного располагалась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, написанная на кипарисовой доске, – вклад игумена Корнилиево-Комельского монастыря Арсения, сделанный в 1852 году. Образ был украшен серебряной чеканной ризой с золоченой короной и надписями из синей финифти. К западной стене храма были пристроены хоры; вход на них был прямо со второго этажа келейного корпуса. Снизу, из храма, на хоры вела деревянная винтовая лестница. В советское время церковь перестраивалась под нужды Соловецкого лагеря, затем долго оставалась без присмотра. Церковная утварь, иконостас и рака преподобного Елеазара утрачены, росписи уничтожены, деревянные конструкции полов, оконных и дверных проемов, отопительные системы разрушены. С 1994 года в церкви ведутся антиаварийные работы. Вход в церковь сейчас расположен с северной стороны; прежде существовал и другой, западный,– через паперть. Теперь на этом месте провал. Двустворчатые двери в восточной стене паперти выходили в холодный, Свято-Троицкий храм. Двери в западной стене вели в ризницу и кладовую. Под папертью размещался подвал, западнее нее располагалась трапезная XVII столетия с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, в которую вел отдельный вход. Двустворчатые двери открывались в уютное сводчатое помещение. Стены его были украшены росписями с растительным орнаментом и медальонами. В восточной части трапезной располагалась теплая зимняя церковь во имя Михаила Малеина. Одноярусный иконостас голубого цвета с позолотой включал в себя пятнадцать икон. Северо-западный угол занимала печь, облицованная бело-голубыми изразцами с изображениями единорогов и сказочных птиц и орнаментом из виноградных кистей. На втором этаже размещались покои настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=03601

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) (10-е гг. XVII в., Новгород - 30-е гг. XVII в., Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского . Краткие сведения о нем содержатся в Житии прп. Елеазара (созданном ок. 1704) и в «Сказании вкратце о строители Елиазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», написанном ок. 1710 г. для т. н. Соловецкого патерика (РНБ. Соф. 452). Судя по этим текстам, жизненный путь Н. был недолог, но духовно насыщен. Он происходил из новгородской богатой семьи. В ранней юности, по-видимому в нач. 30-х гг. XVII в., Н. пришел на Соловки и, пройдя испытание послушничеством, был пострижен в монашество и отдан в научение прп. Елеазару. Поселившись в Анзерском скиту, Н. под духовным руководством Елеазара «в велицей теплоте Господеви поработав». Пребывание на Анзере продлилось всего «три лета», после чего юный подвижник «преставился ко Господу». Произошло это, видимо, ок. 1635 г., поскольку этим годом отмечен поминальный вклад по «Никифору Новгородцу», сделанный соловецким уставщиком Геласием, духовно близким прп. Елеазару (см.: Панченко. 2006. С. 725-727). Как рассказывается в Житии Елеазара, анзерский старец молил Бога о том, чтобы узнать посмертную участь своего ученика, и получил «извещение» о том, что тот «наследовал жребий праведных». Имя анзерского подвижника Н. (родом новгородца) неизбежно напоминает о его тезке - пустынножителе Никифоре Новгородце, мирянине, к-рый в 1602-1616 гг. подвизался на Соловецком о-ве и за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита († 1616).

http://pravenc.ru/text/2565482.html

В 1757 г., при рытье фундамента для устройства часовни в память Преподобного Елеазара, в числе четырёх гробов найден один, у которого верхняя доска и колода целы; тело нетленно, только одежды истлели; от гроба исходило благоухание. Анзерские иноки заключили, что это – гроб Преподобного основателя скита Елеазара, и донесли архиепископу архангелогродскому Варсонафию. Преосвященный указом 16 августа 1758 года предписал анзерскому строителю Мельхисидеку с братией гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне; эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над нею присланную от преосвященного раку, которую окружить железными решётками и покрыть покровами; при переложении мощей петь молебны о Препод. Елеазаре. Впоследствии вместо деревянной часовни, устроенной над могилою Преподобного в 1757 году, построена каменная, а в нынешнем столетии прежняя обветшавшая рака заменена новою, сделанной из меди и посеребренной. В 1762 году Иоасаф, епископ архангелогородский, посещая паству свою, был и в Анзерском ските. Он произвёл строителя Мельхиседека в игумена и желал навсегда утвердить за анзерскими настоятелями это звание. Иоасаф установил ежедневное чтение акафиста Божией Матери пред Чудотворной иконой Знамения Ее, а в праздничные дни – отправление молебна пред Чудотворной иконой Св. Троицы. В 1764 г. Анзерский скит приписан к Соловецкому монастырю, с назначением в нём строителя и 12 монашествующих. Теперь отходят туда, с благословения настоятеля, ищущие безмолвия соловецкие иноки. Отправляя вседневную службу по уставу и чиноположению церковному, они каждодневно исполняют особенное монашеское правило: по вечерни три канона – Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю и акафист, также молитвы на сон грядущим и помянники с поклонами о соловецких благотворителях и вкладчиках. Кроме этого каждый инок имеет и келейное правило с поклонами и молитвою Иисусовою. Читать далее Источник: Историческое описание Свято-Троицкого Анзерского скита на Анзерском острове, с приложением Жития преподобного Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита/Изд. Соловец. монастыря. – Архангельск: Типо-лит. В. Черепанова, 1894. - 36 с., 2 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Да и о своих согрешениях молитеся Богу, чтобы нас всемилостивый Бог, имиже хощет судьбами, избавил от вечных мучений. А кто в нас на кого вражду или гнев имеет, Бога ради в том прощение учините, потому что прощение грехов прибретаем прощением братий наших. Если же мы не простим, то и сами прощения не получим: " ею же бо мерою мерим, тако и нам возмерится (Лук. 6,58). К соборному пению потщитеся ходить к началу и слушать со вниманием. Да и нас грешных во святых своих молитвах помяните, а мы вас благословляем " Братия обыкновенно отвечала: " сколько возможно будет, честный отче, должны, по повелению твоему, молитвами святых поступать так " , и все, кланялись настоятелю.   По смерти Елеазара 21 год управлял Анзерским скитом ученик его Никодим, в духе своего учителя. Денежное и ружное жалованье, о котором извещал скитян патриарх Никон в 1655 году, подтверждено Царскою грамотою 1662 года. Какое влияние на судьбу Анзерскаго скита имели смуты, возникшия в Соловецком монастыре по поводу исправления богослужебных книг, мы сведений не имеем, кроме краткой заметки во вкладной книге Анзерскаго скита, сделанной в 1710 году: " егда у противных в Соловецком острове учинися в вере смущение и устройся от них монастырю запорное укрепление, в тоже время бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велее разорение и конечное сотворися ему запустение. Живущие же ту пустынники до единаго со отока разогнаны, бежали, и храмы Божии обраны, токмо стены едины в них осташа, и всем церковным утварям и записным книгам, от всяких людей врознь рознесенным сущим и растерянным бывшим, и по многому времени егда возмогоша из Соловецкаго монастыря от церковных вещей и письменных крепостей несколько возвратити. "     Но это отобрание церковнаго имущества Анзерскаго скита последовало уже после усмирения Соловецкаго бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшаго из Соловецкаго монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкаго монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Вскоре по прибытии Иова в скит скончался Анзерский строитель. Холмогорский архиепископ Варнава, знавший благочестивую и подвижническую жизнь о. Иова, предложил Соловецкому архимандриту Фирсу почтить должностью строителя Анзерского скита священноинока Иова. Вызванный в Соловецкую обитель Иов, по выслушании от настоятеля воли архипастыря, из послушания принял это назначение. Вместе с тем он просил, чтобы удостоили его пострижения в схиму, но в этой просьбе настоятель ему отказал. По принятии благословения от настоятеля на строительскую должность он отправился в скит. Спустя несколько времени, архимандрит Фирс опять вызвал о. Иова в обитель вместе с некоторыми из братии Анзерского скита. Окончательно благословляя на должность, архимандрит сказал новому строителю: «Предаю тебе Анзерский скит Святыя Троицы, осторожно блюди его, как все устроено, так и да будет; устава церковного не изменяй, но твори все по правилам святых отец». Старец, простившись с архимандритом и Соловецкими старцами – своими сожителями, отправился опять в скит. Здесь, созвав в соборную церковь братию, Иов с коленопреклонением совершил молебен Святой Троице, затем и преподобному Елеазару, как первоначальнику и покровителю скита, и потом, приветствуя братию, предложил им следующее поучение: «Молю вас, братия мои возлюбленные, поспешим к наследию царства небесного постом и молитвою; позаботимся о спасении душ наших; оставим все дурное и путь лукавый, т. е. любодеяния, татьбу, клевету, празднословие, ссоры, пьянство, объедение и братоненавидение; уклонимся и возгнушаемся этим, братия, чтобы не осквернить душ своих, но пойдем по пути Господнему, ведущему нас в отечество небесное. Взыщем Бога рыданием и слезами, пощением, бдением, покорностию воле Его и послушанием, да обрящем милость у Господа. Возненавидим прелестный мир, вспоминая слова Господа: »Аще ктó грядéт ко мне, и не возненавидит отцá своегó и мáтерь, и женý, и чáд, и брáтию, и сéстр, ещé же и дýшу свою, не мóжет мóй быти ученик« ( Лк.14:26 ). Мы, братия, отрекшись мира, отречемся и всех худых дел его. »Никтóже возлóжь рýку свою на рáло и зря вспять, упрáвлен éсть в цáрствии Бóжии« ( Лк.9:62 ). Как убежим бесконечной муки, проводя жизнь свою в лености? Нам, братия, нарекшимся иноками, прилично каждый день плакать и каяться о грехах своих. Покаяние есть путь, приводящий к царству небесному; покаяние есть ключ царства небесного, без которого никому нельзя войти туда. Укрепимся на пути царства небесного; сюда не приближаются лукавые. Это шествие хотя ныне и прискорбно, но зато после будет радостно». Скитяне, выслушав это поучение, поклонились о. Иову и разошлись по кельям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010