Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский монастырь основан в 1872 г. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина в 1872 г. Позднее она была обращена в монастырь. В обители находятся: собор в честь Казанской иконы Божией Матери, храм в честь Андрониковой Богородицы, храм во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней и построенная в 1990-е годы часовня в псевдорусском стиле. Главной святыней монастыря была икона Андрониковой Божией Матери древнего греческого письма (украдена из церкви в 1984 г.). В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. Казанский монастырь, общежительный, в городе Вышнем Волочке. Основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины. Здесь находится греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвовавл ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Собор иконы Божией Матери Андрониковская

http://sobory.ru/article/?object=00313

Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской. Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 126-137 об.; ГА Тверской обл. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1; Оп. 2. Д. 13, 18, 33, 41; Ф. 466. Оп. 1. Д. 82721, 84557. Ист.: Савва (Тихомиров), архиеп. Слово, произнесенное при сретении в Вышневолоцком жен. мон-ре древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова»//Тверские ЕВ. 1885. 11; То же. Тверь, 1885; Жизнеописание основательницы Вышневолоцкого мон-ря игум. Дорофеи. Тверь, 1906. Лит.: Освящение храма в Казанском мон-ре близ г. Вышняго Волочка. Тверь, 1882; Савва (Тихомиров), архиеп. Торжество перенесения древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», из С.-Петербурга в Казанский Вышневолоцкий мон-рь. СПб., 1885, 19044; Покровский А. В. Народная святыня в г. Вышнем Волочке Тверской губ. Серг. П., 1909; Стрелков Ф. М. Ист.-стат. очерк к 150-летнему юбилею Вышнего Волочка и его уезда. Вышний Волочек, 1922. С. 27-28; Кулик В. Н. Благотворительная деятельность Тверских жен. мон-рей в кон. XIX - нач. XX в.//Тверская земля в прошлом и настоящем: Сб. науч. тр. Тверского ГУ. 1994; Сказание о Вышневолоцком Казанском жен. мон-ре. [СПб.,] 1997; Соловьёва Ф. Б. Вышневолоцкий Казанский мон-рь//Вышневолоцкий ист.-краевед. альманах. 2001. 4; Памятники архитектуры Тверской обл. Тверь, 2002. Кн. 2. С. 221-224; Баскаков В. , свящ. Феномен жен. монашества в России во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.//Тверские ЕВ. 2004. Июнь. С. 38-42; Сент. С. 45-49.

http://pravenc.ru/text/161133.html

Икона эта вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Византийская икона Празднование ей совершается 7 апреля, под каковым числом и помещены о ней сведения. Икона «Нечаянная Радость» Сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», помещены под 9 декабря. Андрониковская икона Сведения о ней см. под 22 октября. 2 мая Путивльская икона Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Богоматерь на Молченской иконе, но эти две иконы не следует смешивать (Молченской иконе празднуется 18 сентября). Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 года. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Размер ее: 1 арш. и 2 вершка в ширину и 1 1/2 аршина в высоту. Икона украшена сребропозлащенной ризой. Владимирские иконы в г. Нерехты В городе Нерехты Костромской губернии есть две местночтимых Владимирских иконы Богоматери. Находятся они в городской Владимирской церкви, стоящей на месте упраздненного Сретенского Девичьего монастыря. Одна из них прославилась в 1635 году, а время прославления второй относят к 1634 году. Относительно этой последней предание добавляет, что ее принес в город Нерехты из Ярославля тамошний купец Иван Аверкиев по повелению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении. Других, более подробных сведений об этих иконах не имеется. Вутиванская икона Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Помимо искалеченных зданий и обезглавленных храмов, печальна оказалась судьба и обоих святынь чудотворных  икон Божией Матери. Сначала они были перенесены в храм Вышнего Волочка, а оттуда в городской музей. Когда же верующим был возвращен Богоявленский собор - единственный храм,  действовавший тогда в Вышнем Волочке, то туда были переданы и обе иконы. Но в 1984 году одна из них - Анд­рониковская была украдена и ее место пребывания до сих пор неизвестно. К утешению сестер в апреле 2019 года в обитель вернулся чтимый список Андрониковой иконы Божией Матери, выполненный в иконописной мастерской Казанского монастыря в конце 1880-х годов XIX века. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, пережив в советской России годы лихолетья, и после отшествия к Богу последней представительницы этого рода, ее доверенное лицо передало святой образ в Казанский монастырь. Возрождение следует Бог, Сама Богородица не оставляет Свою обитель без утешения. Два года назад перед Андрониковским храмом появился памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому, сооружённый на деньги потомка давних благотворителей монастыря Сивохиных.  Но, пожалуй, главными святынями монастыря, к которым едут сегодня со всех концов страны паломники, стали могилки двух наших блаженных современниц: старицы и странницы Любушки Лазаревой и монахини Марии (Матукасовой). Над ними, тщанием бывшей игуменьи монастыря и ктиторов возведена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и мраморные надгробия. Любушка, родившаяся в 1912 году, всю жизнь хранила Веру, вымаливая других. Большую часть своей тяжелой жизни она не имела своего жилья. Добровольно терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

Северный и южный притворы перекрыты цилиндрическими арками. Купольный световой барабан опирается на четыре столба. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлён при помощи парусов... Обширный восьмистолпный подклет, в котором расположены калорифер и русская печь, по плану и системе перекрытий аналогичен церкви " . Внутри стены собора выкрашены в спокойные, умиротворяющие пастельные цвета. Один ряд больших окон и световые проёмы барабана дают достаточное естественное освещение. Композиционный центр интерьера - подкупольное пространство, перед ним - солея и иконостас. На несущих столпах слева - чтимая Вышневолоцкая Казанская икона Божией Матери, справа - резной образ Святителя Николая Чудотворца. Образа, хранящиеся сейчас в вышневолоцком Богоявленском соборе, поистине поражают свой историей. Многие из них являются чудотворными. Стоит прежде всего упомянуть удивительный резной образ Святителя Николая Чудотворца. Раньше икона хранилась в Николо-Столпенском монастыре. Эту ростовую скульптуру, по преданию, Иван Грозный вывез из Новгорода. Но в какой-то момент лошадь, запряжённая в повозку с иконой, встала. Казалось, никакая сила не может заставить её сдвинуться с места. Царь разгневался и воскликнул: " Так будь же ты Никола Столпник! " . В ХХ веке, когда обитель закрыли, резную икону перевезли в Богоявленский храм. Более трёхсот лет другой образ - Казанская икона Божией Матери являлась одной из самых чтимых в Вышневолоцком уезде. Не случайно в главном уездном городе имелись Казанский собор, Казанская загородная церковь, Казанская часовня над местом явления иконы и рядом - Казанский монастырь. Более того, по сей день в Вышнем Волочке существует Казанский проспект. К началу ХХ века установилась традиция совершения крестных ходов с Казанской иконой Божией Матери. Хранилась она в Свято-Казанском соборе. После революции 1917 года святыня оказалась в Богоявленском соборе. Там её поместили слева от центрального амвона. Справа находидась небольшая Андрониковская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00312

В период расцвета монастыря, в конце XIX века в его штате числились до 500 монахинь, не считая послушниц. Её посещали члены Императорской фамилии. У обители имелись свои сенокосы, угодья, пасека, сады. В монастыре так же писались иконы, был организован приют для девочек сирот. На начало ХХ века тут было построено 14 жилых корпусов, имелась своя мельница, об­ширный скотный двор и служебные постройки. И конечно храмы, которых было пять. Помимо двух названных, это освященный в 1880 году  великолепный Казанский собор, спроектированный известным московским архитектором А.С. Каминским. По мнению специалистов – это один из красивейших храмов  России, где и хранилась явленная на источнике святыня. Так же имелся больничный храм пророка Ильи и вмч. Пантелеимона и домовая церковь в честь иконы Божией Матери Боголюбской с двумя приделами: святого Григория - просветителя Армении и Всех Святых. Уже после прославления в лике святых Кронштадтского пастыря, в старом игуменском корпусе был освящен шестой храм - в его честь. Военно-революционный парадокс После октябрьского переворота, монастырь не избежал разорения и поругания святынь, хотя его насельницы демонстрировали лояльность новой власти. Так, весной 1919 года, когда в городе начался голод,  монахини передали продовольственному комитету города 200 пудов квашеной капусты и 75 пудов муки, чем спасли многих горожан от смерти. В фонд помощи голодающим в 1922 году Казан­ский монастырь передал  658 тысяч рублей. Однако, это не спасло его от окончательного закрытия. Сначала там устроили  детскую коммуну, а с сентября 1922 года на территории монастыря разместилась воинская часть и монахинь просто выставили за ворота.  Новые «хозяева» вели себя, как варвары. Великолепный Казанский собор со снятыми куполами и крестами сначала использовали под клуб, а потом во­обще превратили в мусоросборник. Храм Андрониковской иконы стал складом. Колокольню Ефремовской церкви исполь­зовали, как водонапорную башню. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. В итоге она была доведена до аварийного состояния. Сады были вырублены, на месте монастырского кладбища устроен плац, а могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Воинствующее  безбожие торжествовало, но одержать победу, несмотря на все усилия не могло.

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

В П. и У. е. ежемесячно публикуются ж. «Ковчег» и приходская газ. «Преображение» храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на. Храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Ям Переславского р-на издается «Приходской вестник», Угличский Богоявленский мон-рь выпускает ежемесячную газ. «Богоявленский вестник»; Николо-Сольбинский монастырь - еженедельную электронную газ. «Сольбинская весточка»; издаются материалы конференций и чтений, к-рые проходят в епархии. Свято-Алексиевская пуст. (архиерейское подворье) выпускает светские и церковные издания. В марте 2019 г. вышел 1-й номер ежемесячного электронного «Переславского епархиального вестника»; газета поступает по электронной рассылке в благочиния и приходы. Действуют 124 сайта епархиальных учреждений, благочиний и приходов. Святыни В Переславле-Залесском особо почитаются: чудотворная Андрониковская икона Божией Матери в Феодоровском жен. мон-ре, мощи и вериги прп. Никиты Столпника в Никитском мужском мон-ре, мощи прп. Даниила Переславского в Троицком Даниловом мон-ре, частица мощей блгв. кн. Александра Невского с фрагментом его монашеского облачения во Владимирском кафедральном соборе, мощи блгв. кн. Андрея Смоленского, прп. Корнилия Переславского и Корсунский крест в переславль-залесском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре . В окрестностях Переславля-Залесского имеются источники во имя прп. Никиты Переславского и вмц. Варвары. В с. Троицкая Слобода Переславского р-на на церковном кладбище находится могила местночтимого блж. Михаила Лазарева (Миша-Самуил; 1848 - 23 февр. (8 марта) 1907). На подворье переславского Никольского жен. мон-ря в с. Годенове Ростовского р-на, в ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, хранится почитаемый крест (деревянное распятие с резным скульптурным изображением Спасителя), по преданию, явившийся пастухам в 1423 г. В пос. Борисоглебском в Борисоглебском мон-ре под спудом покоятся мощи затворника прп. Иринарха , хранятся его вериги. Также в мон-ре под спудом почивают мощи основателей обители - преподобных Феодора и Павла Ростовских.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Под 1439 г. упоминается архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря Фаддей. «Лествица о соборных властех» 1598/99 г. упоминает из московских архимандритов чудовского Пафнутия, спасского Закхея, симоновского Иону и андрониковского Вассиана (ЧОИДР. 1912. Кн. 2. С. 40-41). Т. о., в сер. XV-XVI в. число московских городских и пригородных монастырей, возглавлявшихся архимандритами, не увеличилось. Со 2-й пол. XIV в. сан архимандрита стали получать настоятели некоторых мон-рей, расположенных на территории совр. Подмосковья. В Коломне архимандрит возглавлял городской Спасский мон-рь; по мнению А. Б. Мазурова, центр архимандритии в городе мог меняться ( Мазуров. 2001. С. 188, 196-197, 239, 243-245). Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужской монастырь стал архимандритией к нач. XV в. Можайский Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь получил статус архимандритии в 1-й четв. XV в. Настоятель Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря близ Волока Ламского, находившегося в Новгородской епархии (позднее перешел в состав Патриаршей области), сан архимандрита получил во 2-й пол. XV - нач. XVI в.- вероятно, это произошло уже после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву. Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь стал архимандритией не позднее 1-й четв. XVI в. Троице-Сергиев мон-рь грамотой митр. св. Макария от 6 янв. 1561 г., выданной «со всем священным собором» по совету царя Иоанна IV Васильевича Грозного, стал архимандритией и получил 1-е место среди всех рус. мон-рей (согласно офиц. летописи, «царь и великии князь Иван Васильевич всея Русии по совету отца своего и богомолца Макария митрополита всея Русии у Живоначалные Троицы в Сергиеве монастыре учинил архимандритию» - ПСРЛ. Т. 13. С. 331). В XVII в. имело место увеличение числа архимандритий в Москве и Подмосковье. Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь получил статус архимандритии в 1650 г., московский в честь Богоявления мужской монастырь (за Торгом, или за Ветошным рядом) - в 1651 г., Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь - в 1652 г. В московском Греческом во имя святителя Николая Чудотворца монастыре архимандриты упоминаются в 1655 г. В 1657 г. статус архимандритии получил только что основанный Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Высокопетровский мон-рь возобновил статус архимандритии в 1666 г. Московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь стал архимандритией в 1682 г., Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь - в 1683 г. Настоятели Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря получили сан архимандрита в 90-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Н. Д. Горемыкин состоя, во время судебного процесса об Андрониковской иконе Б. Матери, чиновником особых поручений при главном начальнике III отд. собств. Его Императорского Величества Канцел. генерал-адъютанте. Н. Вл. Мезенцове. Мезенцов, как человек благочестивый, намерен был доложить Государю о прекращении этого процесса, оскорбительного для православной святыни и об оставлении иконы Богоматери в петербургском Троицком соборе; но он не хотел этого делать без предварительного сношения с петербургским Митрополитом и без согласия на то со стороны Его Высокопреосвященства. С этой целью он отправил к митрополиту своего чиновника Горемыкина: но Митрополит с равнодушием отнесся к этому важному делу. Таким образом дело окончилось тем, как описано в помянутом выше сочинении. 1 мая. Встретивши после литургии в городском Вышневолоцком соборе Андроникову икону Божией Матери и водворивши ее в Казанском женском монастыре, в тот же день, в 6 часов вечера, я совершил в монастырском соборе всенощную с литией и величанием в честь предстоящего на другой день праздника Вознесения Господня и во славу Божией Матери, пришедшей в иноческую обитель в древней чудной иконе Андрониковой. 2-го числа. Праздник Вознесения Господня. В 9 часов началась литургия, после которой совершен был благодарственный молебен за дарование обители великой святыни. На молебне возглашено было многолетие благочестивому благотворителю обители и виновнику священного дара, Ефрему Никифоровичу Сивохину. 3-е число. Выслушавши в монастыре литургию и осмотревши все монастырские заведения, я отправился в сопутствии начальника губернии А. Н. Сомова, в Тверь, куда прибыл в 4 часа по полудни. 4-го числа получил я из Петербурга от священника адмиралтейского собора, Альбицкого, телеграмму с извещением, что в Вильну, на место умершего архиепископа Александра 498 переведен епископ Таврический Алексий, который получив назначение на эту кафедру, 9 марта, в Симферополе не успел даже побывать. 7-го числа получено было мной письмо из Петербурга от Обер-Прокурора Св. Синода, К. П. Победоносцева . Он писал от 5-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Дивное Дивеево и другие святыни Православия На сайте храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково Нина Гвоздева рассказала о поездке в Муром и Дивеево прихожан храма и подопечных Дома слепоглухих. Она состоялась 14–16 июня 2015 года. «Слепоглухих с нами 5 человек: Наташа и Люба не слышат, но немножко видят. Они общаются жестами. Лена слабовидящая и слабослышащая, слышит с аппаратом, отлично знает жесты, но и голосом тоже хорошо говорит. Саша – тотально слепоглухой, он не видит и не слышит, но замечательно общается жестами и дактилем. Тамара не видит, но неплохо слышит, с ней мы говорим голосом. С нами также преподаватели Дома слепоглухих, сотрудники и волонтеры». Молитва сопровождала паломников по пути в Дивеево и обратно. Вместе они читали Богородичное правило, молитвы и каноны ко Причастию, вместе причащались в Дивеевской обители. В другой раз в Переславле-Залесском паломники посетили монастырь преподобного Никиты Столпника, окунулись в его источник, приложились к его мощам и веригам, спустились в часовню-столп, где преподобный на коленях очень долгое время творил Иисусову молитву. Побывали в Спасо-Преображенском соборе, в котором был крещен Александр Невский. В Феодоровском женском монастыре приложились к чудотворному образу Божией Матери «Андрониковская». Ездили и к Животворящему Кресту Господню в Годеново. По преданию, пастухи увидели в облаке света «несказанного» висящий в воздухе Крест. Исходящий от Распятия голос предсказал, что на этом самом месте, где сейчас болото, будет дом Божий, а приходящие помолиться с верой люди получат исцеления. Чудеса совершаются здесь и по сей день. Кстати, Дом слепоглухих приглашает в свои интересные поездки не только своих подопечных, но и всех желающих. На комфортабельном автобусе в сопровождении опытного сотрудника вы можете поехать в новые для себя места, где по сей день Господь и Его святые являют чудеса, способные кардинально изменить жизнь человека. Записаться в поездку можно у Марии Зелениной по телефону: 8-985-619-33-60.

http://pravoslavie.ru/115285.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010