Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря (С.-Петербургской и Ладожской епархии), расположен в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл., в 22 км от Ладожского оз. и 8 км от р. Свири. Основан в 1506 (1508) г. прп. Александром Свирским на берегу Рощинского оз., на землях Обонежской пятины Вел. Новгорода. Изначально состоял из 2 частей: «рощинской» Троицкой пуст., предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. В Преображенской пуст. скончался и был погребен прп. Александр Свирский, над гробом к-рого учениками был выстроен и освящен в его имя деревянный храм. Вероятно, уже с момента основания в А. С. м. был введен общежительный устав (см. Общежительные монастыри ), к-рый частично известен из предсмертной духовной грамоты прп. Александра Свирского 1533 г., адресованной Новгородскому свт. Макарию (впосл. митр. Московский и всея Руси), а также из жития прп. Александра, составленного ок. 1545 г. игум. Иродионом . В духовной грамоте преподобный наставлял братию «отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем», не иметь собственности (АИ. Т. 1. 135. С. 195-196). А. С. м. прославился строгостью жизни иноков; неск. пострижеников прп. Александра стали основателями новых обителей - Андрусовской мужской пустыни , Никифоровской Спасской Важеезерской пуст. и др. В 1581 г. А. С. м. был разорен шведами, в 1612-1613 гг.- отрядами поляков и литовцев. Захватчики замучили игум. Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Насельники А. С. м. и др. обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили польск. отряды близ Олонца. В результате грабежей и поджогов в 1613 г. сгорели и были разрушены Преображенская ц., кельи и служебные помещения, каменная Троицкая ц. треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игум. Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Феодоровича грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, мон-рь быстро восстановился. В 1644 г. в А. С. м. было 87 иноков, 55 монастырских слуг.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь (другой вариант написания Ондрусовский ) — небольшой православный монастырь на восточном берегу Ладожского озера, на территории Олонецкого района Республики Карелия, в 25 км от Олонца. Основан в начале XVI века преподобным Адрианом Ондрусовским . В настоящее время возрождается. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Преподобный Адриан Ондрусовский (урождённый дворянин Андрей Завалишин) был владельцем богатого имения Андреевщины в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского (ум. 30 августа 1533 года). В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления. Позднее он стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он принял постриг в Валаамской обители под именем Адриан. Спустя несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединённом месте на полуострове Ладожского озера. К нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Василий III пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать её каждые два года. Также он освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы. Никольский Адриано-Андрусовский монастырь (начало XX века) Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни, на острове Сала («глухой лес»), укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере. Недовольный появлением в его «владениях» обители, атаман потребовал от иноков, чтобы они ушли. Не имея средств для выкупа, Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман засмеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что он смягчился и сказал: «Живите».

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_Адр...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОРОВ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Петрозаводской и Карельской епархии), находится в пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Республики Карелия. Основан на месте пустынных подвигов преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. Расположен на берегу оз. Важозеро (Важе, Вожезеро) среди хвойных лесов. Устроение обители относится к периоду интенсивной «монастырской колонизации» XVI в., в значительной степени связанной с подвигами прп. Александра Свирского : в 1-й половине века были основаны Андрусовская во имя святителя Николая Чудотворца мужская пустынь , Клименецкий во имя Святой Троицы и Вознесенский на истоке р. Свири мон-ри; во 2-й пол. XVI в.- Сяндемская в честь Успения Пресвятой Богородицы , Габановская Петропавловская, Яшезерская Благовещенская, Машеозерская Илиинская, Брусненская Николаевская, Соломенская Петропавловская и Вашеостровская Преображенская пустыни. При прп. Никифоре, ученике прп. Александра Свирского и 1-м игумене пустыни, к-рая именовалась Задненикифоровой, к 1530 г. были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня и 10 келий. В год кончины прп. Никифора ( 9 февр. 1557, в день своих именин) 9 марта царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал «в Заднюю пустынь, в Спасский монастырь Боголепного Преображения Господня на Важене озере» земельные угодья: по версте вокруг озера на все 4 стороны. Предписывалось, чтобы расчистка леса и пахота велись самими насельниками, а «не наймом и без подмоги» (Соборная грамота. 1869. С. 81; Барсов. 1869. С. 73). 23 окт. 1588 г. царь Феодор Иоаннович подтвердил право бедной обители во главе с игум. Дорофеем на островки с рыбной ловлей на р. «Свири на пороге на Сиговце по обе стороны реки», пожалованные в 1557 г. В 1596 г. в мон-ре освящен храм Преображения Господня, о чем свидетельствовал хранившийся в нем древний антиминс.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона назначить иеромонаха Даниила (Соколова) игуменом Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря города Переславля-Залесского. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия назначить игумена Фому (Мосолова) игуменом Свято-Воскресенского мужского монастыря городского округа Самара Самарской епархии. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила перенести мужской монастырь Митрофаниевскую пустынь из поселка Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия в поселок Ильинский того же района с переименованием в Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь и назначить иеромонаха Тита (Буканова) игуменом Никольского Адриано-Андрусовского мужского монастыря поселка Ильинский Олонецкого района Республики Карелия. 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона назначить монахиню Евфросинию (Горбачеву) игуменией Вознесенского женского монастыря в поселке Кочергино Красноярской епархии. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Марка преобразовать Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь села Великорецкое Кировской области в подворье Успенского Трифонова монастыря города Кирова. 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Брянского и Севского Александра назначить иеромонаха Леонида (Лушкина) наместником (игуменом) Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в поселке Пчела Брасовского района Брянской области. 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Орловского и Ливенского Антония открыть женский монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и назначить игуменией этого монастыря монахиню Ярославу (Веригину). 8. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна освободить архимандрита Давида (Кораблева) от должности наместника мужского монастыря Богородице-Сергиевой пустыни в Килемарском районе Республики Марий-Эл.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3609116...

Весной 1817 г. Иоанн прибыл на Афон, где на следующий год принял монашеский постриг с именем Исаия. С началом Греческой революции в 1821 г. братья были изгнаны турками вместе с др. рус. насельниками и вернулись на родину, в Коневский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Неприязненное отношение настоятеля заставило их 22 дек. 1830 г. перейти в Свирскую обитель. По благословению свирского архим. Варсонофия братья с 3 учениками поселились в Задненикифоровской пуст. В 1832 г. младший брат Феодор был рукоположен во иерея и до 1833 г. совершал в пустыни богослужения, в 1835 г. назначен строителем Андрусовской пуст., к-рой управлял 17 лет. С 1838 г. в пустыни постоянно проживал иеромонах. Старец Исаия остался на Важозере и прославился как знаток Свящ. Писания и духовник. Обладал красноречием, любил вести духовные беседы с братией и богомольцами, рассказывал о своих путешествиях. О. Исаия был духовным собеседником святителей Игнатия (Брянчанинова) и Филарета (Дроздова) , С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) . Отличался строгим аскетизмом и благочестием, проживал в землянке, трудился наравне с др. насельниками: рубил дрова, носил воду, помогал в поварне и пекарне, летом - на огороде, обрабатывал землю под пашню и косил сено. Он ввел в Н. м. общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Стараниями о. Исаии в Н. м. были сделаны каменные фундаменты у обеих церквей, перестроена часовня над мощами Важеозерских чудотворцев. Приезжая в С.-Петербург, он собирал значительные пожертвования на мон-рь. Вел. кн. Константин Николаевич передал ему для пустыни из Введенской ц. Мраморного дворца, к-рую в 1846-1849 гг. отделывали заново, старый иконостас и ризы «с царскими вензелями». Приняв в 1849 г. схиму с именем Игнатий, старец скончался 3 (20?) апр. 1852 г. и погребен близ стены часовни, над мощами преподобных Геннадия и Никифора ( Ягодкин. 1901. 13. С. 417-420). Пустынножительница Мария Олонецкая род. в с. Передине, была старшей дочерью крестьянина Василия Софронова, брата мон.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Батюшка Александр Свирский очень нас укрепил. Я знаю, что по нашим грешным молитвам он молится за нас, окаянных. Раба Божия Елена, город Краснодар. с. 132–133] Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь был основан преподобным Александром Свирским в 1506 (1508) году. Он относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Монастырь расположен в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в 22 км от Ладожского озера и 8 км от реки Свири. Окружающий монастырскую местность сосновый бор, близость реки Свири и находящиеся при монастыре два больших озера, Рощинское и Святое, возвышенное и сухое местоположение – все это придает монастырю и занимаемой им местности красивый вид. Изначально, по замыслу основателя обители – преподобного Александра, монастырь состоял из двух частей: «рощинской» Троицкой пустыни, предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. Основа будущего архитектурного ансамбля монастыря также была заложена еще при жизни основателя. Что же касается духовного устроения Свято-Троицкой Свирской обители, то, согласно предположениям исследователей, уже с момента основания в Александро-Свирской обители был введен общежительный устав, который частично известен из предсмертной духовной грамоты преподобного Александра, адресованной Новгородскому святителю Макарию. Александро-Свирский монастырь прославился строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых обителей – Андрусовской мужской пустыни, Никифоровской Спасской Важеезерской пустыни и других. По кончине преподобного почти все его ученики, упомянутые в духовной грамоте: Исаия, Никодим и Иродион, были настоятелями Александро-Свирской обители. С середины XVI века Александро-Свирский монастырь стал крупным земельным вотчинником. В 1581 году Александро-Свирский монастырь был разорен шведами. При царе Феодоре Иоанновиче Александро-Свирский монастырь становится царским богомольем. И сам Феодор Иоаннович и его преемник, Борис Годунов, делали в обитель большие пожертвования и неоднократно ее посещали.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Важеозерской Спасской пустыни, в 12-ти верстах от Свирского монастыря, почивает подвижник его и основатель пустыни, преподобный Никифор. В Оятской пустыни скончались питомцы Свирского наставника: Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Феофан, Корнилий и Афанасий. Александр – великий авва. В духовном своем завещании он писал: «Братии моей приказываю жить в любви о Христе и отнюдь не держать в нашей пустыни опьяняющего пития, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем. Бог дал, доселе считаться не из чего, – казны монастырской нет: что Бог посылал при моей жизни, какой христолюбец давал вклад в монастырь – то все пошло в дом Святой Троицы и Боголепного Преображения, на храм и теплую церковь и на другой монастырский расход». Святой старец скончался на 85 году от рождения, 30 августа 1533 г. Наружный вид его: плешив‚ борода широкая и долгая, но редкая. С 1547 г. уже чтили преподобного Александра церковною службою, но мощи его открыты только в 1641 г. Царь Михаил в 1643 г. устроил для них серебряную раку, в которой они и ныне покоятся. Тропарь, глас 4 Иже от юности Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, и единаго Христа возжелел еси усердно стопам вслед ходити; тем же и ангельстии чини зряще тя удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизася премудре; победил еси полки страстей воздержанием; и явися равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет душа наша. Кондак, глас 8 Яко многосветлая звезда, днесь в странах русских восиял еси отче, вселився в пустыню, и Христовым стопам последовати усердно возжелел еси; и Того святое иго на рамо взем честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния. Темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне Александре отче наш. Дополнительные сведения 1 . Соловьева И. Д. Преподобный Александр Свирский и его монастырь//София 50 . Новгород. 1998. 4. С. 15–17. 2 . Берташ А. Свято-Троицкий Преображенский Александро-Свирский мужской монастырь// 42 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Было и другое писание о нем, но некоторые из братии, удалившись из пустыни, куда хотели, писание это унесли с собою в иные монастыри. Так в обители преподобного Иннокентия и не осталось известий о ее создателе. По рукописному житию, преподобный отец наш Иннокентий изображается во всем подобен, и лицем и брадою, изображению святого Варлаама Хутынского чудотворца, в ризах преподобнических. По святцам, принадлежавшим графу Строганову и писанным в начале XVII века, преподобный Иннокентий изображается средним в росте, брада у него пошире, чем у святого Власия, не раздвоенная, с легкою сединою, ризы – преподобнические. Мощи преподобного Иннокентия почивают под спудом в каменном Благовещенском храме обители его. Иннокентиев Спасо-Преображенский мужской монастырь Вологодской епархии, Грязовецкого уезда, был упразднен в 1764 г. Настоятельство в нем было игуменское. По переписи 1662 г. за монастырем числилось 130 дворов. Крестьян было за монастырем 428 душ. По упразднении церковь монастырская была обращена в приходскую окружных селений, и к ней был определен священник с причтом. Тропарь, глас 4 От юности сосуд избранен был еси и в житии Богу послужил еси, иноков наставниче Иннокентие, потщался еси хуждшее покорити лучшему, тем же и страсти умертвив, возвысился еси к зрению красоты несозданныя, в Бозе Ему же предстоиши, моли, отче, Христа Бога спастися душам нашим. Иной Тропарь, глас 4 От юности своея весь Богови поработился еси, блаженне; того ради любве отечество и род оставил еси и, в пустыню вселився, в ней жестоко житие показал еси, и чудес дарования от Господа приял еси, преподобне Иннокентие, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Отечества, преподобне, удалився и вселився в пустыню, тамо жестоко житие показал еси, и многих людей житием своим удивил еси; поминай нас чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, преподобне Иннокентие,отче наш. Житие преподобного отца нашего Филиппа Ирапского, Череповецкого 4 Память его празднуется месяца ноября в 14-й день † 1527

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон-рь или вернулись в свои губернии. Марии пришлось трижды менять свое убежище. Обнаружив в лесу место, где жила Мария, преемник иером. Митрофана, вероятно иером. Феофан (1853-1856), угрозами заставил ее выйти из избушки, которую затем сожгли дотла. Мария вынесла с собой только икону и 3 книги. О. Герасим посоветовал Марии вернуться в свою деревню, а затем написал ей, чтобы она отправлялась на Кавказ. За 2 месяца Мария и ее родственница, Матрона, пешком дошли до Ставрополя. Их по благословению свт. Игнатия (Брянчанинова), который хорошо знал о. Исаию, определили в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь, но Мария не смогла в нем жить из-за многочисленности сестер и тесноты. Она нашла уединенное место в 2 верстах от обители, в пещерке у подножия холмов. Подвижница покидала уединение только для общения с духовником и местным землевладельцем, почитавшим ее как старицу. В холодное время Мария часто страдала от лихорадки, болела ревматизмом. По ее просьбе с ней поселилась Матрона. Иером. Прохор, духовник Н. м., и о. Герасим написали письмо с просьбой рассказать о жизни Марии. Получив ответ, о. Герасим, посоветовавшись с игум. Даниилом, ок. 1860 г. написал в Ставрополь о том, что отшельнице уже можно вернуться в Олонецкий край. Свт. Игнатий после длительной беседы с Марией благословил ее и Матрону на возвращение. Иером. Геннадий (Борисов Василий) род. в 1846 г. в Важинском погосте (как и преподобный Геннадий Важеозерский) в крестьянской семье, учился в сельском уч-ще. Поступил 6 июня 1873 г. послушником в Н. м. и 22 марта 1875 г. принял монашеский постриг, 8 нояб. 1875 г. рукоположен в сан диакона, 19 сент. 1876 г.- в сан иерея. С мая 1878 по авг. 1887 г. он «для пользы службы» назначался управляющим в Андрусовскую пустынь с обязанностью наблюдать за Сяндемской пуст., в 1884-1886 гг. пребывал в Свирском, Муромском и Александро-Ошевенском монастырях, отличаясь «благочестивым поведением и усердным исполнением монастырских обязанностей». Вернувшись 21 авг. 1887 г. в Н. м., о. Геннадий был направлен для сбора пожертвований на восстановление пустыни.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010