И вот наиболее страшные грехи: неверие, хула на Бога, хула на Духа Святого, когда человек попирает истину, а также нечестивые плотские грехи, ложь. Эти грехи делают человека жилищем зла, жилищем дьявола, и бес обитает в нём как в своём доме. Иногда попускается действие беса на человека и как наказание за ранее совершённые грехи. Иногда попускается действие беса на человека для того, чтобы оградить его от каких-либо худших грехов, находясь в таком состоянии беснования, он не может совершить других грехов. Иногда попускает Господь действие беса для того, чтобы испытать подвижника и увенчать его высшим венцом. Таков был праведный Иов, о котором нам говорит Священное Писание . Кроме того, мы должны различать действия беса на человека, когда он как бы вселяется в человека, соединяется с его силами и замещает в человеке его личность, так что человек становится невменяемым и совершает многие поступки, не желая их, и потому даже не может за них отвечать. Есть же и другого рода беснование, когда человек сознательно грешит. Грешит, подвергаясь, соглашаясь с волей дьявола, но при этом он остаётся ответственным за каждый свой греховный поступок. Поэтому под общим беснованием мы можем понимать подверженность рода человеческого ко греху и согласие с действиями дьявола на грех. А в строгом смысле под беснованием разумеется овладение бесом душой человека. Какие же у нас средства есть для того, чтобы избежать беснования? Прежде всего мы видим в евангельском повествовании, что только сила Божия, а не человеческая способна изгнать силу дьявола. Поэтому, чтобы привлечь силу Божию, Господь Сам нам говорит, что этот род бесовский не может быть изгнан ничем, кроме молитвы и поста. Но когда Господь даёт нам это поучение о молитве и посте, то здесь, конечно, имеется в виду, что человек содержит правую искреннюю и живую веру в Господа Спасителя, Который только и изгоняет Сам этого дьявола. Господь нам говорит, что для того, чтобы избегнуть различных приражений дьявольских, человек должен призывать имя Божие, которое в себе несёт благодать Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Кравец ушёл в «Литературную учёбу», заведующим отделом классической литературы. Бум тогда журнал переживал огромный – на страницах его появились имена Лосева, Розанова, Соловьёва, курс церковно-славянского языка, новые переводы «Евангелий» - Победоносцева, отца Леонида Лутковского. Должность та была номенклатурной, а потому требовалось утверждение кандидатуры в ЦК. Кравец же не был ни комсомольцем, ни коммунистом. Простодушная секретарь редакции, когда ей позвонили из отдела пропаганды ЦК и сказали, что Кравец должен явиться на приём к Владимиру Константиновичу Егорову, наивно сказала, что он не сможет придти, так как в это время он венчается. Это произвело такое впечатление, что Егоров подписал указ о назначении без соискателя. Вот такой вышел казус. Спустя пятнадцать лет, когда уже вовсю издавалась «Православная энциклопедия», они встретились (в это время Егоров был министром культуры и очень помогал Кравцу с изданием) и вспомнили этот комичный случай. Тот мой приказ, смеялся министр, был вам свадебным подарком.   Мал золотник да дорог   Наступили 90-е годы. Жить в стране стало очень тяжело. Как прокормить семью на двести пятьдесят рублей? Арсений Владимирович Гулыга добился для Кравца Гумбольтовской стипендии в Германии. Это была огромная сумма в восемь тысяч марок. В течение трёх лет молодой учёный должен был заниматься разбором немецкого архива философа Франка, а жена – преподавать историю, церковно-славянский язык в местном университете. Уезжать, конечно, не хотелось. С трудом представляли себе жизнь на чужбине. Где родился — там и сгодился. Но время было жестокое, а на руках дети. Супруги почти упаковали чемоданы и поехали за прощальным благословением в Лавру к самому близкому другу, внуку философа Флоренского, – иеромонаху Андронику (Трубачёву), которого только что назначили наместником Валаамского монастыря. - Уезжать никуда не надо, - сказал он Кравцу, - мы столько лет мечтали издавать научно-религиозную литературу, сейчас появилась такая возможность. Указом Патриарха Алексия второго создано научное издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

http://radonezh.ru/analytics/s-kravets-m...

Мною выяснено, что земельный отдел постановил отпустить монашествующим лицам нужное количество лаврской земли, каковое будет в их пользовании только в том случае, если они организуют единую трудовую артель и список ее предоставят мне на утверждение. Зам комиссара Лавры делопроизводитель Д. Безсмертный» 102 . Была создана трудовая артель Лавры в составе 224-х человек. Но уже 30 октября 1919 г. был издан циркуляр Наркомзема и Наркомюста земельным отделам исполкомов. В нем строго предписывалось отличать хозяйственные объединения от религиозных организаций, имеющих богослужебные цели. Последние не подлежали регистрации в качестве производительных и вообще хозяйственных объединений и не имели права на наделение инвентарем и землей. Священники и монахи не могли быть членами коммун, трудовых артелей и товариществ как лишенные избирательных прав 103 . В соответствии с этим циркуляром все трудовые артели, в том числе и лаврская, основанные церковнослужителями, были упразднены, и, если ранее они были наделены землей, она изымалась обратно. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Отношение братии Троице-Сергиевой лавры к работе Комиссии по охране Лавры было различное. В первое время комиссия могла восприниматься частью братии как то самое советское учреждение, от которого зависит национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства Лавры. Но в то же время братия Лавры знала членов комиссии как людей глубоко верующих, преданных Церкви. Последующая работа комиссии, ее тесная связь со Святейшим Патриархом Тихоном и наместником архимандритом Кронидом убедила братию в церковной пользе деятельности комиссии. 27 ноября 1918 г. Сергиевский ревком назначил в Лавру комиссара, в ведении которого находилась хозяйственная часть Лавры со всем имуществом, за исключением того, что имело историко-художественное значение 104 . Ввиду малочисленности воинской охраны, внутреннюю охрану Лавры несли 43 монаха. (Разрешение на это Комиссия по охране Лавры получила от Отдела по делам музеев.) Они же выполняли в качестве рабочих-специалистов все архитектурно-реставрационные, ремонтные и хозяйственные работы 105 . Старостой охраны Лавры до 26 января 1920 г. являлся наместник архимандрит Кронид (Любимов) 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Расширился состав комиссии, в которую вошли вскоре Т. Н. Александрова-Дольник, С. Н. Дурылин, С. П. Мансуров, М. В. Шик. В сотрудники по канцелярии по предложению П. А. Флоренского были избраны Т. В. Розанова , И. А. Введенский , Г. И. Качмар. На 2-м заседании комиссии П. А. Флоренский был избран хранителем ризницы (по некоторым документам – хранителем Лавры), его помощником – иеромонах Диомид (Егоров) 8 . Председателем комиссии немного позднее был назначен И. Е. Бондаренко, заведующий VI подотделом (архитектурной и живописной реставрации) Московской коллегии, а комиссаром – Д. М. Гуревич, комиссар электротехнических курсов Военной академии, занявших корпуса Московской духовной академии. В ведении комиссара находилась хозяйственная часть Лавры со всем имуществом, за исключением имущества, имевшего историко-художественное значение. Комиссару также поручалась охрана всех зданий и имуществ, в его непосредственном подчинении находилась воинская часть и сторожа, которые несли наружную и внутреннюю охрану Лавры. Ввиду малочисленности воинской охраны, по согласованию с Отделом по делам музеев, внутреннюю охрану несли 43 монаха, число которых затем постепенно сокращалось. Они же выполняли в качестве рабочих все архитектурно-реставрационные, ремонтные и хозяйственные работы. 25 ноября 1918 г. в Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса было направлено сообщение наркома государственного контроля о необходимости немедленного предварительного осмотра монастырских храмов и ризниц при участии представителей Всероссийской коллегии по делам музеев 9 . Именно к этому событию относится письмо священника Павла Флоренского Святейшему Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество, Милостивый Архипастырь и Отец. Будучи приглашены в Комиссию по охране и реставрации Лавры, мы испрашиваем благословения Вашего Святейшества на предстоящее, полное величайшей ответственности, дело, а чтобы иметь право просить о благословении – считаем долгом своим объяснить, как понимаем выдачу серебра Прав – по декрету.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Игумен умел настоять на своем и добиться успеха в самом безнадежном деле Отец Андроник повел меня в трапезную академии, чтобы отметить победу. Монастырский хлеб, скитский мед, особый травяной чай были поистине великолепными. Ну, а беседа с игуменом, его постоянные и непередаваемые реплики в адрес сидящих поблизости студентов и вовсе незабываемы. То была совершенная «партитура» смыслов, образов и интонаций. 8 декабря 1997 года, в день трагической кончины Павла Александровича Флоренского, в столице открылся его Музей-квартира на улице Бурденко, а вечером в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялось грандиозное музыкальное действо, на котором присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Лишние билеты спрашивали уже на платформе станции метро «Маяковская». Около здания филармонии была ужасная толкотня. Нам никак не удавалось провести Его Святейшество через столпотворение у служебного входа. Отцу Андронику пришлось буквально выбить вторую дверь. Буклет CD-дucka с записью концерта памяти П. А. Флоренского      Концерт удался на славу. Хор был в ударе. Вдохновенно регентовал архимандрит Матфей. Блистательно солировал протодиакон Николай Платонов. Они представили 12 песнопений Русской Православной Церкви из служб об усопших А. Д. Кастальского, Г. Ф. Львовского и диакона Сергия Трубачёва. Кондак «Днесь новомученикам российским» (греческого распева) исполнили дважды. Получился подлинный «Русский реквием», который словно корреспондировал шедевру христианской культуры – «Реквиему» Моцарта, любимому произведению Флоренского, данному во втором отделении Камерным оркестром Российского Национального оркестра и Московским Государственным академическим камерным хором, под общим управлением народного артиста СССР Владимира Минина. Между этими произведениями ведущие солисты Большого театра России и Московского театра «Новая опера» исполнили «Фантазию и фугу для органа, до минор» И. С. Баха, «Псалом 140. Господь, к Тебе взываю”» для сопрано, арфы и органа С. М. Ляпунова, а также премьеру вокального цикла М. М. Ипполитова-Иванова «Семь псалмов царя Давида» для меццо-сопрано и арфы.

http://pravoslavie.ru/139938.html

Лит.: Бацелин В. Отец Зосима Трубачёв// Он же. Золото Церкви: Ист. очерки и современность. Иваново, 1995; Трубачёв С., диак. Прот. Зосима Трубачёв: Некр.-воспоминание//ЖМП. 1997. 9. С. 60-66; Зосима (Шевчук), архим. Монастыри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 6-8; Дамаскин. Т. 5. С. 62-70; Андроник (Трубачёв), игум. Житие сщмч. прот. Зосимы Трубачёва//Ныне и присно. 2006. 3/4. С. 20-37; ЖНИР. Февр. С. 241-248. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Николаевич Парусников (1891-1937), прот., свящ. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Несторович Сахаров (1875-1937), прот., сщмч., (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Павлович Соколов (1881-1938), прот., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Зверев (1881 – 1937), прот., сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Покровский (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., 4 фев., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Смирнов (4 марта 1867, – 28 фев. 1938), протоиерей, священномученик (пам. 15 фев., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (1870 – 1938), протоиерей, священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Константинович Воробьёв (1888 - 1937), прот., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/200025.html

Игумену Андронику потребовалось лишь два с половиной года, чтобы поднять Валаамский монастырь на подобающую Северному Афону высоту. «Промыслом Божиим устроилось так, что этот человек сыграл определяющую роль в моей жизни, – вспоминал начальник Валаамского подворья в Москве игумен Петр (Романов), постриженный в монашество отцом Андроником. – Все свои дарования и энергию души он направил на создание духовного и культурного климата возрождающейся обители. Особенно следует отметить огромный вклад игумена Андроника в восстановление музыкально-певческой культуры Валаама. Будучи сыном церковного композитора, много писавшего для хора Троице-Сергиевой лавры, он очень внимательно относился к выбору богослужебных песнопений, ориентируясь на древние распевы как в оригинальном звучании, так и в обработке. В период его игуменства на основании возрождения древнего валаамского распева стал формироваться современный валаамский обиход, который теперь является настоящим сокровищем Северного Афона. Все, с чем отец Андроник сталкивался в жизни, он осмысливал с христианской точки зрения Все, с чем отец Андроник сталкивался в жизни, он осмысливал с христианской точки зрения. Талантливый и хорошо образованный человек, он легко находил общий язык с людьми из разных сфер культуры и искусства. Мне он как-то в свое время сказал, что признак духовного движения в человеке – либо культура, либо святость. Выросший в православной семье и с детства впитавший традиционную церковную культуру, игумен Андроник и монастырь обустраивал как единую семью. Так, например, он говорил, что ему бы хотелось, чтобы пища в трапезной для братии была домашней, а не такой, как в столовке». Мирская судьба Александра Сергеевича Трубачёва непринужденно переступила через комсомольскую юность, преодолела хулиганистый норов заядлого спартаковского болельщика, шагнула навстречу серьезному образованию в Историко-архивном институте и к 30 годам свершила главное: вернула в лоно духовного звания, предначертанного ему недюжинными предками – священномучеником Зосимой Трубачевым и священником Павлом Флоренским. К тридцатому году жизни он принял монашеский постриг.

http://pravoslavie.ru/139938.html

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Большой вклад в формирование «Б. т.» как научно-богословского издания внесли своими статьями Успенский (18 ст.), митр. Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб) , архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников) , игум. Андроник (Трубачёв) , прот. Ливерий Воронов , проф. МДА К. Е. Скурат , В. А. Никитин и др. Работы по Свящ. Писанию и библеистике, публиковавшиеся с 1-го выпуска, подразделяются на 2 направления. В одних статьях авторы органично сочетают академическое богословие с духовным назиданием, имеющим целью показать связь между св. Евангелием и совр. жизнью христианина: митр. Антоний (Мельников) «Из Евангельской истории» 6), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) , ст. к-рого «Евангельские образы» представляет собой дневник размышлений над Евангелиями от Марка 16, 17) и от Луки 21). В др. работах авторы выступают преимущественно как исследователи текста. Таковы публикации в 14 секретаря Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К. И. Логачёва: «Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала», «К вопросу об улучшении русского перевода Нового Завета» (предложены уточненные переводы ряда слов НЗ), «Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания» (совместно с прот. Владимиром Сорокиным ; резюмирует основные выводы, сделанные Русской библейской комиссией 1915-1927 гг.), ст. еп. Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» 31), обзорная статья прот. Александра Меня «К истории русской православной библеистики» 28) и др. Экзегетические исследования, представленные в «Б. т.», касаются в основном новозаветных текстов и посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов ««Мехи новые» Четвертого Евангелия», сб. МДА), так и их отдельным главам и стихам. К этой же тематике относятся историко-экзегетический очерк прот. М. Сперанского «Святой апостол и евангелист Матфей» 3) и ст. М. С. Иванова «Вера: уверенность, доверие, верность» (сб. МДА), посвященная сопоставлению значений слова «вера» в древнеевр. и греч. языках.

http://pravenc.ru/text/149565.html

В 1876 г. женился на дочери кафедрального протоиерея Павла Николаевича Охотина Екатерине Павловне. В 1878 г. рукоположен в священники. «Жена моя была больная, неизлечимо больная. Только год я жил с ней как с женой, а все остальное время — лет шесть — как брат с сестрой» — скажет впоследствии о себе епископ Антоний . В 1882 г. он овдовел. В июне 1887 г. назначен ректором Самарской семинарии, тогда же принял монашеский постриг, возведён в сан архимандрита. Принятию монашества предшествовали долгие сомнения и тяжело перенесённая болезнь (холера). Будучи больным, Михаил Семенович дал обет по выздоровлении принять монашество . 12 августа 1890 г. архимандрит Антоний рукоположен в епископа Острожского викария Волынской епархии, с 30 апреля 1890 г. он епископ Вологодский и Тотемский, 12 июня 1895 г. уволен на покой с назначением настоятелем ростовским Спасо-Яковлевским монастырём, 11 февраля 1898 г. отстранён от управления монастырём, проживал до своей кончины в московском Донском монастыре . Себя епископ Антоний ощущал очень больным человеком: в автобиографии он пишет о плеврите «от простуды в холодной Вологде» , но ещё в начале служения в Вологде говорил, что страдает «болезнью позвоночника и ужасным малокровием» и при том он «человек крайне нервный. Опасностей никаких я не боюсь и бесов не боюсь, но боюсь неожиданностей» . В Москве был известен как духовный наставник, эксцентричный, даже с некоторым юродством. В литературе он чаще всего упоминается как духовник Павла Флоренского, значительно повлиявший на его жизненный выбор. Многократно перепечатаны благоговейные воспоминания о еп. Антонии о. Александра Ельчанинова . Среди публикаций, появившихся в последние годы, на первое место следует поставить книгу недавно почившего игумена Андроника (Трубачёва) «Епископ Антоний (Флоренсов) старец московского Донского монастыря» , в которой кроме уже публиковавшейся биографии епископа Антония напечатаны его дневники за 1902 и 1917 гг., воспоминания о нём духовных чад, переписка с о. Павлом Флоренским, статьи, речи, отзывы и многое другое.

http://bogoslov.ru/article/6174623

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010