Поведали же нам о честном старце Спиридоне. Преосвященный Митрополит Алексий, новый чудотворец, когда создал два монастыря, Андрониковский и Чудовский, то на Андрониковский монастырь взял игумена у святого Сергия, блаженного Андроника. Славился же святой Андроник великими добродетелями, и с ним были два ученика его, Савва и Александр, прекрасные и знаменитые иконописцы Даниил и ученик его Андрей, и другие многие такие же. И только добродетель имели и любовь к воздержанной и к иноческой жизни, и как им Божественной благодати удостоиться, и только старались заботиться о Божественной любви так, чтобы никогда о земном не стараться, но всегда ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету, мудрое же око всегда устремлять от мирской жизни к изображенным образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. Так и в праздник светлого Воскресения Христова на скамьях сидели и перед собой имели божественные и достойные высшего почитания иконы и, постоянно на них смотря, исполнялись Божественной радости и светлости. И не только в этот день так полагали, но и в прочие дни, когда не занимались живописательством. Поэтому Владыка Христос их прославил в их последний, смертный час. Сначала преставился Андрей, потом разболелся и сподвижник его Даниил, и в последнем предсмертном вздохе своем увидел сподвижника своего Андрея, в славе с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство. Так же и в Чудовском монастыре блаженный Митрополит Алексей посадил старцев честных. Некоторых попросил у святого Сергия, некоторых же призвал из других монастырей, подчиняющихся ему. Поскольку они были честны и святолепны, и иночески и духовно жили, то и все люди приходили к ним, старые и молодые, и пользу от них принимали. Так же и сам тот Спиридон, будучи еще молодым, благодаря этим поучениям отказался от мирских заблуждений и пришел к иноческому житию. Видел я и другого блаженного старца Макария, игумена и создателя монастыря Калязинского, который поведал мне так: Когда, — сказал он, — пришел я на это место, то пришло со мною семь старцев из монастыря Клобуковского 7 .

http://pravmir.ru/otvet-nedoverchivyim/

Святителя Никиты, епископа Новгородскаго (обретение мощей, 1558). Святителя Доната, епископа Еврии (ок. 387). Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (обретение мощей, IV). Мученика Максима. Месяц Май 1. Святаго пророка Иеремии (VI в. до Р. X.). Преподобнаго Пафнутия Боровскаго (1477). Священномученика Макария, митрополита Киевскаго (1497). Преподобномученика Ваты Персянина (IV). Благоверныя Тамары, царицы Грузинския (начало XIII). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Икон Божия Матери: Царевококшайския, или Мироносицкия (1647), Андрониковския и именуемыя «Нечаянная Радость». 2. Святителя Афанасия Великаго , архиепископа Александрийскаго (373). Благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во святем крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Святителя Афанасия, патриарха Цареградскаго, Лубенскаго чудотворца (1656). Мучеников Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Благовернаго и равноапостольнаго царя Бориса, во святем крещении Михаила (906–907), принявшаго крещение со своим народом в IX веке (болг.). Иконы Божия Матери Путивльския (1635). 3. Святых мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286). Преставление преподобнаго Феодосия, игумена Киево-Печерскаго монастыря и начальника в Российстей земли монашескаго общаго жития (1074). Преподобнаго Петра чудотворца, епископа Аргосскаго (X). Икон Божия Матери: Успения Киево-Печерския, принесенныя из Царьграда (1073). Печерския (с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием) (1085) и Свенския (1288). 4. Святыя мученицы Пелагии, девы Тарсийския (ок. 290). Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братий Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV). Священномученика Еразма, епископа Формийскаго (303). Священномученика Альвиана, епископа Анейскаго, и учеников его (304). Священномученика Сильвана, епископа Газскаго, и с ним 40 мучеников (311). Иконы Божия Матери Старорусския. 5. Святыя великомученицы Ирины (I–II). Преподобнаго Иакова Железноборовскаго (обретение мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

22.Празднование иконе Божия Матери Казанския (в память избавления Москвы и России в 1612 г.). Равноапостольнаго Аверкия, епископа Иерапольскаго, чудотворца (ок. 167). Седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250). Преподобных Феодора (1409) и Павла (после 1409), Ростовских. Мучеников Александра епископа, Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии. Иконы Божия Матери Андрониковския. 23.Святаго апостола Иакова, по плоти брата Господня (ок. 63). Преподобнаго Иакова Боровичскаго, Новгородскаго чудотворца (ок. 1540). Святителя Игнатия, патриарха Константинопольскаго (877–878). 24. Празднование иконе Божия Матери «Всех скорбящих Радосте» (1688). Мученика Арефы, с ним 4229 мучеников (523). Преподобнаго Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII– XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блаженнаго Елезвоя, царя Ефиопскаго (ок. 553–555). Мученицы Синклитикии и двух дщерей ея (VI). Святителя Афанасия, патриарха Цареградскаго (1311). 25. Святых мучеников Маркиана и Мартирия (ок. 355). Преподобных Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Анастасия (III). Праведныя Тавифы (I). 26. Святаго великомученика Димитрия Солунскаго, мироточца (ок. 306). Преподобнаго Феофила Печерскаго, епископа Новгородскаго, в Дальних пещерах (1482). Святителя Антония, епископа Вологодскаго (1588). Мученика Луппа (ок. 306). Преподобнаго Афанасия Мидикийскаго (ок. 814). Преподобнаго Димитрия Басарбовскаго, болгарскаго (1685). 27. Святаго мученика Нестора Солунскаго (ок. 306). Преподобнаго Нестора, Летописца Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1114). Благовернаго князя Андрея Смоленскаго (обретение мощей в Переславле-Залесском, 1540). Преподобнаго Нестора некнижнаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мучениц Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним. 28. Святыя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы (III). Преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (1709). Мучеников Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодулы, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Преподобнаго Стефана Савваита, творца канонов (IX). Святителя Арсения, архиепископа Сербскаго (1266). Преподобнаго Иова, игумена Почаевскаго (1651). Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Священномученика Кириака, патриарха Иерусалимскаго (363). Преподобнаго Иоанна Хозевита, епископа Кесарийскаго (VI). Священномученика Неофита, епископа Урбнисскаго (VII) (груз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Её, некогда пользующуюся почётом в городе и не принявшую новый уклад жизни, выслали за пределы Переславского уезда. Но позднее она всё же вернулась в ставший для неё родным Переславль и прожила остаток своей жизни с двумя бывшими монахинями в сторожке церкви Петра Митрополита. А в пострйках Фёдоровского монастыря большую часть ХХ века проживали сначала трудные подростки, затем группа инвалидов и горожане, не имевшие собственного жилья. Долгое время эту обитель занимало военное ведомство. Ещё позже - строительный трест и турбаза. Последним владельцем был Институт Програмных Систем РАН. В 1967 году в тогда бывшем монастыре проводилась реставрация, что в некоторой степени позволило сохранить часть старых строений. А в 1998 году Фёдоровскую обитель передали Русской Православной Церкви, первоначально - в ведение действующего Никольского монастыря. 19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия. Богослужения совершались только в тёплое время года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви. Сегодня насельниц в монастыре - 20 сестёр. В 2004 году к 700-летнему юбилею обители привели в порядок Фёдоровский собор, установили в нём временный иконостас. А совсем недавно на территории обители восстановили церковь во имя Казанской Божьей Матери. От прежнего благолепия в храмах, конечно, ничего не осталось. Сейчас в Фёдоровском монастыре много пожертвованных икон. Среди них - святыня, недавно ставшая известной, - небольшой чудотворный образ Божьей Матери, литографическая копия родовой иконы греческого императора Андроника III, вывезенной в Россию в 1839 году. В 2005 году, перед Рождеством, Введенская церковь Фёдоровского монастыря наполнилась благоуханием: Андрониковская икона, находящаяся в старинном киоте, начала источать сильный благодатный аромат, особенно ощущаемый вблизи чудотворного образа.

http://sobory.ru/article/?object=00433

К концу сего века должно отнести построение царицею Евдокией Феодоровной 94 трех-ярусной церкви в Андрониковском монастыре на западе от собора Спасова. Вверху построена была (и ныне есть) церковь во имя святителя Алексия, в средине Архангельская церковь, а внизу под нею усыпальница для погребения рода боляр Лопухиных и их родственников. В средней Архангельской церкви, при входе в нее, в западной ее части была братская трапеза, 95 а на левой стороне трапезы устроен был придел во имя апостолов Петра и Павла одной только дверью, а не двумя открытыми арками, как ныне, соединявшийся с трапезою, которая в последствии перенесена из Архангельской церкви вниз. Поводом к построению церквей была, без сомнения, кончина матери ее, болярыни Устиньи, урожденной Богдановой, преставльшейся в мае 1691 года, как видно из надгробной надписи над нею. Из сохранившихся надписей рода Лопухиных древнейшая надпись – над материю царицы, и посему можно думать, что она первая из сего рода похоронена в Андрониковом монастыре. 96 Известно, что дед царицы и свекор Устинии Авраам Никитич похоронен в Троицкой Лавре в сане инока, в августе 1687 года, 97 недолго не дожив до радости видеть внучку свою царицею России. Впрочем, счастие Евдокии не было продолжительно. Господь избавил и мать ее от той горькой части, которую Промысл вскоре готовил дочери ее и всему роду Лопухиных. Мать ее видела более радостные дни: она видела двух внуков–Алексея, родившегося 18 февраля 1690 г., и Александра, родившегося 3 октября 1691 года, но через 7 месяцев скончавшегося. Спокойно Устиния предала дух свой Богу и оставила дочь свою на попечение матери царя Натальи Кирилловны. Посему построение вышеупомянутой церкви над нею естественнее относить к 1691–1694, к первым годам после кончины ее, – годам супружеского согласия между государем и супругою его. На имя Петра, еще любимого, указывает в церкви придел Петра и Павла, на сына Алексея – церковь святителя Алексия. 98 Первый удар над родом Лопухиных разразился в начале 1695 года: января 24 числа сего года «на потешном дворце пытан боярин Петр Авраамович Лопухин, прозвище Лапка, в государственном великом деле и января 25 день в ночи умер» ... так говорят записки Желябужского, не объясняя ничего более. 99 Этот несчастный был дядя царицы Петр меньшой: ибо Петр Авраамович большой скончался 11 мая 1701 года, как видно из надписи в Андрониковом монастыре; напротив, нет в сем монастыре надписи, которая бы показывала время кончины и место погребения Петра Авраамовича меньшего. По тогдашнему положению, его должно было отвезти в убогий дом, и, может быть, он отвезен в Андрониковский убогий дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Геннадий пробыл в Москве более двух месяцев и в сентябре возвратился в Новгород. Вопрос о еретиках на время оставлен был в стороне: другие церковные вопросы заслонили его. Иосиф возвратился в свой «Иосифов» тотчас после собора о вдовых попах. Он не участвовал на соборе 6-го августа. Этой же осенью (в сентябре) хоронил он у себя в обители тело умершего на его руках князя Рузского Ивана, младшего сына Бориса Васильевича. Смерть эта и одновременная с нею смерть княгини-матери 187 увеличили средства монастыря. В сентябре же великий князь, сопровождаемый всеми детьми своими, отправился на богомолье к Сергию и в некоторые монастыри земли Ростовской. Иосиф Волоцкий со своей стороны помнил обещание или, скорее порыв Ивана Васильевича послать по городам отыскивать еретиков; но прошло более года и обещание не сбывалось. Еретики были на свободе, ересь всё ещё распространялась понемногу по городам и селам. Геннадий, во время своего долгого пребывания в Москве, не воспользовался присутствием там многих епископов и не возбудил вопроса о преследовании еретиков. Он уже не преследовал их и в Новгороде, где всё ещё находился еретик архимандрит Кассьян, присланный из Москвы в Юрьев монастырь по проискам еретиков или, скорее, по ходатайству Федора и брата его Волка Курицыных. Послание к архимандриту Митрофану 188 Весною 1504 года Иосиф написал Послание к духовнику великого князя архимандриту Андрониковскому Митрофану 189 . После обычного приветствия, которым обыкновенно начинались послания (Государя нашего великого князя Ивана Васильевича Всея Руси духовнику, господину архимандриту Андроникова монастыря Митрофану, грешный чернец Иосиф, нищий твой, господине, челом бью), Иосиф пересказывает свидание свое с Иваном Васильевичем (см. выше) и вслед за тем говорит, что нет пользы в том, что государь на словах испросил прощение за послабление ереси, а на деле не ревнует о вере, тогда как ему, государю, известны скверные дела еретиков. Рассказав вкратце о их кощунстве и иконоборчестве, Иосиф обязывает духовника государева заботиться об искоренении ереси: «Ино, господине, тебе о том государю великому князю пригоже, да и должно поминати. Будет государь во многих делех царских позабыл того дела, ино, господине, ты не забуди, и в том деле государя побреги, чтобы на него Божий гнев не пришел за то, да и на всю нашу землю; занеже, господине, за царское согрешение Бог всю землю казнит». Пересказав своё второе свидание с великим князем, когда последний задал ему вопрос о том, следует ли казнить еретиков, Иосиф вновь убеждает духовника напоминать государю о том, как благочестивые цари поступали с еретиками и тут же сам приводит в пример и назидание случаи жестокого преследования еретиков (отсечение головы, двести ран ремнем, урезывание языков).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Несколько обителей иноческих основаны самим преп. Сергием или учениками его, с благословения великаго учителя, прежде блаженной его кончины. Так, когда преп. Сергий удалился из своей обители, чтобы избегнуть тревоги и несогласия, он поселился в лесу близь реки Киржачи, на прекрасном высоком месте и основал малый монастырь с церковью Благовещения Богородицы. Вскоре после того, возвращаясь, по воле святителя Алексия, в свой монастырь, преп. Сергий поручил ученику своему Роману окончить устроение новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков. Блаж. Роман исполнил заповедь отца своего: устроил Благовещенский монастырь и был образцом подвижнической жизни для своей братии. Он преставился 29 июля 1392 года. 156 В предыдущей главе мы упоминали об основании в 1361 году св. митрополитом Алексием Спасского монастыря на берегу р. Яузы, под Москвою. Первым игуменом этой обители был Андроник один из любимых учеников великаго аввы Сергия, уроженец Ростовский, отличавшийся, при строгом постничестве, кротостью и глубоким смирением. Вскоре по устроении обители, отец и наставник монашествующих, Сергий, приходил посмотреть на труд ученика своего и благословить новое место подвигов иноческих. 157 Преставление преп. Андроника по всей вероятности относится к первым годам века. 158 Преемником его был ученик его преп. Савва, a третьим игуменом – Александр, ученик Саввы и самого Андроника. Он построил в обители своей прекрасную каменную церковь . Вскоре после построения, храм Спасов расписан был лучшими иконописцами того времени, Андрониковскими иеромонахами: старцами Даниилом Черным и учеником его Андреем Рублевым. Они поступили в сию обитель еще при преп. Андронике и отличались такою ревностью к посту и иноческим подвигам, что удостоились божественной благодати; они столько возвысились в святой любви к Богу, что ни- когда не занимались земным, но всегда ум и мысли свои возносили к невещественному и божественному свету, а чувственное око всегда возводили к написанным вещественными красками ликам Владыки Христа, Пречистой Матери Его и всех святых. В сам праздник светлого воскресения Христова они, сидя на скамейках и имея перед собою честные иконы, смотрели на них неуклонно и исполнялись святою радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. 159 Последние труды их, уже в глубокой старости, посвящены были расписанию двух соборов: Троицкого, в Сергиевой лавре, и Спасского, в своем монастыре. Вскоре Господь за благоговейное украшение св. храмов воззвал их обоих созерцать славу небесных обителей и лики праведников на небе. Блаженный Андрей предварил своей кончиной наставника своего Даниила; спустя немного времени Даниил стал приближаться к смерти; перед самым проставлением он увидел возлюбленнаго ему Андрея, в радости призывающего его к себе. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Очевидно, не мало труда положено было над сею книгою. Наравне с другими памятниками древности она служит явным и неотразимым обличением тех, которые старую веру, между прочим, поставляют в писании и произношении имени Господа: Исус или Icyc вместо: Иисус или Iucyc. Во всей книге часто встречаются опровержения сего странного заблуждения, проистекающего от совершенного незнания еврейского и греческого языков со стороны одних и преднамеренного упорства других, имеющих очи и не видящих. Инок Анфим как будто предвидел, что в последующие отдаленные от него времена, около обители его наиболее откроется отступление от святой церкви: вопреки древнему обычаю писать имя Господа Иисуса более сокращенно, он писал его часто без сокращения. 23 К сему же веку должно отнести пергаменное рукописное Евангелие (апракос), пожертвованное Андрониковым монастырем в Московскую Епархиальную Библиотеку, написанное в два столбца, очень тщательно и хорошо сохранившееся. 24 Третий игумен Андрониковской обители был Александр, ученик Саввы и самого Андроника, 25 муж добродетельный и мудрый. 26 Он создал в обители церковь каменну зело красну. 27 Это главный храм во имя нерукотворенного образа Спаса. 28 Он сложен весь из белого камня. Окна расширенные, а частию и вновь пробитые, арки в древних стенах его сделанные в последующие времена, теперешние внешние стены и верх, после сделанные, скрыли и изменили древний вид его. 29 Стоя на возвышенном месте, в отдалении от Москвы, храм сей тогда невольно останавливал на себе взоры городских жителей. 30 Вскоре после построения храм Спасов расписан был знаменитыми, первыми живописцами того времени, андрониковскими иеромонахами, 31 старцами Даниилом Черным и учеником его Андреем Рублевым. Они поступили в сию обитель еще при святом Андронике и отличались такою ревностию к посту и иноческой жизни, что удостоились божественной благодати: они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным, но всегда ум и мысли свои возносили к невещественному и божественному свету, а чувственное око всегда возводили к написанным вещественными красками ликам Владыки Христа, Пречистой Матери Его и всех святых. В самый праздник светлого воскресения Христова, сидя на скамейках и имея пред собою честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святою радостию и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. 32

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Он написал завещание в присутствии знатнейших Бояр, Князей. Василия Холмского, Даниила Щени, Якова Захарьевича, Казначея Дмитрия Владимировича и Духовника, Архимандрита Андрониковского, именем Митрофана, объявив старшего сына, Василия Иоанновича, преемником Монархии, Государем всей России и меньших его братьев. Тут, в исчислении всех областей Василиевых, в первый раз упоминается о дикой Лапландии; далее сказано, что Старая Рязань и Перевитеск составляют уже достояние Государя Московского, быв отказаны Иоанну умершим его племянником, сыном Великой Княгини Анны, Феодором; именуются также и все города, отнятые у Литвы, Мценск. Белев, Новосиль, Одоев, кроме Чернигова, Стародуба, Новагорода Северского, Рыльска: ибо тамошние Князья хотя и поддалися Государю Московскому, но удержали право владетельных. Другим сыновьям Иоанн дал богатые отчины: Юрию Дмитров, Звенигород, Кашин, Рузу, Брянск. Серпейск; Димитрию Углич, Хлепень, Рогачев, Зубцов, Опоки, Мещовск, Опаков, Мологу; Симеону Бежецкий Верх, Калугу, Козельск; Андрею Верею, Вышегород, Алексин, Любутск, Старицу, Холм, Новый Городок. Имея особенных придворных и воинских чиновников, пользуясь всеми доходами своих городов и волостей, братья Василиевы не могли в оных судить душегубства, ни делать монеты, и не участвовали в выгоде откупов государственных; однако ж Василий обязывался уделять им часть некоторых Московских сборов и не покупать земель в их отчинах, которые оставались наследственными для их сыновей и внуков. То есть меньшие сыновья Иоанновы долженствовали иметь права только частных владельцев, а не Князей Владетельных. Одна Рязань еще представляла тень вольной Державы: Князь ее, Иоанн, умер в 1500 году, оставив пятилетнего сына, именем также Иоанна, под опекою матери, Агриппины, и бабки его, любимой сестры Великого Князя, Анны, которая преставилась в 1501 году, утвердив внука в достоинстве независимого Владетеля, но только именем: ибо государь Московский был в самом деле верховным повелителем Рязани, ее войска и народа. – Исполняя желание отца, Василий и братья его обязались между собою грамотами жить в согласии по родительскому завещанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Однако Владыка скоро встал, отпустить меня, сказав: «Приезжайте завтра ко мне обедать, вместе с Архимандритом Агапитом, во 2 часу». Я вышел в восторге и умилении. 14 марта, в 3 Воскресение поста, мы приехали с о. Агапитом в назначенное время. В зале у Владыки встретили двух Архимандритов, Иоанникия, Чудовского Наместника 139 , и Платона Андрониковского. Тотчас вышел Владыка. Поговорил что-то с Архимандритом Агапитом. Сели за стол в светлой галерее, налево из залы. Стол изящный, с рыбою. Митрополит держал около себя особую бутылку, что-то ало-красное, подобно клюквенному морсу. Нас потчивал вином. Был говорлив и деликатен Я сидел с правой руки его. Речи отборные, ясные, округленные и интересные. Владыка даже улыбался легким осклаблением. Я увидел, в глубине челюстей его уже несколько зубов нет. Говорил про золочение церковных глав, про сочинение Андрея Николаевича Муравьева о Раскольниках 140 . Вообще говорил, а не молчал. Архимандрит Агапит жаловался на галок, тучами наседающих на кровле; церквей, и высказывал желание стрелять их. Владыка зачитал: «Ибо птица обрте себе храмину, а горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари твоя, Господи сил». О. Агапит замолчал. Со мною Владыка кажется ничего не сказал. Встали от обеда. Владыка отозвал меня к стороне, и указал картонный ящик, в коем сложено Архиерейское облачение (не полное, без саккоса и подризника), по золотому глазету шитое «Это Вам от меня». Я поклонился Владыке в землю. Тут же и простился. (Облачение это и храню, и употребляю в важные дни. На палице шелками вышит праведный Филарет в одежде вельможи.) Это было уже последнее лицезрение мое блаженного Митрополита Филарета. Я уехал сперва в Казань, а потом в Красноярск, за четыре тысячи верст от него. LXV. Здесь и сим я кончаю мою память о блаженном Митрополите Московском Филарете. Есть два письма его ко мне, писанные в март и мае 1863 года, относительно моих мнений о свечном сборе в церквах: но они не могут быть объявлены до моей смерти. Здесь только скажу, что и самый гнев на меня святого Святителя происходил из отеческой жалости обо мне, и сам в себе есть сущая благость и мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010