В конце грамоты приписка: «противень послал Нифонту епископу Суздальскому, да Филофею епископу Перьмскому во одны речи о еретицех с Семеном з Зезевитом. Лета 96 Генваря». V. Сборник XVI в., в лист. Импер. Публ. библ., F. I, 229. из собрания гр. Толстого, (Опис. Слав. Росс. рукоп., отд. I, 299). Надпись скорописью: «книга епископа Симеона Фессалоницкаго». В этом сборнике находятся только одни сочинения Иосифа Волоцкого . Начинается посланием к Нифонту епископу Суздальскому (см. выше II, л. 245). В Опис. Слав. Росс. рукоп. статья эта названа посланием Иосифа к неизвестному, потому что первый лист утрачен, а с ним и заглавие послания. В рукописи оно начинается словами: « Нет де и втораго пришествия...» Вслед за десятью обличительными словами на еретиков новгородских находим послание к иноку-иконописцу, изданное в Чтениях Моск. Общ. Истор. и Древн. (1847 г. 1), но не упомянутое в Опис. Слав. Росс. рукописей. За ним помещено: «Послание к инокам о повиновении соборному определению». В Опис. Слав. Росс. рукописей оно включено в число одиннадцати слов на еретиков. Вот точное содержание сборника: 1)  Послание к Нифонту. 1)  То же к Митрофану, Андрониковскому архимандриту, изданное в Чтен. Моск. Общ. Ист. и Древн. (1847, 1). 2)  Сказание о новоявившейся ереси и т. д. с упоминанием содержания десяти первых слов. В нем недостаёт одного листа. 3)  Десять слов на еретиков новгородских. 4)  Послание к иноку-иконописцу. 5)  То же – к инокам о повиновении соборному определению. VI. Сборник XVI в. , в 4-ку, Импер. Публ. Библ., Q. I, 67, из собрания гр. Толстого, (Опис. Слав. Росс. рукоп., отд. II, 225). Здесь сказано, что эта рукопись дана была вкладом Соль-Вычегодской соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Никитой Григорьевичем Строгановым. Статьи этой рукописи исключительно относятся до Пафнутия Боровского и содержат: 1) Краткое о нем сказание; 2) службу ему и, наконец, 3) «Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Пафнутия Боровского чудотворца и отчасти чудес споведание. Списано бысть учеником его Вассианом, архиепископом Ростовским и Ярославским». Краткое сказание сходствует с известием о Пафнутии, помещенным в Воскресен. летописи под 6985 годом (Полн. Собр. Рус. лет., т. VII, стр. 183–184). Только в летописи сначала говорится о кончине святого, потом о его рождении и жизни; в сказании же наоборот, сперва о рождении и жизни, потом о кончине. К тому же в сказании пропущено описание погребения Пафнутия, но прибавлено несколько слов там, где говорится о строении церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В конце 1865 года вышла книга: «Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование придворного священника Булгакова». В предисловии автор говорит о значении монастырей русских во время татарского ига и позднее, и вслед за тем представляет крапай очерк нравственного состояния русского общества в конце XV столетия. Сама книга разделена на две части. В первой из них рассматривается жизнь Иосифа, изложенная автором на основании источников. История деятельности Иосифа в борьбе с еретиками есть свод всего того, что написано об этом предмете. Вторая часть содержит исследование о сочинении преподобного Иосифа. В первой главе автор старается определить время появления слов Иосифа на еретиков Новгородских и приходит к заключению, что первые одиннадцать слов написаны ранее Сказания и других пяти слов. Автор не соглашается с автором статьи Православного Собеседника в том, что Просветитель не есть оригинальное сочинение Иосифа. Священник Булгаков обстоятельно знакомит читателя с тем, как Иосиф опровергал еретическое учение о святой Троице и каким образом доказывал необходимость казни еретиков. Изо всех 16-ти слов он пересказывает содержание и состав только одного 11-го (о монашестве). Затем следует оценка Просветителя, между прочим, как произведения весьма важного в истории догматического богословия. Что касается до посланий Иосифа, то удовлетворительно разобраны в отношении историческом два послания: к Митрофану, архимандриту Андрониковскому и Василию Андреевичу Челяднину. Обстоятельно рассмотрена Духовная грамота (Устав) и в конце её обзора помещено сопоставление Устава Иосифа с Уставом Нила Сорского . Различие во взглядах Казанского и Булгакова на преп. Иосифа состоит в том, что первый говорит об Иосифе точно также, как говорят о святом древние авторы житий; второй же берет на себя защиту Иосифа, объясняя строгие поступки его духом времени, словом, относится к Иосифу критически. Иосиф, основатель и устроитель монастыря на Волоке-Ламском Со второй половины XIV века значительно увеличивается число иноческих обителей северо-восточной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

За ним до учреждения Штатов было 225 душ крестьян, по учреждению же Штатов обращён в приходскую церковь . Андогская Успенская пустынь Бывшая на устье реки Андоги, Новгородской Епархии Белоезерского уезда, расстоянием от Белоезерска к западу в 50 вёрстах, почему и называлась Андогской. Пустынь сия приписана была к Новоезерскому Кириллову монастырю. Андрониковский Троицкий монастырь Бывший в Черниговской Епархии. Положение своё имел в лесу на острове реки Бречицы за местечком Седневом. Основан и построен иждивением и коштом жительницы Березинской Агафьи Зеленской, а по другим запискам – Гетманом Иваном Скоропадским, за благословением Преосвященного Черниговского Архиепископа Лазаря Барановича, трудами и попечением Игумена Андроника, почему и назывался Андрониковским, а Троицким по главной церкви. Прибавление из VI тома Андрониев Московский монастырь См. в дополнение под статьёй: Спасо-Андрониев, часть VI, стр. 191 6 ). Андониев Спасский или Спасо-Андрониев монастырь Московской Епархии, 2 класса мужской, находится в столичном городе Москве, в 18 Части, на реке Яузе. О построении оного из жития св. Алексия, Митрополита Московского и всея России, напечатанного в Четьи Минеи и Прологе, также и преподобного Сергия Радонежского, особо напечатанного, значит, что помянутый Андрониев монастырь основан и сооружён около 1360 года по произволению и иждивением св. Алексия, Митрополита Московского и всея России. К созиданию же сего монастыря побудительная причина из описания вышеупомянутых житий видна сия: св. Алексий, вторично быв в Константинополе, имея уже на себе сан Митрополита Всероссийского, возвращался паки в Москву на свой Святительской престол водой через Чёрное море. Во время сего плавания восставшая жестокая буря грозила ему разрушением корабля и потоплением со всеми при нём бывшими; и потому он, прося Бога о помиловании, присовокупил обещание такое: в те же дни пристанища достигну, в том прилучившегося Святого во имя храм поставити. И по Божьему промыслу море утихло, и достигли пристанища безбедно Августа месяца в 16 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского — православная церковь конца XVIII века, находящаяся между улицей Солженицына (д. 15) и улицей Станиславского (д. 2) в Москве. Церковь имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм. Содержание История [ править править код ] Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, - один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале XVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли " черные люди " - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине XVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом - церковь святителя Мартина именовалась " в Хлебниках " . 1883 год В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, - но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником " Экспедиции Кремлевского Строения " , он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Спасо-Андроников монастырь. Фото Православие.Ru Судьба Андроникова монастыря, как и многих других обителей России, в первой половине XX века печальна. После его закрытия на территории располагалась колония для малолетних, затем – общежитие для рабочих завода «Серп и Молот». В 1920-е годы был уничтожен некрополь монастыря, в 1930 году колокольня была разобрана на кирпич. Удивительно, что в это нелегкое время в памяти людей Спасо-Андроников монастырь был по-прежнему связан с именем Андрея Рублева – уже во второй половине 1920-х годов предпринимаются попытки организации на территории бывшего монастыря музея имени великого иконописца. Общество работников – энтузиастов по устройству музея, во главе которого стоял священник Сергий Дубровин, духовное чадо последнего настоятеля Андроникова монастыря, называлось «Музандр». «Музандр» выпустил несколько номеров рукописного журнала «Андрониковский сборник», в которых публиковались заметки по истории монастыря, статьи о первых настоятелях обители – преподобных Андронике и Савве, описание интерьеров церквей. Однако настоящая история музея начинается намного позднее. Лишь в 1947 году постановлением правительства в стенах монастыря, где жил и был погребен Андрей Рублев, был учрежден музей древнерусского искусства его имени. У истоков музея стояли Д.И. Арсенишвили – первый директор музея и Н.А. Демина, ставшая первым научным сотрудником. Их усилиями были организованы первые научные экспедиции, началось формирование музейной коллекции, прошла реставрация собора (по проекту П.Д. Барановского) и других монастырских зданий. На это ушло долгих 13 лет. В сентябре 1960 года по решению ЮНЕСКО было широко отмечено шестисотлетие с предполагаемого дня рождения живописца. 21 сентября 1960 года музей имени Андрея Рублева был открыт для посетителей. Одной из главных задач музея была популяризация наследия великого иконописца. Труды Н.А. Деминой, посвященные изучению художественного своеобразия и поэтики произведений А.Рублева, вошли в число фундаментальных исследований его творчества. Музеем были проделана огромная работа по копированию рублевских фресок (художник – Н.В. Гусев) и изучению эпохи Рублева, отреставрированы многочисленные образцы древнерусской живописи.

http://pravoslavie.ru/555.html

Незаметно, чтобы доброе согласие между царем и митрополитом нарушилось прежде похода, предпринятого Иоанном осенью 1567 против Ливонии, после неудачных переговоров, веденных двоюродным братом митрополита боярином Феодором ИвановичемУмным-Колычевым, с королем Сигизмундом, в Гродно. Но в этот поход сопровождали Иоанна до Новгорода Пафнутий, епископ Суздальский, и архимандрит Андрониковский Феодосий. Близость этих людей к царю обещала мало доброго для Филиппа, следовательно, и для России, в особенности, когда они соединялись с Пименом, как в настоящем случае, ибо Пимен встречал, принимал, угощал государя и сына его во время их восьмидневного пребывания в Новгороде. Филипп писал, в конце ноября, указ о молебствиях о здравии царя и даровании ему побед над супостатом 76 , но в это время военным советом в Оршанске 77 уже решено было прекратить военные действия на зиму, и царь, не воевав, уже находился на возвратном пути к столице. Здесь-то начало славному подвигу Филиппа. Царь как бы пробудился от тихого сна, терзаемый подозрениями неугомонными, и снова приведены в движение орудия пытки и казни. Уже многие знатнейшие бояре сложили головы, кто в Москве, кто по городам; одни в истязаниях, другие, под мгновенным ударом топора, на плахе, некоторые от собственной руки Иоанна 78 . Уже не только вельможи мнимо-опасные, но и мирные безвестные граждане, страшась наглости кромешников, были в отчаянии, запирались в домах, и Москва как будто замерла от ужаса, опустели площади и улицы столицы. Среди страшного безмолвия, русские ожидали только, не раздастся ли за них единственный спасительный голос – голос Филиппа… Надежды, возлагаемые на него православными, не были напрасны. Он пытался восстановить мир и спокойствие среди народа христианского посредством духовных вождей народа. Представляя в собрании епископов бедственное положение дел, столь близких сердцу пастырскому, невинное страдание одних, богопротивное своеволие и нечестие других, он говорил: «На то ли совокупились мы, отцы и братие, чтобы молчать, страшась вымолвить истину? Разве не видите, что молчанием мы вводим царя во грех , а свою душу в погибель? Желаем ли славы тленной? Но нам ли забывать, что сан мира сего не избавит нас от муки вечной, что наш долг – пещись о благочестии благовернаго царя, о мире, и благоденствии христианства? Нам нечего смотреть на бояр безмолвных: они обязались житейскими куплями, им извинительно; но мы отреклись от мира, нам щадить себя не для чего и не для кого.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Сам государь провожал их за Андроников монастырь; после того следовало угощение духовенству и боярам; великий князь удоволил бедных милостыней и велел праздновать в сей день в честь Богоматери. 64 Около сего времени в Андроников монастырь приходит скромный юноша Василий. Сын священника города Серпухова (родился 1495 г.), здесь получивший первоначальное воспитание, Василий, в юных летах отведенный в плен крымскими Татарами (в 1512 г.), 65 в продолжение трехлетнего пребывания у неверных, удивляет их своею добродетельной жизнию. 66 Выкупленный отцом, он постригается в монашество в Андрониковой обители с именем Варсанофия. Удивлявший своею жизнию мусульман, без сомнения, еще строже был в отношении к себе в одежде инока. Неизвестно, какие он проходил здесь послушания. Известно из последующей истории его жизни, что он с успехом врачевал больных (в Казани) и занимался (на епископии в Твери) вязанием для монастырской братии греческих клобуков, какие тогда носили по преимуществу архиереи. Можно догадываться посему, не было ли ему в Андроникове дано послушание хождения за больными и не здесь ли он научился рукоделью вязания клобуков. В Твери, в сане иеродиакона, он служит при епископе Акакие, 67 который предрек в нем себе преемника. 68 Из Твери, а вероятнее из Андроникова, куда опять возвратился, Варсанофий, по воле царя, возводится в сан игумена Пешношского святителя Николая монастыря. 69 В 1555 г. он вместе с новопоставленным архиепископом казанским Гурием отправляется в Казань в новоустрояемый монастырь Спасо-Преображенский. Первыми семенами монашества среди неверных в Казани были еще 4 постриженика Пешношского монастыря и 2 Андрониковского, взятые святым Варсанофием при отправлении его из Москвы. Они трудились и в училищах, открытых для детей не только христианских, но и мусульманских. 70 Святый Варсанофий, во время трехлетнего пребывания в плену изучавший язык, обычаи и веру магометан, в Андроникове обучившийся послушанию, в Песноше познавший подвиги управления, явился в Казани силен словом и делом и многих обратил к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Изображение иконы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) #35092 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) #35092 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) Скачать или распечатать изображение 35092.jpg 1651x2339, 3.86 MPix, 1579 Kb. 14x19.8cm @ 300DPI (21x29.7cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (109) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2020-10-31) Происхождение изображения: Загружено 2020-10-31, анонимно. Описание: Икона Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская). 23,8 х 16,3 х 2 см. Частное собрание. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты Здесь есть программа на yaom.ru по Москве.

http://pravicon.com/image-35092

108 В Ист. Иер. показано 1682 души (VI, стр. 1056), а в другом месте ошибочно показано 1782 души (VI, 96). 110 В 1762 г. был недостаток в служащих иеромонахах, так как должны быть совершаемы 3 ранние обедни по умершим и 4 поздние; посему монастырь обращался к епархиальному начальству с прошением об определении в него белых священников. 111 Андроников, причисленный ко 2-му классу более по историческому значению, потерял менее, чем другие монастыри в отношении к средствам. 113 Для примера выписываем общий итог всего прихода за некоторые годы: В 1788 году за могильные места 220 р., за монастырский материал для могил 21 р., кошельковый сбор 9 р. 89 к., от свечной продажи прибыльных 23 р. 23 к., за воду от колодца 17 р. 37 к., от часовни в Рогожской слободе 15 р. 17 ж., за огородные земли 20 руб., всего за год 326 р. 66 к. В 1789 г. – всего 1.710 р. 28 к. – 1790 г. – 6.824 р. 86 к. В том числе пожертвованных И. Ф. Птицыным 5000 р. и за могилы 1.010 р. В 1791 г. – 1.949 р. 16 к. – 1792 г. – 1.983 р. 65 к. – 1793 г. – 2.543 р. 11 з / 4 к. – 1794 г. – 3.742 р. 17 к. В том числе пожертвованных купцом Кирменовым 1 000 р. В 1795 г. – 1.737 р. 81 к. – 1796 г. – 1.972 р. 9 з / 4 к. В том числе за могилы 1.120 р. В 1800 г. – 2.284 р. 91 к. В том числе пожертвовано Прасковьею Кармановою 1.000 р. 123 Она также приделана к собору после построения его; по описи 1763 года на сей паперти у западных дверей по левую сторону была ризничная палатка. 125 По описи 1763 г., колокольня числится при Спасском соборе, на ней испорченные часы и 8 колоколов. По свидетельству очевидцев, пред построением теперешней колокольни в 1795 старая была при Рождественской церкви над входом в нее. 127 При сем надписи с гробниц перенесены на стены храма. По случаю построения церкви обещались вносить каждогодно и вносили бригадир Адриан Адрианов Лопухин на содержание Знаменской церкви и на поминовение Екатерины Головкиной-Ромодановской 100 р., по родству с нею; от нея он получил богатое наследство; генерал-поручица Агрипина Феодоровна Фаминцына на содержание Знаменской церкви и на поминовение ее фамилии 100 р.; генеральша Прасковья Феодоровна Астафьева на содержание Знаменской церкви и на поминовение мужа 100 р. Сохранился серебряный потир, с принадлежностями к нему, с надписью: 1791 года июня 29-го дня вкладу статского советника Ивана Владимировича Лопухина, которого предки лежат в сем храме Спасо-Андрониковского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

429 В ркп. уставе 1608 г. (Румянцева 449) под 13 июня сказано: «на сий день Андроникова память». – По ркп. святцам пр. Андроник преставился «в л. 6982 (1474) мес. июня в 13 д.». В след за святцами тот же год кончины показывали в ист. иер. 6, 192. 197. в словаре святых и у Писарева в опис. монастыря. Но такое показание очевидно не верное. В 1361 г. Андронику не могло быть меньше 30 лет; он был уже иеромонахом. Потому в 1474 г. ему было бы не меньше 143 лет; а такая старость выходит из круга вероятия. В начальной записи, конечно, сказано было: «преставился в л. 6912 (1404) м. июня в 13 д.» Такое показание, вероятно по обстоятельствам жизни Андроника, оправдывается памятниками. В 1410 г. свидетелями завещания кн. Владимира Андреевича были Никон игумен троицкий и Савва игумен спасский. (Полевого ист. 5:274). В клятвенной записи кн. Даниила Холмского 1474 г. видим Андрониковского игумена Иоанна; а прежде того после Андроника и Саввы были игуменами Александр, Ефрем, Исаак. 430 Иванчина–Писарева стр. 20. 21. Сведен. о мон. 226. 227. По одному числу Святцев, «пр. Савва игумен Спасский, ученик Андроника игумена того же мон. преставился в л. 6900 (1392) и положен обще с Андроником в том же Андрониевом мон. служба есть.» 434 Сведен. о монас. и церк. 410. М. 1852. Опис. святыни новгор. стр. 7. Спб. 1850. Опис. новг. соф. соб. стр. 102. 103. Отенские святцы 1719 г.: «положен бысть в соборной церкви св. Софии в приделе рождества Богородицы во гробе аспидном, мощи на верху земли, службы нет». По описанию 1634 г. «Мощи его нетленны, а рука ему правая высирь». Чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 4. 435 Ркп. служба пр. Мефодию – в трех списках, из которых старший писан в 1699 г. Калайдонича описание монас. св. Николая что на Пешноше, стр. 6–9. 16. 25. 26. 29. М. 1837 г. 436 У Калайдовича стр. 15–17. 98. Он пишет: память преподобного празднуется в обители и в окрестных селениях июня 14 д.» стр. 9. По ист. иер. 5, 524. 550. преп. Мефодий преставился июня 4 д. 1392 г., а память празднуется в один день с памятью св. Мефодия патриарха, июня 14 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010