Спасский собор Андроникова монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля. Содержание История [ править править код ] По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон. В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее: " В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма... " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

В Андрониковом монастыре со времени его основания был принят общежительный устав . Через некоторое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, прп. Андроник жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. По монастырским преданиям, прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал прп. с Андроником. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского). Предузнав свое преставление к Богу, прп. Андроник вручил паству своему ученику прп. Савве . Точная дата кончины прп. Андроника неизвестна. Во второй редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления прп. Андроника - 13 июня . В списке жития прп. Сергия 1640-х годов сказано, что прп. Андроник скончался «месяца июля в 13 день в лето 6982» (1474) . Отсюда, вероятно, эта дата попала в «Описание о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х годов отмечено, что прп. Андроник скончался 13 июня 1373 г. . Тропарь Андронику и Савве Московским От юности своея, преподобнии отцы Андрониче и Савво,/в пустыни вселистеся Сергия великаго,/того житию последующе,/плоды смирения и послушания возрастили есте,/сего ради сподобившеся быти строители и первоначальники/обетныя обители святителя Алексия,/с нимже испросите у Христа Бога верным людем здравие и спасение/и душам нашим велию милость. Почитание Время местной канонизации прп. Андроника относится, вероятно, к концу XV в. В Минее общей конца XV - начала XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону Новгородскому , некоторое время находившемуся в ссылке в Андрониковом монастыре, в каноне Всем святым упоминается прп. Андроник Московский . Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет Андроника Московского в числе наиболее чтимых русских святых , но общецерковной канонизации прп. Андроника не было. Мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова монастыря, в запечатанной гробнице, над которой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г.

http://drevo-info.ru/articles/26610.html

393-398 398-399 399-404 404-405 405-406 406-408 408-409 409-410 410-411 АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) 411-413 АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 413-414 АНДРОНИК митр. Сардский с титулом " ипертим и экзарх всей Лидии " (на каф. в 1250-1260 и 1261-1284 гг.) 414-415 АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. 415-416 416-417 416-417 417-418 418-419 АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта) 420-421 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) 421-423 423-424 424-427 427-428 АНДРОПЕЛАГИЯ мц. Александрийская (пам. греч. 6 сент.) - см. Кириак, Фавст, Авив и 11 мчч. Александрийских 428-429 429-431 431-433 433-434 АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), 434-435 435-436 436-437 АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель 437-438 АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов 438-439 439-440 440-441 АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог 441-442 442-443 АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Москва. Церковь Димитрия Донского у Спасо-Андроникова монастыря. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Донского Год постройки:Между 2000 и 2005. Архитектор:А.В. Климочкин Ссылки:     Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевский проезд, дом 7 Координаты: 55.748757, 37.672368 Проезд:г. Москва, м. " Площадь Ильича " , пешком по ул. Сергия Радонежского до Спасо-Андроникова монастыря, восточный вход Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Православная поминальная часовня святого Дмитрия Донского введена в эксплуатацию 30 июля 2018 года на территории Спасо-Андроникова монастыря, расположенного в Таганском районе центра Москвы. Поминальная часовня святого Дмитрия Донского построена по программе комплексного обустройства и развития центральной части города, курируемой Департаментом. Часовня имеет один наземный и один подземный этаж. Она рассчитана на 50 прихожан. Подобное посвящение неслучайно: отечественный исследователь М.Н. Тихомиров в одной из летописей обнаружил записи, свидетельствующие о первичном захоронении Димитрия Донского именно в Спасо-Андрониковом монастыре – рядом с кладбищем воинов, раненных на Куликовом поле и скончавшихся по дороге в Москву. В усыпальнице московского Кремля прах великого русского князя мог оказаться в результате последующего перезахоронения. Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского построен в 2000–2015 годах по проекту архитектора А.В. Климочкина. Современный одноглавый кубообразный храм, фасады которого завершены закомарами. Ориентирован на постройки раннемосковского зодчества XIV – начала XV века. Современное здание органично сочетается с архитектурой Спасо-Андроникова монастыря и Спасского собора. В 1998 году приход приобрел права на земельный участок, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. Начальная история кладбища Спасо-Андроникова монастыря практически неизвестна, но согласно преданию и косвенным свидетельствам на территории монастыря была захоронена часть воинов, раненных на Куликовом поле и скончавшихся по дороге в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=03269

Всего дохода с имений своих монастырь в 1761 году получил, исключая повинностей натурою, 657 руб. 21 к. и в 1762 году столько же издержал на содержание братии, служителей и причисленных 7 офицеров и рядовых 109 и на текущие потребности. В заключении описи в деле покрытия предстоящих издержек по исправлению зданий возлагается надежда на благотворителей, каких Бог пошлет. При отобрании от монастырей имуществ Екатериной II в 1764 г. им назначено было постоянное денежное вознаграждение. Андроников причислен ко 2-му классу; а к сему классу причисленным монастырям положено было 1311 р. 90 к. в год, из коих 504 руб. на жалованье архимандриту и 16 человекам братии (их и до штатов в сем монастыре было не более 110 ), а 807 руб. 90 к. на подъячего и 16 служителей, на починку зданий монастырских, на жизненные припасы и прочие потребности. Кроме того, тем штатным монастырям, за которыми прежде были загородные дома, озера, пруды и скотные дворы, позволено оставить из оных по одному скотному двору и по малому для рыбной ловли озеру или пруду, да выгонной земли для 2-го класса монастырей по 8 десятин. 111 В случае важных повреждений в зданиях и построек предоставлено обращаться в государственную коллегию экономии. Денежное вознаграждение, и в то время неудовлетворявшее потребностям монастырей без посторонних источников, с понижением курса древнего рубля, оказывалось в последствии совершенно недостаточным. Почему последующие государи делали по временам некоторые прибавления к штатному жалованью и разрешали вновь отводить для монастырей земли, мельницы, леса. Первым незабвенным для духовенства благодетелем в сем отношении был император Павел Петрович. В 1797 г. он сделал прибавление к окладам монастырей. 112 В его царствование Андроников наделен мельницею и частию земли. Вообще же арендные статьи Андроникова монастыря были в сей век очень скудны, и он стоял и доселе стоит только могилами и частной благотворительностию. 113 В конце XVII века Андроников между всеми русскими монастырями занимал девятую степень; но по штатам 1764 года положено 15 первоклассных монастырей, кроме лавры; Андроников же после ставропигиального Заиконоспасского монастыря занял второе место в числе второклассных монастырей или первое во второклассных епархиальных. Так как при учреждении штатов большое внимание обращаемо было на количество имений того или другого монастыря, то Андроников, прежде занимавший высокое место более по историческому значению, должен был теперь стать ниже некоторых монастырей. Но когда в 1786 году введены в штаты и малороссийские монастыри, Андроников должен был занять еще низшую степень; из указа 1797 г. о прибавке оклада монастырям 114 видно, что в сие время, кроме лавр, было уже первоклассных монастырей 21. Топография Андроникова

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Новости Патриарх Кирилл попросил Росимущество передать здания Спасо-Андроникова монастыря РПЦ 15.03.2019 10:38 Москва, 15 марта. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в Росимущество просьбу о передаче Музея имени Андрея Рублева на территории Спасо-Андриникова монастыря в собственность Русской православной церкви (РПЦ), сообщил ТАСС в пятницу директор музея Михаил Миндлин. «Нам известно, что патриарх обратился в Росимущество, что церкви могут передать здания Спасо-Андроникова монастыря, где располагается наш музей», - сказал он. По мнению Миндлина, необходимости в этом нет, музей активно взаимодействует с различными церковными структурами. «Представители церковного сообщества периодически принимают участие в проектах музея, причем самые различные представители церковного сообщества. Музей оказывает содействие церковному сообществу во временном предоставлении предметов искусства и так далее Поэтому мы не очень понимаем, зачем это нужно, несмотря на наше активное сотрудничество с различными центрами церковного сообщества и церковными структурами», - подчеркнул директор. Он добавил, что приоритетом должно быть сохранение музея. «По многим вопросам - и атрибуция памятников церкви, и репрезентация памятников церкви - музей сотрудничает и с Троице-Сергиевой Лаврой, и с кабинетом церковно-археологического искусства [при Московской православной духовной академии РПЦ], и так далее. Нам кажется, сохранение музея для церкви важнее, чем его изгнание из стен бывшего Спасо-Андроникова монастыря», - заявил Миндлин. Здания ансамбля Андроникова монастыря относятся к объектам культурного наследия федерального значения. В его состав входят, том числе, части стен и башен XVII-XVIII веков, здание бывшего духовного училища 1810-1814 годов, Спасский собор начала XV века, Церковь Михаила Архангела 1691 года, усыпальница бояр Лопухиных. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева находится в бывшей трапезной. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/122336_10.html

В Книге глаголемой о российских святых, о святом Савве написано так: Преподобный Савва, игумен спасский, ученик его (Андроника), преставился в лето 6000. Нет никаких исторических данных к определению дня преставления святого Саввы. Монастырь чтит память его 13 июня в день преставления учителя его Андроника. Какая тому причина? Может быть не одна: 1) день преставления святого Саввы мог быть близок ко дню преставления святого Андроника и даже совпадать с ним; 2) могло случиться, что день преставления святого Саввы совпадал с каким-нибудь большим праздником и потому перенесен на день преставления наставника его. Могли быть и другие неизвестные нам причины к установлению празднования ему в сей день. А празднование ему началось, надо полагать, весьма рано. Ибо Пахомий Логофет, около 50–60 лет после его кончины переселившийся из Новгорода в Сергиеву Лавру, в житии преподобного Сергия называет святого Савву уже преподобным отцем нашим (значит ему воздаваемо было почитание как святому и вне обители его), говорит о чудесах от него бывших, превозносит его хвалами более чем самого Андроника, говорит, что в его время многие знали ученика Саввы, исцеленного им; следовательно празднование святому Савве установлено было едва ли позже 50 лет после его преставления, когда в монастыре, а тем более в городе, были еще современники, знавшие день кончины святого, почитаемого и при жизни от великодержавных князей и после преставления возгревавшего о себе память чудесами. К сожалению, многократные опустошения монастыря и Москвы в древности много затмили пред нами первоначальную историю монастыря. Сколько проливают света не многие строки под сборником, написанным андрониковским монахом Анфимом и выставленным на вид недавно, в наши только времена И. М. Снегиревым между рукописями Синодальной библиотеки! Из подписи к сему сборнику мы видели, что в 1404 году святый Савва был уже игуменом. Под духовным завещанием брата Димитрия Донского, князя Владимира Андреевича, в 1410 году написано: «а писал есмь сю грамоту пред отцы своими перед Никоном Радонежским, перед Саввою Спаським». 174 В Истории Росс. Иерархии (VI, 284) и в отдельных описаниях Новоспасского монастыря игумен Савва присваивается на основании сего документа Спасу на Бору. Но поскольку мы знаем, что около сего времени был игумен Савва Спасо-Андрониковский, то, по большей вероятности, можем заключать, что здесь разумеется последний, так как название монастыря по Андронику еще не утвердилось. Но есть на то и положительное доказательство. Спасу на Бору гораздо ранее самого основания Спаса-Андроникова монастыря дана была архимандрия. Все известные нам настоятели Спасского на Бору монастыря, начиная с Uoahha I в 1346 году, были архимандриты. Почему между ними оказался один игумен Савва, когда ни до него, ни после него до настоящего времени, в Спасском на Бору и Новоспасском не было ни одного игумена?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из слов Пахомия Логофета видно, что в Андрониковом монастыре, кроме Андрея и Даниила, и другие занимались искусством иконописания; но как долго в сем монастыре сохранялось искусство иконописания, сведений об этом не имеется. Что касается до священных изображений, коими Андрей и Даниил украсили Спасский собор в Андроникове, то они сохранились и после нашествия Седиахмета, спалившего Москву в 1451 г., и в конце XV и в начале XVI веков вызвали похвалу от очевидца их Пахомия Логофета. 38 Во второй половине XV века Андроников монастырь вместо игуменства пожалован архимандриею, тогда как в обители преподобного Сергия игуменство оставалось еще до 1561 г. Первым Андрониковским архимандритом упоминается 39 Иоанн, шестой из известных настоятелей обители; таким образом андрониковский архимандрит после 1-го Владимирского – Рождественского, 2-го Спасского на Бору, а с 1490 г. Новоспасского, 3-го Чудовского, 4-го Симоновского, 5-го Новогородского-Юрьевского занимал, во 2-й половине сего века в великом княжестве Московском, по крайней мере шестую степень. Из сего можно заключать, что обитель сия, так славно начавшая свое существование, более и более возрастала в славе и благосостоянии. Но до нас мало дошло сведений, какими недвижимыми имуществами владел в сие время Андроников монастырь. В 1472 г. родной брат Uoahha III , князь Юрий Васильевич, умирая после похода на Ахмата, в духовной своей грамоте отказал «к Спасу в Ондрониково село свое Березницы с хлебом, что в земле, опричь стоячего хлеба, да из животиной, а что в том селе серебра на людех, инотого серебра половина великому Спасу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро». 40 В 1486 г. двоюродный дядя Uoahha III , князь Михаил Андреевич Верейский, в духовной своей отказал «к Спасу в Андроников на Москве свое сельцо, Лучинское», около Москвы находившееся. 41 Кроме того, Андроников владел лугами на реке Москве пониже Кожухова, которые купил у него князь Иван Юрьевич Патрикеев 42 и Ильинскою слободою вблизи села Воронцовского, которую выменял у него Иоанн III и которая после вошла в состав Москвы. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010