Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов (Арх. Св. Синода дело 1764 г. 51). Название великороссийских мужских монастырей На них положенные суммы В каких епархиях Троице-Сергиева Лавра 10 750 р. с приписным к ней Махрицким монастырем Александро-Невская Лавра Общая с С. Петербургским архиерейским домом Монастыри кафедральные в общих с архиерейскими домами штатах Чудов в Москве Рождествен во Владимире Ипацкий в Костроме Горицкий в Переяславе Монастыри I класса, где положено быть архимандритам Новоспасский в Москве На все первоклассные монастыри положено поровну – по 2 317 руб., а всего 34 762 руб. Ставропигиальные Воскресенский Новый Иерусалим Новгородской Симонов в Москве Ставропигиальный Богородицкий (Свияжский) Казанской Донской в Москве Ставропигиальный Печерский в Нижнем Новгороде Нижегородской Иверский Новгородской Варламов-Хутынь Кириллов Белозерский Вологодской Спасо-Ярославский Ростовской Пафнутьев в Боровске Московской Соловецкий Архангелогородской Савин-Сторожевский Ставропигиальный Троицкий Калязин Тверской Монастыри II класса Заиконоспасский в Москве 1311 руб. Ставропигиальный Спасский Андрониев в Москве 1511 руб. Московской Спасо-Преображенский в Казани 1511 руб. Казанской Высокопетровский в Москве 1511 руб. Ставропигиальный Можайский Лужецкий 1511 руб. Переяславской Богоявленский Аврамиев 1511 руб. Ростовской Богоявленский 1511 руб. Костромской Богоявленский в Москве 1511 руб. Московской Волоколамский Иосифов 1511 руб. Переяславской Спасский Евфимиев 1511 руб. Суздальской Антониев Римлянина 1511 руб. Новгородской Псковско-Печерский 1511 руб. Псковской Троице-Макариев Желтоводский 1511 руб. Нижегородской Спасский Рязанский 1511 руб. Рязанской Тихвинский 1511 руб. Новгородской Отроч   1511 руб. Тверской Троицкий Данилов 1511 руб. Переяславской Борисоглебский 1511 руб. Ростовской Солотчинский 1511 руб. Рязанской Спасо-Прилуцкий 1511 руб. Вологодской Николаевский Вяжецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого четверга в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 31 марта 2010 г. 19:53 Вечером 31 марта, в канун Великого четверга , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь. В Святых вратах одной из древнейших обителей Москвы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Истринский Арсений , наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , благочинный Покровского округа протоиерей Геннадий Нефедов , настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, московское духовенство и прихожане Спасского собора, действующего как приходской храм. Также в числе встречающих были директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г.В. Попов и руководство музея, расположенного в стенах обители. В сопровождении Г.В. Попова Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с экспозицией Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В книге почетных посетителей Предстоятель оставил запись: «Музей, созданный в труднейшую для Русской Православной Церкви эпоху, сохраняет прекрасные образцы иконописи. Дай Бог, чтобы наши современники, прикасаясь к этому высокому искусству, исполненному духовной силы, почерпали вдохновение и мудрость. Патриарх Кирилл». В Спасском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие с трипеснцем преподобного Андрея Критского и утреню Великого четверга. За богослужением пел хор Спасского собора. С 1990 года в Спасском соборе восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. По окончании богослужения Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал протоиерей Вячеслав Савиных, который преподнес Его Святейшеству икону с изображением Распятия Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Святейший Владыка посетил крипту Спасского собора. Затем в дирекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Г.В. Поповым и сотрудниками музея. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1127636.ht...

В 1835 г. им же устроена к празднику Воскресения Христова в Спасский собор серебряная напрестольная одежда, четыре кованые серебряные дски в цену более 7.000 руб. ассигн. 157 В 1837 г. живописец Андрей Алексеев Жуков расписал Спасский собор как внутри, так и извне за 1.625 руб. В 1838 г. в мае освящен придел в Архангельской церкви в трапезе, во имя святого Александра епископа команского, вновь устроенный московским купцом Александром В. Пищальниковым, который известен своею благотворительностию и в частности учреждением школы для бедных девиц в 1837 г. Скончался 27 января 1857 года. В 1843 г. пожертвован крест с мощами святого Арсения действительным статским советником Василием Дмитриевичем Камыниным. В 1844 году графинею Анной Алексеевной Орловою-Чесменскою сделаны вклады по матери ее Евдокии Николаевне шесть икон к столбам Спасской соборной церкви, на двух иконах ризы серебряные-позлащенные. В 1846 г. сделаны поправки в колокольне на сумму свыше 3.000 руб. сер. Графиня Александра Орлова пожертвовала 17.000 руб. сер. на устроение Спасского собора, в коем похоронены дед и бабка, мать и брат ее. 158 В 1848–50 годах боковые паперти собора расширены и по сторонам его сделаны два придела, один на правой стороне во имя Успения Божией Матери, который освящен его высокопреосвященством митрополитом московским Филаретом 15 октября 1850 года, другой на левой во имя преподобного Андроника: 159 над собором, устроен шатровой верх, задняя паперть переделана и внутри самого собора произведены значительные поправки. С внешней же стороны вид его совершенно переменился. Работы производились под надзором архитектора Герасимова по плану, измененному в Петербурге. Вся постройка стала в 21.772 руб. 23 к., в число коих монастырских денег добавлено 4.772 руб. 23 копейки. Между 1850–62 г. в монастыре не сделано значительных построек сколько потому, что в предыдущие годы монастырь был уже довольно устроен, столько и по особенной бережливости покойного настоятеля архимандрита Платона; только в 1860 г., при ограде монастыря и при церкви Архангела Михаила, устроено 5 новых контрофорсов и исправлено 12 старых, на сумму 827 руб. 50 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По этой росписи все архиерейские кафедры и монастыри разделены были на 11-ть категорий. Самый большой взнос славленых денег, 15 руб., назначен был с Троицкого Сергиева Монастыря. За тем ежегодно должны доставлять славленого: Семь рублей – Митрополиты: Новгородский, Казанский, Сибирский, Ростовский, Рязанский. Монастыри: Ипатьевский Костромской, – Кирилов Белозерский и Спасский Ярославский. Пять рублей – Митрополиты: Крутицкий, Нижегородский, Белгородский, Суздальский, Вологодский Архиепископ и Монастыри: Московский Чудов, Новоспасский, Симонов, Богородицкий Свиажский; Спасский Евфимиев Суздальский, и Псковско-Печерский. Четыре рубля – Митрополиты: Псковский и Смоленский; Архиепископы: Тверский, Коломенский, Вятский; Монастыри: Савин-Сторожевский, Воскресенский, Иверский-Новгородский, Печерский, Новгородский, Богоявленский-Костромский, Пафнутьев-Боровский, Соловецкий, Покровский девичий Суздальский. Три рубля – Астраханский митрополит; Архиепископы: Холмогорский и Устюжский; монастыри: Владимирский. Рождественский; Преображенский, Казанский; Иосиф-Волоколамский; Макарьев-Желтоводский; Тихвин-Новгородский; Калязин-Кашинский и Московские Девичьи Вознесенский и Новодевичий. Два рубля с половиною – Епископы Тамбовский и Воронежский; монастыри: Горицкий-Переяславский; Каменный-Вологодский; Николаевский и Пешношский. Два рубля – Монастыри: Макаревский-Унфенский, Прилуцкий-Вологодский.   Новгородский Митрополит. Казанский Митрополит. Певчим дьякам станицы 1 р. 80 к. 1 р. 70 к. станицы 1 р. 50 к. 1 р. 40 к. Певчим поддьякам станицы 1 р. 20 к. 1 р. 10 к. станицы 1 р. 10 к. 1 р.    – станицы 1 р.    –   –   90 к. станицы   –   90 к.   –   80 к. станицы   –   80 к.   –   70 к. станицы   –   70 к.   –   60 к. 9 р.    – 8 р. 20 к. Троицкий-Астраханский. Антониев-Николаевский. Бежецкого верху, Крестный, Антониев-Сийский и Рязанские – Спасский, Солотченский и Богословский. Полтора рубля – монастыри – Московские: Андрониев, Петровский, Николаевский-Угрешский; Новгородские: Антониев, Вяжицкий и Александро-Свирский, Вологодские: Павлов и Корнильев; Переяславский-Данилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Соборная гора. На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. В то время редко использовали этот материал как основной, чаще его заменяли кирпичом. А вот в Серпухове строили из него вплоть до XVII века. Стены кремля повторяли естественное очертание холма. 32-метровая Караульная башня с колоколом, Никольская – с тайным выходом к Серпейке, самая красивая – Высоцкая – смотрящая на монастырь. Всего пять башен и три полубашни. За всю историю существования этот кремль был взят лишь раз – из-за предателя. Ради белого камня кремль разберут в советские годы на строительство московского метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни. На территории кремля стоял художественный, ландшафтный, духовный ориентир города, сохранившийся и поныне. Это Троицкий собор. Существующее здание построено в 1696 году архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора. Богослужения здесь очень редки. Собор является филиалом историко-художественного музея, он хранит предметы, найденные при многочисленных раскопках на Соборной горе. Троицкий собор помнит двух святых новомученников. Один его настоятель протоиерей Василий Студиницын и сын другого настоятеля – священник Петр Орленков – были расстреляны в 30-годах. На месте второго храма, стоявшего на территории кремля (в память Димитрия Солунского и в честь Дмитрия Донского), теперь – мемориальный некрополь защитников города в Великой Отечественной войне. Там же – памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле. Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня1380 г. незадолго до Куликовской битвы. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестовокупольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.). Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Хоробрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=00380

СПАСО-АНДРОНИЕВ, или АНДРОНИКОВ, муж. 2 класса, в Москве, на берегу реки Яузы, состоит под управлением архимандрита. Основан около 1360 года иждивением св. Митрополита Алексия. Этот Святитель, на возвратном пути из Константинополя в Москву, застигнут был в море жестокою бурею и обещался в честь святого того дня, когда пристанет к берегу, воздвигнуть храм; что и случилось 16 августа, в празднество Нерукотворенному Образу Спасителя. А потому, по прибытии в Москву, испросил он у св. Сергия Радонежского ученика его Андроника, которому и поручил немедленно создать эту Спасскую обитель, сделав его тут игуменом. Место, на котором существует Андрониев монастырь, замечательно по историческим воспоминаниям: здесь пролегал из Москвы путь в Орду; на этом месте встретил Батыя Всеволод Юрьевич; здесь св. митрополит Киприан, чрез 20 лет после основания монастыря, благословил В. К. Димитрия IV, возвращавшегося победителем с Куликовской битвы; по этому пути выступил с войском против Тамерлана В. К. Василий Димитриевич. Ныне в этом монастыре четыре церкви: 1 ) Соб. Нерукотворенного Спасова образа, в которой почивают под спудом мощи Преподобных Андроника и преемника его Саввы; в иконостасе находится Нерукотворенный Образ, привезенный св. Алексием из Царя-Града, украшенный богатою ризою. Храм этот, построенный весь из белого камня и окруженный с трех сторон крытою папертью, в недавнем времени возобновлен внутренним украшением, по усердию графини А. А. Орловой-Чесменской. 2) Архистратига Михаила, теплая, с приделами апостолов Петра и Павла и Алексия Митрополита; церковь эта построена царицею Евдокиею Феодоровною, урожд. Лопухиною; тут погребены многие из фамилии Лопухиных, и между ими генерал-аншеф Василий Аврамович Лопухин. 3) Рождества Богородицы, над св. вратами. 4) Симеона Сродника Господня, в колокольне, освященная 25 октября, 1803 года. – Трапеза здешняя сооружена каменная еще в 1506 г., архимандритом Митрофаном. Все прочие здания этого монастыря, также и ограда с башнями, каменные, а колокольня, построенная в XVIII веке купцом Жирновым, и имеющая вышины с крестом около 34 сажен, есть одна из красивейших в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

А. Дёмина (1956, 1963, 1972), привлекшая для истолкования содержания произведений художника обширный летописный и агиографический материал, раскрывающий связь искусства А. Р. и совр. ему «героической действительности кон. XIV - нач. XV в.». Ряд изображений А. Р. житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) А. Р. и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.). В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением А. Р., на к-рых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663, кон. XVI в.): «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229об.), «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292об.), «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230), «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230об.), «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293). В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского (БАН. 34. 3. 4., XVII в.) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, аналогичные житию прп. Сергия: «Совет старцев...» (Л. 269об.) и роспись Спасского собора (Л. 270). До нач. XX в. в Крестовоздвиженской ц. Никольского единоверческого мон-ря на старообрядческом Преображенском кладбище в Москве находилась икона 2-й пол. XVIII в. (?) «Собор Московских святых» (местонахождение в наст. время неизвестно) с изображением прп. А. Р. (1-й справа во 2-м ряду, коленопреклоненный) с надписью на нимбе: «Андрей Рублевъ» (Переводы с древних икон. 93). Первая житийная икона святого была создана в 1981 г. иконописцем И. В. Ватагиной (в наст. время в ц. свт. Николая в Кузнецах). К канонизации А. Р. в 80-х гг. ХХ в. И. В. Ватагиной был написан поясной образ святого с иконой «Св. Троица» в руках; оглавный образ преподобного, исполненный в 1989 г. В. А. Сидельниковым, находится в алтаре Спасского собора Спасо-Андроникова мон-ря. В 1985 г. в сквере перед Андрониковым мон-рем был поставлен памятник А. Р. (скульптор О. К. Комов, архитекторы Н. И. Комов, В. А. Нестеров).

http://pravenc.ru/text/115312.html

1) Иеромонах Анастасий, 2) Никифор Алексеев, 3) Иван Прокофьев, 4) Иван Федоров, 5) Максим Федоров, 6) Игумен Иона, 7) Яков Семчевский, 8) Герасим Липяцкий. 9) Егор Покорский, 10) Стефан Орнатский, 11) Андрей Редриковский, 12) Иван Иванович Красовский, 13) Иван Кунин (старший), 14) Иван Сидоровский, 15) Егор Агриколянский, 16) Михаил Драницын, 17) Егор Казанский, 18) Николай Копылов, 19) Феодор Мартыновский, 20) Иван Купин (младший), 21) Иван Иподиаконов, 22) Петр Орнатский, 23) Алексей Косьмодамиановский, 24) Алексей Клериков, 25) Василий Филоматицкий, 26) Тимофей Суворов, 27) Герасим Костылев, 28) Ефим Третьяков, 29) Родион Флеров, 30) Никифор Зырин, 31) Алексеи Рябинин, 32) Иван Санин, 33) Алексей Куликов, 34) Иван Назоров, 35) Василий Смирнов, 36) Иерей Петр Белугин, 37) Даниил Левитский, 38) Егор Семеновский, 39) Иван Васильевич Красовский, 40) Григорий Лаговский, 41) Андрей Красовский, 42) Иван Горицкий, 43) Василий Попов, 44) Лев Высоцкий, 45) Василий Перебаскин, 46) Николай Борков, 47) Герасим Иорданский, 48) Михаил Воинов, 49) Алексей Клиентов. 50) Петр Соколов, 51) Павел Орнатский, 52) Василий Розанов , 53) Николай Лубкин, 54) Василий Юницкий, 55) Дмитрий Муравьев, 56) Василий Горский, 57) Николай Виноградов , 58) Михаил Соболев, 59) Василий Груздев, 60) Священник, Яков Ласкин, 61) Юнич, крещеный еврей, 62) Яков Реформатский, 63) Андрей Горский, 64) Василий Горский, 65) Косьма Преображенский, 66) Иван Горчаков, 67) Иван Ласкин, 68) Информатор Феодор Голубинский, 69) Афанасий Скворцов, 70) Иван Талызин, 71) Иван Санин, 72) Андрей Горский, 73) Павел Знаменский, 74) Николай Соснин, 75) Парфений Муравьев, 76) Павел Докучаева, 77) Павел Розов, 78) Иван Алякритский, 79) Василий Зарин, 80) Василий Попов, 81) Николай Гусев, 82) Александр Доцилевский, 83) Иван Куняев, 84) Алексей Мухин, 85) Иван Веселовский, 86) Сильвестр Воскресенский, 87) Михаил Вертоградов, 88) Николай Андроников, 89) Владимир Владимиров, 90) Дмитрий Прилуцкий, 91) Иван Приклонский, 92) Семен Ширский, 93) Ксенофонт Бронзов, 94) Павел Богословский, 95) Петр Недригайлов, 96) Петр Виноградов, 97) Гавриил Пернаткин, 98) Иван Островский, 99) Яков Беневоленский, 100) Николай Радковский, 101) Александр Невоструев, 102) Дмитрий Ковалев, 103) Иеромонах Хрисанф, 104) Феодор Виноградов, 105) Иван Спасский, 106) Феодор Альбов, 107) Николай Махоткин, 108) Семен Зверев, 109) Михаил Левитов, 110) Варсонофий Донский, 111) Ефим Соловьев, 112) Иван Соколов , 113) Афанасий Давыдовский, 114) Павел Кремлев, 115) Александр Серафимов, 116) Иеромонах Иустин, 117) Андрей Любославский, 118) Иван Вознесенский, 119) Митрофан Смирнов, 120) Александр Любимов, 121) Петр Попов, 122) Алексей Рейпольский, 123) Александр Ваникин (кандидат Московского университета), 124) Протоиерей Иван Последов, 125) Иеромонах Мефодий, 126) Гавриил Гусев, 127) Петр Панов, 128) Дмитрий Соловьев, 129) Александр Горицкий, 130) Гавриил Преображенский. Учители медицины:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.И. Успенский Андрей Рублев Сведения о жизни Андрея Рублева весьма скудны. «Звание и родина его неизвестны; но можно предполагать, – говорит И. М. Снегирев , – что он пскович; а как это храмовое художество (иконопись) считалось почетным, и художники наравне с царским синклитом и прочими благородными пользовались уважением (Акты Археогр. эксп. IV, 174), то, может статься, и Рублев был боярским сыном; ибо в числе послов из Пскова к Иоанну III 1486 года был боярин Андрей Семенович Рублев (Псковская летоп. 168). Кроме того Москва заимствовала из Пскова зодчих, строивших соборы: Благовещенский в Москве и Троицкий в Сергиевской обители» 57 . Рублев был учеником своего «спостника» Даниила Черного. В одном из подлинников о Рублеве говорится: «А преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго. Он повеле при себе 58 образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, св. Сергию Чудотворцу» 59 . Приглашенный вместе с Даниилом в Московский Андроников монастырь игуменом его Александром для исполнения иконописных работ, Андрей был иноком этого монастыря. Иеромонах Арсений в «Исторических сведениях об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре» пишет: «Некоторые ученые, занимавшиеся изследованием о русском иконописании, именно: гг. Ровинский (Зап. Арх. Общ. 7, VIII, стр. 177) и Буслаев (Сбор. Общ. древне-русск. искусс, на 1866 г., стр. 8), а также К. Тихонравов (Владимир. Сбор. прим. на стр. 28) и другие, на основании подлинников, считают вышедшим из школы преп. Сергия знаменитаго иконописца инока Андрея Рублева; но из житий преп. Сергия и Никона, Софийскаго временника и свидетельства преп. Иосифа Волоколамскаго видно, что он был монахом Спасо-Андроникова монастыря, в котором и скончался около 1427 года» 60 . Рис.6 С другой стороны он мог быть иноком Сергиево-Троицкого монастыря до поступления в монастырь Спасо-Андроников. В Москве Андрею пришлось работать вместе с прибывшим сюда из Новгорода греком Феофаном, которого современники прозвали философом, и, конечно, не без основания. Это был опытный мастер своего дела. В 1378 г. Феофан росписывал Спасскую церковь на Ильинской улице в Новгороде 61 ; в Москве в 1395 г. 62 с Симеоном Черным церковь Рождества Богородицы, в 1399 г. Архангельский собор 63 (см. таблицу III, снимок с миниатюры Остермановского летописца XVII в., рки. Академии Наук 31. 7. 30, стр. 1212), в 1405 г. Благовещенский собор. «Тое же весны, – читаем в летописи, – начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» 64 . В 1408 г. вместе с Даниилом Андрей работал во Владимире: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистаа Володимерьская, повелением великаго князя Василия Дмитриевича; а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Следуя благочестивым внушениям своего сердца, и с другой стороны зная, какое нравственное влияние имеют на возбуждение монашеского духа монастыри, св. Алексий воздвигал и монастыри для молитвенных подвигов за спасение Руси, за свободу которой в то время великий Князь Димитрий Иоаннович ограждал Москву каменными стенами и боролся с своими врагами, как внутри отечества, так и вне. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою, по благословению митрополита Феогноста, Даниилов, созданный В. Князем Даниилом Александровичем, Богоявленский, основанный тем же князем, а оконченный сыном его Иоанном Калитою, – монастырь, в котором пострижен был на 20 году от роду св. Алексий, и Петровский, в котором архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввел устав общежития. Св. Алексий основал еще два монастыря мужеских: Спасо-Андроников и Чудов, один женский – Алексеевский. При нем же воздвигнут и монастырь Симоновский. Еще во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре на море. Среди опасности он дал обет устроить обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа 1357 г. и святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Среди своих святительских трудов, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преподобному Сергию и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадежным руководителем и другом. Выслушав это из уст св. Алексия, преподобный Сергий вручил ему своего любимого ученика Андроника, который с юных лет воспитывался под надзором блаженного отца и успел усвоить себе его строгие правила. Первосвятитель, дав довольно милостыни на Сергиеву обитель, отправился с Андроником в Москву, и на избранном месте при р. Яузе построил обетную церковь , во имя Спасителя – нерукотворенного Его образа, где и поставил образ Спасов принесенный с собою из Константинополя, создал общежительный монастырь, снабдил его всем нужным и поручил настоятельство в нем Андронику. Чрез несколько времени преподобный Сергий приходил взглянуть на новую обитель и призвал на нее благословение Божие. Этот Спасо-Андроников монастырь вскоре сделался велик и славен, особенно добродетелями и мудростью первых своих настоятелей: Андроника, ученика его Саввы и ученика Саввина – Александра. Отсюда вышли многие иноки на игуменства в другие обители, а некоторые и на епископские кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010