В средней части придела надпись: 1761 года ноября 7 дня, на память святых мученик иже в Мелетии и преподобного отца нашего Лазаря в Галисийстей горе преставившегося, преставися раб Божий священно-архимандрит Иона Лещинский и погребен против сей надписи, бывший в сем монастыре настоятелем 19 лет. В юго-западном углу собора погребен андрониковский архимандрит Гавриил († 1847 г. августа 13, без надписи). В. В приделе святого Андроника До устроения придела в северо-западном углу собора была надпись: на сем месте устроена могила преосвященного Пахомия епископа бывшего великого-устюжского, который, по кончине своей мая 5 дня 1789 года, в оной и погребен. В средине придела, против раки мощей св. Андроника и Саввы, погребен андрониковский архимандрит Платон († 1863 янв. 28 дня без надписи). В алтаре придела надпись у жертвенника: Дмитрий Петрович Горихвостов, скончался 15 августа 1846 года. Г. На западной стороне собора На паперти надпись: 1756 года апреля 14 дня по полуночи на память святого Мартина исповедника преставися раба Божия, дочь маиора Степана Степанова сына Медведева, жена Измайловского полка сержанта Ивана Алексеевича Лихарева Наталья Степанова в замужстве жила три года и 9 месяцев, а жития ее было 25 лет 10 месяцев и погребена в семь месте того же апреля 16-го дня. При устроении приделов собора сняты еще следующие надписи, бывшие над лицами, которых могилы также подошли под приделы или паперть: лета 7026 (1518 г.) декабря против 6-го числа в 3 часу ночи преставися раба Божия думного дворянина Замятина Ф. Федоровича, жена его вдова Мавра Парфеньевна; лета 7026 (1518) ноября в 8 день преставися раб Божий Димитрий Демидович Загряжский; лета 7070 (1562) ноября в 19 день преставися раб Божий болярин Григорий Юрьевич Загряжский. 181 Так как г. Новиковым в конце прошедшего века (около 1790) найдены были и другие надписи над лицами из фамилий Замятиных и Загряжских и вместе с тремя вышеприведенными помещены в XIX томе Вивлиофики, то можно думать, что и сии надписи находились над могилами, если не в галлереях собора, приделанных после, то около собора, и что могилы сих лиц также подошли под приделы собора. Надписи были следующего содержания: 7023 (1515) марта 29 преставися думный дворянин Василий Федоров сын Замятин; 7028 (1520) января 18 дня болярин Димитрий Давидович Загряжский; 7031 (1523) сентября 1 дня болярин Симеон Авраамович Загряжский; 7070 (1562) сентября 29 Феодор Дмитриевич Загряжский; 7070 (1562) ноября 19 болярин Михаил Иванович Загряжский; 7087 (1579) января 4 Тимофей Иванович Загряжский. II. Надпись над лицами, погребенными в Знаменской церкви и в палатке подле нее

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

9 на обор. стол. 1, сверху стр. 14: «Апостол же рече: благодать Господа нашего Иисус Христоса»; там же 2 столб, строка 4: «преклоняя колеене свои к Отцу Господа нашего Иисус Христоса». 24 Но где и кем написано сие Евангелие – неизвестно. В святцах, в конце Евангелия приложенных, нет ни одного из русских святых. Тщательный писец не скупился на золото и не мало положил времени на украшения. 25 Блаженный Андроник, пишет препод. Иосиф Волоколамский, сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Савва и Александр и чудные, знаменитые живописцы Даниил и ученик его Андрей и многие другие таковые же (по русск. переводу Духовн. Грам. Иосифа гл. 10. Рук. Син. Библ. 52). В издании Чтен. Общ. 1847, 7. Андроник у Иосифа называется святым, а не блаженным. 28 28 Из сего видно, что святым Андроником построен был храм деревянный. Таковы были у преп. Сергия и ученика его Феодора в Симонове. Когда Едигей разрушил храм Святой Троицы, построенный Сергием, то Никон построил вначале опять деревянный, а потом уже каменный. Современник его Александр в одно с ним время построил также каменный храм в Андроникове. 29 Алтарная или восточная часть храма более сохранила древний видь. Древний храм имеет 19 арш. ширины и 26½ арш. длины и со стенами: алтарь имеет 11 арш. длины, со стеною 13, а церковь 13½ аршин. Толстота стен от 2 аршин до 2 аршин 6 вершков. В настоящее время собор с двумя приделами и папертью имеет 36 арш. ширины и 34½ арш. длины со стенами. 30 Апреля 11 (1476 г.) бысть знамение в солнце в 1 часе дня: возшедшу ему вельми ясну, по-нашему же зраку, яко видехом его из Москвы, яко же бе взошло ровно с верхом храма нерукотворенного образа, иже в монастыре Андроникове. (Карамз. VI, примеч. 629.) 31 В Истории Р. Иер. они называются священниками, ч. 6, стр. 192. В Соф. Времен, они называются преподобными. 32 Иосиф. Волокол. Духовн. Гр., 10-е слово, по русск. переводу. Синод. Библ. рукоп. Русские Святые. Чернигов. Июнь, 80 стр. 33 33 Тоеже весны (1405 г.) начаша подписывали церковь каменную св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

До сего времени Андроников имел хотя не богатые в сравнении с другими монастырями, но твердые и постоянные источники средств к своему содержанию в населенных вотчинах, в коих, как мы видели, в 1700 году было 210 дворов. Но Петру I, как и Грозному, нужны были деньги в его постоянных войнах и для приведения в исполнение многих планов его. Опять обратились к монастырям, имения коих, в силу закона 1581 г., запретившего продавать их, и по легкому, нестеснительному для крестьян управлению, возрасли. Указом 31 января 1701 года повелено: «графу Мусину-Пушкину взять духовные недвижимые имения под свое ведение и распорядить на благолепие церковное и на достодолжное и незазорное содержание олтарю служащим, а остатки определены на учреждение училищ духовных, на пропитание отечеству послужившим и оставшимся в старости, ранах и болезнях, бедным и неимущим». 103 Монастыри в сие время обращены были в госпитали и исправительные домы, 104 и в них определяли на содержание отставных офицеров, чиновников, солдат, умалишенных и даже старых и увечных преступников, 105 за которыми смотрели отставные те солдаты. Конечно монастыри, принимая в свои стены вышеупомянутых лиц, оказывая им материальное благо, могли иметь на тех и нравственное влияние, но некоторые из новых пришельцев могли вносить свои недостатки, которые не могли остаться без влияния на более слабых из монашествующих братий. Известно, что монастырские деньги шли и на другие дела, кроме упомянутых. Так в 1708 году из доходов монастырского приказа велено отпускать суммы на отлитие новых образцовых пушек. 106 Скоро монастырские имения «от гражданского управления пришли в скудость и пустоту», 107 и потому «в 1720 году все вышеупомянутые спасительные дела, как говорит манифест Екатерины II, переданы Петром тем же властям духовным под управлением учрежденного тогда Синода». С ограничением средств образование в монастырях должно было пасть и тем более, что при Петре Великом последовал указ иметь в монастыре одну только чернильницу в столовой. Андроников в сей век дал русской церкви одного только архипастыря, Иосифа Воронежского. Из описи Андроникова монастыря, составленной в 1763 году, т. е. пред самым отчуждением церковных имуществ, видно, что в сие время Андроникову принадлежали следующие селения: в Московском уезде: в Перечневе стану селение Бисерово, деревня Вишнякова и другое село Карачарово с пустошами, Замыцкой волости Чернецкое, Вельяминово тоже, с пустошами; в Васильцове стану село Печатники, деревня Печатники и деревня Кожухова: в Торокманове стану село Покровское с деревнями и пустошами, Хутынские десятины село Крюково на р. Лопасне; в Звенигородском уезде деревня Лодыгина, в Рузском уезде деревня Гомшина-Гора, в Дмитровском уезде село Бешинцово, в Переславльском уезде село Нушпола. В них по ревизии 1744 г. считалось 1674 души. 108

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Еще теперь стоит часовня не далеко от Андроникова монастыря, по направлению нижегородского пути. Предание говорит, что она поставлена на том месте, где преподобный Сергий, после долгой беседы с Андроником, простился с ним. Это предание подтверждается историей, ибо известно, что преподобный Сергий, по воле святителя Алексия, ходил в Нижний-Новгород для умирения князя Бориса, захватившего, вопреки желанию старшего брата Димитрия Суздальского, княжество Нижегородское. 12 Без сомнения, обитель любимого ученика Сергиева неоднократно удостоивалась посещения сего святого старца, наставника монахов, так как ему часто случалось ходить в Москву или через Москву в другие города. Издревле род преподобного Сергия поминался иноками Андроникова монастыря и в синодике сея обители, переписанном в 1711-м году с другого древнейшего, поставлен после имен ее настоятелей перед родом царя и великого князя Михаила Феодоровича. 13 Поставленная на пути в орду, широко тогда пробитом, обитель святого Андроника была последним местом горестного прощания с Москвою и вместе духовного утешения князей, бояр и мужей именитых, часто отправлявшихся из Москвы в улусы своих свирепых повелителей; она была и первым местом благодарения Господу благополучно возвращавшихся из опасного путешествия. Так в 1371 году юный великий князь Димитрий Иоаннович со свитою бояр и всех спутников, провожаемый митрополитом Алексием в орду до реки Оки, останавливался помолиться пред нерукотворенной иконой Всемилостивого Спаса, спасшего святителя на Черном море. 14 Слава новосозданной обители и настоятеля ее Андроника скоро разнеслась в отдаленные пределы православной земли русской. Жаждущие руководства в жизни духовной отвсюду начали стекаться к преподобному Андронику, который, от юности отличаясь кротостию и смирением, более и более усиливал подвиги свои в посте и молитве, видя благодать Божию, являемую на сем месте. До сего времени еще существует памятник подвигов святого, ископанный его руками колодезь, в ста саженях от обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Русская Православная Церковь просит вернуть ей Спасо-Андроников монастырь 15 марта, 2019. Новостная служба Просьбой недовольны в Музее имени Андрея Рублева, который располагается в бывшей трапезной монастыря 15 марта. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл направил в Росимущество письмо с просьбой о передаче Русской Православной Церкви Спасо-Андроникова монастыря. В Русской Православной Церкви рассчитывают на то, что монастырь будет передан ей в соответствии с законом. Как передает Интерфакс со ссылкой на пресс-секретаря Патриарха Александра Волкова, в РПЦ надеются, что процесс передачи не породит конфликта с музейным сообществом, как это было с Исаакиевским собором . В Церкви отметили, что не видят в этой ситуации почвы для конфликта и отдают отчет в колоссальном значении для русской культуры комплекса монастыря и памятников, находящихся на его территории. По словам Волкова, передача будет проходить в рамках взаимодействия и сотрудничества, но при этом в рамках закона. РПЦ просит передать в ее собственность Спасский собор XV века, трапезную палату XVI века, братский корпус и настоятельские палаты XVII века, а также церковь Михаила Архангела XVII века и другие объекты. Между тем директор Музея имени Андрея Рублева, который располагается в бывшей трапезной монастыря, считает, что в передаче нет необходимости, сообщает ТАСС . По его словам, музей активно взаимодействует с различными церковными структурами, временно предоставляет церковному сообществу предметы искусства. Его поддержал Союз музеев России. Здания ансамбля Спасо-Андроникова монастыря относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Обитель известна тем, что в ней принял постриг и подвизался преподобный Андрей Рублев. В этом монастыре москвичи встречали войско Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле, здесь захоронены герои Куликовской битвы, Великой Северной и Семилетней войны, войны 1812 года, московские градоначальники, семьи Волконских, Трубецких, Суворовых, Мусиных-Пушкиных, Римских-Корсаковых и других известных династий.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) [Домнина] († ок. 286), мц. Аназарвская (пам. 12 окт.). Во время правления имп. Диоклетиана (284-305) Д. была схвачена за исповедание христ. веры и предстала перед Лисием, правителем Аназарв в Киликии (область в М. Азии). Ее подвергли мучениям: били воловьими бичами, жгли ноги раскаленным железом, ломали суставы. Затем Д. бросили в темницу, где она скончалась. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) сообщается, что останки мученицы были с честью похоронены, без уточнения места нахождения могилы. В Минее Paris. gr. 243, XII в., и нек-рых визант. синаксарях название города, в к-ром Д. претерпела мученическую кончину, передается как Анабарз. В греч. Минее Д. названа славной победительницей. Это говорит о том, что мученица весьма почиталась на Востоке, откуда ее культ впосл. перешел к слав. народам и на Запад. В Римском Мартирологе память Д. находится под 12 окт. Здесь отмечается, что Д. пострадала в Ликии (область в М. Азии). Возможно, эта ошибка была допущена из-за неправильного прочтения имени префекта Лисия. Ист.: BHG, N 2108; ActaSS. Oct. T. 6. P. 19-20; MartRom. P. 449-450; PG. 117. Col. 105-108; SynCP. Col. 134; AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 251-259 [мученичество]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 334; ЖСв. Окт. С. 301-302. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 316; Т. 3. С. 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnina//BiblSS. Vol. 4. Col. 762-763; Van Doren R. Domnina//DHGE. T. 14. Col. 639; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 119. Иконография Редкость изображений святой, встречающихся, как правило, в минейных циклах, связана с тем, что под 12 окт. предпочтительным для мн. минологиев является изображение мучеников Прова, Тараха и Андроника, память к-рых приходится на тот же день. Тем не менее образ святой представлен на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 111, 976-1025 гг.) -Д. изображена в мучении: ей клещами вырывают ногти и перебивают кости рук. Под 12 окт. в настенном минологии ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), под полуфигурными изображениями мучеников Прова, Тараха и Андроника показана сцена мучения Д.- святая склонилась, руки в молении, воин заносит над ее головой меч. Возможно, Д. (или мц. Домна Никомидийская) изображена в числе 12 св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199) - полуфигура в медальоне в нижнем ярусе росписи, в правой руке Д. держит крест, левая - перед грудью ладонью вовне.

http://pravenc.ru/text/178879.html

Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестово-купольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор Московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.). Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечателен еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем серпуховским Владимиром Храбрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонежье – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы. В XVI столетии был сооружен новый каменный собор. По всей видимости, он мог повторять формы предшествующего здания, если оно действительно было каменным. Так или иначе, собор XVI века был невелик по размеру, на данный момент от него сохранилась кладка западной и северной стен с внутристенной лестницей. После сильного пожара 1669 г., когда выгорел практически весь Серпухов, собор пришел в ветхость. В 1696 г. храм Св. Троицы был капитально перестроен. Строительство велось на средства архимандрита столичного Спасо-Андроникова монастыря Феодотия, бывшего до монашеского пострига клириком Серпуховского собора. Можно предположить, что архитектурным истоком и прообразом для реконструкции собора в конце XVII в. послужила церковь Архангела Михаила с церковью Алексия митрополита в Андрониковом монастыре. Это предположение основывается на сходных архитектурных элементах в конструкции храмов и их декоративного оформления. Стоит иметь ввиду, что заказчик перестройки собора - архимандрит Феодосий, ранее служивший в Троицком соборе, был современником завершения строительства храма в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Возможно, по его распоряжению новые веяния в зодчестве того времени были перенесены на Троицкий собор.

http://sobory.ru/article/?object=00380

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Московских святых (воскресенье перед 26 августа) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Иерарх Грузинской Церкви принял участие в поминальной службе по первом директоре Центрального музея древнерусской культуры и искусства Давиде Арсенишвили 14–15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Грузинская Православная Церковь) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов. В храме звучали молитвословия на церковнославянском и грузинском языках. Пели хоры   Спасо-Андроникова монастыря и московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://mospat.ru/ru/news/45918/

Иерарх Грузинской Церкви принял участие в панихиде по первому директору Музея Рублева Д.И. Арсенишвили 17 ноября 2020 г. 10:05 17 ноября 2020 года в онлайн формате состоятся VIII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция была посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий и митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ). Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, клирики Спасского подворья. На заупокойном богослужении молились сотрудники музея. Молитвы и песнопения звучали на церковнославянском и грузинском языках. Перед началом панихиды митрополит Воскресенский Дионисий передал присутствующим благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и обратился к собравшимся со словом, в котором, в частности, отметил важность события, дающего повод не забывать о русско-грузинской дружбе. Владыка подчеркнул, что русские и грузины — два братских народа, объединенные православной верой, и их всегда будет связывать общность культур. По окончании панихиды от имени Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II собравшихся приветствовал митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай, внучатый племянник Д. И. Арсенишвили. Архипастырь, в частности, подчеркнул, что православные святыни и культурные центры являются ключевыми мостиками, соединяющими две братские страны — Россию и Грузию. «Наше единство никто и ничто не может разрушить», — сказал владыка Николай, свидетельствуя о многовековой духовной близости русского и грузинского народов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5721039.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010