Все братство твое многократно приветствую». Славнейшие сановники сказали: «что было сделано после посланий»? Почтеннейший епископ Савиниан сказал: «прошу прочитать акты, и они покажут вам». Славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны рассуждения, изложенные в предлагаемых актах». Константин, благоверный секретарь императорской консистории, когда почтеннейший епископ Савиниан подал ему свиток, начало которого было изорвано, прочитал остальное: (Собор антиохийский) “В святейшей церкви антиохийской, в портике летней судебной палаты, собрался собор, и когда сели святейшие епископы: Домн, (епископ) самой Антиохии, Феодор дамаскский, Валерий аназарвский, Помпейян емесский, Полихроний епифанийский во второй Киликии, Дамиан сидонский, Ямвлих халкидонский, Феоктист верройский, Геронтий селевкийский, Иосиф илиопольский 281 , Тимофей долихский, Венетий вивлский, Епифаний гераклийский 282 , Павел птолемаидский, Стефан епифанийский во второй Сирии, Фосфор орфосиадский, Фома мопсуестский, Иордан авилский, Павел антарадский, Варан александрийский, Мара уримский, Савва палтский, Мара онозарфский 283 , Иоанн феодосиопольский, Даниил карский, Софроний константинский, Ураний урский 284 , Мариан 285 росафский 286 , – диакон и нотарий Татиан сказал: «перрские клирики и теперь снова подали вашей святости прошения на почтеннейшего епископа Афанасия. А так как святой собор присутствует, то я имею эти прошения под руками и, если твоя святость прикажет, прочитаю их». “Домн епископ сказал: «где подавшие прошения»? Татиан диакон сказал: «они – вне (палаты)». Домн епископ сказал: «пусть войдут». Татиан диакон сказал: «явился Исаакий, подавший прошения». Домн епископ сказал: «один Исаакий подал прошения, или и другие вместе с ним»? Татиан диакон сказал: «прошения подал один Исаакий». Домн епископ сказал: «пусть скажет Исаакий, он ли подал прошения». Исаакий, старший чтец, сказал: «да, я прошу твою святость». Домн епископ сказал: «прочитай их». И были прочитаны. Домн епископ сказал: «так как упомянуто и об иподиаконе Иоанне, то пусть войдет и он». Татиан диакон сказал: «здесь и Иоанн иподиакон». Домн епископ сказал: «в присутствии их прочитай прошения все совокупно». И были прочитаны. Домн епископ сказал: «где самые прошения»? Татиан диакон сказал: «у меня под руками». Домн епископ сказал: «прочитай и их». И были прочитаны. Домн епископ сказал: «когда мы передали суд блаженнейшему Панолвию, бывшему тогда митрополитом той области, чтобы он выслушал это дело, какие были последствия»? Татиан диакон сказал: «я имею послание от самого блаженнейшего Панолвия, чрез которое он сообщил об этих последствиях». Домн епископ сказал: «прочитай и его». И было прочитано. Домн епископ сказал: «есть у тебя копии с отказов почтеннейшего епископа Афанасия»? Татиан диакон сказал: «у меня под руками и копии и подлинники: я получил их от почтеннейшего епископа митрополии иерапольской». Домн епископ сказал: «пусть будут прочитаны подлинники по порядку». И были прочитаны».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

«Апология» сообщает, что оппоненты свт. Кирилла, с которыми он заочно полемизирует в своих ответах епископу Суккенсу, – это вы­ходцы из Киликии. Киликия – область на юго-востоке Малой Азии, непосредственно примыкающая к Сирии и входившая тогда в состав Антиохийского Патриархата. Как мы видели, после 433 года она была одним из главных очагов сопротивления союзу с Александрией, да и прежде киликийские епископы были на первых ролях в борьбе со свт. Кириллом 39 . Это не вызовет удивления, если вспомнить, что ми­трополичьим центром 1-й Киликии был Тарс, где епископскую кафедру с 378 года занимал знаменитый Диодор († до 394), а во 2-й Киликии располагался Мопсуэст, где долгие годы епископом был не менее про­славленный ученик Диодора Феодор, скончавшийся буквально накану­не несторианского спора (392 – 428). Тот факт, что именно здесь про­текала жизнь двух «отцов Несториева злочестия», чья память к тому же была окружена благоговейным почитанием на местах, самым естествен­ным образом делал обе Киликии одним из очагов несторианства. Далее, Суккенс пишет, что киликийцы, прежде чем начать свою агитацию в Диокесарии, что-то «постановили» в своем кругу. Скорее всего речь идет об упомянутом выше Аназарвском соборе епископов 2-й Киликии 433 г. либо о решении поддержать этот собор, принятом епископами 1-й Киликии. Последнее представляется более вероятным, поскольку именно 1-я Киликия непосредственно граничит с Исаврией, а кроме того, это объяснило бы, почему в своем первом «Послании к Суккенсу» свт. Кирилл из предшественников Нестория упоминает только Диодора 40 , подвизавшегося в 1-й Киликии в Тарсе, и ничего не говорит о Феодоре Мопсуэстийском (Мопсуэст – город 2-й Ки­ликии). Отраженные в посланиях Суккенса и в ответах свт. Кирилла воззрения киликийцев вполне могли быть богословским обоснованием принятых в Аназарве и одобренных в Тарсе постановлений: неприятие «строгого» единства Слова и плоти, с обычными обвинениями алексан­дрийского святителя в «аполлинарианстве», и стремление к изолиро­ванному рассмотрению двух природ во Христе с отвержением так на­зываемого «теопасхизма», под которым понимали учение свт. Кирилла об усвоении Словом искупительных страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

    Лонгин (долгий, дат.), сотник и два конца, мучч. каппадокийский, 16 октяб.     Лонгин, муч, никомидийский, 24 апреля.     Лонгин, муч. мелитинский, 7 ноября.     Лонгин муч., с Орент ием и др., 24 июня.     Лот праведный с Авраамом, 9 окт., (покрывало, евр.).     Лука (тоже, что Лукан, из Лукаши), евангел., ап. из 70, 18 окт. и 22 апр.     Лука, диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля.     Лука, диакон, муч. емисский, 29 января.     Лука преп., из Тавромены, 5 ноября.     Лука, преп. елладский, 7 февр.     Лука преп., игумен Спасовой обители реки Глубокой, 7 сент.     Лука новый, столпник халкидонский, 11 декабря.     Лукиллиан, муч. византийский, 3 июня.     Лукина (светлая, лат.), св. жена, с Маркеллом напою, 7 июня.     Лукиан (светиый, лат.), муч. белгийский, 3 июня.     Лукиан, муч. диррахийский, 7 июля.     Лукиан, пресв. антиохийский, муч. никомидийский, 15 окт.     Лукиан, муч., с Илиею и друг., 13 сент.     Лукиан, муч. кампонийский, 6 июля.     Лукиан мучен., тарсянин, 3 июня.     Лукий (светящий, лат.), апост. из 70, 10 сент.     Лукий, муч. римский, 1 июня.     Лукия (светлая, лат.), девица, муч. сиракузская, 13 дек.     Лукия, мученица миринейская, 4 июля.     Лукия демица, муч. кампанийская, 6 июля.     Лупп (волк, лат.), мучен., 23 августа.     Лупп, муч. солунский, 26 окт.     Любовь, мученица римская, 17 сент.     Людмилла, княгиня чешская, сент.     Мавра (темная, греч.), муч. фиваидская, 3 мая.     Мавра преп., 30 окт.     Маврикий (см. ниже Мавр) и 70 воинов мучч., 22 февр.     Маврикий, из числа 45 муч. никопольских, 10 июля.     Мавр (темный, греч.), муч. римский, 19 марта.     Мавр воин, муч. римский, 7 июня.     Мавсима, пресвитер сирийский, 23 янв.     Магн (великий, лат.), муч. кизический, 29 апреля.     Макарий (блаженный, греч.), муч. африканский, 10 апр.     Макарий, муч. аназарвский, 5 февраля.     Макарий, муч. мелитинский, 6 сентября.     Макарий исповедннк, пресв. антиохиский, 19 февраля.     Макарий, преп. египетский, 19 января.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Мардарий, муч. севастийский. 13 дек. (Марды народ в Персии и Армении, Мардара — местности в Армении и каппадок. Понте).     Мардоний, муч. никомядийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент.     Марина (морская, лат.), великомученица, 17 июля.     Марина (Марана) и Кира, преподобные сирийские, 28 февр.     Марин воин, 7 авг.     Марин и Марфа и чада их персияне, 6 июля.     Марин старец, муч. аназарвский, 18 окт.     Марин муч., 16 дек.     Марин муч., 17 марта.     Мариав пресв, муч. персадский, 9 апр.     Мариамна (см. Мария) св., сестра ап. Филиппа, 17 февр.     Мариан (отец Мариин), диакон, муч. римский, 19 марта.     Марионилла, мученица егип., 8 янв.     Мария (но одним возвышенная, госпожа, по другим упорная, горькая, евр.), Магдалина, 22 июля.     Мария (вернее Маркия, увядающая, лат.), муч. кесарийская, 7 июня.     Мария дева, муч. с сестром Марфою, 6 февр.     Мария муч., с Феклою я и Марфою, 9 июня.     Мария, преп. египетская, 1 апр.     Мария, преподобная с Ксенофонтом, 26 янв.     Мария, преподобная вифинская, подвизавшаяся в мужском образе под именем Марина, 10 февр.     Мария патрикия, 9 авг.     Мария блаженная с Авраамием затворником, 29 окт.     Маркеллина, 7 июля.     Маркеллин (уменьшительное из Маркелла) муч. римский, 18 дек.     Маркеллян, 3 июня.     Маркеллин, папа римский, 7 июня.     Маркелл (тоже, что марсовый, воинственный по Папе), священномуч., еп. сицилийский, ученик ап, Петра:9 февр.     Маркелл, папа римский, 7 июня.     Маркелл муч., 15 ноября.     Маркелл и Антоний, мучч. 1 марта.     Маркелл прен., игумен обители Неусыпающих, 29 дек.     Маркиан, (Марков) еписк. сиракузский, ученик ап. Петра:30 окт.     Маркиан, муч. египетский, 5 июня.     Маркиан, муч. икопийский, 10 июля.     Маркиан и Мартирий, нотарии, 25 окт.     Маркиан, преп. кирский, 18 янв. и 2 ноябр.     Маркиан преп., пресв. и эконом Великой церкви, 10 янв.     Маркиан, муч. цареградский, 9 авг.     Марк или Марко (сухий, увядающий, дат.) евангелист, ап. из 70, 25 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИУЛИАН ТАРСИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Иулиан Тарсийский Иулиан Тарсийский, Аназарвский (+ ок. 305 ), мученик Память 16 марта , 21 июня Происходил из Аназарва ( Киликия , Малая Азия ). Он был сыном сенатора-язычника, а его мать, Асклипиодора, исповедовала Христианство. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс , поэтому свт. Иоанн Златоуст называет Иулиана «согражданином» апостола Павла. В Тарсе она крестила сына и воспитала в христианском благочестии. Когда святому исполнилось 18 лет, император Диоклетиан (284 - 305) начал гонение на христиан. В числе других был схвачен и святой Иулиан. Его привели к правителю Маркиану на суд, где долго уговаривали отречься от Христа. Ни истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и отречению от Христа. Святой исповедник оставался непоколебимым в твердой вере. Целый год мученика водили по городам Киликийской области, в каждом из них подвергая допросам и жестоким истязаниям, после чего бросили в темницу. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» . Мать святого Иулиана следовала за сыном и молилась, чтобы Господь еще более укрепил его в вере и подвиге. В городе Эгее под предлогом убедить сына принести жертву идолам, она просила правителя разрешить ей посещать темницу. Три дня она провела в темнице со святым Иулианом, умоляя его быть твердым до конца. Святой Иулиан вновь предстал перед правителем. Думая, что мать убедила сына повиноваться императорскому указу, правитель стал хвалить ее благоразумие. Неожиданно святая Асклипиодора смело исповедала себя христианкой. Святой мученик Иулиан все так же бесстрашно и мужественно обличал языческое многобожие. Тогда правитель приказал отрубить матери святого Иулиана ступни ног за то, что она сопровождала сына из Тарса. Святая мученица скончалась от нанесенных ран. Мученика Иулиана зашили в мешок, наполненный песком и ядовитыми гадами, и бросили в море. Мученическая кончина его последовала около 305 года.

http://drevo-info.ru/articles/6264.html

ДЕЯНИЕ ПЯТОЕ (ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА) В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в одиннадцатый день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана, постоянного августа, сошлись в святейшей церкви святой мученицы Евфимии, знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций, Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал, сошлись также: Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место Льва, святейшего архиепископа древнего Рима, и Анатолий, почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя, и Максим, почтеннейший архиепископ Антиохии сирской, и Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и (Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего Анастасия, епископа фессалоникского, и Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и Лукиан, почтеннейший епископ бизский, занимающий место боголюбезнейшего Кириака, епископа Ираклии фракийской, и Евсевий, почтеннейший епископ кизический, и Петр, почтеннейший епископ коринфский, и Флоренций, почтеннейший епископ сардийский, и Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, и Анастасий, почтеннейший епископ никейский, и Юлиан, почтеннейший епископ косский, занимающий также и место апостольского престола древнего Рима, и Елевферий, почтеннейший епископ халкидонский, и Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, и Мелетий, почтеннейший епископ ларисский, занимающий место почтеннейшего господина епископа Апамеи сирской, и Амфилохий, почтеннейший епископ сидский, и Феодор, почтеннейший епископ тарсский, и Кир, почтеннейший епископ аназарвский, и Константин, почтеннейший епископ бострский, и Фотий, почтеннейший епископ тирский, и Феодор, почтеннейший епископ дамаскский, и Стефан, почтеннейший епископ иерапольский, и

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Лат. Marinus], мч. Антиохийский (пам. зап. 22 авг., 16 нояб., 26 дек.; пам. сир. 24 авг.). В Иеронимовом Мартирологе 22 авг. отмечена память «в Антиохии Марина» (MartHieron. Р. 456). Болландисты считают (MartHieron. Comment. P. 458), что в Сирийском бревиарии 411 г. под 24 авг. отмечена память того же мученика (в этом календаре указано лишь имя святого в род. падеже - «Марина», без к.-л. пояснений: Breviarium Syriacum, seu Martyrologium Syriacum saec. IV iuxta Cod. S. M. Musaei Britannici Add. 12150/Ed. B. Mariani. R., 1956. Р. 44). Кроме того, в Иеронимовом Мартирологе под 16 нояб. содержится память «Марина, Секундина, Фронтона в Антиохии» (MartHieron. P. 601). По всей видимости, в этой записи речь также идет о М. (MartHieron. Comment. P. 602). Упоминание вместе Марина и Фронтона заставило исследователей обратить внимание на Похвальное слово Псевдо-Евсевия Кесарийского BHO, N 700, где они также фигурируют среди антиохийских мучеников ( Delehaye. Origines. P. 193-194; MartHieron. Comment. P. 458, 602). С М. болландисты связывают еще одну память в Иеронимовом Мартирологе: 26 дек. «Антиохии, [в церкви святого] Иулиана, Марина» (MartHieron. Comment. Р. 11). Для трактовки толкования этой записи привлекают сообщение «Хроники» Иоанна Малалы об обретении ок. 529 г. близ сир. г. Гиндар (ныне Джандарис, Сирия) мощей некоего мч. Марина и их перенесении в предместье Антиохии в ц. св. Иулиана ( Ioan. Malal. Chron. 1831. Р. 452). Исследователи осторожно высказывали предположения о тождестве этого святого с мч. Марином Аназарвским или мч. Марином Римским, однако наиболее вероятной представлялась гипотеза о сир. происхождении этого мученика (MartHieron. Comment. Р. 11; Amore A. Marino, santo, martire//BiblSS. Vol. 8. Col. 1171-1172; Sauget J.-M. Marino, santo, martire di Anazarbo//Ibid. Col. 1172-1173). Лит.: Delehaye. Origines. P. 86, 193-194; Sauget J.-M. Marino, Secondino e Frontone, santi, martiri di Antiochia//BiblSS. Vol. 8. Col. 1182; Saxer V. Marinus//EEC. P. 525. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/2562042.html

Елевферий Византианин, муч. при Максимиане. 4 авг. Елевферий и Леонид мучч. 8 авг. Елезвой блаж., царь Ефиопский 6 века. 24 окт. Елена муч., с Аверкием. 26 мая. Елена царица, сконч. около 326 г., с сыном своим, царем Константином Великим. 21 мая. Еликонида Селунская, муч. Коринфская при Гордиане и Филиппе (238–244). 28 мая. Елима, пресв. Вавилонский, муч. Кордувский ок. 251 г., с Полихронием еписк. 30 июля. Елисавета праведная, мать Иоанна Предтечи, с Захарией. 5 сент. Елисавефа муч.. с Александром еписк. 22 окт. Елисавефа преп. чудотворица. 24 апр. Елиссей пророк. 14 июня. Елладий муч. с Феофилом диаконом. 8 янв. Елладий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией и др. 5 февр. Елладий священномуч. 28 мая. Елладий, преп. Египетский. В субб. с. Еллий, преп. Египетский. 14 июля. Елпидифор, муч. Персидский ок. 345 г., с Акиндином и др. 2 ноября. Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик, мучч. 3 апр. Елпидий, еп. Херсонский, муч. в начале 4 в. 7 марта. Елпидий, Маркелл, и Евстохий, мучч. при Иулиане. 15 ноября. Емилиан, еписк. Тревийский и др. мучч. при Диоклетиане. 18 авг. Емилиан муч. Доростольский при Иулиане. 18 июля. Емилиан еписк. Кизический, исповедник при Льне Армянине. 8 авг. Емилиан преп., испов. 8 янв. Емилиан преп., РимлянИн.7 марта. Еннафа, Валентина и Павла девы, мученицы Палестинские, при Максимиане. 10 февр. Енос праотец. В нед. праотец. Енох праотец. В нед. праотец. Епафрас, ап. из 70. 4 янв. Епафродит, ап. из 70, с Сосфеном и др. 8 дек. Епекет, ап. из 70. с Силой и др. 30 июля. Епиктет пресв., и Астион монах, мучч. Алмиридские, около времен Диоклетиана. 7 июля. Епимах, муч. Пелусийский ок. 250 года. 31 окт. Епистима, муч. Едесская при Декии от Урса, с Галактионом. 5 ноября. Епифаний, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Епифанй, архиеписк. Кипрский, ум. ок. 403. 12 мая. Епихария, муч. Римская при Диоклетиане от Кесария. 27 сент. Еполлоний отрок, муч. Антиохийский при Нумериане, с Вавилой еписк. 4 сент. Еразм, еп. Формийский, муч. ок. 303 года. 4 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феофил, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Феофил диакон и Елладий мирянин, мучч. Ливийские. 8 янв. Феофил, пустынник из Оксиринха, с Иоанном. 2 дек. Феофил новый, муч. Кипр. от Сарацин, в 784 году. 30 янв. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник при Льве Ис. 10 окт. Феофил, из 42 мучч. Амморейских, пострад. ок. 840 года. 6 марта. Феофил плачливый, преп. Печерский, ум. ок. 1090, с Марком пещерником. 29 дек. Ферапонт, еп. Кипрский, мученик. 25 мая. (Перенесение мощей его в Царьград, ок. 806 года). Ферапонт, еп. Сардийский, муч. 27 мая. Ферапонт, преп. Белоезерский, ум. 1126. 27 мая. Ферм, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Феспесий, муч. Никейский ок. 312 г. от Антония, с Евстафием и Анатолием. 20 ноября. Фессалоникия, мученица Македонская, с Авктом и Таврионом. 7 ноября. Фивея мученица, с Фафаилом. 5 сентября. Фирс, Левкий и Каллиник, мучч. Вифинские при Декии. 11 дек. Фифаил и Фивея, сестра его, мучч. 5 сентября. Фома, или Дидим, из 12 апп. 6 окт. Фома, патриарх Цареградский, ум. 610. 21 марта. Фома юродивый, преп. Келесирийский, при Иустиниане. 21 апр. Фома, преп. МалеИн.7 июля. Фома Дефуркин, преп. Вифинский 9 в. 10 дек. Фомаида, преподобная Писивийская 4 в. В субб. сырную. Фомаида мученица Александрийская 6 в. 13 апр. 5. Свв. Угодники ненаименованные Праведная Соманитяныня, препокоившая в своем доме Елиссея пророка. В нед. праотец. (под 11 дек.) Евнух Кандакии царицы, крещенный св. Филиппом. 4 янв. Комментарисий некий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией. 5 февр. Подвижница (Аскитрея), дочь Азата, муч. Персид. 341 года. 17 апр. Сестра муч. Фервуфы с рабыней, муч. 341 года. 4 апр. Два воина, мучч. Каппадок., с Лонгином сотником. 16 окт. Два ученика Милия еп., мучч. Персид. в 341 году. 10 ноября. Два мучч. из учеников Дометия Персянина, пострадавшие с ним при Иулиане. 7 авг. Два преподобномучч. от Авенира царя. 23 ноября. Две мучч. девы, скончавшиеся от меча. 15 сент. Синклитикия (именитая жена) и две дочери ее, мучч. Негранские, ок. 522 г. от Дунаана. 24 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

А с другой стороны я не вижу ни малейших побуждений сомневаться в том, что Григорий виритский, хотя раньше он, как и Афтий лиддский, высказывался в пользу Ария, мог подписать постановления антиохийского собора 324 года. Ведь подписал же он в 325 году даже никейский символ. Следовательно, это был человек во всяком случае не особенно стойкий в своих убеждениях. Но мало того; мы в сущности не имеем даже точных сведений о догматаческом направлении Григория виритского. Факт, что он был преемником по кафедре Евсевия никомидийского, конечно вполне гармонирует с сообщением Ария, что Григорий высказался в его пользу, но не доказывает что и Григорий, как Евсевий, было лукианистом. Из числа (6-ти названных у Ария по именам его сторонников только один Афанасий аназарвский был несомненным лукианистом; трое же из них, имена которых поставлены на первом месте: Евсевий, Феодот и Павлин, несомненно были только левые оригенисты. У Филосторгия в его списке учеников Лукиана ни Григорий виритский, ни Афтий лиддский не встречаются. Ничто, следовательно, не препятствует думать, что и Григорий и Афтий были только левые оригенисты. Но в таком случае подпись под антиохийским вероизложением, авторами которого были правые оригенисты, не была для них черезчур уж тяжелою жертвою своим убеждениям. На соборе их могли даже убедить в том, что учение Ария гораздо сильнее расходится с подлинным учением Оригена , чем учение Александра александрийского , и они могли даже совершенно искренно перейти на сторону антиариан 131 . Но и не уверенные твердо в заблуждении Ария они могли подписать антиохийское вероизложение, когда стало ясно, что сторонникам Ария, не согласным со взглядом большинства, угрожает отлучение. Замечу здесь кстати, что к 342/3 году Григория виритского несомненно уже не было в живых, так как под посланием восточного сердикского (Филипопольского) собора подписался (на 21 месте) Macedonius, episcopus a Virito – очевидно преемник Григория. И относительно Исихия (занимающего 54-е место в списке) Зееберг не находит возможным решить, был ли это епископ [малой] Александрии и Киликии или же хорепископ в Исаврии: оба они присутствовали в Никее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010