Иван-царевич сел на серого волка, и поехали они в государство царя Долмата. Ехали они долго ли, коротко ли и, доехав до того государства, за три версты от города остановились. Иван-царевич начал просить серого волка: «Слушай ты, друг мой любезный, серый волк! Сослужил ты мне много служб, сослужи мне и последнюю, а служба твоя будет вот какая: не можешь ли ты оборотиться в коня златогривого наместо этого, потому что с этим златогривым конем мне расстаться не хочется». Вдруг серый волк ударился о сырую землю – и стал конем златогривым. Иван-царевич, оставя прекрасную королевну Елену в зеленом лугу, сел на серого волка и поехал во дворец к царю Долмату. И как скоро туда приехал, царь Долмат увидел Ивана-царевича, что едет он на коне златогривом, весьма обрадовался, тотчас вышел из палат своих, встретил царевича на широком дворе, поцеловал его во уста сахарные, взял его за правую руку и повел в палаты белокаменные. Царь Долмат для такой радости велел сотворить пир, и они сели за столы дубовые, за скатерти браные; пили, ели, забавлялися и веселилися ровно два дни, а на третий день царь Долмат вручил Ивану-царевичу жар-птицу с золотою клеткою. Царевич взял жарптицу, пошел за город, сел на коня златогривого вместе с прекрасной королевной Еленою и поехал в свое отечество, в государство царя Выслава Андроновича. Царь же Долмат вздумал на другой день своего коня златогривого объездить в чистом поле; велел его оседлать, потом сел на него и поехал в чистое поле; и лишь только разъярил коня, как он сбросил с себя царя Долмата и, оборотясь по-прежнему в серого волка, побежал и нагнал Ивана-царевича. «Иван-царевич! – сказал он. – Садись на меня, на серого волка, а королевна Елена Прекрасная пусть едет на коне златогривом». Иван-царевич сел на серого волка, и поехали они в путь. Как скоро довез серый волк Ивана-царевича до тех мест, где его коня разорвал, он остановился и сказал: «Ну, Иван-царевич, послужил я тебе довольно верою и правдою. Вот на сем месте разорвал я твоего коня надвое, до этого места и довез тебя.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Валентина Михайловна и Алексей Федорович были непримиримыми анти–сергианцами, близкими к митрополиту Петру, назначенному патриархом Тихоном одним из местоблюстителей, и к петербургскому владыке Иосифу (Петровых) Они были свидетелями уничтожения церквей, разорения монастырей, гибели близких по духу, не признававших компромисса с советской батюшек, митрополита Сергия (Страгородского). Вера для Лосевых была неотделима от знания и науки И в научных делах, как и в вере, Валентина Михайловна неизменно поддерживала Алексея Федоровича. Ей приходят мысли о времени нового христианского мученичества, которое призывает «на подвиг исповедничества»; не покидает Валентину Михайловну ощущение сатанинской стихии и страданий первых христиан (запись в дневнике от 10/Х 1928 г). Однако книги А. Ф. Лосева надо печатать, и Валентина Михайловна помогает править «Философию имени» и «Античный космос», впечатывает греческий текст в «Очерки античного символизма и мифологии», следит за типографскими делами С ужасом узнает о смерти заведующего 4–й типографией, где печатался «Античный космос», и его помощника, а следовательно, и о задержке публикаций. Одновременно идут аресты, из тюрем никого не выпускают (записи в дневнике от 1925 г, 29/Х1 1927 г). Главлит в лице цензора Романенко обвиняет «Диалектику числа у Плотина» в невыдержанной идеологии, в идеализме, требует статьи (но без идеализма), толкового словаря к книге «И смешно, и досадно, и противно», — записывает Валентина Михайловна в дневнике (10/ 1928 г.). Она — постоянная посетительница Главлита и самого Лебедева–Пол янского Идет с верой и молитвой. И вот 4/V1 1928 г., в день Св Духа, Главлит разрешает печатание. «Все чудесно. Сила — умного креста», — записывает Валентина Михайловна Выходом в свет знаменитого восьмикнижия («Восьмикнижием» назвал труды А Ф. известный философ С С Хоружий ). Лосева мы все обязаны подвижнической деятельности Валентины Михаиловны 3 июня 1929 г. супруги Лосевы приняли тайный монашеский постриг под именами Андроника и Афанасии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Л., 1959; Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1959. М.; Л., 19642; Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. М., 1964, 19862; Творчество М. Ю. Лермонтова: Сб. ст. М., 1964; Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Коммент. М.; Л., 1966. Л., 19752; Фёдоров А. В. Лермонтов и лит-ра его времени. Л., 1967; Вырыпаев П. А. Лермонтов: Новые мат-лы к биографии. [Воронеж], 1972. Саратов, 19762; Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов: Худож. индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973; Андроников И. Л. Лермонтов: Исслед. и находки. М., 19774; М. Ю. Лермонтов: Исслед. и мат-лы. Л., 1979; Лермонтов: Картины. Акварели. Рисунки. М., 1980; Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985; М. Ю. Лермонтов в восп. современников. М., 1989; Олейник В. Т. Лермонтов и Мильтон: «Демон» и «Потерянный рай»//Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1989. Т. 48. 4. С. 299-315; Афанасьев В. В. Лермонтов. М., 1991. (ЖЗЛ); Тарханский вестн. Пенза, 1993-2015. Вып. 1-27; Найдич Э. Э. Этюды о Лермонтове. СПб., 1994; Уразаева Т. Т. Лермонтов: История души человеческой. Томск, 1995; Ходанен Л. А. Поэтика Лермонтова: Аспекты мифопоэтики. Кемерово, 1995; Маркович В. М. Пушкин и Лермонтов в истории рус. лит-ры: Ст. разных лет. СПб., 1997; Миллер О. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Это случилось в последние годы могучего Рима»: Лит. источники и датировка//Рус. лит-ра. 1998. 1. С. 58-61; Рогощенков И. К. «За все тебя благодарю...»: (Религ. психология М. Ю. Лермонтова)//Север. 1998. 1. С. 127-137; Моторин А. В. Жребий Лермонтова//Христианство и рус. лит-ра. СПб., 1999. Сб. 3. С. 151-163; Зотов С. Н. Худож. пространство - мир Лермонтова. Таганрог, 2001; Журавлева А. И. Лермонтов в рус. лит-ре: Проблемы поэтики. М., 2002; М. Ю. Лермонтов: Pro et contra: Личность и творчество в оценках рус. мыслителей и исследователей. СПб., 2002; Серман И. З. Михаил Лермонтов: Жизнь в лит-ре, 1836-1841. М., 20032; Щеблыкин И. П. Страницы лермонтоведения: интерпретации, анализы, полемика. Пенза, 2003; Лермонтовские чт.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

809 Историки, не указывая года, говорят только, что он произошел в праздник великомученика Георгия. Но поскольку они помещают рассказ о заговоре в самом начале царствования Дуки, то основательнее относить его к 1060, а не к 1061 г.. как это делает Муралып (II, 6). 813 Attal., 92 (Scyl., 659; Ioel, 64–65; Zonar., IV, 202; Glyc., 604, 606; Manass., 274 и Georg., 885 – 7 лет, круглая цифра; Ephr., 142 – 12 лет, без сомнения, по ошибке переписчика); Psell., IV, 260 – 7 лет, круглая цифра. В каталоге Продолжателя Георгия (920) ошибочно 8 лет и 3 месяца, в каталоге Кодина (157) -лет и 6 месяцев. Из западных писателей верно определяют время его смерти (в мае 1067) Lup., 59; Chron. Brev., 278; Dandolo, 246; Anon. Bar., 333 (в 1068 г. no пизанскому летосчислению). Неправильно: Rom. Sal., 171 (в 1066 г. на 6-м году правления), Michel le Grand, 291 (9 лет царствования). 815 Psell., IV, 269: Scyl.. 659 (Zon., IV, 201). Старший сын, Михаил, предназначен был царствовать единодержавно (Psell., IV, 273), поэтому Пселл (270–271) говорит только о нем и еще о Константине, во внимание, вероятно, к его порфирородности: Андроник совсем не упомянут. То же делают Вриенний (123) и Вильгельм Апулийский (265). У Лупа (59) и Матвея Эдесского (159) сделано еще последовательнее – назван преемником Дуки один его сын Михаил. 820 Так, Manass., 273 (Georg., 885) говорит, что Дука боялся за молодость жены, чтобы она, выйдя замуж за другого, не имела детей, которые устранили бы собственных его детей. 821 Scyl., 659: кшсара 5е tov аитоО абг.Лфоу " icoavvr v 7tpo7_eipiau i£voc koivcdvov РоЛеицатсоу jiimripicoSfov Kai окещхатюу еибето (Пожаловав его брату Иоанну титул кесаря, он посвящал его в свои тайные решения и помыслы). Гфрёрер (III, 675–679) по поводу этой фразы, неясной, может быть, и для самого автора, пишет целый трактат, сущность которого та, что в византийском государстве немногие только знали формы устройства, что это устройство определялось пунктами секретного договора, заключенного во время переворота 1059 г.; пункты, по мнению Гфрёрера, были следующие: а) право сената избирать императора,б) разделение императорской власти между многими лицами и в) положение патриарха как судьи между аристократией и императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Весьма существенную часть этой главы представляют те несколько страниц, которые посвящены чиновной иерархии. Г-н Скабалланович отделил чины от должностей и первый представил нам византийскую табель о рангах, в которую он включил 15 чинов, начав с высшего – «кесаря» и окончив низшим – «кандидатом». При этом автор не обратил внимания на генезис чинов, которые, по его собственному признанию, имели в прежнее время иное, не титулярное значение, на генезис, без которого едва ли можно дойти до полного и надлежащего понимания чиновной иерархии; обстоятельство это, конечно, не может быть поставлено в вину автора, так как подобная задача отвлекла бы его слишком далеко за пределы намеченной им себе эпохи. При каждом чине автор сообщает список тех лиц, которые носили его в XI в., что представляет довольно обильный материал для выяснения дела. Но читатель вынес бы гораздо больше, если бы автор несколько обработал этот сырой материал, сообщил бы, какие должности занимали все эти лица, наглядно представил бы карьеру нескольких чиновников, которую теперь приходится воссоздавать с трудом, теряясь среди массы имен, встречающихся по разу. Думаем, что несколько примеров могли бы быть поучительнее множества имен, тем более что список автора не совершенно полон. Так, например, много спафариев, спафарокандидатов и протоспафариев (автор пишет «спафарь») не упомянуто г-ном Скабаллановичем, потому что он не пользовался сборником Тринкеры: 3154 опущены патриций Лев Хиросфакт при Романе III (Cedr., II, 492), вестархи: судья Македонской фемы Хасанис (Psell., V, 439) и Андроник, упоминаемый Иоанном Евхаитским ( Joh. Euch. ed. De-Lagarde, 22), протопроедр Роман (Attal., 286), протопроедр Константин ( Zacharia. Jus Graeco-Rom. Ill, 327), магистр Поф (Tafel. Eustathii op., 358). Но при ближайшем рассмотрении упомянутой табели о рангах появляются и более существенные вопросы и недоумения. Все ли чины, которые попадаются у византийцев того времени, помещены у автора? К сожалению, на этот вопрос нельзя отвечать утвердительно. Автор говорит о новеллисимах, но, по-видимому, ему осталось неизвестным, что еще раньше царствования Алексея Комнина существовал чин протоновеллисима. До нас дошел хрисовул от апреля 1079 г., которым эмир Сицилийский Христодул возводился именно в этот чин протоновеллисима. 3155 Далее, пропущен чин ипата, а между тем Пселл упоминает ипата Феодора (Psell., V, 209), и неизвестный боярин XI в. говорит: «Роман Аргиропул не возводил франка или варяга в достоинство патриция, но делал его ипатом...» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1881. Август. С. 319). В разбираемой книге мы не найдем ответа и на то, что такое дисипат, о котором говорится в хрисовуле Вотаниата ( Sathas. Bibl. Gr. I, 62), что означает название Ксифилина ιλλοστριος в новелле Мономаха, что такое βεστιοιρτης, титул ли это или, может быть, должность 3156 (Psell., V, 197)?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Ярким памятником этой эпохи стал мавзолей Цинь Шихуанди - огромный комплекс, представлявший модель социума и космоса. При его раскопках было выявлено мн. конструкций, свыше 7 тыс. терракотовых фигур (солдат, чиновников, слуг), бронзовое оружие и т. д. Культуры бронзового и раннего железного веков за пределами древнекитайских государств Сев.-зап. области. Чемурчекская культура в предгорьях Синьцзянского Алтая, по одной из теорий, была создана прототохарами, пришедшими из Европы не позднее кон. 1-й трети III тыс. до Р. Х. Захоронения в каменных ящиках под насыпями окружены оградками из плит; над ними возвышаются монументальные каменные статуи, символизирующие фигуры людей. Скульптура чемурчекской культуры в Синьцзянском Алтае. 1-я треть 3-го тыс. до Р. Х. Скульптура чемурчекской культуры в Синьцзянском Алтае. 1-я треть 3-го тыс. до Р. Х. Южнее, в районе оз. Лобнор, распространены памятники, получившие особую известность благодаря хорошей сохранности органических остатков (из-за пустынного климата). Могильник культуры Сяохэ (XVII-XV вв.; возможно, раньше) оставлен европеоидами, похороненными в деревянных лодкообразных гробах под слоем песка. Сохранились мумифицированные тела, иногда - деревянные куклы-муляжи; на многих шерстяные плащи, кожаная обувь, войлочные шапки, украшенные перьями. Шесты с веслообразным навершием (символ vulva) устанавливались возле муж. погребений, граненые фаллообразные - возле женских. Антропоморфные деревянные фигуры, вероятно, изображали духов - хранителей кладбища. В этом же регионе известны могильники, близкие к афанасьевской культуре III тыс., распространенной на Саяно-Алтае, включая Минусинскую котловину. С ней связана древнейшая металлургия в центре Азии. Ее носители - европеоиды; существует предположение, что именно они являлись прототохарами. Западнее, в долине р. Или и на Вост. Памире, выявлены памятники андроновской культурно-исторической общности, свидетельствующие о ее взаимодействии с местным населением. В сер. II тыс. основной ареал этой общности, соотносимой с одной из групп индоевропейцев, простирался от Юж. Зауралья и степей Казахстана до Минусинской котловины. В Джунгарской впадине найдена керамика бегазы-дандыбаевской культуры (XII-VIII вв.; основной ареал - Центр. Казахстан).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Таковых донесений получено 26, а именно: из ставропигиальных монастырей: 1. Новоспасского, от Наместника Иеромонаха Никодима. 2. Симоновского, от Архимандрита Герасима. 3. Донского, от Архимандрита Евгения. 4. Заиконоспасского, от Архимандрита Парфения. из епаршеских мужеских: 5. Чудова, от Наместника Игумена Феофилакта. 6. Сретенского, от него же. 7.Высокопетровского, от Архимандрита Лаврентия. 8. Спасо-Андроньева, от Казначея Иеромонаха Виктора. 9. Богоявленского, от Казначея Иеромонаха Аарона. 10. Греческого Николаевского, от Архимандрита Кирилла. 11. Златоустова, от Архимандрита Досифея. 12. Данилова, от Архимандрита Геннадия. 13. Знаменского, от Архимандрита Аполлоса и Казначея Мефодия. 14. Николаевского Перервинского, от Архимандрита Лаврентия. 15. Заштатного Покровского, от Строителя Ионы. 16. Упраздненного Крестовоздвиженского, от Архимандрита Парфения. 17. Саввинского Подворья, от Иеромонахов Ионы и Иннокентия. из женских монастырей: 18. Вознесенского, от Игуменьи Трифены. 19. Новодевичьего, от Игуменьи Мефодии. 20. Рождественского, от Игуменьи Есфири. 21. Никитского, от Игуменьи Евфрасии. 22. Зачатейского, от Игуменьи Доримедонты. 23. Страстного, от Игуменьи Тавифы. 24. Алексеевского, от Игуменьи Афанасии. 25. Упраздненного Георгиевского, от Игуменьи Митрополии. 26. Упраздненного Ивановского, от Игуменьи Елпидифоры. О доставленных сведениях о том, что происходило в монастырях Московских по обстоятельствам 1812 года Вашему Императорскому Величеству благоугодно было повелеть мне взять, чрез кого следует, сведения о происшествиях, случившихся в Московских монастырях во время нашествия неприятельского в 1812-м году. Представляя при сем таковые сведения, истребованные управляющим Московской митрополией от каждого настоятеля, долгом почитаю донести, что оные составлены по данному наставлению, дабы все, что ни происходило, описано было по сущей истине, без всяких прикрас слога и без опасения взыскания, если бы в чем нашлось, по тогдашним обстоятельствам, упущение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Константине Мономахе, с допущением ко двору Склирены, в силу дружественной грамоты Зои, разврат пустил при дворе как бы легальные корни, законная супруга и любовница императора мирно прожи­вали и появлялись пред публикой обок одна с другой, к любовнице, как и к императрице, придворные обращались с словами Sscitor.j, ftaaiXic, Зоя нисколько нс считала себя обиженною, по-приятельски встречалась с Склиреной и в присутствии императора беседовала с нею о предметах инте­ресных для женщин. Мономах искусно балансировал между ими обеими и, во дворце, одной отвел помещение с одной стороны, другой – с другой, а сам поселился по средине, так что с одинаковым удобством могли приходить к нему и жена, и любовница, хотя в действительности этим удобством они пользовались не с одинаковым правом, Склирене вход всегда был открыт, а Зоя обязана была, прежде чем войти, осведомиться – у себя ли император и нет ли у него севасты (официальный чин Склирены). По смерти Склирены у Мономаха оказалась новая страсть в лице одной аланской принцессы, проживавшей заложницей в Византии, взявшей в сердце императора перевес над сонмом других любовниц. Psell., IV, 129, 131 (Zon., IV, 160); 177–179. Cedr., II, 609. 87 Печальный случай невольного братоубийства раз вызван был подобною связью при Андронике Палеологе Старшем. Любимый внук императора Авдроник Мл. ночью отправился к знатной женщине легкого поведения, и так как у ней был любовник, то около дома расставил стрелков и меченосцев, приказав бить его, если появится. Брат Авдроника Младш. Мануил случайно проезжал мимо и стрелки, не распознав его и приняв за любовника, пустили дождь стрел. Мануил был ранен, упал с ло­шади и в скором времени умер. Григора, рус., 275–276. 88 Некто Лев, по чину протоспафарий, по должности протонотарий мини­стра государственных Финансов (το γενικο) позволил себе в присут­ственном месте обозвать чиновника (кандидата) κερατν κορβας υιν, случай, разумеется, не единственный, но единственно известный, потому что он занесен в Περα, Zachar., 1, 267.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Эту одежду, ныне хорошо всем известную (панталоны в обтяжку), Андроник первый ввел в употребление 22 . Были ли тюрбаны одноцветные, или узорчатые, они с одинаковым удобством могли быть изготовляемы на женской половине. Лишь когда утвердилась мода на иностранные материи 23 , положение вещей изменилось. Что касается женских нарядов, то лишь украшения не могли быть изготовлены дома, как-то: ожерелья, серьги, броши, браслеты, кольца, а также косметики для натираний и подкрашиваний, к которым и тогда византийские красавицы были неравнодушны 24 ; платья же могли быть изготовлены и действительно изготовлялись домашним способом, тем более, что они были довольно примитивны – нижнее платье из тонкого полотна, плотно охватывавшее шею, грудь, плечи, стянутое у талии поясом и спускавшееся по ногам до пяток, верхнее платье-хитон из более ценного материала, иногда затканный золотом и драгоценными камнями, – он свободно накинут был на плечи, драпировался по фигуре изящными складками и при ходьбе раздувался и поднимался от ветра 25 . На хозяйке дома лежала нелегкая задача одеть и обуть мужа, себя, детей, прислугу, а если она была сердобольная женщина, то отыскивались неимущие родственники и родственницы и вообще бедняки, которые умели воспользоваться ее добротой и выпросить себе платьев 26 . Из всего этого не трудно заключить, что если кто был занят и не знал праздности, так это византийская женщина в средние века. Не говорим уже о том, что и для прокормления семьи с ее стороны требовались труд, время и изобретательность, потому что хотя кушанья не отличались изысканности», однако ж изготовление их и сервировка стола должны были приспособляться к некоторым требованиям комфорта, о котором тогда на западе Европы не имели понятия и с которыми успели сжиться византийцы. Западные историки 27 с негодованием, например, говорят, что жена венецианского дожа Доминика Сильви, сосватанная ему в Византии императором Михаилом Парапинаком, так была изнеженна, что не только мылась в особой разведенной с чем-то воде, не только пропитывала духами свою постель, во даже не брала пищу пальцами, а подносила их к своему рту золотыми двузубцами; это богопротивное в глазах тогдашнего запада дело, употребление за столом вилок, за которое виновница поражена была гневом Божиим и заживо стала разлагаться, в Византии не только не считалось преступным, но напротив признавалось первым условием опрятности за столом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

108 Что к этому способу обращались и императоры, показывает пример Андроника Комнина: он спрашивал кудесника Сифа, кто будет после него царствовать (ответ, прочитанный на воде: «Исаак») и когда преемник воцарится (ответ: «во дни Воздвижения креста»), Хониат, рус., 427–428. 110 В этом отношении волшебство по понятиям того времени примыкало к врачебной науке, а именно к искусству составления и употребления ядов, вследствие чего о человеке, погибшем от яда, говорили как о γοητεαις κατεργασθντι. Cedr , II, 535. Ср. Psell., IY, 46. 112 Особенно преследовал волшебников Мануил Комнин. При нем были ослеплены: Ааронъ за то, между прочим, что занимался чернокнижием, Сиф Склир (тот самый, который впоследствии гадал на воду Ан­дронику Комнину) за то, что приворожил к себе и обольстил девушку и вообще занимался магией, Михаил Сикидат –тоже за занятие магией, выра­зившееся, между прочим, в том, что раз напустил туман на лодочника, везшего горшки, тому показался огненный змей, извивающейся между горшками и он веслом перебил всю свою посуду, – другой раз напустил туман на мывшихся вместе с ним в бане, тем показалось, что из крана с горячей водой выскакивают черные чоловечки (Хониат, рус., 187–190). При Андронике Комнине сожжен на костре за волшебство (Хон., рус., 328). При Феодоре Ласкарисе опять усили­лось преследование волшебников вследствие того, что их козням припи­сана была постигшая царя падучая болезнь. Стоило только обвинить кого в чародействе, обвиненный подвергался суду Божию (чрез раскаленное железо) и, если его не выдерживал, нес наказание (Пахимер, рус., 25); одну ста­руху, обвиненную в чародействе, допрашивали таким образом: раздев ее, завязали в мешок и туда же поместили кошек; кошек стали колоть извне шиповником, а те стали царапать когтями старуху и бедная страда­лица, принуждена была принять на себя вину (Пах., рус., 28). 113 Psell., IV, 333, 341–42, 346, 347; V, 111. De-Lagarde, 185. 103. " Христ. Чтен.». 3–4. 1886 г. 121 Scyl., 738 (Zon., IV, 229). Евдокия, которую этот монах отклонил от замужества с Вотаниатом, дважды уже была за мужем, так что брак с Вотаниатом, если бы состоялся, был бы по счету третьим, – между тем третий брак в «Томе еднения», одобренном соборным постановлением 995–6 г., вызван скверной (πασμα) и допущен лишь с ограничениями (Zachariae, III, 233). Читать далее Источник: Скабаланович Н.А. О нравах византийского общества в средние века//Христианское чтение. 1886. 3-4. С. 544-592. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010