«По выражению деда, “он стоял за семью в алтаре”» Памяти игумена Андроника (Трубачева), внука священника Павла Флоренского Павел Васильевич Флоренский Сегодня 9 дней по кончине игумена Андроника († 5.04.2021; в миру Александра Сергеевича Трубачёва). Внук священника Павла Флоренского, богослова, религиозного философа, ученого, отец Андроник свою жизнь посвятил собиранию, изучению, сохранению и публикации наследия отца Павла, увековечиванию памяти о нем. Это было для него в том числе и семейным долгом. О своем двоюродном брате, единомышленнике и сотоварище по трудам, о семье Флоренских, о том, как шла работа по собиранию материалов об отце Павле Флоренском и его рукописного наследия, рассказывает Павел Васильевич Флоренский. Игумен Андроник (Трубачев) – Павел Васильевич, вы были двоюродным братом новопреставленного игумена Андроника (Трубачева), насельника Троице-Сергиевой Лавры. Конечно же, мне хотелось бы начать нашу беседу воспоминаниями о нем, чтобы почтить память отца Андроника. – Вечная память брату моему, игумену Андронику. Сейчас только-только начинает пониматься, кто он был вообще и кто он был для нас. Вроде бы подумаешь: брат он и брат, всегда он здесь, всегда рядом, всегда он любим… Масштаб-то человека не чувствуешь «носом к носу». Убежден, что он принадлежит к тем людям, понимание масштаба которых будет расти с годами и с годами. А сейчас – какая-то вроде бы «естественная» смерть после тяжелой болезни. А дальше – естественная беда. И семьи, и общества. – Расскажите, пожалуйста, побольше о семье. – Насчет семейных дел… Дед очень много занимался теорией семьи – и своей прошлой семьи, и будущей. Из концлагеря, по сути дела, он формировал нашу семью. Каждому из зятьев он писал отдельный абзац, с отдельными мыслями и нравоучениями. Сначала я был только «в проекте», потом появился на свет, дед обо мне знал. И по поводу меня много писалось: как меня растить, как воспитывать. Лето 1936 года, когда я родился, было жаркое, очень жаркое. Вот как несколько лет тому назад было. А у меня, месячного, было воспаление брюшины… У месячного! И вот – такая пауза писем из Соловков, а спустя время – одна фраза. Я, например, убежден, что по его молитвам я очухался.

http://pravoslavie.ru/138645.html

В Москве проходит конференция, посвященная 125-летию со дня рождения о. Павла Флоренского 19 апреля 2007 г. 12:45 Текущий год для Московской духовной академии и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова является объединяющим. Связывает эти два центральных учебных заведения выпускник Московского государственного университета и Московской духовной академии священник Павел Флоренский, родившийся 125 лет назад. 18 апреля в рамках празднования этой знаменательной даты в зале заседаний Учёного Совета Московского государственного университета открылась юбилейная конференция, посвящённая 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня кончины священника Павла Флоренского. В её работе приняли участия преподаватели и учащиеся Московской духовной академии. Открыли конференцию два ректора: ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. Владыка Евгений в своём приветственном слове отметил значимость о. Павла Флоренского в разнообразных сферах человеческой деятельности, а также зачитал послание участникам конференции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Затем В.А. Садовничий в своём выступлении отметил огромный вклад о. Павла в различные области научного знания и единение этого знания с религией, а также поблагодарил ректора Московских духовных школ за реальные действия в направлении укрепления связей двух ВУЗов. Далее последовал ряд докладов, охватывающих всевозможные стороны жизни о. Павла, его научную работу, личные взаимоотношения с современниками, духовный и мистический опыт. В качестве докладчиков первой части конференции Московскую духовную академию представляли два её преподавателя — внук о. Павла игумен Андроник (Трубачёв) и архимандрит Платон (Игумнов). Игумен Андроник (Трубачёв) в своем выступлении затронул тему взаимоотношений двух русских мыслителей 20 века: священника Павла Флоренского и Алексея Фёдоровича Лосева. Докладчик отметил роль о. Павла Флоренского в формировании взглядов Алексея Фёдоровича Лосева. Архимандрит Платон (Игумнов) в докладе об этических взглядах о. Павла Флоренского выделил два главных направления, которые можно объединить в одну мысль. Истинная христианская добродетель состоит в любви к Богу и твари, а также в добрых делах, как в контексте монашеской аскезы, так и в фарватере мирской жизни. Если же любовь подменяется законом или неправильным пониманием аскезы как отрицание жизни, то это путь в бездну, а не к спасению души. Конференция продолжится в актовом зале Московской духовной академии 19 апреля 2007 года. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/230596.htm...

Список сокращений Архивы ГАМО – Государственный (в настоящее время Центральный) архив Московской области ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного исторического музея ОР ГТГ – Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи ОУ СПГИХМЗ – Отдел учета Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника РГАДА – Российский государственный архив древних актов СУР – Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства ЦГА РСФСР – Центральный Государственный Архив РСФСР (с 1992 г. входит в состав Государственного Архива Российской Федерации, ГА РФ) Государственные советские учреждения, должности и политические партии ВФКО – Всероссийский фотокиноотдел ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем Главмузей – Главный комитет по делам музеев и охране памятников ГРМ – Государственный Русский музей Губисполком – Губернский исполком Губнаробраз – Губернский отдел народного образования Комиссия – Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Нарком – народный комиссар Наркомат – народный комиссариат Наркомзем – Народный комиссариат по земельным делам Наркомпрос (НКП) – Народный комиссариат по просвещению Наркомюст (НКЮ) – Народный комиссариат юстиции Рабкрин (РКИ) – Рабоче-крестьянская инспекция ОУ СПГИХМЗ – отдел учета Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника РКП – Российская коммунистическая партия РИ – районная инспекция РО НКВД – районное отделение Народного комиссариата внутренних дел Совет РиКД – Совет рабочих и крестьянских депутатов Совнарком (СНК) – Совет народных комиссаров Уисполком – уездный исполком Духовные учебные заведения и церковные организации ВЦС – Высший Церковный Совет ВЦУ – Высшее Церковное Управление МДА – Московская духовная академия Книги Акты – Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России: позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994 Следственное дело – Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. документов. М„ 2000 Прочие в. (вв.) – век (века) г. (гг.) – год (годы) д. – дело л. (лл.) – лист (листы) об. – оборот оп. – опись с. г. – сего года т. (тт.) – товарищ (товарищи) ф. – фонд Читать далее Источник: Закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918-1946 гг. [Текст]/Игумен Андроник (Трубачев). - Москва : Изд. Совет Руссгой Православной Церкви, 2008. - 430 с., л. ил.; 22 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Разделы портала «Азбука веры» Бессребреник – 1) человек, отказавшийся от прав на пользование имуществом ради Христа; 2) человек, чуждый сребролюбия; 3) человек, трудящийся во благо людей не ради корысти, но исходя из нравственных побуждений; бескорыстный человек; 4) тип святости, характерный для некоторых почитаемых Церковью целителей, помогавших людям во славу Божью (свв. Косма и Дамиан, Пантелеимон и Ермолай, Кир и Иоанн). Бессребреник – святой, раздавший свое имущество по заповеди Господней богатому юноше: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест» ( Мк.10:21 ). Важность бессребреничества подтверждается также другими словами Писания: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа , что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ); «…Взаймы давайте, не ожидая ничего» ( Лк.6:35 ); «…когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» ( Лк.14:13-14 ). «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»…» ( Евр.13:5 ). Среди бессребреников особое место занимают целители бессребреники; святые, либо при жизни бывшие врачами и лечившие людей безвозмездно, либо по смерти прославившиеся сугубым даром чудотворений (св. бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан , Кир и Иоанн , Пантелеимон и Ермолай, Сампсон и Диомид, Фотий и Аникита). На проскомидии в честь них вынимается особая частица из 3й просфоры, седьмая по счету. Также бессребреники поминаются отдельным списком на литийных прошениях (литии всенощного бдения и полиелея утрени), на молитвах Соборования, малого освящения воды и пр. Последним прославленным святым, в жизни которого есть элементы бессребреничества – святитель Лука Крымский . Цитаты о бессребренике «Бессребреником называют человека, отличительным нравственным свойством которого является то, что он трудится ради блага других людей, не беря за это платы, безвозмездно. В высшей степени эта добродетель раскрывается в христианстве, когда христианин трудится Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому он помогает, живет Христос. Бессребреник не просто отказывается от платы, но считает для себя милостью Божией и благом, если ему предоставляется возможность потрудиться безвозмездно Христа ради». игумен Андроник (Трубачёв) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/bessrebrennik

Беседа игумена Андроника [Трубачёва] со священником Иоханессом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского Источник (…) – [Вопрос задает о. Иоханесс Шельхаз] Каких других современных ученых Вы могли бы отнести к числу продолжателей духовного наследия о. Павла? к числу его научных оппонентов? – [Ответ о. Андроника] Ученики по Духовной Академии у него были, и в немалом числе, но они не успели составить себе имен, потому что разразились известные социальные потрясения. Почти все погибли. Можно назвать имена о. Федора Андреева, С.А. Голованенко и других – словом, тех, кто писал кандидатские сочинения под руководством о. Павла. Но один ученик о. Павла будет, видимо, признан – лет через десять, пятнадцать – известнейшим, крупнейшим богословом. Это епископ Варнава (Беляев) . Он написал огромные труды по аскетике, которые не уступают работам еп. Игнатия (Брянчанинова) и епископа Феофана Затворника , а может быть, и превосходят их (с точки зрения доступности современному читателю). В отличие от них еп. Варнава использовал опыт литературы, психологии, различных, даже нехристианских религий, – во всем этом я усматриваю большое влияние о. Павла. Еп. Варнава юродствовал, присвоил себе кличку «дядя Коля». Действующим епископом он был всего несколько лет, потом сидел в лагере, а потом жил в Киеве как «дядя Коля». Так вот, я полагаю, что этот ученик о. Павла через какое-то время приобретет большую известность8. С личностью и творчеством еп. Варнавы можно познакомиться по следующим публикациям: еп. Варнава (Беляев) . «По Волге… К Царству Небесному…» , «Однажды ночью» //Дар ученичества. Сборник. Составитель Проценко П.Г. М., «Руссико», 1993; еп. Варнава (Беляев) . «Основы искусства святости. В 4-х т. Т. 1» . Нижний Новгород, 1995. 473 с. Читать далее Источник: Флоренский сегодня: три точки зрения. Беседа игумена Андроника [Трубачёва] со священником Иоханессом Шельхазом о жизни и духовном наследии о. Павла Флоренского.//Вопросы философии. 1997. 5. С. 128-130. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст . под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина) , с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст . Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники ), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп. Моисеем (Путиловым) , проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г . А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь ), в курскую Молченскую Софрониеву пуст . и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора. Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/76302.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ сщмч. (пам. в Соборе Тамбовских святых), еп. Сарский. Упоминается под 11 июня в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В др. исторических источниках имя А. не встречается. Сарская епархия была открыта в столице Золотой Орды в 1261 г. Время жизни и мученическую кончину А. предположительно можно отнести ко времени от кон. XIII в. до 1-й пол. XV в. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 10. Июль. С. 80-81; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 357-358; Т. 3. С. 549. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАЛИОНА УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ (Игнатова Анна Андреевна; 30.01.1816, хутор Завязинский (Завязка) Хопёрского округа земли Войска Донского - 17.08.1864, Усть-Медведицкий мон-рь), схим. Род. в семье священника, в к-рой было еще четверо детей. В 7 лет потеряла отца, дети остались на попечении деда, свящ. Димитрия, вскоре мать отдала Анну на воспитание и обучение грамоте своей сестре, дворянке Краснушкиной. Еще в детском возрасте в Анне проснулась любовь к чтению духовной лит-ры. В 1834 г., придя на богомолье в Усть-Медведицкий Межигорский мон-рь , поступила туда послушницей. Проходила послушания чернорабочей, на огороде, на покосе, золотошвейкой, на клиросе, затем благочинной. Усердное чтение и подвижническая жизнь развили в Анне дары духовного рассуждения и истолкования святоотеческих творений, благодаря чему около нее образовался небольшой кружок инокинь, к-рые в дальнейшем стали ее ученицами и келейницами. В 1855 г. Анна приняла монашеский постриг с именем Алевтина, в 1859 г.- постриг в схиму с именем Ардалиона. Совершила паломничества в Киев (1852), в харьковские мон-ри, Воронеж, Усмань (1860). Несла подвиг старчества . Непрестанно молилась и читала Свящ. Писание, вела напряженную духовную жизнь, что зачастую вызывало непонимание и даже гонения со стороны нек-рых сестер. В 1862 г. мон. Арсения (Серебрякова) , духовная дочь А. У.-М., была назначена казначеей обители и А. У.-М. ушла в затвор. 3 янв. 1864 г. мон. Арсения стала игуменией обители, и А. У.-М. на время отказалась от безмолвия, помогая ей вести монастырские дела. А. У.-М. отличалась смирением, терпением, человеколюбием, приходившим к ней помогала молитвой и духовным советом. Тихо скончалась после долгой болезни. Погребена в Усть-Медведицком мон-ре. В 1874 г. при постройке собора во имя Казанской иконы Божией Матери могила А. У.-М. была помещена в подвальном этаже храма. Мн. болящие, приходя в обитель, служили на могиле А. У.-М. панихиды, возлагали на себя ее схиму и получали исцеление. Лит.: ЖПодв. Август. С. 307-345; Путь немечтательного делания: игум. Арсения и схим. Ардалиона. М., 1999. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/75876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (урожд. Якошкина; 1820, Вяземский у. Смоленской губ.- 7.02.1883, с. Петропавловское Мосальского у. Калужской губ.), основательница Боголюбивого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. Род. в семье небогатых дворян, в 7 лет осталась сиротой, воспитывалась родным дядей Лыкошиным. В 1836 г. вышла замуж за отставного полковника И. Г. Белокопытова, 60-летнего вдовца, проживавшего в своем имении в с. Петропавловском. В 1841 г. муж Б. скончался, завещав все имущество супруге. Вдова находилась под духовным руководством прп. Макария Оптинского , а после его кончины - иером. Гавриила Оптинского , а также свящ. Андрея Щёголева (см. Авраамий Белокопытовский ). По их совету Б. в нач. 60-х гг. XIX в. приступила к устройству жен. общины. В 1865 г. она обратилась с прошением к еп. Калужскому Григорию (Миткевичу) об открытии жен. общины в с. Петропавловском и определении к ней для богослужения священника. Свое имение (485 дес. пахотной и сенокосной земли, водяную мельницу, хозяйственные постройки, большой деревянный дом) Б. передала обители. Указом Святейшего Синода в 1868 г. Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери община была открыта (к тому времени насчитывалось ок. 30 сестер). В большой зале барского дома была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, особо почитавшейся в семье Якошкиных. Постоянным священником в общину был назначен иером. Гавриил. Как ранее предсказывал схим. Авраамий, Б. по смирению отказалась от настоятельства и на эту должность была избрана мон. Феодосия (Синельникова) . После кончины иером. Гавриила духовниками общины стали настоятель Тихоновой пуст. архим. Моисей и переехавший в общину в 1869 г. свящ. Андрей Щёголев. В 1880-1888 гг. в общине был построен большой каменный пятиглавый Казанский храм с приделами в честь Животворящего Креста Господня и арх. Гавриила. Одновременно строились келейные корпуса, жен. уч-ще, больница и приюты, житницы и др. хозяйственные постройки. К 1890 г. в общине было до 54 зданий, окруженных оградой. 29 мая 1892 г. по представлению еп. Виталия (Иосифова) указом Синода община была преобразована в мон-рь с игуменским управлением, закрытый в 20-х гг. XX в. Лит.: ЖПодв. Нояб. С. 417-458. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн.

http://pravenc.ru/text/77936.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010