Село прекрасное; народ богатый; несколько храмлет на старообрядчество, но вообще набожен и богат. Было и раскольников домов 60; но всё же оставалось православных домов 150, иль больше. Я к нему пришел с батюшкою, к храмовому их празднику Успению. Прекрасно; мне всё понравилось. Священника почитают. Я был в одном доме крестьянском. Меня окружили: начали со мною состязаться. И есть из них не дураки. Я порадовался его житию. Мы с Амвросием съездили к 2 товарищам, которые по соседству были священниками. 1) Павел Лебедев . Этот бедняжка взял за себя 40-летнюю девицу, обольстясь местом и родством с Андрониковским Архимандритом Гермогеном. Эта невеста родная сестра Гермогену и наследница родительского их места. Не знаю, кого здесь винить больше. Глуп семинарист, что решился взять совершенно отцветшую женщину; глупа и женщина, что решилась выйти за человека, которого она почти вдвое старше; глупее их всех – брат, что содействовал такому неравному браку. Последствия вышли, каких надо было ждать. Лебедев стал пить и волочиться за молоденькими; жена его с досады тоже пьянствует. И дом их – сущая темница. Я весьма пожалел их. (Был у сего Лебедева я и в другой раз, года через 3. Мои опасения вполне оправдались. Он уже без стыда имел молоденьких и пил. Жена его тоже стала пьяница. Детей у них нет). 2) Никанор Покровский. Этот счастлив. Жена его молоденькая, как травочка, премилая собой, не капризная, умница. Тут я пришел в другую досаду. Мне было жаль, что такой милый цветочек сорван таким чудаком. И точно, этот Покровский, при уме очень недалеком, какой-то взбалмошный (говоря по-московски), опрометчивый, пустосмех, мужик, чувствований низких и горелку тянет —551— крепко. И собою – какая-то беловолосая кукла. Эта миленькая женщина крепко меня полюбила. Даже готова была уступить мне частицу своих брачных восторгов. Я не смел (уже я замышлял о монашестве!). Но впрочем, от сих сцен, и от разгорячения воображения винными парами, мое сердце закипело; я зарыдал, рыдание усилилось до того, что я стал изнемогать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Необходимость развития системы новых Н. и сохранения старых не была очевидна для власти, логичным казалось уничтожение вторых и умеренное развитие первых. Повсеместно вводились «новые формы» погребения (сожжение тел в крематориях и строительство колумбариев для урн). Одновременно возникли нетрадиционные для страны формы Н. (сохранение мумии В. И. Ленина в мавзолее и Н. борцов за революцию и руководителей гос-ва у стены Кремля; подобная практика была свойственна и европ. странам Нового времени, достаточно напомнить историю мумификации вождей Французской революции и Наполеона Бонапарта). По всему городу прошла волна уничтожения «мешавших развитию новой планировки столицы» сравнительно новых общественных кладбищ (Лазаревского, Дорогомиловского, Братского Всехсвятского и др.). Массовому уничтожению подверглись, часто вместе с церквами, и остатки древних Н. приходских храмов. Эти кладбища, на к-рых регулярные захоронения не совершались ок. столетия, начали застраивать уже с XVIII в., но часть могил, прилегавших к храму, всегда сохранялась; сейчас остатки таких кладбищ в черте старой Москвы представляют большую редкость. В основном закрыли для захоронений и частично уничтожили Андрониковское, Даниловское монастырские кладбища ( Козлов В. Ф. Некрополи моск. мон-рей в 1918 - нач. 1930-х гг.: Хроника защиты и гибели//Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 547-568). Нек-рые из них парадоксальным образом обрели новую жизнь, уже как привилегированные городские кладбища (Новодевичье). Как художественно-архитектурные мемориальные комплексы стали оформляться Н. Александро-Невской лавры, Волково кладбище в С.-Петербурге, куда были перенесены надгробия с утраченных или уничтоженных Н. После 1945 г. многие Н. на городских кладбищах по всей стране были расширены и приобрели специфику как военные, воинские Н., где хоронили павших в боях советских воинов, а также раненых, скончавшихся в тылу. Возникали братские могилы советских военнопленных, казненных партизан, мирных жителей, погибших во время блокады Ленинграда, в оккупации.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Небывалый переполох произошел в Москве, когда эти грамоты прочитались боярами и народу. Сразу по указанию царя обозначались два разряда людей: изменники и верные слуги. Первыми были духовенство, бояре, приказные, служилые люди; вторыми являлись гости, купцы, народ, чернь. Вопли и крики, стоны и слезы обезумевшей толпы слышались всюду, и никто покуда не знал, что делать. Изменники боялись поголовного избиения; толпа еще не решилась произвести повальный мятеж. – Государь нас оставил, погибаем мы, грешные! – кричали на площади малодушные. – Кто будет нам на войне заступником? Как останутся овцы без пастыря? Увидавши овец без пастыря, расхитят их волки! – Увы, горе нам! – согрешили мы перед Богом, – продолжали вопить на улицах, – прогневили государя своего многими согрешениями и милость его великую превратили на гнев и на ярость! – Пусть государь не оставляет государства, не отдает его на расхищение волкам, избавит нас от руки сильных людей, – с угрозой кричали в народе. – Пусть казнит своих лиходеев! В животе и смерти волен Бог и государь! Бояре, служилые люди, и духовенство приступили к митрополиту с резкими требованиями: – Поезжай к государю! Мы все своими головами едем за тобою бить челом государю и плакаться! А среди черни уже раздавались дикие крики: – Пусть укажет государь на своих изменников и лиходеев, мы сами их перебьем! – Только клич кликни, государь, ни одного лиходея не останется! Сооравшиеся в митрополитовых палатах духовные лица, бояре и служилые люди начали толковать о том, что небезопасно оставить Москву без митрополита, когда все главные представители власти удалятся из нее. – Неровен час, пограбят и жен, и детей наших перебьют, – рассуждали бояре. – И так уж на улицах грозятся, а уедет владыко – тогда и удержу не будет. Решили ехать без Афанасия. Не заезжая даже в своп дома, все они тронулись в путь. Тут были и новгородский архиепископ Пимен, и ростовский Никандр, и суздальский Елевеерий, и рязанский Филофей, и архимандриты троицкий, спасский, андрониковский; за духовенством следовали князья Иван Дмитриевич Вельский и Иван Федорович Мстиславский, бояре, окольничие, дворяне и приказные; среди людей, достойных полного уважения, были и такие личности, как царский наушник и собутыльник, глубоко безнравственный чудовский архимандрит Левкий. Вся эта толпа, малодушная„ перепуганная, принизившаяся, ехала ударить челом государю и плакаться.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

Боровен.-Городеева, Новг. г., II, 678. Боровен.-Успен., Калуж. г., II, 1310. Боровинская-Николаев.-Маврина, Новг. г., II, 958. Боровичский-Духов, II, 789. Боровский-Высоцкий-Покров., II, 754. Боровский-Пафнутиев, II, 1038. Боровский-Рожд.-Богород. или Христорождеств., II, 1121. на Бору Троицкий, Ярос. г., II, 1260. Борщевая-Николаев., Орл. г., II, 679. Борщовская-Никол.-Можай., II, 957. Борщовский-Троиц., Ворон. г., II, 680. Братская-Спасская, Иркутской г., II, 1179. Братский-Богоявл.-Киевский, I, 87. Братский-Богоявл.-Могилевский, I, 88. Братский-Богоявл.-Пинский, I, 71. Братский-Богоявл.-Полоцкий, I, 86. Братский-Духов-Виленский, I, 182. Братский-Слуцкий, I, 394. Брестский-Симеоновский, I, 429. Брецкий – Андрониковский, Черниг. г., II, 615. Брусенский-Никол., Олон. г., II, 974. Брусенский-Успен.-Коломен., II, 681. Брянский – Вознесен. – Ильин.-Песоцкий, II, 732. Брянский-Оптин-Троиц., II, 1026. Брянский-Петропавл.-Богоявл., I, 353. Брянский-Поликарпов – Спасский-Преображ., II, 1077. Буйницкий-Духов, Могил., г., I, 89. Буктрянский-Уснен., Полт. г., II, 1311. Бунарев или Бундырев-Алексинский, II, 682. в Бутылицах-Николаев., Влад. г., II, 992. Быстринский-Успен., Полт. г., II, 1311. Бежецкий-Введен., II, 701. Бежецкий-Крестовоздв., II, 892. Белавинская-Богоявл. Волог., г., I, 91. Белавинская – Спасо-Каменная, Волог. г., I, 446. с Белого Костра Петровский-Новгородский, II, 1052. Белбажский-Троиц., Костр. г., II, 683. Белгородский-Николаев., I, 309. Белгородский-Рожд.-Богор., II, 1123. Белевский-Крестовозд., I, 263. Белевский-Спасо-Преображ., II, 1170. Белиловский-Георгиев., Киев. г., I, 152. Белможский-Троиц., Костр. г., II, 683. Белобережская-Никол., Орл. г., I, 92. Белогорский-Никол., Кур. г., II, 975. Белогостиц.-Георгиев., Яросл. г., I, 93. Белозерский-Гориц.-Воскрес. или Горы, II, 770. Белозер.-Кириллов-Успен., II, 867. Белоезерский-Никитин. или Никитский, II, 945. Белозерский-Троиц.-Святогор. или Спасогорский, II, 1278. Белоезерский-Ферапонтов, I, 556. Белоколодский-Преображ., Ворон. г., II, 1087.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В десятом слове защищается важность писаний Отцов Церкви, и особенно св. Ефрема. В одиннадцатом слове доказывается достоинство монашества, и в 4-х главах разрешаются возражения еретиков против монашества. В двенадцатом слове свидетельствами Отцов Церкви и примерами из церковной истории доказывается, что проклятие еретическое не действительно. 67 В тринадцатом слове доказывается, что еретиков должно не только подвергать суду церковному, но и проклятию, а власть гражданская обязана подвергать их и наказаниям, когда они наносят вред Христовой Церкви. Примерами древних иноков пр. Иосиф доказывает, что и инокам должно стараться об истреблении ереси. В четырнадцатом слове говорится об обязанности всех православных объявлять правительству о еретиках, чтобы не сделаться их сообщниками. В пятнадцатом слове Иосиф доказывает, что не всякого еретика, тотчас же после покаяния, можно допускать к общению с Церковью , но нужно различать свойство и тяжесть ереси и отступления от веры. Рассматривая действия новгородских еретиков после Собора, бывшего на них при Зосиме, до второго Собора, доказывает, что с сими еретиками нельзя поступать снисходительно. В шестнадцатом слове Иосиф старается доказать, что покаяние, вынужденное страхом наказания, не освобождает кающегося от наказания. Во время борьбы Иосифа с жидовствующими писаны им Послания 1, к архимандриту Вассиану о Св. Троице; 68 2, к Нифонту En. Суздальскому; 3, к Митрофану архимандриту Андрониковскому; 69 4, к инокам о повиновении соборному определению; 70 5, к Великому Князю Ивану Васильевичу на еретика Кленова; 71 6 и 7 два послания к Великому Князю Василью Ивановичу против еретиков. 72 Пр. Иосиф писал несколько Посланий по поводу спора со св. Серапионом: 1, к Великому Князю Василию Ивановичу; 73 2, к Митрополиту Симону; 74 3, к Василию Андреичу Челяднину; 75 4, к Борису Васильевичу Кутузову; 76 5, к Ивану Ивановичу Третьякову. 77 По частным сношениям с разными лицами писал он 1, два послания к Юрию Ивановичу Князю Дмитровскому; 78 2, к некоему вельможе о помиловании рабов; 79 3, три послания к вельможам, детям духовным о епитимьях; 80 4, послание к некоей княгине вдове; 5, послание о вельможах; 6, послание к иноку, иконописцу, с приложением трех слов об иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В соборном определении 1572 г. о четвертом браке царя Иоанна Васильевича участвовали архимандриты — троице-сергиевский, новоспасский, чудовский, симоновский, андрониковский, лужецкий, игумены — богоявленский, пафнутиевский, архимандрит солотчинский, игумены — колязинский, колоцкий, архимандрит даниловский и игумен угрешский. На Соборе 1580 г., рассуждавшем о предмете, весьма близком для монастырей, именно о церковных имуществах, присутствовало гораздо более настоятелей со всех концов России (до тридцати восьми), а потому в акте этого Собора степени наших главных обителей представляются гораздо полнее. Тут находились: архимандриты — троице-сергиевский, владимиро-рождественский, новоспасский, юрьевский из Новгорода, чудовский, симоновский, свияжский, андрониковский, спасский из Казани, печерский нижегородский, игумены — хутынский, кирилло-белозерский, архимандриты — горицкий, лужецкий, игумен богоявленский московский, архимандриты — богоявленский из Ростова, спасо-ярославский, игумены — пафнутиевский, иосифо-волоколамский, антониевский из Новгорода, соловецкий, псково-печерский, архимандриты — спасский из Суздаля, отрочевский, возмицкий, данииловский из Переяславля, каменский из Вологды, игумены — ферапонтовский, борисоглебский с Устья, архимандрит солотчинский из Рязани, игумены — прилуцкий вологодский, троицкий Павлова монастыря, глушицкий, колязинский, корнилиевский, никитский из Переяславля, колоцкий и вяжицкий из Новгорода. Через три года был еще Собор в Москве, рассуждавший о тех же церковных имуществах, в грамоте которого присутствовавшие на нем настоятели монастырей записаны в следующем порядке: архимандриты — троице-сергиевский, рождественский из Владимира, новоспасский, симоновский, андрониковский, игумен кирилло-белозерский, архимандриты — горицкий, лужицкий, игумен богоявленский московский, архимандриты — богоявленский из Ростова, спасский из Ярославля, игумены — пафнутиевский, иосифо-волоколамский, соловецкий, архимандриты — спасский из Рязани, отрочевский из Твери, даниловский из Переяславля, игумены — борисоглебский с Устья, колязинский, никитский из Переяславля, архимандрит солотчинский, игумен колоцкий из Можайска .

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

71 К XVI веку и с большею вероятностию ко второй половине сего века должно отнести построение в Андроникове Рождественской церкви над святыми вратами. 72 Во второй половине XVI века Андроников монастырь занимал восьмую степень в числе прочих монастырей всего царства Русского. При Иоанне Васильевиче Грозном порядок первых монастырей был следующий: 1) Владимирский-Рождественский, 2) Троице-Сергиевский, 3) Новоспасский, 4) Чудовский, 5) Симоновский, 6) Новгородский-Юрьевский, 7) Свияжский, 8) Андрониковский. При царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Иове 1589 г.: 1) Троице-Сергиевский, 2) Владимирский-Рождественский, 3) Новоспасский, 4) Чудовский, 5) Новгородский-Юрьевский, 6) Симоновский, 7) Свияжский, 8) Андрониковский. 73 Что касается до земель и населенных владений, то Андроников монастырь, вследствие определения на соборе 1581 г. (по другим 1580 г.) января 15, наравне с другими монастырями и духовными властями должен был, но случаю тесных обстоятельств отечества, отдать государю Ивану Васильевичу Грозному земли и села, прежними князьями жертвованные, следовательно, упоминаемые выше Луцинское и Березницы 74 и, может быть, другие нам неизвестные. Кроме того, монастыри и власть духовная не могли уже без доклада государю приобретать себе имений недвижимых, жертвуемых не должны были принимать, а оставшихся за ними не продавать; а так как при отобрании от монастырей вотчин в 1764 году за Андрониковым числилось 1672 души и по документам XVII и XVIII веков (см. ниже в сих веках) оне находились главным образом в Московском уезде, а частию в Дмитровском, Рузском, Звенигородском и Переславль-Залесском, то, на основании закона 1581 года, утвердившего монастырскую собственность, должно полагать, что в XVI веке за Андрониковым было не менее 1000 душ в упомянутых местах. 75 На основании некоторых указаний можно заключать, что Андроников в конце сего века имел за собою какой-либо приписной монастырь или подворье в Москве, потому что на соборе 1598 г. по случаю избрания Бориса Годунова на царство, кроме андрониковского архимандрита Вассиана, еще был строитель Андроникова монастыря старец Феодосий Бледный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

119 Затем от продажи в казну серебра получено 1 270 р. 36 к. асс. Проданы, между прочим, серебряный голубь, вероятно, находившийся в алтаре над престолом, как знамение присутствия святого и освящающего Духа, и жемчужная кисть от лампады пред иконой Златоуста. 121 Училище открыто в том самом здании, которое прежде занимала Моск. академия, переведенная в 1814 году в Троицкую Лавру. 122 По сему делу был учрежден 14 января 1822 года комитет из ректоров Моск. семинарии, Заиконоспасского и Андрониковского училища и семи протоиереев благочинных. Комитет имел заседания: 15 числа на Троицком архиер. подворье; 22-го в Заиконоспасском мон., 25-го в Златоустовом, потому что Златоустовский архимандрит Иннокентй был ректором Андрониковского училища. Положено было, между прочим: Заиконоспасское уч. перевести в Петровский мон., а на Перерве образовать новое училище из казеннокоштных учеников бывшего Заиконоспасского и Волоколамского (тогда же упраздненного) училищ. 123 В расходной кннге 1824 г. читаем: «21 апреля куплен ольховый стол и две скамьи в бурсу (под колокольней) для семинаристов». Они (8–15 чел.) жили в монастыре до 1852 года. 125 Частица в панагии была за особым стеклом. Кроме того, в палицу на серебр. ризе вложены были разные частицы св. мощей, как значится в описях 1813, 1814 и 1831 гг. Опись 1724 года совсем не упоминает о мощах на храмовой иконе св. Златоуста. А какие ныне на ней мощи – о сем сказано в 1-ой части истории монастыря. 128 С колокольни Георгиевской, на Лубянке, церкви, смежной с нашим монастырем, снесло главу и крест. 131 В исповедных росписях Спасской ц. за 1822 год значится купец Д. П. Ш-в 45 лет; жена его Наталья Вас.; дети их:Иаков, Ннколай, Мария, Павел и Анна. 132 Икона превосходно написана дорогими красками. На ней серебропозлащенные венцы украшены стразами; фон также под серебром. 133 «Начало христианства в Иркутске» и проч. стр. 281. В 1716 году 3 августа сгорел в Иркутске храм во имя Богоявления, но некоторые иконы сохранились, в том числе и Казанская.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Так, в сочинении анонимного агиографа XVI в. «Сказание о святых иконописцах» говорится: «Митрополит Алексей, новый чудотворец, когда создал два монастыря, Андрониковский и Чудовский, взял на Андрониковский монастырь игумена у святого Сергия – Блаженного Андроника. Блистал святой Андроник великими добродетелями, как и бывшие с ним его ученики – Савва и Александр и чудные и преславные иконописцы – Даниил и ученик его Андрей и иные многие таковые же». В «Сказании» иконописцы предстают не только носителями христианских добродетелей, но и ревнителями иноческой жизни, возносящими мысль к «невещественному и Божественному свету», что и открывает для художника возможность написания образов Христа, Богоматери и всех святых. Иконописцы, согласно «Сказанию», предаются практике созерцания Божественного света не только в состоянии творчества, но и тогда, когда не заняты художественной деятельностью 186 . Исихастская аскетическая практика была неотъемлемой частью жизни и творчества Андрея Рублева. По свидетельству Иосифа Волоцкого , эта практика заключалась в созерцании икон, приводившем и Андрея и его друга Даниила Черного, как и многих других мастеров, в состояние озарения – переживания Божественной радости и преисполненности «невещественным» светом. Но в этой связи очень важно подчеркнуть, что тождественное состояние возникало и у зрителя в «умном» общении с иконой. Об этом свидетельствует рассказ современника Григория Синаита – Максима Кавсокаливского. По словам Максима, он ощущал в груди и сердце теплоту и пламень, веющие от иконы, но они не жгли, а «прохлаждали» и «услаждали», производя в его душе «великое умиление» 187 . Именно такое состояние, как отмечает В. В. Бычков, и определялось в древнерусской культуре термином «мудрость» 188 . Великая мудрость иконописцев, по средневековым представлениям, воплощалась в их произведениях, погружавших зрителя в прозревание света Божественной истины и тем самым углублявших христианское миропонимание современников. «Мудрыми», «философскими» именуются в древнерусских письменных источниках и Феофан Грек, и Андрей Рублев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (254) , 1 (11) . в этом году (за прошлые годы с 2016-05-27) Происхождение изображения: Загружено 2016-05-27, анонимно. Описание: БОГОМАТЕРЬ АНДРОНИКОВА Вторая половина XIX века (до 1885 года). Санкт-Петербург (?) Дерево, левкас, темпера 23,5 x 16,5 см КП 1868 Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева представляет собой уменьшенный список с чудотворного образа Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке. Этот образ был привезен из Афин в дар императору Николаю I в 1839 году. По очень позднему преданию, он был написан апостолом Лукой, принадлежал византийским императорам и был вложен одним из них - Андроником III Палеологом - в монастырь в Монемвасии. Образ был торжественно перенесен в Вышний Волочёк в 1885 году. После закрытия Казанского монастыря в 1924 году он находился в городском Богоявленском соборе, откуда был похищен спустя шестьдесят лет. Иконография образа необычна - это оплечное изображение Богоматери в развороте вправо, как на иконах из трехчастных Деисусов, но на ее шее была изображена рана, а внизу был прикреплен нож в особом футляре (на списках его передавали живописными средствами и довольно условно). Откуда взялись эти детали - точно не установлено, объяснения их в тексте сказания нет. Кроме того, на главе Богоматери была особой формы трехлопастная корона. На иконе из собрания Музея рана не изображена, так же как и нож, но присутствует греческая надпись, выполненная с ошибками. На ее обороте указана первоначальный день празднования иконе - 12 мая старого стиля. После перенесения образа в Вышний Волочёк оно было изменено на 1/14 мая. Таким образом, икона из собрания Музея была исполнена еще во время пребывания чудотворного образа в Санкт-Петербурге. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " .

http://pravicon.com/image-27278

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010