А будет царского величества посланника приняли и отпустили не с радостью, и Борису, проведав всякие вести и о патриарших престолах, ехать с теми ж провожатыми назад к Москве, а греку ехать в Царьград и во Андрианополь и где ему приказано будет проведывать чем возможно дело о патриарших престолах совершити. Статья 12-я А будет по вестям и Борису в Царьград мочно проехать, и ему, Борису, взяв у молдавского владетеля человека, ехать в волоскую землю, и приехав, владетелю волоскому подать великого государя и патриарши грамоты и Иоанну хартофилаку, а тот хартофилак ныне у волоского владетеля великий вестияр, и подумав с ним, Иоанном, и взяв человека, ехать к турецкому царю во Андрианополь и, приехав, ему Борису делать по указу великого государя. Грамота царя Алексея Михайловича к турецкому султану с уведомлением, что патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий прибыли в Москву по призыву царя за милостынею и для исправлена церковных дел, и с просьбою возвратить им патриаршие престолы, на которые, во время их отсутствия, поставлены другие лица В Декабре 1666 г. Великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца титло болшое. Титло салтаново. Елицы превышнего Бога и Царя вседержительным и милосердным промыслом в поднебесней скипетры царств наших содержати прияхом, должнствуем царскою добродетелью, милосердием, милостью и благопризрением к подручным обогащатися и прославлятися: да и сами присно всемощного Царя требующе помощи обилнейше милосердие его привлечем к себе, яко исполнители Божия веленья присно милосердствовати ко всем нас учаща. Но и царский между нами боговенчанными великими государи, нашею государскою братцкою любовью, сочиненный имеется доброй обычай, другу дружеское, приятелю приятельское намеренье и хотенье исполнить и воздержать доброхотне. Откуду братцкая любовь и приятельская дружба меж нас великих государей множитца и возрастает. Настоящею сею нашею великого государя грамотою вам брату нашему, великому государю, вашему салтанову величеству объявляем, что вас, брата нашего, великого государя, вашего салтанова величества в державе имеющихся славных и честных градов Александрии и Антиохии, по нашему православному чину, патриархи Паисий и Макарий, времянных доволств потребами яко человецы скудствующе, по общему обычаю путешествоваша по градом многим собрания ради милостыни, таково бо есть скудость и честных мужей творит просительным быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

АННА АНДРИАНОВА: Мне вообще не нравятся понятие «жертвовать» и «страдать». Что это такое? Для примера можно взять выбор профессии. Я отдаю своё время, силы, энергию – всё, что у меня есть, любимому делу. И я ничем не жертвую, мне нравится отдавать! А что значит «жить ради детей», «страдать ради детей»? Где гарантия, что ребенок, у которого будет всё: и деньги, и любовь, и забота, – не станет наркоманом? Где эта гарантия? Ее нет! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мы берем крайности… Мы всё равно испытываем в жизни какой-то дискомфорт. Невозможно жить так, чтобы с утра до вечера получать одни удовольствия. Проблема в том, что мы жили вместе, у нас появился ребенок и, соответственно, некая ответственность перед этим маленьким человеком. Но нужна ли ребенку эта ответственность, доведенная до абсурда? Вот этого я до конца не понимаю. АННА АНДРИАНОВА: Я говорю о том, что само понятие «жертва» уже звучит страшно. Безусловно, человек должен быть ответственным, и к факту рождения детей нужно относиться очень ответственно. Но это не значит, что надо жертвовать через силу. Зачем насиловать себя? ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Мне кажется, что вы включаете в понятие «жертвы» насилие. Но мы все равно очень многим жертвуем в жизни. И в этом, наверное, нет ничего страшного. ОТЕЦ ВИТАЛИЙ: Но бывает, мы себя приносим в жертву с радостью и пониманием. Ведь нельзя жить ради одного человека, понимаете! Сейчас всё к чему сводится? Кто-то живет ради одного человека. Но нельзя всю свою жизнь сложить на алтарь одной личности, это грех человекоугодия, в конце концов. Нельзя постоянно бросаться из крайности в крайность, нужно найти «золотую середину», «царский путь», как говорили в древности. Нельзя себя добровольно приносить в жертву только одному человеку. Это плохо, на самом деле. Мы не для того приходим в мир, чтобы отдать себя целиком и полностью одному человеку и ради него умереть. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Один мой друг говорит, что хочет жениться на женщине, которая будет любить Бога больше, чем его, но через него. Вот так он объясняет.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-semeynyie...

«Сплетня — искусство передачи трагедии другого так, как если бы она была пережита самим рассказчиком» (Р). «Следует признать, что из всех проявлений гения — у благодати самый длительный переходный возраст» (Хризия, «Женщина с Андроса». В несколько иной форме этот афоризм возникал раньше, в дневнике и рукописи Уайлдера, позднее прозвучал на страницах его четвертого романа, опубликованного в 1935 году, — «Небо — моя обитель»). «С достойным сожаления высокомерием оборачиваемся мы на минувшие цивилизации — Фивы, Ур, Вавилон, — откуда доносится до нас смутное эхо войн, жестокости, наслаждений и религиозного ужаса. Вот так же когда-нибудь и наша цивилизация донесет до людей, ею занимающихся, крики солдат, рабов, бражников и взывающих к милосердию» (Р). «Литература — оркестровка общих мест. Возрождение религии станет вопросом стиля — новые убедительные слова для униженных и оскорбленных» (Д; первая фраза появляется также в рукописи и авторском предисловии к «Ангелу, потревожившему воды»). «Воспитание. Подлинное воздействие на другого производит не сказанное либо сделанное, но сумма мыслей, накопленных за всю жизнь и сосредоточенных в глазах " (Р). В «Женщине с Андроса» этот афоризм звучит так: «Подлинное воздействие на другого производят не вспышки красноречия или счастливо найденное слово, но сумма мыслей, накопленных за всю жизнь и сосредоточенных в глазах». «Великий век театра: когда пьеса интереснее толков об актерах» (Д). Интервью — до и после публикации До… Лондонский репортер нашел прославленного автора, готовящегося к возвращению в США после долгого пребывания в Европе, в разговорчивом настроении. Вопрос был обычный: о чем ваш следующий роман, мистер Уайлдер? Далее следует сокращенный текст, в полном виде опубликованный в лондонской «Санди таймс» 20 октября 1929 года. Уайлдер был в Греции один-единственный раз, когда, сойдя с борта корабля, стоящего в Пирейском порту, совершил однодневную экскурсию по Афинам. Книга (пояснил Уайлдер) основывается на комедии Теренция «Андрианка» (то есть «жительница Андроса»), каковая, в свою очередь, выросла из двух не дошедших до нас греческих пьес, обе принадлежат Менандру — «Андрианка» и «Перинфия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1743/44 - 20.07.1792, близ Ярославля), организатор старообрядческого беспоповского согласия странников (бегунов). Ряд источников свидетельствует, что Е. род. в Переславле-Залесском, происходил из духовного звания, возможно был архиерейским певчим, имел семью. Более поздняя история страннического согласия возводит родословие Е. к крестьянам Крайневым из центра согласия - с. Сопелки Ярославской губ. Следственная комиссия гр. Стенбока установила, что Е. происходил из крестьян помещика Мотовилова из Переславского у. Владимирской губ. Е. был крещен, по-видимому, в правосл. Церкви. В 1-й рекрутский набор после 3-й ревизии (проходила в 1764-1765) он попал в солдаты, вскоре дезертировал, появился в Москве ок. 1767 г. и укрылся у московских филипповцев (см. ст. Филипповское согласие ), приняв старообрядческое крещение (возможно, с именем Евстафий) и став членом «братства» Ивана Алексеева , к-рый также был родом из Переславля-Залесского. Е. быстро приобрел авторитет в общине как знаток Свящ. Писания, искусный иконописец и каллиграф. В 1776 г. по совету Ивана Алексеева он предпринял поездку в филипповский Топозерский скит в Поморье, где 8 авг. 1777 г. принял постриг с именем Евфимий от настоятеля скита инока Андриана. Пока Е. находился в Поморье, в Москве в кон. 1776 г. начался конфликт между филипповскими общинами Ивана Алексеева и Алексея Яковлева , обусловленный разной степенью строгости в исполнении общинами дисциплинарных установлений. Весной 1777 г. Алексей Яковлев закончил работу над Стостатейником - сочинением уставного характера, которое должно было способствовать объединению. Текст устава в том же году был одобрен на большом филипповском соборе, но Иван Алексеев его не подписал. Противостояние усиливалось из-за отсутствия в согласии единого мнения о возможности для старообрядцев «записываться в раскол» (при проведении ревизии населения записываться в ревизских книгах «раскольниками» и платить двойную подать) или «укрываться за попами» (через подкуп правосл. священников получать свидетельства о принадлежности к правосл. Церкви). Настоятель Топозерского скита Андриан поддержал Алексея Яковлева, Е. оправдывал Ивана Алексеева. Перед отъездом Е. из скита между ним и Андрианом произошло столкновение, во время к-рого Андриан сорвал с головы своего постриженика камилавку, после чего Е. ее на себя надел, или, как говорили потом его противники, сам «возложил на себя иноческий чин». В кон. янв. 1778 г. Е. отправился к Ивану Алексееву с докладом об этих событиях.

http://pravenc.ru/text/187701.html

Что с тех пор произошло? Дело не в том, что люди вообще не хотят семьи, а в том, что у них повышаются претензии. Эти люди доходят до того возраста, когда уже понимают, что лучше иметь семью, чем ее не иметь, но выясняется, что круг выбора для них состоит из таких же разборчивых, как и они сами. Браки с большой разницей в возрасте встречаются не так часто, обычная разница – где-то два-три года. И этот круг выбора состоит из тех, кто очень долго выбирал, или из тех, кто прошел через неудачный брак и оказался в разводе. Ну, тут, конечно, тоже бывают разные случаи, но очень часто люди попадают в ситуацию развода из-за своих высоких претензий к супругу. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. В студии программы «Русский взгляд» – имидж-технолог Анна Андрианова. Анна, здравствуйте! Как вам кажется, зачем человеку семья? АННА АНДРИАНОВА: Знаете, я послушала, что отвечали другие гости, и мне вспомнился анекдот о том, как двое мужчин встретились на старости лет. И один говорит: «Представляешь, я всю жизнь прожил с этой стервой, чтобы перед смертью было кому водички принести. И, знаешь, что самое обидное? Пить-то совсем не хочется!» То же самое и сейчас. Яя считаю, что есть родственники по духу, а есть родственники по крови. И родственники по крови очень редко общаются между собой. Мы наблюдаем это на примерах сестер, братьев, матерей, дочерей и так далее. И если кому-то повезет встретить человека, который является именно родственной душой, то такая семья будет вечной. А если этого родства душ нет, не надо делать брака своей целью, потому что это будет просто разбитая мечта, разбитая иллюзия. Невозможно всю жизнь подстраиваться под человека, и невозможно, чтобы человек всю жизнь подстраивался под тебя. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо! В студии программы «Русский взгляд» наш следующий гость – протоиерей Виталий Головатенко. Здравствуйте, отец Виталий! ОТЕЦ ВИТАЛИЙ: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Зачем человеку нужна семья? ОТЕЦ ВИТАЛИЙ: Для полноты жизни. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Спасибо. В нашей студии – писательница Евгения Кайдалова.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-semeynyie...

После всех стул дознавателя занял чередной священник. Он, как и остальные, к пище не притронулся. Потом, обращаясь ко мне, спросил: — Скажите, вот вы, как современный представитель новообрядной церкви, как вы оцениваете событии, приведшие к церковному расколу в 17 веке? Ваше мнение, кто в этом виноват, и что вы предлагаете делать дальше? Отец Нафанаил, до того мирно беседовавший с Владимиром Алексеевичем и отцом Лаврентием встрепенулся. Он услышал вопрос, о котором мечтал во все годы своего увлечения старообрядчеством. Ведь в нашей среде эта тема, как правило, интересует немногих. И вдруг, собеседник сам, без всякого принуждения, задаёт столь вожделенный вопрос. — А, позвольте мне, уважаемый, кратенько изложить свою точку зрения, — дрожащим от радости и нетерпения голосом, проговорил батюшка. И он её изложил. Это был потрясающий монолог. Водопад из подробнейших сведений, сопровождаемый нескончаемым числом цитат и ссылок на труды церковных историков с обеих сторон, сплошной стеной низвергался на наши головы. Вечерело, батюшка закончил, мы с Владимиром Алексеевичем, не сговариваясь, дружно зааплодировали. Единственным недостатком доклада было то, что никто из слушателей так и не понял, кто же на самом деле был виноват. Поэтому после всеобщего минутного замешательства я предложил толерантный тост за дружбу, и мир во всём мире, с чем все и согласились. Я так увлёкся воспоминаниями о том блестящем выступлении отца игумена, что совершенно упустил из виду, как отец Лаврентий несколько раз выходил из-за стола, а потом, уже когда мы уезжали, сообщил, что всё это время искал возможность представить нас митрополиту Андриану. К сожалению, а это особенно понимаешь сегодня, по прошествии нескольких лет, владыка Андриан не смог нас принять. Он был болен, и в тот день его самочувствие резко ухудшилось, он вынужден был лечь, а принимать нас, лёжа в постели, ему было неудобно. Так что, он просил передать нам поклон и прислал по экземпляру церковного календаря. Через полгода, митрополит Андриан, до этого уже перенесший два инфаркта и операцию на сердце, возглавит Великорецкий крестный ход. День будет по-настоящему летним, и владыка, изнемогая от жары, решит зайти охладиться в реку. Он войдёт в воду, и уже больше из неё не выйдет. Из-за резкого перепада температур его сердце остановится. Это случится день в день, и чуть ли не минута в минуту, только с разницей в два года, после смерти дорогого мне человека. Замечательная христианская кончина, первого и самого молодого за всю историю их иерархии, старообрядческого митрополита, заявившего о необходимости налаживать отношения с внешним миром, в том числе и с нашей церковью. Первому труднее всех, отсюда, видимо, и три инфаркта за полтора года.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

…Я удивился тому, что люди, которые сейчас здесь собрались, мои однокурсники, совершенно не изменились или почти не изменились. Прошло десять лет, и, хотя я понимаю, что я сам изменился, где-то внутри, но на самом деле таких глобальных изменений мало. Знаете, есть такое Божественное качество – неизменяемость , так вот, видимо, мои однокурсники решили следовать этому Божественному качеству и проявлять в жизни такую неизменяемость. Хотя, естественно, все мы меняемся, я надеюсь, что в лучшую сторону, все мы становимся мудрее, преодолеваем какие-то сложности, трудности, проблемы. Было всем нам непросто, мне тоже первый год после окончания Академии, приходилось ездить на работу за 150 километров, в университет каждую неделю по нескольку раз. Было много трудностей, сложностей, все это нужно было внутри себя преодолевать. Но, когда ты понимаешь, ради чего это, и перед тобой есть большая цель, и цель не просто личная, а некая идея, и самая важная идея, которая может нами двигать, может нас вести ввысь, вверх, – это идея служения. Служение предполагает жертвование сиюминутными вещами, которые кажутся важными здесь и сейчас, в какую-то секунду. Но эта секунда проходит – и ты пожалел пожертвовать чем-то малым, а потерял что-то великое. Так вот идея служения, она и является таким мотором внутри нас, который позволяет преодолевать и перемалывать сложности, отсекать какие-то сиюминутные ценности. Идея служения связана со шкалой ценностей, которая внутри человека. Служение какой-то высокой идее, оно наиболее продуктивно. В конце концов все возвращается, все, чем ты жертвуешь, возвращается сторицею. Георгий Андрианов, юрист Костромской епархии, преподаватель Костромской Духовной семинарии.   Георгий Андрианов …Я перешел в Питерскую семинарию из Костромской, и для меня, конечно, такой большой город, с такой славной духовной школой, – это было незабываемое впечатление. В тот момент, когда я перевелся сюда, здесь создавались такие необыкновенные возможности для образования. И, милостью Божией, как я считаю сейчас, спустя десять лет, я сумел ими воспользоваться. Помимо того, что я еще окончил нашу славную Духовную семинарию и Академию, я еще заодно окончил юридический факультет в Санкт-Петербургском университете.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Рубрики Коллекции Неизвестная жизнь автора этикетки к «Советскому шампанскому» 10 мин., 12.09.2022 Поделиться Его творчество знакомо многим из нас с детства: ну кто не помнит шоколад «Золотой ярлык», конфеты «Вишня в шоколаде», «Садко», «Красная Шапочка»? Многие даже коллекционировали их фантики. Правда, мало кому известно, что автором их был художник Михаил Губонин. И уж совсем редки те, кто знает, что прославили его не только этикетки к шоколаду или «Советскому шампанскому», но и церковные росписи, и уникальное собрание документов о жизни Патриарха Тихона. «Писали метрами лозунги…» Миша Губонин родился летом 1907 года в селе Болшево Московского уезда. Отец его Ефим Семенович был купцом — торговал мехами. У него в роду вообще было много купцов. Чего стоит один Петр Ионович Губонин, один из основателей Бакинского нефтяного общества, успешно конкурировавшего на русском рынке с американским керосином. Но после 1917-го такое родство было уже не предметом гордости, а источником смертельной опасности. И профессию себе Миша выбрал далекую от семейных традиций — пошел учиться в Московское художественное училище, открытое в 1925 году к юбилею восстания 1905 года и названное его именем. Выдающийся советский график и модельер Вера Аралова писала о годах, проведенных там: «Наши педагоги любили нас отеческой любовью. В училище царила творческая атмосфера. Выполняли оформительские работы. Писали метрами лозунги, сами терли краски, делали подрамники. Не гнушались никакой работы. Педагоги во всем были с нами рядом». А член Академии художеств СССР Дмитрий Мочальский вспоминал: «Много было практики в области написания шрифта, создания рисунка для текстиля». Губонину эти навыки потом очень пригодились. Михаил Губонин. Фото: Архив ПСТБИ А между тем чем ближе к 1930-м годам, тем круче завинчивались идеологические гайки. Вот чем пестрели протоколы заседаний президиума художественного училища в 1929 году: «Ввиду того что [учащаяся] Пухова является дочерью бывшего фабриканта и крупного торговца, расстрелянного в Октябре, что не было указано в анкете, поданной при поступлении и заверенной жилтовариществом, и лишена избирательных прав — Пухову из числа учащихся исключить»; «Исключить Андрианова за сокрытие социального лица при поступлении в техникум — сын кулака — за участие в вылазке классового врага в техникуме, за злостные прогулы»; «Отчислить за прогулы Краснобаева — как дезертира с фронта просвещения»;«Слушали: Об антирелигиозной кампании. Работа в этой области слаба. Ячейка безбожников не работает, не втянуты преподаватели. Проведена одна лекция. Постановили: Провести ряд бесед об антирождественской кампании. Вывесить ряд лозунгов и плакатов. Провести беседу с неграмотными, сделать уголок, организовать антирелигиозный вечер с приглашением родителей».

http://foma.ru/neizvestnaja-zhizn-avtora...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Грузинской Церкви опровергли слухи о заражении Патриарха коронавирусом 01.02.2021 13:17 Версия для печати Фото: ekhokavkaza.com Тбилиси, 1 февраля. Патриарх Грузинский Илия II здоров, заявили в пресс-службе Грузинской Православной Церкви. Руководитель службы по связям с общественностью Грузинской Православной Церкви протоиерей Андриа Джагмаидзе заявил, что информация о том, что Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II инфицирован коронавирусом, не соответствует действительности, сообщает spzh.news со ссылкой на издание «Эхо Кавказа». «Сообщаем, что информация в связи с ухудшением здоровья Патриарха не соответствует действительности, он также не болен COVID», – заявил руководитель пресс-службы на странице Facebook. Напомним, что 29 января теолог и бывший священнослужитель Басил Кобахидзе распространил информацию, что Патриарх Илия II якобы заразился коронавирусом, не уточняя, откуда получил эту информацию. Также он обвинил в инфицировании патриаршего местоблюстителя митрополита Сенаки и Чхороцку Шио (Муджири). Кобахидзе заявил, что в январе Патриарх лишь дважды проводил лично службы, и что в окружении Патриарха мало кто соблюдает меры предосторожности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Был двадцатый день декабря, когда мы прибыли в царствующий град, встретивши здесь почетный прием. До этих пор дело шло хорошо; но затем сколько вдруг постигло нас напастей, ужасов и треволнени! А все от того, что многие были ошеломлены грамотой, составленной Векком и названной им энцикликой, грамотой, которую он прислал в огромном количестве списков для раздачи всем, если можно. Город разделился на два лагеря: одни готовы защищать его; по мнению же других, он сам должен защищаться в своей дерзости. Эти последние находят, что в то время, как все наслаждается глубокой тишиной, не хочет жить спокойно человек, причинивший столько зла и душам и телам, а напротив отваживается на новые дерзости, созывает судбища и судей и взывает о мщении: между тем как ему в пору было бы прятаться под землей, а не отваживаться смотреть в лицо людям. Притом, на самом-то деле не о судбище он хлопочет и не к нему взывает, а под прикрытием его очевидно пытается произвесть смуты в церкви, – ему мало горя, что она и то уж много из-за него страдала, как это всякому известно, – он пытается продлить в ней (поднятую им же самим) бурю. А что действительно он об этом помышляет, это можно видеть и из самой грамоты, им сюда присланной. Как же после этого не оказать ему справедливости – не поместить его поближе к столице, не предоставить ему свободы действий и не снабдить его лучшими материальными средствами 2 , чем какими он пользовался до сих пор! Всеконечно он сделает из всего этого такое же употребление на пользу общую, какое делал прежде. Как все это на меня действует, легко поймет всякий, кто меня знает. Что же касается беспокойств, причиняемых нечестивыми сонмищами врагов церкви, восстающих на нее с другой стороны ( τρωθεν) 3 городу, а чрез него и мне, глубоко сокрушающемуся, как и следует, об их последователях (большею частью из простонародья), то у меня нет сил писать и сообщать об этом Вашему Царскому благочестию, частью от скорби, частью за невозможностью исчислить все, совершаемые ими плутни ( πονηρευρτων).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010