Лит.: Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников. М., 1842; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Т. 1. С. 82. Табл. А; Максимов П. Н. Собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве//Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв. М., 1947. С. 8-32; Огнев Б. А. Вариант реконструкции Спасского собора Андронникова монастыря//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1959. Вып. 1. С. 72-82; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 325-337; Вагнер Г. К. Спасо-Андронников монастырь. М., 1972; Альтшуллер Б. Л. Белокаменные рельефы Спасского собора Андронникова монастыря и проблема датировки памятника//Средневековая Русь. М., 1976. С. 284-292; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 80. Кат. 36-38; Гальченко М. Г. Книгописание в Спасо-Андрониковом монастыре и проблема второго южнославянского влияния на Руси в конце XIV-XV вв. М., 1994; Перфильева Л. А. , Разина Н. Г. К истории церкви Сергия в Рогожской в Москве//Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. М., 1994. С. 109-120; Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (XIII-XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 188-190, 263-264; он же. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 354-357; Никифорова О. «Музандр» и «Экзандр» - страницы истории Спасо-Андроникова монастыря (20-е - 30-е гг. ХХ в.)//Золотой Рожок. М., 1997. С. 31-52; Давид Л. А. , Альтшуллер Б. Л. , Подъяпольский С. С. Реставрация Спасского собора Андроникова монастыря//ДРИ. СПб., 1998. [Вып.] Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. С. 360-392; Костюхина Л. М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999. С. 8-9. Табл. 15-17; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-105, 25; С. 350-352, 122; Козлов В. Ф. Епископ Владимир (Соколовский) - последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря//Хоругвь. М., 2000. Вып. 5. С. 113-131; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000. С. 39-50, 315-316 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/115428.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

За ним до учреждения Штатов было 225 душ крестьян, по учреждению же Штатов обращён в приходскую церковь . Андогская Успенская пустынь Бывшая на устье реки Андоги, Новгородской Епархии Белоезерского уезда, расстоянием от Белоезерска к западу в 50 вёрстах, почему и называлась Андогской. Пустынь сия приписана была к Новоезерскому Кириллову монастырю. Андрониковский Троицкий монастырь Бывший в Черниговской Епархии. Положение своё имел в лесу на острове реки Бречицы за местечком Седневом. Основан и построен иждивением и коштом жительницы Березинской Агафьи Зеленской, а по другим запискам – Гетманом Иваном Скоропадским, за благословением Преосвященного Черниговского Архиепископа Лазаря Барановича, трудами и попечением Игумена Андроника, почему и назывался Андрониковским, а Троицким по главной церкви. Прибавление из VI тома Андрониев Московский монастырь См. в дополнение под статьёй: Спасо-Андрониев, часть VI, стр. 191 6 ). Андониев Спасский или Спасо-Андрониев монастырь Московской Епархии, 2 класса мужской, находится в столичном городе Москве, в 18 Части, на реке Яузе. О построении оного из жития св. Алексия, Митрополита Московского и всея России, напечатанного в Четьи Минеи и Прологе, также и преподобного Сергия Радонежского, особо напечатанного, значит, что помянутый Андрониев монастырь основан и сооружён около 1360 года по произволению и иждивением св. Алексия, Митрополита Московского и всея России. К созиданию же сего монастыря побудительная причина из описания вышеупомянутых житий видна сия: св. Алексий, вторично быв в Константинополе, имея уже на себе сан Митрополита Всероссийского, возвращался паки в Москву на свой Святительской престол водой через Чёрное море. Во время сего плавания восставшая жестокая буря грозила ему разрушением корабля и потоплением со всеми при нём бывшими; и потому он, прося Бога о помиловании, присовокупил обещание такое: в те же дни пристанища достигну, в том прилучившегося Святого во имя храм поставити. И по Божьему промыслу море утихло, и достигли пристанища безбедно Августа месяца в 16 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

(† после 1427), прп. (пам. 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, 6 июля в Соборе Радонежских святых), 3-й игум. Андроникова мон-ря после прп. Андроника (ок. 1365 - 1373) и Саввы (1373 - после 1410). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507) называет А. С. учеником прп. Андроника и «чудным». В житии прп. Сергия Радонежского (3-й редакции Пахомия Логофета , 1442) А. С. назван учеником прп. Саввы. Согласно этой редакции жития прп. Сергия, А. С., его ученики и прп. Андрей Рублев построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом мон-ре (Клосс. С. 401-402). Однако исследования 60-80-х гг. XX в. относят время постройки этого собора к 90-м гг. XIV в. (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. С. 12), т. е. ко времени игуменства прп. Саввы. В краткой редакции жития прп. Никона , также составленной иером. Пахомием (сохранилась в списках сер. XV в.), ничего не сказано о том, что прп. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова мон-ря, напротив, говорится, что прп. Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, ставшей последним творением прп. Андрея Рублева и Даниила (РГБ. Унд. 370. Л. 226; XV в.). Созданная позднее пространная редакция жития прп. Никона (известна в списках с сер. XVI в.) согласуется с 3-й редакцией жития прп. Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников мон-рь и расписали там Спасский собор, к-рый и стал их «последним рукописанием» (Яблонский. Прил. С. LXXVI). Эту же т. зр. излагает и келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им - инок Данило инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 322об.- 333). В лицевом списке жития прп. Сергия XVII в. (БАН. 34. 3. 4) А. С. неск. раз изображается беседующим с прп. Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах (хотя в более раннем лицевом списке жития прп. Сергия (РГБ. Муз. 8663; XVI в.) подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя др. настоятеля Андроникова мон-ря)).

http://pravenc.ru/text/64404.html

В московском Андрониковом монастыре совершена панихида по первому директору Музея Рублева Д.И. Арсенишвили 15 ноября 2019 г. 18:49 14-15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября исполнится 56 лет со дня его кончины. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий . Д.И. Арсенишвили был двоюродным дядей митрополита Ахалкалакского Николая. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, столичное духовенство. Богослужение совершалось на церковнославянском и грузинском языках. Богослужебные песнопения исполнили хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы и хор Спасо-Андроникова монастыря. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/5532209.ht...

Arhiva La Mnstirea Sfîntului Cuvios Andronic (Spaso-Andronikov) din Moscova a fost svîrit panihida pentru primul director al Muzeului „Andrei Rubliov” D.I. Arsenivili 15 noiembrie 2019 18:49 14-15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября исполнится 56 лет со дня его кончины. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий . Д.И. Арсенишвили был двоюродным дядей митрополита Ахалкалакского Николая. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, столичное духовенство. Богослужение совершалось на церковнославянском и грузинском языках. Богослужебные песнопения исполнили хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы и хор Спасо-Андроникова монастыря. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5532709...

Андроново. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Андроновское и деревни Бугреевская, Ивановская, Аристова, Мелеховская, с выделенной церковной землей находились ведении Экономического ведомства, а ранее принадлежали Московским Архангельским соборам. В пяти населенных пунктах насчитывалось 286 дворов и проживало 2140 человек (1049 муж., 1091 жен.). Всего земли 5093 дес. и 876 саж²., из них: пашни – 2505 дес. и 1642 саж²., сенокосов – 210 дес. и 1480 саж²., леса – 2171 дес. и 1400 саж²., усадьбой земли – 125 дес. и 790 саж²., неудобья – 80 дес. и 364 саж. Село Андроновское располагалось по обоим берегам речки Коноплянки и безымянного отвершка. В селе была деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Лес – дровяной, земля – иловатая, урожай хлебов и покос трав – средственный. Крестьяне – на положенном оброке. Источник: Описание и алфавиты к Калужскому атласу. Калужский уезд. Ч. 1. СПб., 1782. С. 52 До построения каменного храма в селе на­ходилась деревянная церковь, которая неоднок­ратно перестраивалась. Архивные данные о стро­ительстве каменной церкви относятся к июню 1822 г., когда крестьяне и староста экономи­ческой Андроновской волости Петр Петров «учи­нили приговор» в духовную консисторию. Главный престол освящен в сентябре 1834 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В теплом приделе с правой стороны престол освящен во имя Николая Чудотворца. С левой стороны – во имя Казанской ико­ны Божией Матери. При церкви находились сторожка для сторожа и шко­ла грамоты, упраздненная к 1914 г. В другом здании распо­лагалось земское училище. Ближайшие церкви: на востоке Казанская в селе Бо­городское в 5 км, на западе Благовещенская в селе Анд­реевское в 10 км, на севере Спасская что на Горне (Губино) в 5 км, на юго-западе Архангельская в селе Бебелево (Боброво) в 12 км. В приход входили насе­ленные пункты: Андроново, Букреевка, Ивашево, Устиновка, Каменка, Строганка (Борисово, Николь­ское), Кулачки (Гришинское), Аристово. Три поколения рода Зерцаловых и два – Зюковых служили при этом храме. После Великой Отечественной войны здание было разобрано, радом из этого кирпича постро­ена школа, которая сохранилась до наших дней. Источник: В.В. Легостаев " Храмы Калужского уезда " . - Калуга. Издательство «Гриф», 2001. С. 8-9 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48894

Пенгольц Ек. И. д. 1797 сен. 21. Перловы к. 1815–1839. Пестряков А. Н. 1821 авг. 31 Петр Св. Серг. 1812 мар. 23 Пехтеревы 1845–1855. Пирогова Ольга А ... нояб. 21. Пироговы к. 1802–1854. Пичугины ч. 1823–1834. 1 Прииде Алексий митрополит от патриарха со Благословением на всю русскую землю... також и Роман прииде на литовскую землю и на волынскую. Карамз. IV, примеч. 383. 2 Поедет в Константинополь назначенный в преемники сему святителю (Митяй) помимо его Благословения и кончит жизнь свою на корабле, на том же море, немного не доплыв до Константинополя. 5 Если верить соображениям некоторых изыскателей древно – то место сие в древности называлось Городищем и получило название свое от языческой священной ограды около X века, осененной рощами и посвященной одному из языческих божеств (Русск. Истор. Сборн. т. I, кн. 3. Историч. система Ходаковского, стр. 33, 37 и 53 и след). Городищем могло быть названо оно и от оград, делаемых против врагов, или наконец от близости своей к городу. Впрочем, из древнего документа, на который ссылается Ходаковский (Губн. Грам. XV в. Акты Археогр. Эксп. 1, 87. Карамз. V, примеч. 402) видно, что Городищем называлось в XV веке место около Андроникова монастыря, но неизвестно, простиралось ли сие название в XIV веке и ранее на место занятое монастырем. 6 Выше Андроникова монастыря, впадающий в Яузу ручей Золотой Рожок, вероятно, получил имя от Золотого Рога в Константинополе, откуда плыл застигнутый бурею святитель. 8 Ст. кн. 1, стр. 460. 1775 г. И честную икону образа Христова, юже имяше принесену с собою от Царя-града, чудне златом украшену, в ней постави. Ник. лет. IV, стр. 69. Воздвиже церковь во имя нерукотворенного образа Христова, иже с собою принесе из Царя-града, золотом и бисером украси и в том монастыре в церкви постави, иже до ныне стоит, т.е. до 1616 г., когда Никон своею рукою подписал летопись; но с 1616 г. по настоящее время не было в монастыре великих бедствий, которые могли бы быть причиною утраты древней иконы, кроме 1812 г., в котором, как известно, она была отправляема из Москвы во Владимирскую губернию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 1861 г. пожертвовано в Сирию 200 р. с. В 1862 г. в пользу погоревших в С.-Петербурге 150 р. В 1863 г. для церквей западного края пожертвованы два полные облачения злато-и-серебряно-парчевых, на исправление зданий Вознесенского девичьего монастыря 100 р., в пользу православного духовенства пострадавшего от польских мятежников 200 р. с. В 1864 г., по случаю юбилея Московской семинарии, Андроников предложил вносить в семинарию ежегодно по 100 рублей на бедных учеников ее. В том же году в Симбирск по случаю пожара отправлены: Евангелие с серебряным украшением и другие богослужебные книги, две ризы и два стихаря сплошной парчи и другие вещи и 100 руб сер. деньгами; на сооружение храма в г. Вильне 50 руб. сер. Степень монастыря В Истории Иерархии (ч. III, изд. 1811 г.) епархиальный Андроников монастырь поставлен после двадцати пяти первоклассных мужских и женских (кроме лавр и ставропигиальных монастырей) и после одиннадцати второклассных монастырей Киевской и Новгородской епархий, первым второклассным епархиальным московским монастырем, а так как после того число первоклассных возрасло, то он должен занять еще низшую степень. Таким образом то присоединение разных царств и областей к Русскому царству, например, Казани, Малороссии, то основание новой столицы, то возвышение других монастырей, по историческому их значению или по владеемым ими имениям, сделали то, что Андроников с шестой степени, какую он занимал в великом княжестве Московском, низошел через 400 лет на значительно низшую степень. Земли, угодия и вообще недвижимая собственность монастыря в настоящее время: Под монастырем 161 и около монастыря состоит земли 13 дес. и 1.999 саж., из сего удобной земли 9 дес. и 3 саж.; одна часть ее сенокосная, другая огородная, третья под строениями. В Городской части, в хрустальном ряду, две лавки. Сенокосная земля в Московском уезде при деревне Печатниковой, с озерцом и частию речки, в количестве 586 кв. саж. Пахатная и под пустырем находящаяся земля Подольского уезда, при деревне Ореховой, в Румянцевской пустоши, в количестве 20 десят. 1.245 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В марте 1697 года новый удар. «Отец царицы Феодор Авраамович сослан в Тотьму, дяди ее: Василий Авраамович – в Саранск, а Сергей Авраамович–в Вязьму на вечное житье», –говорит тот же Желябужский, опять не показывая вины опальных. 100 О Петре Авраамовиче большом, дяде царицы, ничего не говорится. Может быть он, в уважение особенных заслуг во время бегства Петра с супругою и матерью в Лавру в августе 1689 г., щедро после награжденный поместьями, оставлен и теперь в покое. Наконец в сентябре 1698 г. решена участь и Евдокии Феодоровны. Она отвезена в Суздальский Покровский девичий монастырь. Никто не знал вины ее. Обвиняли одного Петра. Не наше дело следить за дальнейшею судьбою инокини Елены. Довольно сказать, что даже тот, которой выставил из архивов напоказ темные пятна жизни ее, заключил свою повесть словами: «жизнь царицы в царствование Анны Иоанновны не оставила никаких замечательных следов. Она молилась, помогала много бедным и не вмешивалась в придворные дела. 27 августа 1731 г. царица инокиня Елена скончалась и погребена в Новодевичьем монастыре». 101 Для Андроникова незабвенна память ее, и имя ее, как создательницы храмов, будет возноситься в обители, доколе будет стоять обитель сия. Господь призрел на страдание рода ее, в последствии воздвиг его и в продолжение полутораста лет до настоящего времени изводил из него многих деятелей ко благу России и на поле брани, и на поприще мирного служения ей. Родом бояр Лопухиных непосредственно весьма много сделано для Андроникова монастыря в деле устроения и украшения церквей, умножения ризницы и вообще в отношении к поддержанию средств сей обители. Кроме того, обширные родственные связи сего рода имели благотворное влияние на обитель; здесь похоронены родственники Лопухиных: Орловы-Чесменские, Головины, Козловская, Голицына, Головкина-Ромодановская, Заборовский, Астафьевы, Голохвастовы, Ушаков, Юсупова, Толстые и другие. 102 Век XVIII Средства содержания и штаты. Степень монастыря. Топография его. Святый кладезь и кладбище. Устроение монастыря. Замечательные лица

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010