В скиту прп. Елеазар ввел особый устав по образцу «древних отец скитских, еже комуждо особь келия, и пища, и молчание», в частности по образцу устава прп. Нила Сорского . Все насельники имели кельи, к-рые располагались на расстоянии версты друг от друга, братия собиралась в храм в дни больших праздников и на воскресные богослужения. Всего общих богослужений было 170 в год. Каждый монах кроме уставного правила совершал еще особое келейное правило: ежедневно читал каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу-хранителю, Акафист, 4 кафизмы из Псалтири, 600 молитв Иисусовых, клал 300 земных поклонов. В отличие от прп. Нила прп. Елеазар разрешал в скиту монашеский постриг, принимал любую милостыню. В 1621 г. строителем А. Е. с. был назначен иером. Варлаам, в 1624 г.- прп. Елеазар (при нем насельников было 12 чел.), в 1656 г., после кончины преподобного, строителем стал его любимый ученик - мон. Никодим (братии в скиту было 17 чел.). Указом царя Михаила Феодоровича от 7 февр. 1628 г. А. Е. с. предписывалось иметь 20 чел. братии, к-рые содержались на доходы от двинских угодий. Царским же указом от 31 июля 1633 г. скиту была дарована независимость от мон-ря с разрешением братии избирать строителей из своей среды; соловецкому игумену предписывалось не вмешиваться в управление скитом и не запрещать братии мон-ря при желании переходить в скит. Двинский воевода обязывался своевременно высылать в скит назначенное содержание. В 1635-1639 гг. насельником скита и учеником прп. Елеазара был Никон (Минов), впосл. Патриарх Московский и всея Руси. Будучи Патриархом, Никон оказывал покровительство скиту: в 1655 г. он исходатайствовал у царя отпускать обители в год 1 пуд ладана, 3 пуда воска, 3 ведра вина, 4 четверти муки для просфор, к жалованью каждому насельнику было прибавлено по 1 р. В период Соловецкого восстания 1667-1676 гг. мон-рь получал продовольственную помощь от скита. В 1670 г. А. Е. с. продал мон-рю 146 пудов свежепросоленной щуки, неск. сот сигов и 320 пудов трески. В июне 1674 г.

http://pravenc.ru/text/115452.html

  В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, Царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители.     До этого времени скит был независим от Соловецкаго монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема Царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорскаго Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкаго архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а Царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружнаго и денежнаго жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении.   Составитель жития преподобнаго Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который возстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, Царский духовник, о котором мы скажем ниже.   При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны. В 1757 г., при рытии фундамента для устройства часовни в память преподобнаго Елеазара, в числе, четырех гробов найден один, у котораго верхняя доска и колода целы; тело нетленно, только одежды истлели; от гроба исходило благоухание.   Анзерские иноки заключили, что это - гроб преподобнаго основателя скита Елеазара, и донесли архиепископу архангелогородскому Варсонофию. Преосвященный указом 16 августа 1758 года предписал Анзерскому строителю Мельхиседеку с братиею гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне; эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над нею присланную от преосвященнаго раку, которую окружить железными решетками и покрыть покровами; при переложении мощей петь молебны о препод. Елеазаре. Впоследствии, вместо деревянной часовни, устроенной над могилою Преподобнаго в 1757 году, построена каменная, а в нынешнем столетии прежняя обветшавшая рака заменена новою, сделанною из меди и посеребренною.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Анзер - второй по величине остров архипелага - отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая. В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар († 13 января 1656), прославившийся как строгий подвижник и аскет, духовный наставник и учитель, образованный человек, иконописец, переписчик книг и автор нескольких аскетических произведений. Родился он в Козельске, в купеческой семье Севрюковых, в молодом возрасте ушел в Соловецкий монастырь, в игуменство преподобного Иринарха принял постриг. По благословению игумена в 1614-1615 годах монах Елеазар удалился на остров Анзер и стал жить отшельником. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения. Так был основан скит. В первые годы его существования преподобный Елеазар был только духовным руководителем братии, но в 1624 году ему пришлось взять на себя и бремя управления скитом. Правила иноческой жизни для насельников были составлены самим Елеазаром, ориентировавшимся на древние образцы монашеских наставлений. Особое внимание уделялось правилам для молодых монахов и их отношениях с опытными старцами-наставниками. Вначале насельники скита жили каждый в отдельной келье, построенной своими руками, на расстоянии примерно одной версты друг от друга, трудились и собирались вместе сначала раз, затем два раза в неделю для общей молитвы. Так продолжалось до 1646 года, когда собираться стали ежедневно. В Троицкий скит около 1636 года пришел священник Никита Минов, будущий патриарх Никон, и принял здесь монашеский постриг. Он прожил на Анзере около трех лет.

http://sobory.ru/article/?object=03581

В 1740–1743 годах, при строителе Глебе, был обновлен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, сооружена новая колокольня, отремонтирована кровля над трапезной и приделом во имя преподобного Михаила Малеина. Над могилой преподобного Елеазара была построена новая деревянная часовня. Летом 1757 года эта часовня перестраивалась; при сооружении фундамента были обнаружены четыре гроба. В трех из них останки истлели, в четвертом же, найденном посредине часовни напротив алтарного окна, оказались «глава, руки и ноги, и все члены тверды, только одежда на мощах истлела и кости темно-желтого цвета, и от всего исходит благоухание». Так были обретены святые мощи преподобного Елеазара. Архангелогородский владыка Варсонофий благословил захоронить честные останки преподобного под каменным сводом, над могилой поставить железную раку и возвести каменную часовню. В 1764 году Анзерский Свято-Троицкий скит был окончательно приписан к Соловецкому монастырю с назначением в нем строителя и двенадцати монашествующих. В 1801–1803 годах Троицкий храм был отремонтирован, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. Строительство велось под руководством соловецкого казначея иеромонаха Аввакума на средства, собранные братией Соловецкого монастыря. В храме на деньги купца из Вереи Алексея Заонегина был сооружен новый иконостас. В 1829 году был построен двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, в 1837 году – валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В первой половине XIX века в число иноков Свято-Троицкой пустыни входили известные соловецкие подвижники старец Наум и иеросхимонах Иероним. 17 июня 1844 года Свято-Троицкий скит посетил великий князь Константин Николаевич. В начале лета 1847 года около двух тысяч богомольцев отправилось из Архангельска морем в Соловецкий монастырь. Их карбасы были остановлены льдами, с большим трудом добрались потерпевшие до Анзерского острова. Через три дня, за которые истощился весь годовой запас хлеба в скиту, паломники на монастырских судах были перевезены на Соловецкий остров. В июле 1864 года, во время Крымской войны, к Анзеру подошла английская эскадра. «С фрегатов была отправлена к острову лодка за пресной водой. Доморощенные стрелки, дав высадиться с лодки неприятелю, выстрелили в них. Англичане поспешно удалились».

http://sobory.ru/article/?object=03581

Установление местного почитания Е. в нач. XVIII в. связано с деятельностью прп. Иова (Иисуса), при к-ром были созданы неск. редакций Жития Е., молитва, тропари святому, обширные сведения о Е. содержит начатая по инициативе прп. Иисуса в 1710 г. вкладная книга Свято-Троицкого скита. По преданию, основание прп. Иисусом Голгофо-Распятского скита произошло после бывшего ему 18 июня 1712 г. видения Пресв. Богородицы и Е. Между 1707 и 1709 гг. по завещанию Е. на Анзер были доставлены 2 иконы, к-рыми благословили святого его родители: Св. Софии, Премудрости Божией, и «Пресвятыя Богородицы с Корнилием преподобным». Их привез из Кеми родственник преподобного И. Д. Севрюков, отец к-рого получил их от Е., иконы были помещены у гробницы преподобного. Севрюков также привез в скит некие «списанные повести» о Е.: «...егда еще жив, чудодействова» (Там же. С. 272). Имя Е. включено в «Описание о Российских святых», известное в списках XVIII-XIX вв. (С. 166). По мнению Е. Е. Голубинского , общероссийское почитание святого было установлено до 1721 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 159; ср.: С. 557). Ок. 1838 г. была составлена служба Е. В XIX в. Анзерский Свято-Троицкий скит был местом активного паломничества со всей России, для приезжавших построили деревянную гостиницу. Иноческая жизнь в скиту возобновилась в 2000 г., с 2002 г. распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Троицкий скит находится на попечении Троице-Сергиевой лавры . К нач. XXI в. на Анзере сохранились руины Троицкой ц. и трапезной, остатки хозяйственных деревянных строений. На расстоянии чуть больше километра от скита находится св. источник, к-рым, по преданию, пользовался Е.; здесь в 1917 г. был установлен поклонный крест, сохранившийся до наст. времени. После перехода Е. в Свято-Троицкий скит место его первоначального пустынножительства забылось. В нач. XIX в. анзерский иеросхим. Иосиф нашел крест, поставленный Е. на месте его первоначальных подвигов, и построил неподалеку келью для безмолвствующих. В 1825 г. рядом была сооружена часовня во имя Е., где хранились его Псалтирь и ряса. Во времена существования Соловецкого лагеря в часовне размещался пикет охранников, затем она была заброшена и местонахождение ее забылось. В 1995 г. место первоначальной Елеазаровой пуст. было обнаружено Соловецким отрядом Морской арктической экспедиции, в 1996-1998 гг. при археологических раскопках на этом месте был расчищен фундамент построек, место часовни Е. обозначено памятным знаком.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Под духовным руководством духоносного Иринарха в обители возрасли многие известные подвижники, и в их числе – основатель Анзерского скита, святой преподобный Елеазар, о котором расскажет следующий обширный очерк. Место для скита было определено самим преподобным Иринархом, который прибыл вместе с преподобным Елеазаром на Анзер. Игумен Иринарх не только благословил инока Елеазара устроить скит на Анзере, – он сам предоставил ему первоначальные средства для устроения скита и писал о нем Патриарху Московскому и всея Руси Филарету. Святейший Патриарх прислал в ответ грамоту с благословением на строительство «рама, а от царской семьи была пожертвована утварь. Шли годы, наполненные многими событиями, благочестивыми заботами и попечениями. Но сердце игумена Иринарха, от юности прилежавшее к единому на потребу ( Лк. 10: 42 ), ждало истинно аскетического безмолвия. Наконец, премудрый Господь, всё устраивающий к душевной пользе и спасению всякого человека, устроил и преподобному игумену такие обстоятельства, когда стало возможным его увольнение от многотрудной настоятельской должности. Смиренно испросив себе увольнение, святой последние два года своей жертвенной земной жизни провел в совершенном безмолвии. 17 июля/30 июля 1628 года, достойно подготовившись к переходу в блаженную вечность, преподобный Иринарх мирно преставился о Господе. Его верный духовный друг сподвижник, преподобный Елеазар, находясь на острове Анзер, провидел приближение последнего часа земной жизни своего святого игумена, и поспешил переправиться на Большой Соловецкий остров. В это время преподобный Иринарх, видя очами сердца своего друга и сподвижника, сказал, что духовный брат его Елеазар плывет сейчас морем, но он не успеет проститься с ним. Преподобный Елеазар прибыл на остров уже после кончины преподобного Иринарха. Честные мощи любимого настоятеля были положены братией за алтарем Спасо-Преображенского собора с северной стороны и над ними была поставлена часовня. Она сохранилась до наших дней, находится в подклете Свято-Троицкого собора и именуется часовней во имя преподобного Иринарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Устроителем скита почитается преподобный Елеазар . Он был принят в число братии Соловецкого монастыря преподобным Иринархом , игуменом обители. Стремясь к отшельнической жизни, инок Елеазар удалился на остров Анзер в 1615 году. Анзер был необитаем и лишь иногда служил пристанищем для беломорских рыбаков. В XVI веке на острове были устроены монастырские солеварни, на которых работало более 70 человек. В 1583 году на Анзер перенесли из монастыря деревянную церковь святителя Николая Чудотворца . В конце XVI века солеварни были закрыты, и остров снова опустел. На Анзере в уединении селились лишь иноки, искавшие пустынножительства . В Соловецком патерике упоминается, что в 1616 году инок Елеазар встретился на острове с иеромонахом Фирсом «и принял от него пострижение в схиму». К подвижнику стали приходить люди, стремившиеся к отшельнической жизни, и селиться поблизости от его келии. Спустя 4 года игумен Иринарх благословил устроить скит на берегу Троицкой губы на месте чудесного явления, где, по преданию, монастырские рыбаки видели «столп огнен, до небес восходящ». Расцвет скита Об анзерских пустынножителях стало известно царскому двору. На пожертвования царицы Марфы в 1621 году была построена в скиту деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом в честь преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича ). Для нового храма государыня пожаловала книги, иконы и церковную утварь. Строителем ( скитоначальником ) с 1624 года был назначен преподобный Елеазар. Братия скита жила по обычаю древних иноков: «каждый пустынник имел особую келию , на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву». После недели труда и молитв иноки собирались в субботу вечером на общую службу в храме. В воскресенье утром, по окончании литургии , совершали чин прощения и в молчании расходились по келиям.

http://drevo-info.ru/articles/1454.html

По смерти Елеазара 21 год управлял Анзерским скитом ученик его Никодим, в духе своего учителя. Денежное и ружное жалованье, о котором извещал скитян Патриарх Никон в 1655 г., подтверждено царскою грамотою 1662 г. Какое влияние на судьбу Анзерского скита имели события, возникшие в Соловецком монастыре по поводу исправления богослужебных книг, мы сведений не имеем, кроме краткой заметки во вкладной книге Анзерскаго скита, сделанной в 1710 г.: «Егда у противных в Соловецком острове учинися в вере смущение и устройся от них монастырю запорное укрепление, в то же время бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение и конечное сотворися ему запустение. Живущие же ту пустынники до единаго со отока разогнаны, бежали, и храмы Божии обраны, токмо стены едины в них осташа, и всем церковным утварям и записным книгам, от всяких людей врознь рознесенным сущим и растерянным бывшим, и по многому времени егда возмогоша из Соловецкаго монастыря от церковных вещей и письменных крепостей несколько возвратити». Но это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения Соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, покаяние монаха Митрофана, бежавшего из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря во время его осады доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу Патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и денег 494 рубля. Но по просьбе строителя Романа царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве Роман был награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независим от Соловецкого монастыря, и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 г. указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкого архимандрита, и ему велено было иметь строжайшее наблюдение за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 г. архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Петр I повелел с 1700 г. вместо ружного и денежного жалованья на 17 монашествующих и церковные потребности выдавать по окончании каждого года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития преподобного Елеазара, около 1705 г., жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Голгофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник. (См. Житие Иова Анзерского. – Сост.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При усердных трудах Елеазара и его сподвижников скитский каменный храм с трапезою и кельями для пустынников устроился, но освящен был уже по кончине строителя. В то время когда Анзерский пустынник изнемогал под бременем забот и лет, прежний его сподвижник Никон, митрополит Новгородский, а впоследствии – Всероссийский Патриарх, был ему помощником и утешителем. Помня Анзерский скит, в котором принял пострижение, Никон почти каждую свою грамоту Соловецким властям заканчивал припискою: «Да пожалуйте Бога ради и нашего ради прошения, Анзерских старцев жалуйте и берегите»; или: «Да поберегите Анзерских старцев, строителя и братию, а мы, елика сила наша будет, рады вам помогать». Всякую просьбу бывшего своего наставника Елеазара Никон старался исполнять с точностию. Так, в грамоте Соловецкому архимандриту Илии 1651 г. митрополит писал: «Бил челом Живоначальныя Троицы Анзерския пустыни строитель старец Елеазар с братиею, чтоб к ним в Анзерскую пустыню из Соловецкого монастыря отпустить велеть больничного старца Кирика; и как к тебе сия наша грамота придет и ты бы в Анзерскую пустыню больничного старца Кирика отпустил». Сделавшись же Патриархом, Никон еще с большею любовью благотворил Анзерскому скиту. Грамотою 29-го апреля 1655 г. он извещал, что по ходатайству его государь повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту и давать по пуду ладану, по три пуда воска, по 5 ведер церковного вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры, строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем Патриарх и от себя препроводил милостыню – Елеазару два рубля, и 11-ти человекам братии – каждому по рублю. В другой раз Патриарх послал в скит серебряные оклады на иконы весом 7 фунтов 80,5 зол., 250 рублей деньгами, 11 осетров для братии и белугу для Елеазара, прося молитв соборных и келейных. Среди разнообразных забот о благоустроении своего скита преподобный Елеазар приближался к кончине и созревал для вечности. Опыты своей духовной жизни он изложил в рукописи и сохранил их на память ищущим спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, подвижник имел утешение не только видеть успешное строение храма, но и лично заправлял постройкою, участвуя во всех трудах братии. Так, когда раннею весною не было доставлено из Соловецкого монастыря достаточное количество кирпича и рабочие оставались без дела, прп. Елеазар, не смотря на лед, носившийся в море, сам с несколькими людьми отправился на судне в монастырь. Нагрузив ладью кирпичом и известью, пловцы на обратном пути были затерты льдом. Опасность была великая, но Преподобный, не теряя присутствия духа и упования на Бога, взялся за руль и спас всех от явной гибели. При усердных трудах Елеазара и его сподвижников, скитский каменный храм, с трапезою и кельями для пустынников, устроился, но освящен был уже по кончине строителя. В то время, когда Анзерский пустынник изнемогал под бременем забот и лет, прежний его сподвижник, Никон митрополит новгородский, а впоследствии всероссийский патриарх, был ему помощником и утешителем. Помня Анзерский скит, в котором принял пострижение, Никон почти каждую свою грамоту Соловецким властям заканчивал припискою: «да пожалуйте Бога ради и нашего ради прошения, Анзерских старцев жалуйте и берегите»; или: «да поберегите Анзерских старцев, строителя и братию, а мы, елика сила наша будет, рады вам помогать». Всякую просьбу бывшего своего наставника, Елеазара, Никон старался исполнять с точностью. Так, в грамоте Соловецкому архимандриту Илии, 1651 года, митрополит писал: «бил челом Живоначальныя Троицы Анзерския пустыни строитель старец Елеазар с братиею, чтоб к ним в Анзерскую пустыню из Соловецкого монастыря отпустить велел больничного старца Кирика; и как к тебе сия наша грамота придет и ты бы в Анзерскую пустыню больничнаго старца Кирика отпустил». Сделавшись же патриархом, Никон еще с большею любовию благотворил Анзерскому скиту. Грамотою 29–го апреля 1655 года он извещал, что, по ходатайству его, государь повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту и давать по пуду ладону, по три пуда воска, по 5 ведер церковнаго вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры, строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем патриарх и от себя препроводил милостыню Елеазару два рубля, и 11 человекам братии, каждому по рублю. В другой раз патриарх послал в скит серебряные оклады на иконы, 250 рублей деньгами, 11 осетров для братии и белугу для Елеазара, прося молитв соборных и келейных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010