Нет нужды полагать, что Акиндин с самого начала стремился сознательно фальсифицировать писания Паламы; он просто отыскивал у него места, которые подтверждали бы его собственное толкование учения Паламы, и, как часто в таких случаях бывает, изъятые из непосредственного окружения цитаты использовались для доказательства положений, противоположных тому, что св. Григорий хотел сказать на самом деле… 53 . Впрочем, известно, что сборники такого рода цитат, составленные антипаламитами, имели хождение в Византии, и Афанасия Кизического мог ввести в заблуждение один из них. Акиндин и небольшая группа его друзей были единственными, кто выступил в 1341 г. против богословия Паламы. Даже Никифор Григора в надгробном Похвальном слове Андронику III, которое он произнес во дворце, упоминает о том, как покойный император осудил на соборе 10 июня растленные догматы Варлаама. Очевидно, что первой реакцией византийской Церкви была однозначная поддержка св. Григория. Его победа не была следствием какой-нибудь ловкой интриги Кантакузина; сам патриарх одобрял Паламу, если не по убеждению – Калека так часто менял свою политику, словно своих убеждений у него вообще не было – то по крайней мере, преследуя свои интересы. Таким образом,, Акиндину ничего не оставалось, как распространять имевшиеся у него антипаламитские писания, относительный успех которых объясняется недоразумениями, вызванными ими по поводу подлинной мысли учителя безмолвия, – и многие из этих недоразумений дожили до наших дней. Исключительно политические обстоятельства замедлили окончательное торжество учения Паламы и привели к появлению многочисленных полемических произведений, лишь немногие из которых обогатили богословскую традицию Византии. Св. Григорий уже в 1341 г. с полной ясностью изложил свое учение в Триадах, главном труде своей жизни, и отныне он сможет разве что бесконечно повторять одни и те же доводы – то в личных письмах, адресованных современникам, то в полемических произведениях, где он разработает более или менее устойчивую терминологию. Тем не менее, чтобы по-настоящему постичь мысль Паламы, необходимо обратиться к его первым произведениям, направленным против Варлаама; в них он изложил основы подлинного бытийного богословия, которые будет лишь уточнять в последующих писаниях, направленных на опровержение эпигонов калабрийского философа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

К глубокому сожалению автор опустил указание к какому времени относится написание этого важного литургического памятника. Нельзя здесь обойти молчанием и тот весьма прискорбный факт, который нежелательно было бы видеть в сочинениях, подобных настоящему, а именно игнорирование некоторыми весьма важными данными для характеристики богослужебных обычаев великой Церкви. Увлекаясь новостями, открытием новых данных, автор упустил из виду данные уже давно обнародованные и по достоинству оцененные другими. Мы разумеем «Устав великой Церкви святой Софии списан боголюбивым архиепископом новгородским Климентом» 1 . Этот памятник, к сожалению не вполне сохранившийся, был открыт и издан в свет известным нашим ученым любителем старины А.Поповым (Первое приб. к описанию ркп. и каталогу книг церковной печати библиотеки А.И. Хлудова М. 1875г.). По времени написания памятник этот относится к XIII веку, писан на пергаменте и содержит в себе службы от 1 сентября по 14 того же месяца. Мы в пределах настоящей нашей заметки не вправе входить в подробный анализ этого литургического памятника, но укажем лишь на службы 1 и 13 сентября, как службы, отличающиеся замечательными и характерными особенностями. От богослужебных порядков Церкви Константинопольской по рукописным данным естественный переход, по нашему мнению, должен был бы быть к современному Типикону великой Константинопольской Церкви, регулирующему богослужением на востоке в настоящее время, с целью показать, в каком отношении стоит этот последний к изложенным особенностям в книге г. Мансветова Устава этой церкви древнейшего времени. Но автор почему-то не пошел этой прямой дорогой, а предпослал обозрение первопечатного греческого Типикона и затем уже дал характеристику современного Типикона великой Церкви. Указав на печатный венецианский Типикон 1577г. (экземпляр этого года хранится в Московской типографской библиотеке), как на первенца в истории печатного греческого Типикона, автор ограничился изложением предисловия к этому Уставу, написанного издателем его Андроником Иунием Керкирским, и лишь в общих чертах дал понять читателю, что «если исключить разности изложения и некоторые дополнения, то окажется, что в служебной части они представляют замечательное сходство с допечатными списками Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ субъект РФ, в составе Сибирского федерального окр. Территория 2366,8 тыс. кв. км. Адм. центр - Красноярск (1 млн 35,5 тыс. чел.; 2014). Расположен в азиат. части России. На севере омывается водами Карского м. и м. Лаптевых. Включает архипелаги Сев. Земля, Норденшельда, острова Арктического Института, Сергея Кирова, Комсомольской Правды, Сибирякова и ряд более мелких островов. Граничит с Якутией и Иркутской обл. на востоке, с республиками Тыва и Хакасия на юге, с Кемеровской и Томской областями и Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами на западе. Население - 2,85 млн чел. (2014). Национальный состав (2010): русские - 91,3%, украинцы - 1,4, татары - 1,3, немцы - 0,8, азербайджанцы - 0,6, представители др. национальностей - 4,6%. К. к. включает в себя 17 городских округов и 44 муниципальных района. История Древнейшие люди появились на территории К. к. в нижнем неоплейстоцене. Следующая волна заселения юга совр. К. к. относится к позднему ашелю (стоянка Разлог; ок. 300 тыс. лет назад). В мезолите (XI-V тыс. до Р. Х.) вся территория К. к. была освоена подвижными группами охотников и рыболовов. В неолите (V-III тыс. до Р. Х.) появились первые стационарные могильники (на о-ве Сергушкин, у стоянки Усть-Кова, на р. Чадобец и др.); большая часть памятников входила в круг ангаро-енисейской культурно-исторической общности; в Заполярье распространились белькачинская археологическая культура и культура Маймече, близкие к памятникам Якутии, а также стоянки с керамикой байкинского типа. В начале бронзового века (с III тыс. до Р. Х.) в степи и лесостепи стала развиваться афанасьевская культура, к-рую в нач. II тыс. до Р. Х. на юге края сменила окуневская культура, известная каменными изваяниями и писаницами; в сер. II тыс. до Р. Х. распространяется андроновская культура. В конце бронзового века на юге К. к. получает развитие карасукская культура. В таежных районах Сев. Приангарья и на Крайнем Севере бронзовый век наступает не ранее нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

    3. Другие монастыри XI века и первой половины XII в. имели свои особые уставы и особые в них синаксари. Таков устав Евергетидского монастыря, переделанный и дополненный около половины XII века (между 1145—1158 г.), в котором об иерусалимском уставе и не упоминается, хотя в нем уже видится большое сходство с установившимся после синаксарем иерусалимского устава. Уставы православных монастырей, основанных в XI веке на западе, также имеют синаксари значительно различные от синаксари иерусалимского устава.     4. Никон Черногорец, в конце XI века сличавший уставы более известных монастырей, не знал о принятии иерусалимского устава в Константинопольском патриархате и сам из разных уставов составил таблицу праздников.     Но есть основания полагать, что в XII веке Иерусалимский устав уже принят был в константинопольском патриархате, по крайней мере, в некоторых местах и особенно на Афоне. В Московской Синодальной библиотеке есть греческие служебные минеи на 6 месяцев, относимые по письму к XII веку, за январь имеется два экземпляра, следовательно всего 7 экземпляров. По надписям на них все они перешли в Россию чрез Арсения Суханова из Афонских разных монастырей: октябрьская и декабрькая из Дохиара, январская одна из Дохиара, другая из Симена (старшая), мартовская из Дохиара, июньская и августовская из Филофеева монастыря. Все они по расположению служб согласны с синаксарем иерусалимского устава. В январских двух экземплярах есть характеристическая память иерусалимская — служба Георгию Хозевиту, равно и октябрская минея имеет, согласно с Иерусалимским уставом, службы 9 октября Андронику и Афанасии, 12 октября Косме Маюмскому, и особенно замечательно то, что в ней 15 октября есть служба пр. Евфимию афонскому подвижнику, которой нет в известных нам греческих уставах иерусалимских XIII века, не афонских, о чем будет ниже.     Распространению иерусалимского устава в константинопольском патриархате, без сомнения, много содействовало совершенное разорение Студийского монастыря крестоносцами в 1204 году, так что он восстановлен только в конце XIII века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Неолит на юго-западе и юге К. (VI-V тыс. до Р. Х.) представлен вариантом кельтеминарской культуры. К этому периоду относится пещерный памятник Караунгур, где были найдены круглодонные сосуды, окрашенные красной краской. На западе, северо-западе и севере обнаружены оставленные рыболовами и охотниками памятники, принадлежащие волго-уральской, орловской, маханджарской, атбасарской и сероглазовской культурам, на востоке найдены следы усть-нарымской культуры. Одиночные могилы обнаружены около стоянки Шидерты-3 - в форме лодки с вогнутым дном, ориентированной вдоль реки, поверх - каменная кладка, костяк вытянут на спине, ступни скрещены, на шее ожерелье из резцов и клыков сайги и бобра; у пос. Железинка найдено частичное трупосожжение. Городище Чирик-Рабат. Фотография. 2010 г. Городище Чирик-Рабат. Фотография. 2010 г. Начало эпохи раннего металла (кон. IV-III тыс. до Р. Х.) на большей части территории К. представлено культурами гребенчатого геометризма (терсекская, ботайская и др.). В Прииртышье распространены памятники шидертинского (каменные вкладышевые орудия с костяной основой, аналогичные прибайкальским) и усть-нарымского типов, в Волго-Уральском междуречье - памятники алтатинского типа прикаспийской культуры и хвалынско-среднестоговской культуры. Появляются начатки животноводства и металлообработки (гипотеза о доместикации лошади населением терсекской и ботайской культур не имеет надежных доказательств). В урало-казах. степях отмечены редкие погребения (Карагаш и др.), которые соотносят с ямной и афанасьевской культурами. Поздний бронзовый век (II - нач. I тыс. до Р. Х.) представлен рядом локальных вариантов и этапов андроновской культуры (общности) и сменившей ее культуры валиковой керамики. В Прииртышье им предшествовали поселения елунинской культуры, а на исходе бронзового века здесь появляются погребальные памятники ирменской культуры. Для Евразийской степной металлургической провинции, куда входили и эти культуры, важную роль играли расположенные на территории К. горно-металлургические центры Уральской (Мугоджары), Казахстанской (Кокшетауский, Баянаульский, Успенско-Каркаралинский, Жезказган-Улытауский, Северо-Бетпак-Далинский, Балхашский) и Саяно-Алтайской (Рудный Алтай) горно-металлургических областей, продукция которых распространялась на огромной территории. На месторождениях К. (Джезказган (Жезказган), Кенказган, Алтынтобе, Спасское, Коунрад и др.) в основном в позднем бронзовом веке было добыто не менее 10 млн т руды и выплавлено не менее 450 тыс. т меди. Начиная с бронзового века появляются петроглифы (нек-рые изображения дополнялись вплоть до средневековья), т. н. моленные камни.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Вопрос 66. Где есть Фарсис, идеже Иона бежаше ( 3Цар.10:22 ). Ответ. Фарсис град есть страны индийския, якоже в третием Царстве уведехом. Вопрос 67. Убо даже и до ныне ли наводятся греси отец на чада. на третий и на четвертый род. Ответ. Моисеом убо се рече Бог ( Втор.5:9 ), Иеремием же пророком паки рекл есть, яко не будет ( Иер.31:29 ) прочее тако. но иже снесть зеленая, того зу6ы оскомины сотворят. Слышим же паки Христа ко июдеом глаголюща ( Мф.23:35 ), аминь глаголю вам приидут греси отец ваших на вас, от крове Авеля ( Быт.4:10 ) праведнаго до крове Захария сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем. отнюду же знамена ти есть подобно, яко на некрещеныя убо наводятся греси отец нечестивых. на сыны лукавыя и неблагия. о верных же, святое крещение очищает нас от всякаго праотеческаго греха. Вопрос 68. Нецыи глаголют умирати множицею верных младенцем ради родительных грех . убо тако ли есть. Ответ. Да будет сему тако быти. Вопрос 69. Убо чесо ради (Небеса сл.53) младенцы умирают, друзии же престареются. И откуду нецыи (Пат. алфавит. знам. 1 гл.1) убо правды творяще, бывают маложителны. нецыи же злая творяще многолетны умирают. инии же блази суще, бывают безчадны и убози. друзии же нечестиви, благочадствуют же и богатеют, и блазе живут. Ответ. Много еже о Божиих судьбах слово, и непостижимо. Обаче, якоже от Божественных Писаний разсмотряюще глаголем, яко убо верных младенцы не за грех , но множицею к целомудрию родителному умирают. двое благо всем Богу соделовающу. Едино убо яко (9 окт., повесть о Андронице) да чисти отшедше, отселе спасение тамо получат. есть же, яко (Пролог, 21 ноября) и лукаво зело житие пожити хотяху, и смотрителне Бог предвосхити их. Второе же, яко да и сих родители целомудренейши будут, и яко да яже умершим чадом хотящая по заветом дана быти имения, на нищих прочее истощат. Всяко же и по иной судьбе нам сущи неведомей. И сие убо еже о верных младенцех слово (Пат. алфавит. знам. 1 гл.1). Богатеют же и изобилствуют, и благочадствуют множае лукавии, всяко некая мала блага дела сотворивше, и зде мзду их восприемлюще ( Лк.16:25 ), якоже богатый он слышавый: помяни, яко восприял еси благая вся в животе своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Возвращаемся к Афанасии и Андронику. Он был богатый банкир, она – дочь другого не менее богатого банкира же в Александрии. Обороты их, постоянно удачные, быстро усиливали их капитал; но они употребляли очень значительную часть доходов на милостыни, излечение больных, пособие монастырям и вспоможение нуждавшимся. Однако же ни муж, ни жена не думали, чтобы такою отдачею денег, по вкусу же и влечению собственного сердца и воли, и денег, за раздачею, остававшихся и прибывавших также безтрудно, как и обильно, и доставлявших все возможные удобства и довольства широкой жизни, они совершали какую-либо заслугу, заявляли какую-либо добродетель, приобретали хотя бы малейшее право на особенную благодать, на избранное отличие их душ. Напротив, их нередко смущало и тяготило такое нетрудное приобретение названия людей добродетельных и благотворительных; а это побуждало мужа и жену ближе знакомиться с законом Христовым, чрез чтение Божественного Писания, поучения церкви, сближение и руководство благочестивых учителей. Они не ленились и рассуждать, глубоко и многосторонне, о том, что читали, слышали, чему учились, и бережно «слагали они в сердцах своих» этот капитал, который рос со дня на день, и становился для них постепенно драгоценнее их капитала денежного. Бог благословил их брак рождением дочери и сына; довольствуясь этими детьми, они постановили между собою жить в совершенном воздержании и посвятить все свое внимание возращению и воспитанию детей для жизни «по сердцу Божию». Вероятно, они успевали в этом, так как через двенадцать лет Господь отозвал к себе их сына и дочь, конечно в награду доброго воспитания, чрез которое, и в непродолжительное число лет, могли созреть плоды уже достойные житницы небесной. Андроник, живо почувствовавший великость, по человечеству, утраты этой, по строгом вопрошении совести и молитвенном совещании с сердцем своим, успел немедленно победить натиск чувств и принял без ропота и с благодарением это заявление воли Божией. Афанасия, борясь по силе, не могла так скоро утолить печаль разлуки с рождёнными ею, вскормленными и воспитанными детьми. Она казалась неутешною и многие ночи сряду, не слушая ничьих советов, провела на обливаемой ею слезами могиле возлюбленных, близ церкви св. мученика Иулиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

явися ему Пречистая Дева БЦА... и глагола: рабе мой Максиме, добре пришел еси семо посетити град мой, и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси в граде моем словесныя овцы; он же прием, возбудися от сна и в келлии никого же виде, а омофор обретеся в руце его... и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде».    В то время, как северная Русь радовалась, приняв к себе седалище митрополии, Русь юго-западная этим была встревожена. Пока Киев оставался фактической кафедрой митрополита, последний мог даже подолгу проживать в северно-русских городах не возбуждая на юге особенно сильного недовольства. Благодаря нейтральному положению Киева между русским юго-западом и сев.-востоком, митрополит все-таки до времени казался одинаково принадлежащим обеим половинам Руси. Но, когда митр. Максим переселился на постоянное жительство в столицу северно-русского великого князя, князья южнорусские немедленно поняли, что они через это лишаются крупной политической силы, которая отныне давала северу решительный перевес в нерешенном еще вопросе об общерусской гегемонии. Чтобы не допустить и тени какой-либо зависимости от северно-русского велико княжения и освободить религиозную совесть своих подданных от подчинения митрополиту, обитавшему во Владимире Кляземском, Галицкие князья, в лице Юрия Львовича (внука Даниила Романовича), тотчас же решили отделиться от киевского митрополита в церковном отношении и начали хлопоты у патриарха и императора о поставлении себе особого митрополита. Из греческих памятников мы узнаем, что греки, вообще неблагосклонно смотревшие на разделения русской митрополии, на этот раз были чем-то убеждены, и в 1302 или 3-м году, при императоре Андронике II Палеологе Старшем и патриархе Афанасие, Галицкая епископия была возведена на степень митрополии. По свидетельству одного более позднего документа (грамота короля Казимира 1371 г.), первым Галицким митрополитом был некий Нифонт. В новой митрополии очутились, конечно, все те шесть епархий (галичская, перемышльская, владимирская, луцкая, холмская, туровская), — какие были в пределах вел. княжества галицко-волынского. Такой оборот дела не мог понравиться киево-владимирским митрополитам, а вместе с ними и северно-русским князьям, перехитренным в данном случае князьями южными. Северные князья постарались сделать все, чтобы прекратить невыгодное для них разделение митрополии и добиться от греков по крайней мере той же привилегии, какую сумели получить князья южные, т. е. поставления на митрополию природных русских кандидатов. Неизвестно впрочем достоверно, кто по национальности был первый Галицкий митрополит Нифонт. Греки со времени нашего татарского ига, из-за сложных дипломатических отношений с монгольской империей, вдруг начали сбрасывать с себя титул русских митрополитов на русские плечи. Греку-митрополиту было несколько унизительно быть на русской территории политически зависимым от татар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что через эту скорбь вы включены в число сынов Божиих, по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением. Вы хотели только утешаться сыном вашим в этой жизни временно; Господь же устрояет так, чтобы вы утешались им в будущей жизни вечно, в бесконечные веки. Наконец, вы можете иметь отрадные чувства и в том, что у покойного М. вашего остались дети, которых вы можете воспитывать и утешаться ими, как детьми. Они будут для вас вместе и внуки, и близкие дети. Всеми мерами старайтесь утолять скорбь вашу, чтобы она не переходила пределов христианских; и Всеблагий Господь явит вам милость Свою и пошлет вам утешение духовное. Кто знает, каков бы был ваш М., если бы продлилась жизнь его. Теперь же вполне можете быть уверены, что он навсегда останется хорош. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. Утешение в смерти дочери Слышу, княгиня, что вы продолжаете скорбеть о потере любимой вашей дочери. Я как вам много говорил, так и теперь повторяю, что, по немощи человеческой, невозможно, чтобы совсем не скорбеть матери о лишении детей. Но как христианке вам должно умерять скорбь эту христианской надеждой, что дочь ваша получит великую милость у Царя Небесного, в горнем и нескончаемом Его Царствии; так как она восхищена от жизни в самом юном возрасте, не испытав никаких соблазнов мира. В житии святых Андроника и Афанасии сказано, что никто с таким дерзновением не просит от Господа воздаяния, как дети, говоря так: “Господи, Ты лишил нас благ земных, не лиши небесных”. Занимайте, княгиня, почаще ум свой такими размышлениями, и тогда скорбный дух ваш будет получать через это отраду душевную. P.S. О живых же детях ваших усердно молитесь, чтобы Господь устроил о них полезное и спасительное, ими же весть судьбами. О молитве за умерших Пишешь, что враги душевные, через случай брошюрки Афонской горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние. Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал; сказано там: некто, живший на Афоне, любил ходить по гостям, так что редко заставали его в келье своей, также сказано, что не всегда исполнял он свое келейное правило; перед смертью тяжко проболел целый месяц и под конец ежедневно приобщался Святых Таин; но по смерти своей через два месяца явился во сне одному брату, близкому к нему, невеселый, и сказал, что он находится в темнице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1308...

Причина этому была та, что некоторые из людей, наиболее недовольных им, не вынося того, что он уже столько времени занимал патриаршеское место (был на исходе уже 8-й год с тех пор, как он во второй раз возведен был на патриаршеский престол), составили против него коварнейший и безбожнейший замысл. Так как он и во время патриаршества по большей части проживал в своих кельях в Ксиролофе, то его недоброжелатели похищают от его патриаршеского седалища подножие, вырезывают на нем божественный лик Христа Спасителя, а по обе стороны его – царя Андроника с уздою во рту и патриарха Афанасия, который осаживает царя, как кучер лошадь. Потом подножие с этими изображениями опять положили там, где оно лежало и прежде, то есть, при патриаршеском седалище. Затем некоторые притворяются, как будто заметили это нечаянно, и стараются оклеветать патриарха в неуважении к царю. Но царь, призвав клеветников и нимало не сомневаясь, что всю эту бессовестную и безбожную комедию разыграли они, заключил их навсегда в самую суровую тюрьму. Но патриарх остался недоволен, что царь не назначил более тяжкого наказания, и тотчас же отказался от патриаршеского престола. Спустя два года патриаршеский престол занял Нифонт, митрополит Кизика, по взаимному согласию царя и архиереев, которые возвели его из Кизика на высоту патриаршества. Это был человек вовсе незнакомый с светской ученостью, да не много больше знаком был и с духовной, так что не умел своею рукою написать даже букв азбуки. Но крайний недостаток образования вознаграждался в нем природными дарованиями, и если бы он при своем богатом уме и природной сообразительности любил науки, то, конечно, занял бы почетное место между учеными. Но им успела овладеть прежде всего низкая любовь к приобретению, к мирскому блеску и славе; она направила к этим предметам весь его природный смысл и всю его сообразительность и влекла его мысль в эту сторону и днем и ночью, точно морской отлив. Это был необыкновенно хозяйственный человек: он искусно умел разводить деревья, ухаживать за виноградниками, производить постройки и вообще вести этого рода дела так, чтобы с каждым годом увеличивались закромы для хлеба, погреба для вина и кошельки для денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010