После возрождения Соловецкого монастыря подворье строится на новом месте. Администрацией города был передан обветшалый корпус довоенной постройки (бывший клуб воинской части). С 1992 года трудами иеродиакона Иринарха (†1994) было положено начало новой жизни Кемского подворья. 8 декабря 1993 года благословением Святейшего Патриарха учреждено подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в карельском городе Кеми. Настоятелем подворья был назначен иеромонах Антоний (Плясов). Началось сооружение деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Стали проводиться богослужения. Первая Божественная Литургия в храме была совершена в День Святой Троицы 15 июня 1997 года. 24 января 2001 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем Соловецкого подворья в городе Кеми назначен иеромонах (ныне игумен) Симеон (Хисамутдинов). К осени 2002 года строительство храма Живоначальной Троицы было в основном завершено. Сейчас на подворье постоянно находятся двое монахов, послушники и несколько трудников. Проводится благоустройство гостиничной части корпуса (подворье может принять на ночлег до 120 человек единовременно). Насельники подворья несут нелёгкое послушание, обеспечивая приют паломникам и организовывая переправу на Большой Соловецкий остров. В 2009 году настоятель подворья игумен Симеон стал исполняющим обязанности скитоначальника скита Святого Апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове. Весной 2012 года игумен Симеон стал настоятелем Успенского собора в Кеми – одного из древнейших северных соборов, который в настоящее время гибнет без реставрации. Деятельность подворья [ править править код ] Подворье обеспечивает приют паломникам и организовывает переправу на остров. Через Кемский порт проходит основной грузопоток. Задачей подворья также является организация снабжения Соловецкого монастыря. Святые [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочестровск, ул. Портовая, 8

http://azbyka.ru/palomnik/Кемское_подвор...

Бухта Благополучия, залив в южной части Большого Соловецкого острова, на берегу которого стоят основные монастырские строения. Гельсингфорс, шведское название г. Хельсинки Германовская часовня (1854 г.) построена на месте поселения прп. Германа, в двух километрах от Соловецкого монастыря. Грумант [Грумонт], устаревшее название архипелага Шпицберген. Железная дорога (узкоколейка), сеть железнодорожных путей сообщения, была построена на Большом Соловецком острове в лагерный период, для перевозки грузов и заключенных. Первоначально, в 1923 г., появилась рельсовая узкоколейная колея, протяженностью 4,5 версты, для ручной подачи вагонеток, спустя год, на ней начали использовать паровозы. В 1924 – 1926 гг. железнодорожные ветки пролегли до Перт-озера и Кирпичного завода. В 1929 г. была запущена последняя ветка – Кремль-Филимоново, связавшая центр управления лагеря с торфоразработками. Последний раз железная дорога упоминается в официальных документах в конце 1931 г. По-видимому, ее тогда же разобрали, и, с началом навигации 1932 г., вывезли на строительство Беломорско- Балтийского канала. Женский барак (1936      г.), бывшая Архангельская гостиница, расположена к югу от монастыря. До середины 1920-х гг. в ней содержались заключенные женщины (кроме политических и оштрафованных). Позднее, узниц стали направлять и в другие отделения Соловецкого лагеря (в Савватьево, на о-ва Анзер и Муксалма). «Живоносный источник», церковь в честь одноименной иконы Божией Матери, была построена в 1856 г. в Филипповой (Иисусовой) пустыни, над источником, обретенным игуменом Филиппом, перед его отъездом в Москву. Зайчики, группа Заяцких островов, расположенных в 5 км к юго-западу от Соловецкого монастыря. [Большой] Заяцкий [Заячий] остров, больший из группы Заяцких островов (площадь – 1,5 кв. км). В середине XVI в. здесь появилось «пристанище» для кораблей, включающее каменную гавань, людскую избу и поварню. В конце XVII в., сюда была перенесена Иоанно-Предтеченская часовня, которую в 1702 г., по приказу Петра I, перестроили в церковь , во имя апостола Андрея Первозванного. В XIX в. в Андреевской пустыне появились – деревянный корпус, с покоями для соловецкого архимандрита, и некоторые хозяйственные сооружения. В лагерное время комплекс зданий использовался для нужд штрафного изолятора, в котором содержались беременные, женщины, страдающие венерическими заболеваниями, и узницы, наказанные в административном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593, с. Турчасово Каргопольского у.- 27.11.1633, Каргополь), прп. (пам. 20 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского мон-ря в Каргопольском крае (совр. Пудожский р-н Карелии). Сведения о Д. содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном Д. рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития Д.: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641-1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Д. на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Д. родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . К концу жизни отец Д. принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Д. В возрасте ок. 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком мон-ре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игум. Соловецкого мон-ря Антония (это произошло между 1605 и 1612, когда игум. Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Д. стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Д. решил последовать их примеру и тайно ушел из мон-ря в глубь Б. Соловецкого о-ва. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Д. также хотел встретить отшельника, к-рый благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Д. лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Министерство культуры России поддержало обращение Общественной палаты к главе Правительства с просьбой присвоить Соловецким островам статус объекта культурного наследия 23 октября 2008 г. 16:05 Министерство культуры России поддержало обращение Общественной палаты к главе Правительства с просьбой присвоить Соловецким островам статус объекта культурного наследия. В Палату поступило соответствующее письмо за подписью замминистра Андрея Бусыгина. «Минкультуры России поддерживает Ваше предложение о присвоении Соловецкому архипелагу как целостному объекту культурного и природного наследия статуса объекта культурного наследия — достопримечательного места», — говорится в письме. Министерство разделяет мнение экспертов Общественной палаты о необходимости ограничений на использование территории Соловецких островов и введение требований к хозяйственной деятельности на архипелаге: «Минкультуры России планирует подготовить материалы по данному вопросу для обращения в Правительство Российской Федерации». 21 июля этого года секретарь Общественной палаты Евгений Велихов по просьбе Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия направил письмо Владимиру Путину с просьбой «рассмотреть вопрос о присвоении особого охранного статуса всей территории Соловецкого архипелага». В письме общественники подчеркивали, что решительно выступают против попыток закрыть монастырь и прилегающие территории для посещения граждан или допускать туда исключительно православных паломников. «Вместе с тем мы настаиваем на разумном ограничении использования Соловков в качестве туристического объекта», — отмечалось в документе. Причиной обращения к главе Правительства стала обеспокоенность общественности ситуацией вокруг Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и прилегающей к нему территории Соловецкого архипелага. «В непосредственной близости от Соловецкого монастыря и братского кладбища жертв ГУЛАГа проводятся фестивали джаза и самодеятельной песни с мощным звукоусилением, утраиваются провокационные выставки и акции современного искусства, на Святом озере проходят спортивные регаты, а в лесных зонах разбиваются палаточные лагеря». В Комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия заявляют, что признательны Министерству культуры за поддержку и надеются на успех совместной работы. Пресс-служба Общественной палаты /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/478608.htm...

И. (как диакон) подписал 3 первые соловецкие челобитные в защиту старого обряда (2-я и 3-я челобитные написаны 30 сент. 1666; подпись И. как диакона может объясняться тем, что в мон-ре еще не было известно о лишении его сана, это распоряжение было, по-видимому, привезено в обитель в окт. 1666), под 4-й челобитной (15 окт. 1667) подписи И. уже нет. Это позволяет предположить, что бывш. диакон окончательно покинул мон-рь между окт. 1666 г. и нач. сент. 1667 г., до начала Соловецкого восстания . Это предположение не противоречит дате ухода И., принятой в позднейшей старообрядческой традиции: 6175 (1666/67) г. В старообрядческом предании (отразившемся в сочинениях Семена Денисова (см. в ст. Денисовы ) и Ивана Филиппова ) уход И. из мон-ря обретает символический характер, поскольку прп. Гурий Соловецкий предсказал ему: «Игнатие, изыди от монастыря сего, ибо свой монастырь равный собереши» (Повесть об осаде Соловецкого мон-ря. 1988. С. 158; Филиппов. 1862. С. 46; в интерпретации старообрядческих историографов «свой монастырь» И.- это община его последователей, погибшая вместе со своим учителем в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в 1687). Покинув Соловки, И. поселился в каргопольском «Спасовом монастыре» у игум. Евфимия, к-рый «любил же старое благочестие и служил по-старому. У него, Евфимия, жили соловецкие старцы Игнатий да Герман... да старец Иосиф... и иных человек с восмь - все жили у Евфимия игумена, в поварной келии немало время пребыша» ( Брещинский. 1985. С. 90). Впосл. И. обосновался близ сел. Повенцы «в Выговской пустыни, и выходя в села Повенецкое, и в Шунское, и Толвуйское, укрепляя и учаше стояти в древлецерковном благочестии люди» ( Филиппов. 1862. С. 27). В «Слове надгробном Петру Прокопьеву» (1719) Андрей Денисов сообщал, что И. посещал Курженскую пуст. (находилась на острове Курженского оз. в Пудожской вол. Олонецкого у.). В 70-х гг. XVII в. пустынь стала центром старообрядчества, там бывали Досифей , Корнилий Выговский и др. И. с ними «схождашеся и единоумно о благочестии усердствоваху... Многи же сей отец священный просвети учением, научи благоверию, наказа добродетелем и на подвиг возстави» ( Денисов А. 2008. С. 49). И. сыграл важную роль в создании Выголексинского общежительства , о чем неоднократно говорится в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова. Учениками И. были мн. выговские первопоселенцы, в т. ч. Даниил Викулин , который в течение года был келейником бывш. соловецкого инока. По свидетельству Жития Андрея Денисова, И. часто посещал в Повенцах дом Дионисия Евстафьева, отца Андрея и Семена Денисовых, крестил Андрея - основателя общежительства. С деятельностью И. и Емельяна Повенецкого, развернувших активную проповедь «древнего благочестия» среди крестьян, связана новая волна старообрядческого освоения «Выговской пустыни» в сер. 80-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/293451.html

Соловецкие этюды. Фотовыставка Сергея Веретенникова 26 ноября 2010 года в галерее храма Христа Спасителя открывается выставка «Соловки: Голгофа и воскресение» , посвященная 20-летию возобновления монашеской жизни в Соловецкой обители. В экспозиции представлена история Соловецкого монастыря, охватывающая и период его расцвета в XVI–XIX веках, и времена осквернения и упадка, и последние десятилетия его бытия. Значительную часть экспозиции занимают фотографии, сделанные на Соловках, начиная с рубежа XIX–XX веков и до наших дней. С работами одного из фотографов, представленных на выставке, мы решили познакомить читателей нашего сайта. Рассвет Осенний Анзер Общая панорама Соловецкого монастыря Святейший патриарх Кирилл у мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Святейший патриарх с братией Голгофо-Распятского скита Церковь Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове Литургия в церкви Андрея Первозванного Иордань Колокола Крестный ход и освящение воды на праздник Богоявления Поклонный крест у источника на о. Анзер Чин о панагии Отец и сын В ожидании патриарха Крестоносец Гора Голгофа Вознесение. Литургия в храме Вознесения Господня на Секирной горе На секирной горе зимой Церковь Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове Рабочеостровск В тумане Зимняя сказка Крестный ход Соловецкий силуэт Крест на мысе Кеньга Зимний рассвет Поклонный крест Ночь светла Кузова Наместник монастыря архимандрит Порфирий Церковь прп. Германа Соловецкого Троица Багровый рассвет В ожидании грядущего Града Первый луч Сергей Владимирович Веретенников родился в 1973 году. В 1997-м окончил Государственную академию сферы быта и услуг, получив специальность художник декоративно-прикладного искусства. С того же года начал заниматься фотографией. Работает фотографом в московском Даниловом монастыре. Его работы представлены в альбомах «Крест в России», «Новый Иерусалим: Образы дольнего и горнего» и др. Первый раз Сергей побывал на Соловках в 1993 году во время студенческой практики. Представленные соловецкие фотографии сделаны в разное время с 1999 по 2010 год.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery85....

Рубрики Коллекции «Фотографии для меня — это записи переживаний». Соловецкие острова на снимках Валерия Близнюка 2 мин., 19.05.2021 Поделиться Валерий БЛИЗНЮК Родился в Москве в 1964 г. Закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Член Московского Союза художников (секция монументально-декоративного искусства). Выпустил шесть авторских фотоальбомов. «Фотографии для меня — дневник, это записи переживаний. Соловецкие острова я снимаю более тридцати лет, это одна из главных тем в творчестве. Пять фотографий, выбранные из большой серии, особенно мне дороги. На них запечатлен исторический образ соловецких памятников, который сегодня изменился». -1- Андреевский скит Белого моря Скит расположен на маленьком острове Соловецкого архипелага. У древнего причала церковь Андрея Первозванного. Находясь в центре острова, мы видим со всех сторон его берега. Здесь невероятное ощущение пространства, которое замыкается морем, напоминает уединенность в келии. -2- Богослужение Фотография ночного богослужения в церкви Воскресения Христова Соловецкого Голгофо-Распятского скита на острове Анзер. В июне 1999 года я был участником рабочей группы, искали захоронение священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Владыка скончался в Соловецком лагере особого назначения в 1929 году, а через семьдесят лет мы искали место его захоронения на склоне горы. После этого богослужения могила была найдена. -3- Белая ночь Мне всегда хотелось проиллюстрировать образ Белой ночи на Соловках, этого невероятного перламутрового свечения, мягкого рассеянного света. Ночь, когда я снимал этот кадр, оказалась очень тихой. На причале я увидел поморский карбас, лодка стояла совершенно неподвижно, а море — застывшая зеркальная гладь… -4- Соловецкая крепость Архангельская башня Соловецкого монастыря — это Древняя Русь, одна из самых живописных башен крепости, она словно из былинных сказаний. Сохранился исторический памятник XVI beka — и кажется, что это далеко от нас в прошлом... Но, может быть, эта башня благополучно переживет и нас на сотни лет… -5- Морской мост Во второй половине XIX века от Большого Соловецкого острова на остров Большая Муксалма проложен мост-дамба. Мост построен из природного валуна, а протяженность более километра. В центральной части три арочных прохода. Камни более ста лет держатся вместе, раскрывая выразительный образ памятника и гениальность соловецких архитекторов. Подготовила Инна Волошина Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 20.04.2024 19.04.2024 16.04.2024 13.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/fotografii-dlja-menja-jet...

Женский барак , бывшая Архангельская гостиница, расположена к югу от монастыря. До середины 1920-х гг. в ней содержались заключенные женщины (кроме политических и оштрафованных). Позднее узниц стали направлять и в другие отделения Соловецкого лагеря (в Савватьево, на о-ва Анзер и Муксалма). [Большой] Заяцкий [Заячий, Зайчихи] остров , больший из группы Заяцких островов (площадь – 1,5 кв. км). В середине XVI в. здесь появилось «пристанище» для кораблей, включающее каменную гавань, людскую избу и поварню. В конце XVII в. сюда была перенесена Иоанно-Предтеченская часовня, которую в 1702 г. по приказу Петра I перестроили в церковь во имя апостола Андрея Первозванного. В XIX в. в Андреевской пустыни появились деревянный корпус с покоями для соловецкого архимандрита и некоторые хозяйственные сооружения. В лагерное время комплекс зданий использовался для нужд штрафного изолятора, в котором содержались беременные, женщины, страдающие венерическими заболеваниями, и узницы, наказанные в административном порядке. [Малый] Заяцкий [Заячий] остров , меньший из группы Заяцких островов (площадь – около 1 кв. км), который – вероятно, из-за отсутствия на нем источников пресной воды – никогда не осваивался монастырем. Квасоваренный корпус , построен в XVI в. в северной части Соловецкого монастыря, впоследствии к нему была пристроена одноименная башня. Кемский пересыльный пункт [Кемперес-пункт, КЕМЬ-ПЕР-ПУНКТ, Кемьперпункт] , организован в 1923 г. на Поповом острове как транзитный пункт для размещения следующих на Соловки заключенных. Те, кто попадал сюда в период навигации, как правило, там не задерживались и отправлялись пароходами на Соловки. В зимнее время людей распределяли по материковым отделениям и командировкам. Структура пересыльного пункта изменялась по мере развития самого лагеря. В 1928 г. Кемьперпункт делился на пять рот и три карантина, причем каждая рота была разбита на несколько командировок. В 1932 г. функции пересыльного пункта перешли к соседнему Морсплаву. Кемь , город (с 1785 г.), райцентр в Карелии, расположенный на р. Кемь в месте ее впадения в Белое море, в 434 км от Петрозаводска. В средние века Кемь являлась центром волости, которая в XV в. стала вотчиной Соловецкого монастыря. В конце XVI в. здесь появился деревянный острог, который выдержал нападение шведов. Позднее в Кеми было устроено монастырское подворье, а в лагерный период – пересыльный пункт и Управление Соловецких лагерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем Д. перебрался в Поморье. О его роли в укреплении старообрядчества в этом регионе известно из выговских источников: Жития инока Корнилия Выговского, «Слова надгробного Петру Прокопьеву» Андрея Денисова (см. Денисовы ) (1719) и опирающейся на него (в данной части) «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова. Андрей Денисов сообщал, что Д. часто посещал Курженскую пуст., расположенную на острове Курженского оз. в Пудожской вол. Олонецкого у. Здесь образовался влиятельный старообрядческий центр, где нашли приют недовольные новыми порядками иноки, выходцы из разных мон-рей, в т. ч. Соловецкого в честь Преображения Господня . В Курженской обители бывали инок Корнилий (живший в то время на Нигозере), Прокопий Нижегородский, соловецкий иеродиак. Игнатий , шунгский дьячок Даниил Викулин (оба последних, по свидетельству Андрея Денисова, были духовными детьми Д.), а также ученик Д. инок Евфросин . Сюда приходили исповедоваться и причащаться «мнози от знаемых и от сродных» Петра Прокопьева, т. е., без сомнения, все оставившие след в истории старообрядчества представители семьи Евстафия Иванова Вторушина: его сыновья Дионисий (отец братьев Андрея и Семена Денисовых), организаторы восстания крестьян Шунгского погоста против приписки к тихвинскому Большому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю в 1672 г. Яков (дед Петра Прокопьева) и Иван, а также сын последнего Емельян Иванов (Повенецкий, один из организаторов Палеостровских «гарей» 1687-1688 гг.). Д. стоял у истоков старообрядческого общежительства в этих краях. По свидетельству Андрея Денисова, он благословил раздельное проживание мужчин и женщин в поселении, сложившемся вокруг келий Игнатия Соловецкого на Пурнозере в «Выговской пустыни». Это дало основание Андрею Денисову утверждать, что Выголексинское общежительство - «священноигумена Досифеа благословением насажденное» ( Денисов. 2003. С. 272). Эти же сведения были повторены в «Истории Выговской пустыни». По сообщению Ивана Филиппова, Курженская пуст. была разгромлена при Новгородском митр. Питириме ( Филиппов. 1862. С. 79 - 80), следов., до 10 дек. 1671 г., когда митр. Питирим был вызван в Москву (7 июля 1672 возведен в сан патриарха Московского и всея Руси). С разгромом пустыни следует связывать приезд Д. осенью 1671 г. в Москву, где он причастил Феодору (Морозову), ее сестру кнг. Е. П. Урусову и Марию Данилову.

http://pravenc.ru/text/180329.html

Большое недоумение вызывает соглашение от 23.09.2005. о распределении памятников между Соловецким музеем и монастырем. Это соглашение очевидно противоречит действующему законодательству. Например, музей предлагает монастырю совместно использовать около 20 храмов и часовен, в том числе расположенные на территории Соловецкого кремля Спасо-Преображенский собор с папертью, Свято-Троицкий собор, церковь преподобного Германа. Более того, ряд храмов и часовен, например, храм св. Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. И это в наше время, когда повсеместно культовые здания-храмы и часовни передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви. Ближайшим примером тому являются Астраханский, Рязанский кремль. Хотя за соответствующими государственными музеями-заповедниками недвижимые памятники кремлей закреплены на праве оперативного управления (чем эти музеи существенно отличаются от Соловецкого), все кремлевские храмы и часовни переданы в исключительное пользование соответственно Рязанской и Астраханской епархий. О каком совместном пользовании  храмами может идти речь и как можно согласиться с передачей хотя бы даже одного храма в исключительное пользование музея, который очевидно не способен использовать храм по его прямому богослужебному назначению. Московская Патриархия не поддерживает такие предложения и, более того, ставит под сомнение наличие у музея права оперативного управления недвижимыми памятниками истории и культуры Соловецкого архипелага. Также хотелось бы подчеркнуть, что музей в большинстве случаев не использует памятники, либо использует их не по назначению. Имеются многочисленные факты порчи и разрушения памятников. Например, в центре Соловецкого кремля расположен трапезный комплекс с Успенской церковью и келарской (18 в.). В корпусе имеются две одностолпные палаты, которые согласно вышеупомянутому соглашению должны находиться в совместном пользовании музея и монастыря. Из-за прохудившейся кровли за последние несколько лет в обеих палатах на обширных участках стен и потолков появилась плесень и водоросли разных видов. Имеются фотографии, которые, на мой взгляд, говорят сами за себя.

http://patriarchia.ru/db/text/1416102.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010