Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении префекта ВАО г. Москвы Н.В. Ломакина и настоятеля протоиерея Димитрия Бабьева посетил восстанавливаемый на берегу Святого озера храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и пообщался с верующими. Чудотворная Моденская (Косинская) икона Божией Матери По преданию, икона в 1717 году была привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итальянского города Модены. В церковь села Косино пожертвована императором Петром I. Когда Измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на которой отрок Петр обучался морской службе, он перенес свою флотилию на Белое озеро в Косино. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы прославился многочисленными исцелениями и благодатными знамениями. Так, например, в 1848 году жители соседних с Косино селений, где свирепствовала холера, несколько раз брали чудотворную Моденскую икону для совершения молебнов, после которых страшная болезнь совершенно прекращалась. На иконе Пресвятая Богородица изображена стоящей с Божественным Младенцем на левой руке. Спаситель обращен ликом к народу, правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток. В 1940 году Косинская икона Божией Матери была конфискована и передана в Музей религии и атеизма, а затем в Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1976 году святыня была отреставрирована. Второе обретение Косинской иконы состоялось 2 июля 1991 года. В этот день по благословению Святейшего Патриарха Алексия II чудотворную икону из запасников музея крестным ходом перенесли в Никольский храм в Косино. 2 июля 1992 года, после возвращения приходу Успенского храма, чудотворный образ разместили в нем, где святыня пребывает и поныне. Ежегодно 3 июля, в день празднования чудотворного образа, после Литургии совершается торжественный крестный ход на Святое озеро со списком Косинской иконы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/2838261.ht...

Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в царствование Иоанна Васильевича, где и оставалась до 1721 года, когда по воле императора Петра I была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, что на Васильевском острове, а оттуда вскоре перенесена в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. Императрица Анна Иоанновна соорудила деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, куда в 1737 году и перенесена чудотворная икона, украшенная императрицею драгоценными камнями. Со времён же императора Павла I храм этот именовался уже Казанским собором. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 15 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Усердием императриц Марии Феодоровны и Елизаветы Алексеевны тогда же прибавлено на сию икону много драгоценных камней и жемчугу, а от великой княгини Екатерины Павловны прислан в дар редкой величины синий яхонт. По народному верованию, Казанской иконе Богоматери молятся об избавлении от слепоты. Икона Казанской Богородицы участвует во всех крестных ходах в столице и сделалась общею святынею всей России. 22.10.Греческая-Андроникова Греческая икона Божией Матери известна под именем Андрониковой. С древних времён она принадлежала к домашним святыням императора Андроника III Палеолога и в 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала 19-го столетия. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в г. Патрас. Пред смертью своею Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Осквернена была могила игумении Досифеи II, находившаяся у храма Андрониковой иконы Божией Матери, её прах перенесён на новое место. Была до основания разрушена церковь, в которой находилась Вышневолоцкая святыня - чудотворная Казанская икона Божией Матери. Ещё более тяжким разрушениям подверглись монастырские киновии в Спирове и Кашарове. На их землях были созданы сельскохозяйственные артели, которые получили в своё владение все постройки, скот и монастырское имущество. Никольская церковь в Кашарове и Успенская в Спирове были снесены, а Смоленская Спировская - в 1930-е годы была переделана под здание школы. Оставшиеся в обители сёстры продолжали трудиться на монастырских угодьях уже как члены артели. Со временем многих ожидал арест и ссылка в Сибирь. Согласно секретному Протоколу Президиума Петрогубисполкома от 19 мая 1923 года: " О закрытии и ликвидации Иоанно-Кронштадтского монастыря и Вышневолоцкого подворья " с передачей помещений со всем имуществом в ведение комунального хозяйства. Здание подворья было превращено в общежитие техникума. Чудотворные Андроникова и Казанская иконы Божией Матери, под покровом которых жил монастырь, в первой половине 30-х годов ХХ столетия были перенесены сначала в храм Вышнего Волочка, а затем в городской музей. Когда же верующим был возвращён Богоявленский собор, единственный храм, действоваший тогда в Вышнем Волочке, то были переданы туда обе эти иконы. Стоит сказать, что у Андрониковой иконы к тому времени уже не было ножа, которым был нанесён, по преданию, удар святому образу. Икона не дождалась открытия своей обители: незадолго до начала перестройки, в 1984 году, она была украдена из Богоявленского собора Вышнего Волочка. Ещё в советское время, в 1975-76 годах, ныне покойный митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплёв) обращался к властям с просьбой передать Казанский монастырь РПЦ, но получил отказ. 30 сентября 1990 года Тверь посетил Патриарх Всея Руси Алексий II и указал на необходимость возвращения Вышневолоцкого Казанского монастыря Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00313

В годы Советской власти Федоровский монастырь разделил судьбу большинства православных обителей. Сначала его преобразовали в сельхозартель, а в середине 1920-х гг. вообще закрыли. Последнюю настоятельницу Федоровского монастыря - Олимпиаду (Георгиевскую) арестовали. Позже, отсидев свой срок, она доживала свои дни в сторожке на территории монастыря, в котором к тому времени находился дом престарелых. С закрытием монастыря была закрыта и Введенская церковь. Уникальные росписи, которые украшали помещение этого храма практически сразу же погибли из-за повышенной влажности, так как в здании новые хозяева устроили баню и прачечную. Кроме того на момент возвращения обезображенного здания бывшей церкви открывшейся здесь православной обители, храм находился в плачевном состоянии. Стены были покрыты трещинами, фундамент практически рассыпался, с крыши постоянно в помещение попадала вода. Когда в стенах монастыря размещался Институт програмных систем РАН, помещение бывшей церкви планировали перестоить под клуб деловых встреч, но не успели - монастырь по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в 1998 году возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, в Введенской церкви была совершена первая литургия. Храм был капитально отремонтирован. Ныне в теплом Введенском храме ежедневно совершаются богослужения. В церкви находится чудотворная икона Андрониковской иконы Божией Матери. Икона названа в честь греческого императора Андроника Третьего Палеолога. В России она появилась при императоре Николае Первом. Вначале она хранилась в Зимнем дворце, затем в Троицком соборе города Санкт-Петербурга, где очень почиталась. Были отмечены случаи прозрения совершенно слепых. После революции 1917 года икона находилась в Казанском женском монастыре города Вышний Волочек. Ныне икона находится в Введенском храме, в деревянном киоте с ящичком для записочек. www//pereslavl.ru/architecure/fedorov.htm Введенская трапезная церковь известна в Феодоровском монастыре с давних времен. В 20-е г.г. XVII в. «храм поставили теплой, два престола Введение Богородицы да Николы Чюдотворца с трапезою да святые ворота». Деревянная Введенская церковь числится в переписных книгах 1635 г. В 1653 г. она сгорела и была восстановлена в 1655 г. с одним престолом.

http://sobory.ru/article/?object=05689

1 мая 1897 г. на месте разобранной домовой церкви архиеп. Тверской Димитрий (Самбикин) в сослужении прав. Иоанна Кронштадтского заложил теплый 3-престольный храм, главный придел к-рого был освящен 15 сент. 1901 г. в честь Андрониковой иконы Божией Матери. 17 сент. были освящены левый придел во имя святителей Григория Армянского, Иннокентия Иркутского, прп. Иоанна Рильского и вмч. Димитрия Солунского и правый придел во имя Всех святых. 5-главый Андрониковский собор, построенный по проекту московского архит. Н. П. Маркова, примкнул к полуразвалившемуся больничному корпусу с воротами и звонницей. В соборе находилась святыня В. м.- Андроникова икона Божией Матери , приобретенная для мон-ря Сивохиным и перенесенная 1 мая 1885 г. из С.-Петербурга. Указом Синода с 1 мая 1887 г. в В. м. совершалось ежегодное празднование иконе. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1910–1912 гг. Архит. А. П. Аплаксин. Подворье мон-ря в С.-Петербурге. Фотография. 1913 г. К нач. XX в. в обители находились 2-этажный деревянный игуменский корпус, 3-этажный каменный корпус для именитых гостей, соединявшийся с колокольней, больничный корпус с богадельней, 18 двухэтажных корпусов, 2 гостиницы, школа, 11 деревянных домов. За оградой были расположены 4 дома для священников, 2-этажная гостиница, 2 странноприимных дома, хозяйственные дворы, сады и огороды. В. м. был самой крупной жен. обителью Тверской епархии, в нем проживало до 700 сестер, служили 5 священников и диакон, в т. ч. иерей М. В. Беневоленский, отец сщмч. Димитрия Беневоленского . В 1906 г. настоятельницей стала игум. Досифея II, в 1914 г.- игум. Амвросия. Среди подвижниц В. м. известны схим. Пелагея ( 1884), по молитвам к-рой совершались исцеления; ученицы старцев Адриана Югского и Петра Томаницкого монахини Макария (Короткова) и Мария (Анисимова). Действовали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские, приют для девочек, школа грамоты, преобразованная в 1914 г. в церковноприходскую. В годы первой мировой войны мон-рь продал пустошь Стойково и на вырученные деньги устроил лазарет для раненых. В 1914 г. послушницы В. м. трудились в Царскосельской общине сестер милосердия.

http://pravenc.ru/text/161133.html

Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери - чудотворный Корсунский (из Херсонеса) образ XI в. из Софийского собора в Новгороде. С 1572 г. икона пребывала в московском Успенском соборе. Согласно легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», перенесена в 453 г. имп. Львом I Фракийцем из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги и помещена при имп. Ираклии в храме Богородицы во Влахернах. В этой церкви она пребывала до 898 г., когда была «принесена в Херсонь» - место крещения Киевского кн. равноап. Владимира Святославича, к-рый и перенес ее в Новгород. Впервые названа Иерусалимской в описи Успенского собора в 1701 г. после поновления и украшения драгоценным окладом. В 1812 г. икона с окладом была похищена. В 1813 г. ее заменили списком (вероятно, кисти Кирилла Уланова; см. в ст. Улановы ) из дворцовой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Сенях. В 10-х гг. XVIII в. Улановым было создано неск. списков с древней иконы, которые находились в храмах в честь Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове (ныне в ц. Рождества Богородицы), во имя арх. Михаила в Бронницах, во имя прор. Илии в Черкизове, в честь Покрова Пресв. Богородицы в Вешняках и др. Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2013 г. (храм Христа Спаси-теля) Ковчег с главой свт. Иоанна Златоуста. Фотография. 2013 г. (храм Христа Спаси-теля) В М. е. хранятся мощи либо частицы мощей мн. святых. Частицы мощей св. Иоанна Предтечи, вложенные в его образ, почитались в Иоанно-Предтеченском мон-ре. Часть его главы была привезена в Москву в 1634 г. греком Андроником Ранкавеем ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142. С. 97), а часть руки из обители вмц. Евфимии в Вифинии подарена в 1694 г. Гавриилом, митр. Халкидонским (ее подлинность заверена грамотой К-польского патриарха Каллиника; Там же. С. 85). Ныне частицы мощей св. Иоанна Крестителя доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. Камень от пещеры, в к-рой скрывался и молился св. Иоанн Креститель, вложен в Кийский крест.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1881 г. численность Казанской общины составляла уже более 260 сестер. Для их проживания и деятельности имелось 13 корпусов, большинство из которых были деревянными, некоторые выстроены из кирпича. В одном из корпусов была устроена безмездная больница на 8 кроватей, в двух располагались иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. Община уже владела 505 десятинами земли в разных местах, в том числе 70 десятинами с дровяным лесом. 14 ноября 1881 г. община была преобразована в женский общежительный монастырь, а через два месяца, 14 января 1882 г., Досифея была возведена в сан игуменьи. В первой половине 1880-х г.г. к каменной часовне 1852 г. постройки, в которой находилась местночтимая Казанская икона Божией Матери, был пристроен алтарь, возведена колокольня, часовня была преобразована в загородную церковь монастыря. Рядом с ней сохранялась старая деревянная часовня XVIII в. Над источником возвели сень. Главным благодетелем Казанского монастыря был Ефрем Никифорович Сивохин. В 1883–1888 г.г. на собственные средства Ефрема и Неонилы Сивохиных была построена колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Неонилы. Предположительно, автором колокольни является А. С. Каминский. Всего Ефрем Никифорович пожертвовал на обитель свыше 150 тысяч рублей, а также приобрел для нее Греческую икону и ковчежец со святыми мощами. Древняя греческая Боголюбская икона (также Андроникова икона), купленная Е. Н. Сивохиным за 17 тысяч рублей, была торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга 1 мая 1885 г. Её встречали уездные и городские власти, губернатор Сомов, множество народа. С тех пор каждый год 1 мая из всех вышневолоцких храмов устраивался крестный ход в Казанский монастырь. Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до завершения устройства больничного корпуса и богадельни. Он скончался 5 февраля 1889 г. и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. Его супруга Неонила Афанасьевна жила после смерти мужа в обители и была похоронена рядом с ним. Больничный корпус был достроен в год смерти Е. Н. Сивохина и освящен 28 октября 1889 г., храм в лечебнице освящен в 1890 г. во имя пророка Илии и святого великомученика Пантелеймона. В 1889 г. было завершено строительство нового настоятельского корпуса. Тогда же возведена часовня над монастырским колодцем.

http://sobory.ru/article/?object=00313

232. Казанский , женский, общежительный, в гор. Вышнем Волочке, Тверской губ. Под именем женской общины учрежден в 1872 г. с больницею при ней, при чем кн. Путятин построил двухэтажный кам. корпус с домовою церковью и 3 дерев. на кам. фундаментах флигеля, а также пожертвовал землю в количестве 276 дес.; независимо от сего помещ. Рыкачева принесла в дар общине 109 дес. В 1881 г. община переименована в общежит. м-рь. В 1885 г. в м-рь перенесена из С.-Пбурга пожертвованная пот. поч. гражд. Сивохиным древняя греческая икона Божией Матери, именуемая Андрониковою, которая принесена из Греции в двадцатых годах XIX ст., до 1877 г. находилась в Зимнем Дворце, а потом в Троицком соборе. Празднование иконе разрешено совершать 1-го мая. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1872 г., 104, ст. 1061; 1882 г., 8, ст. 46; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 90; 1881 г., 70; 1885 г., 218; “Торжество принесения древ. греч. иконы Бож. Мат., именуемой Андроникова, из Спб. в Казан. Вышнев. ж. м-рь”, Спб., 1886 г. 233. Казанский – Богородицкий , женский, 3-го класса, в гор. Елабуге, Вятской губ. Учрежден в 1856 г. на пожертвованный купцом Стахеевым капитал; при чем положено быть игуменье и 15 сестрам. “Сенат. вед.”, 1856 г., 88; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 12 (учреж. мон.); 1857 г. 13 (разреш. постр. церковь ); “Памят. кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 117; “Календарь Вят. губ.”, 1889 г., 28 (крестн. ход); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г., 104. 234. Казанский – Высочиновский , мужской, общежительпый, Харьковской губ., Змиевского у., в 3 вер. к сев.– зап. от Змиева, среди болот и песков, при селе Высочиновке и рч. Мже. Открыт в 1886 г. по просьбе помещика села Высочиновки, губ. секр. Андр. Феод. Ковалевского, пожертвовавшего при жизни своей на устройство м-ря 230 десят. земли и усадьбу, и кроме того завещавшего по смерти своей 640 десят. земли и все свое движимое состояние. При этом церковь села, служившая приходскою, передана со всем имуществом м-рю, который обязался открыть училище для мальчиков. В церкви находится явленная и чудотв. икона Казанской Божией Матери, именуемая Вы- сочиновскою, которая издавна привлекала к себе массу верующих богомольцев. В 1887 г. разрешено святую икону переносить с крестным ходом в Троицкий Змиевский собор, где и остается с 27 июня по 7 июля. Кроме того, в церкви находится чудотв. икона св. Николая, перенесенная сюда из упраздненного Николаевского-Преображенского Казацкого м-ря. “Сказание о чудотв. иконе пресв. Богород. Казанской-Высочиновской и сведения об учрежден. в честь ее Высочинов. Казан. общежит. м-ре и обретающихся в нем святынях”, Моск., 1888 г., отдельн. оттиски из 4 и 5 “Душепол. Чтения” 1888 г.; “Прибавл. к Церковн. Ведом.”, 1888 г., 1, 16; “Церковн. ведом.”, 1889 г., 1, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сразу после закрытия Богоявленского собора жители Вышнего Волочка начали борьбу за возвращение храма. Надежду им придавал тот факт, что всего в нескольких километрах от их родного города власти открыли одну из сельских церквей. Прихожане направляли в горисполком ходатайство за ходатайством с просьбой об открытии собора, ссылаясь на то, что " верующих религиозных граждан в городе находится много " , но каждый раз получали отказ. Более того, городские власти распорядились разобрать соборное крыльцо, а решётки использовать " для благоустройства города " . Разгорелся скандал, о котором вскоре узнали в Москве. В это же время Калининский облисполком уступил натиску и постановил передать общине кладбищенской церкви города... здание Богоявленского собора, а здание кладбищенской церкви оставить за общиной для отпевания умерших " . Совет Министров СССР с позицией Калининского облисполкома согласился. Символично, что первая служба в Богоявленском соборе после его возобновления состоялась 13 апреля 1947 года, в светлый праздник Воскресения Господня. Потом люди вспоминали, что на то богослужение собралось огромное количество верующих, храм не мог вместить всех. В соборе ещё не было никакого убранства, и алтарь был прикрыт " занавесочками " . Постепенно прихожане взялись за оформление интерьеров. Из неработающего Выдропужского храма привезли удивительной красоты иконостас XVIII века. Согласно описи, составленной в начале 1960-х годов, у него были " золоченые колонны с 3-мя приделами и 42 иконами в нем " . Также среди святынь, хранившихся в соборе, назывались " икона в иконостасе святителя Николая, резная в парчовом одеянии и металлической ризе, серебряный крестик, панагия с бисерной цепкой, икона Андрониковой Божией Матери в ризе с камнями, икона Казанской Божией Матери в парчовой ризе, три висячих лампады... " . Как отмечалось в документах специальной комиссии, " Здание (собора) является важным градостроительным элементом и основной вертикальной доминантой в городской застройке " . Поэтому за его восстановление взялись достаточно активно. Пригласили реставраторов из Твери, которые занялись расчисткой настенных росписей академического письма XIX века. К настоящему моменту большая их часть уже приведена в порядок.

http://sobory.ru/article/?object=00312

В 1991 году Моденская икона Божией Матери вернулась в Косино В 1991 году в Косино вернулась его главная святыня – Косинская (Моденская) икона Божией Матери. – Отец Михаил доложил Святейшему Патриарху Алексию II, что чудотворный образ находится в Музее Андрея Рублёва, – вспоминает Таисия Викторовна. – Святейший обратился к тогдашнему министру культуры Николаю Николаевичу Губенко, Царствие ему Небесное, и тот сразу же принял решение о возвращении иконы в храм. Какое это было великое событие! 2 июля 1991 года мы все приехали на территорию Свято-Андроникова монастыря. После освящения директор музея передала чудотворную икону, украшенную цветами, викарию Московской епархии епископу Истринскому Арсению. Солнце светило. Какая всенародная радость была! Повезли образ Владычицы по Москве кортежем: машины останавливались, казалось, что весь город молился, а потом несли на руках, с пением, торжественным крестным ходом. На следующий день, 3 июля, когда празднуется память Косинской (Моденской) иконы, приехал Святейший Патриарх Алексий II и совершил в Свято-Никольском храме Литургию. Потом был крестный ход на Святое озеро, где отслужили молебен Пресвятой Богородице. Косинский храмовый комплекс А на следующий год, в апреле, мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о передаче «в месячный срок» Русской Православной Церкви двух других храмов Косинского комплекса – старинного Свято-Успенского и вновь отстроенного деревянного. – Батюшка отец Михаил получил это распоряжение и заплакал, – вспоминает Таисия Викторовна. – Какой счастливый день был… 23 апреля 1992 года Свято-Успенский храм освятили, а 2 июля этого же года торжественно перенесли туда из Свято-Никольского храма чудотворную Моденскую икону Божией Матери. Так вернулась наша великая святыня в Свято-Успенский храм. Несколько лет назад один паломник, приложившись к чудотворному образу, встал на колени и стал целовать ступени Свято-Успенского храма. Так благодарил он Пресвятую Богородицу, разрешившую его семью от многолетнего бесчадия и даровавшему им с женой долгожданного сына.

http://pravoslavie.ru/143434.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010