В соборном определении 1572 г. о четвертом браке царя Иоанна Васильевича участвовали архимандриты — троице-сергиевский, новоспасский, чудовский, симоновский, андрониковский, лужецкий, игумены — богоявленский, пафнутиевский, архимандрит солотчинский, игумены — колязинский, колоцкий, архимандрит даниловский и игумен угрешский. На Соборе 1580 г., рассуждавшем о предмете, весьма близком для монастырей, именно о церковных имуществах, присутствовало гораздо более настоятелей со всех концов России (до тридцати восьми), а потому в акте этого Собора степени наших главных обителей представляются гораздо полнее. Тут находились: архимандриты — троице-сергиевский, владимиро-рождественский, новоспасский, юрьевский из Новгорода, чудовский, симоновский, свияжский, андрониковский, спасский из Казани, печерский нижегородский, игумены — хутынский, кирилло-белозерский, архимандриты — горицкий, лужецкий, игумен богоявленский московский, архимандриты — богоявленский из Ростова, спасо-ярославский, игумены — пафнутиевский, иосифо-волоколамский, антониевский из Новгорода, соловецкий, псково-печерский, архимандриты — спасский из Суздаля, отрочевский, возмицкий, данииловский из Переяславля, каменский из Вологды, игумены — ферапонтовский, борисоглебский с Устья, архимандрит солотчинский из Рязани, игумены — прилуцкий вологодский, троицкий Павлова монастыря, глушицкий, колязинский, корнилиевский, никитский из Переяславля, колоцкий и вяжицкий из Новгорода. Через три года был еще Собор в Москве, рассуждавший о тех же церковных имуществах, в грамоте которого присутствовавшие на нем настоятели монастырей записаны в следующем порядке: архимандриты — троице-сергиевский, рождественский из Владимира, новоспасский, симоновский, андрониковский, игумен кирилло-белозерский, архимандриты — горицкий, лужицкий, игумен богоявленский московский, архимандриты — богоявленский из Ростова, спасский из Ярославля, игумены — пафнутиевский, иосифо-волоколамский, соловецкий, архимандриты — спасский из Рязани, отрочевский из Твери, даниловский из Переяславля, игумены — борисоглебский с Устья, колязинский, никитский из Переяславля, архимандрит солотчинский, игумен колоцкий из Можайска .

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

Роспись церкви была выполнена Феофаном Греком и Даниилом Черным при участии их учеников в 1395 году. От постройки тех времен сохранились стены до хоров, главный портал и некоторые окна. В 1479 году верх храма обвалился (предположительно – из-за пожара), и церковь была восстановлена. Позже, во время постройки нового княжеского дворца, архитектор Алевиз Новый перестроил также церковь Рождества Богородицы. По чертежам начала XVII века, дошедшим до нас, видно, что при перестройке храма архитектор использовал его как подклет, надстроив новый ярус, где разместился церковный престол. В подклете находился придел Лазаря. В наши дни церковь является недействующей. Доступ туристов в нее закрыт. Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор Подробнее... Спасский собор Андроникова монастыря [ править править код ] Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества. Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры. В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Нек-рые сведения о жизни А. М. запечатлены в монастырских преданиях, к-рые говорят, что прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал с А. М. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского). Колодец близ Андроникова мон-ря предание связывало с именем А. М. Точная дата кончины А. М., как и его рождения, неизвестна. В списке жития прп. Сергия 40-х гг. XVII в. сказано, что А. М. скончался «месяца июля в 13 день в лето 6982» (1474) ( Клосс. С. 211). Отсюда, вероятно, эта дата попала в «Описание о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. отмечено, что А. М. скончался 13 июня 1373 г. (РГБ. МДА. 203. Л. 264). Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря) Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря) Время местной канонизации А. М. относится, вероятно, к кон. XV в. В Минее общей кон. XV - нач. XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону (Курцову) , нек-рое время находившемуся в ссылке в Андрониковом мон-ре, в каноне Всем святым упоминается А. М. (РГБ. МДА. 77; Леонид. С. 333). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет А. М. в числе наиболее чтимых рус. святых (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558), но общецерковной канонизации А. М. не было. Мощи А. М. и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова мон-ря, в запечатанной гробнице, над к-рой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г. Судьба мощей после 1917 г. неизвестна. Совместные тропарь и кондак преподобных А. М. и Саввы составлены, вероятно, в кон. XIX в., служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.

http://pravenc.ru/text/115424.html

В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест. Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг. Настоятели Архитектура Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

http://drevo-info.ru/articles/13676434.h...

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому. Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Главной святыней монастыря является икона основания - Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни. Образ Спаса Нерукотворного

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

кн. Рук. Син. библ., 277. Но в печатн. житии 1646 и Макарьевск. Мин. удалился в свою Лавру. Пахомий. Из сего видно, что в XV веке или в начале XVI обитель преподобного Сергия называема была уже Лаврою. 12 Это было в 1365 г., спустя пять лет по основании монастыря. Ист. Рос. Гос. т. V, стр. 10, изд. 1817 г. 13 Род преподобного отца Сергия Чудотворца: Кирилл, Мария, Климент, Стефан, Петр, архиепископ Феодор, иеромонах Паисий. 15 Между иноками, в сие время убитыми, известны: архимандрит Спасский (на Бору) Симеон, архим. чудов. Иаков, игумен Иакинф Крылов. Вероятно, и Андрониковские не все избегли насильственной смерти. Варвары снимали богатые украшения со святых икон, тогда как для Россиян, испытуемых Промыслом, драгоценнее всего были священные лики, на них изображенные (Ист. Г. Р. т. V, примеч. 97. Памяти. Моск. древн. Снегирева. Чудов). 16 Карамз. V, прим. 85. Синопс., 1810, стр. 184. По Синопсису князь здесь слушал литургию; «митрополит же повеле в походе (от Андроникова) пети стихи Богородичны и мученичны». 17 По подлинникам иконописцев преп. Андроник изображается так: Брада седа Никонова, руце молебны, ризы преподобнические (Ундольск. 130); по-другому: Андроник сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче (Ундольск. 132); по третьему: подобием, аки Сергий преподобный. В святцах 1714 г. и 1722 г. (Ундольск.) св. Андроник под 13 июня изображен с мученицею Акилиною, десница поднята, а в левой руке свиток, одежды преподобнические. 20 Вероятно, он и похоронен был возле своего наставника, как преподобный Никон подле святого Сергия. 22 Син. Биб. 275. Заключение сего списка, содержащее указание на время его написания, приведено в приложении А. 1. о времени кончины преп. Андроника. Заглавие же его следующее: «Сбор от мног отец толкования о неразумных (неудобопонятных) словесех в Евангелии и в Апостоле и в инех книгах вкратце сложено». 23 Мы укажем только на первые страницы сборника Андрониковского, лист 4, столб. 1, снизу 5 строка: «и будем в истовеем его сыноу Иисус Христос»; л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Мукомольная наливная мельница о двух поставах в Звенигородском уезде, при деревне Борьихе, на речке Сомынке. Все сии статьи, исключая кладбища, доставляют монастырю дохода менее 1.500 руб. сер. в год. Монастырская площадь До 1820 года на площади Андроникова монастыря стояли кузницы, ему принадлежащие, 162 но в сем году, по докладу директора 1-го чертежного отделения Челиева, перенесены на другое место, так как они закрывали вид ограды монастырской и безобразили площадь. В 1860 году сделан на ней фонтан. Разные лица снимали площадь у монастыря для торговли овощами и съестным товаром; но ныне производится дело об отчуждении ее от монастыря. Замечательные лица Апреля 27 дня 1846 года в Знаменской церкви Спасо-Андроникова монастыря предано земле тело преосвященного Дионисия. 163 Дионисий (Цветаев) из архимандритов Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, переведен в 1821 г. июля 31 в настоятели Московского Донского монастыря; июля 5-го 1823 г. рукоположен во епископа пермского; во время управления епархией удостоен ордена св. Анны 1-й степени; конец своей жизни провел на покое в Богоявленском Московском монастыре. Скончался на 76-м году своей жизни. Гермоген Сперанский, сын священника, воспитанник Московской славяно-греколатинской академии, с 1804 г. по 1814 г. учитель французского языка в сей академии, в 1813 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и помещен в число соборных иеромонахов ставропигиального Донского монастыря; в том же году, будучи библиотекарем, привел в порядок разстроенную во время неприятельского нашествия академическую библиотеку и потом целый год по воскресным дням публично преподавал катихизис; в 1814 г. комиссией духовных училищ определен бакалавром богословских наук в московской духовной академии, в 1815 г. членом цензурного комитета при сей академии. В 1816 году определен инспектором академии, произведен в архимандрита Серпуховского Высотского монастыря и декабря 7-го награжден крестом, осыпанным бриллиантами; в 1817 г. февраля 28 переведен в настоятеля Коломенского второклассного Новоголутвина монастыря; в 1818 г. с 17 августа сделан членом конференции московской духовной академии. В том же году, по увольнении от ученых должностей, вследствие нервной болезни, определен в настоятеля Спасо-Андроникова монастыря 19 августа и управлял сим монастырем до конца своей жизни, в продолжение 26 лет слишком. Января 27 дня сделан присутствующим членом московской духовной консистории; 1820 года января 26 дня сделан надзирателем единоверческой типографии; сентября 8 того же года всемилостивейше сопричислен к ордену св Анны 2 ст.; в 1824 г., будучи членом комитета, учрежденного в Москве для вспоможения жителям С.-Петербурга, потерпевшим от наводнения, получил высочайшее благоволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

76 . Что касается до общественных бедствий, то в ужасный год пожаров 1547 г. Андроников не потерпел от огня ни 20 апреля во время большего пожара в Заяузской стороне, ни 21 июня, когда почти вся Москва обращена была в груды пепла и развалины, на которых закипел бунт народный, образумивший на время Иоанна Грозного. Яуза и сады в сие время положили предел разлившемуся потоку огня. 77 Но если Андроников мало страдал от частых московских пожаров, то, наоборот, он вместе с другими предместиями чаще страдал от разорения со стороны врагов. В мае 1571 года, когда крымский хан Девлет-Гирей, пользуясь истощением России от голода и мора и безпорядков правления Иоаннова, подступил к Москве и зажегши предместия, защищаемые русскими войсками, предал пламени всю Москву, едва только отстроившуюся после первого пожара, Андроников едва ли избег опустошения от Татар, которых одно только пламя останавливало от хищения. О внутренней жизни иноков Андроникова монастыря в этом веке мало осталось сведений. Они видели пример благоповедения в духовнике царском Митрофане, который, без сомнения, за свою добрую жизнь удостоен сей высокой должности, видели примеры благочестия в святом Серапионе, архиепископе новгородском, и его архидиаконе Иакове, в святом Варсанофии постриженике андрониковском, которого в 1547 г. отличил сам царь Иоанн Васильевич. В сем отношении должно заметить и то, что Андроников и после избег упреков от грозного игумена 78 Александровской слободы, интересовавшегося слабыми сторонами монашеской жизни тогдашних обителей, нещадно громившего ослабление устава монастырского в некоторых монастырях 79 вследствие поступления в них роскошных бояр. Из XVI века сохранилось несколько надгробных надписей над лицами из фамилий Замятиных и Загряжских, погребенными в сей обители (см. приложение Г. 1. г.). Здесь погребены: думный дворянин Василий Феодорович Замятин († 1515 г.), сын отца героя, павшего в знаменитой битве на Арском поле. Димитрий Давидович Загряжский († 1520), дипломат, исполнявший поручения Uoahha III в Литве в 1495 г. и сына его Василия Иоанновича в Кенигсберге в 1517 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИК ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе ап. от 70). Ап. Павел приветствует А. и Иунию в Послании к Римлянам (16. 7) как своих сородичей и соузников, прославившихся среди апостолов и уверовавших во Христа прежде него (среди экзегетов нет единого мнения о том, является ли греч. Ιουναν формой муж. (Ιουνας) или жен. (Ιουνα) имени). Кроме этого короткого приветствия, имя А. в НЗ не встречается. Псевдо- Дорофей сообщает, что А. стал епископом Испании, тогда как сщмч. Ипполит Римский пишет, что он стал епископом в Паннонии. Нек-рые авторы уточняют это сообщение и говорят, что А. занимал кафедру Сирмия (совр. Сремска-Митровица); эта версия отражена в «Повести временных лет» . В каноне Иосифа сообщается, что А. многих обратил ко Христу, разрушал идольские капища, строил церкви, изгонял злых духов из одержимых и врачевал больных. Скончался мирно. Сведения относительно обретения мощей А. в VI в. в районе Евгениевых ворот в К-поле признаны неверными. Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В отдельных рукописях Типикона Великой ц. IX-X вв. память А. зафиксирована под 22 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 237); в Стишном Прологе Христофора Митилинского XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и в др. источниках (Ibid. Т. 2. С. 146), в т. ч. в студийских и иерусалимских Типиконах,- под 17 мая. Гимнография По Типикону, принятому в РПЦ, так же как и по первопечатному рус. Уставу 1610 г. и по совр. греч. Типиконам, А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование А., используемое ныне в Русской и греч. Церквах, зафиксировано уже в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский.Описание. Т. 1. С. 455), в слав. рукописных Минеях XII в., расположенных по Студийскому уставу (ГИМ. Син. 166. Л. 101об.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 63), и др. источниках. Оно включает стихиры , канон Иосифа 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: «Ανον προσοσω τ σοφ Ανδρονκ» - Похвалу принесу мудрому Андронику) и седален 4-го гласа. Мессинский (1131 г.; Arranz. Typicon. Р.152) и иерусалимские Типиконы указывают петь общий отпустительный тропарь апостолам 3-го гласа. Кондак «    » 2-го гласа отсутствует в студийских и в используемых ныне греч. Церквами Минеях.

http://pravenc.ru/text/115380.html

Время установления местного празднования точно неизвестно, предположительно сер. XV - нач. XVI в. Имя А. С. не было включено в «Описание о российских святых» (списки кон. XVII - нач. XVIII в.), вероятно, потому, что память его перестала праздноваться. Это могло случиться после того, как погребение А. С. оказалось утраченным и праздничная служба сосредоточилась у гробницы прп. Андроника и Саввы. Ист.: Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 401-402; Житие прп. Никона Радонежского// Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. Прил. С. LXIV-LXXXI. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 77-82; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 9. Июнь. С. 103-104; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 482-496; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 134-135; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Кузмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103-124. игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/64404.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010