“Феодор, епископ дамаскский, сказал: «что блаженной памяти Панолвий, бывший тогда епископом иерапольским, благосклонно относился к почтеннейшему (епископу) Афанасию, это показал сам почтеннейший епископ Афанасий в своих отказах; Итак, очевидно, что он избегал суда, если даже другу своему не доверял выслушать (дело) против себя». “Валерий, епископ аназарвский, сказал: «что почтеннейший епископ Афанасий сознавал за собой нечто такое, в чем его обвиняли, очевидно, из того, что он не хотел судиться у друга своего, блаженнейшего Панолвия, как показывают написанные им отказные послания». “Помпейян, епископ емесский, сказал: «так как всеблаженный епископ Панолвий был другом ему, то очевидно, что почтеннейший епископ Афанасий поступил так по причине нечистой совести». “Полихроний, епископ епифанийский, сказал: «так как почтеннейший епископ Афанасий даже другу своему не доверил взводимого на него обвинения, то очевидно, что он избегал суда по причине нечистой совести». “Ямвлих, епископ (халкидский), сказал: «если бы почтеннейший епископ Афанасий надеялся на себя, то не отказался бы от судопроизводства Панолвия, друга своего, как сам он выразил в своих отказных грамотах (посланных) к нему; но конечно тревожимый совестью, он избегал вызова, сделанного вышеупомянутым блаженным Панолвием». “Дамиан, епископ сидонский, сказал: «почтеннейший епископ Афанасий много повредил себе и сделал себя виновным пред святыми канонами, когда, быв трижды вызываем почтенной памяти Панолвием, бывшим тогда епископом иерапольской митрополии, трижды отказался и не явился». “Геронтий, епископ селевкийский, сказал: «весьма повредил себе почтеннейший епископ Афанасий, когда не послушался даже друга своего, блаженного Панолвия, и притом, будучи вызываем на суд, уклонился от судопроизводства, как показывают три отказные послания его». “Венетий, почтеннейший епископ вивлский, сказал: «отказные грамоты почтеннейшего епископа Афанасия показали нам, как близок к нему был тогдашний митрополит, блаженный Панолвий, пред которым он должен был давать ответы; посему ему не было бы нужды избегать вызова, если бы его совесть не помешала ему».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

От омиев, с их расплывчатым тезисом о подобии Сына Отцу и потому представляющих относительно умеренное крыло среди арианствующих, резко отличалось радикальное крыло ариан – аномеи или неоариане, как их иногда называют в западной историографии. Данное течение оформилось в конце 50-х годов IV века 156 и во главе его стояли две личности – Аэтий (Аэций) и Евномий. Жизнь первого была достаточно бурной. Родившись в Антиохии около 313 года, он был золотых дел мастером и врачом, самостоятельно занимаясь философией и тяготея «к логическим созерцаниям» ( πρς λογικς θεωρας – выражение Филосторгия) 157 ; Аэтий богословское образование своё получил в кругу арианствующих епископов (Афанасия Аназарвского, Павлина Тирского и др.) 158 . Как говорит А. Спасский, «неглубокий мыслитель, но тонкий софист, Аэций смотрел на христианское учение как на обыкновенный философский материал для диалектических упражнений, не связывал с ними никакого религиозного чувства и хотел достигнуть в догматике одной только ясности и определенности... Необыкновенно находчивый и остроумный, всегда имевший в запасе ядовитую насмешку, чтобы обезоружить своего противника, Аэций мог оказаться опасным пропагандистом аномейства. Но Аэций довольствовался тем, что одерживал победы на диспутах даже с такими умственно сильными людьми, как Василий Анкирский или Евстафий Севастийский, задирал каждого встречного, все осмеивал и вовсе не думал вступать в какую-нибудь серьезную борьбу за свои воззрения» 159 . Позднее, хотя Аэтий «первый сделал опыт диалектического обоснования системы Ария» 160 , не ему, а его ученику Евномию суждено было стать центральной фигурой в аномействе 161 . Родом он был из Каппадокии (родился около 330 года), происходил из бедных слоев земледельцев, затем стал школьным учителем и ритором. Затем, по сообщению Филосторгия, «Евномий, по слуху о мудрости Аэция, пришел из Каппадокии в Антиохию и обратился к Секунду, тот познакомил его с Аэцием, который в то время жил в Александрии. Оба они поселились вместе: один как наставник, а другой как наставляемый в Божественных Писаниях» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

С. 485 2 : Изложение христологического учения Аполлинария и его оценку автор обещает дать во втором томе своего труда (С. 552–553 4 ). Но нельзя не заметить теперь же, что весьма большое недоразумение возбуждают его слова, будто учение Аполлинария о Лице Иисуса Христа, за которое он осужден был Церковью, «лишь по недоразумению и вследствие перетолкования было признано неправильным». С этим решительно несогласно все то, что говорится по этому поводу в прежнем исследовании автора об Аполлинарии, к которому, однако, автор сам отсылает для ознакомления с «подлинным учением» Аполлинария (С. 552–553 4 : ссылка на страницы исследования 257–263 (269 – опечатка) и 452 (425 – опечатка) – 465). Автор не щадит там резких выражений по адресу именно этого «подлинного» учения как исполненного заблуждений (С. 260, 262), вводившего новшества (С. 461) и несоединимого с верой Церкви (С. 462), «прямо извращавшего существо христианской веры» и отвергнутого не только «лучшими людьми IV в.», но и позднейшими монофизитами (С. 464–465). С. 529 2 : Тезис о принадлежности приписанных Василию Великому двух книг против Евномия (IV и V) не считает окончательно установленным Ной К. Loc. cit. S. 245,, и пытается опровергнуть Leipoldt J. Loc. cit. S. 26–31. Разъяснения по этому вопросу дает Funk F. X. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. Bd. III. Paderborn, 1907. C. 562,: Суждения автора, равно как и Лоофса, о Василии Великом не во всем являются справедливыми. Едва ли можно утверждать, что Евстафий, который «хулил Духа Св.» (С. 561), при своем авторитете в известных кругах, не был «опасным врагом веры» и что «лишь из личных счетов Василий сделал его таковым и требовал осуждения от папы». Текст книги немало страдает от корректурных ошибок и недосмотров, неудобных особенно там, где дело касается цифр и собственных или иностранных слов. Некоторые из важнейших указаны в конце, но осталось много и неотмеченных. Так, вместо «аназарвский» стоит «ана-заварский» (С. 144) или «аназабарский» (С. 145, 215, 357), вместо «Филагрий» дважды стоит «Филастрий» (С. 312,332). «Калабрийский» на с. 344 должно быть исправлено в «Каларисский». Ср. также «лари-ум» (С. 88) вместо «ларариум», «сатра» (С. 554) вместо латинского «сашра», «оловах» (С. 573) вместо «оволах». С. 575: Перевод «При-ски» ­­ Versio prisca есть, конечно, опечатка или описка; «Люценский кодекс» ­­ Lucensis, луккский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Но это был лишь, что называется левый центр.    Крайнюю левую арианства составляли аномии, учившие о неподобии Сына Отцу. Как особая партия, они выделились лишь впоследствии, хотя их корифеи принимали участие в движении уже и в настоящее время. В окончательном своем развитии аномии определялись как «непримиримые» арианства, стоявшие за свои убеждения с твердостью, достойною Афанасия В. Они не вступали ни в какие сделки с другими партиями и не слушали диктатов, издаваемых придворною партиею. Для аномиев и сам Арий был недостаточно православен: ему не могли простить того бесцветного символа, который он представил Константину. Аэтий (ο αθεος, безбожник), вождь партии, отказался принять посвящение от Секунда птолемаидского на том основании, что тот положил пятно на чистоту своих верований общением с омоусианами. Евномий принял рукоположение от Евдоксия, предварительно подвергнув тщательной проверке догматику этого последнего. Евномий перекрещивал приходящих к нему не только омоусиан, но и ариан других толков.    Филосторгий пишет панегирик Аэтию и обрисовывает его личность следующими чертами. Аэтий происходил из Кили-Сирии, отличался диалектическими дарованиями и твердостью убеждений. Материальная необеспеченность заставила его взяться за ремесло золотых дел мастера и профессию медика. Но научные занятия были его первой потребностью. Много он объехал городов с научными целями, где-то приобретал покровителей, то ссорился с ними из-за научных столкновений. Ученые лукианисты (Павлин тирский, Леонтий антиохийский, Афанасий аназарвский, Антоний тарсский) были его учителями в богословии и особенно в толковании Св. Писания. Замечательно беспокойная натура, Аэтий готов был лететь туда, где арианство находится в наибольшей опасности. Если недоставало средств к жизни, он работал тонкие вещи у ювелиров и на эту плату жил сам и оказывал медицинскую помощь нуждающимся. Превратности фортуны то возводили его до дружбы с государями (дом Юлиана), то низводили до ссылки. Догматическая система Аэтия вся была построена на диалектической противоположности рожденного и нерожденного. Считая эти понятия за адекватное выражение самого существа Отца и Сына, он стоял за их полное «иносущие» (ετεροοσιον), и с беспримерною со дней гностицизма дерзостью приписывал себе такое адекватное знание существа Божия, какое имеет сам Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

По аналогии с государственным устройством можно ожидать или того, что над митрополитами будут возвышаться еще две степени епископского сана, или того, что эти степени не получат полного развития и сольются в одну. Случилось, пожалуй, и то и другое: развитие высших степеней представляет еще большую путаницу, чем отношения между гражданскими властями. По-видимому, полную аналогию гражданским викариям – экзархам диэцезов, и префектам преторий представляют церковные степени архиепископов, или экзархов диэцезов, и патриархов. Но последняя церковная степень не совпадает с предполагаемым гражданским прототипом уже и потому, что 4 восточных патриархата уместились на территории одной восточной префектуры, а западный римский патриархат распространился в остальных трех префектурах. А затем, экзархи церковные представляют чисто рудиментарную форму, подавленную развитием патриархатов, – титул без соответствующего реального значения: экзархат – это неудавшийся патриархат, равно как и патриархат – задержанная в своем развитии высшая митрополия. Начало развитию [экзархатов, respective] – патриархатов полагают данным еще в предшествующий период. Уже тогда в ряду христианских епископий выделились так называемые sedes apostolicae, и между ними особенно были знамениты Рим, Александрия, Антиохия, – эти три столицы римского мира, города, в которых церковное значение совпадает с политическим. Послание собора антиохийского 269 г. адресовано было Дионисию римскому и Максиму александрийскому. Это были кафедры, через посредство которых различные части христианского клира вступали в сношения между собой. Их роль в этом деле была самая естественная. Чтобы епископ восточный адресовался к какому-нибудь епископу пренестинскому или тмуитскому, или итальянский – к епископу аназарвскому, – это такая же невероятность, как в наши дни послание французских епископов, адресованное в Курск или Енисейск. Естественно, значение Рима, Антиохии и Александрии через это возвышалось. Вопрос лишь о том, насколько видное место в этом преимуществе чести занимали преимущества власти?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Домнина сказала: согласно съ темъ, какъ внушаетъ тебе отецъ твой сатана, поступай со мною, рабою Бога. правитель сказалъ: вытяните рукоятями концы ея рукъ и ногъ, чтобы, чувствуя муку, убедила себя приступить къ богамъ и избыть Домнина сказала: Вотъ ты отнялъ у меня руки и ноги. Но если и все тело мое изсечешь по частямъ, не возможно мне оставить Христа моего. Пусть и цари твои и боги твои, какъ ты ихъ называешь, согласятся вместе и станутъ склонять меня сделать это, не удастся имъ то! правитель сказалъ: не думай ты, что если перестанешь жить, то единоплеменники твои будутъ ухаживать за останками твоими, какъ за святыми. Я прикажу ихъ сжечь и развеять. Домнина сказала. Цель моя нравиться не людямъ, а Господу души Христу, который можетъ вскорости отослать въ геенну и огнь неугасимый твою жестокость, правитель говоритъ: взявши ее, стережите въ узилище. Когда я буду въ городе Мопсуестовъ   , присужу ее къ последней казни. Когда прибылъ  въ городъ Мопсуестовъ, сказалъ на 14 миле: пытанную въ городе Аназарвовъ Домнину, какъ принадлежащую къ ереси ты повелелъ, господинъ, держать подъ крепкою стражею, чтобы, когда ты будешь въ городе Мопсуестовъ, распорядиться на счетъ ея по твоей чистоты. Теперь, настигши насъ на девятой (миле), Архелай спекулаторъ далъ знать, что сказанная Домнина умерла. Поелику мы минули то место  , и я не объявилъ (о томъ) твоей светлости, то теперь доношу твоей власти. Думаю же, что спекулаторъ Архелай долженъ быть позванъ и допрошенъ, и занесенъ въ Памяти. Представляю о семъ твоему . Ты повелишь приказать это  . правитель сказалъ: где Домнина, дурная голова  ? Архелай сказалъ: клянусь твоей светлости, она скончалась отъ многихъ ранъ въ аназарвскомъ узилище. Изъ страха я привезъ ее сюда. правитель сказалъ: ты умертвилъ ее? Архелай сказалъ: клянусь твоей добродетели, пять дней она провела безъ пищи. Лежа на полу, лицемъ въ колени, такъ и умерла. А правитель: «Домнину богоненавистную повелеваетъ судилище бросить въ потокъ по близости постоялыхъ домовъ, на снедь собакамъ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2364...

Однако правитель Пелагий не только не исполнил своего обещания стать христианином, но с еще большим остервенением стал терзать мученицу. Во время этих мучений подошел к правителю некий Елладий , смотревший за узниками, и попросил отдать ему девицу Феодулию, обещая заставить ее поклоняться богам, ибо он хотел прославиться и получить почести от градоправителя. Тяжким мукам предал Елладий святую Феодулию, превзойдя в жестокости самого Пелагия. Святая же молила Бога, да ниспошлет Он ей терпение. Тотчас же получила она Божию помощь и исцелилась. Мучитель был потрясен, а святая Феодулия обратилась к нему со словами увещевания. " Стань христианином, говорила она ему, - чтобы удостоиться вечной чести во Царствии Господа нашего Иисуса Христа, Который будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его " . Так молитвами и наставлениями привела святая Феодулия Елладия к познанию истины; он уверовал во Христа и исповедал Истинного Бога перед правителем. За это он также принял мученический венец. Ему отсекли мечом голову, а тело бросили в море. Святая же Феодулия была брошена в разожженную печь, но осталась невредима. После этого ее распростерли на сковороде, обливали кипящей смолой, воском и маслом, но раскаленная сковорода разлетелась на куски, и огнем попалило много народа, в том числе и правителя города Пелагия, который умер ужасной смертью, а святая Феодулия опять осталась невредимой. При виде такого чуда, этого необычайного явления, множество людей уверовало во Христа, среди которых были почетные граждане Макарий и Евагрий . Язычники с еще большим ожесточением продолжали мучить христиан. Они разожгли печь и бросили в нее святую Феодулию, Макария, Евагрия и множество других, уверовавших во Христа. Все они с молитвой на устах приняли мученическую кончину и перешли к жизни бесконечной. Использованные материалы   Греческий сайт " Ορθδοξος Συναξαριστς " ( " Православный месяцеслов " ) - http://www.saint.gr/1126/saint.aspx   По греческому сайту " Ορθδοξος Συναξαριστς " ( " Православный месяцеслов " ) - http://www.saint.gr/1126/saint.aspx   По официальному календарю РПЦ - http://calendar.rop.ru/mes1/feb05.html Редакция текста от: 28.02.2015 11:33:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8968.html

По аналогии с государственным устройством можно ожидать или того, что над митрополитами будут возвышаться еще две степени епископского сана, или того, что эти степени не получат полного развития и сольются в одну. Случилось, пожалуй, и то и другое: развитие высших степеней представляет еще большую путаницу, чем отношения между гражданскими властями.  По–видимому, полную аналогию гражданским викариям — экзархам диэцезов, и префектам преторий представляют церковные степени архиепископов, или экзархов диэцезов, и патриархов. Но последняя церковная степень не совпадает с предполагаемым гражданским прототипом уже и потому, что 4 восточных патриархата уместились на территории одной восточной префектуры, а западный римский патриархат распространился в остальных трех префектурах. А затем, экзархи церковные представляют чисто рудиментарную форму, подавленную развитием патриар–хатов, — титул без соответствующего реального значения: экзархат — это неудавшийся патриархат, равно как и патриархат — задержанная в своем развитии высшая митрополия.  Начало развитию [экзархатов, respective —патриархатов полагают данным еще в предшествующий период. Уже тогда в ряду христианских епископии выделились так называемые sedes apostolicae, и между ними особенно были знамениты Рим, Александрия, Антиохия, — эти три столицы римского мира, города, в которых церковное значение совпадает с политическим. Послание собора антиохийского 269 г. адресовано было Дионисию римскому и Максиму александрийскому. Это были кафедры, через посредство которых различные части христианского клира вступали в сношения между собой. Их роль в этом деле была самая естественная. Чтобы епископ восточный адресовался к какому–нибудь епископу пренестинскому или тмуитскому, или итальянский — к епископу аназарвскому, — это такая же невероятность, как в наши дни послание французских епископов, адресованное в Курск или Енисейск. Естественно, значение Рима, Антиохии и Александрии через это возвышалось. Вопрос лишь о том, насколько видное место в этом преимуществе чести занимали преимущества власти?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Итак, кто будет столь чужд благочестия, который бы стал терпеть то, что таковой муж не пользуется и саном священства и начальством над монастырем)»? «Нунехий, епископ Лаодикии тримитарийской, (сказал: справедливо и должно, и достойно этого человеколюбивейшего собора, чтобы почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, следующий изложению святых отцов, бывших в Никее, и святейших, которые прежде собирались в этом славном городе, что доказывают представленные им записки, пользовался и священническим достоинством и управлял монастырем, как угодно и святым отцам)». «Олимпий, епископ Констанции на острове Кипре, (сказал: и я соглашаюсь с определениями вашей святости относительно восстановления почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)». «Кандидиан, епископ Антиохии писидийской, (сказал: и я соглашаюсь с благочестными и каноническими определениями святейших благочестивейших отцов относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)». «Стефан, епископ аназарвский, (сказал: из прочитанного недавно ясно видно, что почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий ничего не мудрствовал вопреки святым отцам, но часто исповедовал, что он мудрствует согласно с 318-ю святыми отцами, бывшими в Никее, и с святейшими епископами, собиравшимися после того в этом городе. Поэтому я произношу мнение одинаковое с святыми отцами, чтобы он имел достоинство пресвитерства и священство и попечительство над монастырем)». «Геронтий, епископ Селевкии сирийской, (сказал: из записок, представленных благочестивейшим пресвитером и архимандритом Евтихием находим его согласным с святыми соборами, бывшими в Никее и в Ефесе; и желаем, чтобы он имел сан пресвитера и обычно начальствовал над благочестивейшими монахами, бывшими под его начальством)» «Руфин, епископ самосатский, (сказал: из прочитанных пред святым собором записок, которые представлены благочестивейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, я нашел его мудрствующим согласно святому собору никейскому и ефесскому; и, соглашаясь с святыми отцами желаю, чтобы он имел достоинство пресвитера и обычно начальствовал над подчиненными ему монахами)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

13. Экзархаты    По аналогии с государственным устройством можно ожидать или того, что над митрополитами будут возвышаться еще две степени епископского сана, или того, что эти степени не получат полного развития и сольются в одну. Случилось, пожалуй, и то и другое: развитие высших степеней представляет еще большую путаницу, чем отношения между гражданскими властями.    По-видимому, полную аналогию гражданским викариям — экзархам диэцезов, и префектам преторий представляют церковные степени архиепископов, или экзархов диэцезов, и патриархов. Но последняя церковная степень не совпадает с предполагаемым гражданским прототипом уже и потому, что 4 восточных патриархата уместились на территории одной восточной префектуры, а западный римский патриархат распространился в остальных трех префектурах. А затем, экзархи церковные представляют чисто рудиментарную форму, подавленную развитием патриар-хатов,— титул без соответствующего реального значения: экзархат — это неудавшийся патриархат, равно как и патриархат — задержанная в своем развитии высшая митрополия.    Начало развитию [экзархатов, respective -патриархатов полагают данным еще в предшествующий период. Уже тогда в ряду христианских епископии выделились так называемые sedes apostolicae, и между ними особенно были знамениты Рим, Александрия, Антиохия,— эти три столицы римского мира, города, в которых церковное значение совпадает с политическим. Послание собора антиохийского 269 г. адресовано было Дионисию римскому и Максиму александрийскому. Это были кафедры, через посредство которых различные части христианского клира вступали в сношения между собой. Их роль в этом деле была самая естественная. Чтобы епископ восточный адресовался к какому-нибудь епископу пренестинскому или тмуитскому, или итальянский — к епископу аназарвскому,— это такая же невероятность, как в наши дни послание французских епископов, адресованное в Курск или Енисейск. Естественно, значение Рима, Антиохии и Александрии через это возвышалось. Вопрос лишь о том, насколько видное место в этом преимуществе чести занимали преимущества власти?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010