Но за постоянными делами по управлению русской церковью митрополиту все не удавалось исполнить свое обещание, и лишь поездка к Сергию заставила вспомнить о данном им обязательстве. Рассказав об этом, он велел Андронику поставить на берегу Яузы церковь во имя Образа Нерукотворного Спаса. Вскоре храм был выстроен, митрополит освятил его, дал «потребная на устроение монастыру» и «постави же ту игумена Андроника». Таково вкратце содержание сюжета об основании Андроникова монастыря в «Житии» Сергия Радонежского, составленном Пахомием Логофетом 454 . Жизнеописания Андроника Московского до нас не дошло, а основные сведения о нем содержатся в житиях Сергия Радонежского и митрополита Алексея, в которых подробно рассказывается об основании Андроникова монастыря. Как и Сергий Радонежский, Андроник являлся уроженцем Ростова. Судя по тому, что на момент основания монастыря Андронику должно было быть не менее 33 лет – возраст, необходимый для поставления в настоятели, примерным временем его рождения является конец 20-х годов XIV в. Из последующей его биографии известно лишь то, что он скончался 13 июня, когда отмечается его память. Если к этой дате следует отнестись с доверием, то относительно года кончины Андроника в литературе существуют разногласия. Так, составленный в XIX в. «Троицкий патерик» сообщает, что Андроник скончался после 40-летнего настоятельства в 1404 г. 455 Однако Б. М. Клоссом была обнаружена рукопись «Жития» Сергия 40-х годов XVII в., где сообщается, что Андроник скончался «месяца июля в 13 день, в лето 6982», т.е. 1474 г., что в предположении ошибочности написания числа сотен, дает 1374 г. Правильную же дату смерти Андроника – 13 июня 1373 г. содержит собственноручная запись троицкого келаря Симона Азарьина, собиравшего сведения о всех учениках Сергия 456 . Местная канонизация Андроника относится, вероятно, к концу XV в., но общецерковной канонизации не было. Мощи Андроника и его ученика Саввы были обретены (время неизвестно), однако оставлены под спудом, но не под землей, а в запечатанной гробнице в Спасском соборе Андроникова монастыря 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Патриарх Кирилл совершил утреню Великого четверга в соборе Андроникова монастыря и встретился с сотрудниками музея им. Андрея Рублева 31.03.2010 20:26 Москва, 31 марта. Вечером 31 марта, в канун Великого четверга, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь. В Святых вратах одной из древнейших обителей Москвы предстоятеля РПЦ встречали архиепископ Истринский Арсений, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), благочинный Покровского округа протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, московское духовенство и прихожане Спасского собора, действующего как приходской храм. Также в числе встречающих были директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г.В. Попов и руководство музея, расположенного в стенах обители. В сопровождении Г.В. Попова Патриарх Кирилл ознакомился с экспозицией Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В книге почетных посетителей Патриарх оставил запись: «Музей, созданный в труднейшую для Русской Православной Церкви эпоху, сохраняет прекрасные образцы иконописи. Дай Бог, чтобы наши современники, прикасаясь к этому высокому искусству, исполненному духовной силы, почерпали вдохновение и мудрость. Патриарх Кирилл». В Спасском соборе Патриарх Кирилл совершил малое повечерие с трипеснцем преподобного Андрея Критского и утреню Великого четверга. За богослужением пел хор Спасского собора. С 1990 года в Спасском соборе восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. После службы Патриарх посетил крипту Спасского собора. Затем в дирекции музея имени Андрея Рублева состоялась встреча Патриарха Кирилла с Г.В. Поповым и сотрудниками музея. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

У московському звершено панахиду за першим директором Музею Рубльова 15 листопада 2019 р. 18:49 14-15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября исполнится 56 лет со дня его кончины. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий . Д.И. Арсенишвили был двоюродным дядей митрополита Ахалкалакского Николая. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, столичное духовенство. Богослужение совершалось на церковнославянском и грузинском языках. Богослужебные песнопения исполнили хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы и хор Спасо-Андроникова монастыря. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5532899...

благодаря монахине Иулиании (в миру М. Н.Соколовой, 1899–1981) и позднее ее учениками (И.В. Ватагиной и др.). Реставратор, иконописец, руководитель иконописного кружка Троице-Сергиевой лавры, сотрудник Церковно-археологического кабинета Московской духовной семинарии, автор ряда важнейших публикаций-лекций по иконописи монахиня Иулиания в 1950–1870-е гг. способствует развитию иконописания в России, обретению нового его дыхания. Именно благодаря ей восстанавливается практика копирования, создания списков. Примером высокого духовного творчества для нее всегда являлись иконы Андрея Рублева. Зримым воплощением русской святости становится ее икона «Образ Всех Святых в земле Российской просиявших» (1950-е гг.). В течение всей жизни она много работает над образами русских святых, создает иконы – «Собор русских святых» и отдельно владимирских, ярославских первосветителей всея Руси. Ее деятельность была высоко оценена Православной Церковью , но по понятым причинам до к. ХХ в. оставалась малоизвестной. В. Савиных. Прпп. Андроник и Савва Московские. Икона. 1995г. Спасский собор Андроникова монастыря И. Ватагина. Прп. Андрей Иконописец. Икона. Москва (мастерская Данилова монастыря). 1988г. А. В.Стальнов. Св. вмц. Екатерина. Икона. 1994г. В. Савиных. Прпп. Андроник и Савва Московские. Икона. 1995г. Спасский собор Андроникова монастыря Важнейшими вехами в развитии иконописания стали сначала празднование 1000-летия Крещения Руси (1989г.), а затем – 2000-летия Христианства. Особое место в истории иконописи последней четверти ХХ в. и начала следующего столетия принадлежит архимандриту Зинону (в миру – В.М. Теодор, род. в 1953г.). С.С. Аверинцев назвал его «ревнителем достоинств иконы, в котором с нерастраченной силой выступает то расположение духа, которое было ощутимо когда-то в «богословах Иконы» первого призыва». Практик и теоретик иконописания о. Зинон относится к тем очень редким сильным и творческим личностям, которые не механически следуют канонам иконописания, а всегда стремятся к постижению и воплощению их духовной сути.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Рублеву в этом иконостасе принадлежит общий замысел и прорисовка композиций: скорее всего, он выступил здесь в роли знаменщика, т. е. намечал рисунок икон. Но не только. К примеру, икона «Явление ангела женам-мироносицам» определенно говорит, что Рублев творил и новые, небывалые до того иконографические сюжеты. Троицкий иконостас и поныне можно видеть в соборе. Это единственный, связанный с именем Андрея иконостас, дошедший до нас полностью. А вот фрески были сбиты и переписаны b XVII веке. Можно лишь с уверенностью надеяться, что поздние росписи повторяют схему и композиции стенописи 1420-х годов. Андроников монастырь Исполняя заказные работы в разных местах Московской земли, монахи Андрей и Даниил неизменно возвращались затем в свой родной Спасо-Андроников монастырь на Яузе. Сейчас это почти центр столицы, а тогда Москва помещалась в пределах нынешнего Бульварного кольца и Андроникова обитель была загородьем. Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом. Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины. Именно Андрей стал в 1427 году одним из вдохновителей постройки в монастыре каменного Спасского собора. Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера — исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора. Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюра Сам Андроников монастырь, где сейчас размещен музей, носящий имя великого иконописца, — это место тишины и покоя. Неспешно обходя по кругу потемневший от времени, но все такой же прекрасный, живописный храм, можно представлять себе, как этих камней касалась рука смиренного инока Андрея. Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу — образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство…».

http://foma.ru/andrej-rublev-zvenigorods...

71 К XVI веку и с большею вероятностию ко второй половине сего века должно отнести построение в Андроникове Рождественской церкви над святыми вратами. 72 Во второй половине XVI века Андроников монастырь занимал восьмую степень в числе прочих монастырей всего царства Русского. При Иоанне Васильевиче Грозном порядок первых монастырей был следующий: 1) Владимирский-Рождественский, 2) Троице-Сергиевский, 3) Новоспасский, 4) Чудовский, 5) Симоновский, 6) Новгородский-Юрьевский, 7) Свияжский, 8) Андрониковский. При царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Иове 1589 г.: 1) Троице-Сергиевский, 2) Владимирский-Рождественский, 3) Новоспасский, 4) Чудовский, 5) Новгородский-Юрьевский, 6) Симоновский, 7) Свияжский, 8) Андрониковский. 73 Что касается до земель и населенных владений, то Андроников монастырь, вследствие определения на соборе 1581 г. (по другим 1580 г.) января 15, наравне с другими монастырями и духовными властями должен был, но случаю тесных обстоятельств отечества, отдать государю Ивану Васильевичу Грозному земли и села, прежними князьями жертвованные, следовательно, упоминаемые выше Луцинское и Березницы 74 и, может быть, другие нам неизвестные. Кроме того, монастыри и власть духовная не могли уже без доклада государю приобретать себе имений недвижимых, жертвуемых не должны были принимать, а оставшихся за ними не продавать; а так как при отобрании от монастырей вотчин в 1764 году за Андрониковым числилось 1672 души и по документам XVII и XVIII веков (см. ниже в сих веках) оне находились главным образом в Московском уезде, а частию в Дмитровском, Рузском, Звенигородском и Переславль-Залесском, то, на основании закона 1581 года, утвердившего монастырскую собственность, должно полагать, что в XVI веке за Андрониковым было не менее 1000 душ в упомянутых местах. 75 На основании некоторых указаний можно заключать, что Андроников в конце сего века имел за собою какой-либо приписной монастырь или подворье в Москве, потому что на соборе 1598 г. по случаю избрания Бориса Годунова на царство, кроме андрониковского архимандрита Вассиана, еще был строитель Андроникова монастыря старец Феодосий Бледный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В марте 1922 года в ходе государственной кампании по вскрытию мощей были вскрыты мощи преподобных Андроника и Саввы. Дальнейшая судьба мощей неизвестна. Совместные тропарь и кондак преподобным Андронику и Савве Московским составлены, вероятно, в конце XIX в.. Служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г. Память прп. Андроника Московского 13 июня особо отмечается в Троице-Сергиевой лавре (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя прп. Андроника Московского включено в Собор Радонежских святых , установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Иконография На ранних иконах и миниатюрах прп. Андроник Московский изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения Андроника Московского как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» ; в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ; в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» . Наиболее раннее изображение Андроника Московского сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника Московского на игуменство в Спасский монастырь (7-е), свт. Алексий благословляет Андроника Московского на игуменство (8-е). Прп. Андроник представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника Московского повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Литература Использованные материалы   Тихонравов. Отд. 2. С. 64

http://drevo-info.ru/articles/26610.html

Рублеву в этом иконостасе принадлежит общий замысел и прорисовка композиций: скорее всего, он выступил здесь в роли знаменщика, т. е. намечал рисунок икон. Но не только. К примеру, икона «Явление ангела женам-мироносицам» определенно говорит, что Рублев творил и новые, небывалые до того иконографические сюжеты. Троицкий иконостас и поныне можно видеть в соборе. Это единственный, связанный с именем Андрея иконостас, дошедший до нас полностью. А вот фрески были сбиты и переписаны в XVII веке. Можно лишь с уверенностью надеяться, что поздние росписи повторяют схему и композиции стенописи 1420-х годов. Андроников монастырь Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюра Исполняя заказные работы в разных местах Московской земли, монахи Андрей и Даниил неизменно возвращались затем в свой родной Спасо-Андроников монастырь на Яузе. Сейчас это почти центр столицы, а тогда Москва помещалась в пределах нынешнего Бульварного кольца и Андроникова обитель была загородьем. Житие Сергия Радонежского (причастного к устроению этого монастыря) рисует инока Андрея как честного старца, пользующегося в обители почетом и авторитетом. Он входил в число «соборных старцев», вместе с игуменом управлявших жизнью монастырской общины. Именно Андрей стал в 1427 году одним из вдохновителей постройки в монастыре каменного Спасского собора. Как пишет В. А. Плугин, Рублев при этом «играл роль не только ведущего мастера — исполнителя художественных работ, но и своего рода идеолога, многое определявшего в системе и структуре ансамбля» собора. Сам Андроников монастырь, где сейчас размещен музей, носящий имя великого иконописца, — это место тишины и покоя. Неспешно обходя по кругу потемневший от времени, но все такой же прекрасный, живописный храм, можно представлять себе, как этих камней касалась рука смиренного инока Андрея. Как сидел он на помосте над входом в храм и писал свою последнюю работу — образ Нерукотворного Спаса (таким запечатлела его миниатюра XVII века). И как, уже оставив эту временную жизнь, «в сиянии славы» явился он в келье разболевшемуся Даниилу, позвав его в «вечное и бесконечное блаженство…».

http://pravoslavie.ru/80747.html

В прошлую пятницу, седьмого ноября, я с классом побывала в Спасо-Андрониковом монастыре. Сейчас там находится музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.  Первое, что я увидела, войдя в монастырь - Спасский собор (XIV в.). Это древнейший из сохранившихся московских храмов. Экскурсия была очень интересной. Я узнала много фактов из истории монастыря, увидела иконопись до и после Андрея Рублева.  Мне очень понравилась эта экскурсия! Рекомендую! Коршунова Лиза: Недавно мы с классом поехали на экскурсию в Спасо-Андроников монастырь (ныне музей Андрея Рублева). Икон самого Андрея Рублева там не было, но были копии его мозаик.  Еще есть иконы неизвестных мастеров. Что запомнилось? Больше всего мне запомнилась икона Георгия Победоносца, точнее правильнее будет сказать иконы. На ней в середине большое изображение его мучений. В правом верхнем углу иконы был изображен император, а в левом углу было представлено мучение Георгия раскаленными сапогами. И Георгий был расположен симметрично с императором. Таким образом иконописец показал, что Георгий равен по своему величию императору. Очень необычное и интересное для меня решение иконописной задачи. Дзюман Анна: Я с классом ходила в музей Андрея Рублева. Скажу сразу - мне очень понравилась экскурсия! Особенно меня впечатлила подача материала экскурсоводом.  Экскурсовод рассказывал очень интересно. Сам музей находится на территории Андроникова монастыря. Там есть самый древний Спасский собор, в котором в притворе храма находится икона Спаса Нерукотворного (этот образ когда-то написал Андрей Рублев).  Я с удовольствием сходила бы еще раз. Экскурсия была очень познавательная и интересная! Мельник Лиза: В пятницу мы с классом ходили в Андроников монастырь.  В этом монастыре Андрей Рублев провел свои последние годы.  Еще он расписал храм в честь Спаса Нерукотворного, но сейчас вся роспись храма сгорела, и работа Андрея Рублева осталась только на подоконниках в алтаре. Говорят, что роспись была сказочной! Жаль, что она утрачена. Но нам показали (и рассказали) многие другие иконы.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/831...

Arhiva La Moscova au demarat lecturile tiinifice pe tema „Rusia. Georgia. Rsritul cretin. Legturile duhovniceti i culturale” 16 noiembrie 2017 17:46 16 ноября 2017 года в Музее имени Андрея Рублева открылись V ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Д.И. Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Чтения проходят в юбилейный для музея год 70-летия со дня его учреждения. В Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, где располагается Музей Рублева, митрополит Ахалкалакский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) совершил панихиду. Затем состоялось открытие двухдневной научной конференции «Россия. Грузия. Христианский Восток». «Здесь выступят ведущие специалисты по истории и древнерусскому искусству из Московского университета, Высшей школы экономики, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Российской академии художеств, а также ученые из Грузии, представители Грузинской Православной Церкви», рассказал ТАСС декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков. «Давид Арсенишвили, который стал директором музея в 1949 году, принял близко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова монастыря: за помещение Спасского собора, около которого временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где было разбито футбольное поле», пояснил он. «Именно Арсенишвили мы во многом обязаны самим существованием знаменитого на весь мир Музея Рублева», добавил отец Александр. Давид Ильич Арсенишвили был членом тбилисского бюро по охране памятников и знатоком русской культуры. После того, как Петр Барановский и Игорь Грабарь выступили за создание музея древнерусского искусства на базе Андронникова монастыря, Арсенишвили занимался формированием его экспозиции. ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5062924...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010