Престольный праздник в скиту святого апостола Андрея Первозванного Александро-Невской Лавры августа 2013 Праздничное Богослужение возглавил игумен Сильвестр (Кирсанов). Поздравить насельников скита приехала братия Александро-Невской Лавры. 21 августа 2013 года в день памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в скиту св. ап. Андрея Первозванного была совершена Божественная Литургия. Праздничное Богослужение возглавил игумен Сильвестр (Кирсанов) . Поздравить насельников скита приехала братия Александро-Невской Лавры. По окончании Божественной Литургии был совершен Крестный ход во время которого была совершена заупокойная лития о монахе Серафиме (Елгине), строителе скита. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность. Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года. Источник:  http://lavra.spb.ru Поделиться 11 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Преподобный Андрей Рублев — духовный внук преподобного Сергия, это не раз подчеркивалось. Но подобно тому, как Троицкий собор воплотил в себе духовный опыт преподобного Сергия, духовный опыт преподобного Андроника и его учеников воплощен в соборе в честь Нерукотворенного Образа Спасителя Андроникова монастыря. Этот монастырь явился выразителем основных идей православного иконописания. Об иконах преподобных Даниила и Андрея еще в XVI–XVII веках свидетельствовали, что они «все чудотворные». Икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублева Соборным определением 1551 года приравнивалась к каноническому образцу (Стоглав. М., 1890. С. 1681). В «Степенной книге», составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами». Память преподобного Андроника и его святых учеников совершается в день кончины преподобного Андроника — 13/26 июня и в Соборе Радонежских святых — 6/19 июля, установленном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля (нового стиля) 1981 года. Память преподобного Андрея Рублева отмечается также в день его тезоименитства — 4/17 июля, за день до праздника обретения честных мощей преподобного Сергия. Июнь 14 Елисей Сумской, преподобный Преподобный Елисей жил и подвизался в Соловецкой обители во времена близкие к преподобному Зосиме и, быть может, был его сподвижником. Из жизни Елисея только и известен один предсмертный его подвиг, в котором ясно выразились великое благочестие старца и помощь горняя, осенившая его по заступлению прп. Зосимы. Четыре брата — Елисей, Даниил, Филарет и Савватий — по благословению своего настоятеля трудились на рыбной ловле на реке Выге, у порога Золотца, в 60 верстах от монастыря. В один день, когда все они исправляли рыболовные сети, Даниил, по откровению ли Божию или по каким-либо внешним признакам, вдруг начал говорить Елисею: «Напрасно, брат, ты трудишься в исправлении этих сетей, не будешь ловить ими рыбу: к тебе приблизилась смерть и ловля твоя окончилась».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России составили план благотворительной работы на 2007 год 20 декабря 2006 г. 12:23 Целый ряд заметных общественно значимых инициатив намерены реализовать в наступающем году Фонд Андрея Первозванного (ФАП) и Центр национальной славы России (ЦНСР), о чем было объявлено во вторник вечером на ежегодном собрании попечительского совета и правления этих организаций, передает «Интерфакс». В числе прочего это восстановление больничного комплекса в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, продолжение работ по возрождению Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, отливка и передача колоколов Соловецкому монастырю, реализация программы «Александр Невский» (совместно с Уральской горно-металлургической компанией), мероприятия на Святой земле по случаю 160-летия Русской духовной миссии в Иерусалиме . «Сегодня в обществе существует потребность в правильном и хорошем освещении нашей истории. Мы с вами рисуем образ новой России, и он воспринимается по-новому», — заявил на собрании глава попечительского совета фондов Владимир Якунин . Он напомнил, что Центр национальной славы России был учрежден в Москве ровно пять лет назад, когда, по мнению В.Якунина, «в условиях становления российского государства отсутствовала та надстройка, которая отличает государство самостоятельное от государства несамостоятельного». При этом он обратил внимание на перелом, который произошел за последние годы в сознании россиян, которые почувствовали гордость за свою страну, ее историю и настоящее. «Когда мы говорим об утверждении самобытности нашего государства, мы говорим вовсе не о сепаратизме, но даем понять, что те времена, когда люди стеснялись в общении с иностранцами называть себя русскими, прошли. У нас закончились эксперименты с барабанными палочками», — отметил В.Якунин. В свою очередь замминистра иностранных дел РФ Александр Салтанов, благодаря Фонд и Центр за благие начинания, отметил, что прежде российской политике «не хватало гражданской составляющей». Однако «за последнее время мы стали увереннее себя чувствовать», — добавил А.Салтанов, подчеркнув, что «нет ничего выше, чем наши национальные интересы». В ходе собрания были также вручены Патриаршие награды ряду руководителей фонда. Так, член правления ФАП и ЦНСР Наталья Якунина была удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги (III степени); руководитель Федерального агентства по информационным технологиям генерал армии Владимир Матюхин — ордена святого благоверного Димитрия Донского (II степени); председатель правления банка «Миллениум», вице-президент ФАП Михаил Байдаков — ордена святого благоверного Даниила Московского (III степени); генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Сергей Хронопуло — ордена святого преподобного Сергия Радонежского (III степени). Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/172854.htm...

Несколько позднее началось строительство ещё двух монастырей. Патриарх Никон , будучи иноком Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился с острова Анзер в небольшом судне на материк. Бурей судно было прибито к Кий-острову Онежской губы. В благодарение Богу за избавление от гибели он поставил здесь деревянный крест. Позднее, когда в сане митрополита Новгородского он возвращался в Москву с мощами святителя Филиппа, он опять посетил этот остров и поставил там часовню. Став же Патриархом, он строит на Кий-острове монастырь в честь Животворящего Креста Господня. В 1660 году Патриарх Пикон прожил около года во вновь основанном монастыре, где уже было закончено строительство соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня с приделами, посвящёнными Архангелу Михаилу и святителю Московскому Филиппу. Престол в алтаре был выполнен из огромного гранитного камня наподобие Гроба Господня. Как отмечают исследователи, архитектурные особенности самого храма роднят его с Преображенским собором Соловецкого монастыря, построенным митрополитом Московским Филиппом в бытность ею настоятелем в Соловках. Второй монастырский храм на Кий-острове был посвящён празднику Происхождения Честных Древ Креста Христова и освящён 1 августа. Таким образом, в истории этого храма первый престольный праздник совпал с днём его освящения. Для Крестного монастыря был изготовлен крест, точно повторивший размеры Голгофского Креста Христова. Для этой цели в Иерусалим был послан патриарший иеромонах. Выполненный из кипариса крест был обложен листами позолоченного серебра, и в него были вложены частицы Древа Креста Господня и Ризы Господней, частицы Гроба Господня, камня Гроба Господня, камня вертепа; было вложено также множество частиц мощей святых угодников: кроме мощей апостола Андрея Первозванного, первого проповедника веры Христовой на Руси, наряду с мощами восточных общехристианских святых помещены были частицы мощей митрополитов Московских Петра , Алексия, Ионы и Филиппа, первого казанского святителя Гурия, архиепископа Иоанна Новгородского, преподобных Сергия Радонежского, Антония Римлянина, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальскою, праведного Иакова Боровичского и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Далее идут частные роды, начиная с рода великого государя святейш. Никона патриарха Моск. и всея великия и малыя и белыя России: святейш. патриарха Никона (вписано после) помяни Господи души усопших раб своих и рабынь: раба своего Мины, Марианны, Иоанна, монахини Макрины, Василия В., Гавриила, Марины, Пелагии, Иоанна, Никифора м-ца, Григория м-ца, Симеона м-ца, Анны м-ца, Алексея м-ца, Марии м-ца, Василия м-ца, священноиерея Мирона, Иова, Василия, священномонаха Авраамия (?), Прокопия, Евдокии. Далее поминаются архиепископы Ростовские, епископы Пермские, начиная со Стефана, род гр-ва духовника благовещенского протопопа Андрея Савиновича, род стольника Батурина, род соловецкого архимандрита Макария, р. арх. Сергия, Феофана, р. дворянина Хвостова, р. Крестн. м. архим. Ионы, р. архим. Лаврентия, р. Кожеоз. м. монаха Серапиона, (бывшего строителя Сырьенской пустыни) игумена Павла, схимонаха Моисея, Иоакима, схимонахини Соломии, Иоанна, Петра, Ксении, Стефана, Неонилы, р. монаха Ионы Корабля, р. Константина Калашника (с Москвы) р. капитана Петра Кореневского (Арх. город.) Кочманова, р. Василия Боташева. Здесь же находится помянник монахов Крестного монастыря на нескольких разнописанных страницах. Сверху родов крестьян помечается из каких мест они. Причем большинство родов значится из окружных сел: Ворзогор, Прилука и т.под. 2 . Другой Синодик Крестного монастыря более, и даже совершенно сохранился. Он тоже переплетен в кожу. Но кожа покрывает не дерево, а картон. На внутренней обложке его написано: «Синодик Крестного монастыря». На следующей же странице написано: «Опись Синодика 2». Синодик начинается словом о усопших, которое озаглавливается так: «Предисловие о еже в вере усопших, яже о них бываемыя службы и благотворения пользуют зело их». Оно читается так: «Зане божественнейшии отцы духоноснии узакониша совершати памяти от века благочестно скончавшихся человеков всех, вины ради сицевыя; понеже бо неции, безгодную многажды на странстве подяше смерть, в мори же и непроходных горах: стремнинах же и пропастех, и пагубах, и гладех, и запалениях, и ледах, и бранех, и студениях, и иныя всякия смерти претерпевше, равно же и убозии суще, и немощнии и узаконенных псалмов и песней памяти не получиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Новости 13 мая, 2012 13 мая, 2012 Юрия Шевчука наградили одной из высших наград Русской и Украинской православной церкви Глава Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), митрополит Киевский Владимир в субботу наградил Орденом Святого Андрея Первозванного на ленте лидера российской группы " ДДТ " Юрия Шевчука. 13 мая, 2012 В культурном центре " Покровские ворота " состоится презентация книги Виталия Каплана " Иной среди иных " Действие повести В. Каплана «Иной среди иных» происходит в мире цикла Сергея Лукьяненко о Дозорах. В книге Каплана — вера в Бога и таинственный магический дар, надежда на спасение и борьба со своей природой. 13 мая, 2012 Протоиерей Димитрий Смирнов: людей, которые платят десятину, сейчас нет Вот, например, у нас в стране есть несколько очень богатых людей. Допустим у них по 10 млрд. долларов. Если бы кто-то из них, будучи христианином, решил бы заплатить десятину, то он что, должен был бы отдать миллиард? 12 мая, 2012 Прогулка с писателями? 13 мая в полдень писатели и поэты выйдут на прогулку по московским бульварам - от памятника Пушкину на Пушкинской площади до памятника Грибоедову на Чистых Прудах. Инициативу комментируют Ольга Седакова и протоиерей Владимир Вигилянский. 12 мая, 2012 Лидер украинской рок-группы награжден церковным орденом за утверждение истин православия Митрополит Владимир отметил инициативу и поддержку музыканта в организации концертов современной музыки, посвященных юбилею Крещения Руси. 12 мая, 2012 Экспедиция на поиски затонувших колоколов Соловецкого монастыря отправится в июле После нескольких поисковых экспедиций в 2006 году в Белом Море были обнаружен колокол Анзерского скита Соловецкого монастыря, однако поднять его не удалось. 12 мая, 2012 Тульские власти совместно с митрополией откроют школы для молодых родителей " В помещениях, которые предоставят епархии, будут проводиться консультации сотрудников загсов, комитетов соцзащиты, медиков, встречи со священнослужителями " Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/502...

Передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви не повлечет тех катастрофических последствий для Соловецкого музея и местного населения Соловков, на которые «прозрачно» намекают Д. Луговой и М. Лопаткин в данных ими интервью. Как представляется, Д. Луговой намеренно будоражит население, заявляя в своем интервью ИА «Росбалт-Север» о том, что «никаких документов о закрытии музея или переселении жителей на материк» он не получил. Таких документов не существует, поскольку ни государство, ни Церковь не ставят вопрос о ликвидации музея и переселении местного населения Соловков на материк. В интервью ИА «Двина-Информ» директор Соловецкого музея М. Лопаткин призывает выстраивать «совместную работу государства, Церкви и общества по сохранению Соловков» на основе заключенных в 2005 г. между Соловецким музеем-заповедником и Соловецким Спасо-Преображенским монастырем соглашений, содержащих якобы «согласованный» список памятников, которые подлежат закреплению соответственно за музеем и (или) монастырем. Легитимность этих соглашений более чем сомнительна. Действующее российское законодательство относит храмы-памятники к имуществу религиозного назначения (ст. 3, 47, 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. 490). Обеспечить использование православных храмов по их целевому (религиозному) назначению может только Русская Православная Церковь. В этой связи ничего, кроме недоумения, не вызывает соглашение от 23.09.2005, заключенное между Соловецким музеем и монастырем и предусматривающее распределение между ними храмов-памятников. Ряд храмов и часовен, например, храм св. Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. И это в наше время, когда повсеместно культовые здания-храмы и часовни передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1416188.ht...

54 В третьем письме, присланном на имя игумена Антония от шведского военачальника Андрея Стоварта и Каянского воеводы Эрика Харэ, воевода Эрик Харэ, уведомлял Соловецкого игумена, что он имеет намерение со своими войсками следовать чрез поморские владения для соединения с главными силами Делагарди, будто бы для того, чтобы скрыть от поляков число войск, но по недостатку продовольствия не мог выполнить своего намерения. В 1611 г. прислано было от того же воеводы новое письмо игумену Антонию. Ист. опис. Солов, мон., ч. I, стр. 104–106. 58 Во время настоятельства Антония в Соловецкий монастырь был прислан бывший казанский царь Симеон Бекбулатович (в магометанстве Едигер-Махмет). Принявший православие при царе Грозном, ослепленный по проискам Бориса Годунова, он во время самозванца Лжедимитрия явился горячим защитником православной веры и русской народности, за что и был сослан в Соловки, где и пострижен под именем Стефана. Цит. статья Колчина Рус. Стар, ноябрь 1887, стр. 351–352. Истор. опис. Солов, мон. стр. 116–118. 60 После игумена Рафаила, переведенного в 1636 г. в настоятели Новгородского Хутынского монастыря, а в 1646 хиротонисованного в архиепископа астраханского, игуменами были: Варфоломей (Коноплев) (1636–1639) исходатайствовавший у царя разрешение на продажу 130,000 п. соли без прибавки пошлин. Паисий (1639–1640) и Маркелл (1640–1645), назначенный впоследствии архиепископом вологодским и белозерским и завещавший похоронить себя в Соловецкой обители. О его преставлении архим. Варфоломей доносил Алексею Михайловичу в таких словах: «с того времени, как он привезен к нам в монастырь одиннадцать недель, а тело ничем же рушимо, а лице светло, дух же исходит от тела его добронравен». 61 Выписка из записной книги Московского Успенского собора. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Свят. Прав. Синода. Т. 3. СПб. 1878, 331/ 71. 65 Из Соловецкой челобитной, поданной царю в 1666 г. видно, что ссыльных, по преимуществу из попов и чернецов, находилось в то время в монастыре до 40 человек. Материалы для ист. раскола, т. 3, стр. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1602 г. При строительстве валунной галереи была значительно расширена западная паперть собора. Здесь было сооружено особое помещение — книгохранилище монастырской библиотеки. 1695 г. На вклад царевича Петра Алексеевича сооружается грандиозный многоярусный резной иконостас. Старинные иконы были подновлены и частично написаны вновь. Часть из них находится ныне в Москве, в музеях Кремля и Коломенского. 1860 г. По проекту архитектора Шахларева к северо-восточному углу Спасо-Преображенского собора пристраивается Свято-Троицкий собор, куда вошел придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 1923-1939 гг. Пожар, возникший при передаче имущества в концлагерь, уничтожил главы и кровлю собора. Во времена Соловецкого лагеря собор охранялся как памятник архитектуры. 1940-е гг. Старинный иконостас был уничтожен при организации Школы юнг. Тогда же были расстреляны росписи стен храма. 1960-е гг. Началась реставрация собора. 2002 г. В соборе сооружен и освящен пятиярусный иконостас, изготовленный на средства Международного фонда имени преподобного Андрея Рублева. 2007 г. Великое освящение Спасо-Преображенского собора. По материалам Редакционно-издательского отдела Соловецкой обители Спасо-Преображенский собор центральное сооружение архитектурного Соловецкого монастыря. Заложенный в 1558 г. он стал средоточием лучших достижений зодчества, живописи и декоративно-прикладного искусства. На протяжении столетий его облик и внутреннее убранство подверглось значительным изменениям, вплоть до полной утраты заполнения интерьеров. Реставрационные работы последних десятилетий отчасти вернули ему архитектурный облик, собор приспособлен для церковных служб. В 2002 г. был установлен и освящен новый иконостас, исполненный в стилистике XVI столетия. В 2012-2017 г.г. проведены следующие работы: реставрация фасадов, кровли, реставрация и воссоздание оконных и дверных заполнений, реставрация и воссоздание гранитной лестницы, реставрация интерьеров, полов, инженерных сетей. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

http://sobory.ru/article/?object=05746

Невозможно было осуществить большое строительство и без хороших дорог. Многокилометровые пути, проложенные на Большом Соловецком острове при игумене Филиппе, сохранились до наших дней! Старая дорога на Соловках. Фото Андрея Уланова Филиппу предстояло коренным образом изменить экономику большого хозяйства. Это было непросто. Много чего на острове просто не было и приходилось привозить с материка. Например, металлические изделия, стекло для окон, известь для раствора… Когда монахи не справлялись с большой стройкой своими силами, приходилось приглашать строительные артели, а их тоже нужно было и устраивать, и обеспечивать, и кормить… Для новых иноков, прибывавших в монастырь, и приглашенных строителей возводились жилые избы, чуланы (клети), кельи. В монастыре появилась своя кузница, увеличился многократно монастырский флот, на массовую основу поставили кирпичное производство — были выстроены печи для обжига кирпича и амбары для его хранения. Для островов, которые большую часть года остаются отрезанными от материка льдами, проблема обеспечения продовольствием была жизненно важной, особенно с учетом того, что братия в период игуменства святителя Филиппа возросла многократно. В середине 1540-х годов хозяйство Соловецкого монастыря едва могло прокормить братию, монахи жили практически впроголодь. А при Филиппе, как пишет местный летописец, «…прибыли шти с маслом, да и разные масляные приспехи, блины и пироги, и оладьи, и крушки рыбные, да и кисель, да и яичница… стали в монастырь возити огурцы и рыжики…» Чего стоят одни только Филипповские садки! Юго-восточнее часовни преподобных Зосимы и Германа Соловецких чудотворцев (около 1,5 км от Соловецкого кремля) монахи устроили садки для разведения рыбы — небольшой морской залив, отделенный от моря искусственной дамбой из некрупных валунов. Садки использовались для сохранения живой рыбы. Ее ловили в Белом море при нормальной погоде, помещали в огороженный залив, она получала достаточное питание с приливами, а когда на море был шторм и лов рыбы становился опасным или невозможным, брали рыбу из садков, обеспечивая себе стол в любую погоду.

http://sever.foma.ru/kak-russkie-monahi-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010