Определения, данные отцу Павлу и его деятельности, должны были неизбежно ограничить его работу не только в Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры, но и вообще в каком-либо учреждении Сергиева Посада. Неудивительно, что работы отца Павла в Комиссии по охране Лавры в последующие годы свелись к составлению и изданию научных трудов и описей 83 и эпизодическим научным консультациям. 2 Охрана памятников истории и культуры: Сборник документов. Сост. Т. Г. Анисимов. М., 1973. С. 9. 3 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. 73. С. 794. 4 Охрана памятников истории и культуры: Сборник документов. Сост. Т. Г. Анисимов. М., 1973. С. 22–23. 11 ОР ГТГ, ф. 68, д. 257, л. 1. В статье: Андроник, иеродиакон. Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского//Журнал Московской Патриархии. 1982. 4. С. 12. Опубликовано с ошибочным указанием шифра. 14 Прафеномены (нем.) – первоявления; конкретно существующие явления, в которых воплощается сущее. Прафеномен, по Гете, дает возможность познавать Бога (см.: Эккерман И.-П. Разговоры с Гете. Запись от 23 февраля 1831 г. М., 1986. С. 399). – Ред. 27 Докладная записка в настоящее время находится в 2-х хранилищах: 1-я часть до слов «...Лав». – ОУ СПГИХМЗ, ф. Комиссии по охране Лавры, д. 7, лл. 2–3 об.; протокол 31 заседания от 20 ноября 1919 г.; 2-я часть со слов «...ры...». – ГАМО, ф. 2609, оп. 1, д. 3, лл. 162–167. 57 ГАМО, ф. 663, оп. 1, д. 10, л. 27; Следственное дело... С. 590. Копия от 9 апреля 1920 г. 60 ГАМО, ф. 663, оп. 1, д. 10, лл. 27–27 об. Остальное совпадает с Резолюцией от 17 апреля 1920 г. 65 ГАМО, ф. 663, он. 1, д. 10, л. 113. На этом документе надпись карандашом: «Через П. А. Флоренского в отдел». 82 ГАМО, ф. 66, он. 1, арх. 541, лл. 29–29 об. Данный документ не входил в подборку документов по делу Мольвера, т. к. оно было завершено еще 20 февраля 1921 г., но по сути продолжал то же дело. На л. 29 печать ИК Московск сов раб деп с отметкой о получении 2/VII 10198. Резолюция красными чернилами: «Утвердить Лавру НЕ открывать. 5.VII.21 г. Р... ». Далее карандашом: «В архив. 19.VII.21 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖИН (Тимофеев) Иван Андроников, рус. мастер печатного дела кон. XVI - нач. XVII в., сын известного московского типографа 2-й пол. XVI в. Андроника Тимофеева Невежи . Н. начал принимать участие в типографской деятельности на Московском Печатном дворе еще при жизни отца и занял его место, когда тот отошел от дел. Впервые имя Н. упоминается в колофоне Часовника 1598 г., в к-ром наряду с привычным указанием на «мастерство Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих о Господе сработников» специально отмечаются «труды Иванца Невежина с товарыщи». Это упоминание по времени почти совпадает с созданием в типографии нового шрифта (его употребление отмечено А. С. Родосским уже в следующем издании - Минее общей 1600 г. меньшего формата). В последние годы работы мастера Невежи были обновлены трафареты для орнаментального убранства изделий, эти нововведения также связывают с началом работы Н. в типографии. В очередной раз имя Н. появляется в московских изданиях только тогда, когда из них исчезает упоминание его отца. В качестве мастера, трудившегося над книгой «с прочими сработниками», он назван в колофоне Триоди Цветной 1604 г., работа над к-рой была начата в конце апр. 1603 г., и впосл. еще в 5 изданиях. Последней книгой Н. стала Минея служебная на нояб., ее печатание завершено 17 сент. 1610 г. Еще одно издание - Минея служебная на дек.- осталось незаконченным: события Смутного времени привели к временному закрытию Печатного двора. Н. начал самостоятельно работать в типографии, когда московские власти приняли решение о расширении печатного производства: было увеличено количество станов и соответственно мастеров. К Н. присоединились Анисим Михайлов Радишевский, а затем и Никита Фёдоров Фофанов, к-рые заново обустраивали свои станы, резали шрифты и необходимое для изданий орнаментальное убранство. Унаследовавший типографские материалы от отца, Н. был во многом избавлен от этих хлопот, хотя, используя прежний шрифт, он занимался созданием новых досок орнаментики (А. С. Зёрнова считала, что они исполнены в традиц. манере). Даже применяя старые доски, Н. стремился к тому, чтобы они воспринимались как часть именно его типографских материалов; не случайно, напр., с изображения на гравюре ап. Луки при печатании Апостола в 1606 г. было срезано указание на «мастера печатного» Невежу.

http://pravenc.ru/text/2564810.html

     11/24 августа 1910. Среда.    Послал краткий построечный отчет с просьбою напечатать в «Московские Ведомости», «Новое Время», газету «Россия» и «Петербургский Листок», чрез которые много поступало пожертвований. Всюду приложил фотографии внешнего и внутреннего вида Оосакской Церкви и группу, снятую на кладбище в Хамадера после панихиды.    Корея не существует более как самостоятельное государство. Япония присоединила ее к своим владениям, и будет она управляться японским Генерал-губернатором. Не раз уже было это с Кореей. Теперь надолго ли?      12/25 августа 1910. Четверг.    Послал благодарственные письма за пожертвования: Александру Григорьевичу Елисееву — за иконостас, Ивану и Феодору Ивановичам Рубахиным — за паникадило, подсвечники, хоругви и прочее, Ивану Андреевичу Колесникову — за колокола, Павлу Васильевичу Щетинкину, в Казань, — за священную утварь и облачения. Также Преосвященному Андронику — за его труды по сбору пожертвований. Всем приложил фотографии Храма: вне и внутри и группу, снятую на кладбище. А Преосвященному Андронику — еще копию краткого отчета в газеты.      13/26 августа 1910. Пятница.    Послал письма о постройке с приложением фотографий о. Феодору Быстрову и чрез него Преосвященному Сергию для передачи, когда он прибудет в Петербург.      14/27 августа 1910. Суббота.    Написал письма с благодарностию за пожертвования: Сергею Васильевичу Унженину, в Харьков, — за 2000 рублей, княгине Александре Николаевне Голицыной — за ее жертву и за хлопоты о сборе от других, ее брату князю Александру Николаевичу Мещерскому, в Валки, Харьковской губернии, — давшему 500 рублей. Всем посланы и фотографии Храма вне и внутри, вместе с группой на кладбище. У всех вообще: и сегодня, и в прежние рассылки писем и отчетов, прошено извинение за такую запоздалость писем; причиною была запоздалая присылка фотографий из Оосака. Все фотографии только что (в прошлую субботу) получены.    «Океанскому Вестнику» во Владивосток послал благодарность за поздравление с 50-летием, да, кстати, приложил и краткий построечный отчет с фотографиями и просил напечатать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Показалось ему, что она не совсем здорова грудью, – вот и причина развода. О. Роман Циба рассказал мне это. Я выписал из Евангелий и из Апостольских Посланий все места, запрещающие развод и являющие святость брака, а также из Канонических Правил подобное и послал Иову, чтоб он перечитал все эти места и размыслил о них. Если не убедится словом Божиим, то придется подвергнуть его отлучению.   11/24 августа 1910. Среда. Послал краткий построечный отчет с просьбою напечатать в «Московские Ведомости», «Новое Время», газету «Россия» и «Петербургский Листок», чрез которые много поступало пожертвований. Всюду приложил фотографии внешнего и внутреннего вида Оосакской Церкви и группу, снятую на кладбище в Хамадера после панихиды. Корея не существует более как самостоятельное государство. Япония присоединила ее к своим владениям, и будет она управляться японским Генерал-губернатором. Не раз уже было это с Кореей. Теперь надолго ли?   12/25 августа 1910. Четверг. Послал благодарственные письма за пожертвования: Александру Григорьевичу Елисееву – за иконостас, Ивану и Феодору Ивановичам Рубахиным – за паникадило, подсвечники, хоругви и прочее, Ивану Андреевичу Колесникову – за колокола, Павлу Васильевичу Щетинкину, в Казань, – за священную утварь и облачения. Также Преосвященному Андронику – за его труды по сбору пожертвований. Всем приложил фотографии Храма: вне и внутри и группу, снятую на кладбище. А Преосвященному Андронику – еще копию краткого отчета в газеты.   13/26 августа 1910. Пятница. Послал письма о постройке с приложением фотографий о. Феодору Быстрову и чрез него Преосвященному Сергию для передачи, когда он прибудет в Петербург.   14/27 августа 1910. Суббота. Написал письма с благодарностию за пожертвования: Сергею Васильевичу Унженину, в Харьков, – за 2000 рублей, княгине Александре Николаевне Голицыной – за ее жертву и за хлопоты о сборе от других, ее брату князю Александру Николаевичу Мещерскому, в Валки, Харьковской губернии, – давшему 500 рублей. Всем посланы и фотографии Храма вне и внутри, вместе с группой на кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   3-е правило II Никейского собора: «Недействительно любое избрание епископа, священника или диакона гражданскими властями». См.: 149, с. 564.    Ср. случай перемещения при патриархе Исидоре (1348 г.) митрополита из Палайопатра в Монембасию. Впрочем, мнение императора не упоминается в случае аналогичных перемещений в 1343 и 1345 гг. (102, I, с. 233—235, 242—243). В 1380 году синод патриарха Нила формально признал право императора утверждать итоги выборов и перемешать митрополитов; но некоторые самочинные решения императоров оспаривались церковью. Ср. 85. с. 5—20.    102, I, с. 338, 352.    102, II. с. 17.    См. многочисленные ссылки в: 14, с. 436—437.    190, III, с. 700—703; 102, I. с. 261—263, 263—265, 265—266; ср. Приложение 1.    102. I, с. 267—271.    102, I. с. 426.    102, I, с. 578—580.    102, II, с. 116—129.    Д. Оболенский в своей важной статье привлек внимание к этому тексту, который в боннском издании Григоры приведен в искаженном виде (Gregoras, Hist. byz. 36. 22—23, HI, с. 512—513). Правильный текст был ранее опубликован в 139, с. 68. См. 129.    Интересное исследование Д. Оболенского о назначении киевских митрополитов в XI и XII веках (129, с. 45—75) показывает, что митрополитами «могли быть» русские, выдвинутые русскими князьями. Но нет твердых оснований утверждать, что они ими были, за исключением Илариона и Климента (назначение которого было отменено), и регулярное чередование на кафедре греков и русских фактами не подтверждается.    102, I, с. 337—338.    Ср. 129, с. 30—31.    203, с. 113.    В Notitia episcopatum Андроника II митрополит Галиикий появляется 81 по порядку среди других митрополитов (а митрополит Русский, т. е. «Киева и всея Руси», в этом списке понижен с 60 на 71 место); см. 52, с. 599; 51, с. 255, 260—261; ср. 62, I, 4, 1592, с. 374—375. Митрополит Галипкий отсутствует в списке наместников при синодальном акте 1347 года (102, I, с. 269).    174.    Одна из Notitia показывает особую склонность Андроника II к учреждению новых митрополий (51, с. 261). Андроник был главным сторонником политики патриарха (ср. 174, с. 13—28). Однако факты не подтверждают утверждение Соколова, что Андроник стремился усилить контроль императора над церковными назначениями и передать прерогативы церкви государству (239, с. 206—215). Тщательное изучение вопроса об установлении Галинкой митрополии см. 221 и 242, также 201, II, 1, с. 96—97; 203, с. 269—271; 2, с. 88—89.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Скачать epub pdf Русские университеты – Отец Андроник, в своей «Автобиографии» отец Павел пишет, что был воспитан «в полной изоляции от представлений религиозных и даже от сказок». То, что интеллигенция того времени в подавляющем большинстве была далека от религии, известно. Но почему ребенку в интеллигентной семье не читали сказки? – Я думаю, это объясняется просто. Отец его – инженер-путеец – много времени проводил на природе и детям своим старался привить практические взгляды на мир, естественнонаучные. Да и сказки в то время – в конце XIX века – не издавались так широко. Не уверен, что их можно было купить в Тифлисе, где жила семья Флоренских. Наверное, их больше пересказывали. – Розанов говорил, что русский человек больше формируется не в университетах, а под воздействием бабушек и нянь. – Это очень красивая концепция возрастания Пушкина. У отца Павла, его братьев и сестер была своя воспитательница – тетя Юля, родная сестра отца. Она, в отличие от брата, сохранила веру, читала с племянниками Евангелие и даже водила семилетнего Павла причащаться в Батуми – он об этом пишет в своих воспоминаниях. То есть какие-то зерна религиозности она в его душу заронила. А отец, опять же по воспоминаниям отца Павла, занимал промежуточную позицию. Как человек дела, он противостоял нигилистическому времени. Одно время он занимал пост заместителя министра путей сообщения Закавказья, но чиновничьи обязанности его тяготили. Он любил работать как практик. И практика уберегла его от соблазна нигилистическими идеями. Но характерное для того времени увлечение позитивизмом он разделял. Его отец, дед отца Павла, закончил Костромскую семинарию, но потом поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда, в начале XIX века, некоторых выпускников семинарии направляли учиться в университет, но, по семейному преданию, дед отца Павла пошел туда наперекор направлению – направили его в Духовную академию, и даже митрополит Филарет вызывал его и уговаривал остаться в академии. Он не остался, променял священство на науку – произошла, как пишет отец Павел, измена алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Беседовал Леонид Виноградов Игумен Андроник (Трубачев) Игумен Андроник (Трубачев) окончил Московский государственный историко-архивный институт, Московскую духовную семинарию. Работал в Издательском отделе Московской Патриархии. . С 1990 года — доцент Московских духовных школ. В 1993—1997 гг. директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского. В 1997 году основал музей священника Павла Флоренского в Москве. С момента основания — директор музея. С 2011 года — председатель Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского в Сергиевом Посаде. Читайте также: Памяти соловецких узников Пусть с первых дней ребенок получает наилучшие впечатления о жизни Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 декабря, 2023 7 декабря, 2023 23 марта, 2024 3 марта, 2024 28 февраля, 2024 11 февраля, 2024 7 февраля, 2024 6 февраля, 2024 1 февраля, 2024 19 декабря, 2023 7 декабря, 2023 23 марта, 2024 3 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/igumen-andronik-trubac...

Но особенно матушка любила людей. Она была в постоянном общении со старцами и монахами Глинской Пустыни, куда часто направляла своих духовных чад. Одного своего односельчанина, бедного сироту Бориса, который во время войны потерял всю свою семью, а потом ещё и отсидел в лагерях за слова о газете «Правда»: «Правда за три копейки», матушка любила как сына и даже называла его «сыночка моя». Она благословила его поступать в Глинскую Пустынь «квас варить». И, действительно, первым его монашеским послушанием было варить квас и потчевать им паломников. Затем он был пострижен в мантию с именем Филарет и стал одним из келейников великого старца Андроника, пройдя с ним весь скорбный скитальческий путь после закрытия Глинской Пустыни вплоть до его кончины на Кавказе, в Тбилиси, где о. Филарет и поныне несёт свой крест подвижнического служения Господу. Как-то, по-матерински жалея молодого монаха, матушка просила старца Андроника делать ему хоть небольшое послабление – в ответ получила письмо от старца, где полстраницы было исписано восклицаниями: «Ах, Мария, ах Мария! Если бы ты не лежала, я бы тебя на поклоны поставил – мы же из него хотели сделать настоящего монаха!» Зато когда это духовный «сыночек» приезжал к матушке, то спал буквально у неё в ножках – за печкой, вплотную примыкавшей к её кроватке, – и там утешался. Любила матушка московского врача Марию Ефимовну, которая тоже была родом из её села: дом её родителей стоял рядом с матушкиным домом. Марию Ефимовну, тогда молодую красивую семейную женщину, матушка благословила на монашество: «Чтобы, когда будешь сослана, то была в этом стаде», – предвидя, вероятно, те гонения за веру, которые ей довелось претерпеть. Однажды Мария Ефимовна, которая тоже очень любила матушку, приехала к ней уже под вечер, усталая, – и вдруг слышит от неё: «Быстрей, быстрей уезжай обратно! Та не посмела ослушаться, вернулась – и что же: дома её искали по срочному делу, и, не явившись вовремя, она могла навлечь на себя большие преследования властей. Когда в итоге всех этих гонений Мария Ефимовна заболела раком желудка, и встал вопрос об операции, матушка срочно отправила в Москву свою послушницу с наказом, чтобы болящая не делала операцию, иначе умрёт, а только причащалась бы, и будет жить. Та исполнила матушкино благословение в точности – и вот уже прошло почти 40 лет, а Мария Ефимовна, ныне монахиня Мария, жива до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Публикуется впервые. Из истории певческой культуры Сергиева Посада Статья была задумана в связи со сбором материала об истории Загорской музыкальной школы, в которой когда-то, в конце 1940-х годов, С.3. Трубачев преподавал теоретические предметы. В то время школа, представлявшая собой деревянное двухэтажное здание, находилась возле Белого пруда. Из учеников С.3. Трубачева хотелось бы отметить А. Потапова – солиста Московской филармонии, о. Леонида Горячева – преподавателя регентской школы при Московской духовной академии, И. Нештакову (Погребову) – преподавателя Сергиево-Посадской музыкальной школы. Из преподавателей, о которых Сергей Зосимович внес в подготовительные материалы выясненные сведения, можно назвать Евгению Флегантовну Бострем (18981962), Марию Афанасьевну Бобылеву (18881972). Публикуется впервые. Песнопения панихиды в русской музыке В начале 1980-х годов, живя в Сергиевом Посаде, Сергей Зосимович принимает непосредственное участие в подготовке издания Троицкого Ирмология, работает над биографическими материалами священника Павла Флоренского, создает обработки и сочинения для церковных хоров. Превосходное знание как церковной музыки, так и сочинений русских композиторов, позволяли ему делать неожиданные открытия и сопоставления. Наблюдения над музыкальными примерами, привлечение литературных и биографических материалов, связанных с темой панихиды, особенно близкой С.3. Трубачеву в связи с памятью об ушедших близких, переросли в специальную статью, законченную в феврале 1984 года и зачитанную как доклад в Московской духовной академии. Текст доклада был опубликован в «Журнале Московской патриархии» 12 за 1985 год (С. 6477). В настоящем издании статья публикуется полностью; некоторые нотные примеры приводятся в виде автографов С.З. Трубачева, сохранившихся в подготовительных материалах. Нотный архив духовно-музыкальных сочинений диакона Сергия Трубачева Включая в сборник статей сведения о церковно-музыкальных сочинениях диакона Сергия (Трубачева), составители стремились таким образом наиболее полно представить читателю личность автора. Список сочинений был составлен в 1995 году самим Сергеем Зосимовичем по просьбе архиепископа Истринского, викария Московской патриархии Арсения, в связи с подачей С.3. Трубачевым прошения Святейшему Патриарху Алексию II о рукоположении в сан диакона. В настоящее время, однако, при подготовке нотного сборника сочинений диакона Сергия к печати его составителями игуменом Андроником (Трубачёвым) и диаконом Михаилом (Асмусом) список сочинений был дополнен и переработан. В таком виде он публикуется в этом издании.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

покой троужающимс и бремененнымъ грхм. и теб славоу възсылаем, съ безначалнымъ ти цемъ. В молитве «Благодарим Тя» (после шестого евангелия) Блгодарим те ги бе нашь блгыи члколюбче. исцлителю дшамь и тломъ нашимъ. иже грхы наше неболзньно носе. тобою, нашихь звь въс ицлихомсе. но нос, его же звою вси исцлхомъ. иже долгъ двма длъжникома поустивъ, и блоудници грхо подавъ ко блгь и безлобивыи бъ и члколюбць прост ко блгый члколюбецъ, и незлобивыи бгъ прост и тебе славоу вьзсиламо. цоу и сноу. и теб слав възсылае, събезначалны ти цем. В молитве «Царю Святый» (на возложение евангелия) ты еси бе, бъ кающихсе. бъ живыхь, и всакого и теб подобаеть въсака слава ты бо ес бже бгъ кающихс, каис всхъ неправдахъ наши и теб подобаетъ вска слава... Гораздо чаще различия наблюдаются в отдельных выражениях. Возьмем здесь для примера разночтения в третьем апостоле. По рукописи Московской Синодальной библиотеки По Острожскому изданию 1606 года и аще оухлблю и аще раздам вс блжить млрдъствоуеть не оплазоуеть не превъзноситс не злообразитсе не безчиствоуеть въса вроуеть всемоу вр емаеть Затем, в молитве «Отче Святый» по сравнению с рукописью Московской Синодальной библиотеки 373 наблюдается различие в именах – именно, по изданию эта молитва не имеет имени архидиакона Стефана, но зато имеет лишние имена: Григория Нисского после Григория Богослова , а после Ермолая – имена Самсона и Мокия, Флора и Лавра, Фотия и Аникиты, Фалалея и Диомида, Спиридона, Прова, Тарха и Андроника, Фирса и Левкия 573 . Наряду с исправлениями текста чина елеосвящения по греческому оригиналу подвергся пересмотру и состав последнего. Наблюдается в последнем отношении целый ряд дополнений и изменений. Так и в последовании утрени изданием вставляется катавасия на каноне «Восстави от болезни», ектения после третьей и шестой песни канона, богородичен на «Слава и ныне» после седальнов третьей песни «Прибежище сущим в бедах», а кондак на шестой песни «Источник сый милости, преблаже». К трем стихирам, обычным для рукописей второй южнославянской редакции, и, в частности, рукописи Московской Синодальной библиотеки 373, прибавляется на «Слава и ныне» стихира «Тебе чистейшую цареву палату» и вслед за стихирами положены: Трисвятое, «Отче наш» и тропарь «Скорый в заступлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010