Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (23.06.1926 - 28.10.1998, Москва), архитектор-реставратор, исследователь церковного зодчества, представитель аналитической школы в реставрации. Заслуженный деятель искусств России, канд. архитектуры. А. внес значительный вклад в изучение московского зодчества XIV-XVI вв. Им выделена особая группа памятников XIV в. типа «вписанного» креста (с внутренними угловыми опорами); исследованы древнейшие части соборов Кремля и великокняжеский дворец 1499-1508 гг., храмы Коломны XIV-XV вв. А. принадлежат убедительные примеры фрагментарной реставрации церквей Рождества Богородицы в Городне (Тверская обл.) и Николы Чудотворца в с. Каменском (Московская обл.). Участвовал в реставрации Спасского собора Андроникова московского мон-ря , восстановил церкви в Москве - Зачатия Анны в Углу, Николы Чудотворца в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Троицы в Хорошеве; в Московской обл.- Спаса Преображения в с. Остров, Сергия в с. Комягино; в Тверской обл.- Успения Богородицы в с. Иванищи, Смоленской Богоматери в с. Кушалино. Соч.: Новые исследования о Никольской церкви села Каменского//Архитектурное наследство. М., 1972. Вып. 20. С. 17-25; Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского//Советская археология. 1973. 2. С. 88-99 (совм. с М. Х. Алешковским); Памятники архитектуры Московской области/Авт. колл. под рук. Б. Л. Альтшуллера. М., 1975. Т. 1-2; К вопросу о реконструкции древнейших памятников Коломны//Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 31-37; Малоизвестный памятник архитектуры Московской области//Там же. С. 50-56; Белокаменные рельефы Спасского собора Андроникова монастыря и проблема датировки памятника//Средневековая Русь. М., 1976. С. 284-292; Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне//Советская археология. 1977. 4. С. 156-173; Памятники зодчества Московской Руси второй половины XIV - начала XV в.: (Новые исслед.): АКД. М., 1978. А. Л. Баталов Рубрики: Ключевые слова: АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)

http://pravenc.ru/text/114186.html

Загрузить увеличенное изображение. 600x616px. Размер файла 125,53kb После занятий регентской школе. Справа – руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский Руководитель Московской регентской школы Евгений Сергеевич Кустовский пригласил меня на занятия только что начавшегося осеннего семестра. В первую очередь здесь изучали обиход. Евгений Сергеевич энергично и громко наставлял небольшие группы из четырех – пяти учеников, практиковавшихся в пении простых стихир и тропарей. Регентская школа занимается выпуском богослужебной литературы и нот специально для нужд церковных хоров. Существует и Интернет-библиотека на собственном сайте школы. В феврале этого года материалы этого сайта очень помогли мне при подготовке к лекции о церковном пении в рамках семинара Западно-Японской епархии. Загрузить увеличенное изображение. 600x585px. Размер файла 109,31kb Встреча с Б. П. Кутузовым в библиотеке Спасского собора бывшего Спасо-Андроникова монастыря Особенно меня удивил старинный знаменный распев, услышанный в Спасском соборе бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Во время богослужения в Спасо-Андроникове монастыре антифонно пели мужской и женский хоры, а во время «Херувимской» оба хора сошлись вместе в центре собора. О важности сохранения традиций знаменного пения стали говорить еще в конце XIX века, и перед революцией специалисты смогли систематизировать и восстановить многие ноты. Однако в советское время исследования не продолжались. В Андрониковом монастыре я познакомилась с Борисом Павловичем Кутузовым – регентом Спасского собора и одним из ведущих русских специалистов в области знаменного пения. Около четырех лет назад усилиями архимандрита Матфея Мормыля знаменный распев был возрожден и в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Мне удалось услышать это пение на ранней литургии в Троицком соборе, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Хочется рассказать и о посещении Валаама, который поразил меня больше всего. Загрузить увеличенное изображение. 450x600px. Размер файла 139,95kb На Валааме

http://pravoslavie.ru/687.html

Патриаршее слово после утрени Великого четверга в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 31 марта 2010 г. 21:36 Вечером 31 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь, в стенах которого размещается Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В соборе Спаса Нерукотворного Образа Святейший Владыка совершил малое повечерие с трипеснцем преподобного Андрея Критского и утреню Великого четверга, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Для меня большая радость посетить Спасо-Андроников монастырь. Я действительно никогда в жизни не переступал порога этого храма и не бывал на территории этого монастыря — никак не складывалось. И поэтому я сегодня с особым чувством прикоснулся к этим древностям — замечательно, что они сохраняются. Несмотря на лихолетье, через которое прошли и страна, и Церковь наша, сохраняются святыни, сохраняются древние храмы. Дай Бог, чтобы здесь всегда теплилась молитва, чтобы стены, которые были предназначены для молитвы, молитвой наполнялись. Я верю, что Господь мирно управит пути и культуры, и Церкви для того, чтобы нам не сталкиваться и не вступать в конфликт. Потому что мы всегда делали одно общее дело и должны делать его и сегодня, но на той основе, которая была бы справедливой и соответствовала бы чаяниям тех людей, для которых и были построены эти храмы и монастыри — то есть для чад Русской Православной Церкви. Но одновременно сокровище нашей культуры, наша замечательная иконопись должна говорить не только людям православным, но всем, кто желает услышать ее голос, потому что иконы несут в себе огромную духовную силу. И соприкосновение с этой святыней, соприкосновение с этими внешними выражениями силы духа не могут оставить безразличными каждого человека, кто мало-мальски способен воспринимать язык, запечатленный в наших исторических памятниках. Я хотел бы сердечно пожелать Вам, отец Вячеслав, и братии святаго храма сего мирного и спокойного жития, доброго взаимодействия с музеем. Вы правильно сказали, нужно молиться, чтобы все устроилось. Я надеюсь, что с Божией помощью так и будет. Но в отличие от тех, кто в свое время закрывал и разорял храмы, причиняя скорбь и страдания людям, Церковь никогда по такому пути не пойдет. Она никому не будет причинять скорбь и страдание, но молитвой, приклоняя милость Божию, будет достигать справедливых и правильных решений.

http://patriarchia.ru/db/text/1127665.ht...

—597— отраднее было видеть приезд на отпевание Преосвященного Анастасия, явившегося по собственному почину отдать последний долг своему учителю и выдающемуся ученому. Быстрая, неожиданная смерть А. П. и глухая летняя пора, когда большинство выезжает из Москвы, без сомнения очень многим воспрепятствовали лично явиться на погребение А. П. Тем не менее, в погребении, вместе с преосвященным Анастасием, приняли участие довольно многие представители московского духовенства, из числа бывших учеников покойного. Слабее всего, кажется, был представлен Московский университет, из профессоров которого нам удалось заметить только одного – заслуженного ординарного профессора – И. В. Цветаева. 1814 Но за то довольно полно была представлена Московская Академия. От неё присутствовали две депутации – профессорская и студенческая. В состав первой, во главе с исправляющим должность Ректора Академии – инспектором её А. П. Шостьиным , (Преосвященный Ректор Академии был в это время в заграничном отпуске), входили еще: заслуженный ординарный профессор П. И. Цветков , ординарный профессор А. А. Спасский, и пишущий эти строки. За литургией и отпеванием произносили речи, посвященные памяти покойного – протоиерей П. Н. Сахаров, и священники – Д. И. Ромашков и Н. А. Колосов. Из представителей Академии говорили – А. А. Спасский – во время отпевания, и профессор А. И. Покровский и студент Н. Кудрявцев – на могиле. Погребен А. П. на кладбище Андроньева монастыря, вместе со своими родственниками. Позволю себе закончить этот небольшой некролог словами самого А. П., сказанными им по аналогичному-же поводу – смерти А. С. Павлова . «Одно для меня утешительно. Не смотря на то, что он умер в глухую пору университетской жизни – летом, я имел возможность отдать ему последний долг. До сих пор я не могу помириться с этой, невознаградимой для меня (прибавляю – и для Академии с Университ. и для всей церк.-истор. науки) потерей». А. Покровский Кудрявцев Н.П., студ.; Покровский А.И. проф.; Спасский А.А., проф. [Речи при погребении проф. А.П. Лебедева]//Богословский вестник 1908. Т. 2. 7/8. С. 598–604 (4-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Времена благополучного царствования царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича не могли быть неблагоприятны для монастырей. В Андрониковском синодике действительно записаны не только многие роды знатнейших бояр того времени, но и род самого Михаила Феодоровича. Сами цари часто посещали монастыри, особенно во дни сырной и светлой недель. Из числа таких царственных путешествий с целию богомоления отмечены в выходах упомянутых государей три случая посещения между прочими и Андроникова монастыря благочестивейшим из государей Алексеем Михайловичем. Так в 1664 г. 4 апреля Алексей Михайлович ходил в Ивановский, к Спасу на Новом, в Симонов, в Андроников Убогих дому в монастырь. В 1678 году февраля 5, после освящения церкви в Коломенском, изволил великий государь идти из села Коломенского в монастыри: Даниловский, Симонов, Спасский, что на Новом, Андрониевский, а из Андрониевского монастыря изволил великий государь придти к Москве. В том же году апреля 25 ходил великий государь в монастыри Ивановский девичь, Златоустовский, Андроньев, в Покровский, что на Убогих домех, Спасский, что на Новом. 85 Из вышесказанного видно, что Андроников монастырь в XVII веке был божедомским монастырем. Посему скажем нечто о значении убогих домов вообще. Убогие домы, называвшиеся также скудельницами, буйвищами и гноищами, находились или в самых монастырях, или при монастырях и церквах большею частию зогородных, в рощах. Это были сараи, в коих приставленными лицами (божедомами, богорадными) или усердствующими христианами вырывались ямы, а иногда устраивались подземелья со сводами, вмещавшие обыкновенно от 100 до 200 трупов. В случае большой смертности устраивалось и на большее число тел. В сии Божии домы клали тела людей убогих, странников, утопленников, убитых, отравленных, умерших от язвы, молнии и вообще внезапной смертию, казненных, некрещенных младенцев, а со времени Петра I анатомированных в госпиталях. При положении умерших в убогих домах делали им разбор по роду смерти. В одни подземелья клали тех, над коими должно быть совершаемо отпевание, а в другие тех, над коими не положено было поминовения и отпевания. Патриарх Филарет Никитич установил погребать без отпевания в убогих домах тех, «которые вина обопьются или зарежутся, или с качелей убьются или купаючись утонут, или сами себя отравят или иное какое дурно сами над собою учинят». Из сего исключаются убившие себя в сумашествии. А патриарх Адриан приказал: «самоубийц и убитых на разбое и воровстве не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик. Если же вор и разбойник при смерти будет исповедан и причащен Святых Таин, то их положить без отпевания в городе в убогом дому, где такие воры и разбойники кладутся». Что касается до некрещенных младенцев, то они были поминаемы, как видно из одного синодика 1685 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Собор. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Архитектурный стиль: Раннемосковский Год постройки:Между 1425 и 1427. Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5 Координаты: 55.749288, 37.670826 Проезд:станции метро " Площадь Ильича " и " Римская " (выход 4), 750 м пешком; либо остановка " Музей имени Андрея Рублёва " непосредственно у монастыря (автобус 125, трамваи 20, 43, 45) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

http://sobory.ru/article/?object=04155

В Москве открылись научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» 16 ноября 2017 г. 17:46 16 ноября 2017 года в Музее имени Андрея Рублева открылись V ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Д.И. Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Чтения проходят в юбилейный для музея год 70-летия со дня его учреждения. В Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря, где располагается Музей Рублева, митрополит Ахалкалакский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) совершил панихиду. Затем состоялось открытие двухдневной научной конференции «Россия. Грузия. Христианский Восток». «Здесь выступят ведущие специалисты по истории и древнерусскому искусству из Московского университета, Высшей школы экономики, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Российской академии художеств, а также ученые из Грузии, представители Грузинской Православной Церкви», рассказал ТАСС декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков. «Давид Арсенишвили, который стал директором музея в 1949 году, принял близко к сердцу судьбу полуразрушенной древней обители, задачу прославления имени Андрея Рублева, спасение рассеянных временем сокровищ древнерусской культуры. Он поселился в притворе Спасского собора и начал бороться за каждую пядь Андроникова монастыря: за помещение Спасского собора, около которого временные жильцы выстроили летний душ и выгребную уборную, за древний некрополь, где было разбито футбольное поле», пояснил он. «Именно Арсенишвили мы во многом обязаны самим существованием знаменитого на весь мир Музея Рублева», добавил отец Александр. Давид Ильич Арсенишвили был членом тбилисского бюро по охране памятников и знатоком русской культуры. После того, как Петр Барановский и Игорь Грабарь выступили за создание музея древнерусского искусства на базе Андронникова монастыря, Арсенишвили занимался формированием его экспозиции. ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5062041.ht...

Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ). Образ А. М. помещен на иконе «Собор Радонежских святых» на юго-зап. столпе Успенского собора, 2-я пол. XIX в. (ТСЛ). На прориси с иконы 1814 г. А. М. изображен в Соборе рус. святых ( Маркелов. Т. 1. С. 455). Сохранилась икона преподобных А. М. и Саввы Московского 2-й пол. XIX в., происходящая из Андроникова мон-ря. Основатель обители представлен старцем с длинной бородой, в рост, в мантии и схимническом аналаве, левая рука с четками прижата к груди. После закрытия мон-ря в 1918 г. икона оказалась в ризнице ц. Воскресения Словущего (ап. Филиппа) в Филипповском пер. в Москве, куда была принесена свящ. Сергием Дубровиным (впосл. архим. Андроник); в 1996 г. возвращена в Спасский собор и помещена в местном ряду иконостаса. Изображения А. М. и прп. Саввы присутствуют в росписи юж. стены ц. свт. Николая в Толмачах в Москве, 50-60-е гг. XIX в.; в оконном проеме Трапезной ц. ТСЛ, 50-е гг. XX в. В 80-90-х гг. XX в. появилось неск. икон А. М., созданных московскими иконописцами. В 1995 г. для Спасского собора Андроникова мон-ря настоятелем прот. Вячеславом Савиных была написана храмовая икона преподобных А. М. и Саввы Московского, предстоящих в молении Нерукотворному Образу Спасителя (на раме образа). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 493. 1226; Богоматерь Владимирская: Сборник материалов; Каталог выставки/ГТГ, ГММК. М., 1995. С. 128-129. Кат. 26; Большаков. Подлинник иконописный. С. 106-107; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 94-95, 340-341, 454-455; Т. 2. С. 51; Хоругвь: Сб. статей. М., 1998. С. 110-111. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Ведомость Об Архиерейских кафедрах и монастырях, сколько за ними крестьян, и которая Кафедра или монастырь платит в экономию деньгами и хлебом ежегодно (1744 год). Платёж в экономию Число душ Деньгами Хлебом За Синодальным домом 31.468 А) за мужскими монастырями: За Московским кафедральным Чудовым монастырём 18.681 За монастырями той Епархии: За Московским Златоустовым За Московским Перервинским За Боровенским За Вознесенской Давидовой пустынью За Московским Богоявленским За Московским Знаменским За Московским Угрешенским или Угрешским Никольским За Московским Крестовоздвиженским За Московским Андрониевским За Московским Даниловским За Пафнутьевым Боровским 11.067 За Молчанским Путивльским За Николаевским Черноострожским За Лаврентьевым Калужским За Московским Греческим За Владычним За Высоцким За Севским Спасским За Николаевским Столбовским или Столбенским За Спасорадогожской, а по другим – Святорадонежской пустынью За Никольской Борщевской пустынью За Брянским Петропавловским За Спасским Поликарповым За Николаевским Одриным За Предтечевой Яменской пустынью За Николаевским Рыльским Б) За девичьими той же Епархии монастырями За Московским Вознесенским 15.582 За Московским Алексеевским За Московским Новодевичьим 14.480 За Московским Георгиевским (а по другим) За Московским Зачатьевским За Московским Рождественским За Брянским Вознесенским За Ильинским За Введенским Итого за монастырями 77.487 А всего за Синодальным домом, кафедрой и монастырями 120.638 За Епархиальными Число душ 1. Велико-Новгородская (не в окладе) За кафедрой самой по себе – 19.763 А с приписными монастырями 21.500 душ (по описи 1763 года) 21.500 А) за мужскими монастырями: За Юрьевским с приписными За Хутынским с приписными За монастырём Антония Римлянина За Вяжицким За Духовым с приписными За Клопским с приписными За Деревяницким За Кириловым с приписными За Лисицким За Отенским За Сковородским За Розважским За Савиным Вишерским За Аркадским За Перекомским За Иверским За Тихвинским большим и приписными двумя

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Управляющий делами Московской Патриархии и иерарх Грузинской Церкви совершили панихиду по первому директору Музея Рублева Д.И. Арсенишвили 16 ноября 2022 г. 16:02 16 ноября 2022 года перед началом X научных чтений «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы была совершена панихида по первому директору Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Давиду Ильичу Арсенишвили (1905-1963). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поминальную службу совершили управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси митрополит Воскресенский Дионисий и иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай — внучатый племянник Д.И. Арсенишвили. Архипастырям сослужили советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы протоиерей Феодор Кречетов, представители московского духовенства. В храме молились сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Молитвы и песнопения звучали на церковнославянском и грузинском языках. В слове по окончании поминальной службы митрополит Воскресенский Дионисий передал присутствовавшим приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Обращаясь к гостю из Грузинской Православной Церкви, митрополит Дионисий подчеркнул: «Дорогой и глубокочтимый владыка Николай, православную Москву уже сложно представить без этой панихиды в Андрониковом монастыре, которая стала частью литургической жизни города. Мы искренне благодарим Вас и за то, что Вы обогатили литургическую жизнь первопрестольной столицы, и за пример усердия к памяти своего благочестивого предка и вообще предков наших, в котором мы, живущие в XXI столетии, сейчас так сильно нуждаемся. Поэтому мы молимся о том, чтобы Господь даровал Вам крепость и силы и очень долгие лета жизни для того, чтобы каждый год в начале зимы мы все встречались здесь, в этом древнем соборе, и молитва к Богу о приснопамятном Давиде Ильиче возвышала, укрепляла и утешала наши сердца».

http://patriarchia.ru/db/text/5977243.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010