Погодина, 1911, л. 165178). Основная часть книг Анзерского скита в настоящее время находится в РНБ, в составе книжного собрания Соловецкого монастыря. Наибольший интерес для выявления литературных вкусов и пристрастий Елеазара представляют рукописные книги. Из литературы, предназначавшейся для чтения, в манускриптах Анзерской библиотеки наряду с традиционными для монастырских библиотек сочинениями авторов-богословов ( Иоанна Златоуста , Исаака Сирина , Ефрема Сирина , Григория Богослова ) переписано немало сочинений мистиков-созерцателей, византийских авторов-исихастов: Иоанна Лествичника , Григория Синаита , Симеона Богослова , Исихея пресвитера, Нила Синайского , аввы Дорофея и других об «умном делании», чистоте души и помыслов, посте, молитве, молчании и слезах. Интерес к такого рода сочинениям объясняется принятым в ските уставом и сознательной ориентацией Елеазара на принципы монашеской жизни Ниловой пустыни, богослужебный устав которой, по просьбе анзерского строителя, был доставлен из Соловецкого монастыря в Анзерский скит в первой половине 1620-х гг. Келейным занятием Елеазара были резьба по дереву, иконописание и переписка книг, которых он, согласно Вкладной книге Анзерского скита, переписал немало. Согласно Житию подвижника, ещё в Соловецком монастыре Елеазар принимал участие в устройстве иконостасов Спасо-Преображенского собора как резчик, а в Анзерской пустыни после бывшего ему видения написал образ Спасителя. Уже при жизни Елеазар прославился среди своих современников как чудотворец и пророк. Его духовный «подвиг» способствовал появлению в среде окружавших его людей рассказов о прижизненных чудесах святого, часть которых нашла отражение в Житии Елеазара. Согласно одной из легенд, Елеазар молился о рождении наследника царю Михаилу Федоровичу. Анзерский строитель был близок царствующим Романовым, которые оказывали покровительство Елеазару и неоднократно присылали в пустынь богатые вклады. Наряду со стремлением к отречению от всего земного Елеазар отличался активностью в устройстве скита, с чем связаны наиболее яркие страницы его биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через несколько лет преподобный Елеазар был приглашен в Москву и представлен царю Михаилу Феодоровичу. Анзерский пустынник, имея дар прозорливости, предсказал ему скорое рождение долгожданного наследника престола — будущего государя Алексея Михайловича . В знак царской милости Свято-Троицкий скит в 1633 году был отделен от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность. В начале 1630-х годов в скиту принял монашеский постриг священник Никита Минов, будущий патриарх Никон . Он участвовал в украшении храма: по благословению преподобного Елеазара написал на холсте Нерукотворный образ Спасителя . В Анзерском скиту он прожил всего три года и, в 1635 году, покинул скит. В царствование Алексея Михайловича с 1646 года на Анзере началось строительство каменной Свято-Троицкой церкви с двумя приделами: в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и во имя преподобного Михаила Малеина. Усердными трудами преподобного Елеазара и его сподвижников на отдаленном северном острове был устроен скит для иноков-пустынножителей, сооружены келии и каменный храм с трапезной палатой. Разорение скита и его последующее возрождение Смута, связанная с исправлением богослужебных книг и неприятием церковной реформы патриарха Никона, охватившая Соловецкий монастырь в 1668 – 1676 годах, коснулась и Анзера. Монастырь, оказавший сопротивление царскому войску, был захвачен, а насельники обители жестоко наказаны. Анзерский скит за поддержку мятежной Соловецкой обители был разорен. Назначенный в 1676 году архимандрит Макарий призван был восстановить в обители благочиние. Царь Феодор Алексеевич простил опальный монастырь, но, опасаясь распространения церковного раскола, в 1682 году перевел обитель из ведения митрополитов Новгородских во вновь учрежденную Холмогорскую и Важескую епархию . Через год указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был передан Соловецкому монастырю. Насельники скита (17 человек) получали жалованье на питание и церковные нужды. Денег на содержание скита не хватало, иноки терпели лишения.

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

Раз таинственный голос повелительно сказал ему: «Напиши Мой образ». Преподобный стал на молитву. Голос повторился с еще большей силой: «Напиши Мой образ Христа!» Этот образ, помещенный около гробницы преподобного, стал источником многих исцелений. Прп. Елеазар перенес в жизни своей немало тяжких и незаслуженных обид от злых людей, но кроткий и незлобивый старец беспокоился лишь о том, что если об этом узнает царь, то враги его могут подвергнуться царскому гневу. 13 января 1656 г. прп. Елеазар мирно скончался в глубокой старости, назначив своим преемником ученика своего Никодима. Святые мощи его были открыты в 1667 г. В это время один подвижник увидел в видении Пресвятую Богородицу, молящуюся на воздухе, и услышал голос: «Послан был человек в Анзерск, чтобы прославить его». В царствование императора Петра Великого Пресвятая Богородица явилась иеросхи-монаху Иисусу, подвизавшемуся на Секирной горе, и сказала ему: «Здесь Сын Мой во второй раз распнется!» С тех пор стали эту гору называть Голгофой, а иеросхимонах Иисус основал на ней Распятский скит. А при большевистской власти была там устроена страшная «Секирка» — штрафной лагерь для ссыльного духовенства, где много священнослужителей было замучено до смерти. Так сбылись слова Пресвятой Богородицы. • Преподобный происходит из рода Севрюковых из г. Козельска, с 1494 г. входящего в Московское княжество. Ныне город — районный центр Калужской обл. Монашеский постриг принял в Преображенском Соловецком монастыре. Основанный преподобным Троицкий Анзерский скит находится на Ан-зерском острове в Белом море, в 20 верстах от Соловецкого монастыря, • Предсказание, данное царю Михаилу Федоровичу Романову о рождении у него наследника, вынудило преподобного приехать в Москву, где он оставался в Чу-довом монастыре до появления на свет младенца — будущего царя Алексея Михайловича. С 1629 г. и до своей кончины прп. Елеазар подвизался в устроенном им ските. Мощи преподобного были обретены в 1757 г. • Секирная гора, именуемая Голгофой, в своей истории знает трагический период. «Секирка» — одно из страшных мест заключения Соловецкого лагеря, первого освоенного острова архипелага ГУЛАГ. «В двухэтажном соборе там устроены карцеры Содержат в карцере так: от стены до стены укреплены жерди толщиною в руку, и велят наказанным арестантам весь день на жердях сидеть., если же свалится — надзирателиподскакивают и бьют его. Либо: выводят наружу клестнице в 365 крутых ступеней (от собора к озеру, монахи соорудили) и сталкивают вниз с Голгофской горы», по описанию Солженицына, который назвал Голгофо-Распятский скит на Анзере штрафной командировкой, где лечат убийством. Этот штрафной лагерь не был предназначен исключительно для духовенства.

http://sedmitza.ru/lib/text/436796/

А сам отец Никита ушел на Белое море в Анзерский скит, близ Соловецкого острова. Тут то и поселился он, дабы исполнить заветное желание души своей и вести самую строгую монашескую жизнь. Там то, в безмолвной келье, при шуме волн морских, в часы глубокой ночи переносился он в небесные селения от земли, где все скоротечные радости сопровождаются неизбежными горестями и утратами. Там то сей постник и затворник стал велики подвижником и по своим духовным доблестям примером для иноков. Посему начальник и основатель скита, преподобный Елеазар, постриг священника Никиту в монашество и наименовал его Никоном. Ему было тогда 30 лет. Анзерский скит находится на крайнем севере, в открытом море, на Анзерском острове, верстах в 20 от Соловецкого монастыря и в 200 верстах от Архангельска. Природа там скудная и суровая. Жизнь в Анзерском скиту была трудная. Братия, не более двенадцати человек жили в отдельных хижинах, раскинутых по острову и не обнесенных оградой. Монахи там не видались друг с другом и только в субботу вечером сходились в церковь . Богослужение продолжалось целую ночь; в церкви братия выслушивали всю псалтирь; с наступлением дня совершалась литургия; потом все расходились по своим кельям. Средства к жизни там были скудные. Царь ежегодно давал в Анзерский скит руги по три четверти хлеба на брата, а соседние рыбаки снабжали братию рыбой, в виде подаяния. Основателем и настоятелем скита был преподобный Елеазар, старец, отличавшийся святостью жизни и прозорливостью. Под его духовным руководством и подвизался Никон и был в числе близких и любимых учеников Елизара. Здесь Никон всей душой отдался иноческим подвигам: он проводил дни в великом посте и воздержании, спал очень мало и на каждом правиле прочитывал всю псалтирь, полагая по тысяче поклонов. Нередко при этих ночных подвигах он подвергался и диавольским искушениям. Отношения между Никоном и его наставником-старцем были добрые и близкие. Старец видел его подвиги и отличал его от других иноков. По повелению преп. Елеазара, Никон занимался иконописанием и исполнял другие его поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В период Соловецкого ГУЛага анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений монастыря — на острове было организовано шестое особое отделение лагеря. В настоящее время возобновлена деятельность Голгофо-Распятского скита.         Большая Муксалма — 17 км² Малая Муксалма — 0,57 км² Большой Заяцкий остров — 1,25 км² Малый Заяцкий остров — 1,02 км² В архипелаг входит также более 100 малых островков. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Посещение этой зоны запрещено.             Преподобный Елеазар Анзерский. Житие     Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческаго звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему свое благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства препод. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким внимание к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество.   Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению преподобнаго Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделенный от Соловецкаго на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем, только изредка приставали к нему беломорския суда и монастырские промышленники, занимавшееся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины ея в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкаго и Муксальмскаго, берега твердой земли, остров Жижгин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густым сосновым и березовым лесом, с его озерами разной величины, находится как бы под ногами.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Слава о соловецком подвижнике быстро разнеслась повсюду и достигла самого государя. Петр I, удостоверясь, что духовник его был оклеветан, хотел возвратить его к царскому двору на прежнее служение, но, согбенный бременем лет и трудов, старец просил позволения остаться на Соловках. Им совершенно овладело желание еще большего безмолвия. В 1702 году, по благословению того же соловецкого настоятеля, архимандрита Фирса, он переселился в Анзерский Свято-Троицкий скит. В скиту старец опять предался иноческим подвигам. Считая себя среди скитской братии новоначальным, он всем служил и особенно старался помогать немощным. При этом церковных служб и келейного правила никогда не опускал. Вскоре после прибытия преподобного Иова в скит скончался анзерский скитоначальник. Холмогорский архиепископ Варнава, знавший благочестивую и подвижническую жизнь старца Иова, предложил соловецкому архимандриту Фирсу почтить его должностью главы Анзерского скита. Вызванный в Соловецкую обитель и выслушавший от настоятеля волю архипастыря, преподобный Иов из послушания принял это назначение. Вместе с тем старец просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, но в этой просьбе настоятель ему отказал. Через некоторое время архимандрит Фирс опять вызвал иеромонаха Иова в обитель. Окончательно благословляя на должность, архимандрит сказал новому скитоначальнику: «Предаю тебе Анзерский скит Святой Троицы, осторожно блюди его: как все устроено, так да и будет, устава церковного не изменяй, но твори все по правилам святых отец» (1, с. 117). Старец, простившись с архимандритом, отправился опять в скит. Здесь, созвав в соборную церковь братию, скитоначальник Иов с коленопреклонением совершил молебен Святой Троице, затем преподобному Елеазару, как первоначальнику и покровителю скита, а потом, приветствуя братию, предложил им следующее поучение: «Молю вас, братия мои возлюбленные, поспешим к наследию Царства Небесного постом и молитвой. Позаботимся о спасении душ наших, оставим все дурное и путь лукавый: любодеяния, татьбу, клевету, празднословие, ссоры, пьянство, объядение и бра– тоненавидение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При новом Соловецком игумене Макарии грамотою 7-го Февраля 1628 г. число братства в Анзерском ските определено в 12 человек. И на это число повелено отпускать через Соловецкий монастырь из доходов Двинской области: на одежду – по 2 р. на человека, на содержание – по три четверти ржаной муки, по осьмине овса, солоду, по полуосьмине круп и толокна, на церковные расходы – пуд воску, три ведра красного вина, 10 фунтов ладана, на просфоры – по четверти пшеничной муки и, кроме того, 5 р. на дрова. Благодаря такой заботливости царя Михаила Феодоровича, материальное положение Анзерских пустынников было обеспечено. Милостивое расположение царя к Анзерскому скиту увеличилось еще более со времени счастливого события в царском семействе. В беседе с Александром Булатниковым царь выразил ему свою скорбь, что не имеет по себе наследника, прибавив: «Кто бы мог помолиться, чтобы Господь разрешил наше неплодие?» – «Есть, государь, – отвечал старец, – в твоей державе один подвижник, которого молитву, верую, услышит Господь Бог», – и рассказал о жизни и подвигах преподобного Елеазара. Благочестивый царь обрадовался этой вести и послал просить пустынника в Москву. Преподобный Елеазар отправился. В первой же беседе с ним царь открыл цель приглашения его. Подвижник, утешая царя, сказал: «По вере вашей Господь Бог не оставит вас без наследника престола». Государь принял эти слова за предсказание и оставил старца в Чудовом монастыре в ожидании. Скоро Господь утешил царя, даровав ему сына Алексея (1629 г.). Рождение царевича принесло царскому дому радость и торжество. Не был забыт при этом и Анзерский пустынник, пребывавший в Чудовом монастыре. Царь, призвав к себе Елеазара, предлагал ему почести и чины духовные, но смиренный подвижник отказался от лестных предложений, намереваясь окончить жизнь свою в пустынном уединении. Уважая Анзерского строителя, царь хотел упрочить существование скита его и грамотою 31-го июля 1633 г. объявил Анзерский скит независимым от монастыря и разрешил пустынникам избирать строителей из своей среды, иметь братии 12 человек и 2-х мирян для рубки дров. Провинившихся не посылать в Соловецкий монастырь для исправления, но смирять их по своему усмотрению. Соловецкому игумену предписывалось не вступаться в управление скитом, не посылать туда строителей, не делать пустынникам никакого притеснения и не препятствовать желающим из Соловецкой братии переходить в скит. А Двинскому воеводе особою царскою грамотою того же 31-го июля 1633 г. было повелено под опасением опалы высылать в Анзерский скит своевременно и сполна назначенное содержание на казенных подводах и судах, помимо Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ревнители благочестия особо выделяли Свято-Троицкий скит из множества русских монастырей, существовавших в начале XVIII века. Иеродиакон Дамаскин из Чудова монастыря отмечал: «На Соловецком острове, когда был я там, нашел один скит не на том же Соловецком, но на другом, близ его острове, называемом Анзер. В нем есть церковь каменная и семнадцать келлий братских кругом церкви поблизости, и, кажется, монастырю тут быть, а не скиту: все заведено там по монастырскому обычаю, а не по скитскому, и в близости друг к другу живут, и в церковь ходят все каждый день ко всякому церковному правилу, и благовест и звон – все по монастырскому чину бывает, и часы на колокольне, и строитель, который управляет всем братством. И сие место у нас есть славное и дивное, от мира весьма удаленное и беспопечительное о внешних. На все телесныя потребы иноков дается милостыня довольная от великого государя, выезжает строитель каждый год в город и привозит на всю братию, чем кому питаться и одеваться: и такого пустынного места другого во всей России не сыскать. И один только сей скит Анзерский обретается близ Соловецкого монастыря». В 1709 году по завещанию преподобного Елеазара на Анзер были доставлены две иконы, которыми благословили угодника Божия его родители при расставании. Их привез из Кеми родственник преподобного Иоаким Дмитриевич Севрюков. В 1713 году преподобный Иов (в схиме Иисус) основал новый Голгофо-Распятский скит. Строителем Свято-Троицкого скита в 1714 году стал иеромонах Паисий. После смерти преподобного Иова в 1720 году скитский строитель Спиридон неправедно объявил, будто Иов при своей кончине приказал деньги и материалы, заготовленные для строительства каменной церкви на Голгофе, передать в Свято-Троицкий скит на сооружение теплого храма. Новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была вскоре построена за алтарем Троицкого храма. Но в 1741 году эта церковь, на которую были употреблены «кирпич и известь голгофская на деньги иеросхимонаха Иисуса, неправильно присвоенные по смерти его, гневом Божиим сгорела». Как видно из отводных книг Троицкого скита, при пожаре сгорели и иконы, принадлежавшие прежде преподобному Елеазару.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Голгофо-Распятский скит. Церковь Распятия Христова на горе Голгофа. Церковь. Действует.   Престолы: Распятия Христова Год постройки:1828. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.14668, 36.039486 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь. Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Анзеро-Распятский скит находится почти на средине Анзерского острова, на горе, именующейся Голгофою 13 , в расстоянии от Троицкого к востоку в четырех верстах. Гора сия с давнего времени была пристанищем безмолвных отшельников, иноков Анзерских и Соловецких. В уединенном месте сем часто упражнялся в богомыслии Строитель Анзерского скита Священноинок Иов, в схиме Иисус, который в 1712 году посетив там жившего Иеродиакона Паисия, сподобился узреть в видении Пресвятую Богородицу с Преподобным Елеазаром. Он слышал глас, что гора сия наречется второю Голгофою, и что на ней имеет быть великая церковь во имя Распятия Господня и скитом Распятским назовется. Вскоре на горе Голгофской с молебным пением и водоосвящением был водружен крест Господень с кратким надписанием об упомянутом видении; а Преподобный Иисус в 1713 году с двумя учениками своими отправившись к Преосвященному Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важескому, испросил грамоту о сооружения па Голгофе двух каменных церквей: во имя Страстей Христовых и при подошве ея (где было Препод, видение) во имя Успения Пресвятой Богородицы и чтобы скиту сему быть в своем управлении. Сдав строительство Троицкого скита в 1714 году, он совершенно переселился для жительства на голгофскую гору; но в построении упомянутых каменных церквей встретил непреодолимые препятствия. Недостаток в келейных строениях для помещения работников и трудное доставление из города Архангельска материалов, были причиною, что Препод. Иисус испросил вторичную грамоту на построение деревянной церкви с трапезою во имя Святаго Иоанна Предтечи, честныя главы его усекновения, которая вскоре и была выстроена, а освящена во имя Распятия Господня и снабжена иконами, книгами и всякою церковною утварию от щедрот Царицы Параскевы Феодоровны (вдовствовавшей супруги Царя Иоанна Алексеевич а) и от Великой Княжны Марии Алексеевны, которые особенное имели благоволение к Преподобному, бывшему их духовнику. 1718 Года Ряспятский скит ограблен был от разбойников; однако же Строитель Иисус не отлагал попечительности своей о построении каменных храмов. В Анзерском Троицком ските уже заготовляем был кирпич на то строение; но с последовавшею за сим кончиною его окончилась и надежда к совершенному устроению скита; ибо, по смерти его, упомянутый материал был неправильно присвоен Троицким скитом, оставшиеся ученики Преподобного отошли от сего пустынного места, а имущество церковное, скитское и собственное Строителя Иисуса взято частию в скит Анзерский и монастырь Соловецкий, а оттуда вытребовано в дом Епархиального Архиерея. Наконец оное паки возвращено было в Соловецкий монастырь по ходатайству Архимандрита Досифея I в 1768 году. Преподобный Иисус преставился 1720 года Марта 6-го дня, имея от рождения 85 лет. Он был прислан в Соловецкий монастырь для пострижения по воле Государя Петра I в 1701 году; в Анзерский скит перешел на жительство 1702 года; Строителем в Троицкий скит определен 1706 года, а в схиму постригся 1710 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010