От Господа стопы человека исправляются… Часть III. 18.09.2023 10:15:22 Архимандрит Платон (Игумнов) Окончание. Продолжение:  Начало:  Н. Б.: Мы коснулись многого в нашей беседе, дорогой отец Платон, но теперь хотелось бы поговорить о вашей деятельности преподавателя в Московских духовных школах. Я часто думаю вот о чем: ведь по историческим меркам еще не так давно – существуют сборники Академических трудов с публикациями тех богословов, которые преподавали в нашей alma mater – в этих самых стенах творили, писали, преподавали и жили великолепные богословы, преподаватели и пастыри! Назвать хотя бы имя отца Павла Флоренского! А если совсем близко к нам – отец Андроник (Трубачев), его внук, опубликовавший перед безвременной кончиной своей грандиозный семитомный труд «Путь к Богу». Он все-таки совершил его, вопреки болезни, вопреки, казалось бы, непреодолимым противным обстоятельствам! Но ведь это все единицы… Называть можно целые плеяды людей выдающихся… На ваш взгляд, возможно ли сегодня собрать хотя бы немногих современников, последователей этих преподавателей, чтобы в стенах МДА обозначить и обсудить по-настоящему серьезные богословские проблемы, поговорить и поразмышлять о том, чем и как жила Академия в начале XX века. И нужно ли такое обсуждение сегодняшней учащейся молодежи. Замечаете ли вы, как человек опытный, в среде учащихся такие, скажем так, «перспективные умы», одаренные личности? Есть ли учащиеся, которые по-настоящему стремятся постигать подлинное богословие, научиться и научать впоследствии подлинной христианской жизни? Может быть, их не так много и не так они на виду, как вам кажется, отец Платон? А. П.: Я бы не сказал, что у меня огромный опыт в этом отношении, но когда я сам был студентом, конечно, я был восхищен тем настроем академической жизни, который тогда существовал. Я старался не пропускать ни одного мероприятия в Академии: лекции, занятия – это само собой понятно, я их никогда не пропускал. Но я не пропускал и ни одного мероприятия – когда состоялась какая-то беседа, какая-то встреча, какая-то лекция. Я воспринимал все это как некий праздник и был совершенно неравнодушен к тому, что совершалось!

http://radonezh.ru/2023/09/18/ot-gospoda...

Рукопись хранится в архиве П. А. Флоренского (Музей священника Павла Флоренского , Москва) и предоставлена для публикации директором Музея игуменом Андроником (Трубачевым) . А. В. Пономарев Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? П. Флоренский , студент 1-гокурса Московской Духовной Академии. «...и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных» ( Прем. 14:11 ). Источники Син. пер. – Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета/В русском переводе с параллельными местами. СПб., 1900 5 . MT. – Еврейская Библия , масоретский текст. Мандельштам. Тора. – Тора, т. е. закон, или Пятикнижие Моисеево: В пользу русских евреев/Буквальный перевод Л. И. Мандельштама, кандидата Санкт-Петербургского университета. Берлин, 5622 (1862). 5632 (1872 2 ). Reuss. La Bible. – La Bible/Traduction nouvelle avec introductions et commentaires par Edouard Reuss. Ancien Testament. Part. 2 Les Prophètes. P., 1876. T. 1. Литература Buxtorf. Lexicon. – Lexicon chaldaicum, talmudicum et rabbinicum/Nunc primum in lucem editum a Johanne Buxtorfio F. linguae hebr. professore cum privilegio. Basileae, 1639. Chwolsohn. Ssabier. – Chwolsohn D. Die Ssabier und der Ssabismus. St. Petersburg, 1856. 2 Bde. [- В первом томе самое изложение, а во втором – тексты, служившие первоисточниками, с переводами их на немецкий язык]. Creuzer. Symbolik. – Creuzer G. F. Symbolik und Mythologie der Alten Völker, besonders der Griechen. Lpz.; Darmstadt, 1820 2 . Bd. 2. Ewald. Alterthümer. – Ewald H. Die Alterthümer des Volkes Israel. Göttingen, 1844. 1866 3 . S. 295–300. Ferrière. Paganisme. – Ferrière E. Paganisme des Hébreux jusquà la captivité de Babylone. P., 1884. Gesenius. Thesaurus. – Gesenii Gvilielmi Thesaurus philologicus criticus linguae hebraeae et chaldaeae Veteris Testamenti. Lipsiae, 1842. T. 3. Hamburger. Realencyklopädie. – Hamburger J. Realencyklopädie für Bibel und Talmud. Abt. 1: Die biblischen Artikel. Breslau, 1870. [- S. 486 (Teraphim), 685 (Laban), e. a.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Умело оборудованная библиотека, хотя бы и в малом своем составе, принесет великую пользу в деле всякого доброго просвещения в народе. Так исподволь, не задаваясь широкими планами, и следует ее заводить во всяком приходе. Наряду с этим следует обратить внимание самое высокое к раздаче и распродаже разных религиозно-нравственных листков. Известны по своей распространенности и народности листки: Троицкие, Почаевские, Воскресного дня, Кормчаго, Братские (Петроградского Миссионерного Совета) и другие. При московском книгоиздательстве «Верность» издаются очень маленькие и весьма дешевые книжечки. Вот такими дешевыми изданиями и можно пользоваться в деле. В церкви всегда найдется 3–5 рублей свободных, а с них можно купить 1–2 тысячи указанных изданий самого разнообразного содержания. Конечно, для раздачи народу этого количества недостаточно. Но и такие листки могут иметь влияние на весь приход и сделать большое дело, если священник умело и с разбором будет их давать при каких-либо важных случаях или после какой-либо беседы серьезной с отдельными прихожанами, прося их непременно прочитать листок и другим. Известно, что заинтересовавшая прихожан книжка, листок, газета или журнал из рук в руки передаются по приходу и всех занимают. Так будет и в данном случае, если дать собеседнику именно то, что его ближе в данный момент касается, чтобы ответить ему на душевный его запрос. При такой раздаче и 1–2 тысячи листков разойдутся по всему приходу в течение года и принесут большую пользу. Пастырская ревность и умение научат священника, как проверить, читают ли и другим передают ли листки и книжки получившие их. Заинтересуются прихожане подобными изданиями – наверное, и покупать их будут. А тогда постепенно может составляться капитал и на расширение всего книжного дела: купить листок за 1 копейку – недорого, а при гуртовой выписке листков это составит уже значительную прибыль, и так дело постепенно разрастется, было бы старание. Местами, наверное, найдутся, хотя и не крупные, и жертвователи на это полезное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Vladimir’s Seminary Quarterly. Fall, 1953. P. 12–26; Some theological Reflections on Chalcedone//St. Vladimir’s Seminary Quarterly. Winter, 1958. P. 2–12; Ecclesiology and eschatology. Crestwood, NY: SVS, 1983; Christian concept of man/woman relationship. New York: Metropolitan; Council Publication Committee, 1966 (part of Orthodox Education series); Catholicity of the Church. Crestwood. NY: SVS, 1972; Light of the World. Crestwood. NY: SVS, 1982. А.Ф. Лосев Имяславие Печатается по: Лосев А.Ф. Имя. Сочинения и переводы/Перевод с немецкого А.Г. Вашестова под ред. JI. Гоготишвили и JI. Тахо-Годи. СПб.: Алетейа, 1997. С. 7–17. Лосев Алексей Федорович (в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893, Новочеркасск, – 24 мая 1988, Москва) – философ и филолог, доктор филологических наук (1943), тайный монах Русской Православной Церкви. В 1915 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям – философии и классической филологии. В книге «Диалектика мифа» (1930) он открыто отвергал марксизм и официальную философию – диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 г. и приговорен к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А.М. Горького Е.П. Пешковой в 1932 г. он, как и его жена, приговоренная к 5 годам, были освобождены. Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он занимал должность профессора Нижегородского университета и Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Белбалтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944). Будучи научным сотрудником Государственного института музыкальной науки (1922), А.Ф. Лосев внёс большой вклад в развитие философии музыки. В 1929 г. вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ВЫСТАВКИ 1964–1965 Ленинград. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12242. 141. ХОРУГВЬ (одна сторона) СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ Россия, вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., Италия), холст (XVI в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 55х55,5 Происходит из московского Андроникова монастыря. Поступила в Музей в начале 1920-х гг. 869 Инв. ТК-2697 Кат. На среднике одной из сторон хоругви по малиновому атласу вышито изображение Спаса Нерукотворного на падающем крупными складками плате, поддерживаемом с двух сторон стоящими и именословно благословляющими плат ангелами. Лик Иисуса Христа с клиновидной бородой с двумя завитками на конце, обрамлен длинными, без пробора волосами, спадающими на плат вьющимися локонами и окружен золотым нимбом. Фигуры ангелов имеют сильно удлиненные пропорции и частично скрыты складками плата. Личное шито тонким некрученым песочного цвета шелком, «атласным» швом и «в раскол», «по форме», с легкими оттенениями под глазами. Черты лиц, пряди волос, контуры и детали рисунка прошиты толстым крученым голубым и малиновым шелком. Волосы Христа шиты коричневым, завитки на бороде – голубым, волосы ангелов – малиновым шелком. Все остальное шито по настилу из белых толстых нитей прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «клопчик», «перышки», «ягодка двойная», «ягодка в четыре клетки», «разводная клетка»). Над изображением по фону золотными нитями шиты надписи: хс, анггли На каймах по такому же малиновому атласу, как и на среднике, вязью, почти без лигатур (кроме конца надписи) шито песнопение: пречи(с)тому ти бъра(зу) поклонемс просще проще//н(и) нши(м) хе бже волею во блг(с)ои во(з)лие(м) си взы//ти на кр(с)тъ да (из)бав(и)ши(с) со(з)да т рботы в(р)ажи тм блг//ъ д(а)р(ще) вопие(м) и (с)трасти в(с) (ис)полнивы (и) сп(с)е нши дшы… спти ми(р). Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем палевую и нижнюю. Буквы на двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Во-первых, вызывает удивление дальнейший маршрут апостола из Новгорода в Рим, не имеющий соответствия в византийских преданиях об Андрее. Не упомянут в сказании и эпитет Андрея “Первозванный” (πρωτκλητος), столь важный для Константинополя в его споре с Римом о примате: ср. Деяния (Acta, πρξεις) св. Андрея 53 . Эти многозначительные отличия от греческой традиции, выводящие сказание за рамки византийско-римской полемики, усугубляются также и тем обстоятельством, что один из составителей летописи, вероятно не знакомый с легендой об Андрее, в другом месте выражает убеждение, что настоящим учителем Руси является апостол Павел (через своего ученика Андроника, учителя иллирийских славян, якобы предков руси) 54 и что, хотя телесно апостолы никогда не бывали на Руси, их благовествование проникло сюда целиком и в чистом виде 55 . Итак, если сказание и свободно от тенденциозности в вопросе о церковном первенстве Рима или Константинополя, то упоминание древней столицы Империи можно понять только в том смысле, что автор стремился хотя бы косвенно связать Русь с деятельностью кого-либо из апостолов, побывавшего здесь пусть только проездом от Черного моря, вверх по Днепру, через Киев и Балтику, в Рим. Второй мотив – это благословение Андрея и его пророчество о Киеве. В этом отношении сказание подкреплено культом св. Андрея на Руси, засвидетельствованным с 80-х годов XI в.: известно множество посвященных св. Андрею храмов и крещальных имен в Киеве и Переяславле 56 . Очевидно, предание о пребывании св. Андрея в Киеве пользовалось доверием несмотря на то, что сама идея о северном пути апостола в Рим (возможно, с целью встретиться со своим братом Петром) выглядит искусственной. Третий мотив – ложно понятое южанином назначение новгородских парных бань – не важен для темы настоящего исследования 57 . Остается констатировать, что в сказании не обнаруживается каких бы то ни было явных церковно-политических тенденций, антиримских или антиконстантинопольских, антикиевских или антиновгородских. Тот факт, что в московское время (с XVI в.: например, при Иване Грозном) апостолу Андрею все-таки приписывали проповедническую деятельность на Руси и ее крещение, видимо, объясняется отчасти непониманием летописного текста, отчасти какими-то дополнительными преданиями и ничего не дает для интерпретации сказания в момент его первоначальной фиксации 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечу, что многие родители, сталкиваясь с проблемами детей, не желают прочитать ни одной книги по воспитанию – и это при сегодняшнем информационном изобилии! Мы, психологи, на консультации стараемся побудить человека задуматься над своей жизнью, научиться отвечать за свои поступки, за поступки своих близких, за воспитание детей. Зачастую после наших консультаций люди приносят истинное, целительное покаяние перед Богом. Они приходят на исповедь, хорошо понимая, что наступила пора принимать серьезные решения и отказываться от прежних стереотипов поведения. Мне думается, что это и есть время возделывания «благодатной почвы» человеческой души. В это время духовные наставления священников воспринимаются человеком, душа его бывает открыта навстречу христианскому образу жизни. Именно такое сотрудничество священнослужителя и православного психолога очень полезно и актуально в настоящее время. Не будем забывать, что современный человек – это разбитый, «расколотый» надвое человек, с секулярным сознанием. Его личность не сформирована, он инфантилен и в 25, и в 30, и даже в 40 лет. Возможно, он не получил в своей семье хорошего воспитания; возможно, он рос в неполной семье или его отец был алкоголиком. Возможно, кто-то из родственников покончил собой или у него самого был случай суицида. Почти у каждого человека накоплен неподъемный, горький багаж, он несет на своей душе многопудовые камни – и освободиться от них в одиночку не может. Здесь нужна серьезная, кропотливая работа: человека нужно терпеливо выслушать, проявить к нему сочувствие, постараться понять и повернуть его лицом к Небу. Православный психолог как раз и занимается данными вопросами, выполняя подготовительную работу перед встречей со священником. К нам в консультацию приходят за помощью прихожане разных московских храмов. Мы очень успешно взаимодействуем с Даниловым, Новоспасским, Спасо-Андрониковым монастырями, с храмом 40 севастийских мучеников. Опыт показал, что от союза священника и психолога выигрывает, прежде всего, человек, попавший в трудную жизненную ситуацию. Православный специалист – это собеседник, который ведет с посетителем духовно ориентированный диалог. Мы не претендуем на решение пастырских задач. Но побуждаем человека глубоко задуматься над своей жизнью (беседа длится полтора-два часа). За это время он успевает оглядеть свою жизнь с разных сторон, проделать внутренний анализ: каков я на работе, в кругу родственников, в семье, в общении с детьми, с женой или мужем.

http://pravoslavie.ru/32452.html

Толиб – это мое имя до Крещения. Хотя с детства меня звали Толя. Думал, буду Анатолием в Крещении. А когда отец Владимир спросил: «С каким именем будешь креститься?» – я внезапно ответил: «Не знаю». Стали смотреть святцы. Уточнил, когда у меня день рождения. 25 октября. А это память мучеников IV века: Прова, Андроника и Тараха. Так меня и крестили с именем Тарах (это то же самое, что украинское имя Тарас) – тоже вроде на букву «Т», как и Толиб и Толя. Батюшка ещё, помню, обрадовался: «Будешь имя мученика оживлять!» Отец Владимир тогда воспринимался как мягкий, а отец Валериан, по контрасту, – как твердый, уверенный, сама мощь. Меня даже Дима, помню, предупреждал: «Он бывший боксер!» Стоишь, бывало, в храме, нас там целая толпа, а отец Валериан на солее, и такая у него была сила взгляда, что просто трепет охватывал: «Сейчас он посмотрит тебе в глаза и всё о тебе поймет», – и от одного этого чувства от тебя точно отслаивались все твои грехи. Ощущалось, что он видит все твои язвы, и от этого взгляда они, словно обработанные каким-то целебным раствором, начинали заживать. Это не только мое ощущение, многие признавались мне в этом потом. Когда он говорил проповеди, в храме стояла абсолютная тишина. У него очень мощное слово. Я, честно говоря, даже боялся у него исповедоваться. Как-то все больше подходил на исповедь к отцу Тихону Пелиху, он так аккуратно, тихо, нежно, внимательно всех принимал. Только однажды я подошел на исповедь к отцу Валериану – и понял, что все эти страхи напрасны. Тогда в отрадненском храме было не протиснуться, да и сейчас также. Дух тогда, помню, ощущался там физически. Он был почти осязаем. Ты просто чувствовал, как к тебе отец Валериан приближается и, точно п а ром, снимает с тебя грехи. Мы тогда переживали каждое таинство, как чудо. Такая была благодать. Какое-то очень глубокое мистическое чувство охватывало в те времена душу после каждой исповеди и причащения. Нас так тогда тянуло в Отрадное. Другие московские храмы точно не существовали для нас. Я однажды даже пошел было с Белорусского вокзала в Отрадное пешком. Устроил такое своеобразное паломничество. Хотя несколько остановок всё же в конце доехал. Подхожу к храму – закрыто. Стал искать батюшку. Я даже никакого собственно звонка не видел, просто прикоснулся к калитке, слышу – там где-то внутри раздался звонок. Появилась какая-то матушка, как в мареве идет, не то по земле, не то ноги у нее вдруг как будто отрываются от земли. «Мне бы, – признаюсь, – с батюшкой поговорить». – «Сейчас не время», – отвечает она и исчезает.

http://pravoslavie.ru/104905.html

Такова русская иконопись вплоть до нашего времени. Задача настоящего очерка была дать представление в общих чертах об иконах Троице-Сергиевой лавры и указать на иконы, имеющие значение как бы вех, вокруг которых могут быть группируемы, при обзоре, остальные иконы Ризницы и церквей лавры. Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Лицевые и орнаментированные от руки рукописные и печатные книги лавры обнимают период от XII века до XVII, из них сто девяносто одна книга приходится на время до конца XVII века. Они хранятся в библиотеке лавры и частью, преимущественно с ценными окладами, в Ризнице. Рукописные книги, хранящиеся в библиотеке, числом 823 284 , описаны иеромонахом Иларием и иеромонахом Арсением; их описание было издано Обществом истории и древностей российских при Московском университете в 1878 году. В описание включены и орнаментированные рукописные книги библиотеки, но, к сожалению, о лицевых изображениях и орнаментах почти ничего не сказано, часто даже не обозначено их число; в описание не вошел печатный (как таковой) псалтирь Симона Азарьина, с большим количеством миниатюр, который мы помещаем в издаваемой описи лицевых книг за 163. Рукописные книги Ризницы были подробно описаны архимандритом Леонидом; его описание было издано тем же ученым обществом в 1881 году. Хотя последнее описание несколько и останавливается на орнаменте и миниатюре, тем не менее его сведения, будучи слишком кратки, лишены значения для выяснения характера орнаментации и лицевых изображений. В описание архимандрита Леонида не вошли из орнаментированных книг Ризницы два греческих рукописных Евангелия XII и XIV веков (им описывались лишь славянские книги), два печатных Евангелия XVII века с иллюминованными от руки гравюрами, вкладная рукописная книга лавры 1673 года и два синодика XVI и XVII века. В предлагаемой в особом выпуске описи, которая может быть названа дополнительной к изданным описаниям, мы помещаем не вошедшие в него упомянутые орнаментированные книги, в числе восьми, и касаемся всех орнаментированных книг до конца XVII века, преимущественно с художественной стороны, стараясь этим пополнить описания архимандрита Леонида и иеромонаха Илария.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Андроник Московский. Икона конца XX века Андроник Московский, Спасский (1320-е гг. - ок. 1373 ), игумен , основатель московского Спасо-Андроникова монастыря , преподобный Память 13 июня , в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых Основные сведения об Андронике Московском содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ о прп. Андронике помещен во второй (по классификации Б. М. Клосса), или в первой (по классификации Н. С. Тихонравова), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что прп. Андроник, как и прп. Сергий, был родом из Ростова . В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. Прп. Андроник любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что Андроник был в послушании десять лет, но числа кратные десяти часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), Андроник Московский решил основать свой монастырь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву Андроника для создания нового монастыря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. Так был основан Спасо-Андроников монастырь . По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время прп. Андронику было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следовательно, примерным временем рождения преподобного является конец 1320-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/26610.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010