Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Казанский Вышневолоцкий женский монастырь Россия, Тверская обл., г. Вышний Волочек, Красный городок. Привезенный в конце XVI b. вышневолоцкими купцами в Вышний Волочек список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 году на средства благотворителей была приобретена для создания женской общины свободная земля. В 1872 году Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. К тому времени здесь уже был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. В 1873 году в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870—1880-е годы развернулось каменное строительство на средства благотворителей. В 1877–1882 годы был возведен холодный Казанский собор. В ноябре 1881 года община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х годов часовня постройки 1852 года, в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII b. Над водным источником возвели сень. В 1883–1888 годах выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. В 1885 году в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой. В 1889 году был завершен новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 году закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона, освященным в 1890 году. В 1897–1901 годах был сооружен теплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Северный и южный притворы перекрыты цилиндрическими арками. Купольный световой барабан опирается на четыре столба. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлён при помощи парусов... Обширный восьмистолпный подклет, в котором расположены калорифер и русская печь, по плану и системе перекрытий аналогичен церкви " . Внутри стены собора выкрашены в спокойные, умиротворяющие пастельные цвета. Один ряд больших окон и световые проёмы барабана дают достаточное естественное освещение. Композиционный центр интерьера - подкупольное пространство, перед ним - солея и иконостас. На несущих столпах слева - чтимая Вышневолоцкая Казанская икона Божией Матери, справа - резной образ Святителя Николая Чудотворца. Образа, хранящиеся сейчас в вышневолоцком Богоявленском соборе, поистине поражают свой историей. Многие из них являются чудотворными. Стоит прежде всего упомянуть удивительный резной образ Святителя Николая Чудотворца. Раньше икона хранилась в Николо-Столпенском монастыре. Эту ростовую скульптуру, по преданию, Иван Грозный вывез из Новгорода. Но в какой-то момент лошадь, запряжённая в повозку с иконой, встала. Казалось, никакая сила не может заставить её сдвинуться с места. Царь разгневался и воскликнул: " Так будь же ты Никола Столпник! " . В ХХ веке, когда обитель закрыли, резную икону перевезли в Богоявленский храм. Более трёхсот лет другой образ - Казанская икона Божией Матери являлась одной из самых чтимых в Вышневолоцком уезде. Не случайно в главном уездном городе имелись Казанский собор, Казанская загородная церковь, Казанская часовня над местом явления иконы и рядом - Казанский монастырь. Более того, по сей день в Вышнем Волочке существует Казанский проспект. К началу ХХ века установилась традиция совершения крестных ходов с Казанской иконой Божией Матери. Хранилась она в Свято-Казанском соборе. После революции 1917 года святыня оказалась в Богоявленском соборе. Там её поместили слева от центрального амвона. Справа находидась небольшая Андрониковская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00312

C. 128). В авг. 1915 г., после продвижения линии фронта на восток, началась эвакуация церковного имущества из гродненских храмов в Москву. Оно было помещено в подвале ц. Покрова на Рву (Василия Блаженного), архив консистории разместили в Андрониковом мон-ре, архиеп. Михаил поселился в митрополичьих покоях Чудова мон-ря. Среди вывезенных святынь была и К. и. События 1917 г. помешали возвращению эвакуированного на время войны церковного имущества. Судьба К. и. остается неизвестной. Коложская икона Божией Матери с клеймами истории и чудес. 2004 г. (Коложская ц. святых Бориса и Глеба, Гродно) В описании К. и., составленном в кон. XIX в., икона относится «по характеру ее живописи к XVII веку» ( Иосиф (Соколов). 1899. С. 27). Образ Божией Матери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке был написан на медной пластине (5×4 вершка, или 22×18 см), вмонтированной в кипарисовую доску (9×8 вершков, или 40×35,5 см). О малом размере иконы упоминает в 1738 г. и архим. Игнатий (Кульчинский): «...не больше четвертки листа бумаги». Он же приводит описание барочного по стилистике убранства иконы, вероятно созданного вместе с убранством алтаря между 1732 и 1736 гг.: «В алтаре в золоченых резных рамах, с разными украшениями, золочеными и серебряными, находится небольшой образ Пресв. Богородицы… На образе ризы из серебра, по местам вызолоченные. Две маленькие серебряные короны с позолотою, двенадцать чешских камней (гранатов.- Авт.) в оправе. Образ вправлен в меньшие рамы… сделанные из разноцветного бисера наподобие цветов. К образу приделаны две разноцветные занавески… образ закрывается большой занавесью из красной тафты» (АСЗР. Т. 9. С. 411-412). К кон. XIX в. венцы остались прежними (разночтения касаются количества камней - 14), к описанию ризы было добавлено: «...поля чеканные, на полях искусно тонким резцом вырезаны ветхозаветные прообразовательные изображения, относящиеся к Богоматери, и между ними 8 камней, 2 граната, 5 сердоликов и агат» ( Иосиф (Соколов). 1899. С. 27-30). О почитании К. и. свидетельствуют многочисленные привесы на самой иконе «и около нее по полю… вся она обрамлена гранатами с золотыми крупными зернами - до 45 на цепочке». Прежними остались и, очевидно, барочной стилистики деревянные с резными украшениями позолоченные рамы с иконой, помещенные в «медный озолоченный киот за стеклом и внутренним замком, дверка киота для богомольцев отворяется. Киот сыздавна, еще при бытности на Коложе, вставлен в покрытую малиновым бархатом доску, вышиною 2 аршина 6 вершков, шириною аршин с вершком 9 (169×75 см.- Авт.), в озолоченных рамах. Доска по бархату украшена золоченою резьбою и множеством привесок: фигур разных частей человеческого тела до 50» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1841772.html

По кончине преподобного Сергия ( 1392) труды по управлению обителью принял на себя преподобный Никон, поставленный на игуменство еще самим преподобным Сергием за б месяцев до его преставления. Однако вскоре «он отказался от игуменства, чтобы удалиться для упражнения подвигом безмолвия и в продолжении 6 лет был заменяем на игуменстве, которое потом опять воспринял, Саввою Дубенским (впоследствии Звенигородским) 9 . Художественное дарование Рублева было, конечно, замечено и новым игуменом. С целью содействовать развитию этого дарования его, по-видимому, часто отпускали в Москву, вернее, в Спасо-Андроников монастырь, который был тесно связан с жизнью Троицкой обители как основанной преподобным Сергием (учеником коего был святой Андроник) и в то же время находился лишь в трех-четырех верстах от Москвы 10 . Бывая в Москве, Рублев «имел возможность ознакомиться с работами Феофана Грека, который был тогда центральной фигурой всего московского искусства» 11 . Известно, что Феофан в 1395 г. расписал (вместе с Симеоном Черным) в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы «на сенях» 12 , а в 1399 г.– Архангельский собор 13 . Ю. А. Лебедева считает вполне возможным, что Андрей Рублев принимал участие в этих работах, а, может быть, и в еще более ранних по времени (1392 г.) работах по росписи построенного Дмитрием Донским Успенского собора в Коломне 14 . К сожалению, все эти росписи до нас не дошли. В 1395 г. из города Владимира в Москву была привезена для реставрации чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Ю. А. Лебедева допускает, что в этой реставрации участвовал также и Рублев. Основанием к такому предположению она считает следующее соображение. В Государственном Русском музее хранится небольшая икона Божией Матери «Умиление», которая в старой инвентарной книге древнерусского отдела Музея значится как произведение, приписываемое Рублеву (а пометка, сделанная там же другой рукой, гласит: «Рублев, XIV век»). Эта икона, написанная несомненно кистью талантливого мастера, представляет собой как бы свободную переработку Владимирской иконы с внесением некоторых особенностей. Часть этих особенностей напоминает Донскую икону Божией Матери, написанную незадолго перед тем одним из русских учеников Феофана, в Москве и находившуюся, кажется, в Благовещенском соборе. Возможно, что облик только что реставрированной Владимирской иконы, сопоставленный с изображением Донской иконы, вдохновил Рублева написать икону «Умиление», в которой «так неожиданно сочетаются впечатления от двух замечательных произведений живописи и в то же время дается новое решение, не повторяющее знаменитых оригиналов...» Икона Божией Матери «Умиление» выполнена, по-видимому, во второй половине 90-х годов XIV в. и «является пока единственным произведением живописи этого периода, которое можно предположительно приписывать Рублеву» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Кроме миссионерского дела, о. МАНУИЛ занимался и здесь своими любимыми работами с книгами. В период с 1913–1914 гг. он привел в полный порядок библиотеку Миссии, составив инвентарные и предметные каталоги. Параллельно с этим о. МАНУИЛ работал в области Сибирской богословской библиографии и состоял сотрудником предпринятого архиепископом Омским и Павлодарским Сильвестром (Ольшевским) издания «Сибирского Патерика». 2 июня 1914 года ко всем обязанностям добавилась еще одна обязанность – он был определен преподавателем на учительских курсах учащих церковно-приходских школ Омской епархии по истории сектоведения. А 9-го июля Преосвященным епископом Омским и Павлодарским Андроником назначен председателем Следственной Комиссии по освидетельствованию чудесного обновления в Семипалатинском Св. Ключевском Знаменском женском монастыре святой иконы АБАЛАКСКОЙ «ЗНАМЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ» и происходящих от Нея чудесных исцелений 71 . Последнее назначение, как ничто другое, радовало его... Оно было как бы наградой за все те переживания, которые перенес о. МАНУИЛ. А переживаний действительно было много. И о них надлежит нам рассказать подробно. В часовне Св. Ключевского Знаменского женского монастыря находилась очень древняя АБАЛАКСКАЯ икона Божией Матери, именуемая «ЗНАМЕНИЕ». Она была кем-то прострелена и считалась местной святыней. 23 июля 1913 года икона обновилась 72 , и жители Семипалатинска и окрестностей потекли за исцелением к монастырской святыне. Очевидцем чудесного знамения от иконы Божией Матери был и отец МАНУИЛ. На Преображение во время молебного пения взглянул батюшка на образ Богоматери и сердце затрепетало неземною радостию: Лик ПРЕЧИСТОЙ вдруг просветлел, засиял небесною улыбкою, выражая радость о вере людей, приходивших к Ее помощи. Исцелилась болящая Вера, о чем она поведала всем людям. Отец МАНУИЛ весь охвачен был страхом пред Славою Божиею и милостию БОГОМАТЕРИ и, доселе безразличный в молитвах к ПРЕЧИСТОЙ, возгорелся к Ней необычайною любовию 73 . С этого момента он положил в своем сердце намерение прославить АБАЛАКСКУЮ икону БОЖИЕЙ МАТЕРИ. На следующий день было доложено Еп. Киприану о происшедшем обновлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Признавая и допуская, что между Царём Иваном Васильевичем Грозным и святителем Филиппом были недопонимание и конфликты, которые бывают и между святыми людьми, мы в тоже время должны сделать вывод, что Царь Иван Васильевич Грозный и опричник Малюта Скуратов не виновны в смерти митрополита Филиппа, что особенно подтверждается наказанием Царём лиц, действительно виновных в гонениях на митрополита Филиппа. III . Образы Царя Иоанна Васильевича и боярина Григория Скуратова Бельского в Священном Предании Церкви Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов) как один из руководителей опричнины проявил себя мужественно и верно: он принял героическую смерть при штурме ливонской крепости Пайда во главе опричных отрядов 1 Января 1573 года . А большая часть опричного войска положила свои жизни, защищая Россию и Москву от нового нашествия крымских татар и османов ещё в великой битве при Молодях в июле–августе 1572 года. В Священном Предании Православной Церкви есть еще одно благочестивое свидетельство, подтвержденное многовековой Церковной традицией. В начале 1572 года по заказу Григория Лукьяновича был сделан список Владимирской иконы Божьей Матери, который он из своего имения в Больших Вяземах передал в Иосифо-Волоцкий монастырь . И пока слуги Малюты Скуратова переносили икону в монастырь крестным ходом, от этой иконы начались чудеса еще до ее прибытия в монастырь . По своем прибытии в монастырь, эта дарственная икона, названная впоследствии Волоколамской иконой Божией Матери (день памяти 3/16 марта), стала одной из главных святынь Иосифо-Волоцкого монастыря и остаётся ею на протяжении трех с половиной веков наряду с гробницей преподобного Иосифа Волоцкого, основателя монастыря. И ныне эта икона является святыней монастыря, хотя её оригинал и пребывает еще в светском Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, расположенном в Москве, на территории Андроникова монастыря. В 2017 году по ходатайству наместника монастыря архимандрита Сергия (Воронкова) и братии обители эта икона была препровождена для поклонения в монастырь, где оставалась на протяжении недели . Надеемся, что со временем Волоколамская икона Божией Матери будет возвращена в Иосифо-Волоцкий монастырь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

(Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, С. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - " Археологические известия и заметки " , 1895, 2-3). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую " Повесть о убиении святого Андрея " . Ко времени Андрея относится и окончательная редакция " Сказания о Борисе и Глебе " , вошедшая в " Успенский сборник " . Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также " Молитва " , внесенная в летопись под 1096 годом, после " Поучения Владимира Мономаха " . Иконописный подлинник Владимир. 1647-48. Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Северная сторона юго - западного столба. Владимир. 1647-48 годы. Новгород. 1542. " Боголюбская " (фрагмент). Шитая пелена. Новгород. 1542 год. 55.2 х 104.3. Вклад свт Макария и боярина Семена Александровича в ц. Преображения " на Розважи улица " . ГРМ. Санкт-Петербург. Владимир. 1647-48. Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Владимир. 1647-48 годы. Русь. XVII. Ап. Андрей Первозванный и св. Андрей Боголюбский. Икона. Русь. Середина XVII века (1650 - 1660-е гг.). 167 х 112. Из Успенского собора во Владимире. Москва. 1988. Прп. Андрей Иконописец. Ватагина И.В. Икона. Москва (мастерская Данилова монастыря). 1988 год. Русь. XVI. Миниатюра Жития прп. Сергия. Русь. Конец XVI века. Из собрания Троице - Сергиевой Лавры. РГБ. Москва. XVI. Прп. Андрей расписывает собор Андроникова монастыря. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 230. РГБ. Москва. Москва. XVI. Преставление прпп. Андрея Рублева и Даниила Черного. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 293. РГБ. Москва. Москва. 1982. Прп. Андрей Иконописец с житием. Ватагина И.В. Икона. Москва. 1982 год. Николо - Кузнецкий храм г. Москвы. Москва. 1999. Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Москва. 2007. Прп. Андрей Рублев с житием. Удалова Н. (выпускница Иконопиской школы 2007 г.). Икона. Сергиев Посад. 2007 г. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910094.htm...

Солдатенкова. О большом Спасителе сложилась целая легенда, как он, написанный Андреем Рублёвым для своего, в котором монашествовал, Спасо-Андроникова монастыря, века охранял обитель, будучи помещен над вратами (надо заметить, что в лицевом житии XVI–XVII столетия есть изображение, как Рублёв пишет образ Спаса на стене храма в Спасо-Андрониковом монастыре), пока не был подменён искусным иконником при реставрации. От иконника образ перешёл к какому-то огороднику, наследники которого, а может быть и сам огородник, променяли икону молодому ещё в то время К.Т. Солдатенкову за весьма значительную сумму денег. Легенда могла бы претендовать на достоверность, если бы не распалась на несколько редакций. Осведомлённые люди уверяли меня, что всё дело происходило не в Спасо-Андрониковом, а в Савином-Сторожевском монастыре, а один скептик иконник высказался, что появление легенды обязано тому обстоятельству, что без неё скупой К.Т. Солдатенков не выменял бы образа, несмотря на его необыкновенно высокое письмо. 27. Св. Иоанн Богослов, старейшее русское письмо, вохрение в пробел (белесоватое), глаза, надбровные дуги и уши прочерчены красно-коричневой чертой, как на вышеприведённых хотя икона другого пошиба и значительно позднее (оригинал в собрании автора) Во всяком случае этот образ пользовался среди старообрядцев самой громкой известностью. Письму Рублёва приписывались иконы на основании сходства в рисунке или вохрении с этой прославленной иконой. 28. Св. апостол Фома, икона на красном фоне; бледно-жёлтое вохрение, прототип позднейших жёлтых Новгородских писем Д.А.Ровинского. Эта манера должна иметь связь с каким-нибудь византийским пошибом не моложе конца XIII начала XIV веков (икона в собрании автора) Чрезвычайно замечательна икона Божией Матери «Умиления», находившаяся в спальне К.Т. Солдатенкова над кроватью. Образ этот знал Д.А. Ровинский, когда икона находилась еще в моленной Афанасьева. Во втором – посмертном – издании «Обозрения иконописания в России до конца XVII века», вышедшем в свет в 1903 году (Спб.), восстановлены все цензурные и редакторские пропуски первого издания) – с одной стороны – ряд указаний и описаний икон старообрядческих собраний, с другой стороны, ряд замечаний и определений, из которых некоторые, может быть, вновь были бы пропущены, если бы автор книги был жив во время её печатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Эти произведения относятся к 1-м десятилетиям XIX в. и отличаются общими стилистическими признаками, что может служить указанием на их принадлежность к одной местной мастерской. Наиболее ранней иконой этой группы является икона Божией Матери «Утоли моя печали» (1806) из ц. вмч. Георгия «за верхом», где находился придел, посвященный этому образу. По местному преданию, чудотворный образ Божией Матери «Утоли моя печали» пребывал в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы на Пупышах), его точную копию для ц. вмч. Георгия «за верхом» заказал калужский купец Сысоев после избавления от болезни, которая застигла его в Кёнигсберге. Вероятно, в связи с этим событием на иконе появились кондак и надпись: «Утоли болезни», а также образы избранных святых на полях ( Малинин. 1912. С. 112). Икона отличается высоким мастерством исполнения: великолепным рисунком, точными пропорциями, тонким многослойным письмом личного, к-рое во многом продолжает традиции живописи более раннего времени. Мастер использует излюбленный калужанами холодный колорит. В той же мастерской написана еще одна икона Божией Матери «Утоли моя печали», хранящаяся в ц. вмч. Георгия «за верхом». Их объединяют не только стилистика и время создания, но и совпадение в деталях, включая повторение состава святых на полях. К произведениям данной мастерской могут быть отнесены иконы Божией Матери Казанской, образ к-рой прославился в Калуге. В описаниях калужских древностей упоминается чудотворный образ, принесенный из Вязников в Калугу местным купцом Тимофеем Никитичем Судовщиковым, по прозвищу Смирной, по молитвам перед этим образом исцелилась жена Судовщикова. Его списки получили широкое распространение (Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Казанской, что в г. Калуге, в Преображенской под горою церкви//Калужские ЕВ. 1863. 18. Приб. С. 309-316; Пуцко. 2009; Чугреева. 2009). Один из них в наст. время находится в Спасском соборе московского Андроникова мон-ря. На его нижнем поле помещена надпись, удостоверяющая происхождение и бытование списка: «Истинное изображение и мера с чюдотворного образа Казанския Пресвятыя Бцы что слывет Смирных в Калуге пот горою близь Оке реке».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВНУГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в мон-ре Хиландар на Афоне. Единственное свидетельство об иконе с таким названием содержится в записанном в Москве со слов участников хиландарского посольства 1558-1559 гг. рассказа о святынях этого мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным, споведание о святых чюдотворных иконах, еже суть во Святей горе Афоньстей, в монастыри, глаголемем Хиландарь, како и что чюдодействують» - ГИМ. Хлуд. Д. 147. Л. 87). С Е. и. связано чудо, происшедшее «некогда», в один из праздничных дней, во время крестного хода; судя по контексту («едино поприще от монастыря к морю»), можно полагать, что он совершался в сторону приморского пирга Хрусия (или Василиев), именуемого в «Повести...» «Василиевым городком». Иноки, несшие чудотворный образ, «неволею восхищени быша от некоя божественыя силы, и абие внесе их в море, вь дале единого врьжения стрелы». Там они вынуждены были «стояти на неодръжимей глубине, мало погрязши, яко час един, и паки изыдоша из моря невредими». С тех пор икона не выносилась за стены мон-ря для участия в монастырских литийных процессиях «за страх морского ношения», но прославилась многочисленными от нее исцелениями (упом. в «Повести...» без подробностей). Происхождение названия Е. и. неизвестно, в «Повести...» объяснений не содержится. Оно не может быть возведено к нарицательному существительному «евнух» (притом что появление в слове «г» вместо «х» объяснимо фиксацией рус. писцом на слух произношения серб. рассказчика), поскольку ожидаемая форма прилагательного от него в данном случае - «Евнушеская» (Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1978. Вып. 5. С. 12). Вероятнее всего, происхождение наименования иконы каким-то образом связано с названием с. Евнухово (серб. также Емнухово, Емьнухово; позднейшее греч. Мунухи (Мунух, Менухово), ныне Мавроталаса) в нижнем течении р. Стримон (Струма), являвшегося центром обширного монастырского владения (метохии) в Юго-Вост. Македонии, пожалованного Хиландару в 1318 г. визант. имп. Андроником II Палеологом и принадлежавшего этой обители до кон. XVIII в. ( А. Света Гора и Хиландар у Османском царству: XV-XVII в. Београд, 2000. С. 373-375, 378-383). Время пожалования определяет и предельно раннюю дату возможного появления иконы в Хиландаре. В позднейший период упоминания Е. и. в источниках неизвестны, среди совр. чтимых икон Хиландара образ с таким названием не фигурирует.

http://pravenc.ru/text/187239.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010