5 фактов о Ладожском озере По нему проходил путь «из варяг в греки». По нему шла легендарная Дорога жизни — ниточка, по которой в блокадный Ленинград шел хлеб, а из осажденного города эвакуировали детей. Ладожские шхеры — популярнейшее туристическое место. Озеро загадочное, штормовое, капризное… Много тайн у Ладоги. Вот лишь пять интересных фактов о нем. 1 Сорок рек впадает — одна вытекает В Ладожское озеро впадает больше 40 рек и крупных ручьев, а вытекает единственная река — Нева. Ладожское озеро превосходит Азовское море в 3,2 раза. Не по площади, а по глубине. При средней глубине Ладожского озера 49,9 м (у Азовского моря — 7,5 м) максимальная глубина достигает 230 м (у Азовского — 13,5 м). Ладожское озеро — крупнейшее из пресноводных озер Европы. Его площадь — 17870 км 2 . Больше Ладожского — только Байкал. 2 По Ладожскому озеру во время Ленинградской блокады проходила Дорога жизни Блокада Ленинграда. Доставка грузов в осажденный город через Ладожское озеро. Рафаил Мазелев/Фотохроника ТАСС С сентября 1941 по март 1943 года Ленинград был отрезан от Большой земли блокадой. Единственная ниточка, транспортная магистраль, связывающая город со страной, проходила по Ладожскому озеру. Ее называли Дорогой жизни. Во время навигации это был водный путь, зимой, когда озеро вставало, машины ехали по льду. Почти три года по этому опаснейшему пути из Ленинграда вывозили людей, детей, а в город шли продукты, медикаменты, предметы первой необходимости. Всего за время блокады по Дороге жизни перевезли больше 1 300 000 человек и более 1 600 000 тонн грузов. У маяка Осиновец (в поселке Ладожское озеро) создан музей «Дорога жизни». 3 На островах Ладожского озера и по его берегам есть православные монастыри Коневский монастырь. Фото Алексея Бойцова, Выборгская епархия eparchiya-viborg.ru В конце XIV века на островах Валаамского архипелага Ладожского озера возник Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, а на острове Коневец в западной части Ладожского озера — Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь (по имени основателя — преподобного Арсения Коневского). По берегам Ладожского озера и вблизи от них находятся Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь, Сяндемский Успенский женский монастырь, Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Киприано-Стороженский Никольский мужской монастырь, Введено-Оятский женский монастырь, Николо-Медведский мужской монастырь, Никольский мужской монастырь, Староладожский Успенский девичий монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь.

http://sever.foma.ru/5-faktov-o-ladozhsk...

Адрес : Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Палей (Палеостров) Проезд . Поезд: Москва – Мурманск или Санкт-Петербург – Мурманск до станции Медвежьегорск. Далее автобусом до с. Толвуя. Автобус: Петрозаводск – Великая Губа через с. Толвуя. Автомобиль: по трассе М-18 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск до г. Медвежьегорск. Далее до с. Толвуя или Лебещина, затем на моторной лодке или снегоходе. Подробнее... Муромский Успенский мужской монастырь [ править править код ] Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-haчaлe XV века. Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове». Основателем обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего». Адрес : Республика Карелия, Пудожский р-н, ур. Муромский монастырь (14 км ЮЗ с. Гакугса) Телефон: (81452) 5-11-87 , 8-931-702-26-97 , настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев) Подробнее... Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь [ править править код ] Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь (другой вариант написания Ондрусовский) — небольшой православный монастырь на восточном берегу Ладожского озера, на территории Олонецкого района Республики Карелия, в 25 км от Олонца. Основан в начале XVI века преподобным Адрианом Ондрусовским. В настоящее время возрождается. Адрес : Респ. Карелия, Олонецкий р-он, п.Ильинский, Андрусовская губа Проезд: Прежде всего, нужно добраться до Олонца — из Петрозаводска это можно сделать на автобусе или поезде. После этого нужно доехать до поселка Ильинский (это чуть больше 19 км) по дороге А130. Телефон: 8-921-453-52-51 Подробнее... Свято-Ильинская Водлозерская мужская пустынь [ править править код ] Свято-Ильинский Водлозерский погост (Свято-Ильинская Водлозерская пустынь) — православный мужской монастырь, памятник деревянного зодчества. Находится на территории крупнейшего в Европе Водлозерского национального парка, о. Малый Колгостров.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Во время национально-освободительной войны Б. М. Хмельницкого М. м. уцелел, но прилегающие угодья и села были разорены. Однако именно на 2-ю пол. XVII в. приходятся основные земельные приобретения обители. 25 июня 1665 г., при игум. Иове (Станиславском), М. м. сгорел. По Андрусовскому перемирию 1667 г. М. м. отошел Речи Посполитой (см.: Мицик. 2000. С. 169-170). В связи с этим мон-рь, напр., должен был поддерживать дружеские отношения с гетманом правобережного казачества О. Гоголем, к-рый в 1676 г. был поселен с казацким войском недалеко от Киева, в Дымерской вол. После подписания «Вечного мира» между Варшавой и Москвой в 1686 г. Киев и М. м. окончательно вошли в состав Гетманщины и Московского царства. Со 2-й трети XVII в. М. м. получал из Москвы значительную материальную поддержку. В Москву за милостыней регулярно ездили игумены Варнава (Лебедович), в 1647 г. получивший в российской столице книги и соболей на 100 р., Иов (Станиславский) и особенно часто Феодосий (Васьковский). В нач. 1655 г. в М. м. игум. Варнава постриг в монашество И. П. Савёлова (впоследствии Иоаким , патриарх Московский и всея Руси). После пострига мон. Иоаким служил келейником у «благоговейного старца» иером. Маркиана. В апр. 1657 г. царь Алексей Михайлович послал в М. м. через «старца» Иоакима 100 р. До конца жизни патриарх Иоаким с благодарностью вспоминал о месте своего пострига, помогал М. м. во время строительства каменного Преображенского собора, присылал деньги, кровельное железо, иконописцев, а также жаловал церковную утварь и книги. Перед кончиной патриарх завещал межигорцам 3 тыс. р. на церковное строительство; хотел быть погребенным в обители ( Савелов Л. М. Грамоты рода Савёловых. М., 1912. С. 63). Согласно биографии Ф. М. Ртищева , в основанный им московский Андреевский училищный мон-рь наряду с иноками киевского Братского мон-ря приглашали и межигорских монахов (Житие милостивого мужа Феодора званием Ртищева//ДРВ. М., 1791. Ч. 18. С. 396-422). Игум. Феодосий ездил в Москву в 1670, 1676, 1680, 1681, 1690 гг., а межигорские монахи в последней трети XVII в. бывали в Москве почти ежегодно. В 1670 г. игум. Феодосий получил из царской казны 135 р. деньгами и соболями, 30 р. из патриаршей казны, ризы, ладан, сукно - все это в размере гораздо большем, чем получали др. мон-ри. В 1688 г. иером. Иродион (Жураковский) возглавил посольство к патриарху Московскому Иоакиму для подтверждения права М. м. на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, игум. Иродион ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. игум. Иродион пребывал в Москве для «испрошения» милостыни.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

В дек. 1655 г. патриарх Никон направил валдайского наместника Филофея и его брата Сергия в Вязьму, Дорогобуж, Смоленск и другие города «для ради всякого церковного исправления монастырей» ( Козлов-Струтинский. 2012. С. 45). Царь Алексей Михайлович, посетивший обитель в 1656 г. и восхитившийся искусством кутеинских мастеров, пригласил в Москву резчиков по дереву Арсения и Герасима, гравера Паисия. Вместе с др. мастерами они работали в Оружейной палате Московского Кремля ? украшали царский дворец в Коломенском и церкви в с. Измайлове. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники, в т. ч. мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат. Согласно Андрусовскому перемирию 1667 г., подтвержденному Вечным миром 1686 г., Оршанский повет остался в составе Речи Посполитой. По указу кор. Яна II Казимира Вазы мон-рь, как и мн. др. правосл. братские обители, лишался прав автономии. В решении церковных дел, несмотря на статус ставропигии, он был переподчинен епископу Могилёвскому, Мстиславскому и Оршанскому. К этому времени число монастырской братии сильно уменьшилось. В сер. 50-х гг. XVII в. большая часть монахов переместилась в Иверский мон-рь, а затем небольшие группы иноков переехали в обители Смоленской епархии. Важное место кутеинские иноки заняли в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре /При этом они поддерживали отношения со своими землячками и родственницами, к-рые подвизались в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре /В Бизюковой обители в 1700-1703 гг. скрывался от розыска мон. Иоасаф (Подвинский), сторонник царевны Софии Алексеевны . Сюда же, к кутеинцам, бежал от розыска Сильвестр (Медведев) ( Чистякова. 2000. С. 11-14). Третья группа кутеинских иноков решила не переселяться в Россию, а перешла в другие правосл. обители Вост. Белоруссии. При этом лишь небольшое число монахов осталось в О. К. Б. м. В июле 1686 г. его настоятель, Сильвестр (Волчацкий), упоминается в актах как наместник и администратор Белорусской епархии ( Чистович. 1884. С. 258). В кон. XVII в. обитель в течение нек-рого времени была униатской, что нарушало условия ее первых фундаторов. При этом братия сохранила владения и имущество мон-ря и продолжала поддерживать традиц. связи с местной шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

его вдова Раина из Воловичей основала там мужской мон-рь. В 1643 г. Януш Радзивилл построил Преображенский храм в Кейданах для своей жены Марии Могилянки - внучки молдав. господаря Иеремии Могилы и племянницы митр. Петра (Могилы) . При этой церкви стал формироваться мон-рь, впосл. приписанный к Свято-Духовской обители. В 1627 г. Анна Городецкая-Биллевичева (урожд. Ставецкая) основала в Сурдегах (ныне Сурдягис) мон-рь Св. Духа, к-рый в 1636 г. также был приписан к виленскому Свято-Духовскому мон-рю. После восстановления правосл. иерархии в Киевской епархии (1620) Киевский митрополит имел в Л. наместника, правосл. приходы на ее территории входили в состав митрополичьей епархии, что было признано светскими властями в 1632-1633 гг. Правосл. мон-ри, имея статус патриарших или митрополичьих ставропигий, были не только духовными, но и адм. центрами Православия на территории Л. В сер. XVII в. территория Л. стала театром военных действий. В начале русско-польской войны 1654-1667 гг. русские войска наступали вглубь ВКЛ, в 1655 г. были захвачены Вильно и Ковно. На занятой русскими войсками территории ВКЛ правосл. духовенство было подчинено Полоцкому епископу. В 1655-1661 гг., когда Вильно находился под властью царя Алексея Михайловича , церкви города перешли в Православие. Воспользовавшись ослаблением Речи Посполитой, шведы заняли Жямайтию и Упитский повет, где не было рус. войск. Одна часть шляхты ВКЛ (во главе с великим гетманом литовским Я. Радзивиллом, при поддержке католич. епископов Виленского и Жямайтского) заключила в Кейданах унию со шведами на условиях сохранения гос. институтов ВКЛ, владений и свободы вероисповедания шляхты; другая - присягнула царю Алексею Михайловичу; 3-я (во главе с витебским воеводой П. Я. Сапегой) - выступила за освобождение от Швеции и за тактическое соглашение с Россией. Боевые действия на территории Л. прекратились к 1661 г. (войну завершило Андрусовское перемирие 1667 г., а в 1686 между Россией и Речью Посполитой был заключен «Вечный мир»). После ухода русских войск униат.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Состояние бедных духовного звания значительно улучшилось с учреждением в 1823 г. попечительства. Дела по обеспечению их сосредоточивались при кафедральном соборе, сперва Петропавловском, потом Исаакиевском. Кафедральный протоиерей, в звании главного члена попечительства, вел дела в согласии с другими членами и с посторонними попечителями, назначаемыми из петербургских и уездных протоиереев. Из лиц, состоявших в звании главного члена попечительства, особенными заботами о вдовах и сиротах духовного звания известен протоиерей Иоаким Семен. Кочетов, приобревший для попечительства несколько домов в столице. Благодаря усердию Кочетова и др. петербургских протопопов, здешнее попечительство может считаться одним из богатых. Кроме значительных капиталов, оно имеет несколько каменных домов в лучших улицах. Кроме пособия от попечительства, многие вдовы, с их семействами, получают помещение и денежное пособие от приходских и кладбищенских церквей столицы. Но венцом всех благотворительных учреждений, в пользе бедных духовного звания, должно считать устроенный в 1869 году высокопр. Исидором «Александроневский дом для призрения бедных духовного звания», вмещающий в себе большую часть вдов и дающий воспитание сиротам девицам духовного звания. Лицам духовного звания, почему-либо не получившим ни помещения, ни пособия от попечительства, делаются единовременные пособия из капитала «на воспособление» духовенству, находящегося в непосредственном распоряжении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. Когда же с 1865 года духовенство заштатное стало получать пенсии из государственного казначейства, тогда вопрос об обеспечении не служащего духовенства быстро подвинулся к благоприятному решению. в) Духовенство монашествующее Монастыри В петербургской епархии было сперва не мало монастырей, но с учреждением штатов в 1764 г., некоторые из них закрыты и к 1770 году были здесь следующие монастыри: Александроневская лавра, староладожский Успенский женский и Никольский мужской, Введенский и два монастыря в пределах Финляндии: Валаамский и Коневский. В 1771 г. приписан к здешней епархии Зеленецкий монастырь, в 1780–81 г. – Черменецкий, принадлежавший к новгородской епархии. Приписными считались: Андрусовская и Сяндемская пустынь, приписанные к Валаамскому монастырю, староладожский Ивановский монастырь, приписанный в 1811 г. к староладожскому Никольскому монастырю и Сергиевская пустынь, составлявшая удел Троицкой Сергиевой лавры. В 1845 г. возобновлен бывший Смольный, под именем Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ныне в петербургской епархии находятся: 1 лавра, 4 мужских и 2 женских монастыря и Сергиева пустынь. Кроме того, староладожский Николаевский, Черменецкий, Валаамский и Коневский монастыри имеют в Петербурге часовни с подворьем для братий. Управление монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О постоянных пожертвованиях, поступавших в К.-Б. м. из Москвы, свидетельствуют документы фонда Приказного стола (РГАДА). Так, в 1671 г. игум. Варлаам (Ясинский) подавал челобитную о разрешении отпустить в Москву строителя Антония (РГАДА. Ф. 210. Стб. 402. Л. 246). Здесь же хранятся прошения игум. Лазаря (Барановича) и др. монастырских властей, направлявшиеся в Москву, сведения о пожертвованиях и благодарности настоятелей (Там же. Л. 250, 251, 254, 255, 258, 279-281, 283). В 1670 г. префект и учитель В. Галевский получил в Москве меха и деньги на 92 р., книги, ризы, ладан; в 1671 г. гетману было рекомендовано выделить лес для восстановления сгоревших монастырских построек. Гетман Д. И. Многогрешный передал мон-рю с. Муромское. В 1676 г. в К.-Б. м. были переданы книги и др. имущество скончавшегося в Москве иером. Епифания (Славинецкого). В 1679 г. находившийся в ссылке бывш. местоблюститель Киевской митрополии Мефодий (Филимонович) передал мон-рю одно из своих имений. Среди тех, кто оказывали К.-Б. м. помощь, был и митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , он подарил обители местечко Стайки на Правобережье. В 1682 г. К.-Б. м. в очередной раз получил подтверждение своих владений в грамоте-столбце царей Петра и Иоанна Алексеевичей. Материальное положение К.-Б. м. постепенно улучшалось, чему содействовали и помощь, получаемая из Москвы, и общее «успокоение» жизни на Левобережье и в Киеве после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., «Вечного мира» 1686 г., и переход Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского и всея Руси, осуществленный при патриархе Иоакиме (Савёлове) . Впосл. игуменами и ректорами коллегии-академии были: до 1683 г. Сильвестр (Головчич), до 1684 г. Феофан (Прокопович), в 1684-1686 гг. Иезекииль (Филиппович), в 1686-1689 гг. Феодосий (Гугуревич), в 1690-1691 гг. Пахомий (Подлузский), в 1691-1692 гг. Кирилл (Филимонович), в 1693-1697 гг. Иоасаф (Кроковский), в 1697-1701 гг. Прокопий (Калачинский), в 1701-1704 гг. Гедеон (Одорский), в 1704-1706 гг. Иннокентий (Поповский), в 1706 (1707?)-1708 гг. Христофор (Чарнуцкий), в 1711-1717(1718?) гг. Феофан (Прокопович), в 1717 (1718?)-1722 гг. Сильвестр (Пиновский), в сер. 1722-1727 г. Иосиф (Волчанский) , в 1727-1731 гг. Иларион (Левицкий), в 1731-1735 (1737?) гг. Амвросий (Дубневич).

http://pravenc.ru/text/1684333.html

В " смутное время " эти места вновь стали ареной жарких схваток. В 1610-1612 годах Воронич и его окрестности разорил польский полковник Лисовский. В 1634 году враги снова пришли на Воронич: " посад и деревни пожгли, посадских людей, крестьян с жёнами и детьми перебили, а частью взяли в плен " . После заключения Андрусовского перемирия между Москвой и Речью Посполитой для монастыря настали благоприятные времена. В XVII- XVIII веках Святогорский монастырь относился к богатейшим на Руси. В 1720 году, например, в монастырские владения входили пустоши Савино, Щёкино, Глусово, Кошкино и др., пожни при реке Великой, угодья близ Воронича. Ему принадлежало до 1000 крепостных душ. Монастырь владел перевозом через реку Сороть, имел право рыбной ловли на озёрах Воронич, Белогуля, Клинище и на Сороти. Важной статьёй монастырских доходов являлись проводимые здесь ярмарки. Точное время возникновения ярмарок при монастыре неизвестно. Считается, что их стали проводить вскоре после уничтожения города Воронича, откуда они и были переведены в Святые Горы. В книге Иоанна " Описание Святогорского Успенского монастыря " об открытии ярмарок сказано: " Во всяком случае, из прилагаемой при сем копии челобитной 1720 года видно: а) что ярмарки при монастыре утверждены высочайшей властью и б) что царскими грамотами и указами все пошлины и денежные сборы с людей, с купли и с продажи и смены лошадей, а также с кабаков и пив предоставлены в пользу монастыря ещё ранее 1691 и 1692 годов " . Росту популярности местных ярмарок способствовали выгодное географическое положение, отсутствие в непосредственной близости от монастыря других значительных торговых центров, развитие ремёсел в Вороничском уезде, а также большой приток в обитель паломников. Наибольшего размаха монастырские ярмарки достигли к 1730-м годам, когда они проводились пять раз в году. Ярмаркам была обязана своим ростом слобода Тоболенец (по названию озера) - старое поселение, возникшее ранее монастыря. Здесь открывались всё новые и новые лавки, мастерские, кабаки. Именно из этой монастырской слободы к началу ХХ века вырос посёлок Святые Горы (Пушкинские Горы). На святогорские ярмарки съезжались купцы опочецкие и псковские, новгородские и рижские, ревельские и даже нижегородские. Ярмарка длилась целую неделю.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Конфликт действительно произошел и монастырю был нанесен урон, но в данный момент ворота сняли и конфликт исчерпан. 14 июля. ПРАВМИР. Иноки Никольского Адриано-Андрусовского монастыря, который находится на Андрусовском полуострове решили ограничить въезд на территорию полуострова, но столкнулись с несогласием рыбаков и местных жителей. В знак протеста рыбаки ломали ворота и поджигали монастырские бани, — сообщает Русский Репортер . В монастыре корреспонденту Правмира по телефону подтвердили, что конфликт действительно произошел и монастырю был нанесен урон, но в данный момент ворота сняли и конфликт исчерпан. Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь (другой вариант написания Ондрусовский) — небольшой православный монастырь на восточном берегу Ладожского озера, на территории Олонецкого района Республики Карелия, в 25 км от Олонца. Основан в начале XVI века преподобным Адрианом Ондрусовским. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 ноября, 2019 2 ноября, 2019 28 августа, 2023 3 сентября, 2022 29 декабря, 2021 7 октября, 2021 29 октября, 2020 17 октября, 2020 12 января, 2020 20 ноября, 2019 2 ноября, 2019 28 августа, 2023 3 сентября, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/ryibaki-nanesli-uron-n...

Но с другой стороны, положение ее вовсе не было так отчаянно, чтоб она могла согласиться на московские требования: не только возвратить все приобретенное Сигизмундом и Владиславом, но и уступить половину Украйны, отнять земли у своей шляхты в пользу бунтливых козаков. Таким образом, несмотря на продолжительные съезды уполномоченных, мир был невозможен. Надобно было, чтоб одному из воюющих государств нанесен был откуда бы то ни было новый сильный удар, который бы заставил его согласиться на требование другого; этот удар нанесен был Польше усобицею, поднятою Любомирским, и грозою турецкою, накликанною Дорошенком. Перемирие состоялось. Это перемирие с первого взгляда могло назваться очень ненадежным: Киев был уступлен Москве только на два года, а между тем легко было видеть, что Москве он очень дорог, что Москва употребит все усилия оставить его за собою. Но к удивлению, война не возобновлялась до второй половины XVIII века, и Андрусовское перемирие перешло в вечный мир с сохранением всех своих условий. Напрасно поляки утешали себя мыслию, что на их отчизну во второй половине XVII века послано такое же испытание, какое было послано на Москву в начале века, и что Польша выйдет из него так же счастливо, как и Москва: для Польши с 1654 года начинается продолжительная, почти полуторавековая агония, условленная внутренним ослаблением, распадением; в 1667 году великая борьба между Россиею и Польшею оканчивается. С этих пор влияние России на Польшу усиливается постепенно без всякой борьбы, вследствие только постепенного усиления России и равномерного внутреннего ослабления Польши; Андрусовское перемирие было полным успокоением, совершенным докончанием, по старинному выражению. Россия покончила с Польшею, успокоилась на ее счет, перестала ее бояться и обратила свое внимание в другую сторону, занялась решением тех вопросов, от которых зависело продолжение ее исторического существования, вопросов о преобразованиях, о приобретении новых средств к продолжению исторической жизни. Таким образом, Андрусовское перемирие служит также одною из граней между древнею и новою Россиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010