В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны. http://hram-tver.narod.ru/ Казанский монастырь в Вышнем Волочке – женский православный монастырь, основанный в 1881 г. как общежительный из женской общины, образованной на средства князя Арсения Степановича Путятина. Ныне монастырь Казанской иконы Божией Матери, закрытый в советское время и открытый для возрождения в 1991 г., является действующим. В конце XVI века в Вышний Волочек местными купцами был привезен список с Казанской иконы Богоматери. В писцовых книгах под 1583 г. значится Николаевский Вышневолоцкий погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, в одном из храмов находился большой список чудотворного образа. Летом 1724 г. возникший в погосте большой пожар уничтожил обе церкви, но икона уцелела. В честь нее был возведен новый деревянный храм с приделами святого Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Но он простоял недолго и в 1742 г. также сгорел во время пожара, уничтожившего много домов в Вышнем Волочке. Икона при этом пропала. Спустя некоторое время её обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была выстроена часовня, в ней на возвышении установлен чтимый Казанский образ Божией Матери для поклонения приходящими и проезжающими. Над одним из ключей срубили «деревянный колодезь».

http://sobory.ru/article/?object=00313

Одной стороной (около 30 сажен длиной) оно выходит на улицу, противоположная сторона круто обрывается к реке имея внизу до реки несколько домов. В ширину место занимает около 17 саженей и граничит с соседями. Прежде здесь помещался лучший ресторан в городе с видом на реку и три её моста (почему ресторан и назывался «Санкёо-роо» – трёхмостный). Теперь эти здания заняты церковью, квартирой диакона, архиерейскими комнатами, катехизатором и другими служащими при церкви. Места в доме очень много, комнаты все просторны. И жаль лишь, что всё это уже обветшало, частью сгнило, частью подгнило и требует не ремонта, а замены его новым. Господь даст, скоро и начнётся здесь постройка, сначала домов, а потом и церкви! Часть денег на церковь уже есть: это щедрый дар Её Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны (пять тысяч рублей) и все пожертвования, собранные преосвященным Андроником [Никольским] и другими на церковь в Мацуяме и переведённые сюда (около восьми тысяч). Надеемся, что Господь пошлёт добрых людей и их помощью воздвигнется храм, приличный для города, в котором уже сейчас около одного миллиона двухсот тысяч жителей!.. Дай-то Господи! Настоящая церковь  – в честь Покрова Божией Матери. Она занимает большую комнату старого японского дома. Алтарь довольно тесный, и, хотя над престолом потолок несколько возвышен, тем не менее возгласы раздаются как-то глухо, будто из гроба! Иконостас до потолка церкви, то есть аршина четыре в вышину! Икона Спасителя и Божией Матери, святого Пантелеймона и Александра Невского писаны на Афоне и, как значится на обратной стороне их, посланы для о. архимандрита Анатолия, известного деятеля здесь, – «в город Японию»... Память о том счастливом времени, когда Японию могли считать ещё городом! Как быстро меняется история! Изображения двух Архистратигов дополняют иконостас. На стенах – большие образа Спасителя, Божией Матери, святителя Николая и преподобного Сергия. В небольших багетных рамках – иконы 12 праздников. Низкий, довольно закоптелый потолок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Из других известных лиц духовного и монашеского звания, занимавшихся иконописью, архиеп. Макарий называет: преп. Пахомия Нерехтского († 1384); инока Иринарха, ему помогавшего; преп. Феодора, архим. Симонова мон., впоследствии архиепископа ростовского, написавшего, между прочим, образ своего дяди – преп. Сергия Радонежского и «Деисусы у Николы на Болванке»; старца Игнатия иконника Симонова м., бывшего в нем спостником преп. Кирилла Белозерского; ученика преп. Сергия Радонежского Епифания премудрого ; преп. Дионисия, основателя Глушицкого м. В числе творений последнего имеется икона преп. Кирилла Белозерского, написанная при жизни чудотворца. В юные годы, едва поступившим в монастырь, был «иконником чудным» будущий Святитель митрополит Петр. Иконописанием занимался Святитель Василий, архиепископ новгородский. Свят. митрополит Алексий, после вторичной поездки в Царьград, привез оттуда чудную икону Нерукотворного Спаса, которую поставил в основанной во имя этого образа Спасо-Андрониковой обители. Свят. Дионисий, архиеп. суздальский, пребывая долго в Царьграде, снял точные копии образа Пресв. Богородицы-Одигитрии, находившегося в Софийском соборе. Одна из копий прислана была им в 1381 г. в суздальский собор, другая – уцелевшая позднее – в нижегородский Преображенский собор. Преп. Арсений Коневский, подвизавшийся три года на Афоне, привез оттуда ок. 1393 г. икону Божией Матери. Чудотворная икона эта чтится в Коневском монастыре. С того времени чтутся чудотворные иконы Пресв. Богородицы: Устюжская, перед которой в 1290 г. блаж. Прокопий Устюжский силой своей молитвы отклонил от Устюга каменную тучу. Владимирская, писанная Святителем Петром, в бытность его игуменом Ратским и поднесенная им ок. 1301 св. митрополиту Максиму. Она находилась во Владимирском кафедральном соборе. Донская, сопутствовавшая вел. кн. Димитрию Донскому в 1380 г. на Куликовом поле. Икона пребывала в Благовещенском соборе в Москве. Максимовская, написанная по видению, бывшему во сне Святителю Максиму в 1299 г. при начале переселения его из Киева во Владимир и находившаяся во Владимирском Успенском соборе над гробницей с его мощами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

«...Но Пресвятая Богородица, избравшая сие место и даровавшая оному в благословение Свою чудотворную икону как видимый знак Своего покрова, не допустила сие место до совершенного оскудения». Как в начале XIX века, после изгнания наполеоновской армии двунадесяти языков, восстановили стараниями боголюбивого купца и почётного гражданина Москвы Димитрия Александровича Лухманова разоренные «просвещёнными французами» Косинские церкви и деревни, так и в конце XX века Господь благословил новое возрождение дома Своей Пречистой Матери, а Она явила великое чудо, вернув Косинскому приходу Свою, как казалось, навсегда утраченную икону. В.В. Кириченко увидел в ленинградском Музее религии и атеизма икону Божией Матери, на оборотной стороне которой была надпись: «Моденская» Вскоре после Великой Отечественной войны легендарный хранитель фондов Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Вадим Васильевич Кириченко, приехав по делам в ленинградский Музей религии и атеизма, увидел там поразившую его икону Божией Матери. На оборотной стороне иконы Вадим Васильевич обратил внимание на необычную надпись: «Моденская». Вадиму Васильевичу удалось увезти икону в Москву и поместить в запасники Музея древнерусского искусства, расположенного на территории Спасо-Андроникова монастыря. Спустя годы слухи о возможно найденной святыне дошли до Косина. В конце семидесятых косинские старожилы Мария Алексеевна Иванова и ее сестра услышали от работника областного управления культуры Дмитрия Дмитриевича Гущина о таинственной иконе с надписью «Моденская», хранящейся в Музее Андрея Рублева. Обе женщины прекрасно помнили, как выглядела утраченная чудотворная икона Косинская (Моденская). Приехав в музей, они попросили показать им икону. Все ещё служивший в музее Вадим Васильевич Кириченко благоговейно вынес икону, и Косинские прихожанки узнали чудотворный образ. История следующих пятнадцати лет – это поразительная по своей промыслительности история возрождения Косинских храмов и подготовки их к возвращению великой святыни.

http://pravoslavie.ru/143434.html

Н. представлен сидящим, опирающимся на крюки или костыли. Своеобразна композиция резной иконы с фигурой Н., сидящего в келье за столом и читающего книгу (музей «Наследие прп. Нила»). Часто резные иконки столобенского пустынника украшали окладами из серебряной фольги, бисером, цветным стеклом, помещали в деревянные киоты. В стиле академической живописи выполнен образ Н. в клейме на Андрониковской иконе Божией Матери, с Тверскими и избранными святыми кон. XIX в. (после 1896, тверской мастер, музей «Наследие прп. Нила»). Икона «Избранные святые, с врезанным крестом-распятием» была выполнена «в воспоминание 17 октября 1888 года чудесного спасения Его Императорского Величества Великого Государя Императора Александра Александровича и всего Августейшего Семейства от смертной опасности. От усердия прихожан 1894 года 19 месяца января» (музей «Наследие прп. Нила»). Построение образа напоминает композиции минейных икон. В собрании музея Ниловой пуст. есть еще одна редкая икона кон. XIX в.: Н. показан в виде столпника. Образ Н. на столпе имеется также на позолоченной серебряной дарохранительнице 2-й пол. XIX в. работы столичного мастера (музей «Наследие прп. Нила»). Иконы Н., небесного покровителя Верхневолжья, находились в красном углу дома у каждого жителя этих мест, часто помещались над входом в жилые и общественные здания. Образ преподобного украшал фасад входной Светлицкой башни Ниловой Столобенской пуст. В Осташкове в 70-х гг. XVIII в. на месте древней крепости были установлены 4 вальских столба, в небольшой нише на каждом из них размещался образ Н. с неугасимой лампадой. Нередко Н. изображали вместе с др. Тверскими чудотворцами - прп. Ефремом Новоторжским, Макарием Калязинским, Арсением Тверским (кон. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова). Вместе с прп. Ефремом Н. (в схиме, руки с четками на груди) представлен под образом Спаса Нерукотворного на крупной золотофонной иконе посл. четв. XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»). Центром изготовления икон Н. являлась Нилова Столобенская пуст., где работали осташковские иконники и живописцы, туда приглашали мастеров из Москвы, С.-Петербурга, Твери, Владимира, Палеха, Мстёры и др.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) Посвящения И. Р. храмов в России относятся ко 2-й пол. XIX - нач. XXI в. и отражают русско-болг. связи Нового и Новейшего времени, наиболее ранние - придел храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в Малоярославце Калужской губ. (XVIII в.). Развитию почитания И. Р. в России в кон. XIX в. способствовала деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского , крещенного в честь болг. святого. По его инициативе во имя И. Р. был освящен престол в соборе жен. мон-ря в С.-Петебурге (см. Санкт-Петербургский во имя прп. Иоанна Рильского жен. мон-рь на Карповке). Также во имя И. Р. были освящены престолы в архимандричьих палатах Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря , в храме во имя И. Р. и Льва Катанского в Иоанна Предтечи скиту Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни , в надвратной церкви (1892) в Никифоровом Важеозерском в честь Преображения Господня мон-ре , в приделе Успенского храма (XIX в.) Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в приделах Благовещенского собора (XIX в.) Бежецкого в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , Андрониковского собора (нач. ХХ в.) Вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , Введенского собора (XIX в.) Паданского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Олонецкой губ. Также во имя святого были освящены храмы: при Городской клинической психиатрической больнице 1 им. Н. А. Алексеева в Москве, в Архангельске (XIX в., разрушен в 30-х гг. ХХ в.), на архиерейском подворье в с. Леснолесье (Симферопольский р-н, Крым), Домовая церковь в Минске (XXI в.); приделы в Никольском «Морском» соборе в Кронштадте (нач. XX в.), в Знаменском храме с. Броды Старицкого р-на Тверской обл. (1905), в Успенском храме с. Белый Берег Сафоновского р-на Смоленской обл. (1885); в часовнях (кон. XIX в.) при Александро-Невском храме в г. Троицке Оренбургской обл., в храме Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца (XIX в.).

http://pravenc.ru/text/471475.html

В кон. XIX в. получил широкое распространение образ А. В. в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 80-х гг. XIX в. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком мон-ре: икона в местном ряду иконостаса Никольской ц. (А. В. написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским ); настенное погрудное изображение А. В. худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 50-е гг. ХХ в.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий мон-рь), А. В. стоит слева, рядом с прп. Никоном. Лит.: Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь: Его иконы и достопамятности. М., 1902; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря: Сб. док-тов/Сост.: С. С. Ермалаев, Е. Е. Лыков, В. В. Шилов. Серпухов: Мат-лы и исслед. по истории Серпуховского края. М., 1993; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 62. И. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/76986.html

Хранители времени. Реставрация в музеях Московского Кремля Где: Успенская звонница и Патриарший дворец (Кремль, Соборная пл.). Когда: ежедневно, кроме четверга, до 13 октября . Экскурсии для сборных групп: по выходным и праздничным дням в 15, 16 и 17 час. Стоимость: входной билет 500 руб., льготный 250 руб. (с экскурсией — на 400 руб. дороже). Веб-сайт выставки: http://conservation.kreml.ru. История кремлевских реставрационных мастерских ведет отсчет с 1963 года. За это время через руки реставраторов прошли самые древние и ценные иконы, текстильные изделия, оружие, ювелирные произведения, книги и исторические документы. В нынешней экспозиции — почти сотня памятников, возвращенных к жизни в основном за последние пять лет, большинство из них представлены публике впервые. Среди ­премьер — роскошные алмазные венцы братьев Петра и Ивана Алексеевичей (1684 и 1687 годов соответственно), Евангелие в серебряном позолоченном окладе (середина XVII века), Владимирская икона Божией Матери в украшенном драгоценными камнями окладе (конец XVI — начало XVII века), расписной деревянный горельеф «Богоматерь с Младенцем» (XVIII век), корона императрицы Анны Иоанновны (1730 год). Подлинная жемчужина этого собрания — двусторонняя икона «София Премудрость Божия — Распятие» первой половины XV века, представшая перед зрителями после кропотливой многолетней реставрации. Новые поступления в Музей имени Андрея Рублева Где: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Андроньевская пл., 10). Когда: ежедневно, кроме среды, до 27 октября. Экскурсии для сборных групп: по выходным и праздничным дням в 15, 16 и 17 час. Встречи в экспозиции с куратором: 10 сентября и 8 октября в 17.30. Стоимость: входной билет 250 руб., льготный 100 руб. (с экскурсией — на 300 руб. дороже). Знаменитый музей на исторической территории Спасо-Андроникова монастыря устраивает подобные выставки периодически, но довольно редко — раз в 5–15 лет. В нынешней экспозиции — самые интересные из 450 памятников, пополнивших фонды с 2004 года. Подавляющее их большинство — либо уникальные и крайне редко демонстрируемые святыни, либо выставленные на публике впервые иконы, книги и изделия прикладного искусства.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavochnyy...

Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерархии святости — чин святых иконописцев, во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублев. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. XIV — нач. XV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало XV b.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV b.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV b.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Нет никакого сомнения, что святым Андреем создано намного больше святых икон и росписей, чем выше перечислено, однако свидетельств о других его произведениях не сохранилось. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. О происхождении его ничего неизвестно. Некоторый свет на этот вопрос может пролить наличие у него прозвища (Рублев), которое сохранилось за ним в монашестве. По-видимому, Рублев — это родовое прозвище, то есть фамилия. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV–XV вв., то есть в эпоху преподобного Андрея, а также значительно позже, фамилии носили только представители высших слоев общества, что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ректор Академии, которая помещается в Новодевичьем монастыре в нескольких комнатах (церкви не даны, и храм устроен в трапезной), просит тоже о присылке книг и, главное, пособий, так как нет ни преподавателей богословских предметов, ни пособий, а нужда в духовенстве – невероятная. В Троице-Сергиевской лавре монахи оставили у всех очень приятное впечатление. О. Разумовский, когда пошел провожать Андроникова, снял рясу, так как духовенство ходит в штатском по улицам. Приезжие ходили в рясах и привлекли всеобщее внимание. Константин ходил в маленькую церковку в Брюсовом переулке (Воскресения Христова). Количество народа было такое, что толпа стояла вплоть до иконостаса, и диакон не мог протиснуться на амвон, чтобы произносить ектении. Андроников стоял в алтаре, надевал стихарь и прислуживал на Страстной и на Пасхе. Митрополита Николая не видно, и он не в фаворе. Говорят только о патриархе и митр. Григории. В Петербурге они посетили Казанский собор, где до сих пор – музей религий. Иконостаса нет, и на престоле стоит Будда, а на задней стене – портрет Ленина. Могила Кутузова – в порядке, и над ней – икона. Вообще, достать икону в СССР очень трудно. Константин через одного еврея купил икону 12 праздников, но ее принесли прямо в гостиницу. Очень сильное впечатление производят святыни, которые до сих пор в Третьяковской галерее: икона Св. Троицы Рублева и Владимирская икона Божией Матери. Посетители входят в шапках. В Лавре на месте Троицы – копия. Многие церкви в очень плохом виде, в них – жилые помещения и кинематографы. Большинство виденного ими духовенства – старо: за 60 лет. Из студентов-богословов они видели двух 18 лет, только что окончивших 10-летку. В церквах – почти все старики и дети. Среднего поколения – мало. Церквей так мало, что многие верующие не обслужены. Священникам приходится прибегать к общей исповеди. «Вестника Патриархии» нигде купить нельзя, и продается он только через местные церковные власти или посылается по подписке. Никаких иностранных книг и газет нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010