У преподобного Феодора Студита (п. 2 тр. 4) У инока Сергия (Шелонина) (п. 5 тр. 4) …хвала Герасиму, емуже поработа звьрь, повинуяся ему добродьтелнаго ради совершения… …хвала Павлу, емуже поработа звьрь, повинуяся ему добродьтелнаго ради совершения… Последние три песни своего “Канона” соловецкий писатель посвятил другим чинам святости: юродивым (п. 6, тр. 5), благоверным князьям (песнь 7), святителям (песнь 8 и п. 9, тр. 2) и священномученикам (п. 9, тр. 3–5). Для прославления русских юродивых он составил оригинальный тропарь (п. 6, тр. 5), которому не находится соответствия в “Каноне” преподобного Феодора. В нем он “собрал” всех известных представителей этого лика святых, внесенных в святцы в XVI — первой пол. XVII вв.: Василия Блаженного, Максима Московского, Прокопия и Иоанна Устюжских, Исидора Твердислова, Николу Кочанова. Седьмую песнь “Канона” инок Сергий посвятил чину благоверных русских князей, который представлен в “Каноне” именами равноапостольных просветителей Русской земли Владимира и Ольги (тр. 2); страстотерпцев Бориса и Глеба (тр. 3); князей-мучеников: Михаила Тверского, Михаила Черниговского (с боярином Федором), владимирского князя Георгия Всеволодовича и Василька Ростовского (тр. 4); удельных князей: Константина Муромского, Петра царевича Ордынского, Всеволода-Гавриила и Довмонта Псковских (тр. 6). Особое внимание в этой песни заслуживает оригинальный 5-й тропарь, посвященный великим князьям Андрею Боголюбскому и Василию III. В богослужебных книгах XVII в. не сохранилось никаких сведений о церковном почитании великих князей Андрея Боголюбского или Василия III 17 . Основным источником сведений о них для соловецкого писателя, избравшего их для включения в “Канон”, по-видимому, послужила “Степенная книга” 18 . Вся 8-я песнь “Канона” посвящена “пастырям и мудрым учителям, святителям Христовы Церкви”. В начальных тропарях этой песни инок Сергий прославляет трех русских святителей — Петра, Алексия и Иону (тр. 2), а с ними — святых писателей, отцов Русской Церкви: митрополитов Фотия и Киприана, игумена Иосифа Волоцкого и преподобного Максима Грека, а также архиепископа Солунского Григория Паламу. (Во включении святителя Григория Паламы в состав собора русских святых проявилось особое почитание его иноком Сергием, который даже организовал в соловецком скриптории переписку его сочинений на свои личные средства) 19 .

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Возможно, в “Каноне” инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к патриарху Иосифу, была выражена некоторая “канонизаторская программа”, связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей 32 . В качестве основного источника сведений о них автор использовал “Степенную книгу”. Благодаря “Степенной” в 7-ю песнь его “Канона” были включены имена великих князей Андрея Боголюбского, Даниила Московского, Георгия Всеволодовича и Василька Ростовского, Василия III и некоторых других. Знаменательно, что еще при жизни патриарха Иосифа “канонизаторская программа”, отраженная в “Каноне” инока Сергия, кажется, даже начала осуществляться. В 1652 г. по благословению патриарха Иосифа в Успенский собор Московского Кремля были перенесены мощи трех святителей-исповедников, упомянутых в 9-й песни “Кано­на”: патриарха Иова — из Старицы, патриарха Гермогена — из Чудова монастыря и митрополита Филиппа — из Соловецкого монастыря. Однако сам патриарх Иосиф вскоре после перенесения мощей святителя Иова скончался, не успев причислить ни его, ни патриарха Гермогена к лику святых. Возможно, продлись деятельность Иосифа несколько дольше, были бы прославлены и некоторые другие угодники, упомянутые в “Каноне всем русским святым” 33 . В заключение приведем полный список имен святых, прославленных в “Каноне” инока Сергия (Шелонина): Песнь 1 (посвящена Киево-печерским святым). Песнь 3. Песнь 4. Песнь 5. Песнь 6. 2. Сергий Радонежский. 3–4. Соловецкие святые: Зосима и Савватий, Василий и Исайя; Иоанн-свещеносец, Даниил, Герасим, Досифей. 5. Юродивые: Василий Блаженный, Максим Московский, Прокопий и Иоанн Устюжские, Исидор Твердислов, Никола Кочанов. Песнь 7 (посвящена благоверным князьям). Песнь 8 (посвящена святителям). Песнь 9. 2. Святители Ростовские: Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и Феодор. 4. Священномученики: митрополит Филипп II, патриарх Гермоген, новгородские богоносные отцы. 5. Святители-исповедники: митрополиты Феогност и Спиридон, патриарх Иов, архиепископ Серапион Новгородский, епископ Василий Рязанский, епископ Григорий (?).

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Некрасов, М.К. История возникновения биосада на Соловках//Соловецкие острова. 1925 2/3. С. 171–174. Поляков, Гр. Окольцовывание птиц и опыты его на Соловках//Соловецкие острова. 1930. 2/3. С. 65–70. Простосердов, H.H. Соловецкая химическая лаборатория на службе краеведения//Соловецкие острова. 1926. 4. С. 130–134. Соловецкая биологическая станция/Краевед//Новые Соловки. 1926. 31 окт. Хеладзе, И. Краткий очерк геологического строения Соловецких островов//Материалы CO АОК. 2-е изд. Соловки, 1927. Вып. 1. С. 154–159 : ил. Хроника естественно-научной деятельности Соловецкого отделения АКО//Соловецкие острова. 1926. 5/6. С. 167–170. Чуднов, К. Краткий обзор фауны Соловецких островов : из предварит. отчета//Соловецкие острова. 1925. 4/5. С. 15–18. Историко-архивные исследования [Приклонский, A.]. Архивная деятельность СОАОК: архив б[ывшего] Пертоминского монастыря//Соловецкие острова. 1925. 4/5. С. 24. Виноградов, H.H. Соловецкие лабиринты//Новые Соловки. 1926. 5 сент. Виноградов, H.H. Сказка Севера: [ церковь Андрея Первозванного на Заяцком о-ве]//Новые Соловки. 1926. 26 сент. Виноградов, H.H. Доисторическая археология на Соловках//Человек. 1928. 1. С. 98. Иванов, А. Соловецкий мятеж (1637–1676)//Новые Соловки. 1926. 3 янв. Иванов, А. Преображенский музейный заповедник//Новые Соловки. 1926. 31 янв. Иванов, А. Декабристы в Соловецкой тюрьме//Новые Соловки. 1926. 27 июня. Иванов,А. Древности Поморья//Новые Соловки. 1926.14 нояб. Содерж.: Лопарский замок; Сумский посад. Хроника историко-археологической работы Соловецкого отделения АКО//Соловецкие острова. 1926. 5/6. С. 180–186. Соловецкие памятники : описания A.A. Евневича и П.К. Казаринова, 1934 г./публ.: A. Куратов//Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики : сб. науч. тр. M., С. 301–323. Криминологический кабинет Глубоковский, Б. Криминология в Соловках//Новые Соловки. 1926. 3 окт. Первое собрание криминологической секции//Новые Соловки. 1926. 31 окт. Криминологическая работа на Соловках: 926г. Начала работать Криминологическая секция СОК]/Б. Г-ский//Карело-Мурманский край. 1927. 4. С. 37–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья. Митрополит Филипп Колычев, вышивка В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии. Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате! Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь. Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.

http://sever.foma.ru/soloveckij-monastyr...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . -Выставка паломнических реликвий в Музее им. Андрея Рублева. Рассказывает куратор Жанна Белик. Ведущая передачи Елена Смирнова 18.08.2020 22:00 Елена Александровна Смирнова В Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Паломнические peлukbuu XVI – начала ХХ века. Святая Земля, Афон, Россия». Приглашаем на аудиоэкскурсию по этой знаковой для настоящего времени экспозиции. Ее ведет куратор, кандидат искусствоведческих наук Жанна Белик. Паломничество русских людей на Святую Землю началось уже b XI beke, а в первой noлobuhe XIX beka оно приобрело многолюдный характер. Паломники, или, по старинному выражению, поклонники не только с сердечным покаянием и верою молились на  местах, связанных с жизнью Спасителя, Божией Матери и апостолов и других святых, но старались привезти оттуда священные и памятные для них реликвии. Конечно, то же происходило и на Афоне, и в России, и в других местах. Все это, как и семейные предания о богомолье, хранилось и передавалось из поколение в поколение… На выставке представлены уникальные иконы местных изводов, изделия с христианскими живописными сюжетами, а также тончайшей резьбы - из вечного дерева кипариса, из оливы, драгоценного перламутра и из самых неожиданных материалов, характерных для той или иной местности. Росписи по камню из Иордана и... по черепу рыб Галилейского моря! Вспомним, что апостолы — рыбаки... В разделе, посвященном России, можно увидеть реликвии и святыни, привезенные паломниками из Киево-Печерской лавры, Троице-Сергиевой, Соловецкого монастыря, Серафимо-Дивеевского и Саровского и представляющие собой настоящие шедевры монастырских рукоделий... Посетитель выставки откроет целый духовный мир, выраженный в дивных достопамятностях русского богомолья. И поймет, что нам еще многому надо учиться у благочестивых предков. - Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/08/18/22-0...

744 Хранившийся в Соловецком монастыре до 1923 г., а затем переданный в Русский музей покров с изображением митрополита Филиппа (ГРМ, шт. ДРТ-308), который Л. Д. Лихачева считает вышедшим в 1590-х гг. из мастерской Ирины Годуновой (см.: Лихачева 1980. С. 52–53), мы относим к началу 50-х гг. XVII в. (см.: Маясова 2003. С. 82–84). 745 Митрополит Филипп – в миру Федор Степанович Колычев, происходил из знатного боярского рода, служил при дворе Елены Глинской, прославился воинской храбростью, любил «книжное учение». Постригся в 1537 г., по-видимому, в связи с раскрытием заговора князя Андрея Старинного, в котором участвовали многие его родичи. Был сначала монахом, а с 1545 г. – игуменом Соловецкого монастыря, где завел обширное хозяйство, открыл разные промыслы, провел дороги и каналы, начал каменное строительство, учредил твердый монашеский устав. В 1550–1551 гг. вызывался в Москву для «государственных дел», пользовался уважением Ивана Грозного, в 1566 г. был избран московским митрополитом, но за выступления против опричнины в конце 1568 г. лишен сана и после недолгого содержания в Богоявленском и Никольском монастырях отослан в тверской Огрочь монастырь. 23 декабря 1569 г., во время ливонского похода, ближайший к царю опричник Малюта Скуратов, отделившийся с небольшим отрядом от войска, прискакал в Отрочь монастырь и задушил опального митрополита, похоронив его за алтарем монастырской Троицкой церкви. В 1591 г., по просьбе соловецкого игумена Иакова, останки Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь и похоронены под папертью придела Зосимы и Савватия Преображенского собора, где началось его местное почитание. В 1646 г. происходит открытие его мощен, перенесенных в собор. В 1652 г. по постановлению церковного собора новгородский митрополит (вскоре – патриарх) Никон едет на Соловки за мощами Филиппа с грамотой от царя, в которой тот просит Филиппа «разреши согрешение прадеда нашего». Мощи были привезены в Москву и положены в серебряную раку у иконостаса кремлевского Успенского собор.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

895 л. 258. Процитованное здесь место с именем И. Никейского заимствовано на самом деле из обличительного слова на Армян Исаака Католикоса Армянского, где действительно есть место, вполне соответствующее сделанной м. Даниилом выдержке. Migne. Patr. curs. compl. ser. graec. t. CXXXII, Jsaaci, Armeniae Katholici oratio 1 contra Armenio, cap. XI: περ τς συξεξεως τν σταυρν τν Αρμενων. p. 1187–1188. 896 л. 262–263. Свидетельство св. Нила взято Даниилом в ero целом виде из второго слова Никона Черногорца, сочинение Никона, половина I, 18–19. 897 л. 247–248, Известно несколько списков, похвального слова св. Константину и Елене Евфимия Терновского: в рукописях Импер. Публ. Библ. Q. 1. 209, л. 78–140 из собран. гр. Толст. отд. II, 232 XV–XVI в., в двух рукописях. Москов. Публ. Музея из собран. Ундотьского. 256–XVI в. 615–XVII в. Один список находится в рукописи Соловецкой библ., один упомянут в описании Сербской Хиландарской Лввры. Слово написано Евфимием Терновским по желанию Болгарского царя Иоанна Шишмана. Подр. Обзор хронографов русской редакции Андрея Попова, выпуск второй, Москва. 1869 г. 28–30. Описание Рукоп. Соловецкой библиотеки. Приложение к Православному Собеседнику за 1877–1879 г. стр. 186–189. Похвальное слово Евфимия Тернавского не издано в печати. 898 л, 248–249. Это сказание заимствовано Даниилом из жития св. священномучеников Василия и Ефрема. Это же самое сказание находится и в Просветителе, только здесь оно помещено без указания места своего заимствования и по другой, несколько отличной от Данииловской редакции Просветитель, слово 13, 546. Здесь Иосиф, передавая сказание, говорит от себя и не дает понять, что он делает это на основании того или другого источника. 899 л. 248–249. Похвальное слово великому князю Владимиру, как известно, принадлежит Иллариону, митрополиту Киевскому и напечатано в прибавл. к Творен. св. Отц. в русском переводе, 1844 г. См. также Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава. Москва. 1844, 40. 900 л. 263–264. Цитата взята из Кормчей, где глава, из которой автором сделано заимствование, носят следующее название: «изложение, рекше воспоминание бывшего церковного соединения при Константине и Романе, овому убо царствующу, овому же тогда цареву отцу саном почтену сущу». См. старопечатную Кормчую Московского издания 1653 г. л. 568–570. Здесь в точности воспроизводится цитата м. Даниилаз. Об истор. происхождения настоящего Канон. памятника см. у Горчакова, о тайне супружества, С.П.-Б. 1880. 186–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В разных старообрядческих сборниках нового письма встречаются «заповеди о воде св. Богоявлений», по которым святость этой воды ставится выше святости тела и крови Спасителя. Г. Щапов («Русский раскол старообрядства», стр. 448) говорит, что это встречается в сборниках XVII и даже XVI столетия Соловецкой библиотеки, находящейся теперь в казанской духовной академии. Желательно было бы, чтобы ученые, знакомые с археографией, удостоверили, действительно ли сборники, упоминаемые г. Щаповым, относятся к XVI даже столетию. «Дело об отыскании беглого попа Костромской епархии, Андрея Афанасьева» 1849 г., в архиве нижегородского губернского правления. Об этом производились лет 20 и 30 тому назад дела в Семеновском и Балахнинском уездах Нижегородской губернии; но формальными следствиями продажа доказана не была. Слухи о подобной продаже были и в Костромской и во Владимирской губерниях. В 1778 году в Вольске (тогда еще селение Малыково) был взят проживавший в Средненикольском Иргизском монастыре беглый Тимофей Тимофеевич, который при допросе показал, что он, разъезжая по старообрядческим селениям, исповедывал больных и, за неимением запасных даров, приобщал сушеным калачом. Иеросхимонаха Иоанна «Дух мудрования некоторых раскольничьих толков», стр. 89. Письмо Ивана Петровича Фомина к Мухину: «буду приобщаться тела и крови Христовой, а не калачом, как у нас бывало». Книга, составленная у старообрядцев и несколько раз напечатанная в Супрасле (1778, другое издание без года с приложением «Соловецкой челобитной»), в Клинцах, а также и в секретных типографиях, возникших у старообрядцев по закрытии Клинцовской и Махновской (в местечке Янове) гласных типографий. Впрочем, одна из так называемых секретных раскольнических типографий, безпоповца Михеева, существовала довольно гласно в Московской части города С.-Петербурга до апреля 1857 года («Собрание постановлений по части раскола». Спб. 1858, стр. 660). В ней старообрядческие книги печатались без означения года и места печатания. При скитском покаянии обыкновенно помещается: «Чин, како подобает самому себе приобщити… св. таин».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Свято-Андреевская пустынь также находится на Большом Заяцком острове. В середине XVI века стараниями святого игумена Филиппа на Большом Заяцком острове было устроена валунная гавань для приезжающих в Соловецкий монастырь. Здесь появились жилые и хозяйственные постройки. В первые годы «Соловецкого сидения» на островах располагались государевы стрельцы, присланные на усмирение мятежных монахов. В 1691 году при настоятеле монастыря архимандрите Фирсе на остров была перенесена деревянная часовня, построенная стрельцами вблизи монастыря в 1672—1676 гг. во время «соловецкого сидения». В августе 1702 г. на Соловки с эскадрой из 13 боевых кораблей прибыл император Петр Великий. Десять дней царская флотилия стояла у Заяцких островов. В это второе посещение монастыря Петром I, часовня была перестроена в церковь и освящена во имя святого апостола Андрея Первозванного – покровителя Российского флота. Примечательно, что «Андреем Первозванным» был наречен и корабль - первенец русских военно-морских сил, построенный в 1701 г. в Архангельске. А в следующем, 1702 г. Петр начинает строительство «государевой дороги» - бревенчатого тракта длиной в 160 верст, шедшего от Нюхчи через Пулозеро, Выгозеро, реку Выг на Повенец для перевода кораблей по суше в Балтику. Таким образом, небольшая одноярусная церковь, затерявшаяся среди студеных вод Белого моря, былинного Гандвика, связана, как и большинство ее собратьев, с выдающимися событиями в жизни России. В церкви установили трехъярусный иконостас с резными позолоченными царскими вратами. На стенах церкви находились иконы. Среди них выделялась замечательная икона с крупным изображением обители. Все монастырские здания на ней были представлены так, как они выглядели в конце XVII века, до перестроек и искажений. Справа от иконостаса, у южной стены стоял четырехметровый крест 1691 г., богато орнаментированный резьбой, украшенный золотом, серебром и росписью по темно-синему фону. В XVIII в. в Свято-Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в обитель судов, чтоб «не привезли чего недозволенного». В XIX в. на острове подвизались несколько монахов, которые вели отшельнический образ жизни. В 1854—1855 гг., во время Крымской войны, на Заяцкие острова неоднократно высаживались англичане с военных судов. В июне 1855 г. к Большому Заяцкому острову подходили английские суда. Получив отказ от настоятеля монастыря в снабжении их провиантом, англичане разграбили церковь и перестреляли пасшихся на острове овец. На западной стене церкви за правым клиросом была помещена памятная доска с надписью, которая повествовала о том, как пустынь подверглась нападению, и храм был разграблен англичанами. В 1916 г. пустынь получила устав скита.

http://sobory.ru/article/?object=03582

В Соловецком монастыре отметили 20-летие возрождения приходской жизни 14 декабря 2009 г. 12:02 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного , состоялась встреча наместника Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) с прихожанами. Встреча была посвящена 20-летию создания православной общины на Соловках. 14 апреля 1989 года Совет по делам религий Совмина СССР принял решение «зарегистрировать религиозное общество Русской Православной Церкви в поселке Соловецком». На встречу, которая проходила в Трапезной палате монастыря, собралось более 60 жителей поселка. Среди них были и те, чьими усилиями создавалась община, — члены «двадцатки». Они вспоминали первые богослужения, архиерейские визиты, первых паломников. «Много трудностей пришлось преодолеть, — говорили они, — и приходская жизнь была тогда по духу во многом схожа с жизнью первохристианских общин». О неоценимой помощи прихожан в возрождении обители рассказали насельники обители игумен Герман и игумен Зосима — первые священники Соловецкого прихода, а затем возобновленного в 1992 году монастыря. Члены общины помогали обустраивать монастырские храмы и жилые помещения, налаживали быт первых его насельников. Помощь братии оказывали многие соловчане, и не только прихожане. Священники вспоминали, как настороженно, а порой и враждебно поначалу принимали их в поселке, и как постепенно менялось это отношение. Присутствующим был представлен фильм об основных событиях современной истории обители. В конце встречи архимандрит Порфирий ответил на вопросы соловчан — начиная с толкований малопонятных мест из Священного Писания и заканчивая насущными проблемами поселка. Был задан и волнующий в настоящее время многих вопрос о том, не планируется ли переселение мирян с острова. Архимандрит Порфирий заверил, что этого не произойдет. Труд жителей поселка будет востребован, и к работам, прежде всего реставрационным, планируется привлекать в первую очередь местных жителей, подчеркнул наместник монастыря. Он также отметил, что такое общение близких по духу людей очень важно и предложил сделать подобные воскресные встречи регулярными. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/964155.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010