– Он отошел от веры или только от священства отказался? – Он был военным лекарем на Кавказе в полку донских казаков. Этот быт прекрасно описан Толстым в его рассказах о Кавказской войне. Своеобразный быт. Нормального супружества не было, казаки вступали в беспорядочные отношения с черкешенками, потом уезжали. Вольница, которая потом продолжилась. Сегодня принято превозносить казачество, но возьмите «Тихий Дон». Отношение Григория Мелехова к родине – копия его отношения к женщине: то к одной, то к другой, то к красным, то к белым. Не думаю, что дед отца Павла принципиально разрывал с религией. Скорее всего, он просто стал к ней равнодушен. И отец отца Павла, как я уже сказал, был совсем далек от религии, но примирился c тем, что сын после университета поступил в Духовную академию. Удивился, наверное, огорчился – он хотел видеть сына ученым, – но ни к разрыву отношений, ни даже к ссоре это не привело. Мама отца Павла была армянкой, но, думаю, венчались они с его отцом в православной церкви. Вероятно, на бытовом уровне в доме соблюдались религиозные традиции. А традиции эти в городах тогда сводились к причащению раз в году и празднованию Пасхи. Далеко не все ходили даже на пасхальную службу, но дома праздновали, разговлялись, хотя говели только несколько дней перед причастием – а причащались обычно Великим постом. Переворот в мировоззрении будущего отца Павла начался еще в детстве, когда однажды ночью он проснулся ночью и услышал голос: «Павел, Павел!» Об этом он сам не раз писал. Простота против опрощенства – Потом его привлекало учение Толстого? – Да, Павлу нравилась в этом учении нравственная сторона и идея опрощения. Стремление опроститься было характерно для интеллигенции самых разных слоев – от народничества, славянофилов и революционеров до высшей аристократии. И Толстой в своих философских работах постоянно пропагандировал опрощение. Очень он этим навредил – самым ценным трудом стали считать труд физический. Никто не умаляет физический труд, но разве изобретение самолета, ракеты, ядерного топлива не больший труд, чем просто закручивание гаек? А у русского народа, в том числе и под влиянием толстовства, создалось впечатление, что чем примитивнее, тем достойнее для человека. К чему привело массовое опрощенство, все знают – страной стали управлять шариковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Председателю Отдела внешних церковных сношений московской патриархии Преосвященному Епископу Никодиму Ваше Преосвященство, возлюбленный о Христе собрат! Получил Ваше отношение за 673 от 30 августа с. г. и должен признаться, что Вы им меня поставили в весьма трудное положение. Разработка предложенной Вами темы: «Изучение средств к утверждению и укреплению основанного на Предании византийского искусства в различных его проявлениях, каковы: пение, иконописание, архитектура, изготовление церковных облачений и сосудов» превышает мои возможности как правящего архиерея и к тому же совершенно не занимавшегося в течение ряда лет научными церковно-археологическими вопросами. В частности, я абсолютно незнаком с вопросом пения и церковной утвари. Далее, данный месячный срок недостаточен даже для собрания литературы, а не только для написания работы, принимая во внимание, что у меня в Новгороде не найдется подходящего литературного материала. К этому следует добавить, что мне непонятна сама тема, что требуется от ее автора. Все вышеизложенное вынуждает меня просить Ваше Преосвященство передать эту тему для разработки прямому специалисту, занимающемуся непосредственно церковно-археологическими вопросами. Вашего Преосвященства богомолец и собрат Епископ Новгородский и Старорусский 3 сентября 1960 г. 970 Остается неизвестным, что конкретно повлияло на изменение решения епископа Сергия, но к середине 1961 г. он подготовил два текста: по иконописи 2 и храмовой архитектуре 3 , вероятно, для внутреннего обсуждения, а к началу 1962 г. еще два текста: по иконописи и живописи 4 , а также тезисы, посвященные иконописи и церковной архитектуре. Отметим, что вторые два текста весьма глубоко раскрывают тему, потому что епископ Сергий использовал неизданные тогда рукописи работ священника Павла Флоренского «Иконостас», н. м. Тарабукина «Анализ ритма и композиции в древнерусской иконописи», В. А. Комаровского «статья об искусстве». Известный ученый и иконописец Леонид Успенский , ознакомившись с тезисами, которые были представлены «русскими делегатами на Родосское Совещание», обратился к епископу Сергию с письмом 5 , в котором согласился с изложенным в отношении православной канонической иконописи, но полностью отверг то, что касалось «живописного реалистического направления».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

При этом, согласно свидетельству игумена Андроника (Трубачёва) и других лиц, глава преподобного Сергия Радонежского по благословению Патриарха Тихона была тайно сокрыта. В 1920–1928 гг. глава преподобного хранилась в доме Олсуфьевых, затем П. А. Голубцов (будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергии) перевёз её в Люберцы. В 1941–1945 гг. глава преподобного Сергия пребывала в храме в с. Виноградово, в 1945–1946 гг. — в Москве . После приёма И. В. Сталиным в сентябре 1943 г. митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) государство пошло навстречу интересам Русской Православной Церкви в некоторых вопросах. Митрополит Сергий (Страгородский), избранный Патриархом Московским и всея Руси, и года не пробыл на патриаршем престоле ввиду скоропостижной кончины. В должность Патриаршего Местоблюстителя согласно завещанию Патриарха Сергия вступил митрополит Алексий (Симанский), а в феврале 1945 г. он единогласно был избран Патриархом Московским и всея Руси. 15 августа 1945 г. Патриарх Алексий обратился в Совет по делам РПЦ с ходатайством об открытии Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре. Патриарх в этом же письме просил передать и святые мощи преподобного Сергия Радонежского: «Имею дерзновенную мысль просить Совет ходатайствовать пред Правительством о передаче в ведение Московской Патриархии всероссийской святыни — Мощей Преподобного Сергия, находящихся в настоящее время в своей прежней раке в Троицком Соборе. Если бы Правительство нашло возможным удовлетворить мою просьбу и зажглась бы лампада у раки Преподобного Сергия, то это одно обстоятельство могло бы свидетельствовать пред всем миром, интересующимся церковной жизнью в нашем Союзе, о положении в ней Православной Церкви. А с другой стороны — все верующие люди оценили бы этот акт как самое яркое выражение того отношения к Церкви, какое имеет наше Советское Правительство» . 4 сентября 1945 г. Карпов сообщил Патриарху Алексию, что ходатайство об открытии Успенского собора с перенесением мощей преподобного Сергия из Троицкого собора в Успенский удовлетворено . Правительство СССР разрешило «как исключение передать и установить “мощи Сергия” в Троице-Сергиевской лавре» . В то время ни о каком массовом возвращении святых мощей Церкви не могло быть и речи. Спустя много лет стало понятно, как «Божественному Промыслу угодно было позволить Святейшему Патриарху Алексию в первый год его патриаршества стать священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и вернуть мощи преподобного Сергия в их раку в Троицком соборе» .

http://bogoslov.ru/article/6174765

Противоречивость положения была вызвана еще и тем, что в дореволюционное время Церковь не создала музеев и архивов в той открытой для общества форме, которая сложилась в светских музеях, библиотеках и архивах к началу XX в. Рукописное наследие архиерейских кафедр и монастырей, несмотря на протесты, начало систематически изыматься с середины XIX в. (экспедиции П. П. Строева). Древнейшие облачения и книги, вышедшие из употребления по ветхости, хранились в запасниках ризниц, но они были недоступны для осмотра и не имели научного описания. Предметы, принадлежавшие прославленным архипастырям или первоначальникам обителей, как правило, отделялись от остальных материалов ризницы и хранились как святыни. Древние иконы находились в храмах, но обыкновенно под окладами, и реставрация и раскрытие их, в современном понимании, начались лишь в самом начале XX в. Таким образом, отсутствие открытых церковных музеев было следствием неразвитости самого музейного дела, но отнюдь не нежелания Церкви. Патриаршая ризница и ризницы крупнейших монастырей, собрания рукописей Синодальной библиотеки, Троице-Сергиевой лавры и т. п. могли бы стать в будущем образцовыми открытыми церковными музеями и архивохранилищами, если бы не случилась революция. Революционный переворот и большевистская диктатура поставили вопрос совершенно по-другому: или эти музеи будут государственными (но это надо было еще доказать и сделать), или все, что хранит Церковь , будет уничтожено или продано за границу. Поэтому в своей деятельности Комиссия по охране Лавры должна была прежде всего учитывать действительную, а не декларируемую политику советского государства, которая выражалась в декретах и постановлениях центральной и местной власти, инструкциях и указаниях наркоматов. Важнейшими из них были: Декрет от 20 января 1918 г. об отделении Церкви от государства, согласно которому все церковное имущество национализировалось, историко-художественные ценности поступали в ведение Наркомата просвещения, а прочее имущество подлежало разделу между Гохраном (для отправки за границу) и местной властью (срок передачи церковных имуществ истекал 30 октября); Декрет от 5 октября 1918 г. о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений 3 . Этим декретом предписывалось:

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Протоиерей Петр Успенский — преподаватель и многолетний инспектор Вологодской семинарии, член Тамбовской духовной консистории, цензор «Тамбовских епархиальных ведомостей», настоятель тамбовских храмов, участник торжественного прославления преподобного Серафима Саровского и один из авторов акафиста ему. В 1930-е гг. он был обновленческим архиереем Орла и Тамбова, а последние дни доживал на покое настоятелем кладбищенской церкви. Главная идея исследования, предпринятого старшим преподавателем кафедры богословия Московской духовной академии священником Николаем Солодовым, — поэтапное воссоздание биографии отца Петра, нравственный портрет которого проясняется через обстоятельства различных отрезков его жизни. В приложении публикуются наиболее интересные материалы, которые не могли быть включены в основной текст статьи. Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. В статье кандидата физико-математических наук, старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии священника Николая Солодова уточняются по архивным данным и малоизвестным опубликованным источникам отдельные черты биографии одного из самых необычных архиереев конца XIX — начала XX в. Антония (Флоренсова). Имея в виду оживление интереса к личности епископа Антония, мы не пытались реконструировать целостную биографию владыки Антония — читатель найдёт её в работах игумена Андроника (Трубачёва), — наше внимание было сосредоточено на отдельных этапах: службе епископа в Самаре, Кременце и Вологде и на свидетельствах о них его современников. Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в.

http://bogoslov.ru/person/253748

С. С именем преподобного местное предание связывало 2 каменных креста, стоявших при впадении р. Сяндемки в р. Тулоксу: по рассказам, эти кресты приплыли вслед за преподобным против течения реки со стороны ладожского оз. По преданию, каменные кресты на дороге между Сяндемской и Андрусовской пустынями были поставлены преподобными Адрианом Ондрусовским и А. С., когда они посещали друг друга. Считалось, что ц. во имя свт. Николая в сел. Тулокса построена на том месте, где в свое время А. С. поставил крест и предсказал постройку храма. Местное прославление А. С. предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования к-рым были установлены соответственно в 1974 и 1999 гг. Ист.: Барсов Е. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868/69 г. Отд. III. С. 63-65; АИ. Т. 1. 197. С. 361-363. Лит.: Дамаскин (Кононов), игум. Сяндемская Успенская пустынь: Ист.-стат. заметки. СПб., 1856; Шляков Н. Сяндемская Успенская Олонецкая пустынь//ЦВед. 1889. 51; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 551; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян. М., 1966. С. 328-329; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 9. Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Романенко Иконография. Сохранились в основном изображения А. С. среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упоминается образ преподобного XIX в. «на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 174). Подобное изображение А. С. в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 г. ( Адарюков, Обольянинов. С. 88). На иконе олонецких чудотворцев 2-й пол. XIX в. из ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске А. С. изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая (Опись имущества ц.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Служба Козельщанской иконе (1801, празднование 21 февраля) составлена в Козельщанской Полтавской обители, а служба Жировицкой иконе (1470, празднование 7 мая) – в Жировицком монастыре. Обе службы составлены в 20-е гг., тексты их прославляют Богородицу как источник чистоты и смирения и за благодатную помощь, явленную через иконы. Общим для всех Богородичных служб этого периода является осмысление духовных причин тех бедствий, в которых оказалась Церковь , и молитва к Богородице с просьбой о помиловании. Приведём некоторые тексты: «Неправда, яко море, скры землю Твою, и ныне люте потопляеми есмы, но Ты простри десницу Твою, и яко Всехвальная, постави ны на камени веры, и спаси ны, Владычице…»; «Страшен есть гнев Господень, на вся смертныя належащ, но того ради показуется днесь и заступление верным: се бо прииде Благодатная во спасение людем Своим…», «Не надейтеся на князи преходящия: ничесо бо возмогут и, сыны человечестии суть, изыдут, яко былие, и никтоже их помянет… " (из службы иконе Богородицы «Державная»). «Се бо за беззакония наша люте страждем, от Бога наказуеми, со страхом и любовию принесем молитвы наша и возопиим Благословенней…»; «Странни и пришельцы суще в стране сей земной: отвсюду бедами и печальми обуреваеми, болезньми и страстьми угнетаеми, к Тебе прибегаем, о Мати Бога Вышняго…» (из службы иконе Богородицы «Козельщанская»). «О Владычице Богородице, Надеждо и Прибежище наше, покрый нас честным Твоим омофором от грядущаго на ны праведнаго гнева…» (из службы иконе Богородицы «Жировицкая»). «Темже и мы трепетом объемлемся, да не како по грехом, во отечествии нашем умножившимся, впишутся о нем во свиток сей словеса оная: отымется от вас Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды его…»; «Не послужити, паче же противостояти учением и обычаем века сего, помози нам, Богородице, да не в конец погибнем…»; «Всякия ныне мятущия страну Российскую церковныя соблазны и разделения утоли, Владычице, молитвами Твоими, отступльшия же от Православныя Церкве пастыри и мирския люди на путь истины обрати» (из службы иконе Богородицы «Шуйская»).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Умиление, или Всех радостей Радосте» (Серафимо-Дивеев­ская, 1885, празднование 28 июля) – первая служба с малой вечерней составлена в Серафимо-Дивеевской обители, автор неизвестен. Предполагаем, что им был епископ Серафим (Звездин­ский) или его отец, протоиерей Иоанн, который составлял службу преподобному Серафиму Саровскому . Кроме 28 июля, по этой службе служили также 9 декабря на зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, в память «зачатия» в этот день в 1825 году Дивеевской мельничной общины. Вторая служба этой иконе (и акафист) была составлена митрополитом Нижегородским Сергием, заместителем Патриаршего МестоблюстителВ дальнейшем – Святейший Патриарх. – Ред.. Он же благословил эту службу к церковнобогослужебному употреблению 15/28 июля 1927 года. К службе Боголюбской иконе (1157, празднование 18 июня) митрополит Сергий написал в 20-е гг. существенные дополнения: малую вечерню, ины тропарь и кондак, ин экзаметрический канон, ины стихиры на хвалитех. Поэтический строй экзаметрического канона слагается из одухотворённых традиционных образов, проникнутых личным покаянным и благодарным чувством автора. По своей отточенной ритмике канон митрополита Сергия исключителен и единственен во всей русской гимнографии. Приведём первый тропарь: «Слово рабу Твоему подаждь, Госпоже Пресвятая,/Слово бо сниде на Тя, якоже свыше роса,/грешную душу мою очисти, Царице Благая,/яко да, радуяся, славлю Твоя чудеса». Епископ Ковровский АфанасиПрославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. См. о нем: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 180–186. – Ред., вероятно, в 20-е годы составил службу Максимовской иконе Божией Матери (1299, празднование 18 апреля). Особенностью этой службы является то, что канон составлен на подобен пасхального. Служба Шуйской иконе (ок. 1654–1655, празднование 2 ноября) составлена в 1924 году уроженцем г. Шуи и питомцем Шуйского духовного училища протоиереем Николаем Миловским, настоятелем московской Ризоположенской церкви. Благословение на употребление этой службы было дано 31 июля 1925 года Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Петром. Тропари канона в службе составлены по образцу ирмосов и содержат обширный повествовательный материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Х., 1902. СПб., 19115; Православный противосектантский катехизис. СПб., 1903, 191415; Беседы с молоканами о водном крещении//МОб. 1904. 1. С. 101-110; Из зап. миссионера//Отдых христианина. 1904. 1. С. 39-48; Беседы со штундистами о Христовом священстве//Миссионерский сб. 1904. 1. С. 8-14; За Церковь родную и веру православную. СПб., 1905; О «вероисповедной свободе» в России//Церк. голос. 1906. 11; О двух настроениях//Там же. 1906. 26; Церковь и совр. жизнь//Там же. 1906. 36, 37; Скорбные думы о голоде//Там же. 1906. 44; Божия заповедь и человеческое лицемерие//Там же. 1906. 49; Голос жизни//Там же. 1906. 50; К пасхальной заутрени//Там же. 1906 13, 14; Совопросник Сергий: (Очерк с натуры)//Там же. 1906. 15; Об одном напрасном озлоблении в новой газете//Там же. 1906. 22; В ответ на профессорскую критику//Там же. 1906. 31; Из Нижнего Новгорода: Старообрядцы не дремлют//Там же. 1906. 35; Христианство и социал-демократия. СПб., 1907; О так называемых «иоаннитах» в рус. народе. СПб., 1909; Религиозно-общественные течения в современной рус. жизни и наша православно-христианская миссия. СПб., 1909; Кто это пашковцы, баптисты и адвентисты? СПб., 1912; Противосектантские уроки ревнителям православной веры. СПб., 1913; О вожделенном церковном мире: (Братское обращение к старообрядцам, приемлющим священство)//ЖМП. 1946. 3. С. 22-25; Братский ответ старообрядцам, вопрошающим о Белокриницкой иерархии//Там же. 1946. 7. С. 31-34; Крещение Господне//Там же. 1953. 1. С. 39-40; Сретение Богомладенца Христа старцем Симеоном//Там же. 2. С. 35-36. Лит.: Православное противосектантское руководство: По соч. Д. И. Боголюбова/Под ред. архиеп. Виталия (Устинова). Джорданвилл, 1936; Д. И. Боголюбов [Некролог]//ЖМП. 1953. 7. С. 6; Федорович Я. Анализ противосектантских трудов И. Г. Айвазова, прот. Д. Боголюбова и И. К. Перетрухина: Курс. соч./МДА. Загорск, 1980. Ркп.; Андроник (Трубачёв), иеродиак. Епископ Антоний (Флоренсов) - духовник священника Павла Флоренского//ЖМП. 1981. 9. С. 72, 76. Диак. Сергий Матюшин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/149491.html

«1. Произвести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они ни находились; 2. Взять на учет находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц монументальные памятники, собрания предметов искусства и старины, а также отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение» 4 . Поскольку Троице-Сергиева лавра имела совершенно особое значение, Сергиево-Посадская революционная власть проявила к ней свой интерес даже до издания Декрета об отделении Церкви от государства. Еще 9 ноября 1917 г. президиум солдатской секции Московского совета рабочих и солдатских депутатов послал в Сергиевский военно-революционный комитет письмо с предложением не допускать входа в древлехранилища ризницы Троице-Сергиевой лавры и подобные помещения без особого разрешения 5 . 29 ноября 1917 г. Военно-революционный комитет Сергиево-Посадского совета постановил предложить Городской думе избрать комиссию по приему монастырских земель и домов в Сергиевом Посаде. 28 октября 1918 г. Сергиевский ревком издал постановление о регистрации и приеме на учет памятников искусства и старины, не исключая церквей, молитвенных домов и монастырей. 22 октября 1918 г. Московская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению поручила комиссару Отдела народного образования при военно-революционном комитете Сергиево-Посадского совета Д. М. Гуревичу образовать Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры в составе: Д. М. Гуревича, П. А. Флоренского, Ю. А. Олсуфьева, И. Е. Бондаренко, Н. Д. Протасова , М. В. Боскина и П. Н. Каптерева 6 . Поскольку Н. Д. Протасов и И. Е. Бондаренко являлись сотрудниками Московского отдела по делам музеев, а инициатива приглашения П. А. Флоренского и других лиц из Сергиева Посада исходила также из Московского отдела по делам музеев, можно предполагать, что создание Комиссии по охране Лавры как учреждения местного и подчиняющегося Сергиево-Посадскому ревкому с самого начала замышлялось в качестве временного обходного маневра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010