Скачать epub pdf Русские университеты – Отец Андроник, в своей «Автобиографии» отец Павел пишет, что был воспитан «в полной изоляции от представлений религиозных и даже от сказок». То, что интеллигенция того времени в подавляющем большинстве была далека от религии, известно. Но почему ребенку в интеллигентной семье не читали сказки? – Я думаю, это объясняется просто. Отец его – инженер-путеец – много времени проводил на природе и детям своим старался привить практические взгляды на мир, естественнонаучные. Да и сказки в то время – в конце XIX века – не издавались так широко. Не уверен, что их можно было купить в Тифлисе, где жила семья Флоренских. Наверное, их больше пересказывали. – Розанов говорил, что русский человек больше формируется не в университетах, а под воздействием бабушек и нянь. – Это очень красивая концепция возрастания Пушкина. У отца Павла, его братьев и сестер была своя воспитательница – тетя Юля, родная сестра отца. Она, в отличие от брата, сохранила веру, читала с племянниками Евангелие и даже водила семилетнего Павла причащаться в Батуми – он об этом пишет в своих воспоминаниях. То есть какие-то зерна религиозности она в его душу заронила. А отец, опять же по воспоминаниям отца Павла, занимал промежуточную позицию. Как человек дела, он противостоял нигилистическому времени. Одно время он занимал пост заместителя министра путей сообщения Закавказья, но чиновничьи обязанности его тяготили. Он любил работать как практик. И практика уберегла его от соблазна нигилистическими идеями. Но характерное для того времени увлечение позитивизмом он разделял. Его отец, дед отца Павла, закончил Костромскую семинарию, но потом поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда, в начале XIX века, некоторых выпускников семинарии направляли учиться в университет, но, по семейному преданию, дед отца Павла пошел туда наперекор направлению – направили его в Духовную академию, и даже митрополит Филарет вызывал его и уговаривал остаться в академии. Он не остался, променял священство на науку – произошла, как пишет отец Павел, измена алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. В нынешнем евангельском чтении, братья и сестры, мы слышали о том, как Господь изгнал беса из человека, который страдал этой одержимостью в течение многих лет. Прежде чем приступить к изъяснению этого повествования, нам необходимо обратить внимание на то, что отношение к бесам, отношение к дьявольской силе бывает различно по мере того, на какой нравственной ступени стоит общество. В христианском обществе для христианина, для всех людей, которые живут, объединённые любовью ко Христу, нет большего врага спасения, нет другого источника погибели, чем дьявол и его слуги. Когда же общество начинает отходить от Христа, тогда отношение к дьяволу начинает незаметно меняться. И общество может дойти до того, что, отказавшись от Христа, оно начинает прославлять самого сатану, дьявола. К великому сожалению, в нашем обществе ныне мы уже встречаемся с некоторыми людьми, которые именуют себя сатанистами, которые говорят, что недостаточно служить добру, а для того, чтобы осуществить свои цели, они готовы служить самому сатане, источнику зла. Такие люди совершают страшные убийства, нападения на христианские церкви, нападения на беззащитных людей и оправдывают себя тем, что каждый человек волен избирать себе ту веру, которую он хочет. Эти лживые люди утверждают, что свобода человека состоит не в том, чтобы свободно следовать за Христом, а в том, чтобы каждый человек мог выбрать или добро, или зло. Такие мысли и, тем более, такие страшные действия, когда они убивают на глазах у всех людей, не оказывающих им сопротивление, им внушает, ими действует сам источник зла – дьявол. Никто другой не может им этого внушить. Но страшно не только это. Страшно то, что в нашем обществе появились такие сатанисты, и мы узнаём из различных сообщений о том, что там или там были убиты христиане. И сатанисты не скрывают, что это сделали они, всё наше общество молчит, и только внутреннее негодование охватывает малую часть христиан. Это говорит о том, что действительно в целом христиане ныне сейчас в России занимают весьма малое и малое место. Конечно, место определяется не количеством. Но если бы мы сохранили в целом в народе свою веру, то несомненно, что действия сатанистов вызвали бы такое возмущение во всём обществе, что невозможно было бы повторение их действий, и никто бы не решился себя признать последователем сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Источник Содержание Предисловие Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Глава 6. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919г. Глава 7. Выселение братии из Троице-Сергиевой лавры Глава 8. Попытки Наркомата юстиции вывезти из Троице-Сергиевой лавры мощи преподобного Сергия Глава 9. Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. (около 30 марта 1920 г.) Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Приложение П. А. Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Т. Н. Александрова-Дольник. Шитье Ф. Я. Мишуков. Утварь Троицкой лавры М. В. Шик. Митрополичьи покои С. П. Мансуров. О библиотеке М. В. Шик. Колокольня и колокола Список сокращений     Эта книга – уникальное собрание документов и других архивных материалов, которые воссоздают современному читателю картину закрытия Троице-Сергиевой лавры в начале XX века. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Вторая часть содержит материалы о закрытии Лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. В приложении полностью воспроизводится подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 г. сборник «Троице-Сергиева лавра», тираж которого был уничтожен большевиками до выхода из типографии. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Учебно-педагогическая деятельность Темы пробных лекций, прочитанных П. А. Флоренским 17 сентября 1908 г., – «Общечеловеческие корни идеализма» (2) (по собственному избранию) и «Космологические антиномии Иммануила Канта» (1) (по назначению Совета МДА) – далеко неслучайны. В течение последующих лет преподавания Платон и Кант занимали в лекционных курсах священника Павла Флоренского центральное место. С их именами он связывал не только определенные хронологические эпохи в истории философии, но основные водоразделы мысли противоположных типов мировоззрений. Тематика лекций отца Павла в МДА в 1908–1919 гг. в не меньшей степени отражает направление его творческих интересов, чем знаменитая книга «Столп и утверждение Истины» (М., 1914). Первая программа лекций по истории древней философии на 1908/09 учебный год для студентов II курса МДА была составлена П. А. Флоренским 25 октября 1908 г. «I. Общая часть курса Миграция античной философии и вытекающее из рассмотрения ее естественное расчленение истории античной философии на 3 периода. Задачи, ставимые философии каждого из трех периодов носителями ее. Семасиология слова lilosofia. Общий характер содержания философского мышления в каждом из трех периодов. Ист[ория] филос[офии] как непроизвольное возвращение философии в лоно религии и подчинение мирской мысли мысли авторитета веры. Причины исторического процесса в философии (т. е. ее миграции и ее изменения по содержанию). Постановка вопроса о причинах духовно-социального процесса и отсюда переход к процессу духовно-личному. Развитие философского сознания в философствующей личности. Связь мысли и языка; закон развития языка и закон развития мысли. Религиозно-мистическая основа философствующей мысли и религиозно-историческая (культовая и вероучительная) среда, в которой растет философское самосознание. Закон 3[-х] стадий в историческом] процессе философии. Естественный конец философствующей мысли и истощание жизненности античной философии как следствие ограниченности религиозного опыта язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране Лавры была тесно связана с борьбой за сохранение Лавры как действующего монастыря. Закрытие Троице-Сергиевой лавры осуществлялось поэтапно и по различным направлениям: национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства, вскрытие мощей, выселение братии, прекращение богослужений, расформирование самой комиссии, издание «Декрета...», организация музея, распределение имущества Лавры и др. В одних случаях Комиссия могла заявить и отстаивать свою позицию за сохранение Лавры как действующего монастыря, в других случаях, как и в конечном итоге, Комиссия была бессильна. Конфискация имущества Лавры в ведение Сергиевского исполкома началась сразу после издания Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января/12 февраля 1918 г.) 84 . «Протокол 105 заседания президиума исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов Сергиева Посада от 26 (13) февраля 1918 года. Обсуждали: о монашеских деньгах в Народном банке. Постановили: за контрреволюционную агитацию списать все монашеские деньги, хранящиеся на счетах банков, на текущий счет Совета» 85 . Летом в Сергиевом Посаде происходила борьба между большевистским революционным комитетом и умеренным (эсеровским?) Советом депутатов, и большевистская власть особо заботилась о том, чтобы Троице-Сергиева лавра не была использована политическим противником. «Исполнительный комитет Дмитровского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Июня 27-го дня 1918 г. В президиум Сергиевского городского совета. Настоящим президиум Дмитровского уездного совета предлагает Вам принять меры к недопущению продажи и распространения в районе деятельности Вашего Совета буржуазных и правосоциалистических газет. Означенные меры приняты нами вследствие падения настроения в связи с переживаемым кризисом и носят исключительно временный характер. Товарищ председателя ... Секретарь ... (подпись, печать. Резолюция: «1.VII. 18 г. Запросить Московский губернский совет [о том], как по этому вопросу поступлено в Москве. П. председателя А. Никольский . Секретарь [неразборчиво]»)» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Избранное: статьи и исследования Диакон Сергий Трубачёв Трубачёв Сергий, диакон. Избранное : статьи и исследования/Сергий Трубачёв, диак.; Сост. игум. Андроника (Трубачёва), М. С. Трубачёвой, О. С. Никитиной. Биографический очерк игум. Андроника (Трубачёва). — 2-е изд., испр. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 720 с. : ил. Новую книгу издательства Сретенского монастыря «Избранное» диакона Сергия Трубачёва (1919–1995), церковного композитора, дирижера и педагога, составили четыре раздела — «Автобиографическое», «Педагогика», «О священнике Павле Флоренском», «О церковном пении и колокольном звоне». Главные темы, определяющие содержание не только книги, но и всей жизни и творчества автора, — это Церковь и музыка. Воссоздавая в своих статьях и автобиографических заметках духовную атмосферу русской жизни ХХ века, диакон Сергий Трубачёв пишет о святых новомучениках отце Зосиме Бутовском (Трубачёве) и святителе Августине (Беляеве), об отце Павле Флоренском , о церковном композиторе А. А. Архангельском, о дирижере А. В. Гауке, о пианистке М. В. Юдиной, о художниках М. В. Нестерове, В. А. Фаворском и др. Книга иллюстрирована редкими фотографиями, рисунками, документами из архива С. З. Трубачёва. Диакон Сергий Трубачёв (Сергей Зосимович Трубачёв) происходил из рода потомственных священнослужителей Архангельской епархии. Он родился 26 марта 1919 года в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачёва, впоследствии расстрелянного в феврале 1938 года в Бутове, и его супруги Клавдии Георгиевны. Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. С 1932 года семья репрессированного отца Зосимы поселилась у родственников в Сергиевом Посаде. Это имело промыслительное значение в жизни Сергея — с тех пор его судьба была неразрывно связана с этой твердыней русского Православия и незримое заступничество преподобного Сергия Радонежского хранило его на всех жизненных путях для будущего служения Церкви Божией. В 1936 году Сергей Трубачёв поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, но учеба была прервана призывом в армию и войной.

http://pravoslavie.ru/116416.html

1. Вступление Что влечет нас к Преподобному Сергию, как ни к кому другому? Разве мало было постников и чудотворцев на нашей земле?! Разве мало было молитвенников? Но наше сердце неизменно и особо влечется к Преподобному Сергию. Это потому, что Преподобный Сергий, сын радости (Варфоломей в крещении), стал тем особым печальником земли Русской, молитвами которого стоят города. Он – то святое семя, ради которого хранится десницей Божией русский народ. Он – духовный вождь и Ангел-хранитель России. Он – наш отец, воистину духовный отец, от которого мы рождаемся не телесно, но духовно. Как сказать о том, кто жил уединенно в непроходимой безводной пустыни, наполненной змеями, а ныне это град, к которому беспрестанно, днем и ночью, стремится множество людей, ныне это страна, где по молитвам его изошло множество источников и нет змей вокруг обители, доколе раздается звон колокола? (29, с. 9–10). Как сказать о Лавре его? Ведь «здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшей смысле должно называть общественный мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни (...) Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое» (42, с. 4). Трудно найти слова о Преподобном Сергии, но сейчас, в предпразднество 1000-летия Крещения Руси, особенно необходимо. «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательный взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем его современники» (42, с. 7–8). 2. Избранник и ученик Пресвятой Троицы Всякое жизнеописание Преподобного Сергия начинается с описания знамения, которое еще до его рождения возвестило о том, что он будет учеником и служителей Святой Троицы. В один воскресный день благочестивая Мария, будущая мать Преподобного Сергия, которая в то время носила его еще во чреве, «пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном вместе с прочими женами. Началась литургия; пропели уже трисвятую песнь, и вот, незадолго пред чтением святого Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшие близ нее женщины стали между собою переговариваться, что бы мог означать этот необыкновенный крик младенца? Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая святым!» При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха: она начала плакать...» (19, с. 3) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

22 января 1982 года исполнилось 100 лет со дня рождения профессора Московской Духовной Академии, богослова, мыслителя и ученого- энциклопедиста священника Павла Александровича Флоренского. Его многочисленные работы, некоторые из которых были опубликованы лишь в последние 15 лет, проложили пути в самых различных областях человеческого знания: Богословие и история философии, филология и этнография, искусствоведение и история, физика и математика, электротехника и биология равно находили свое место в исследованиях отца Павла. Для него самого, впрочем, не существовало дробления единого знания на привычные нам разделы. Уникальность работ священника Павла Флоренского состоит как раз в том, что он синтезировал знания самых различных областей в единое. Для отца Павла это было не искусственным процессом, а природным даром, развитым еще в детстве. В автобиографической заметке для энциклопедического словаря «Гранат» священник Павел Флоренский указывал, что свою жизненную задачу он понимает «как проложение путей к будущему цельному мировоззрению» (Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат», изд. 2-е, т. 44. М., 1927, с. 143). Биографические сведения, предваряющие «Указатель печатных трудов священника Павла Флоренского », должны: 1) помочь исследователю творчества отца Павла изучать его работы в конкретной связи с фактами его жизни и историческими условиями; 2) показать общественную позицию отца Павла, его сознательное и активное участие в культурном и научно-техническом строительстве страны после Октябрьской революции 1917 года. Священник Павел Флоренский родился 9 января 1882 года около местечка Евлах Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан), где его отец, инженер путей сообщения, Александр Иванович Флоренский (30 сентября 1850 – † 22 января 1990), строил участок Закавказской железной дороги. Вся семья жила в товарных вагонах па месте будущей станции. А. И. Флоренский, сын врача, был русским, костромичом. Мать, Ольга Павловна, урожденная Сапарова (Сапарьян; 25 марта 1859 – †30 октября 1951), происходила из древнего и культурного армянского рода, поселившегося в Грузии. В числе ее предков были и грузины. Кроме Павла, в семье Флоренского было еще 6 детей: Юлия, врач-психиатр; Александр, геолог-минералог, искусствовед; Ольга, художница, поэтесса; Елизавета, художница, педагог; Андрей, военный инженер; Раиса, художница.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988) Источник Скачать epub pdf (Доклад, прочитанный в 1988 году на III конференции, посвящённой Тысячелетию Крещения Руси) Обозреваемый период гимнографической деятельности Русской Церкви делится на два периода: 1) 1917–1945; 2) 1945–1988. В первый период можно наметить три основных группы служб: 1) Богородичные; 2) связанные с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.; 3) написанные по особым побуждениям. Иконам Пресвятой Богородицы за период 1917–1945 написаны следующие службы: «Державная» (явилась 2 марта 1917) – первая служба (и акафист) составлена с участием Святейшего Патриарха Тихона (†7.04/25.03.1925), вторая служба – Владимиром Васильевичем Богородским. Служба, составленная Святейшим Патриархом Тихоном, должна быть признана одним из лучших образцов православной гимнографии. Одни тексты составлены от первого лица и открывают перед нами душевное состояние песнотворца, другие тексты, как монументальные картины, показывают состояние Церкви того времени, исполнены молений о прощении грехов и помиловании, а также прославляют державное заступничество Пресвятой Богородицы. Вот, например, как необычайно начинается великая вечерня: «И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, но не возмогл есть глас мой и како умолю Тя? Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего… " (стихира глас 4). Канон службы – драгоценное свидетельство смирения, стойкости и веры Святейшего Патриарха Тихона: «Аз из глубины зол моих вопию Ти, и не премолчит стон мой пред Тобою; виждь, о, виждь, Владычице Дево и не отвержи мене, услыши убо вопль гласа моего…». «Обольсти мя змий, клеветник бо есть…»; «Горьким плачем моим, яко воду, излию сердце мое…»; «Аз, егда и во уздех, но Тобою, Отроковице Чистая, выну свободь есмь, и не в страх ми умаление мое есть…»; «Слово лестче положиша на мне врази мои и сокрушает мя рог непокоривых. Друзи мои и тии оставиша мя, но не остави мене и Ты, Владычице…»; «Из печи разжжения моего, яко из адова пламени, вопию Ти: Владычице Дево, окропи мя росою слез Твоих…». Невозможно остаться равнодушным к стенаниям этой службы, которая удивительно соединила в себе и Богодухновенное творчество, и документальность личного свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

История подготовки магистерской диссертации епископа Сергия (Голубцова) «Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка» Источник Аннотация Публикуются и анализируются документы, посвященные полемике епископа Сергия (Голубцова) и Л. А. Успенского по проблеме существования в православной Церкви двух иконописных направлений – «традиционно византийского» и «живописно-реалистического». отправной точкой полемики послужили тезисы еп. Сергия для Родосского совещания 1961 года, в которых оправдывается наличие в православии обоих путей иконописи и допустимость внесения в живопись церковного национального элемента и особенностей русского стиля. Позиция Л. Успенского , который считал «живописно-реалистическое» направление «итальянским стилем» и бледным подражанием римо-католическому религиозному искусству, подвигла еп. Сергия приступить к написанию диссертации по этой проблематике. Архиепископ Сергий (Голубцов) родился в 1906 году в семье профессора церковной археологии московской духовной академии А.П. Голубцова . владыка был иконописцем и реставратором. Тема его кандидатского сочинения также посвящена церковному искусству: «способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». Во время подготовки магистерской диссертации владыка Сергий (Голубцов) был епископом новгородским и старорусским, с 1959 по 1967 год. В 1961 г. на острове Родос состоялось Первое Всеправославное Совещание 1 . Заранее была выдвинута для разработки и обсуждения тема: «Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священная утварь и облачение и т. д.)». Не удивительно, что председатель отдела внешних церковных сношений московской патриархии епископ Никодим (Ротов) обратился именно к владыке Сергию с просьбой представить проект документа от делегации русской православной церкви, однако личная скромность и унаследованная от отца научная тщательность заставили Владыку Сергия первоначально отказаться от предлагаемого поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010