На сугубой ектении были вознесены особые прошения о единстве Святой Руси, а также молитва об Отечестве нашем и о мире. Также была совершена молитва о воссоздателях храма. Во время пения Херувимской песни и по преложении Святых Даров архиерей помянул первую игумению монастыря Досифею I, игумению Досифею II, игумению Амвросию с почившими сестрами обители. Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор Вознесенского Оршина монастыря под руководством монахини Фамари. По окончании Литургии было совершено славление перед Казанской и Андрониковской иконами Божией Матери. Игумения София (Сухова) поблагодарила митрополита Амвросия за визит в обитель и преподнесла в дар Его Высокопреосвященству Андрониковскую икону Божией Матери. Владыка Амвросий поздравил верующих с освящением главного монастырского собора, со знаменательными для обители датами и обратился к ним со словом: «Мы сегодня не просто свидетели, но и участники поистине исторического события. Чуть больше двух лет тому назад, когда я был назначен на Тверскую кафедру, когда я приехал в Казанский Вышневолоцкий монастырь, я увидел этот храм совсем в другом виде. И несколько раз посещая святую обитель, мы могли молиться только в надвратном храме. Но когда буквально чуть больше месяца тому назад после богослужения в Богоявленском соборе Вышнего Волочка я заехал в монастырь, я был удивлен и поражен увиденным, ведь совсем недавно здесь были поруганные стены, а сегодня — такое великолепие. И, конечно же, милость Божия, что 150-летие обители, 140-летие первого освящения этого храма и 100-летие со дня последней службы в нем мы сегодня торжествуем, благодаря Бога и освятив этот великолепный храм. В чине освящения есть такие слова о храме: мы его называем " небоподобным " и " похвалой вселенной " . Этот храм действительно небоподобный и уподоблен похвале вселенной. В какой-то момент богослужения я вдруг поймал себя на мысли, что время остановилось, я потерялся во времени. Несмотря на то, что мы вчера в Твери торжественно отмечали праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, был напряженный день, торжественное богослужение, было очень много людей, затем крестный ход по всему городу, сегодня не только не чувствуется усталости, а наоборот, Господь придал сил, Он как будто вдохнул новое дыхание — это есть действие благодати Святого Духа, той благодати, которая сегодня излилась по вере нашей, по молитвам нашим, по молитвам, конечно, тех людей, которые в свое время создавали эту обитель, и предшественниц ваших, матушка, — Досифеи, первой игумении, игумении Досифеи — второй, игумении Амвросии и, конечно, пострадавших монахинь этой святой обители.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Волочёк, к Казанской! 06.01.2020 13:10:41 Роман Илющенко Новый год можно встретить по-разному. Лично я, устав от предлагаемого Москвой давно уже неоригинального свето-шумового однообразия, обильно сдобренного идиотским, но всепобеждающим шоппингом, решил провести дни Рождественского предпразднества на своей малой Родине. Город Вышний Волочёк хорошо знаком всем, кто хотя бы раз совершил культовое «путешествие из Петербурга в Москву». Одной из достопримечательностей этого небольшого провинциального городка со своим довольно вполне симпатичным лицом, является Вышневолоцкий Казанский женский монастырь. Списался, созвонился, получил заочное благословение игуменьи Софии – и в путь! Благое начало Он основан в  1872 году как женская община на месте неоднократного явления  иконы Казанской Божией Матери на святом источнике. По мнению некоторых краеведов, именно в этих заболоченных местах берёт своё основание Тверца – одна из рек, образующих  Вышневолоцкий водный бассейн. На этот фактор обратил внимание царь Петр при сооружении прославивших городок систему каналов, которые по плану царя реформатора должны были связать Петербург с Европейской Россией. Сегодня место обретения иконы отмечено памятным Крестом, который находится за стенами обители, по другую сторону дороги, ведущий к бывшему Никольскому Бело-Омутовскому (Столпенскому) мужскому монастырю. Землю бедной общинке пожертвовал уездный предводитель дворянства князь А.С.Путятин, а деньги - купчиха А.Е.Гагарина, помещица М.И.Анисимова и другие благотворители, а 9 лет спустя община, которую возглавила  игумения Досифея (Салтыкова),  получила статус монастыря. Немалую роль в этом сыграл Всероссийский пастырь – ныне прославленный в лике святых Иоанн Кронштадтский, который неоднократно посещал Волочёк и общину, жертвуя на неё немалые суммы. Именно его тщанием был построен и освещен в 1901 году единственный в мире храм Андрониковской иконы Божией Матери, в который и была  поставлена древняя Византийская святыня, принадлежавшая когда-то  императору Андронику и написанная по преданию апостолом Лукой. Её специально для монастыря выкупил у владельцев другой благотворитель обители, статский советник, питерский купец Е.Н.Сивохин, происходивший из крепостных крестьян.  Его же тщанием был построен и храм с колокольней святых Ефрема Сирина и мученицы Неониллы – (небесных покровителей семьи Сивохиных), где сегодня проходят монастырские службы, а в подклете чудом сохранилась их усыпальница.  

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

Н. представлен сидящим, опирающимся на крюки или костыли. Своеобразна композиция резной иконы с фигурой Н., сидящего в келье за столом и читающего книгу (музей «Наследие прп. Нила»). Часто резные иконки столобенского пустынника украшали окладами из серебряной фольги, бисером, цветным стеклом, помещали в деревянные киоты. В стиле академической живописи выполнен образ Н. в клейме на Андрониковской иконе Божией Матери, с Тверскими и избранными святыми кон. XIX в. (после 1896, тверской мастер, музей «Наследие прп. Нила»). Икона «Избранные святые, с врезанным крестом-распятием» была выполнена «в воспоминание 17 октября 1888 года чудесного спасения Его Императорского Величества Великого Государя Императора Александра Александровича и всего Августейшего Семейства от смертной опасности. От усердия прихожан 1894 года 19 месяца января» (музей «Наследие прп. Нила»). Построение образа напоминает композиции минейных икон. В собрании музея Ниловой пуст. есть еще одна редкая икона кон. XIX в.: Н. показан в виде столпника. Образ Н. на столпе имеется также на позолоченной серебряной дарохранительнице 2-й пол. XIX в. работы столичного мастера (музей «Наследие прп. Нила»). Иконы Н., небесного покровителя Верхневолжья, находились в красном углу дома у каждого жителя этих мест, часто помещались над входом в жилые и общественные здания. Образ преподобного украшал фасад входной Светлицкой башни Ниловой Столобенской пуст. В Осташкове в 70-х гг. XVIII в. на месте древней крепости были установлены 4 вальских столба, в небольшой нише на каждом из них размещался образ Н. с неугасимой лампадой. Нередко Н. изображали вместе с др. Тверскими чудотворцами - прп. Ефремом Новоторжским, Макарием Калязинским, Арсением Тверским (кон. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова). Вместе с прп. Ефремом Н. (в схиме, руки с четками на груди) представлен под образом Спаса Нерукотворного на крупной золотофонной иконе посл. четв. XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»). Центром изготовления икон Н. являлась Нилова Столобенская пуст., где работали осташковские иконники и живописцы, туда приглашали мастеров из Москвы, С.-Петербурга, Твери, Владимира, Палеха, Мстёры и др.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Тропарь священномученику Василию, епископу Амасийскому, глас 4 И нравом причастник,/И престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Царево повеление преобидев,/Царство Небесное получил еси, Василие,/в немже ликуя,/поминай нас, чтущих память твою,/священномучениче. Величание Величаем тя,/священномучениче Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Донату, епископу Еврии, глас 8 Благий ярем Христов и бремя легко Евангельскаго учения взем,/иерарше Донате Богоблаженне,/вельми подвизался еси во временней жизни,/архиерей убо Богоугоден быв,/добре пасый люди Божия,/просветив тыя учением,/чудотворением вселенную удивил еси./Сего ради молим тя:/да избавит нас Христос Бог от всяких бед/и Небеснаго блаженства сподобит. Ин тропарь, глас 4 Блажен делатель и украситель Церкве Христовы,/отче Донате, был еси,/непрестанно попечение о стаде твоем стяжав,/научая и руководя оно в любви Сына Божия,/не токмо бо в твоем граде многий народ,/но в Константинополе самодержца и в нем вся люди/удивил еси/преславными чудесы твоими./Богоугодныя убо мольбы/сотворяя ко Христу Богу,/помощник скор всем явися,/предстоя Всесвятей Троице,/в Вышних моли Ю о всех нас,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 Красото Церкве, утвердившияся на камени – Боговоплощенном Спасе Христе,/Богоправимое добродетелей правило,/Донате, досточудный чудотворче,/яко иерарх имевши дерзновение к всетворящему Богу о людех молитися,/врагов видимых и невидимых предстательством твоим свободи вопиющия:/слава в Троице Единому Богу. Величание Величаем тя,/святителю отче Донате,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Месяц май 1/14 Пророка Иеремии (VI в. до Р.Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1478). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV), Византийской, и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиепископ Волоколамский Иларион поклонился святыням Ярославской земли 22 июня 2009 г. 14:01 16 и 17 июня 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион по приглашению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла побывал в храмах и монастырях древних городов ярославской земли — Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля и Тутаева. 16 июня владыка Иларион в сопровождении архиепископа Кирилла посетил Феодоровский женский монастырь города Переславля, где молился у местночтимой Андрониковской иконы Божией Матери. Затем председатель ОВЦС направился в Даниловский мужской монастырь Переславля, где поклонился мощам преподобного Даниила Переяславского. Затем в обители прошла встреча архиепископа Волоколамского Илариона с духовенством Ярославской епархии , студентами Ярославской духовной семинарии и Теологического факультета Ярославского государственного университета. В этот же день архипастырь посетил Никольский женский монастырь. Осмотрев новопостроенный Никольский храм обители, председатель ОВЦС молился у мощей святого князя Андрея Смоленского, преподобного Корнилия Молчальника и у «Корсунского креста» — главной святыни монастыря, предположительно принесенной в Русские земли святым великим князем Владимиром после его крещения в Херсонесе. После этого иерарх побывал в древнем храме Преображения Господня, где был крещен святой благоверный князь Александр Невский. Свое пребывание в Переславле владыка Иларион завершил посещением Никитского мужского монастыря. Далее председатель ОВЦС посетил Ростов Великий. В этом древнем городе архипастырь молился у святынь ростовского Кремля: в Успенском соборе у мощей святителей Леонтия и Феодора Ростовских, в Спасском и Иоанно-Богословском храмах. Архиепископ Волоколамский Иларион побывал в Спасо-Яковлевском мужском монастыре, где поклонился мощам преподобного Авраамия, святителей Иакова и Димитрия Ростовских, а также к чудотворной иконе Божией Матери, принадлежавшей ростовскому святителю Димитрию.

http://patriarchia.ru/db/text/678101.htm...

Еще один выставленный образ апостола Анд­рея Первозванного двумя с лишним десятками лет старше и происходит из Вышневолоцкого Казанского женского монастыря. На обороте читаем надпись желтой масляной краской: «даръ въ день Ангела дорогому благодтелю/Батюшк Отцу Iωahhy/19 Октября 1895 года». Кто же этот «дорогой благодетель»? Указанная дата — день именин святого праведного Иоанна Кронштадтского, служившего, как известно, в посвященном апостолу Андреевском соборе островной крепости под Петербургом. «Пастырь духовно окормлял Казанский Вышневолоцкий монастырь, чтил хранившуюся там Андрониковскую икону Божией Матери, жертвовал в обитель личные средства», — добавляет Елена Тихомирова. Рядом с этой иконой экспонируется образ «Святитель Феодосий Черниговский», ­написанный в 1897 году П. И. Брусниковым. Он помещен тут не случайно. Заказчик иконы святителя Феодосия — Владимир Павлович Мордвинов — был лично знаком с праведным Иоанном Кронштадтским. Новые сведения об иконе были обнаружены при тщательном прочтении надписи на обороте: «Сию икону новоявленного чудотворца святителя Феодосия Угличскаго архиепископа Черниговскаго для церкви Успения Пресвятыя Богородицы в усадьбе Владимира Павловича Мордвинова в селе Ваулове Романово-Борисоглебскаго уезда Ярославской губернии, писал в Санкт-Петербурге в июне месяце 1897 года иконный изограф Платон Иванович Брусников». Упоминающийся здесь тайный советник Мордвинов († 1908) — дворянин, получи­вший блестящее образование и служивший в 1860-х годах обер-секретарем Священного Синода. Очень любивший паломничать, он известен как составитель подробных путеводителей для православных христиан по святыням Запада и Востока. Бездетный, как и обе его родные сестры, он серьезно заболел и решил пожертвовать свою усадьбу Иоанновскому женскому монастыр ю на Карповке, находившемуся под покровительством святого праведного Иоанна Кронштадтского. В начале ХХ столетия в Ваулове проживало около двух сотен насельниц обители, действовал кирпичный завод. И сам «всероссийский пастырь» неоднократно тут бывал и встречался с Мордвиновым. «Так в одной витрине встретились две иконы, принадлежавшие людям, хорошо знавшим друг друга. Разные по стилю, отличающиеся историей бытования, вместе с тем они неразрывно связаны одной эпохой и судьбой их владельцев», — заключает Тихомирова.

http://e-vestnik.ru/culture/lichnoe_blag...

По нашему смиренному мнению, все православные иконы Богородицы, которые принято исполнять с тёмным ликом, могут быть легко восприняты на индийской земле. Изначально, по крайней мере, не без опоры на поучение Апостола Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1 Фес. 5:21 ), — а дальше станет видно, благоволит ли к тому Бог и Сама Богородица. В православной иконографии с тёмным ликом принято исполнять такие иконы, как: Табынская (память свершается в 9-ую пятницу после Пасхи, «Девята»), пронесённая через Урал, Западную Сибирь, Китай, Австралию и США ; Казанская-Чимеевская (8 июля июля по н.с.]), опалённая огнём пожара 1770 года — особенно важна в связи с тем, что Казанская, как поэтически говорят, находится на страже восточных, то есть азиатских рубежей Святой Руси; Чимеевская-Казанская икона Божией Матери   Феодоровская (14 марта) — святыня царственного дома Романовых, причём, что особенно должно быть дорого индийцам, цесаревич Николай II совершил путешествие в Индию в конце XIX века (об этом — далее); Ченстоховская (6 марта) — образ, вокруг которого сложилось почитание не только православными, но и католиками ; Андрониковская (Монемвасийская) (дни памяти 1 мая, 22 октября ноября] — в осенний день празднования Казанской, а также, по мч. Е. Поселянину, 8 июля и 24 мая июня] ). Таким представляется путь мягкой инкультурации, когда православная традиция сама являет те образы, события, деяния и деятелей, что близки культурному коду местности. Тогда они служат удобной сетью для улавливания душ (ср. Мк. 1:17 ) и отправления их в последующее увлекательное путешествие церковной жизни. В частности, православные мученики, отшельники и подвижники с их трудами и подвигами дают богатый агиографический материал, способный заинтересовать индийца, за спиной которого пребывают многие и многие поколения предков, терпевших скудность, ограничения и самоограничения. Упомянем некоторых. Иоанн Предтеча жил в жаркой пустыне, «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/08/...

Преподобный Савва также содержал преданную ему паству в благочестии, чистоте и святости. Ради его великих иноческих добродетелей его почитали великие князья, иноки и народ. Поэтому и умножилось духовное стадо его учеников, из которых многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые стали епископами. Пожив богоугодно и благочестно много лет, преподобный Савва отошел ко Господу. Через некоторое время игуменом обители стал преподобный Александр, ученик преподобного Саввы, муж весьма добродетельный и преуспевший в монашеских подвигах. С ним подвизался в обители и другой его старец — преподобный Андрей, иконописец преизрядный, который имел честные седины и всех превосходил мудростью. С помощью Божией преподобные Александр и Андрей воздвигли в своей обители прекрасную каменную церковь, которую украсили чудной росписью в память своих отцов. Преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 15/28 сентября) в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях, которые в Русской земле» писал со слов старца Спиридона, что святитель Алексий, митрополит Московский, основав Андрониковский и Чудовский монастыри, взял игумена для Андрониковской обители у преподобного Сергия Радонежского — преподобного Андроника. С ним были его ученики Савва и Александр и чудные и прославленные иконописцы Даниил и ученик его Андрей и многие другие такие же. Преподобные Даниил и Андрей были так добродетельны и ревностны в постничестве и иноческой жизни, что сподобились Божественной благодати. Они были так исполнены Божественной любви, что никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводили к написанным вещественными красками образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. В самый праздник Светлого Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и Божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости и светлости. И не только в этот день так творили, но в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны. Монастырь, наше время Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири, нелегкий физический труд, который обеспечивает пропитание сестрам. За прошедший год как отмечается в отчете благочинного монастырей и подворий, в монастыре был проведен мелкий ремонт в помещениях некоторых зданий, также отштукатурены и побелены 2 здания снаружи. На месте старого фундамента из разобранных старых бревен и кирпича был построен скотный двор с молочной кухней, прачечной, погребом. Был отремонтирован деревянный забот, который летом подожгли неизвестные. Была пробурена скважина и проведена вода в трапезную и на скотный двор.

http://azbyka.ru/palomnik/Вышневолоцкий_...

16 декабря 1843 года по резолюции митрополита Филарета отец Виктор сделан соборным иеромонахом, с присутствием в учрежденном при Лавре соборе . 1 ноября 1844 года по распоряжению митрополита Филарета иеромонах Виктор был переведен в Москву на должность эконома Троицкого Сухаревского подворья, а казначеем в Вифанию определен бывший эконом Петербургского подворья иеромонах Вениамин. 4 июня 1848 года за усердное прохождение должности отец Виктор был пожалован наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода . В период бытности на подворье отца Виктора, в начале 50-х годов XIX столетия, попечением святителя Филарета и настоятеля храма Троицкая церковь подворья обогатилась, помимо утвари, новым приделом – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сохранился документ, подтверждающий это, подписанный митрополитом Филаретом 23 августа 1850 года . В Сретенском монастыре (1853–1859) Иконостас московского Сретенского монастыря. Фото XIX в. По предписанию митрополита Филарета, указом Московском духовной консистории 1 октября 1853 года иеромонах Виктор был определен строителем в Сретенский монастырь . Бывшему управляющему Сретенским монастырем игумену Ионафану, назначенному настоятелем Покровского монастыря, предписано было всё принадлежащее Сретенскому монастырю церковное и монастырское имущество сдать иеромонаху Виктору по описям и приходо-расходным книгам при посредстве благочинного монастырей . При сдаче монастыря благочинный монастырей спасо-андрониковский архимандрит Платон 10 ноября 1853 года представил ведомость о ветхостях зданий Сретенского монастыря, в которой значилось следующее: «При находящихся вне Сретенского монастыря двух каменных зданиях оного не оказалось поперечной каменной капитальной всей стены, примыкающей к соседнему жилому зданию, которая в сем году при перестройке уничтожена, но со стороны соседа письменного согласия не имеется, что здание для монастырского служит стеной» . Вследствие этого донесения консистория предписала иеромонаху Виктору донести: на каком расстоянии от уничтоженной капитальной стены находится дом соседа, нет ли окон из того дома на монастырь, и если есть, то сколько, а также насколько необходима замена уничтоженной стены новой . В построении же новой каменной стены, по мнению отца Виктора, надобности не было, так как из-за ее отсутствия монастырь ущерба не терпел .

http://pravoslavie.ru/67954.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010