[Тюрьма] на Лубянке (Москва), внутренняя тюрьма органов государственной безопасности РСФСР и СССР с 1919 по 1991 г. В настоящее время тюрьма входит в комплекс зданий ФСБ РФ на Лубянской площади, что в начале улицы Большая Лубянка, д. 2. [Тюрьма] Матросская тишина (Москва), как место содержания заключенных появилась в 1775 г. После 1917 г. на базе, построенной за несколько лет до этого тюрьмы, был создан Реформаторий (1918–1919) для несовершеннолетних осужденных, затем Кожевническая исправительная колония. Монастырская крепость была построена в 1582–1596 гг., при игумене Иакове, стараниями вологодского «городового мастера» Ивана Михайлова и соловецкого монаха Трифона Кологривова. Крепость относится к типу регулярных (ее отличительные черты – равномерное распределение боевых башен по периметру, их значительный вынос за плоскость стен и наличие подошвенного пушечного боя). Общая протяженность стен – около 1200 м, их толщина у основания достигает 7 м, высота – 11 м, высота башен – 17 м. Крепость имеет форму вытянутого с севера на юг пятиугольника с круглыми боевыми башнями по углам – Архангельской, Никольской, Корожной, Прядильной, Белой. Западная стена, обращенная к морю, укреплена Успенской башней. На Святое озеро выходит пристенок с двумя башнями – Поваренной и Квасоваренной. В башнях и стенах крепости устроено десять проездов на территорию монастыря. Музей Соловецкого отделения Архангель-ского общества краеведения (с 1926 г. Музей СОКа) был торжественно открыт 19 июля 1925 г. в надвратной Благовещенской церкви. Спустя два месяца заповедником был объявлен Спасо- Преображенский собор и деревянная церковь во имя апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове. [Большая] Муксалма – третий по величине остров Соловецкого архипелага (18 кв. км), название которого означает «мелкий пролив». В 1866 г. остров ради нужд молочного двора, который действовал с XVI в., был соединен с Большим Соловецким островом валунной дамбой. Спустя 10 лет на Большой Муксалме была построена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 г. учрежден скит в честь этого святого. До 1927 г. на острове находилось III отделение СЛОНа, а затем командировка I отделения с несколькими лагпунктами. В разные годы здесь отбывали наказание политические заключенные, располагались сельхоз и химическая лаборатория, в 1937–1939 гг. – подразделение Соловецкой тюрьмы ГУ ГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годом позже на Соловки прибыли царские полки под командованием воеводы Мещеринова. Противостояние вылилось в долгую осаду. Так называемое «соловецкое сидение» продолжалось почти восемь лет — с 1668 по 1676 годы. По свидетельствам, монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов. Но хозяйство соловецкое было крепким и самодостаточным, монастырь великолепно укреплен, монахи, крепкие в своих убеждениях, защищались смело — у них было 300 орудий и припасов на 30 лет, и, если бы не предательство одного из монахов, «сидение» продолжалось бы и дальше. Но в 1676 году крепость взяли царские войска. Почти все мятежники или погибли в схватке, или были позже жестоко казнены. Соловецкое восстание 1668-1676 В 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены. А Соловецкий монастырь после «никонианского» разгрома смог оправиться только к началу XVIII века. 5 1694 — на Соловки впервые приехал Петр I Царь приезжал в монастырь, планируя создать Военно-морской флот России. Вот как описывает первый визит государя в 1694 году известный ucmopuk XIX века Сергей Соловьев: «Потом царь отправился на яхте “Св. Петр” в Соловки; на дороге поднялась страшная буря, кораблекрушение казалось неминуемо. Петр приобщился уже Св. Таин из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастию, нашелся искусный кормчий, Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря. Собственными руками Петр сделал крест в полторы сажени вышиною и поставил на том месте, где вышел на берег; на кресте виднелась голландская надпись: “Сей крест сделал шкипер Петр в лето Христово 1694”». Второй визит Петра в Соловки связан с началом активных военных действий России по захвату региона Балтийского моря. В 1702 году на Вавчуге Петр спустил на воду два боевых фрегата, названных им «Святой Дух» и «Курьер». Он заложил новый фрегат «Святой Илия». В составе архангельской эскадры на яхте «Транспорт-Рояль» Петр второй раз прибыл в Соловецкий монастырь. Он привез с собой разобранную церковь, которую матросы собрали на острове Большой Заяцкий. Именно в те дни, возводя храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, царь Петр, по преданию, придумал и утвердил Андреевский стяг — боевой флаг Военно-морского флота России.

http://sever.foma.ru/soloveckij-monastyr...

Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10 (23) августа. На торжества в Соловецкую обитель в августе 2001 года прибыли Святейший Патриарх Алексий II и Президент России В.В. Путин. Патриарх освятил восстановленную церковь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, Соловецкого чудотворца, передал монастырю ковчег с частицей его святых мощей и чтимую реликвию — принадлежащее некогда святителю Филиппу каменное возглавие. Освящение часовни Памятным событием стало освящение часовни на берегу бухты Благополучия, построенной в XIX веке во имя святых апостолов Петра и Павла в память о посещении монастыря Петром I. Помощь и поддержку Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю оказывают его попечители, ставшие продолжателями издревле существовавших на Руси традиций благотворительности. Многие из них приняли участие в соловецких торжествах и вместе с паломниками молились за патриаршими богослужениями. В 2001 году был образован Попечительский совет, в состав которого вошли около 20 различных организаций. В августе 2002 года, к главным праздникам Соловецкой обители, в Спасо-Преображенском соборе сооружен пятиярусный иконостас, изготовленный попечением Вячеслава Кисилева, председателя Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева. 29 августа 2002 года воздвигнут и освящен Поклонный крест в пустыни Святителя Филиппа, установленный в память невинно осужденных узников соловецкого лагеря. Крест знаменует также место, где находился храм во имя Божией Матери «Живоносный Источник». Изготовлен крест при поддержке Московской международной детской киношколы. Имя Божие не бывает поругаемо Соловецкие острова — место особое в нашем Отечестве. Возрождается прославленная русская святыня. Безумие человеческое, которое творилось здесь, несло разрушения и смерть. «Как бы человек, последующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, будь то язычники-императоры Диоклетиан, Севериан и другие, начиная с Понтийского Пилата, и кончая теми, кто в прошлом веке преследовал всех, кто, исповедуя имя Божие, достойно пронес свой жизненный крест, — все гонители оказались посрамлены, — говорит наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф. Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники Российские. Если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще, то теперь сюда тянутся многие сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Это свидетельствует о том, что имя Божие не бывает поругаемо». Примечания Правмира Основные даты из истории Соловецкого монастыря О Соловецком монастыре на Правмире: Фильм о паломничестве:

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

Род Павла Дьяка Псковитяна: священноинока Валаама, Иакова... Род пана Григория Феод. Плюскова: Михаила, Володимера... Род Богдана Адамовича: Симеона... Род Василия Смощкевича: Василия... Род Пилишев Волоховича з Бельска: Оулианиу, Софию... Род Одинцев Олиферьевич... Род протодиаконовича з Мыши... В начале 14 листа вверху гранок написано киноварью: роди христианские, а потом после крупных слов: Помяни Господи души усопших раб твоих, прибавляется: вписывающихся в книги сиа общия: Иоанна... (на 2.1/2 страницах). Далее род князя Константина Крошинскрго: князя Романа, князя Иоанна... Род Тимофея Нишачины: Матвея... Род Ходасеев с Хворощи и Иванов Ольховиков: Феодора, Иоанна... Род пана Андрея Лозчин: Андрея, Анны... Род Острожского княжати: князя Константина Иоанна... Род Толоконского: Павла, Пелагии. Род Богоушев подскарьбьего: Михаила князя Андрея, Феодосии. Род Коптя писаря Королевского: Сидора... Род князя Матвея Никитича: князя Матвея, кн. Петра, кн. Михаила, кн. Иоанна, княгиню Фетинью, кн. Вассу Русаков: Александра, Евфимию... Род Тишков: Мисаила Схимника... Род Михайлов Романовича: Михаила. Романа, Иоулианы. Род Павлов Боговитинов: Павла... Род Гилев: Кирилла, Марины... Род князя Масальского: князя Артемона, княгини Евдокии... Род Мидов: Диомида, Григория. Род Феодора Андреевича Санктоушковича: князя Романа, кн. Симеона, Архиепископа Ионоу, Архиеп. Иосифа, Епископа Пахнотия, Епископа Кирилла. Епископа Бассиана, Еписк. Арсения, Ионоу Скимн... Род пана Андреев Григ. Плюшков Андрея. Род подстаросты Володимерского Георгия, Феодора, Тотианы. Род Ящея Голипяевского: Иакова, Оулиану, Анну... Род Процоутич: Инока Деонисия... Род Михаила Ильич Коптев: Михаила... Род Доупехов-Данилиев: Данила... Род Евстафиев Одинцев Симеона. Род Феодора Виволока: Иоанна... Род Романа Антоновича Корочаров: Аммоса, Ирины. Род Стефана Андреевича Городничого Верестейского: Стефана, Гавриила, Елены Гетманович... Род Данила Мелешка: Даниила... Род Евсевиев з Бельска: Протасия... Род Феодора Михайловича: Михаила...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

На листе 73 значится род князя Самуила Никитича Шайсупова, причем сбоку значится цифра р м (1641). На 78-й род княгини Марии Пожарской и царя Симеона Бей-Булатовича. На 81 стр. – род князя Трубецкого. На 83 странице род князя Иоанна Хованского и Ивана Черкасского. На 85 стр. – род князя Алексея Гостовского и Андрея Хилкова. На 86-й странице род князя Иоанна Воротынского. На 87-й странице – род князя Никиты Шаховского. На 95-й стр. род князя Василия Андреевича Звенигородского. На 98-й странице – род князя Акексея Гостовского. На 97 странице род князя Ивана Андреевича Дашкова. На 102-й странице – род нязя Андрея Гомановича Волконского. На 114-й стр. – роды князей Барятинских и Андрея Феодоровича Масальского. На 116-м листе род князя Григория Звенигородского. На 122 листе – род некоей старицы Анфисы, причем на поле указан год р н з (1649). На 124 листе род князя Александра Даниловича Гостовского. На 130 л. род дворянина Ивана Степановича Корсакова. На 147 листе – род князя Ивана Гязанского. На 151 листе род князя Семена Ивановича Шеховского. На 153 листе – род князей Гомановских. На 156 листе род князя Михаила Ивановича Волконского. На листе 157 значатся имена вкладчиков, кои писаны в листе р н з года, указанного на поле. На 159 листе значится род Михаила Васильевича Вяземского. На 170 листе значится род попа Козьмы Димитриева сына, что служил у Тождества Пречистыя Богородицы в пределе у престола мученика Никиты Столпника Переяславского Чудотворца, что у Государя на сенех в теплой трапезе. Вверху означен р а год (1653). На 187 листе – род дворянина Стефана Пылаева. На 202 листе – род дворянина Ивана Подгорецкого. На 222 листе род боярина Ильи Даниловича Милославского. На 223 л. – род боярина Морозова и Родостамова. На 231 листе род княгини Марфы Телятьевой. На 237 листе – род дворянина Григория Уковского. На 221 л. род князей Феодора Феодоровича и Владимира Андреевича Волконских. На 234 листе – род князя Михаила Львова. На 238 листе род дворянина Андрея Манжурова и Родостамова, причем указывается год з с а, (1693), составляющий позднейшую приписку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

в другом же вода». Василий пересказал услышанное своему духовному отцу иеромонаху Исидору Новгородцу и описал ему внешность отшельника: «Наг бысть весь, возрастом средний, скудобрад, тело же его черно, аки земля, и сухо, аки мертвеца». В монастыре стало известно о пустыннике, но никому больше не было открыто место его подвигов. Была ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация Андрея Соловецкого, как и других пустынножителей Соловецких, неизвестно, но в начале XIX в. имя его внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в начале XX в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление Андрея Соловецкого совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. Житие преподобного отца нашего, игумена Никодима (в миру Никиты) Кожеезерского, Хозьюгского 4 Память его празднуется месяца июля в 3-й день и месяца октября в 31-й день † 1640 Близ города Ростова, в селении Иванкове, родился сей великий труженик, и мирское имя его было Никита. Родители его были земледельцы, и часто с ними находился он в поле, пася стадо отцовское. Однажды, посреди тишины сельской, услышал он тайный голос, его зовущий, но не тем именем, которое он носил: «Никодим, Никодим!» Ужаснулся отрок, ибо никого другого не было в поле, и возвестил о том родителям. Они успокоили его, ибо уразумели в этом голосе предзнаменование иного образа жизни. Но как сын послушания, он оставался с ними до их кончины. После их смерти, чувствуя сиротство свое, переселился в Ярославль, где научился ковать железо и делать гвозди, чтобы питаться трудами рук своих. Потом переселился он в царствующий град, где занимался ремеслом своим, не забывая и нищих, которым уделял свои избытки, и часто посещал храмы Божии. В одном доме с Никитою обитал выходец из Твери, занимавшийся одинаковым с ним ремеслом, который имел злую и безнравственную жену. Ей пришла преступная мысль отравить мужа, и она положила яд в его пищу. Не зная коварного замысла, муж пригласил с собою обедать сотрудника своего Никиту, и оба были отравлены. Но муж немедленно умер, а Никита, хотя и сохранил жизнь, но страдал жестокою болезнью в утробе. Однажды сидел он, по обычаю, на месте, где продавал рукоделие свое, к нему подошел человек в странном одеянии и спросил, назвав его по имени: «Никита! Чем болишь, скажи мне без всякого сомнения, что с тобою случилось?» С полною доверенностью открыл ему болящий причину своей болезни, и странник сказал ему: «Чадо, в шестом часу дня приходи ко храму Владычицы, честнаго Ея Покрова, что на рву. Там я тебе дам лекарство, которое поможет тебе молитвами Пресвятой Богородицы». Послушался Никита и на указанном месте встретил его тот же человек, с малым сосудом в руке, из которого дал ему выпить, осенив прежде себя знамением крестным. В ту же минуту он исцелился от тяжкой болезни, а странник скрылся от его взоров, – это был блаженный Василий, Христа ради юродивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Род кн. Ив. Борис. Черкасского записан выше нежели в прежнем синодике, но потом опять пошли местные роды, как например: р. дьяка Силуана Авраамова, р. Едомских и знатные роды: князей Пожарских, Строгановых. Список братий здесь еще больше, и он имеет некоторые подразделения, а именно до Питирима и после него. Патриарх Иосиф уже пишется в строке, а равно и игумен Игнатий и Киприан приписан. Кроме указанных родов в предшествующем синодике, здесь значатся еще роды: москвитина Пряслова, старца Антония Сметаны, думного дьяка Мих. Волошанинова, р. княгини инокини Леваниды, москвитина Горбунова, р. архимандрита Хутынского, монастыря Феодорита, р. старца Исидора Блохи, р. Андрея Ив. Толстого, р. Мирона Вельяминова, р. старца Маврикия Корелина, р. священника Иринарха Сибирца, р. подьячего Стеф. Лумбоева, р. Дурова, р. Димитрия Годунова, р. Владыки Рязанского Филофея, р. Троицкого игумена Гермогена, р. Воронцовых, р. Вас. М. Юрьевых, р. Точевых, р. Гр. Морозова, р. кн. Александра Горбатова, р. Андр. Щелкалова, р. Горемыкиновых, р. кн. Шуйских, р. дьяка Андрея Арцыбашева, р. Алексея Исакова, р. дьяка Андрея Шерединова, р. Ром. Мих. Пивова, р. Собины Морозова, р. кн. Дим. Пожарского, р. Щелкалова, р. Исидора Скорятина, р. старца Ионы Щеки, р. бывшего игумена Тита, р. Верещагина с Колмогор, р. Ширковых с Ваймуги, р. Некраса Иосифова, р. Павла Спирова с Наволока, р. дьяка Никиты Псковитяка, р. Карцова, р Мартина Спасателева с Вологды, р. Кобелевых, Государева иконописца Дермина, (лист 101). Также много новых родов и на следующих листах, которых всех насчитывается до 190. По преимуществу здесь идут роды поселян Архангельской губернии, особенно мест, близких к монастырю. Однако на обороте 145 листа как-то оказался род кн. Дим. Петр. Пожарского, а на листе 147, р. Кошелевых. Со следующего листа заметно пошло новое писание, но на 152 листе по-видимому, опять идет прежнее письмо. Здесь поминается род старца Сергия Шестаковых, р. дьяка Ульянова, р. князей Лыковых, р. удельных князей, р. кн. Черниговских, кн. Оболенских, а на обороте опять идут Матигорцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Несмотря на сложность речи, предисловие это однако очень содержательно. Оно указывает время составления Синодика, и проливает свет на люботрудного составителя и все те обстоятельства, среди которых он трудился. Далее, как уже сказано было, повторяется: «Бывати же подобает всегда на конци Утрени и на конци Вечерни Исхождение»... Это писание сходно с предисловием и потому оно должно быть признано изначальным, а последующее – позднейшим, так что листы 69 представляют вставку переплетчика из другого Синодика. Посему на дальнейший лист можно смотреть как на продолжение первого. И так как помянник идущий далее еще разнствует и от второго, приближаясь однако более к нему, нежели к первому, то можно сказать, что от первоначального Синодика сохранилось весьма немногое. Порядка же нет и в другой редакции. Первый помянник его находится на 7-м листе, где исчисляются роды: Давида Рачка, Стася Крутка, Стефана Немиского, Романчуков, Чарковича, Павла Савлука, а на 9 листе Поминание Вселенское: Митрополитов: Иова, Петра, Силвестра, Дионисия, Иосифа, Гедеона, Варлаама. Потом Епископов: Афанасия, Иосифа II, Зосимы, Арсения, Афанасия, Феодосия, Серапиона. Инициалы этих имен киноварью, а дальнейших без киновари: Рафаила, Тимофея, Арсения; Архимандритов: Иосифа, Леонтия, Самуила, Макария, Афанасия, Тарасия, Иннокентия, Иоанникия; Игуменов: Никодима, Илариона, Афанасия, Евгения, Мартиана, Мелетия, Каллиста, Онуфрия, Макария, Иакова, Рафаила, Исаию, Пахомия, Феодосия, Анастасия. Далее поминаются Иеромонахи: Паисий, Иосиф, Самуил и другие, но Варлаам не значится. В конце сего листа киноварью написано: «По скончании же имен глаголет сие: И сих имена напиши в книзе животней в лики святых, в ограду благодарения, в жизнь вечную, неизглаголен и не мерцающ свет лица твоего». Лик: «Аминь». Иерей: «О еже проститися всякому согрешению». На следующем листе пишется род Пана Фомы Дубинского, далее р. П. Леонтия Висоцкого, опять Ф. Дубинского, Андрея Сятковича, Иоанна Вербовича, Андрея Кудиковича, Андрея Львовича, Оулиании Панчуцкой, Шишковой, Тимофея Москаля, Марии Сидоровны Шпитального храма Св. Троицы, Иакова Зайковского, Иеромонаха Никодима Шимоновича, Иеромонаха Варлаама Левина (составители Синодика), где значится иеромонах Вонифатий, Иереи: Димитрий, Григорий; инокини: Елизавета, Тавива и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее приписано: благоверн. ц. и в. кн. Алексия Михайловича всея России, ц-ча Илии, бпаговерн. царя и в. кн. Феодора Алексеевича всея России, ц-ча Александра, благ. ц. и в. к. Иоанна Алексеевич а всея России, царевича Алексия, ц-ча Петра, ц-ча Павла, благочестивейшего государя нашего императора Петра Вел., благочестивейшего государя нашего императора Петра второго, бывшего императора Петра Феодоровича, благоверного принца Иоанна. Очевидно, что это Никоновский синодик. Против имени ц-ча Алексия постановлено ф года, против Петра I 1725 ианнуария 23, против Петра 1730 ианнуария 19. Через несколько страниц пишется: род благоверных благочестивых князей поместных: князя Иоанна, нареченного во святом крещении Тимофея, кн. Изяслава, Мстислава, Ярослава, Феодора в. Иоанна, Владимира, Ростислава, Георгия, Феодора, Георгия, Феодора, Ярополка, Мстислава в. Андрея, Михаила, Вячеслава, Ярополка, Всеволода, Святослава, Гавриила, Василия г, Иоанна г, Димитрия, Георгия, Андрея, Иоанна в. монаха Иоасафа, Афонасия, Сергия, Георгия, Андрея в. Иоанна, Бориса, Владимира, Василия, Бориса (Шереметьев). Цари Казанские: царя Александра, ц. Симеона. На следующей странице: помяни Господи души благоверных и христолюбивых цариц и великих княгинь и чад их: великие княгини Ольги, нареченные в святом крещении Елены, в. к. Анны, Елены, Иулиании, монах. Марии, Александры, Евфросинии, монах. Софии, монах. Марфы, в. к. Марии, Елены, благоверные царицы и в. кн. Анастасии, царевны Анны, Марии, бл. царицы и в. к. Марии, бл. ц. и в. к. Марфы, царевны Феодосии, бл. царицы и в. к. Ирины, в монашестве Александры, бл. цар. и в. к. Марии, бл. цар. и в. кн. инокини Марфы, царевны Анны, бл. цар. и в. к. Евдокии, царевны Марфы, Пелагии, Софии, Евдокии, бл. ц. и в. к. Марии, царевны Евдокии в. Далее приписано: царевны Феодоры, Ирины, бл. царицы и в. к. Агафии, бл. царевны и в. княжны инокини Анфисы, схимонахини царицы и в. к. Наталии, царевны и в. княжны монахини Сосанны, Татианы, монахини Маргариты, Феодосии, царицы и в. к. Марфы, царевны и в. княжны Наталии, Екатерины, царицы и в. кн. Параскевы, царевны и в. к. Марии, Наталии Петровны, благочестивейшей г-ни нашей императрицы Екатерины, княжны Наталии Алексеевны, царевны Анны Петровны, царицы и в. к. монахини Елены, царевны и в. к. Параскевы Иоанновны, Екатерины вел. госуд. императрицы Анны, бл. и в. княжны Анны Петровны, благочестив, и в. г. императрицы Елизаветы Петровны, бл. принцессы Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Феодосии, инокини кн. Евгении... Агафии. И зауряд пишется. «Помяни Господи Великаго Короля Польскаго именем Димитрия, Великаго князя Литовскаго именем Александра, благоверныя княгини Ольгу, Феодору, инокиню кн. Агрефину, Великую княгиню Литовскую Анну, инокиню кн. Улиану, инокиню кн. Марию (Вышковскую), Феодосию». Род князя Андрея Александровича не называется по фамилии. Очевидно, это род Пронских. Здесь называются имена князей: Андрея, Феодора...., княгинь: Василисы, Феодоры, инока князя Алексия, инокини кн. Агафии, инокини кн. Василиссы, схимника кн. Елевферия, схимника кн. Михаила, схимника кн. Иоанна, схимника Ионы, схимника Илариона, схимника Мисаила, священно-инока Варнавы, Андрея. Род Панен Богушевой подскарбии написан как-то бледнее, но все же с искусством, полным древнего уставного письма. Здесь именуются князья: Иоанн, Владимир, Иаков, Филипп..., княгини: Анастасия, Татиана, Феодора..., Архимандрит Вассиан, схимник Илларион, схимницы: Мефа, Акилина, Пелагия, Елена и Филарета, славной памяти Его милости пана князя Александра. Очевидно под этим Александром должно разуметь Пронского, ибо далее называется княгиня Феодора, под которой должно разуметь его жену Феодору из рода Сангушек. Множество имен монашествующих в роде Богушевых дает ясно уразуметь, сколь возлюбленны были монастыри для рода сего, из чего понятно и то, что даже основание монастыря приписывается роду сему. Неудивительно, что к роду сему отнесены благотворители монастыря последующего времени, а также и духовные покровители его митрополиты: Иов, Исаия, Петр и Епископы: Паисий, Афанасий, Иосиф и даже игумены Савва, Варфоломей. О роде Игумена Яблочинского монастыря Макария Корниловича, бывшего наместника Мелецкого, сделана заметка: «Написася ахмв (1642) марта то дня». Другими чернилами и он вписан в свой род, а сбоку написано: «Представися роду ахоз (1677) месяца октембрия и дня свитающу дню четвергу». О роде Иеромонаха Киприана Рудникова замечается, что он вписан в 1647 году. Об Иеромонахе Исаии замечается, что он с Добромля, о Димитрии Томашевском – с Подгорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010