Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНИД Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) († 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь ). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер. Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре . 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия , удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский , прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2)/фрагмент/. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собр. Файл 3493.jpg:   Размер: 240x1200, 0.29 MPix, 43 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (160) , (1) . Описание: [Москва. 1962-73.] Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 3494.jpg:   Размер: 567x503, 0.29 MPix, 32 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (146) , (1) . Описание: Икона " Св. Адриан Пошехонский " . Дерево, левкас, темпера, творёное и сусальное золото. 37Х30,5. Вологода (?), последняя треть XVIIIb. Раскрыта, в превосходной сохранности. В местной вологодской традиции святой почитался как покровитель рыболовного промысла. Икона представляет значительную ценность как образец высококлассного письма и произведение на редкий сюжет. Житиё святого повествует о том, как в 1540г. таинственно явившийся инок указал Адриану место новой обители на берегу речки Вотхи. Адриа[...] Файл 13593.jpg:   Размер: 663x842, 0.56 MPix, 252 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (222) , (4) . Описание: 1902, изд-во: хромолит. Е. И. Фесенко., город: Одесса, формат: 11, 8 х 14, 5, состояние: Очень хорошее. Святой христианин и подвижник Андриан, призывавший народ к православной вере, любви и миру, был убит разбойниками-безбожниками, предположительно, в XVI веке. Его мощи были найдены в 1626 году в Пошехонье, в старой церкви под полом, и с почестями перенесены в Андрианову пустынь. По преданию, во время торжественного шествия свершилось множество чудес. Приложившиеся к мощам люди горячо молились [...] Файл 28964.jpg:   Размер: 665x800, 0.53 MPix, 142 Kb. Дата: 2017-03-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (134) , (0) . Описание: Изображение святого преподобномученика Адриана Пошехонского Чудотворца. Сер. XIX в. 44х38 см. Частное собрание (Dr. Fischer Fine Art Auctions, 2014).

http://pravicon.com/icon-1067

В Пошехонье состоится концерт с участием архиерейской певческой капеллы Пошехонье, 30 июня 2005 г . Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, 2 июля, в Пошехонье по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла состоится концерт с участием архиерейской певческой капеллы и ансамбля духовенства Ярославской епархии. В исполнении отцов прозвучат патриотические и духовные песни, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. В рамках концерта будет звучать музыка русских композиторов. Недавно с большим успехом архиерейская певческая капелла выступала в Ярославле в залах Художественного музея. А теперь с подобной программой выедет в глубинку. В последнее время стало не понятным, почему в этом святом, намоленном месте, где подвизались великие подвижники Божии, такие как Андриан Пошехонский, Севастиан Сохотский, почему-то прописали водяного. Теперь Пошехонье борется за право считаться родиной этой нечисти. К нему в гости уже стали возить детей окрестных летних лагерей. «Бабе-яге и водяному возводятся монументы, организовываются праздничные гуляния в их честь, на которые активно привлекаются дети школьного и дошкольного возраста. Так, например, общение с «покровителем земли Пошехонской – водяным» включено в обязательную культурную программу всех детских лагерей этого района, а резиденция нечисти располагается прямо в районной детской библиотеке. Если возможно, при полном попустительстве властей, вовлечение детей в языческие культовые практики, то почему запрещено преподавание «Основ православной культуры», которые, в отличии от «демонического краеведения», формируют адекватное восприятие реальности. Удивительно, что вся эта сатанинская вакханалия происходит при полном забвении настоящих народных героев, уроженцев земли Ярославской – Ярослава Мудрого, Александра Невского, Сергия Радонежского, Феодора Ушакова… Никаких мероприятий администрация города и области не организовала и не проводила   в день государственного праздника «Дня славянской письменности и культуры» 24 мая» (из письма клириков Ярославской епархии). 30 июня 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13941.html

Святцы Друж. 131 послужили оригиналом для более поздней копии. Большинство добавлений, внесенных в виде маргиналий в Друж. 131, были учтены в списке, сделанном с Друж. 131, – БАН, Дружинин 130 (за некоторым исключением, вызванным, возможно, тем, что отдельные добавления переписчик новой рукописи не смог прочесть). Друж. 130 – рукопись такого же формата, как и Друж. 131, судя по штемпелю бумаги, датируемому серединой 1840-х гг. 255 , копия была создана спустя несколько десятилетий, при этом в очень тяжелое для выговцев время. Несмотря на это, она буквально следовала оригиналу, в частности, было сохранено оформление и пасхальные данные с 1788 г. (что в очередной раз служит свидетельством не слишком большой надежности датировки по пасхалии). Какие же источники использовал Ф.П. Бабушкин для редактирования святцев? Это и печатные издания, и рукописи. Следует, впрочем, указать, что наиболее полные дониконовские издания святцев (1646 и 1648 гг.), не включали многие памяти местночтимых святых, вошедшие в святцы Бабушкина. Поэтому, скорее всего, источником служили рукописные святцы, иконописные подлинники и перечни, подобные «Книге глаголемой описание о российских святых». Вероятно, в случаях, когда даты преставления в источнике отсутствовали, имя его могло быть помещено в день памяти соименного святого. Осмелюсь также предположить, что сведения могли заимствоваться и из изданий господствующей церкви. В отдельных случаях в Друж. 131 внесены и сведения о недавних событиях, например (л. 110 об.), имеется указание на перенесение мощей новгородского архиепископа Феоктиста в Юрьеве монастыре в 1786 г. Сведения, помещаемые в святцы, по всей видимости, не проверялись. Точность указаний, таким образом, была не слишком высокой. Напластование сведений из разных источников приводило к дублированию сведений об одном и том же святом: так, под 22 апреля в святцах Друж. 131 указана память Георгие юродивого, «иже на Ваге», а под 23 апреля он же поминается как Георгий Шенкурский. Память Вассиана из Ястребской пустыни приписана под 10 октября в Друж. 736 (л. 14), в Друж. 131 вставлена в основной текст (л. 35), при этом в обеих рукописях эта память приписана почерком Бабушкина и под 2 сентября. Вставка в Друж. 131 под 1 сентября – празднование Богоматери Азуровской 6364 г. – в Друж. 736 помещено под 1 октября. Кроме того, переписчик Друж. 131 был небрежен: помимо указания под 3 октября имени Дионисия на Вяти (вместо: на Ояти), под 26 августа он дважды указал память Андриана Пошехонского, причем второй раз обозначил его как «Андре- яна в Пошелонии».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Русское простолюдье от умиленной любви к святой Параскеве, от природной тяги к побывальщине сложило изрядно удивительных, назидательных легенд, связанных с мученицей, святой целомудренностью своей восхитившей крестьянок. Согласно причудливой легенде, деревенская дева шла в пустынный скит, дабы обрести ангельский чин, но по дороге на деву напал сладострастник, чтобы принудить ко греху. Но коль Параскева люто противилась, то насильник убил ее и закопал в землю; долго ли, коротко ли, а из колен убиеннной выросли три липы, прозванные Исколена. В «Русском месяцеслове», что составил автор сего очерка, о святой так говорится: «Жители ближней деревни стали почитать их, срубили возле лип часовенку, где установили образ святой Параскевы- Пятницы. По народным преданиям выходило, что вроде это и была сама мученица Параскева. Три липы, прозванные Исколена, стали народной святыней. (...) В народном почитании святой Параскевы-Пятницы мы слышим некоторые отзвуки языческого природоодухотворения, как и вольное легендарное толкование реального образа святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, - в этом выразилось печальное и грешное, причудливое переплетение истинной веры в Бога с многочисленными суевериями, вынесенными из славянского язычества и не изжитыми за много веков после святого крещения.(...) К мифической Исколене ...к деревам, сросшимся или раздвоенным, расстроенным... приходили деревенские девицы и с молитвой просили духовных сил на целомудрие, просили и прощения за уже совершенный грех. Через такие диковинные дерева, посвященные святой Параскеве, прозываемые в народе еще и разлуками, проносили детей, прося святую Пятницу об исцелении чад. «Бысть некогда в пошехонском пределе, при реках Ияре и Уломе, церковь св. пророка Илии, и тамо ростяще древо, зовомое рябиною. Прихождаху же священницы из близлежащих весей и приносяху образ святой Параскевы, нареченной Пятницы, молебные пения совершающе. Людие же для получения здравия сквозь оное дерево пронимаху дети своя, иные же, совершенного возраста и сами пролазаху и получаху исцеления». Из жития Андриана Пошехонского, чудотворца (1550)

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Тихона с подтвержд. в пользу их прежних грам., из коих в той грам. упоминаются таковые же, последовавшие в 1506, 1625 год.; 3) Выпись 1670 г. из писцовых книг письма и межевания Жадовского, учиненного владениям в Галиц. оз. Новозаозерского мон. и Галиц. посадских; 4) Грам. 1681 г. в Галич воев. Кондыреву, последовав. по жалобе Новозаозерского Аврамиева мон. архим. Иосифа на Галиц. рыболовов; 5) грам. 1689 г. в Галич стольн. и воев. Кобякову, последовав. по жалобе Новозаозер. Аврамиева мон. архим. Тарасия о мене землею с Кирил. Скудиным); “Костром. губ. в.», 1854 г., 2 (жнзнеопис. Авраамия); Ключевский, “Жит. свят.», 196, 276; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 196, Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 201, 375 (преп. Авраамий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 868, 14; “Архив ист. и практич. свед. относящ. до России», 1860 – 61 г., кн. III, Отд. 3, 35 (Корнилов, “От Костр. до Соль-Галича»); “Акты Археогр. Эксп.», IV, 86 (Патриарш. гр. 1655 г. о высылке лошад. в Моск.); “Дополн. в Акт. истор.», X, 64 (Дело 1683 г. о назначении воеводы; стр. 221, на челобитн. подписался архим. Иосиф); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 19); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 653 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел 224 крест. дворов). 600. Адрианов – Успенский, или Андрианова – Бельская пустынь, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Ярославской губ., Пошехонского у., в 5 вер. к юго-вост. от Пошехонья по дороге в Данилов, при рч. Ветхе. Основан в 1543 г. преп. Адрианом и старцем Леонидом; из них Леонид скончался в 1550 г., а Адриан был вскоре убит разбойниками и положен в Рябининой пустыни, и только в 1627 г. св. мощи его перенесены в нынешний монастырь, где они почивают открыто в Успенском соборе, построенном после пожара в 1717 г. В этом же храме находится чудотв. икона Успения Богородицы. В актах он писался Успения Пречистой Богородицы Андреянова пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2089 Утверждают некоторые, будто совершение у нас обыска или дознания о чудесах по мере течения времени все более и более осложнялось и будто, наконец, оно превратилось у нас в продолжительное, сложное и иногда мелочное следствие, носящее на себе все следы канцелярских формальностей. Но все это есть один из совершеннейших вздоров, принадлежащих некоторым. На самом деле никакого осложнения в совершении обыска у нас не происходило и он оставался у нас одним и тем же с древнего и до позднейшего времени, как остается все тем же и в настоящее время (создают осложнение отчасти, вероятно, на основании того общего положения, что все-де в истории с течением времени осложняется, а отчасти, может быть, потому, что читали действительно об очень сложном обыске в католической Церкви, и если бы в подтверждение слов: «мелочное следствие, носящее на себе все следы канцелярских формальностей», потребовать положительных свидетельств, то люди, видящие соние, оказались бы истинно в плачевном положении. 2090 Разумеем распоряжения Новгородского архиепископа Феодосия о праздновании перенесения мощей Иакова Боровицкого, – выше стр. 97, и распоряжение патр. Филарета о погребении в монастыре тела Андриана Пошехонского, – выше стр. 229. – Подаяние милостыни нищим и их кормление на всяких празднествах составляло древний наш обычаи, см. моей Истории Русской Церкви I, 2:750 sub. fin. Что касается в частности до подаяния милостыни нищим и до их кормления на праздниках, о которых говорим, то монах Иаков и преп. Нестор свидетельствуют, что вел. кн. Ярослав то и другое сделал на празднике установления памяти Бориса и Глеба; последний пишет: «створи же христолюбец (князь) пир велик в праздник святою не токмо боляром, нъ (но) и всем людем, паче же нищим и всем вдовицам и всем убогим, повеле же и от имения своего даяти им». Что на особые церковные празднества бывали у нас огромные стечения народа еще в самое древнее время, об этом сообщается нам монахом Иаковом или его дополнителем, в рассказе об освящении в 1115-м году каменной церкви, посвященной Борису и Глебу, в Вышгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дата основания: 1314 Статус: действующий Адрес: г. Ярославль, пос. Толга, Толгский монастырь Телефон: (4852) 38-55-65 Сайт: http://montolga.ru/ Основан в 1314 еп. Ростовским Прохором на месте обретения иконы Богоматери как мужской монастырь. Приобрел известность благодаря чудотворной Толгской иконе Божией Матери. Каменные стены с башнями и большинство келейных корпусов выстроены в кон. XVII в. попечением игум. Гордиана. В XVII-XIX вв. один из самых известных и посещаемых монастырей губернии, с одним из самых престижных некрополей. Закрыт окончательно в 1928, строения отданы под жилье. С 1936 занят детской колонией. Вновь открыт в 1987 как женский - первый женский монастырь, вновь открытый в СССР. В настоящее время один из крупнейших женских монастырей страны. Подробнее... Остальные районы [ править править код ] Адрианов Пошехонский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1543 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода Телефон: (08546) 2–19–02 Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). Подробнее... Вауловский женский скит Успения Пресвятой Богородицы (Ваулово) [ править править код ] Дата основания: 1903 Статус: действующий Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, п/о Столбищи, ц/у Ваулово, ул.Монастырская, д.2

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком – Брике, 8627 (1491– 1500 гг.); Литера В – Брике, 8015 (1505 г.); Перекрещенные полосы – Брике, 5719 (1489–1502 гг.). Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставление Петра митрополита всея Руси. А се ему чтение, творение Прохора епископа Ростовьскаго». Присутствовавшим на Переяславском соборе отмечен «князь великий» Дмитрий, кончина Петра отнесена к 21 декабря. После Жития помещено «Поучение Петра митрополита, егда препре Тферскаго владыку Андрея в сборе». 3) Ярославский музей-заповедник, 15522 (л. 430 об. – 434 об.) – нач. XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом с цветком, обвитым змеей, – Лихачев, 1350 (1508 г.); Тиара (несколько вариантов): Лауцявичюс, 1591 (1506–1509 гг.); Пиккар, XII, 36 (1506–1507 гг.); Пиккар, XII, 42 (1499–1517 гг.); Пиккар, XII, 44 (1481–1507 гг.). Рукопись происходит из библиотеки Спасо-Ярославского монастыря. Заголовок: «Месяца декабря в 21 день. Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье Прохора епископа Ростовъскаго». Среди членов Переяславского собора назван «князь великий» Дмитрий, кончина Петра датирована 21 декабря. На л. 434 об. – 436 помещено «Поучение Петра митрополита, [егда] препре Тферьскаго владыку Андриа в зборе». 4) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 752 (л. 338 об. – 342 об.) – 1– й четверти XVI в. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией – Лауцявичюс, 2131 (1514–1520 гг.). Сборник происходит из ярославской посадской церкви Похвалы Богородицы и вложен туда в 1613 г. торговыми людьми Лыткиными. Заголовок: «Преставленье Петра митрополита всея Руси. А се ему чтенье Прохора епископа Ростовъскаго». Участником Переяславского собора назван «князь великий» Дмитрий, кончина Петра датирована 21 декабря. После Жития следует «Поучение Петра митрополита» (л. 342 об. – 344 об.). Список чрезвычайно близок к ЯМЗ, 15522, оба имеют даже общие описки и ошибки; но один пример все же свидетельствует о вторичности Архивского списка: чтение «Волыньскую» ЯМЗ, 15522 ошибочно передает как «Воленьскую», а Арх., 752 переиначивает во «вселеньскую». Поэтому можно считать, что список Арх., 752 восходит к ЯМЗ, 15522.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме внешнего давления на ГПЦ в самом грузинском епископате существует заражённая русофобией оппозиция католикосу-патриарху Илии Второму. Так, ещё в июне 2018 года, когда в Стамбуле только рассматривали челобитную от «козацького роду», один из членов грузинского синода выступил с «частным богословским мнением»: « Украина должна иметь независимую церковь, она не должна упоминать в молитвах первого иерарха страны-агрессора». Сказано это было после заседания грузинского синода, на котором патр. Илия « выразил глубокое недовольство украинским вопросом »: «Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признает законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия». В октябре 2018 года патриархия ГПЦ вынуждена была опровергнуть победные реляции сайта ВРУ (Верховной рады Украины) о визите спикера Парубия к католикосу-патриарху по поводу «поддержки пути украинского православия к автокефалии». В начале 2019 года, вскоре после того, как Варфоломей вручил «томос» украинскому Епифану, патриархия Грузии констатировала , что это «породило в православном мире разногласия в светских и богословских кругах». Посему, как сообщил глава пресс-службы патриархии прот. Андриа Джагмаидзе, «вопрос предоставления автокефалии новой церкви изучается членами Священного Синода, и решение будет принято исключительно на основании канонов». При этом он почеркнул, что в вопросе признания СЦУ Грузинская патриархия считает недопустимым давление на нее со стороны «некоторых отечественных политиков и неправительственных организаций»: «Сегодня продолжается усиленное давление на нашу Церковь и священнослужителей под призывом, что якобы тот, кто не поддерживает новую церковную структуру в Украине, имеет пророссийские настроения. Между тем вопрос требует тщательного рассмотрения, так как и в греческой, и в славянских Церквах нет однозначного отношения к нему». Как следствие, даже президент Грузии Зурабишвили сообщила , что не станет поздравлять украинцев с их «церковной автокефалией»: «Если наш патриархат опасается каких-то последствий, я не имею права ухудшать ситуацию».

http://ruskline.ru/opp/2021/06/19/vyderz...

  001     002    003