Немало сохранилось и других икон от того времени, замечательных в том или другом отношении. Одни из них были принесены к нам из Греции. Святой Алексий, митрополит Московский, привез из Константинополя после вторичного своего туда путешествия чудную икону Нерукотворенного Образа Христова и поставил ее в основанной им во имя этого образа Спасо-Андрониковой обители. Святой Дионисий, архиепископ Суздальский, долго пребывая в Константинополе, снял там две точных копии, с сохранением самого размера, с образа Пресвятой Богородицы — Одигитрии, находившегося в Софийском соборе, и одну из этих копий прислал (1381) в суздальский собор, а другую — в нижегородский Преображенский, последняя уцелела доселе. Преподобный Арсений Коневский, еще до основания им обители проживший три года на святой горе Афонской, принес оттуда с собою (около 1393 г.) икону Божией Матери, данную ему на благословение афонским игуменом Иоанном, икона эта как чудотворная доныне чтится в Коневском монастыре . Другие иконы напоминают нам достопамятные лица или события из отечественной истории, а некоторые чтутся притом как чудотворные. Таковы: а) икона Благовещения Пресвятой Богородицы Устюжская, пред которой молился (1290) святой Прокопий Устюжский, когда силою молитв своих отклонил от Устюга страшную каменную тучу, находящаяся ныне в московском Успенском соборе ; б) икона Пресвятой Богородицы Владимирская, писанная святителем Петром Московским еще в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни и поднесенная им тогда (около 1301 г.) Русскому митрополиту Максиму; ныне находится во владимирском кафедральном соборе ; в) икона Успения Пресвятой Богородицы и г) икона Петровской Богоматери, писанные тем же святителем Петром и находящиеся в московском Успенском соборе ; д) икона Всемилостивого Спаса, поднесенная Новгородскому владыке Моисею в 1325 г., после рукоположения его во епископа святым Петром, митрополитом Московским и е) икона Божией Матери Донская, сопутствовавшая великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле. Последние две находятся ныне в московском Благовещенском соборе . Здесь же можно упомянуть и об иконе Божией Матери Максимовской, которая написана была по видению, бывшему во сне митрополиту Максиму в 1299 г., когда переселился он из Киева во Владимир, и висит ныне во владимирском Успенском соборе над тем местом, где погребен этот первосвятитель; а также — об иконах Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, бывших келейными преподобного Сергия Радонежского и ныне находящихся при его раке, и о чудотворном образе Божией Матери Одигитрии, который принесен был преподобным Кириллом Белоезерским из Москвы на Белоозеро и оставлен в наследие основанной им здесь обители .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Нямецкая " Описания иконы Описание иконы Нямецкая Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери в 1401 году была пожертвована Византийским императором Иоанном Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу. Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь (основан в XIV веке), прославилась здесь многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722–1794). Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители – каждая монастырская служба заканчивалась перед ним. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители. Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы М[...] Икона Нямецкая - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона была подарена в 1399 году греческим императором Андроником Палеологом молдавскому господарю (так именовался правитель Молдавского княжества) Александру Воеводе и передана им в Нямецкий монастырь (современная Румыния), где ныне и находится. По другой версии чудотворная Нямецкая икона была обретена во время нападения на монастырь турок в 1821 году. На месте обретения впоследствии был построен скит. В Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре Молдавии чтится список (копия) с чудотворной Нямецкой иконы, получивший название НОВОНЯМЕЦКАЯ икона Божией Матери. Описание иконы Нямецкая из книги Е. Поселянина

http://pravicon.com/icon-217

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Волоколамская " Описания иконы Описание иконы Волоколамская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Волоколамская икона Божией Матери – список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563–1566; 1568–1573) со всей монастырской братией. Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской. В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа). В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого мо[...] Икона Волоколамская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Список (копия) ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. Отличительной её особенностью является изображение предстоящих святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а в 1480 году, при митрополите Геронтии, владимирская святыня была перенесена в Москву на постоянное хранение. В Волоколамский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого список Владимирской иконы был привезён в 1572 году из Звенигорода (по некоторым сведениям, икону обители подарил тесть Бориса Годунова Малюта Скуратов). После революции в Иосифо-Волоцком монастыре разместился краеведческий музей. В 1989 году в древней обители возродилась монашеская жизнь. Чудотворная же Волоколамская икона Пресвятой Богородицы, перенесённая в 1954 году в музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва в Андрониковском монастыре, до настоящего времени остаётся достоянием музея.

http://pravicon.com/icon-66

«Сия всечестная святая икона есть дал благочестивого царя Андроника Палеолога 540 в Монемвасию.» 541 Вместе с досточудной иконой Богоматери императором Андроником дарован был Монемвасийской церкви и герб Византийской империи с изображением двуглавого орла, поддерживаемого с двух сторон львами, в удостоверение, как значится в греческой подписи под сим гербом, что икона эта есть одна из икон Богоматери, писанных апостолом Лукой 542 . —460— 1885 г. Священный дар греческого венценосца хранился в Монемвасии в продолжении почти пяти веков. Потом, вследствие особенных обстоятельств и не без особенного премудрого намерения Промысла Божия, этой досточудной святыне суждено было перейти из страны греческой в пределы нашего благословенного отечества. Обстоятельства перенесения Андрониковой иконы Б. Матери из Греции Россию, перехода ее здесь из места в место и из рук в руки и наконец, водворение ее в Вышневолоцкий Казанской обители подробно изложены в сочинении: «Сказание о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышнего Волочка Тверской епархии, Тверь, 1890 г., стр. 116. Здесь помещу то, что не вошло в означенное сочинение. По поводу статьи, напечатанной в 66 газеты «Гражданин» 1885 г., знакомый мне Действит. Ст. Сов. Николай Дмитр. Горемыкин излил чувства негодования на высшую духовную власть в следующей записке: «Процессы, подобные тому, какой происходил здесь об иконе Божией Матери, именуемой «Андрониковой», по справедливому замечанию автора статьи: «Странствование одной древней иконы» 543 , действительно глубоко оскорбляют чувства верующих. Воистину тяжелое, невыразимо удручающее чувство пришлось испытать тем, кому суждено было быть свидетелями «выдирания» Святыни из места, в котором она покоилась и хранилась! Возмущается до глубины душа при одной мысли о том, до чего может довести крещеного человека дух любостяжания и корыстной спекуляции! Замирает сердце, немеют уста, когда слышишь рассказы от том обращении, какому подвергалось это «Древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии!»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После такого знамения греки приуныли. И как же не приуныть: исчезла такая великая святыня. И народ вспомнил о Страхе Божием. Вспомнить-то вспомнил, но от унии отказаться не торопился. Я сидел в вагоне у окна, глядя на мелькающие леса и перелески, деревеньки, на дорогу, по которой мчались грузовики и рысцой трусила лохматая лошаденка, запряженная в телегу, в которой, закутавшись в ватник, сидел мужичок. - Да, - думал я, - вот греки приуныли, они поняли роковое значение этого знамения, которое говорило само за себя: что надо ждать беды. И действительно, беда свершилась, да еще какая! Великая Православная Держава - Византия - перестала существовать. Ее захватили, разгромили и поработили свирепые турки-сельджуки. И на куполе громадного храма Святой Софии вместо сброшенного на землю святого креста появился мусульманский полумесяц. Ну а нашим, впавшим в безбожие русским людям и горюшка мало. Если у греков из-за унии с Римом ушла чудотворная Богородичная икона, то у нас исчезли, если не все, то большинство национальных святынь. Икона Казанской Божией Матери еще перед революцией исчезла неведомо куда из Казанского собора, икона Владимирской Божией Матери арестована и томится в музее; там же, как редкий экспонат заключена и икона Святыя Троицы преподобного Андрея Рублева, икона Божией Матери Курская-Коренная пребывает в Нью-Йорке, икона Иверская, которая была в часовне, тоже затерялась, Андрониковскую икону Божией Матери совсем недавно воры похитили из храма в Вышнем Волочке, Тихвинскую Матушку, которая пришла в огненном столпе, во время Великой Отечественной войны похитили немцы, и она странствовала по Латвии, Германии, была в Нью-Йорке, а сейчас в частной коллекции, в Чикаго. Плачь, Русь, кайся, бей себя в перси! Так нет же, нас это не колышет. Святая Русь стала страной почти полного безверия, народ, отвергнув веру, отвернулся от Христа и Божией Матери, тешил себя какими-то ложными идеями построения коммунистического рая на земле. Разуйте глаза, прочистите уши и не говорите потом, что нам уже некуда бежать, потому что царизм был плохой, социализм - тоже дрянь, а приватизационный капитализм - совсем окаянство и околеванец, а теперь куда бежать, где спасаться?! Мы большие простаки, нас обошли, облапошили, из-под задницы одеяло вытащили, укрыться нечем, мерзнем, мерзнем, у сытого Запада в долгу, наверное, до второго пришествия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

В одном из синодиков Ростовского Богоявленского монастыря после Кирилла и Марии, Стефана и Петра, Климента и архиепископа Феодора еще поминаются неизвестные– Варвара и Симон. В синодике Переяславского Никитского монастыря род преподобного Сергия– Кирилл, Мария, Климент, Стефан, архиепископ Феодор, Петр, схимонах Левкий (см. выписку из синодика в «Сборнике» гр. М. В. Толстого, т. IX, с. 9, печатный каталог библиотеки Московской духовной академии 21026). Род преподобного Сергия записан в ркп. Троице-Сергиевой лавры 295, л. 4 об.), в Описании (с. 74); в синодике Андроникова монастыря (см. Историч. описание Спасо-Андроникова монастыря арх. Сергия, прилож., с. 18 fin.). В Хотьковском монастыре над гробницей Кирилла и Марии стоит икона Знамения Божией Матери, на которой изображены их дети, и именно изображены Варфоломей, т. е. преподобный Сергий, Стефан и Петр, и потом супруга Стефана Анна и супруга Петра Екатерина (см. книжку «Покровский Хотьков девичий монастырь», 8-е изд., 1896, которое имеем под руками, с. 31 нач. С. К. Смирнов в своем «Месяцеслове лавры» под 28 сентября называет супруг Стефана и Петра, Анну и Екатерину, неправильно ссылаясь на кормовую Лаврскую книгу, но, вероятно, заимствуя сведения с сейчас помянутой Хотьковской иконы). О матери преподобного Сергия говорится, что во время литургии она стояла «с прочими женами в притворе». Это значит, что у нас в древнее и старое время, вслед за Греками и одинаково с Болгарами и Сербами, женщины стояли в церквах за богослужением отдельно от мужчин и именно сзади их, в задних отделениях церквей. У Сербов это и до настоящего времени так, и задняя половина церквей называется у них женскою церковию– «женска црква»; не знаем, так ли это до сих пор в Малороссии, но задняя половина церквей там и до сих пор называется бабинцем (в Великороссии, в некоторых, по крайней мере, местах, задняя половина церквей, бывшая местом стояния женщин, называется или называлась трапезою. См. еще моей «Истории Русской Церкви» I т., 2-я полов., с.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Икона эта вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Византийская икона Празднование ей совершается 7 апреля, под каковым числом и помещены о ней сведения. Икона «Нечаянная Радость» Сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», помещены под 9 декабря. Андрониковская икона Сведения о ней см. под 22 октября. 2 мая Путивльская икона Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Богоматерь на Молченской иконе, но эти две иконы не следует смешивать (Молченской иконе празднуется 18 сентября). Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 года. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Размер ее: 1 арш. и 2 вершка в ширину и 1 1/2 аршина в высоту. Икона украшена сребропозлащенной ризой. Владимирские иконы в г. Нерехты В городе Нерехты Костромской губернии есть две местночтимых Владимирских иконы Богоматери. Находятся они в городской Владимирской церкви, стоящей на месте упраздненного Сретенского Девичьего монастыря. Одна из них прославилась в 1635 году, а время прославления второй относят к 1634 году. Относительно этой последней предание добавляет, что ее принес в город Нерехты из Ярославля тамошний купец Иван Аверкиев по повелению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении. Других, более подробных сведений об этих иконах не имеется. Вутиванская икона Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Моденская (Косинская) - описание Названа Косинской по месту нахождения – село Косино Московского уезда (ныне район Косино г. Москвы). По преданию, икона в 1717 году привезена в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым из итальянского города Модены (отсюда второе название иконы). В церковь села Косино пожертвована императором Петром I. Когда Измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на которой отрок Пётр обучался морской службе, то он перенёс свою флотилию на Белое озеро в Косино. Благодарный за первую науку, Пётр Великий не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил Косинской церкви драгоценный дар – Моденскую икону Божией Матери. Зафиксировано множество случаев помощи Пресвятой Богородицы через Её икону Косинскую (Моденскую). В 1920 году с иконы были сняты серебряная риза с драгоценными камнями. В 1940 году косинские храмы были закрыты, церковная утварь разворована и уничтожена, чудотворная икона конфискована государством и передана в музей религии и атеизма, бывший сначала в Москве, затем в Ленинграде. После Великой Отечественной войны икона было переведена в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, расположенного на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1991 году икона возвращена Церкви. В настоящее время находится в Свято-Успенском храме в Косине (станция метро «Выхино») Здесь зафиксировано немало случаев помощи Божией Матери женщинам, страдающим бесплодием, после молитв перед Её иконой Косинская. Ежегодно прихожане Успенского храма в Косине совершают с чудотворной иконой крестный ход на Святое озеро. По преданию, озеро образовалось в древние времена на месте, где стояла церковь. Кроме дня официального празднования Косинской иконе, 3 июля, существует местночтимый праздник – 1-е воскресенье после Вознесения Господня Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Моденская (Косинская) " .

http://pravicon.com/info-371

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игумений (в миру А.В. Салтыкова). В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню, в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона, освящённым в 1890 г. В 1897-1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую, Кашаровскую и Пятница-Бор, имел подворье в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г.). В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

http://sobory.ru/article/?object=00313

Знаменский , 3 кл., в г. Осташкове. Основан в 1673 г. Здесь находятся чудотворные иконы: Нерукотворенного образа Спасителя, Тихвинская и Знамения Божией Матери. При мон. приют для девиц. Казанский , общ., в г. Вышнем Волочке. Основан в 1881 г. из существовавшей с 1872 г. женской общины. Здесь находится древняя греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта св. икона сначала была домашней святыней имп. Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 г. в Грецию, св. икона была перенесена настоятелем обители Агапием в г. Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, сын которого в 1839 г. пожертвовал ее имп. Николаю I; в С.-Петербурге св. икона до 1868 г. хранилась в Зимнем Дворце, а до 1877 г. в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 г. она и была перенесена в Казанский мон. Здесь она, будучи вставлена в средину другого образа с изображением пр. Ефрема Сирина и св. муч. Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 окт. в мон. бывает празднование в честь этой св. иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же св. икона, как думают, называется и Монемвасийской). Мариинский , общ., в 6 в. от г. Старицы. Учрежден в 1900 г. из женской общины, существовавшей с 1877 г. При нем школа и больница. Могилевский Успенский , зашт., общ., в 75 в. от г. Торжка, в 25 в. от с. Каменного, в верховьях р. Цны. Основан в 1634 г. иеромонахом Иовом и сначала был мужским; в 1900 г. обращен в женский. Здесь находится особо чтимая икона Успения Божией Матери. Св.-Троицкий , общ., при с. Иванькове, в 2 в. от с. Ильинского, в 25 в. от г. Корчевы. Учрежден в 1907 г. из женской общины, основанной в 1896 г. в память 17 окт. 1888 г. Спасский , общ., в Бежецком y., учрежденный в 1908 г. из существовавшей там женской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010