Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Троицкий скит. Скит. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1620. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзер. Координаты: 65.158417, 35.974 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря до острова Анзер. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С высокого холма неожиданно открывается живописный вид на северо-восток, где напоминающая чашу долина уступами спускается к морю. Скит расположен на невысокой гряде между Троицкой губой Белого моря и Святым озером. Море и озеро соединяются каналом, вырытым монахами в XVII веке. Такое расположение Свято-Троицкого скита в точности повторяет расположение Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове. До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для судов беломорских купцов и промысловиков. После основания обители здесь временами проживали монастырские трудники и иноки, занимавшиеся рыбным и звериным промыслами. В Соловецком патерике упоминается, что в XV–XVI веках на Анзер удалялись из монастыря иноки, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни с двумя црвенами – громадными сковородами для выпарки соли. Работало здесь в то время более семидесяти человек. В 1583 году для солеваров переносят из монастыря деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Однако в конце XVI века солеварни были закрыты, остров снова опустел. Предложение соловецкого игумена Иакова основать на Анзере отдельный монастырь было отклонено грамотой царя Феодора Иоанновича в 1596 году. Осенью 1615 года на острове поселился соловецкий инок Елеазар. Слава о подвигах отшельника привлекала к нему монахов из Соловецкого монастыря и мирских людей, селившихся поблизости от его келии.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Преподобный Иов Анзерский Аудио Память 6/19 марта Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:32 мин. Размер 1.9 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский Святой Иов родился в Москве в 1635 году, был рукоположен во священника и стал духовником царя Петра Великого. Жертва клеветы, он был отправлен в изгнание на север, в Соловецкий монастырь. Там он предался суровому подвижничеству. Узнав, что Иов невиновен, царь хотел вернуть его в Москву, но блаженный отказался и попросил разрешения удалиться в Свято-Троицкий скит, расположенный на острове Анзер, в некотором удалении от монастыря. Вскоре Иов был избран игуменом скита, и вокруг него собралось около тридцати монахов. В 1710 году он принял великую схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина) и удвоил аскетическое рвение. Но даже более, чем телесными подвигами, он стал известен внимательным отношением к болящим. Несколько лет спустя (1715) Пресвятая Богородица явилась ему в сопровождении преподобного Елеазара, основателя скита. Показав на один из холмов, Матерь Божия повелела водрузить там крест и основать церковь, посвященную Распятию, и новый скит, обещая преподобному Иову Свою помощь в этом начинании. Святой повиновался и отправился в путь, чтобы обосноваться на этом холме, который он назвал Голгофой. С ним был его духовный друг Паисий. Преподобный не жалея тратил средства, чтобы основать монастырь в этом диком месте. И Пресвятая, верная Своему обещанию, вновь явилась, чтобы извести источник. Община насчитывала двадцать монахов, когда преподобный Иисус почил о Господе в возрасте 85 лет (6 марта 1720 г.). Отходя ко Господу, он воскликнул: «Благословен Бог отец наших! И коль Он таков, у меня больше нет страха, но я оставляю мир сей с радостью!» 19 марта 2013 г. Этот святой был почитаем народом на протяжении долгого времени. Его местное почитание было признано в 1999 г., а в августе 2000 г. принято всей Русской Церковью. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 28 марта 2013, 13:05 Преподобне Отче Иисусе, моли Бога о нас. О болящих Дмитрие,Александре,Зиноиде, Екатерине, Нине, Николае, Нине и о покаянии России!

http://pravoslavie.ru/60177.html

В связи с ростом числа насельников преподобный Елеазар занялся благоустройством скита. В 1650 была построена и освящена каменная Троицкая церковь с приделами в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Михаила Малеина, недалеко от храма построены кельи. Преподобный Елеазар пользовался большим уважением царя Алексея Михайловича, в скит поступали щедрые пожертвования. Особое внимание к анзерским пустынножителям проявлял и Александр (Булатников), выходец из знатного боярского рода, постриженик Соловецкого монастыря, с 1622 года - келарь Троице-Сергиева монастыря и восприемник от крестной купели царских детей. Вернувшись в 1642 году на Соловки, он даже решил поселиться на Анзере, построив там на свои деньги две кельи, но планы изменились, и Александр передал обе кельи в Троицкий скит. Основатель скита преподобный Елеазар преставился 13 января 1656 года и был погребен к востоку от алтаря Троицкой церкви. Впоследствии рядом с ним были погребены два его любимых ученика Никодим и Никифор. В 1757 году состоялось открытие мощей преподобного Елеазара. Вскоре после кончины преподобного Елеазара в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIIIbeke в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества. До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, третья по счету, сооружена в 1880-1884 годах, она примыкает к двухэтажному келейному корпусу, построенному в 1803 году. Из деревянных построек сохранились бревенчатый двухэтажный дом для трудников, скотный двор, конюшни, амбары. В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник. Рядом с источником - крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го».

http://sobory.ru/article/?object=03581

Теперь, казалось, все препятствия были устранены; тем не менее игумен Илия не приступал к постройке, пока не получил подтверждения о царской воле от Двинского воеводы, князя Ромодановского. Между тем, негодуя на Елеазара, он успел выдержать его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении. Наконец подвижник имел утешение не только видеть успешное строение храма, но и лично заправлять постройкой, участвуя во всех трудах братии. Так, когда раннею весною не было доставлено из Соловецкого монастыря достаточное количество кирпича, и рабочие оставались без дела, Препод. Елеазар, не смотря на лёд, носивший в море, сам с несколькими людьми отправился на судне в монастырь. Нагрузив ладью кирпичом и известью, пловцы на обратном пути были затёрты льдом. Опасность была великая, но Преподобный, не теряя присутствия духа и упования на Бога, взялся за руль и спас всех от явной гибели. При усердных трудах Елеазара и его сподвижников, скитский каменный храм, с трапезою и кельями для пустынников, устроился, но освящён был уже по кончине строителя. В то время, когда анзерский пустынник изнемогал под бременем забот и лет, прежний его сподвижник Никон, митрополит новгородский, а впоследствии всероссийский патриарх, был ему помощником и утешителем. Помня Анзерский скит, в котором приял пострижение, Никон почти каждую свою грамоту соловецким властям заканчивал припиской: «да пожалуйте Бога ради и нашего ради прошения, анзерских старцев, строителя и братию, а мы, елика сила наша будет, ради вам помогать». Всякую просьбу бывшего своего наставника, Елеазара, Никон старался исполнить с точностью. Так, в грамоте соловецкому архимандриту Илии, 1651 года, митрополит писал: «бил челом Живоначальной Троицы Анзерской пустыни строитель старец Елеазар с братией, чтоб к ним в Анзерскую пустыню из Соловецкого монастыря отпустить велеть больничного старца Кирика; и как к тебе сия наша грамота придёт, и ты бы в Анзерскую пустыню больничного старца Кирика отпустил». Сделавшись же патриархом, Никон ещё с большею любовью благотворил Анзерскому скиту. Грамотою 29 апреля 1655 года он извещал, что, по ходатайству его, государь повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту и давать по пуду ладану, по три пуда воска, по 5 вёдер церковного вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры, строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем патриарх и от себя препроводил милостыню – Елеазару два рубля, 11 человекам братии, каждому по рублю. В другой раз патриарх послал в скит серебряные оклады на иконы, весом 7 ф. 80 ½ зол., 250 рублей деньгами, 11 осетров для братии и белугу для Елеазару, прося молитв соборных и келейных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства преп. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким пониманием к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. По благословению преп. Иринарха, он оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отдаленный от Соловецкого на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Поселившись один на острове, пустынник работал деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в оплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Кельи отшельников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались старцы для общей молитвы и на следующий день, совершив восресное пение, расходились по кельям для богомыслия и рукоделия по силам каждого. В числе первых и ближайших учеников преп. Елеазара был знаменитый патриарх Никон . В житии Елеазара рассказывается, что он предсказал царю Михаилу рождение сына, царевича Алексея. Царь Михаил и потом патриарх Никон и царь Алексей своими жалованными грамотами и разными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного преп. Елеазаром скита. Анзерский скит сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в то же время книжного просвещения. Сам преп. Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения и книжного учения. В «Вкладной книге» Анзерского скита мы о нем читаем: «Он много Божественнаго писания различныя повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом» (Рукоп. Анзер. скита N 2, л. 31–32). Анзерская библиотека вошла в состав Соловецкой и сохранилась до нашего времени («Прав. Собес». 1860 г., янв., стр. 103–104). Преп. Елеазар ум. 13 января 1656 года, после 40-летних подвигов. Мощи почивают под спудом в церкви Анзерского скита. Память празднуется в день преставления (Соловецкий Патерик, стр. 86–88). «Когда и кем составлено дошедшее до нас житие преп. Елеазара, – определенно сказать нельзя; в заглавии сказано, что оно «собрано от многих и верных сказателей

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

На месте встречи святыни московским духовенством и народом поставили крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). 3 Преподобный Иринарх Соловецкий Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите Северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, он призывал к тому же и монахов. Под духовным руководством преподобного Иринарха в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове. Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. 4 Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита До основания Соловецкого монастыря остров Анзер был необитаем. В XV–XVI веках здесь стали селиться монахи-отшельники, искавшие пустынного жительства. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, но вскоре он опустел. В 1615 году на Анзер перебрался соловецкий инок Елеазар. Он устроил свою келью у озера Круглого. Подвижник страдал от видений бесовских, но однажды, по преданию, перед ним явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, и напиши на стенах кельи: “Христос с нами уставися”». Слово «уставити» – по-славянски означает «удержать» или «не допустить». С тех пор все анзерские подвижники стали писать на дверях келий эти слова. Вскоре после этого Елеазар принял от подвижника Фирса пострижение в схиму. Он стал жить возле Троицкой губы. Старец вырезал деревянные чашки, которые относил к морской пристани и менял у мореплавателей на съестные припасы. Слава подвижнической жизни святого Елеазара привлекала к нему новых и новых искателей уединения. Преподобный ввел для сподвижников строгий древний иноческий устав, и началась история Анзерского Свято-Троицкого скита…

http://sever.foma.ru/soloveckie-svjatye-...

И найдя, что все элементы наблюдаемого сооружения искажены так, как должны быть искажены элементы симметричного здания при боковом виде, восстанавливает в своем воображении вид здания из точки, расположенной на линии, идущей перпендикулярно фасаду. При этом восстанавливается вид, исходя из априорной посылки о том, что все элементы фасада лежат в одной плоскости». Цитата из книги: Федоров А.Е. «Симметрия в русской традиционной архитектуре», М. 1997, стр. 67-68. Скит патриарха Никона был выстроен в 1658 году " каменных дел " мастером Аверкием Мокеевым по подобию жилых башен на Святой горе Афон. Этот скит устроен в первый же год после отъезда святейшего патриарха из Москвы в Воскресенский монастырь. Здание, получившее название Богоявленской пустыни, заняло своё место в Гефсиманском саду возле строящегося Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, создаваемого по личной инициативе патриарха. Патриарх Никон начинал свою монашескую жизнь в Троицком Анзерском скиту на Соловецких островах, где под духовным водительством преподобного Елеазара Анзерского подвизался в подвигах пустынножительства, поста и молитвы. Будучи Патриархом, Первосвятитель оставался строгим аскетом, стремившимся исполнять келейное молитвенное правило Анзерского скита. Поэтому первым сооружением, которое он воздвиг в Новом Иерусалиме, была Богоявленская пустынь на берегу Истры-Иордана, предназначенная для уединения во время постов. Первоначально Пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой соединённый с нею подковообразный канал. Возведение Пустыни началось, по-видимому, в 1657 году. Первоначально это были двухэтажные палаты, к которым с востока примыкала четырёхстолпная церковь Богоявления Господня. В 1661-1662 годах Патриарх Никон перестроил Пустынь, превратив её в " столп каменный о четырёх апартаментах " . В первом этаже " столпа " находились хозяйственные палаты. Во втором - прихожая и помещения для келейников. В третьем - церковь Богоявления Господня с трапезой, келия Патриарха с прихожей и " приёмная " палата.

http://sobory.ru/article/?object=02015

Здесь в келии Паисия праведному Иову во сне было дивное видение: ему явилась Божия Матерь в сопровождении преподобного Елеазара Анзерского и предсказали ему, что эта гора наречется отныне второю Голгофою и на ней имеет быть построена церковь во имя Распятия Господа и устроен скит, который получит прозвище Распятского; при этом Иов получил свыше повеление освятить гору Голгофу и водрузить на ней крест. Это было 18 июня 1712 года. Исполняя возвещенную ему волю Божию, прав. Иов через несколько дней после этого видения, взявши из Анзерского скита двух своих учеников, отправился на Голгофу, освятил ее и окропил св. водой. Затем он водрузил на ней деревянный крест, сделанный его собственными руками, с надписью на нем о происшедшем дивном событии явления Богоматери. Надпись эту собственноручно вырезал иеродиакон Паисий. После этого прав. Иов начал заботиться о построении здесь храма и устройстве скита. После многих стараний и неусыпных трудов, преодолевши все препятствия, прав. Иов положил твердое начало существованию скита устройством деревянной церкви во имя страстей Христовых которая и была освящена в 1715 году. Сильную поддержку в своем деле прав. Иов получил как от самого царя Петра I, так и от царской семьи. Особенно близкое участие в устройстве скита приняла царевна великая княжна Мария Алексеевна, которая снабдила новоустроенную церковь драгоценною утварью, книгами и одеждами. (Все эти вещи доселе хранятся в соловецкой ризнице). Значительные пожертвования сделала также царица Параскева Феодоровна, вдовствующая супруга царя  Иоанна Алексеевич а. Так получил начало Голгофо-Распятский скит. Но вскоре же юную обитель постигло большое несчастье: слух о богатых царских вкладах и о пожертвованиях других знатных лиц привлек сюда разбойников (в 1718), которые разграбили и увезли почти всё церковное имущество, избивши и разогнавши братию. Вскоре после смерти прав. Иова Голгофо-Распятский скит пришел в запустение и был приписан к Троицкому Анзерскому, а затем, вместе с этим последним, к Соловецкому монастырю навсегда. Возрождение и благоустройство Голгофо-Распятского скита началось во второй четверти прошлого столетия стараниями соловецкого настоятеля архимандрита Досифея II. Построенная еще прав. Иовом деревянная церковь теперь пришла в совершенную ветхость и на месте ее была сооружена новая каменная в честь Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с трапезой и теплым приделом. Утварь церковная, священные облачения и книги выданы в достаточном количестве из Соловецкого монастыря, а равно и всё необходимое для священнослужения и содержания братии. С 1826 года, когда скит начал благоустраиваться, туда постоянно стал назначаться из состава соловецкой братии опытный в иноческой жизни иеромонах, в качестве строителя и руководителя, под ведением которого и состоит немногочисленная братия скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вскоре по прибытии Иова в скит, скончался Анзерский строитель. Холмогорский архиепископ Варнава, знавший благочестивую и подвижническую жизнь о. Иова, предложил Соловецкому архимандриту Фирсу почтить должностью строителя Анзерскаго скита священноинока Иова. Вызванный в Соловецкую обитель, Иов, по выслушании от настоятеля воли архипастыря, из послушашя принял это назначение. Вместе с тем он просил, чтобы удостоили его пострижения в схиму, но в этой просьбе настоятель ему отказал. По принятии благословения от настоятеля на строительскую должность, он отправился в скит. Спустя несколько времени, архимандрит Фирс опять вызвал о. Иова в обитель, вместе с некоторыми из братии Анзерскаго скита. Окончательно благословляя на должность, архимандрит сказал новому строителю: «предаю тебе Анзерстй скит Святыя Троицы, осторожно блюди его, как все устроено, так и да будет, устава церковнаго не изменяй, но твори все по правилам св. отец». Старец, простившись с архимандритом и Соловецкими старцами – своими сожителями, отправился опять в скит. Здесь, созвав в соборную церковь братию, Иов с коленопреклонением совершил молебен Святой Троице, затем и преподобному Елеазару, как первоначальнику и покровителю скита, и потом, приветствуя братию, предложил им следующее поучение: «Молю вас, братия мои возлюбленные, поспешим к наследию царства небеснаго постом и молитвою, позаботимся о спасении душ наших; оставим все дурное и путь лукавый, т. е. любодеяния, татьбу, клевету, празднословие, ссоры, пьянство, объядение и братоненавидение, уклонимся и возгнушаемся этим, братия, чтобы не осквернить душ своих, но пойдем по пути Господнему, ведущему нас в отечество небесное. Взыщем Бога рыданием и слезами, пощением, бдением, покорностию воле Его и послушашем, да обрящем милость у Господа. Возненавидим прелестный мир, вспоминая слова Господа: «Аще кто грядет ко мне и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братий, и сестер, еще же и душу свою – не может Мой быти ученик (Лк.14:26). Мы, братия отрекшись мира, отречемся и всех худых дел его». Никто же, говорит Господь, возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии (Лк.9. 62). Как убежим безконечной муки, проводя жизнь свою в лености? Нам, братия, нарекшимся иноками, прилично каждый день плакать и каяться о грехах своих. Покаяние есть путь, приводящий к царству небесному; покаяние есть ключ царства небесного, без которого никому нельзя войти туда. Укрепимся на пути царства небесного; сюда не приближаются лукавые. Это шествие хотя ныне и прискорбно, но за то после будет радостно». Скитяне, выслушав это поучение, поклонились о. Иову и разошлись по кельям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Но особое значение имел этот памятник для северного монашества. Один из его списков сделан Нилом Сорским , как это было установлено Б. М. Клоссом и Г. М. Прохоровым (ГИМ. Епарх. 349 (509)) 460 . Этот список устава принадлежит к первой редакции и не полный. Как об этом уже говорилось в литературе, именно этот устав лег в основу организации жизни в ските преп. Нила и оказал влияние на его творчество 461 . Другой список (только 4 листа) был сделан Нифонтом Кормилицыным (ГИМ. Чуд. 273, л. 1–4. В описании не отмечен.), игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря. Упомянут скитский устав и в житии Евфросина Псковского. Чин всенощного бдения, состоявший из чтения псалтыри, духовных бесед, публичной исповеди, не соответствовал русской церковной жизни XVI в., поэтому первая часть Скитского устава была значительно сокращена, в то время как порядок молитв иноков обрастал все новыми подробностями. В XVII в. особое место занял Устав в Соловецкой традиции, пришедший сюда по-видимому, из новгородских пределов. В Соловец- jcom собрании выявлено три списка Устава (Солов. 7/7. XVI-XVI вв. – Устав; Солов. 840/950. XVI-XVII вв. – Патерик; Солов. 723/831 – Псалтырь). Наличие этих памятников позволяет обяснить, чем руководствовался Елеазар Анзерский, создавая свой скит и вводя в нем порядки древних иноков. Устав Анзерского скита – Солов. Анз. 91/1456. В сохранившемся в уставе РНБ. Солов. 1129/1239 Елеазар Анзерский писал: «И я, поговоря с братьею, писали в Соловецкий монастырь ко игумену Иринарху з братьею, чтобы нам пожаловали, дали устав скитцкой, как поют на внешней стране, в Синайской горе, и окрест Иерусалима, и на Афонской горе, и у нас на Руси, старом ските Ниловском…» 462 . В соловецких рукописях устав активно перерабатывался, и только список Анзерского скита сохранил чин всенощного без изменений. Особое значение приобрел Скитский устав и в старообрядческой традиции. В отечественной историографии только в последнее время появились работы, посвященные старообрядческим скитам. Многочисленность этих поселений и обилие в них «скитян» шло в разрез с общеевропейской тенденцией к секуляризации культуры в эпоху «Просвещения». Скиты, расположенные в малодоступных теперь уже не для «варвар» или турок, а для государевых воинских команд местах, выполняли роль культурных центров для целых губерний: здесь хранились и переписывались книги, воспитывались сироты, обучались дети, сюда приезжали на исповедь и для причастия 463 . И Скитский устав, описывавший порядок службы и причастия для пустынников (без священников), оказался здесь востребован. Как показывает изучение, рукописи XVI и XVII вв. сохранили записи, свидетельствующие о бытовании Устава в старообрядческой среде (РГБ. Муз. 6380; РГБ. Муз. 6423; РГБ. Овчин. Ф. 209. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010