Однако Владыка скоро встал, отпустить меня, сказав: «Приезжайте завтра ко мне обедать, вместе с Архимандритом Агапитом, во 2 часу». Я вышел в восторге и умилении. 14 марта, в 3 Воскресение поста, мы приехали с о. Агапитом в назначенное время. В зале у Владыки встретили двух Архимандритов, Иоанникия, Чудовского Наместника 139 , и Платона Андрониковского. Тотчас вышел Владыка. Поговорил что-то с Архимандритом Агапитом. Сели за стол в светлой галерее, налево из залы. Стол изящный, с рыбою. Митрополит держал около себя особую бутылку, что-то ало-красное, подобно клюквенному морсу. Нас потчивал вином. Был говорлив и деликатен Я сидел с правой руки его. Речи отборные, ясные, округленные и интересные. Владыка даже улыбался легким осклаблением. Я увидел, в глубине челюстей его уже несколько зубов нет. Говорил про золочение церковных глав, про сочинение Андрея Николаевича Муравьева о Раскольниках 140 . Вообще говорил, а не молчал. Архимандрит Агапит жаловался на галок, тучами наседающих на кровле; церквей, и высказывал желание стрелять их. Владыка зачитал: «Ибо птица обрте себе храмину, а горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари твоя, Господи сил». О. Агапит замолчал. Со мною Владыка кажется ничего не сказал. Встали от обеда. Владыка отозвал меня к стороне, и указал картонный ящик, в коем сложено Архиерейское облачение (не полное, без саккоса и подризника), по золотому глазету шитое «Это Вам от меня». Я поклонился Владыке в землю. Тут же и простился. (Облачение это и храню, и употребляю в важные дни. На палице шелками вышит праведный Филарет в одежде вельможи.) Это было уже последнее лицезрение мое блаженного Митрополита Филарета. Я уехал сперва в Казань, а потом в Красноярск, за четыре тысячи верст от него. LXV. Здесь и сим я кончаю мою память о блаженном Митрополите Московском Филарете. Есть два письма его ко мне, писанные в март и мае 1863 года, относительно моих мнений о свечном сборе в церквах: но они не могут быть объявлены до моей смерти. Здесь только скажу, что и самый гнев на меня святого Святителя происходил из отеческой жалости обо мне, и сам в себе есть сущая благость и мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Состоялось очередное заседание Ученого совета Московской Духовной академии 29 мая 2008 г. 11:45 28 мая под председательством ректора Московской Духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения состоялось заседание Ученого совета МДА. После общей молитвы владыка ректор огласил резолюцию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на журналах зимнего заседания Ученого совета. Архиепископ Евгений вручил диплом об окончании Академии, диплом и знак кандидата богословия архиепископу Львовскому и Галицком Августину , защитившему кандидатскую диссертацию 20 декабря 2007 года. Затем владыка огласил решение Святейшего Патриарха об утверждении в звании профессора МДА доцента И.В. Воробьева, а в звании доцента преподавателя А.А. Матвеева. Владыка также вручил Патриаршие награды заслуженному профессору А.И. Осипову и доценту игумену Андронику (Трубачеву). А.И. Осипов награжден орденом святителя Макария митрополита Московского III степени во внимание к усердным преподавательским трудам и в связи с 70-летием; игумен Андроник также награжден орденом святителя Макария митрополита Московского III степени во внимание к усердным преподавательским трудам и в связи с 55-летием. Ученый совет заслушал сообщение проректора по научной работе доцента священника Владимира Шмалия по вопросу организации научной деятельности в Академии. Совет поддержал предложенные докладчиком меры по улучшению научной деятельности в Академии, которая определена в утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви ( журнал 71 от 21 августа 2007 года ) Концепции высшего духовного образования Русской Православной Церкви как «научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры». На основании сообщения проректора по учебной работе заслуженного профессора М.С. Иванова по вопросу реформирования сектора заочного обучения совет признал целесообразным переход Московской Духовной семинарии по сектору заочного обучения на 5-курсную систему обучения и применение на заочном секторе учебных планов стационара семинарии с незначительными изменениями. Были определены необходимые меры для осуществления этого решения.

http://patriarchia.ru/db/text/413282.htm...

— Отец Владимир, Вы пишете о Церкви и для Церкви уже около тридцати лет… — В Издательском совете я работал еще в начале 80-х годов  — при советской власти, внештатно, не афишируя этого.  Работал с замечательными людьми —  один из них ныне архиерей, другой – всем известный отец Андроник (Трубачев), внук отца Павла Флоренского . Мы занимались изданием Миней, я писал житийные справки: летние месяцы и некоторые осенние. — Вы совмещали отдел с основной работой? Я быстро стал там своим человеком, меня даже позвали работать в журнал Московской Патриархии , но духовник, поразмыслив, из-за разных семейных обстоятельств меня не благословил. — А где была основная работа? — В секторе художественных проблем средств массовых коммуникаций Института Искусствознания. — И какие же проблемы вы изучали? — Мы искали и изучали язык технических средств информации – радио, телевидения, фотографии, грамзаписи — это была довольно новаторская вещь, и не только для российского, но и для западного искусствоведения. Мы были «белыми воронами». Нам все время говорили: «Какой-такой еще язык у телевидения?». Телевидением мы занимались профессионально. Я написал монографию «Поэзия: читатель, слушатель, зритель» — об истории изменения восприятия поэзии и о том, как трансформируется поэтика в расчете на восприятие, адекватное современному миру. Кроме того, я писал о функционировании традиционных видов искусства в технических средствах, изучал фотографию и грамзапись. -После Института искусствоведения — журналистика? — В 1988 году я ушел в журнал «Огонек», там работал в  отделе литературы. Потом стал заведующим издательского отдела журнала и — на короткое время — членом редколлегии. В 1991 году ушел оттуда. Затем была корпорация «Московских новостей», где я работал редактором-стилистом газеты «Нью-Йорк Таймс» — русскоязычного приложения в «Московских новостях». Потом я даже был назначен главным редактором воскресного приложения «Московских новостей», и вот с этой должности я в 1995 году ушел в диаконы. Так что я прошел искусствоведческую, журналистскую подготовку, удалось поработать и в журналах, и в газетах, еженедельниках.

http://pravmir.ru/bez-vizy-vigilyanskogo...

418 См. примеч. 14,25; ср.: Dölger F. Chronologisches und Diplomatisches zu den Urkunden des AthoskJosters Vatopedi//Byzantinische Zeitschrift. 1939. Bd. 39. 419 Напр.: Дуйчев И. Проучвания върху българското средновековие. София, 1945. С. 40–41; Ангелов Д. Принос към народнистите и поземелни отношения в Македония (Епирски деспотат) през първата четвърт на XIII в.//Известия на Камората на народна култура. София, 1947. Т. 4. 3; Anastasievic D., Ostrogorsky G. Les Koumanes pronoïaires//Mélanges H. Grégoire. Bruxelles, 1951. Vol. 3. P. 9–29; Липшиц E. Э. Из истории славянских общин в Македонии в VI-IX вв.//Академику Б. Д. Грекову (сб. статей). М., 1952. С. 49–54. 420 Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. 1. S. 211; Извори за българската история. София, 1968. Т. 14. С. 140–146. 422 Так, в соответствии с Акт. Лавр. РК в работе Д. Моравчика (Byzantinoturcica. S. 211 ) приводится дата Акт. Лавр. 44 (=37 Акт. Лавр. РК) 1081 г., что неверно; а Акт. Лавр. 66 (=47 Акт. Лавр. РК) ошибочно определяется как акт Алексея I Комнина, а не Андроника I, как правильно. В результате этого вопрос об оседлости куманов ставился применительно к концу XI, а не к концу XII в. См.: Dölger F. Zur Texgestaltung... S. 34–35, 44–47, 63; Дуйчев И. Указ. соч. С. 43. 423 Напр., Акт. Рос. 19 теперь датирован 1044 г.: Lemerle P. Note sur trois documents athonites et sur trois fonctionnaires du Xle siècle//Revue des Etudes Byzantines. 1952. T. 10. P. 110–111. 424 Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI–XII вв.//Byzantinoslavica. 1947. T. 9. C. 55–85; 1950. T. ll.C . 32–60 (переизд.//Из истории русской культуры (статьи по истории и типологии русской культуры)/Сост. А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. М., 2002. Т. 2. Кн. 1 (Киевская и Московская Русь). С. 309–357). 425 Thomson ]. The origins of the principal Slav Monasteries on Athos: Zografon, Pantelemones and Chelandarion//BS1. 1996. T. LVI1. P. 310–350; Кистерев C. H. Русские книги Афона и Константинополя в Москве, Твери и Новгороде в конце XIV – первой трети XV в.//MOSXOBIA. 1. М., 2001. С. 219–227; ТуриловА. А. и др. Афон//П. Э. М., 2002. T. IV. С. 146– 177 и др. (см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Плотно сомкнуты губы сухие, Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. И, согнувшись, бесслезно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликушка без голоса билась, Воздух силясь губами поймать. А пришедший из южного края Черноглазый, горбатый старик, Словно к двери небесного Рая, К потемневшей ступеньке приник. Память о великой княгине проходит через столетия. За ее любовь и милосердие еще при жизни преподобную Евфросинию называли матерью, а после смерти – покровительницей России. М.В. Первушин Богословские споры XIV века. Святитель Григорий Палама Во второй половине XIII века, после освобождения Константинополя от латинских захватчиков, Византия переживает возрождение интереса к греческой культуре, философии, искусству, богословию. Тогда же происходит расцвет и греческого монашества. Этот общественный институт распространяет свое влияние как на жизнь в самой империи, так и далеко за ее пределами. Монашеское движение того времени связано с понятием «исихазма». Слово это происходит от греческого слова «исихия», означающего «тишина», «молчание». Первоначально исихастами (т. е. молчальниками) назывались монахи, ведущие одинокий созерцательный образ жизни, в отличие от монашества общежительного. Вся жизнь исихастов была посвящена исключительно молитве. Эта молитва называется «умной», так как чтобы преуспеть в ней, необходимо было целиком сосредоточить внимание на произносимых словах, отрешившись от всего окружающего. В связи с возросшим влиянием монашества традиция «умной» молитвы была знакома не только отшельникам, но считалась основным «деланием» даже среди мирян. Однако никакой теоретической базы исихазма не существовало. Первым, кто сумел богословски обосновать это движение, был святитель Григорий Палама . Он происходил из знатной семьи византийского сенатора. Его отец был очень набожным человеком. Сохранились сведения, что он практиковал «умную» молитву и иногда даже во время заседаний сената погружался в нее. Рассказывают, что в одном таком случае император Андроник II сказал: «Не беспокойте его, пусть молится». Григорий Палама получил образование в Константинополе и завоевал репутацию блестящего знатока Аристотеля. После смерти отца, когда Григорию было около 20 лет, все оставшиеся члены семьи удалились жить в монастыри. Около 1315 года он и его брат стали монахами на Афоне, который к тому времени уже был крупным монашеским центром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

881 По поводу проповедей Кирилла будет уместно привести следующее замечание ректора А.В. Горского, из вышеуказанной его статьи: «Церковные поучения (Кирилла Лукариса) не представляли удобства для проповедания новых (т. е. протестантских) мнений». (Стр. 606). 883 Арх. Арсения. Патр. К. Лукарис и его заслуги для церкви. Изд. 2-ое. Стр. 204206. Симфер. 1881. По-видимому, сочинение представляет из себя магистерскую диссертацию старого времени, т.е. до времени преобразования дух. Академий в 1869 г. 884 Александрийский патриарх Мелетий Пигас, стр. 569571. Киев 1872. Нужно впрочем заметить, что не видно, чтоб автор имел случай близко изучать историю Кирилла Лукариса. 885 Legrand. Bibliographie Hellénique ou description raisonnée des ourages publiés par des Grecs аи XVII siécle. Tomes IIV. Paris, 18941896. 887 Sine locis scripturae, т.е. без тех глухих ссылок на священное Писание, относящихся к тому или другому пункту рассматриваемого исповедания, – ссылок, помещенных в печатном издании его, но не находящихся в оригинале. 890 Учено-литературные труды Андроника Димитрокопула, стр. 623, 627. (Сочинение это было цитировано выше). 895 Вруцевич: Руководство для консисторий духовных следователей и духовенства. СПб. 1896. стр. 158. 896 «Бывал такой случай: обвиняемый, получив (от Дух. Следователя) вопросные пункты, расписался в относной тетради в получении их и ответов не давал. Следователь пишет и посылает письменные побуждения о даче ответов; ответчик или не принимает бумаг или не сказывается дома, объявляя через прислугу, что уехал для исправления треб. Следователь так и не добился ответов, прекратил следствие и донес Консистории». Луканин: Руководство к производству дознаний и следствий о прост. и преступлениях священно-церковнослужителей. Пермь. 1898, стр. 51. 900 Между тем в Своде 1832 г. порядок следствий определялся 240 статьями: от 766 по 1006. Упомянутые наставления м. Филарета напечатаны в цит. книге А. Луканина, стр. 2124. 901 Основываем эту вероятность на том во 1-х, что нам лично приходилось встречать эти наставления (рукописные) не в Московской, а в иной епархии; во 2-х на том, что брошюра Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С сер. 1919/20 уч. г. академия перешла на предметную систему занятий, т. е. лекции по определенным предметам читали слушателям всех курсов. Однако наборы на новые академические курсы продолжались. В этих условиях в МДА были зачислены: осенью 1919 г.- 50 чел. (46 студентов и 4 вольнослушателя), 1920 г.- 30 чел. (25 студентов и 5 вольнослушателей), 1921 г.- 65 студентов и 13 вольнослушателей (выпускникам присваивали кандидатские степени). О существовании академии после 1922 г. сохранились лишь отдельные сведения, чаще всего содержащиеся в мемуарах или др. источниках. 8 апр. 1922 г. ректор Орлов был арестован в ходе кампании по изъятию церковных ценностей и приговорен к смертной казни, замененной 5 годами лишения свободы; затем освобожден, последний раз был арестован в апр. 1931 г. и 21 дек. 1937 г. расстрелян. Нек-рые преподаватели в светском звании устроились на различные должности в гос. культурные и образовательные учреждения. Тем не менее отдельные профессора, жившие как в Москве, так и в Сергиеве (ныне Сергиев Посад), продолжали проводить занятия в частном порядке, студенты готовили к защите курсовые сочинения, по крайней мере до 1924 г. Имеются сведения об избрании ректором МДА «не позднее 1924 г.» профессора-прот. В. Н. Страхова. Так, 8 сент. 1924 г. профессор академии свящ. П. Флоренский в письме патриарху Тихону просил об отставке и о выдаче ему документов из-за конфликта с «ректором протоиереем В. Н. Страховым». Правда, Флоренский уже называет академию «бывшей». Сохранились сведения о рецензировании Флоренским кандидатских работ студентов МДА в 1924 и 1926 гг. ( Андроник (Трубачёв). 1986). Проживавшие в Сергиеве профессора во главе с Глаголевым организовали Ин-т народного образования, к-рый существовал недолго. Возможно, деятельность академии продолжалась вплоть до 1928 г. ( Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в РПЦ при Свят. Патр. Московском и всея России Тихоне (1917-1925)//ХЧ. 1990. 2. С. 36-59; 1991. 3. С. 41-63; 1992. 7. С. 19-49; 1993. 8. С. 7-27). Лекции в школе для желающих получить высшее богословское образование читались в Московском епархиальном управлении и в Высокопетровском мон-ре, настоятель которого еп. Сергиевский Варфоломей (Ремов) полулегально возглавил школу. В преподавательскую корпорацию входили архиеп. Иларион (Троицкий) и прот. В. Виноградов. На содержание школы собирались пожертвования в московских храмах.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Тот, кто заглянет теперь в здание, известное под именем Митрополичьих покоев, увидит явное преобладание светского элемента. Это печать, оставленная знаменитым архипастырем Платоном Левшиным , занимавшим московскую митрополичью кафедру с первых лет воцарения Екатерины II вплоть до Отечественной войны 1812 г. Митрополичьи покои в том виде, как они сейчас существуют, с просторными залами, лепными плафонами, массивными люстрами, резною мебелью, часами с замысловатым боем, галереей портретов и зеркалами в золоченых рамах представляют собой зачаток настоящего музея; он вберет в себя те предметы прошлого быта лавры, которые занесены сюда струей светских отношений и которые, стоя вне круга ее религиозной жизни, обратились в объекты музейного хранения. Уже самое здание Митрополичьих покоев может дать пищу музейному интересу. Сложенное в два этажа, вероятно, в царствование Петра, на месте бывших здесь деревянных настоятельских келий (лаврские архивы не сберегли точного известия о времени его построения), оно хранит следы перестроек и в нынешнем своем наружном виде, и в отделке верхних покоев являет довольно законченное и стильное отражение елизаветинского века. Неизвестный архитектор вложил хорошо воспитанный вкус в свою переделку фасада, выходящего на север к Троицкому собору. Грузные колонны подъезда вместе с наличниками окон и в особенности с крестовидными группами прямоугольников между этажами, облегчающие глазу восприятие однообразной поверхности стены, сравнительно скромными средствами достигают желанного впечатления пышности. Внутри здания разящая противоположность мрачного и низкого нижнего этажа, где помещались службы, с просторными покоями наверху. Во втором этаже наиболее характерна Царская палата – главный зал второго этажа, служивший, вероятно, приемной любителю блеска митрополиту Платону, при котором он был отделан. Сводчатый потолок лепной работы вместе со стенами расписан в переходном вкусе, приближающемся к стилю Louis XVI. В углу Царской палаты сохранилась в целости печь из расписных и фигурных изразцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Ряд столовых ложек; из них отметим: 12, серебряная, золоченая; на ней внутри по краю надпись «князь Федор Борисов внук Великаго князя Василья Васильевича правнук Великаго князя»; внутри ложки изображен обедающий юноша; конец рукоятки украшен отливным бюстом юноши; вклад 1513 г. Ложка 13 – вклад 1586 года, с надписью: «лжица кнже Ивановы дочери Михайловича Глинскаго княжны Анны Ивановны»; внутри гравированы рыбы; рукоять сплошь забрана сканью, с пятью камнями в гладких кастах, работа русского мастера, тогда как предыдущая, несомненно, с иностранным влиянием. Мы рассмотрели лишь наиболее характерные предметы лаврской утвари и видели разнообразнейшие приемы обработки металла и его украшения; закончим наш обзор еще одним характерным памятником – прекрасным оловянным, слюдяным фонарем конца XVII века, висевшим, надо думать, в одной из двух больших папертей лаврских соборов. Железный каркас фонаря обложен рельефным сквозным орнаментом, отлитым из олова (в особо приготовленные для этого медные формы), причем между железом и позолоченным листовым золотом оловянным литьем проложена окрашенная слюда – способ обработки, вышедший из употребления еще в XVIII веке, но в конце XVI и в XVII очень распространенный, давший нам прекраснейшие царские врата Сольвычегодского собора и многих других церквей, иконостасы глав московского Благовещенского собора, большое количество фонарей, ларцов и обрамлений. Пожелаем, чтобы все эти прекрасные приемы работ, созданные творческой любовью мастеров, возродились вновь; будем изучать их и приложим все усилия для этого возрождения со своей стороны, тем более что уже многое сделано в этом направлении в последние два десятилетия. М. В. Шик. Митрополичьи покои Троицкая лавра поистине может быть названа музеем русской истории и русского художества. Тесный четырехугольник ее стен точно по чьему-то замыслу заключил отложения исторического потока русской жизни и смены художественных вкусов русского культурного общества от XIV века и почти до наших дней. Чужеземного посетителя лавра поразит ассонирующим аккордом разнохарактерных зодческих стилей, столь отличным от архитектурного единства монастырей и аббатств Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«1. Произвести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещевых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и отдельных предметов, в чьем бы обладании они ни находились; 2. Взять на учет находящиеся во владении обществ, учреждений и частных лиц монументальные памятники, собрания предметов искусства и старины, а также отдельные предметы, имеющие большое научное, историческое или художественное значение» 4 . Поскольку Троице-Сергиева лавра имела совершенно особое значение, Сергиево-Посадская революционная власть проявила к ней свой интерес даже до издания Декрета об отделении Церкви от государства. Еще 9 ноября 1917 г. президиум солдатской секции Московского совета рабочих и солдатских депутатов послал в Сергиевский военно-революционный комитет письмо с предложением не допускать входа в древлехранилища ризницы Троице-Сергиевой лавры и подобные помещения без особого разрешения 5 . 29 ноября 1917 г. Военно-революционный комитет Сергиево-Посадского совета постановил предложить Городской думе избрать комиссию по приему монастырских земель и домов в Сергиевом Посаде. 28 октября 1918 г. Сергиевский ревком издал постановление о регистрации и приеме на учет памятников искусства и старины, не исключая церквей, молитвенных домов и монастырей. 22 октября 1918 г. Московская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению поручила комиссару Отдела народного образования при военно-революционном комитете Сергиево-Посадского совета Д. М. Гуревичу образовать Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры в составе: Д. М. Гуревича, П. А. Флоренского, Ю. А. Олсуфьева, И. Е. Бондаренко, Н. Д. Протасова , М. В. Боскина и П. Н. Каптерева 6 . Поскольку Н. Д. Протасов и И. Е. Бондаренко являлись сотрудниками Московского отдела по делам музеев, а инициатива приглашения П. А. Флоренского и других лиц из Сергиева Посада исходила также из Московского отдела по делам музеев, можно предполагать, что создание Комиссии по охране Лавры как учреждения местного и подчиняющегося Сергиево-Посадскому ревкому с самого начала замышлялось в качестве временного обходного маневра.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010