В начале 1919 г. вопрос об охране Лавры встал очень остро. Допущенные к охране Лавры 43 монаха часто отзывались на расчистку железнодорожных путей, в тыловое ополчение. Ю. А. Олсуфьев и священник Павел Флоренский в переписке, которую они вели с военным комиссариатом и милицией Сергиева Посада, просили освободить или дать отсрочку ряду лиц, отсутствие которых могло разрушить установленный порядок охраны 107 . Особенно интересно письмо от 27 января 1919 г., показывающее, что комиссия стремилась охранять духовную культуру Лавры в полном объеме, и в том числе охраняла и ее живых носителей. «Зав. учетным отделом Сергиева Посада военному комиссару т. Здозерскому. В силу признания Комиссией по охране памятников Троице-Сергиевской лавры художественной ценности за хором Лавры, комиссия просит дать отсрочку монаху Иосифу Яковлеву как певчему – первому тенору, присутствие которого в хоре совершенно необходимо. Председ. Олсуфьев. Секретарь Флоренский» 108 . Значение этого документа можно оценить должным образом, учитывая то, что в Троице-Сергиевой лавре была создана особая традиция пения, но издан только «Ирмологий нотного пения по обиходу Троице-Сергиевой лавры» (Сергиев Посад, 1904). Сохранить лаврскую традицию пения могли лишь непосредственные исполнители и творцы. Поэтому впоследствии, 12 сентября 1919 г., М. В. Шик специально поднимал вопрос о необходимости обследовать Лавру с точки зрения музыкальной, записав современное пение и исследовав древние рукописи 109 . При колокольне в качестве сторожей Комиссия по охране Лавры оставила жить двух слепцов-звонарей, монахов Сергия (Васильева) и Михаила (Спиридовича), обосновав это тем, что мастерство колокольного звона издавна передавалось лишь «из рук в руки». Впоследствии для сборника «Троице-Сергиева лавра» (1919) М. В. Шик написал специальную главу «Колокола». Некоторые монахи работали при Комиссии по охране Лавры как специалисты. Так, 4 апреля 1919 г. начал работать монах-часовщик 110 ; с 1 ноября 1919 г. поступили на работу в комиссию иеромонах Амвросий (Трошев) в качестве смотрителя Митрополичьих покоев и иеромонах Валериан (Яковлев) в качестве сторожа-смотрителя при помещении комиссии 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

государей являются князья и цари страстотерпцы , принявшие смерть за исполнение заповедей Христовых, но не принуждавшихся к отречению от веры. В подвиге страстотерпчества Б. князь добровольно совлекался власти и воинской силы, шел на вольное обнищание, страдание и мученическую смерть ради совершенного исполнения Евангелия, приносил себя в жертву, подражая крестному подвигу Христа Спасителя (ср.: Фил 2. 5-11). Убиение Б. князя (царя), покровителя Православия, рассматривается Церковью как явление духовной брани, в к-рой убиенный государь выступает служителем и мучеником Христовым. Среди Б. князей страстотерпцев - первые канонизированные рус. святые братья Борис Ростовский и Глеб Муромский († 1015, пам. 24 июля). Их почитание связано не только со страстотерпческой кончиной, но и с небесным заступничеством, к-рое они оказывали Русской земле после своей кончины, напр., в битве кн. Александра со шведами на Неве 15 июля 1240 г., в битве кн. Димитрия с монголо-татарами на Куликовом поле 8 сент. 1380 г. и др. К Б. страстотерпцам относятся также Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174, пам. 4 июля), кн. владимиро-суздальский; Михаил Ярославич († 1318, пам. 22 нояб.), кн. тверской; Димитрий († 1591, пам. 15 мая), царевич московский; царственные страстотерпцы имп. Николай II , имп. Александра Феодоровна , цесаревич Алексий , царевны Ольга , Татиана , Мария , Анастасия († 1918, пам. 4 июля) и др. В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами. К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса ; мц. Дросида , (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна ; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др. Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ святые, относимые к лику мучеников, претерпевшие особо жестокие и продолжительные страдания и смерть за Христа АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/149259.html

Должен ограждать себя крестным знамением, которое более всего из видимых действий боится бес. Кроме того, Церковь составила специальные чины для того, чтобы посредством этих чинов изгнать силу бесовскую из тех людей, душами которых дьявол овладел так, что они не способны уже собственной молитвой и постом, собственными усилиями очищения прибегнуть ко Господу. И вот этими чинами Церковь пользуется для того, чтобы исцелить тех бесноватых, которые подпали под воздействие такой вражеской силы. Но во всех этих действиях (при молитве, посте, и горячей вере) Церковь разумеет, что мы должны начать жить по заповедям Божиим. Если мы и будем прибегать к различным молитвам, к различным чинам, но не заживём по заповедям Божиим, то мы можем уподобить себя той горнице, которая была очищена от одного беса, а поскольку благодать Божия не заняла этого места в нас, то придёт в эту горницу ещё большее количество бесов. Так повествуется в Евангелии о людях, которые думают себя очистить собственными силами и не прибегнуть к благодати Божией. Вот это повествование, дорогие братья и сестры, для нас несёт назидательные примеры. Мы, прежде всего, должны опасаться уподобиться тем неблагодарным гадаринским жителям, которые пожалели своё имущество и ценили его больше, чем души своих соплеменников. Ничто не может быть ценнее, чем спасение души. Гадаринские жители это забыли, и, к сожалению, часто мы забываем об этом, и своё положение, свою власть, своё имущество, свои радости мы ценим больше, чем единство со Христом. Другой пример нам показывает сам человек, который исцелился от власти тьмы. Мы видим, что даже находясь под властью, он всё-таки прибежал к Иисусу и пал пред Ним на колени, сопротивляясь этой вражеской силе. Мы свидетели того, как он был благодарен Христу, как он желал последовать за Ним, как он исполнил заповедь Христа о проповеди для того, чтобы не только самому спастись, но чтобы были спасены и жители его города. Наконец, всё повествование нас убеждает в том, что для того, чтобы избежать этой дьявольской силы, все мы должны начать жить по-христиански, по заповедям Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Затем меня смущает выражение «простой народ». В среде молящихся в Церкви кто простой и кто нет? И разве Церковь не говорит со всеми на одном и том же евангельском языке, настолько богатом, что всякий человек, на любой ступени умственного и духовного развития, может почерпнуть в нем что-то для себя понятное и нужное? Не рискуем ли мы, разделяя церковный народ на простой и не простой и применяя к каждой категории отдельный язык, лишить верующих той пищи, которую Церковь выработала для них в борьбе с многими лжеучениями и грехами именно как противоядие от всевозможных грехов и заблуждений, запечатлев этот свой образный язык кровью мучеников и исповедников? Кроме того, и это главное, ведь от человека, вступающего в Церковь (простого или не простого), требуется прежде всего Исповедание Христа Богочеловеком. Церковь не отделяет человечества христова от его божества, т.е. не ограничивает представления о Христе только как о человеке. Потому-то православная иконопись и «есть выражение Православия с его догматическим и нравственным учением», что она нашла формы, которые в состоянии передать или, точнее, указать на полноту истины, т.е., по определению Седьмого Вселенского Собора, быть полным соответствием Евангелию. «Реалистическое» же направление показывает в образе только «рожденное от плоти» с более или менее выраженными теми или иными свойствами человеческой природы, т.е. представляет Христа человеком (хотя бы и очень возвышенного духовного характера). Оно никогда не способно указать на полноту богочеловечества: истина в нем всегда ущерблена (подобно тому, как в «Жизни Иисуса» Ренана). Здесь Господь показывается языком мирских образов. Как же может Церковь предлагать верующим образ только человека? Это уже не «словесное млеко», а искажение, и притом очень серьезное. Поэтому современная богословская мысль совершенно справедливо воспринимает «реалистическое» направление в Православной и Римо-католической Церквах как неизжитое несторианство. Образ, как и слово, дан в помощь человеку для постижения истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А. 6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина) . Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва) ) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина) ), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон). Соч.: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины//ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998. Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Их сродство – в корнях платонизма, «которыми он привлекает к себе почвенную влагу общечеловеческих верований. В этой почвенности платонизма, – писал отец Павел, – мне кажется, и завита причина его вечности. Ведь Платон не плод школьной философии, а цветок народной души, и краски его не поблекнут, доколе будет жить эта душа» (4, 2, с. 286–287). Платонизм, писал священник Павел Флоренский , «влился возбуждающей струёй в религиозную мысль человечества, не только языческого, но и христианского, не только христианского, но и магометанского и иудейского. Платонизм оказался мировоззрением, наиболее подходящим к религии, как таковой, и терминология платонизма – языком более всего приспособленным для выражения религиозной жизни. Но, будучи естественной философией всякой религии, платонизм имеет особое сродство с тою религией, пред которою все прочие еле-еле удерживают название религии. Одним словом, мы знаем, что в платонизме пред нами один из самых могучих, – скажу более, – самый могучий из ферментов культурной жизни. Но что такое платонизм – мы не берёмся отвечать [...]. Будучи исходным пунктом стольких направлений мысли, из которых каждое представляет высокую степень широты, не должен ли платонизм быть таким глубоким движением духа, которому уже нет наименования, кроме как символическое, уясняемое per se, a не per aliud? И, в таком случае, не правильнее ли разуметь платонизм не как определенную, всегда себе равную систему понятий и суждений, но как некоторое духовное устремление, как указующий перст от земли к Небу, от долу – горе?» (18, с. 43–44). Кроме того, платонизм есть наиболее жизненное проявление философского идеализма, а идеализм есть в конечном итоге учение о лествице универсалий, об иерархии идей, горних сущностей, вся пирамида которых восходит к своей верховной точке, к Идее идей, к Богу как Сущности всех сущностей, ибо только в Нем они получают и свой разум, и свою реальность, к Триединице. «В догмате Троицы основные темы идеализма, слышащиеся порознь и предварительно у разных исследователей, сплетены воедино и звучат в своей предельной отчетливости» (18, с. 134). Именно в этом смысле и Платона отец Павел называл «служителем Троицы» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Кроме того, сообщается об отсутствии к.-л. «актов» о Житии П. и пересказывается легенда о святом, изложенная впосл. в труде свящ. Иоанна Верюжского: «Из предания же известно, что вышеупомянутый Петр был священник Черевковской церкви; жизнь вел самую благочестивую и был особенно нестяжателен. За исправление мирских треб получал по алтыну, из коего одну долю оставлял для содержания себя и семейства, другую жертвовал в пользу церкви, а остальную отдавал нищим… в преклонных летах во время нашествия ляхов как служитель алтаря Господня и вместе как верный защитник имения церковнаго, во время священнослужения захвачен ляхами и в полном священническом облачении привязан к конскому хвосту и безжалостно влачим по улицам, от чего страдалчески и окончил свою земную жизнь» (РГИА. Ф. 796. Оп. 140. Д. 2002. Л. 13 об.). Отвечая на вопрос о том, существовало ли «дозволение от епархиального начальства» на создание иконы П., священники сочли нужным указать, что это «за давностию времени им неизвестно». Икона осталась в архиерейском доме, а позднее поступила в древлехранилище. В 1877 г. 445 жителей с. Черевкова просили о возвращении иконы, но образ так и не вернули. В наст. время он хранится в Вологодском музее-заповеднике. Список с древнего образа в 2005 г. после торжественного крестного хода был помещен в черевковской часовне (1 окт. в Черевковском приходе празднуется как день сретения иконы П.). В июле 1911 г. еп. Вологодский и Тотемский Никон при посещении Черевковского прихода разрешил установить новую раку над местом погребения П. Мраморное надгробие появилось в кон. 1913 г. В 1939 г. Троицкий храм в с. Черевкове был закрыт (ныне находится в руинированном состоянии), в часовне располагались разные учреждения, в т. ч. школьный краеведческий музей. В 1989-1990 гг. помещение частично отреставрировали, в июне 1991 г. освятили во имя П. и передали православной общине. С 2000 г. возобновилось празднование памяти П. В 2006 г. игум. Андроник (Трубачёв) составил службу П., к-рая по благословению еп.

http://pravenc.ru/text/2580130.html

Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 297-298; Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. Новгород. СПб., 1846. С. 122-124; СИСПРЦ. С. 38-39; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 54; Тихомиров П. , прот. Житие прп. Арсения Новгородского. Новгород, 1891; Филарет (Гумилевский). ЖСв. Июль. С. 81-84; Зверинский. Т. 2, 866; Т. 3, 1379; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-155; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 59; Голубинский. Канонизация святых. С. 156; Панченко А. М. Смех как зрелище// Лихачев Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 1999. С. 243-244. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография. В Каликинском иконописном подлиннике (БАН. Двинское собр. 51. Л. 260об., кон. XVIII в.) облик А. Н. описан под 8 мая: «Подобием рус, брада тупее Николины, в схиме, ризы преподобническия, мантия многошвенна, ряска дичь». Изображение А. Н. сохранилось на прориси с иконы XVIII в., в составе 68 Новгородских святых, предстоящих иконе Софии, Премудрости Божией,- с непокрытой головой, в 4-м ряду правой группы, на 2 иконах Новгородских чудотворцев работы свящ. Георгия Алексеева, 1726 и 1728 гг. (ГИМ, ГТГ); также на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева - в монашеском одеянии, с куколем на голове и короткой, немного кудрявой бородой, между прп. Тихоном Луховским и прп. Сергием Валаамским ( Маркелов. Т. 1. С. 399, 455). Лит.: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 454-455. Т. 2. С. 60-61. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/76310.html

Лит.: Указатель к журналу «Богословский вестник»: 1-е десятилетие, 1892-1901 гг. Серг. П., 1903; Указатель к журналу «Богословский вестник»: 2-е десятилетие, 1902-1911 гг. Серг. П., 1912; Андроник (Трубачёв), иером. Свящ. Павел Флоренский - профессор МДА и редактор «Богословского вестника»//БТ. 1986. Юбил. сб. к 300-летию МДА. С. 226-246; 1987. Сб. 28. С. 290-314; Мат-лы к «Богословско-церковному словарю»//БТ. 1987. Сб. 28. С. 347-349; Гумеров А. , свящ. Три четверти века академического богословия//БВ. 1993. Вып. 1. С. 21-39; Андреев. Христианская периодика. С. 21; Голубцов С. , протодиак. Из истории «Богословского вестника»//БВ. 1998. Вып. 2. С. 20-38. Свящ. Афанасий Гумеров 2. В 1993 г. было возобновлено издание «Б. в.» при МДА как сборника научных трудов. Первым редактором сборника стал проф. МДА А. И. Осипов (1993-1996), затем редактором «Б. в.» являлся доцент МДА Н. К. Гаврюшин (1998-2002), с 30 авг. 2002 г. архиеп. Верейский Евгений (Решетников) . В 1, открывающемся Обращением к читателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , рассматриваются задачи академического богословия и возрожденного «Б. в.», основная тематика и содержание «Прибавлений к творениям святых отцов» (1843-1891) и «Б. в.» (1891-1918), христ. понимание смерти и обожения. В сборнике также помещены 2 публикации: отрывок из записок митр. Вениамина (Федченкова) и Определения и постановления Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Выпущенный в 1996 г. 2 был юбилейным (МДАиС в 1996 отмечали 50-летие своего возрождения) и в основном содержал обзоры истории МДА. В 1998 г. вышел очередной том (Вып. 1), в к-ром представлены статьи по богословию, церковной истории, рус. религ. философии. Во 2-м выпуске за 1998 г. опубликованы статьи, в к-рых исследовались история «Б. в.» в дореволюционные годы, синодальное издание рус. перевода Библии, значение и место науки в системе академического богословия, проблемы рус. агиографии; опубликованы материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА. В 2000 г. вышел 3-й выпуск сборника, в к-ром помещены воспоминания проф. МДА К. Е. Скурата , статьи по истории культурных связей Сербии и России, миссионерской деятельности Церкви на территории Марийского края, о времени и месте крещения равноап. кн. Владимира и киевлян, статьи о зап. «традиционализме» и т. д. Среди авторов «Б. в.» (1993-2000) - преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т. ч. архим. Платон (Игумнов) , архим. Давид (Кораблёв), игум. (впосл. епископ) Георгий (Данилов) , игум. Никон (Смирнов), свящ. Афанасий Гумеров, протодиак. Сергий Голубцов, Гаврюшин, М. М. Дунаев, А. Б. Зубов, Осипов и др.

http://pravenc.ru/text/149575.html

О масштабе ее личности говорит и тот факт, что отпевали ее (умерла она в 1973 году) четыре епископа! Далеко не каждого священника отпевает епископ. Ну и я, конечно, многим обязан бабушке. – Все дети и внуки отца Павла сохранили веру? – Да. И в партию никто никогда не вступал. Хотя, например, один из сыновей, Кирилл Павлович , прошел всю войну, дослужился до капитана, брал Берлин. Там ведь перед каждой атакой писали заявление в партию – в любой момент могли убить. Но он так и не вступил. Он был крупный ученый, работал в Институте космических исследований, но все равно по возможности ходил в церковь . Обычно – когда приезжал в Сергиев Посад. В городах тогда многие старались не ходить – за этим следили, у людей могли быть неприятности. ХХ век будет пропитан оккультизмом – Многие критикуют отца Павла как недостаточно православного мыслителя и даже обвиняют его в увлечении оккультизмом. Откуда возник этот миф? – Ну, например, в «Путях русского богословия» отца Георгия Флоровского достается не только отцу Павлу, но многим замечательным мыслителям и богословам. Очень субъективен отец Георгий в своих оценках, пристрастен. Книгу он написал замечательную, но необъективную. Разумеется, отец Павел никогда не увлекался оккультизмом, но исследовал это явление и говорил на лекциях студентам академии, что очень важно его исследовать, потому что весь XX век будет пропитан оккультизмом. И, действительно, как только рухнул атеизм, началось массовое увлечение всевозможными оккультными вещами. А на Западе, где не было государственного атеизма, ими увлекались, как и предвидел отец Павел, в течение всего XX века. В России, как вы знаете, еще в XIX веке интеллигенция и дворянство увлекались подобной мистикой, и чем дальше, тем больше. Отец Павел никогда не судил людей, но твердо отстаивал истину. Он понимал, что пути Господни неисповедимы, и если один приходит к истине прямым путем, другой идет окольными. Андрей Белый, который в юности вместе с отцом Павлом собирался в монахи, стал антропософом. В письмах ему отец Павел высказывался об антропософии очень резко, но не обличал Белого, не разрывал с ним отношения. Он умел отделить заблуждения от личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010